Научная статья на тему 'Система многоканального финансирования аграрного вуза'

Система многоканального финансирования аграрного вуза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
255
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МНОГОКАНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ФИНАНСИРОВАНИЯ / АГРАРНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ПОДДЕРЖКИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зырянова О. Д., Леонтьева М. М.

В статье рассмотрены проблемы финансирования государственных образовательных учреждений системы Минсельхоза России. Предложена методика формирования механизма многоканального финансирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система многоканального финансирования аграрного вуза»

ства и недостатки лизинговых операций сравнивают в первую очередь с преимуществами и недостатками традиционных источников финансирования (долго- и среднесрочных кредитов).

Сегодня важно отметить роль государства при приобретении техники

посредством лизинга, т.к. не секрет, что кризисное состояние большинства сельхозтоваропроизводителей, невозможно преодолеть без помощи со стороны государства, особенно в части становления системы залоговых баз для совершения лизинговых сделок.

Экономика

Именно создание государственной системы залоговых баз или гарантий может стать решающим фактором для широкомасштабного использования лизинга в деле обновления машиннотракторного парка и парка отечественных сельхозтоваропроизводителей.

Литература

1. Кабатова Е.В. Лизинг: правовое регулирование, практика. - М.: ИНФРА-М., 1996. - 204 с.

2. Сенчагов В.К. Экономическая безопасность России: Общий курс. - М.: Дело, 2005. - 896 с.

3. Серых В.А. Инвестиции в АПК: большие надежды на лизинг // Лизинг. - 2006. - №4. - С. 24-33.

4. Сёмин А.Н., Сёмина Н.А., Сычёва Ф.А., Шарапова В.М. Лизинг в системе регионального АПК: научные основы развития. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ГСХА, 2004. - 360 с.

СИСТЕМА МНОГОКАНАЛЬНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ АГРАРНОГО ВУЗА

О.Д. ЗЫРЯНОВА,

аспирант, ВНИЭТУСХ, г. Москва М.М. ЛЕОНТЬЕВА,

Уральская ГСХА, г. Екатеринбург

соискатель,

Ключевые слова: многоканальная система финансирования, аграрное профессиональное образование, основные источники финансирования, организационно-экономический механизм поддержки, государственное образовательное учреждение.

В условиях рыночной экономики высшие учебные заведения вынуждены осуществлять переход от одноканального (централизованного бюджетного) финансирования, характерного для централизованной экономики, к многоканальному. Многоканальность финансирования ВУЗа формируется получением средств из федерального бюджета, из региональных и местных бюджетов, а также привлечением собственных средств в качестве платы за образовательные и научные услуги, консультирование и в процессе предпринимательской деятельности (рис. 1).

На данной схеме представлены основные элементы многоканальной системы финансирования, которая носит многоуровневый характер. Особенностью сельскохозяйственных вузов является то, что их финансирование осуществляется через отраслевое министерство, а учебные планы, программы и методическое обеспечение доводится со стороны Минобразования и науки России. Таким образом, сельскохозяйственные вузы являются государственными образовательными учреждениями как бы двойного подчинения.

Такого рода соподчиненность позволяет в наибольшей степени учесть отраслевую принадлежность, подготовить специалистов с высшим сельскохозяйственным образованием, наиболее полно отвечающих требовани-

ям современного агропромышленного производства.

Отраслевая подчиненность в значительной степени способствует более эффективному учету и контролю за расходованием средств федерального бюджета (хотя наполняемость статей сметы составляет 60-70% от запланированных вузом).

В течение последних семи лет в ряде высших учебных заведений сельскохозяйственного профиля (Челябинский агроинженерный университет, Омский ГАУ, Красноярский ГАУ, Уральская ГСХА и др.) стали использоваться и средства областных (краевых) бюджетов. Их доля в общем объеме финансирования пока невелика и составляет от 3 до 8% от консолидированного бюджета вуза.

Новыми компонентами, наряду с вышеперечисленными, многоканальной системы финансирования следует признать ассигнования, выделяемые из средств бюджетов муниципальных образований городов и сельских районов.

