Научная статья на тему 'Источники инвестиций в интеллектуальный капитал научных работников'

Источники инвестиций в интеллектуальный капитал научных работников Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
103
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / НАУЧНЫЕ РАБОТНИКИ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Родионова Е. М.

Родионова Е.М. ИСТОЧНИКИ ИНВЕСТИЦИЙ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ НАУЧНЫХ РАБОТНИКОВ. В статье подробно отражен генезис понятий «инвестиции», «инвестиционная деятельность», «инвестиционный капитал». Проанализированы источники инвестиций в интеллектуальный капитал научных работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Источники инвестиций в интеллектуальный капитал научных работников»

Экономика

фессиональных услуг гражданам (5,6 млн рублей).

Выводы

В целом же, мы приходим к основному выводу о том, что в деятельности сельскохозяйственных вузов ещё не в полной мере используются имеющиеся возможности и резервы для повы-

шения эффективности функционирования многоканальной системы финансирования аграрного государственного образовательного учреждения. Отсутствует должная оптимизация между каналами и источниками поступления денежных и материальных средств. Не все каналы развиваются адекватно

специфике высшего учебного заведения сельскохозяйственного профиля.

Вместе с тем, создание многоканальной системы финансирования и такой её составляющей, как привлечение внебюджетных ресурсов, даёт все основания для дальнейшего её развития и совершенствования.

Литература

1. Сёмин А.Н., Стахеева Л.М. Экономический механизм агрообразовательного учреждения: вопросы теории и практики.

- Екатеринбург: Изд-во Урал.ГСХА, 2001. - 186 с.

2. Сёмин А.Н., Лоретц О.Г., Воронин Б.А., Юсупов М.Л. и др. Уральская государственная сельскохозяйственная академия: цифры и факты. - Екатеринбург: Изд-во Урал.ГСХА, 2008. - 32с.

ИСТОЧНИКИ ИНВЕСТИЦИЙ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ НАУЧНЫХ

РАБОТНИКОВ

Е.М. РОДИОНОВА,

кандидат экономических наук, доцент,

Орловский ГТУ, г. Орёл

Ключевые слова: инвестиции в интеллектуальный капитал, научные работники, инвестиционная деятельность, человеческие ресурсы, инвестиционный анализ.

Цель и методика исследований

Юридическая трактовка инвестиций характеризуется перечислением многих объектов материального и нематериального имущества, которые вкладываются в создание или совершенствование бизнеса, некоммерческой деятельности, а также целевой признак данных вложений в виде прироста прибыли или дохода, получение социальных эффектов. Следует заметить, что в перечень инвестиций не включен ряд важных видов интеллектуальной собственности, таких как «ноу-хау», привилегии и уникальная информация, человеческий капитал. Непроизводственные инвестиции в строительство жилья, школ и больниц также не подпадают под это определение, поскольку не преследуют получение доходов в будущем, а предполагают достижение прямых положительных социальных эффектов в совершенствовании социальной инфраструктуры и улучшений качества жизни.

Человеческий капитал может быть измерен количественно и качественно. Количественные характеристики человеческого капитала измеряются количеством людей, занимающихся полезным трудом, количеством отработанных часов. Качественные характеристики включают в себя знания, мастерство и все, что способствует производительному труду человека. Расходы, направленные на обеспечение жизнедеятельности, повышение производительности труда человека, развивающие его способности по повышению производительности труда, называют «человеческими инвестициями».

Таким образом, на основании изложенного, предлагается авторское оп-

ределение инвестиций в интеллектуальный капитал научных сотрудников: все виды затрат, которые способствуют росту благосостояния (доходов) человека в будущем, носят целесообразный характер и могут быть оценены в денежной или иной форме, называются инвестициями в интеллектуальный капитал научных сотрудников.

Инвестиции в физический и интеллектуальный капитал имеют сходства и различия. Боуэн писал: «Инвестиции в человеческий капитал подобны инвестициям в физический капитал в нескольких важных отношениях. И тот, и другой накапливаются в результате приложения экономических ресурсов, которые могли бы быть использованы для производства других предметов и услуг ради текущего потребления; в течение продолжительного времени и тот, и другой ограничены сроками жизни; машины изнашиваются, люди умирают» [3].

