УДК 330.322.5 ФАТТАХОВ Р. В.
FATTAKHOVR. V.
СИСТЕМА МОДЕЛЕЙ ОЦЕНКИ КРУПНОМАСШТАБНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В РЕГИОНЕ1
SYSTEM OF MODELS FOR REGIONAL LARGE-SCALE INVESTMENT PROJECTS
EVALUATION
Аннотация: в статье исследуются методологические и методические подходы к обоснованию крупномасштабных инвестиционных проектов. Основное внимание уделено компьютерному инструментарию оценки финансовой, бюджетной и экономической эффективности, разработке сценариев реализации проектов и согласованию интересов его участников с помощью системы экономико-математических моделей.
Abstract: in the paper methodological approaches to the justification of large-scale investment projects are studied. Emphasis is placed on computer tools for assessing the financial, budgetary and economic efficiency, developing project scenarios and coordination of interests of the participants through a system of economic and mathematical models.
Ключевые слова: крупномасштабные инвестиционные
проекты; экономико-математическая модель; финансовая, бюджетная и экономическая эффективность; компьютерный инструментарий; согласование интересов.
Keywords: large-scale investment projects; economic and mathematical model; financial, budgetary and economic efficiency; computer tools; coordination of interests.
Становление системы российского федерализма, создание реальных и надежных условий устойчивого экономического роста непосредственно зависит от многостороннего и целенаправленного развития регионов, согласования интересов государства и субъектов федерации.
В интересах наиболее эффективного и комплексного использования ресурсного потенциала и интеграции субъектов РФ в едином экономическом пространстве принципиально важно ориентировать органы государственной власти федерального уровня и субъектов на долгосрочные цели и проекты регионального развития, исходить из необходимости взаимосвязанного и поэтапного достижения намечаемых целей в экономической и социальной сферах.
В этих условиях руководители нуждаются в серьезной методической помощи и при принятии управленческих решений, и, прежде всего, при выборе стратегических направлений деятельности с учетом всех особенностей хозяйственной,
административной и нормативно-правовой среды. Одним из подходов к решению этих проблем является разрабатываемый за последние годы в Центральном экономико-математическом институте РАН, Институте социально-экономических исследований Уфимского научного центра РАН (ИСЭИ УНЦ РАН) и Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации с участием автора комплекса иерархических экономико-математических моделей (ИЭММ) предприятий, отраслей, муниципальных образований, регионов, которые позволяют не только анализировать текущее состояние и ход структурных изменений, но и прогнозировать и оценивать различные сценарии развития экономики (см. рис. 1). Каждая частная задача формируется в виде модели, которая использует обособленную часть единой информационной модели с различной степенью детализации фрагментов нескольких иерархических уровней: предприятие, проект — отрасль, муниципальное образование — регион.
1 Исследования проводятся в рамках гранта РГНФ № 11-02-00678а
88
Рисунок 1. Комплекс иерархических ЭММ региона
В представленной модельной конструкции блок моделирования предприятий и проектов включает в себя фактически три экономикоматематические модели2:
- модель оценки финансовой и бюджетной эффективности инвестиционных проектов;
- модель оценки экономической эффективности инвестиционных проектов;
- модель реформирования и финансового оздоровления предприятий.
Модели позволяют вырабатывать стратегию развития предприятия, проводить оценку инвестиционных проектов, а также составлять бизнес-планы, удовлетворяющие требованиям ЮНИДО и Всемирного банка.
Объем публикации не позволяет рассмотреть все модельные конструкции, и в данной работе основное внимание уделяется использованию блока моделирования проектов для оценивания крупномасштабных региональных и межрегиональных инвестиционных проектов.
1. Современная постановка
В настоящее время имеется достаточно широкий набор инструментальных методов ре-
шения задач по оцениванию финансово-экономической эффективности инвестиционных проектов3. Каждый из них предоставляет исследователю большие возможности для комплексного анализа альтернативных вариантов и отбора наилучшего по тем или иным критериям. При рассмотрении предлагаемых подходов нетрудно обнаружить достаточно широкую область их взаимозаменяемости и дополняемости как с точки зрения используемых постановок, так и с точки зрения используемых моделей и инструментальных средств.
Это и понятно, поскольку основная часть из рассмотренных выше работ имеет по существу единую методическую основу. Главными её элементами являются анализ финансовых потоков затрат и результатов производства, вычисление так называемой внутренней нормы эффективности, учет риска, а также отдельных элементов финансового механизма. При этом во всех постановках предполагаются заданными стандартные внешние условия реализации проекта, соответствующие режиму стационарного функционирования системы типа свободного рынка.
2 См.: Львов Д.С., Фаттахов Р. В. Оценивание крупномасштабных инвестиционных проектов в регионе / Под ред. акад. Д. С. Львова. М.: ЦЭМИ РАН, ИСЭИ УНЦ РАН, 2001. 113 с.; Медницкий В. Г., Фаттахов Р В., Бушанский С. П. Крупномасштабные инвестиционные проекты: моделирование и экономическая оценка. М.: Наука, 2003. 264 с. Фаттахов Р. В. Экономико-математическая модель предприятия в условиях нестабильной экономики // Вестник УГАТУ 2000. №1.