Приведем несколько примеров развития многоканальной системы финансирования. Так, в УрГСХА на протяжении многих лет на развитие системы довузовской подготовки выделялись средства через областное Министерство сельского хозяйства (от 1,5 до 2х млн рублей). Начиная с 2007 года, сельхозтоваропроизводители Свердловской области получили право под-

готовить специалиста с высшим агарным образованием по схеме 50/50 (другими словами, хозяйствующий субъект ежегодно проплачивает вузу, согласно договора, определенную сумму, а областной бюджет через Минсельхозпрод возмещает заказчику 50%). В настоящее время в Уральской государственной сельскохозяйственной академии по такой схеме уже обучается 47 студентов. К концу 2008 года планируется увеличить этот контингент до 100-120 человек.

Развиваются этим вузом и партнёрские отношения с администрацией города Екатеринбурга. Так, в 1999 году администрация разместила свой заказ на разработку концепции продовольственной безопасности города Екатеринбурга, а в 2000 году - на разработку стратегии развития потребительского рынка товаров и услуг на период до 2015 года. Общая сумма заказа составила 335 тыс. рублей. На тот период это, практически, 1/7 часть от общего объема финансирования хоздоговорных работ в год. В настоящее время дорабатывается целевая программа «Сады Урала»; осуществляется научное сопровождение реализации программ, разработанных на период до 2015 года: «Молоко» и «Картофель».

В рамках реализации отраслевой целевой программы «Обеспечение квалифицированными кадрами организаций АПК Свердловской области на 2008-2015 гг.» осуществляется актив-

Multichannel system of financing, agrarian vocational training, the basic sources of financing, the organizational-economic mechanism of support, the state educational establishment.

Экономика

ная поддержка и региональной аграрной науки (рис. 2). Так, в течение трех последних лет заказчиком НИОКР на конкурсной основе выступает Минсельхозпрод Свердловской области. Среднегодовой заказ НИОКР составляет 12-16 млн рублей. В 2008 году ученые УрГСХА получили годовое финансирование по двум лотам: «Создание гетерозисного партенокарпическо-го гибрида огурца для весенних пленочных теплиц без обогрева с уровнем продуктивности 12-15 кг/м2» и «Разработка норм и обоснование использования органических форм микроэлементов в птицеводстве» на общую сумму 530 тыс. рублей.

По специально разработанным договорам на подготовку специалистов с высшим сельскохозяйственным образованием, заключенным между районной администрацией, вузом, студентом и его родителями, в вуз поступают бюджетные средства муниципального образования, что также формирует многоканальную систему финансирования агровуза. Такой механизм привлечения в вуз средств через муниципальные образования апробирован в Туринском, Каменском, Нижне-Сергинском, Невьянском и Сысертском районах Свердловской области.

Одним из каналов финансирования образовательной деятельности следует признать привлечение спонсорских взносов и использование средств целевых фондов (гранты Минобразования и науки России, средства Фонда Сороса, целевой программы ТАСИС, гранты Президента РФ и др.).

Используя практический опыт европейских вузов по созданию благотворительных фондов, средства в которые поступают от бывших выпускников, ныне респектабельных руководителей, предпринимателей -попечителей, в Уральской госсельхо-закадемии в апреле 1996 года по инициативе ректора был создан благотворительный фонд «Агропромышленная культура Урала», который является неправительственной некоммерческой организацией, созданной для осуществления благотворительной деятельности по сохранению и преумножению ценностей культуры, науки и образования.

Высшим органом управления данного фонда является попечительский совет, председателем которого избран проректор вуза, а его членами - наиболее авторитетные в Свердловской области руководители - из числа бывших выпускников академии. Ежегодно удается привлекать в рамках многоканальной системы финансирования через данную структуру от 350 до 950 тыс. руб. Наиболее одаренные аспиранты академии по решению попечительского совета получают дополнительную специальную стипендию в размере 1,5-2,0 тыс. рублей в месяц. Из средств фонда финансируются так-

Участник

конкурса

X

^ 5

Ой 5

2 ^

* а

х 2

(О (О

1° ■& I

.й ф

2 ой

о

х

X

и

ой

н

и

а

и

с;

а

* ©

о о

£ и

и

о

с

л

0>

2

X

ой

о

X

и

О

Конкурсная комиссия

Победитель

конкурса -исполнитель

Вскрытие конвертов с заявками на участие

Оценка заявок по специальной методике

Определение заявок, соответствующих критериям отбора по цене, квалификации исполнителей, срокам выполнения и т.д.