Под инвестициями в экономической науке традиционно понимали вложения в капитал и его расширение. Авторы популярного учебника по экономике К.Р Макконнелл и С.Л. Брю пишут: «Что включается в понятие «инвестиционные расходы»? В основном, три компонента: 1) все конечные покупки машин, оборудования и станков предпринимателями; 2) все строительство и 3) изменение запасов» [4]. Как следует из определения инвестиций, они связываются только с движением материально-вещественного капитала.

Авторы российского учебника «Экономическая теория» (под ред. А.И. Добрынина и А.С. Тарасевича) еще более упрощают понятие инвестиций, определяя их как «стоимость товаров,

чМ

*»■ f

"приобретаемых предпринимателями для пополнения запасов капитала» [5]. В данном случае инвестиции сводятся к товарной форме и рыночным закупкам, хотя часто осуществляются вложения собственных средств предприятия и не только в пополнение материальных активов, но и в человеческий капитал.

В инвестиционном анализе инвестиции рассматриваются как процесс взаимодействия предпринимателя и инвестора. А.Б. Идрисов отмечает, что «инвестиции - это процесс взаимодействия, по меньшей мере, двух сторон: предпринимателя (инициатора проекта) и инвестора (финансирующего проект)» [6]. Важно подчеркнуть нацеленность инвестиций на получение в будущем более высоких доходов, а не только возврат инвестиционных затрат

Нас интересует как раз специфика, характер и процессы инвестирования в интеллектуальный капитал в сопоставлении и в определенной пропорции с другими видами инвестиций.

По стадиям жизненного цикла предприятия различают брутто-инвести-ции, реинвестиции и нетто-инвестиции.

К нетто-инвестициям относят вложения в создание нового предприятия, или покупку действующего предприятия.

Реинвестиции связаны с воспроизводством состава и качества действующих активов, расширением производственных мощностей и увеличение делового потенциала предприятий [7].

В данной классификации инвестиций упор опять же делается на поддержание в работоспособном состоянии материальных активов. Но при харак-

Investments into intellectual capital, science officers, investment activity, human resources, the investment . analysis.

теристике инвестиций в будущее предприятия на первый план выходят инвестиции в интеллектуальный капитал -на науку, инновации, подготовку кадров.

По форме выражения и движения инвестиций выделяют две большие группы - портфельные и реальные инвестиции.

Портфельными инвестициями называют вложения в ценные бумаги различных предприятий или государства.

Реальные инвестиции связаны с финансированием конкретных инвестиционных проектов в отраслях бизнеса, создающих реальную продукцию или услуги и увеличивающих доходы. Реальными инвестициями следует признавать и соответственно оценивать проекты совершенствования здравоохранения, образования, науки, культуры, т.е. вложения в накопление человеческого капитала.

Методика исследований

Таким образом, рассмотрение понятия и классификации инвестиций в сфере материального производства позволяет более широко представить объем и структуру инвестиций в интеллектуальный капитал (рисунок 1).

Особенность инвестиций в интеллектуальный капитал научных сотрудников заключается в том, что он неотделим от его носителя. Инвестицион-

ный период такой формы вложений, как образование, может достигать 40 лет.

Поэтому структурный анализ инвестиций в интеллектуальный капитал научных работников необходимо дополнить анализом инвестиционного процесса во времени, в период довузовского, вузовского и послевузовского образования.

Представим схему процесса подготовки научного работника, включая все формы.

Рассмотрим инвестиционный процесс довузовской подготовки, включающий в себя подготовку в дошкольном учреждении и среднем специальном учебном заведении.

Предположим, если ребенок находится в дошкольном учреждении четыре года, то инвестиции состоят из двух основных источников - государственное финансирование и расходы семьи.

Прямые инвестиции по приблизительной оценке можно определить по следующим составляющим. Государство создает необходимые материальные условия воспитания, приобретая книги, обучающие программы, предоставляя помещения, оплачивая труд специалистов. Так, специалист, готовящий к школе, имеет заработную плату около 5000 рублей в месяц. Значит, инвестиции составят около 180 тыс.