3 См.: Беренс В., Хавранек П. М. Руководство по оценке эффективности инвестиций. М.: АОЗТ «Интерэксперт», «ИНФРА-М», 1995. 528 с.; Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (вторая редакция): Минэкономики России, Минфин России, Госкомитет по строительству, архитектуре и жилищной политике. М.: ОАО «НПО «Изд-во «Экономика», 2000. 421 с.; Комплексная методика (основные положения) по оценке эффективности общественного производства и отдельных хозяйственных мероприятий. М.: ГКНТ СССР АН СССР, 1983; Львов Д. С., Фаттахов Р. В. Оценивание крупномасштабных инвестиционных проектов в регионе / Под ред. акад. Д. С. Львова. М.: ЦЭМИ РАН, ИСЭИ УНЦ РАН, 2001. 113 с.; Медницкий В. Г., Фаттахов Р. В., Бушанский С. П. Крупномасштабные инвестиционные проекты: моделирование и экономическая оценка. М.: Наука, 2003. 264 с.
Но в ряде случаев стандартный набор элементов хозяйственного механизма оказывается малопродуктивным: при оценивании эффективности проектов одновременно с расчетами собственно экономической эффективности приходится решать и вопросы обоснования внешней среды, в которой будет реализовываться проект. А это означает, что необходимо подобрать систему налогов, финансирования, организационно-институциональных структур, тарифов, дотаций и схем получения финансовых ресурсов, которые бы обеспечивали, с одной стороны, выход на оптимальный, с позиции экономики в целом, режим функционирования, а с другой — согласование экономических интересов всех участников сделки. Сама по себе это крайне непростая задача. Она сочетает оптимизационный и чисто финансовый аспекты, а также согласование этих двух подходов и нахождение области непротиворечивых решений. Такого рода постановки сегодня наиболее важны как с точки зрения теории, так и для практики. Но в силу понятных причин именно такой класс задач оказался недостаточно подготовленным как в постановочном, так и в инструментальном плане.
В данной работе сделана попытка восполнить этот пробел. Главное внимание в ней уделено методическим постановкам, связанным с оценкой экономической, финансовой и бюджетной эффективности инвестиционных проектов.
Проектный анализ должен, на наш взгляд, включать два аспекта:
1. Оценку проекта в контексте политики сектора и макроэкономической политики в целом;
2. Выявление благоприятных и отрицательных воздействий, оказываемых внешней экономической средой на сектор (подсектор), в рамках которого реализуется проект, и выработка обоснованных рекомендаций по корректировке существующей экономической политики правительства.
В рамках предлагаемого подхода первый аспект может быть реализован с помощью системы методов оценки финансовой эффективности инвестиционных проектов, а второй — с помощью методов оценивания экономической
эффективности проекта (раньше этот термин был тождественен понятию народнохозяйственной эффективности). В случае участия в проекте бюджета применяется расчет бюджетной эффективности.
2. Модель оценки финансовой эффективности проектов
Как работает модель оценки финансовой эффективности проектов? Экономико-математическая модель включает 23 взаимосвязанных блока, которые организованы в виде электронных таблиц и графиков в системе Excel для Windows (см. рис. 2).
Блок технико-экономических показателей включает 9 таблиц (см. рис 2). Данные о прогнозируемых доходах (1), расходах (2), капитальных затратах (3), сроках службы основных средств (4), нормативы для оборотных средств (7), накладные расходы (9) вводятся в соответствующие таблицы. Таблица 8 «Налоги, отчисления» составлена на основе Налогового кодекса Российской Федерации и является универсальной. Заполнение всех остальных таблиц модели происходит автоматически по правилам бухгалтерского учета и финансового анализа, принятым в международной практике.
Основные таблицы финансового анализа — Отчет о прибыли (1), Отчет о движении денежных средств (2), Балансовый отчет (3) — помимо содержательной нагрузки выполняют и важную вычислительную роль. Модель автоматически рассчитывает основное соотношение баланса: Активы - Пассивы = 0. Если во время работы с моделью допущены содержательные ошибки, то, во-первых, в Балансе вместо нулей возникают некоторые значения. Таким образом, Баланс является индикатором квалифицированной работы, позволяет контролировать правильность исходных данных и проведенных расчетов и гарантирует качество работы модели. Во-вторых, модель итерационная, с несколькими уровнями итераций, и вследствие ошибок может возникнуть зацикливание. В Отчет о движении денежных средств встроена ручная процедура, позволяющая после исправления ошибок снимать зацикливание и приводить модель к балансу.
Блок финансовой отчетности
1. Отчет о прибыли
2. Отчет о движении денежных средств
3. Балансовый отчет
Xі-
Чг
Блок финансовой и бюджетной э ф ф ективности
Финансовые итоги Коэффициенты финансового анализа NPV-анализ Расчет IRR
Анализ срока окупаемости проекта Анализ безубыточности Анализ и схема погашения кредиторской задолженности Анализ бюджетной эффективности
Блок технико-жономических
показателей
1. Прогноз доходов
2. Прогноз расходов
3. Капитальные затраты
4. План амортизации
5. План выплаты долгов
6. Потребность в оборотных
средствах
7. Расчет оборотного капитала
8. Налоги, отчисления
9. Накладные расходы
О
Блок управления рисками
1. Анализ
чувствительности
2. Анализ сценариев
3. Генератор сценариев
Рисунок 2. Экономико-математическая модель оценки финансовой и бюджетной эффективности инвестиционного проекта
Блок эффективности (таблицы 1-6) содержит показатели финансовой эффективности проекта. Если инвестиционный проект реализуется на действующем предприятии или оцениваются различные варианты финансового оздоровления предприятия, то анализируются схемы выплаты просроченной кредиторской задолженности (7). В таблице 8 оцениваются различные формы государственной поддержки и бюджетная эффективность проекта для федерального, регионального и муниципального уровней.