Рисунок 2. Организационная схема конкурсного отбора исполнителей научно-исследовательских работ в 2008 году по заказу Минсельхозпрода Свердловской области

же наиболее приоритетные внутриву-зовские научные программы.

В процессе исследования было установлено, что на развитие экономического механизма многоканального финансирования вузов, на его основные элементы (планирование и прогнозирование, организационное построение, ценообразование, взаимодействие с поставщиками материальных средств и потребителями образовательных услуг, мотивацию и стимулирование труда сотрудников вуза, учет и контроль) оказывают существенное влияние различного рода факторы, в том числе и институционального характера. Условно эту гамму факторов можно разделить на внешние и внутренние. К внутренним факторам мы относим те, которые в большей степени зависят от персонала вуза его компетентности и профессионализма. К внешним факторам, в основном, независящим от воли администрации вуза, относятся факторы, связанные с проводимой политикой государства, законодательной базой, складывающейся на рынке конъюнктурой, платежеспособностью населения, демографической ситуацией, финансово-кредитной и налоговой политикой и другими.

Качество и эффективность функционирования компонентов данного экономического механизма во многом зависит от мотивационных механизмов, избранной миссии образовательного учреждения, стратегии вуза, уровня конкурентоспособности, инвестиционной и маркетинговой стратегии, учетной политики, особенностей кредитно-финансового механизма и т.п.

Экономический механизм поддержки образовательного учреждения в работоспособном состоянии строится на следующих основных принципах:

- многоуровневость (иерархичность);

- взаимозависимость его компонентов;

- синергический эффект их взаимодействия;

- кумулятивность.

О важности развития многоканальной системы финансирования свидетельствуют и результаты анкетного опроса, проведенного среди вузов города Екатеринбурга. Так, на вопрос анкеты: «По каким критериям вы оцениваете состояние Вашего вуза?», большинство респондентов ответили на этот вопрос таким образом: «Состояние вуза мы оцениваем по своевременности выдачи заработной платы». В Уральской госсельхозакадемии, где активно реализуется адаптационноантикризисная программа, на вопрос: «Как вы думаете, изменилось ли состояние вашего вуза за последние пять лет?», респонденты (75,1%) ответили, что состояние вуза улучшилось.

Цель и методика исследований

При изучении монографических источников мы выявили, на наш взгляд,

некоторую вольную терминологию при обсуждении проблемы финансирования высших учебных заведений. Отдельные авторы трактуют механизм привлечения внебюджетных ресурсов как «многоканальную систему финансирования», «многоуровневое финансирование», «финансирование из бюджетов различных уровней». Такое вольное трактование приводит, на наш взгляд, к методологической путанице.

В процессе своего исследования мы пришли к выводу, что привлечение внебюджетных средств является лишь одним из элементов многоканальной системы финансирования, наполнение которой для российских вузов, в основном, осуществляется за счет средств федерального, областного бюджетов, бюджета муниципального образования города и сельских территорий, а также за счёт собственных средств, привлекаемых непосредственно вузом.

О необходимости многоканального финансирования свидетельствует анализ лимитов бюджетных обязательств в разрезе предметных статей на 20052007 годы, доведенных учредителем, а также проектов смет расходов, рассчитанных специалистами УрГСХА. Сопоставление смет с выделяемыми лимитами позволяет сделать вывод о недостаточности финансирования

сельскохозяйственного вуза со стороны федерального центра.

По ряду экспертных оценок, внебюджетная деятельность сельскохозяйственных высших учебных заведений в общем объеме финансирования занимает от 30 до 70 процентов. В связи с этим нами было принято решение более детального изучения данного элемента механизма многоканального финансирования вуза. Важное значение, на наш взгляд, имеет классификация каналов поступления внебюджетных средств из разных источников.

При изучении данной проблемы мы пытались найти ключ для разработки типологии основных каналов поступления денежных средств и материальных ценностей.