Экономика

рублей (5тыс. руб. х 36 месяцев). Инвестиции семьи составят около 24 тыс. рублей в год на ребенка. За 3 года инвестиции составят 252 тыс. рублей.

Далее происходит подготовка в средней школе, которая составляет 11 лет.

Если школьник обучается 11 лет, то инвестиции состоят из трех основных источников - личный труд, вклад средней школы, государственное финансирование школы.

Прямые инвестиции по приблизительной оценке можно определить по всем трем составляющим. Так, школьник, согласно государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования,затрачивает в среднем 13 тысяч часов (30 часов х 39 недель х 11 лет) за 11 лет на выполнение всех предусмотренных стандартом работ. Оплата одного часа работ специалиста с высшим образованием составляет, например, 50 рублей в час. Значит, государственные инвестиции составили 650 тыс. рублей (50 руб. х 13000 часов).

Далее происходит подготовка в вузе, которая составляет от четырех до шести лет.

Если студент обучается шесть лет (магистерская подготовка) в вузе, то инвестиции состоят из трех основных

^^^^^^Инвестиции^^еловеческиЙ^апита^^^^^^^^І

1 1 і Р

Создание и накопление нематериальных активов

Поддержание здоровья и работоспособности кадров

Квалификация персонала и информация

Повышение квалификации кадров

НИОКР и инноваци и

Рисунок 1. Структура и виды инвестиций в человеческий капитал

Таблица 1

Стадии подготовки научного работника

Форма подготовки Возраст, лет Типы инвесторов Тип учебного заведения Форма аттестации

Довузовское образование 3-17 семья государство специализированное учреждение для одаренных детей аттестат о среднем образовании

Первая ступень высшего образования 17-21 семья государство вуз диплом бакалавра

Вторая ступень высшего образования 21-23 семья государство вуз диплом магистра

Аспирантура 23-26 семья государство аспирант вуз, НИИ диплом кандидата наук

Преддокторантура 25-32 государство соискатель вуз, НИИ диплом доцента, научного сотрудника

Докторантура 32-43 государство докторант вуз, НИИ диплом доктора наук

Постдокторантура 43-45 государство научный работник вуз, НИИ, предприятие, организация диплом доктора наук

Повышение квалификации 45-50 государство научный работник вуз, НИИ диплом профессора

Формирование научной школы 50-55 государство научный работник вуз, НИИ диплом академика

Работа с научной школой 55-... государство научный работник вуз, НИИ

Вид

деятель-

ности

Довузовская подготовка

Подготовка в учреждении высшего образования

Годы

жизни

3 4 5 6

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

Тип инвестиций и их отдача

Прямые

инвестиции

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Прямые инвестиции

Прямые инвестиции

Источники

инвестиций

Труд

воспитан-

ника

Труд ученика

Труд студента

Вклад

дошколь-

ного

учрежде-

ния

Вклад учреждения среднего образования

Вклад учреждения высшего образования

Бюджет-

ные

инвестиции

Бюджетные инвестиции

Бюджетные инвестиции

Семья

Семья

Семья

7

8

9

Рисунок 2. Инвестиционный процесс довузовской подготовки

Вид деятельности Аспирантура Стаж научно-педагогической деятельности

Годы жизни 23 | 24 | 25 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | и т.д.

Тип инвестиций и их отдача Прямые инвестиции Реинвестиции

Эффект инвестиций

Источники инвестиций Труд соискателя Рост научно-квалификационного уровня и прирост личных доходов

Вклад вуза (НИИ) Рост рейтинга вуза (НИИ) и прирост доходов

Бюджетные инвестиции Прирост национального человеческого капитала страны

Рисунок 3. Инвестиционный процесс аспирантуры

Вид деятельности П редокторантура Докторан- тура Постдок- торантура Научно-педагогическая деятельность

Возраст, лет | 36 37 | 38 | 39 4 о 4 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | и т.д.