Блок анализа и управления рисками позволяет исследовать риски, которым подвержен проект. Чтобы оценить и снизить экономические риски участия в проекте, нами использованы специальные процедуры, которые широко применяются в мировой практике оценки инвестиционных проектов — анализ чувствительности (1) и анализ прогнозных сценариев (2).
При построении такой системы мы исходили из того, что экономическая неопределенность условий может быть снижена за счет рассмотрения широкого круга показателей (рынки продуктов, сырья, материалов, оборудования, технологий, капитала и т. д.) и возможных вариантов их развития и оперативного учета постоянно меняющегося экономического окружения (налоги, кредитная политика, льготы и др.).
Важной частью модели является генератор сценариев (3), который позволяет вводить информацию для формирования и расчета новых сценариев реализации проектов и представлять результаты в виде таблицы и графиков, удобных для сравнительного анализа.
Данная универсальная модель позволяет оценивать финансовую эффективность инвестиционных проектов и проектов финансового оздоровления предприятий (как с инвестиционным блоком, так и без него)4.
4 См. об этом: Медницкий В. Г., Фаттахов Р. В., Бушанский С. П. Крупномасштабные инвестиционные проекты: моделирование и экономическая оценка / М.: Наука, 2003. 264 с.; Фаттахов Р. В. Экономико-математическая модель предприятия в условиях нестабильной экономики// Вестник УГАТУ 2000. №1.
В основу предлагаемой модели, по характеру являющейся имитационной, положен принцип анализа денежных потоков предприятия (проекта) в его микро- и макроэкономическом окружении. Структура модели позволяет вводить дополнительные блоки, устанавливать новые связи, менять существующие связи, т. е. учитывать всю специфику данного предприятия, отрасли или региона. Разработанная модель позволяет рассчитывать различные сценарии развития проекта (предприятия), обосновать формы и методы государственной поддержки и в дальнейшем осуществлять мониторинг его деятельности. Так, например, в случае резких изменений «внешних» и «внутренних» факторов можно оперативно просчитать новые сценарии развития и своевременно внести соответствующие коррективы в управление производством.
Апробация модели проведена более чем на 30 инвестиционных проектах и проектах финансово-экономического оздоровления предприятий различных регионов России.
3. Модель оценки экономической эффективности проектов
Составным элементом описанной выше системы оценки проектов является модель экономической (народнохозяйственной) оценки
инвестиционных проектов. В основу её разработки были положены методологические принципы оценки, рекомендованные ЮНИДО, Всемирным Банком, Минэкономразвития России, и использован подход «с проектом — без проекта», который представляет собой сравнение выгод и затрат в случае реализации и отклонения проекта. Модель была апробирована на проектах «Завершение сооружения 3-го энергоблока Калининской АЭС», «Оценка эффективности создания и ввода в эксплуатацию Башкирской АЭС» и «Создание Юмагузинско-го водохранилища и ГЭС на р. Белой».
Необходимость создания модели оценки экономической эффективности проектов объективно обусловлена участием государства в крупных инвестиционных проектах. Разработанная система моделей позволяет оценивать крупномасштабные инвестиционные проекты, оказывающие влияние на все сферы социально-экономической деятельности региона.
Как работает модель оценки экономической эффективности проектов? Экономикоматематическая модель состоит из 15 взаимосвязанных блоков, которые организованы в виде электронных таблиц и графиков в системе Excel для Windows (см. рис. 3).
Блок экономической Блок технико-экономических
отчетности показателей
1. Отчет об экономической \|— —\ —|/ 1. Добавочные выгоды
прибыли 2. Добавочные затраты
2. Отчет о движении денежных средств 3. 4. Добавочные капитальные затраты План выплаты внешних долгов
3. Балансовый отчет 5. Добавочные накладные расходы
Блок экономической
эффективности
1. Анализ экономической выгодности і
проекта
2. Анализ точки экономической
рентабельности (ERR)
3. Анализ срока окупаемости проекта
4. Анализ соотношения выгод и затрат
О
Блок управления рисками
1. Анализ чувствительности
2. Анализ сценариев
3. Генератор сценариев
Рисунок 3. Экономико-математическая модель оценки экономической эффективности инвестиционного проекта
Вся исходная информация по выгодам и затратам «с проектом — без проекта» вводится в блок технико-экономических показателей в таблицы 1, 2, 3, 5. Все остальные таблицы, как и при оценке финансовой эффективности, рассчитываются автоматически по правилам бухгалтерского учета и финансового анализа. Логика формирования модели предполагает прохождение 7 этапов.