В основу были положены общие свойства и типичные признаки. Так, например, в отдельный канал были сгруппированы дополнительные образовательные услуги. Другой канал составила патентно-лицензионная и научная деятельность. Следующий канал - собственная производственная деятельность. Всего было выявлено 10 каналов, последним из которых - ветеринарные услуги (см. рис. 3).

По отношению к каждому из каналов, были сгруппированы и ранжированы источники поступления внебюджетных средств. Нам удалось выявить 57 источников.

I канал

Источники:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- выращивание и реализация сельскохозяйственной продукции;

Экономика

- изготовление и реализация продукции в учебной и художественной мастерских;

- реализация переработанной и упакованной сельхозпродукции.

II канал

Источники:

- обучение студентов на контрактной основе, принятых сверх плановых контрольных цифр;

- подготовка специалистов сельскохозяйственного производства, получающих второе высшее образование;

- довузовская подготовка в сельскохозяйственных классах;

- обучение на подготовительном отделении;

- репетиторство (по договорам с плохо успевающими студентами);

- различного рода курсы для студентов (языковые, вождения автомобиля, косметологов и др.);

- курсы по подготовке соискателей к сдаче экзаменов кандидатского минимума;

- целевая аспирантура сверх установленного государственного заказа;

- подготовка агроменеджеров на контрактной основе;

курсы для фермеров.

III канал

Источники:

- курсы садоводов и огородников;

- агрохимическое исследование почвы;

- продажа семян сельскохозяйственных культур;

- реализация саженцев и рассады;

- платные консультации;

- вспашка огородов;

- уборка урожая на садовых и огородных участках;

- строительство бань, погребов, изготовление срубов и штакетников.

IV канал

Источники:

- платные консультации и проведение патентного поиска;

- заключение договоров на НИОКР с хозяйствующими субъектами АПК;

- осуществление научно-производственных экспериментов в базовых хозяйствах области;

- реализация полезных моделей и научных образцов;

- проведение экспертиз.

V канал

Источники:

- изготовление и реализация книг, учебных пособий, монографий, буклетов и т.д.;

- изготовление и продажа настенных и настольных календарей;

- изготовление листовок и плака-товв период избирательных кампаний;

- изготовление и реализация журнала «Аграрный вестник Урала»;

- ксерокопирование материалов;

VI канал

Источники:

- обучение иностранных студентов (Вьетнам, Китай);

- создание совместных учебно-на-

учно-производственных центров;

- реализация совместных научных проектов;

- создание СП;

- участие в международных выставках с проведением коммерческих операций.

VII канал

Источники:

- поступление средств из различных благотворительных фондов («Агропромышленная культура Урала», «Фонд поддержки вузов» и др.);

- спонсорская помощь выпускников;

- средства от проведения дискотек, концертов, выставок;

- услуги спортивного лагеря, лодочной станции.

VIII канал

Источники:

- услуги столовой и бара;

- услуги спортивного зала и сцены;

- услуги книжного киоска академии;

- услуги сапожной мастерской и парикмахерской;

- аренда помещений и земельных участков;

- аренда сельскохозяйственной техники;

- услуги автотранспортной стоянки;

- услуги автогаража;

- услуги автомастерской.

IX канал

Источники:

- вексельное обращение;

- открытие депозитного счета;

- приобретение и реализация ценных бумаг;

- реализация устаревшего оборудования и сельскохозяйственной техники.

X канал

Источники:

- услуги вузовской стоматологической поликлиники;

- услуги ветеринарной клиники;

- услуги фельдшерского пункта;

- услуги скорой ветеринарной помощи.

Группировка основных источников поступления внебюджетных средств в УрГСХА показывает, что внебюджетная составляющая консолидированного бюджета вуза неуклонно возрастает (см. табл. 1).