Тип инвестиций и их отдача П редокторантура Прямые инвестиции Постдок- торантура Реинвестиции

Эффект инвестиций

Источники инвестиций Т руд соискателя Рост научно-квалификационного уровня и прирост личных доходов

Вклад вуза (НИИ) Рост рейтинга вуза (НИИ) и прирост доходов

Бюджетные инвестиции Прирост национального человеческого капитала страны

Рисунок 4. Инвестиционный процесс докторантуры

Экономика

источников - личный труд студента, вклад вуза, государственное финансирование вуза.

Прямые инвестиции по приблизительной оценке можно определить по всем трем составляющим. Так, студент, согласно государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования, затрачивает 7, 8 или 9 тысяч часов за 4, 5 или 6 лет на выполнение всех предусмотренных стандартом работ и защиту диплома или магистерской диссертации. Оплата одного часа работ специалиста со средним образованием составляет, например, 50 рублей в час. Значит, личные инвестиции составили 350, 400 или 450 тыс. рублей (50 р. х 7, 8 или 9 тысяч часов) соответственно получаемой ступени образования. Часто эту часть инвестиций считают косвенной и оценивают по потерянным заработкам. Более оправданно считать эти инвестиции прямыми в виде собственного труда студента.

Представим инвестиционный процесс в интеллектуальный капитал при подготовке кандидатской диссертации сразу после окончания вуза (рисунок 3).

Если аспирант обучается три года в очной аспирантуре, то инвестиции состоят из трех основных источников - личный труд соискателя, вклад вуза или НИИ, государственное финансирование аспирантуры. Реинвестиции в период трудовой деятельности включают расходы на информационное обеспечение и повышение квалификации.

Результаты исследований

Прямые инвестиции по приблизительной оценке можно определить по всем трем составляющим. Так, соискатель, согласно макету государственного образовательного стандарта послевузовского профессионального образования, затрачивает 6 тыс. 480 часов за три года на выполнение научно-исследовательских работ и защиту диссертации. Оплата одного часа работ специалиста с высшим образованием составляет, например, 50 рублей в час. Значит, личные инвестиции составили 324 тыс. рублей (50 руб. х 6 тыс. 480 часов). Часто эту часть инвестиций считают косвенной и оценивают по потерянным заработкам. Более оправданно считать эти инвестиции прямыми в виде собственного труда соискателя.

Вуз или НИИ также вкладывает инвестиции в послевузовское образование, создавая необходимые материальные условия работы, разрешая пользоваться лабораторным оборудованием, связью, библиотеками, оплачивая труд научного руководителя. Собственные инвестиции вуза составят 30 тыс. рублей в год на аспиранта плюс оплата труда научного руководителя 8050 рублей в год. За 3 года инвестиции составят 138300 рублей.

Государство аспирантам выплачивает стипендию. На май 2008 г. она

Экономика

составляла 1500 рублей в месяц или за три года - 54 тыс. рублей. Общие инвестиции в ценах 2007 г. составят около 516300 рублей на три года аспирантуры. Реинвестиции в период трудовой деятельности включают расходы на повышение квалификации и, прежде всего, на информационное обеспечение в виде подписки на специальную литературу и журналы, содержание информационных систем и баз данных.

Инвестиционный процесс подготовки докторской диссертации представлен на рисунке 4. Для него характерно выделение преддокторантуры, заключающейся в разработке научноисследовательского задела в виде выполненных НИР и публикаций. Поскольку в период докторантуры защи-

щают диссертации редко, то выделяется период постдокторантуры.

Если оценить затраты личного труда соискателя по 1 тыс. часов в год в преддокторантуре и постдокторантуре и по 2 тыс. часов в год в докторантуре с оценкой 1 часа труда в 134 руб. в час, то получаем прямые инвестиции в сумме 1340 тыс. рублей (134 руб. х 10000 час.).

В Орловском государственном техническом университете существует система доплат в послевузовской подготовке. Всем аспирантам заочного обучения, работающим преподавателями в Орловском ГТУ, ежемесячно из средств университета доплачивается к основной заработной плате 885,78 рублей. Доплата

кандидатам наук, доцентам в Орловском ГТУ составляет ежемесячно 2480 рублей. При поступлении в докторантуру к основной государственной стипендии из средств университета производится доплата в размере 1500 рублей в месяц. Кроме этого, если докторант продолжает работать на кафедре, то ему сохраняются все персональные надбавки в полном объеме в течение всего срока обучения в докторантуре.