Этап 1. Оценка всех элементов выгод и затрат по принципу «с проектом — без проекта»; Этап 2. Вычисление добавочных выгод и затрат: Добавочные Выгоды = Выгоды с проектом -Выгоды без проекта
Добавочные Затраты = Затраты с (1) проектом - Затраты без проекта (2)
Вычисление чистых выгод:
Чистые Выгоды = Добавочные Выгоды - Добавочные затраты (3)
Этап 3. Выделение неэкономических элементов затрат. При анализе народнохозяйственной эффективности необходимо исключить из расчета те потоки платежей (доходы и расходы), которые сопровождаются изменением прав собственности на ресурсы, но не изменяют национальный доход: трансферты (таможенные пошлины, акцизные сборы, налоги, тарифы, субсидии, дотации, пособия), кредитные операции (займы, погашения кредитов) и амортизацию.
Этап 4. Оценка экономических элементов затрат по теневым ценам. В данном пункте осуществляется оценка выгод и затрат по экономическим (альтернативным) ценам - отражающим реальную ценность (полезность) товара в зависимости от их роли во внешнеторговом обороте5:
- для экспортируемой продукции — цена продажи на границе (ФОБ за вычетом таможенных сборов, акцизов, расходов на доставку);
- для импортозамещающей продукции и импорта — цена замещаемой продукции плюс затраты на страховку и доставку;
- для внутренних товаров, услуг — рыночная цена с НДС, налогом на реализацию ГСМ без акцизов.
Этап 5. Оценка экстерналий — проводится анализ влияния проекта на внешнюю среду.
Этап 6. Расчет показателей экономической эффективности. Критериями принятия решения при оценке экономической эффективности инвестиционных проектов являются чистая текущая стоимость, экономическая норма рентабельности, срок окупаемости проекта, коэффициент «выгоды-затраты» и другие показатели.
Чистая текущая стоимость (NPV — net present value):
Bt-Ct
to (1+ RDV
или
NPV = v
Bt-Ct
to (1+ WACC)’
(4)
где Bt — поток дополнительных выгод в году t (t=1, ... , T; T — срок жизни проекта);
Ct — поток дополнительных затрат;
RD — коэффициент дисконтирования (RD —Rate of Discount).
В условиях взаимодействия разных собственников — участников проекта формула расчета коэффициента дисконтирования несколько меняется. Если в инвестициях участвуют как акционерный, так и заемный капитал, формула расчетов коэффициентов дисконтирования определяется на основании величины выплачиваемых дивидендов и процентной ставки:
WACC =
B
W + B
W
W+B
х R..
(5)
где WACC — средневзвешенная стоимость капитала (Weighted Average Cost of Capital);
В — привлеченные средства;
W — собственные средства;
R1 — стоимость привлеченных средств;
R2 — стоимость собственных средств. Положительное значение NPV свидетельствует о целесообразности инвестирования в проект. Если сравниваются несколько альтернативных вариантов, то выбирается проект с наибольшей величиной NPV.
Экономическая норма рентабельности (ERR — economic rate of return)
ERR определяется из уравнения NPV= 0:
5 Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (вторая редакция): Минэкономики России, Минфин России, Госкомитет по строительству, архитектуре и жилищной политике. М.: ОАО «НПО «Изд-во «Экономика», 2000. С. 41-42
(6)
где RD = ERR.
Показатель ERR должен быть не меньше нормы дисконта проекта. Если значение ERR превышает среднюю стоимость капитала в данной отрасли с учетом инвестиционного риска конкретного проекта, то данный проект может быть рекомендован к осуществлению.
Срок окупаемости проекта (РВР — Pay Back Period):
РВР = Т | NPV = 0 (7)
Этот критерий имеет много модификаций, но в компьютерной версии модели используется недисконтированный и дисконтированный срок окупаемости, которые рассчитываются и изображаются графически. На наш взгляд, этот показатель имеет вспомогательное значение при оценке проектов, имеющих одинаковое значение NPV. Если же альтернативные проекты имеют различные значения NPV, то независимо от сроков окупаемости выбирается тот проект, который имеет большую величину NPV.
Коэффициент «выгоды-затраты» (BCR — benefit-cost ratio):
t в T C
BCR = У------ ----- / У---------------C- ,(8)
t~o (1 + WACC)‘ t=0(1 + WACC))
Для эффективных проектов значение BCR должно быть больше единицы.
Этап 7. Анализ рисков. В условиях риска и неопределенности, которые присущи экономике, необходимо оценивать возможные пути развития событий. Нами была проведена классификация рисков. В целях минимизации экономических рисков были применены процедуры: анализ чувствительности и анализ прогнозных сценариев.
Анализ чувствительности позволяет исследовать степень влияния различных показателей выгод и затрат проекта на эффективность его реализации. Для этого рассчитываются коэффициенты эластичности чистой приведенной стоимости проекта по соответствующим
показателям, например коэффициент эластичности ЫРУ по цене реализуемой продукции:
Ер =°Л ЛИР¥/ Го 4? , (9)
где % Ар — процентное изменение цены;
% АЫРУ — процентное изменение ЫРУ.
В данном случае коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов меняется ЫРУ при изменении цены на 1%. Аналогично рассчитываются коэффициенты эластичности по объему производства, капитальным, эксплуатационным затратам и т. д. При этом выявляются те факторы, которые оказывают существенное влияние на эффективность и на которые при прогнозировании необходимо обратить особое внимание. Однако при анализе чувствительности надо учитывать тот недостаток, что при изменении какого-либо параметра остальные остаются фиксированными. Но это ограничение в некоторой степени снимается при анализе сценариев, когда учитывается взаимосвязь между всеми параметрами.