Данные приведенной таблицы свидетельствуют о том, что в 2007 году, в сравнении с 2001 годом, привлечение внебюджетных ассигнований возросло в 4,4 раза. Это стало возможным благодаря созданной эффективной системы многоканального финансирования агровуза. Отрадно и то, что внебюджетные средства пополняются не только за счет платного обучения, но и из таких каналов, как доходы от научно-исследовательской и патентно-лицензионной работы (около 7 млн рублей), от производства и реализации сельскохозяйственной продукции (1,9 млн рублей), от производства сельхозпродукции и реализации продуктов питания (5,3 млн рублей), от оказания различного рода про-

Экономика

ф

к

о

о

X

X

ф

X

2

X

.0

е;

л

5

а

Ф

I-

Л

2

т

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

к

о

4 ф а о X 2 т о о

X

л

X

5 ■& К 5 X Ф

е;

с

>

к

о

о

с

2

е;

л

X

л

Ветеринарные и медицинские услуги

X

Собственная финансовая деятельность

IX

Сервисные

услуги

Социально-культурная деятельность

VII

Внешнеэкономическая деятельность

VI

Полиграфические и издательские услуги населению

V

IV

Патентно-лицензионная и научная деятельность

Предоставление сельскохозяйственных услуг населению

III

Предоставление образовательных услуг

II

Собственная

производственная

деятельность

I

X

ф

е;

с

>

к

о

о

с

X

2

X

к

£

Ч

2

ю

ф

X

т

х

X

о

к

о

1 1

■ 1

—1 >5 1

Л

СО

0 * 3

1

о

Е

о

3

N.

Ю

У

I

о

о

0 с

X

1

к

2 ю

0

1

со

со

I

со

00

0

1

&

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 1

Источники поступления внебюджетных средств в 2000-2007 гг. по УрГСХА, тыс.руб.*

№ Основные источники 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.

1 Обучение по договорам 12 593,1 20 057,2 29 439,2 42 581,8 61 523,0 84 175,8 93 194,1 107 799,0

2 Доходы от производства и реализации сельхозпродукции 1 129,6 1 028,3 961,5 736,4 1 647,7 558,5 765,5 1 852,8

3 Доходы от собственной предпринимательской и коммерческой деятельности 817,3 1 505,5 3 296,6 3 228,0 2 672,6 3 320,3 4 709,9 5 497,6

4 Доходы от внедрения научных достижений и патентно-лицензионной деятельности 917,2 587,2 817,5 746,9 433,9 852,9 1 010,5 6 781,5

5 Благотворительные взносы 440,6 272,5 218,0 296,2 84,8 1 006,8 118,9 572,9

6 Дополнительные услуги 1 374,3 6 512,3 3 600,7 1 692,6 3 182,2 2 664,3 3 715,4 5 582,2

7 Аренда 207,5 290,0 422,7 958,3 1 850,4 1 714,5 1 714,5 5 460,1

ВСЕГО 17 479,6 30 253,0 38 756,2 50 240,2 71 394,6 94 293,1 105 228,8 133 546,1

Привлечено собственных средств (без аренды и без обл. бюджета) 15 931,2 28 275,7 36 350,7 47 143,0 67 111,9 90 299,7 101 942,6 127 162,4

Экономика

фессиональных услуг гражданам (5,6 млн рублей).

Выводы

В целом же, мы приходим к основному выводу о том, что в деятельности сельскохозяйственных вузов ещё не в полной мере используются имеющиеся возможности и резервы для повы-

шения эффективности функционирования многоканальной системы финансирования аграрного государственного образовательного учреждения. Отсутствует должная оптимизация между каналами и источниками поступления денежных и материальных средств. Не все каналы развиваются адекватно

специфике высшего учебного заведения сельскохозяйственного профиля.

Вместе с тем, создание многоканальной системы финансирования и такой её составляющей, как привлечение внебюджетных ресурсов, даёт все основания для дальнейшего её развития и совершенствования.

Литература

1. Сёмин А.Н., Стахеева Л.М. Экономический механизм агрообразовательного учреждения: вопросы теории и практики.

- Екатеринбург: Изд-во Урал.ГСХА, 2001. - 186 с.

2. Сёмин А.Н., Лоретц О.Г., Воронин Б.А., Юсупов М.Л. и др. Уральская государственная сельскохозяйственная академия: цифры и факты. - Екатеринбург: Изд-во Урал.ГСХА, 2008. - 32с.

ИСТОЧНИКИ ИНВЕСТИЦИЙ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ НАУЧНЫХ

РАБОТНИКОВ

Е.М. РОДИОНОВА,

кандидат экономических наук, доцент,

Орловский ГТУ, г. Орёл

Ключевые слова: инвестиции в интеллектуальный капитал, научные работники, инвестиционная деятельность, человеческие ресурсы, инвестиционный анализ.