Выводы Новое тысячелетие требует от человечества максимально полного использования интеллектуального потенциала, чтобы не только сохранить цивилизацию, но и обеспечить ее развитие. От уровня и качества образования зависит судьба цивилизации.

- С. 45.

Литература

1. Хачатуров Т.С. Эффективность капиталовложений. - М.: Экономика, 1979.

2. Ы39-Ф3 «Федеральный закон об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».

3. Bowen H. Investment in Liarning / H. - San Francisco, 1978, 165 C.

4. Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Т. 2. -М.: Республика, 1992. - C. 171.

5. Добрынин А.И., Дятлов С.А., Курганский С.А. Методология оценки человеческого капитала // Экономика образования.

- №1. - С. 9-14.

6. Идрисов А.Б. Планирование и анализ эффективности инвестиций. - М.: 1995. - 160 с.

7. Идрисов А.Б. Планирование и анализ эффективности инвестиций. - М.: 1995. - 160 с.

ЭКОНОМИЧЕСКИМ МЕХАНИЗМ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБНОВЛЕНИЯ В АПК

Ю.А. КАЗАКОВ,

аспирант, ВНИЭТУСХ, г. Москва

Ключевые слова: технический потенциал, экономический механизм, модернизация сельского хозяйства, оценка эффективности внедрения новой техники.

В настоящее время важнейшая проблема технического обеспечения агропромышленного комплекса пока не решена. Машинно-тракторный парк сельскохозяйственных организаций России характеризуется чрезвычайным износом. Выбытие сельскохозяйственной техники, по различным оценкам, опережает ее ввод в эксплуатацию в 7-9 раз. В отдельных субъектах Российской Федерации положение значительно хуже -в них существенно возросла нагрузка на сельскохозяйственную технику, и как следствие - увеличились простои техники из-за частых ее поломок в процессе работы. Средства, выделяемые регионами на техническое переоснащение сельскохозяйственных организаций, незначительны и различаются по отдельным регионам в 20-50 раз.

Такое положение с деградацией технического потенциала не могло не вызвать ответной реакции со стороны Мин-сельхоза России и региональных государственных органов управления АПК в рамках принятого закона о развитии сельского хозяйства (№264-ФЗ от

29.12.2006 г.) и реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК». Также на федеральном уровне разработана стратегия машинно-технологического обеспечения производства сельскохозяйственной продукции России на период до 2010 года; совершенствуется механизм агролизинга; действует порядок субсидирования сельхозоргани-заций в форме компенсации процентной ставки по кредитам, полученным в банковских структурах на приобретение сельскохозяйственной техники, запасных частей и ремонт техники. В регионах выделяются кредиты на инвестиционные проекты по внедрению новых технологий и комплексов новых машин, а также бюджетные средства на создание и производство новой сельскохозяйственной техники.

Но принимаемых сегодня мер крайне недостаточно. В АПК отсутствует надежно сформированный экономический механизм обновления технической базы сельского хозяйства.

Целью нашего исследования стала разработка концептуальных направле-

-ний и практических рекомендаций по формированию и развитию экономического механизма обновления технической базы сельского хозяйства.

В процессе научного поиска изучались процессы формирования, функционирования и развития экономического механизма обновления технической базы сельского хозяйства, происходящие в сельскохозяйственных организациях Уральского федерального округа.

В нашем исследовании особое внимание уделялось оценке технического потенциала сельскохозяйственного производства. Многоаспектность технического потенциала предполагает многообразие его сущностных характеристик. Так, в теории рассматриваются технический потенциал имущественный, финансовый, экономический.

Технический потенциал преумножается и поддерживается посредством экономического механизма обновления технической базы сельского хозяйства. Организационно-экономический меха-

Technical potential, the economic mechanism, modernization of an agriculture, estimation of efficiency of introduction of new technics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.