В модель встроена процедура сценарного анализа, позволяющая строить различные прогнозы и траектории изменения всех элементов выгод и затрат. Изменение как отдельных показателей, так и всей совокупности позволяет выявлять их влияние на результаты проекта и строить пессимистические, реалистичные и оптимистические прогнозы.
Осуществление инвестиционного проекта включает себя прединвестиционную (техникоэкономическое исследование, экономическая оценка проекта и принятие решения), инвестиционную (проектирование, строительство, ввод в эксплуатацию) и эксплуатационную фазы. Система моделей, комплекс программного и информационного обеспечения используется на всех этапах реализации проекта.
Рассмотрим процедуру оценки финансовой, экономической и бюджетной эффективности крупномасштабного проекта на примере создания Юмагузинского водохранилища и ГЭС на р. Белой. Проект сопровождался более 10 лет на всех этапах реализации проекта от прединве-стиционной до эксплуатационной фазы, включая дополнительные исследования по созданию туристско-рекреационной зоны.
4. Макро- и микроэкономическое окружение проекта
Общие сведения
Бассейн верхнего и среднего течения р. Белой
— зона влияния Юмагузинского водохранилища
— занимает более 18% территории Республики Башкортостан. В целом регион располагает значительными природными ресурсами, из которых главными являются:
- лесные ресурсы, занимающие около 800 тыс га;
- 18 месторождений железных руд с суммарным запасом 83 млн т;
- Кумертауская группа месторождений ЮжноУральского буроугольного бассейна — оценивается по запасам в 1,5 млрд т;
- нефть, извлекаемые запасы которой вблизи г. Ишимбая, — 5 млн т;
- три крупных месторождения каменной соли, запасы которой считаются практически неограниченными на обозримый период;
- минерально-строительные материалы, водные и рекреационные ресурсы.
Промышленность
Южный промышленный узел — крупный промышленный район Башкортостана, на долю которого приходится около 80% валовой промышленной продукции региона. Около 90% этой продукции производится в среднем течении реки, где расположены крупные предприятия нефтехимической, химической промышленности, машиностроения, электроэнергетики.
Сельское хозяйство
Наряду с промышленностью Южный регион обладает высоким сельскохозяйственным потенциалом. Общая площадь сельскохозяйственных угодий составляет 997 тыс га. На долю пашни приходится 64%. Здесь производится ежегодно около 750 тыс т зерна, 300 тыс т сахарной свеклы, 200 тыс т картофеля, 40 тыс т овощей, 50 тыс т мяса, 220 тыс т молока.
Население
В зоне влияния Юмагузинского водохранилища и ГЭС проживает около 850 тыс человек, в том числе 650 тыс чел. городского и 200 тыс чел. сельского населения. В пяти городах: Кумертау, Мелеуз, Салават, Ишимбай, Стерлитамак — около 600 тыс человек. Наибольшая численность
6 По данным Вельского бассейнового водного управления (ББВУ).
7 По данным «Башгидромета» и Вельского ВВУ
населения в городах Стерлитамак (230 тыс чел.) и Салават (145 тыс чел.).
Водохозяйственная обстановка Бассейн реки Белой расположен между Волгой и Уральскими горами и характеризуется большой неоднородностью природно-климатических условий, влияющих на формирование гидрологического стока, резкими колебаниями уровня паводка. За 20-летний период, предшествующий началу реализации проекта, среднегодовой ущерб от паводков по республике составил 956 млн руб6.
Не менее сложные проблемы выдвигал и период маловодья. Маловодный период длится 5 месяцев в году, и ущерб составлет 3,4 млрд руб.7 Ежегодно (упущенные выгоды в промышленности, связанные со снижением объемов производства из-за дефицита воды). В первую очередь руководство городов обеспечивало водой население, а предприятия получали воду по остаточному принципу.
Водохозяйственные расчеты показали, что дефицит водопотребления составлял около 115 млн м3/год. Согласно прогнозным расчетам предполагалось, что на ближайшую перспективу дефицит составит 150-180 млн м3.
Мероприятия по защите населения и народнохозяйственных объектов
Меры по защите от паводков рассматривались в Башкортостане еще в 30-е годы. В последние годы были детально изучены различные варианты и отобраны наиболее эффективные из них.
Строительство мелких прудов на притоках р. Белой. По этому варианту рассматривалась возможность строительства 600 прудов только на Бугульминско-Белебеевской возвышенности, не считая верхнюю и правобережную части бассейна р. Белой. Данный вариант был в последующем отвергнут, поскольку приводит к затоплению огромных площадей пахотных и сенокосных земель, уничтожению лесов Уральских гор, не решая в полной мере проблему защиты городов и деревень от высоких паводковых вод.
Инженерная защита городов Стерлитамак, Салават, Ишимбай, Мелеуз от затоплений и подтоплений. Протяженность инженерной защиты около 120 км и стоимость около 200 млн руб. в
ценах 1991 г. Дополнительно были необходимы значительные расходы по ее содержанию в нормативном состоянии, без учета затрат на защиту многочисленных сел и деревень.