Цель и методика исследований

Юридическая трактовка инвестиций характеризуется перечислением многих объектов материального и нематериального имущества, которые вкладываются в создание или совершенствование бизнеса, некоммерческой деятельности, а также целевой признак данных вложений в виде прироста прибыли или дохода, получение социальных эффектов. Следует заметить, что в перечень инвестиций не включен ряд важных видов интеллектуальной собственности, таких как «ноу-хау», привилегии и уникальная информация, человеческий капитал. Непроизводственные инвестиции в строительство жилья, школ и больниц также не подпадают под это определение, поскольку не преследуют получение доходов в будущем, а предполагают достижение прямых положительных социальных эффектов в совершенствовании социальной инфраструктуры и улучшений качества жизни.

Человеческий капитал может быть измерен количественно и качественно. Количественные характеристики человеческого капитала измеряются количеством людей, занимающихся полезным трудом, количеством отработанных часов. Качественные характеристики включают в себя знания, мастерство и все, что способствует производительному труду человека. Расходы, направленные на обеспечение жизнедеятельности, повышение производительности труда человека, развивающие его способности по повышению производительности труда, называют «человеческими инвестициями».

Таким образом, на основании изложенного, предлагается авторское оп-

ределение инвестиций в интеллектуальный капитал научных сотрудников: все виды затрат, которые способствуют росту благосостояния (доходов) человека в будущем, носят целесообразный характер и могут быть оценены в денежной или иной форме, называются инвестициями в интеллектуальный капитал научных сотрудников.

Инвестиции в физический и интеллектуальный капитал имеют сходства и различия. Боуэн писал: «Инвестиции в человеческий капитал подобны инвестициям в физический капитал в нескольких важных отношениях. И тот, и другой накапливаются в результате приложения экономических ресурсов, которые могли бы быть использованы для производства других предметов и услуг ради текущего потребления; в течение продолжительного времени и тот, и другой ограничены сроками жизни; машины изнашиваются, люди умирают» [3].

Под инвестициями в экономической науке традиционно понимали вложения в капитал и его расширение. Авторы популярного учебника по экономике К.Р Макконнелл и С.Л. Брю пишут: «Что включается в понятие «инвестиционные расходы»? В основном, три компонента: 1) все конечные покупки машин, оборудования и станков предпринимателями; 2) все строительство и 3) изменение запасов» [4]. Как следует из определения инвестиций, они связываются только с движением материально-вещественного капитала.

Авторы российского учебника «Экономическая теория» (под ред. А.И. Добрынина и А.С. Тарасевича) еще более упрощают понятие инвестиций, определяя их как «стоимость товаров,

чМ

*»■ f

"приобретаемых предпринимателями для пополнения запасов капитала» [5]. В данном случае инвестиции сводятся к товарной форме и рыночным закупкам, хотя часто осуществляются вложения собственных средств предприятия и не только в пополнение материальных активов, но и в человеческий капитал.

В инвестиционном анализе инвестиции рассматриваются как процесс взаимодействия предпринимателя и инвестора. А.Б. Идрисов отмечает, что «инвестиции - это процесс взаимодействия, по меньшей мере, двух сторон: предпринимателя (инициатора проекта) и инвестора (финансирующего проект)» [6]. Важно подчеркнуть нацеленность инвестиций на получение в будущем более высоких доходов, а не только возврат инвестиционных затрат.

Нас интересует как раз специфика, характер и процессы инвестирования в интеллектуальный капитал в сопоставлении и в определенной пропорции с другими видами инвестиций.

По стадиям жизненного цикла предприятия различают брутто-инвести-ции, реинвестиции и нетто-инвестиции.

К нетто-инвестициям относят вложения в создание нового предприятия, или покупку действующего предприятия.

Реинвестиции связаны с воспроизводством состава и качества действующих активов, расширением производственных мощностей и увеличение делового потенциала предприятий [7].

В данной классификации инвестиций упор опять же делается на поддержание в работоспособном состоянии материальных активов. Но при харак-

Investments into intellectual capital, science officers, investment activity, human resources, the investment . analysis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.