Строительство Юмагузинского водохранилища и гидроузла
Основные цели: защита от затопления и подтопления городов, населенных пунктов, объектов экономики и пойменных земель в период паводка; необходимость покрытия дефицита водопотребления предприятиями и населением в меженные периоды и особенно в маловодные годы; приплотинная ГЭС мощностью 45 МВт явится источником относительно недорогой электроэнергии. На тот период вся юго-восточная зона региона испытывала дефицит электроэнергии для бытовых и промышленных нужд. Дефицит покрывался за счет покупки энергии со стороны — у АО «Челябэнерго» (через Сибайские электросети и Магнитогорский металлургический комбинат). Эти поставки носили непостоянный характер и в случае нехватки энергии у поставщика совсем прекращались. Предполагалось, что в случае реализации проекта возрастет степень независимости энергетической системы республики.
В оценке экономической эффективности участвовали два альтернативных проекта: строительство Юмагузинского водохранилища и инженерная защита городов. Расчеты по принятой нами методике показали предпочтительность создания Юмагузинского водохранилища даже с учетом того, что часть сооружений инженерной защиты городов придется возводить и при строительстве Юмагузинского водохранилища и гидроузла.
Экология и безопасность
Проект подобного масштаба невозможен без анализа влияния его реализации на окружающую среду. Актуальность подобных работ обусловлена
в первую очередь тем, что водохранилище должно быть расположено в одном из районов республики, где сохранилась девственная природа, а местное население сохранило древние самобытные народные традиции и уклад жизни. На этой территории находится ряд особо охраняемых территорий.
На предпроектном этапе был сформирован коллектив ученых Уфимского научного центра РАН, Академии наук Республики Башкортостан для оценки воздействия на окружающую среду Юмагузинского водохранилища и ГЭС. Были проведены комплексные и масштабные научные исследования для оценки возможного экологического ущерба, выработки пакета экологических ограничений и определения конкретных мер по компенсации ущерба при строительстве и эксплуатации Юмагузинского водохранилища и ГЭС. Экологические мероприятия были включены в сметную стоимость строительства. Кроме того, в период эксплуатации были предусмотрены затраты на экологический мониторинг воды, воздуха, геологической среды, биологического разнообразия, плотины.
С учетом экологических ограничений были построены различные сценарии реализации проекта и проведены многовариантные расчеты с использованием описываемой в статье системы оценивания финансовой и экономической эффективности.
5. Согласование интересов участников проекта
Реализация крупномасштабного проекта вызывает комплекс сложных вопросов, на которые необходимо найти ответы. Выделим три блока проблем (см. рис. 4).
1. Выбор варианта строительства, обеспечивающего наиболее эффективную защиту населения и народнохозяйственных объектов от паводков. Обоснование выбора варианта было проведено методами финансового анализа проектов.
ПРОЦЕДУРА ОЦЕНКИ КРУПНОМАСШТАБНОГО ПРОЕКТА
Модель оценки финансовой и бюджетной эффективности Модель оценки экономической эффективности
Варианты строительства: 1. Плотины на притоках р. Белой 1. Оценка финансовой нагрузки для акционеров 1. Федеральный центр
2. Инженерная защита городов 2. Оценка эффективности для акционеров 2. Регион (Башкортостан)
3. Юмагузинское водохранилище 3. Оценка эффективности для региона — участника проекта 3. Соседние регионы (Татарстан)
Рисунок 4. Схема согласования интересов участников проекта
2. Формирование состава акционеров — участников проекта. Здесь необходимо ответить на два вопроса: 1) не является ли участие в строительстве Юмагузинского водохранилища непомерной финансовой нагрузкой для предприятий-акционеров; 2) выгодно ли вообще участвовать в строительстве водохранилища и ГЭС. Для ответа были разработаны соответствующие две модели финансовой оценки проектов. Дополнительно для Башкортостана как одного из акционеров — участников проекта разработаны отдельные модели оценки финансовой и бюджетной эффективности.
3. Согласование экономических интересов на федеральном, региональном, межрегиональном уровнях. Во-первых, земли, воды и леса являются федеральной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения этой собственностью регулируются законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан и соответствующими соглашениями с общефедеральными органами власти и управления. В связи с этим требуется согласие и (или) экспертиза на федеральном уровне. И, конечно, должны были быть показаны выгоды для федерального центра. Во-вторых, р. Белая протекает по территории Республики Башкортостан и впадает в Нижнекамское водохранилище на территории Республики Татарстан. Строительство плотины Юмагузинского водохранилища ограничит сток р. Белой и поступление воды в Нижнекамское водохранилище. Необходимо было оценить ущерб для экономики Татарстана и компенсационные мероприятия. В-третьих, поскольку в строительстве участвует регион, необходимо было считать выгоды-затраты для Башкортостана в целом и для бюджета республики в частности. Для оценки интересов федерального центра, Башкортостана и соседних регионов была разработана модель анализа экономической эффективности проекта.
Таким образом, в современных условиях, помимо традиционной задачи оценивания эффективности проектов, необходимо решать задачу согласования интересов всех участников проекта: акционеров, региона, федерального центра — с выделением выгод и затрат каждого из них.
Финансовая эффективность проекта для участников проекта
Постановлениями Кабинета Министров Республики Башкортостан «О мероприятиях по ликвидации дефицита в водообеспечении и противопаводковой защите городов и населенных пунктов в среднем течении реки Белой» и «О начале строительства Юмагузинского водохранилища на реке Белой» были определены основные принципы реализации проекта создания Юмагузинского водохранилища и гидроузла. На основании этих постановлений было создано ОАО «Юмагузинское водохранилище», учредителями которого выступили Госкомитет по управлению госсобственностью и крупные предприятия Южного промышленного узла — основные водопользователи. Доля каждого предприятия формировалась путем внесения необходимого оборудования, материалов, трудовых затрат, денежных средств и прочих составляющих, требующихся для строительства. Реализацию проекта предполагалось осуществлять без привлечения внешних источников финансирования.
С использованием системы моделей оценки финансовой эффективности были получены ответы на вопросы акционеров.
Для ответа на первый вопрос — не является ли участие в строительстве Юмагузинского водохранилища непомерной финансовой нагрузкой для предприятий-акционеров — был разработан агрегированный бизнес-план предприятий—участников проекта по данным Государственного комитета Республики Башкортостан по статистике. На основе суммарных объемов выручки, затрат и прибыли была проведена оценка финансового потенциала предприятий-акционеров при реализации проекта, так как они имеют возможность финансировать строительство водохранилища из собственных средств только в случае наличия доходов от основной деятельности. При оценке финансовой эффективности было принято, что предприятия отчисляют не более 10% своей чистой прибыли на нужды строительства.
Анализ «Отчета о прибыли» показывает, что в распоряжении предприятий остается достаточно прибыли и в течение строительства ежегодные капитальные вложения могут покрываться за счет 10% отчислений от чистой
прибыли. Анализ «Отчета о движении денежных средств» показывает, что в распоряжении предприятий остается достаточно свободных денежных средств для собственного развития. Конечно, финансовое состояние предприятий неодинаково, и суммарные показатели не позволяют это увидеть. Но к каждому предприятию можно подходить индивидуально, изменяя его долю. Для нас же был важен вывод, что для всей совокупности предприятий-акционеров участие в проекте — это серьезная, но посильная финансовая ноша.
Не останавливаясь на всех тонкостях и интересных моментах этого анализа, отметим проблемы оценки и владения водными ресурсами. Предполагалось, что в водохранилище будет накоплено 115 млн м3 воды стоимостью 829 млн руб. или 29 млн долл. (оценка проводилась в соответствии с договорной ценой воды за 1 м3, отпускаемой «Башкоммунводоканалом» промышленным предприятиям республики). И здесь возникает один, по-моему, теоретически не разработанный вопрос — вопрос распределения национального богатства при реализации подобного рода крупномасштабных проектов. Действительно, река является федеральной собственностью, строит водохранилище регион с привлечением региональных акционеров, собственником воды становятся акционеры.
Поскольку в строительстве участвует регион, то были учтены выгоды-затраты для Башкортостана и для бюджета республики, в частности.
Оценка ущерба для экономики Татарстана. Река Белая протекает по территории Республики Башкортостан и впадает в Нижнекам-
Для решения второй проблемы — выгодно ли вообще участвовать в строительстве водохранилища и гидроузла — была составлена модель оценивания финансовой эффективности создания Юмагузинского водохранилища и гидроузла по приведенной на рис. 3 схеме.
Показатели финансовой эффективности проекта, приведенные в табл. 1, показывают, что создание водохранилища и гидроузла выгодно всем участникам проекта и срок окупаемости его вполне приемлемый, учитывая масштабность и характер сооружения.
ское водохранилище на территории Республики Татарстан. Проектируемое водохранилище будет располагаеться в 950 км от устья р. Белой и не окажет существенного влияния на режим Нижнекамского водохранилища, поскольку среднегодовой сток реки в створе строящегося Юмагузинского водохранилища (2100 млн м3) составляет лишь 7% от среднегодового стока реки Белой (30 300 млн м3) и 2,3% от стока, регулируемого Нижнекамским водохранилищем8.
Экономическая эффективность проекта для участников проекта
Для оценки интересов федерального центра, Башкортостана и соседних регионов была разработана модель анализа экономической эффективности проекта.
Поскольку объем публикации не позволяет рассмотреть все элементы этого анализа, рассмотрим только схему расчета дополнительных выгод и затрат (см. табл. 2), оценку экстерналий (см. табл. 3) и сравнительные результаты анализа финансовой и экономической эффективности проекта (см. табл. 4).
Таблица 1. Финансовая эффективность проекта
Наименование показателя Показатели финансовой эффективности
Чистый дисконтированный доход (NPV) 1,8 млрд руб.
Внутренняя норма доходности IRR = 10%
Коэффициент выгод и затрат (BCR) 5,1
Дисконтированное BCR 1,5
Срок окупаемости 13 лет 4 мес.
Дисконтированный срок окупаемости 20 лет 10 мес.
8 По данным ГУ «Южводпроект» и Бельского БВУ
Таблица 2. Перечень выгод и затрат «с проектом — без проекта»
(с сокращением)
ВЫГОДЫ
С проектом Без проекта Добавочные выгоды
Продажа электроэнергии — 5 млн Нет 5 млн долл. ежегодно
долл. в год
Реализация воды — 29 млн долл. в Нет 29 млн долл. ежегодно
год
ИЗДЕРЖКИ
С проектом Без проекта Добавочные затраты
Строительство водохранилища и Строительство сооружений инженер- 134 млн долл.
гидроузла с частичными затратами ной защиты городов Стерлитамак,
на противопаводковые мероприятия Салават, Ишимбай, Мелеуз (протя-
— 181 млн долл. женность 120 км)— 47 млн долл.
Экологические мониторинг — 17 Нет 17 тыс долл. ежегодно
тыс долл. ежегодно
Затопление земель, потеря урожаев Нет 6 млн долл. ежегодно
и потоков земельного налога — 6
млн долл. ежегодно
Ущерб от маловодья — 548 млн Ущерб от маловодья — 137 млн -959 млн долл.
долл. долл. ежегодно, итого — 1507 млн
долл. -24 млн долл.
Ущерб от паводков — 9 млн долл. в Ущерб от паводков — 33 млн долл. -1 млн долл.
год в год
Строительство водозаборов — 3 млн Строительство водозаборов — 4 млн
долл. долл.
Строительство крупных объектов оказывает су- не всегда можно оценить в денежном выражении, щественное влияние на окружающую среду, и это но такое влияние надо осознавать (см. табл. 3).
Таблица 3. Перечень экстерналий (с сокращением)
Отрицательные внешние эффекты Положительные внешние эффекты
1. Тепловое воздействие на после-плотинные воды, что затруднит образование льда в зимний период и создаст определенные помехи для перемещения населения. 2. Возможность политических спекуляций и манипулирования общественным мнением. 1. Подогревание воды после плотины могло бы быть использовано для создания, например, рыбного хозяйства. 2. Произойдет смягчение климата в зоне влияния Юмагузинского водохранилища, что благоприятно скажется на сельском хозяйстве этого района. 3. Несколько возрастет влажность, что приведет к лучшему очищению воздуха в результате увеличения площади поверхности раздела фаз «вода-воздух». 4. Повышение рекреационной привлекательности ареала. 5. Увеличение степени независимости энергосистемы Республики Башкортостан.
Таблица 4. Показатели экономической и финансовой эффективности проекта
Наименование показателя Показатели:
Экономической эффективности Финансовой эффективности
Чистая приведенная стоимость (NPV) 708,6 млн долл. 62,9 млн долл.
Внутренняя норма рентабельности ERR = 68% IRR = 10%
Срок окупаемости 5 лет 13 лет 4 мес.
Дисконтированный срок окупаемости 5 лет 3 мес. 20 лет 10 мес.
Соотношение выгод и затрат (BCR) 12,1 5,1
Дисконтированное (BCR) 5,1 1,5
Необходимо отметить, что все элементы выгод-затрат учитываются при оценке региональной экономической эффективности. А при оценке федеральной экономической эффективности ряд экспертов предлагают не учитывать выгоды-затраты по производству электроэнергии, поскольку речь идет о внутренних российских перетоках. Для республики учет этого фактора очень важен, поскольку здесь есть двойная выгода: во-первых, средства, которые шли на покупку электроэнергии, остаются теперь в регионе и, во-вторых, появляется доход от реализации собственной дешевой экологически чистой энергии. Кроме того, повышается устойчивость и безопасность собственной энергосистемы.
Таким образом, при оценке крупномасштабных инвестиционных проектов, помимо тра-
диционной задачи оценивания их эффективности, необходимо решать задачу согласования интересов всех участников проекта: акционеров, региона, федерального центра — с выделением выгод и затрат каждого из них. Только такой комплексный анализ позволяет наилучшим образом оценить реальную эффективность и выгоду от реализации крупномасштабных региональных и межрегиональных проектов.
Представленная система моделей формализует и развивает методологические и методические положения оценивания экономической, финансовой и бюджетной эффективности проектов и предоставляет компьютерный инструментарий для комплексного анализа и решения широкого круга задач по реализации крупномасштабных проектов в регионе и согласованию интересов участников.
ЛИТЕРАТУРА
1. Беренс В., Хавранек П. М. Руководство по оценке эффективности инвестиций. / В. Бернс, П. М.. Хавранек- М.: АОЗТ «Интерэксперт», «ИНФРА-М», 1995. - 528 с.
2. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (вторая редакция): Минэкономики России, Минфин России, Госкомитет по строительству, архитектуре и жилищной политике. - М.: ОАО «НПО «Изд-во «Экономика», 2000. - 421 с.
3. Комплексная методика (основные положения) по оценке эффективности общественного производства и отдельных хозяйственных мероприятий. - М.: ГКНТ СССР АН СССР, 1983.
4. Львов Д. С., Фаттахов Р В. Оценивание крупномасштабных инвестиционных проектов в регионе / Под ред. акад. Д.С. Львова. - М.: ЦЭМИ РАН, ИСЭИ УНЦ РАН, 2001. - 113 с.
5. Медницкий В. Г., Крупномасштабные инвестиционные проекты: моделирование и экономическая оценка В. Г. Медницкий, Фаттахов Р. В., С.П. Бушанский. - М.: Наука, 2003. - 264 с.
6. Фаттахов Р. В. Экономико-математическая модель предприятия в условиях нестабильной экономики // Вестник УГАТУ. - 2000. - №1.