РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕДУРЫ ЛИЗИНГА НА РАЗЛИЧНЫХ УРОВНЯХ УПРАВЛЕНИЯ
АПК
С.В. АГЛОТКОВА,
кандидат, экономических наук, главный специалист Министерства финансов Свердловской области
Экономика. Лизинг. Управление
Основную роль в
процессе
регулирования
лизинговых
взаимоотношений
между субъектами
лизинга
сель скохозя й ст венной техники и оборудования для сельхозтоваропроизводителей играет
государство в лице органов управления АПК на различных уровнях (федеральном и региональном).
Это обусловлено, в первую очередь, спецификой отрасли сельскохозяйственного производства, которая характеризуется известными особенностями (сезонность и т. п.). Главенствующая роль государства выражается в законотворческой деятельности. Начиная с 1988 года и по настоящее время только на уровне государства было принято 19 нормативно-правовых документов, определяющих взаимоотношения субъектов лизинга, а также регулирующих лизинговые процедуры. Среди них: «Примерный договор
о финансовом лизинге движимого имущества с полной амортизацией» (утвержден Министерством экономики РФ от 29.12.95 г.); «Методические рекомендации по расчету лизинговых платежей» (утверждены Министерством экономики РФ 16.04.96 г.); Постановление Правительства от 27.06.96 г. № 752 «О государственной поддержке развития лизинговой деятельности в РФ»; Постановление Правительства РФ от 03.09.98 г. №«1020 «Порядок предоставления государственных гарантий на осуществление лизинговых операций»; Федеральный закон от 29.10.98 г. №°164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» с изменениями и дополнениями от 29 января 2002 г. В данном федеральном законе определены правовые и организационно-экономические особенности лизинга. Целью внесения изменений в ранее действующий закон является развитие форм инвестиций в средства производства на основе финансовой аренды (лизинга), защита прав собственности, прав участников инвестиционного процесса, обеспечение эффективности лизинга.
Цель и методика исследований
В целях совершенствования обеспечения предприятий и организаций АПК машиностроительной продукцией на основе финансового лизинга Правительством Российской Федерации 22 мая 2001 г. принято постановление №«404 «О совершенствовании лизинговой деятельности в агропромышленном комплексе», а также распоряжение от 8 сентября 2001 г. №°1208-р, согласно которым из средств федерального бюджета, предусмотренных в 2001 году на финансирование лизинга, основная их часть направлена на увеличение уставного капитала созданного ОАО «Росагроли-зинг». Размер уставного капитала был установлен в сумме 5 млрд руб. Главная цель работы ОАО «Росагролизинг» - реализация политики государственной поддержки сельхозтоваропроизводителя на основе новой национальной системы аграрного лизинга как наиболее защищенной формы инвестиций на федеральном и региональном уровнях.
В Российской Федерации агролизинг получил развитие в основном с участием государства. Тем не менее, бюджетные средства, выделяемые на агролизинг в субъектах РФ, не позволяют решить проблему нормативного выбытия основных фондов. Выбытие сельхозтехники в 7-9 раз опережает ее ввод. Бюджетные ассигнования регионального характера, запланированные на агролизинг, в большинстве субъектов Российской Федерации составляют лишь 5-7 % от суммы общей бюджетной поддержки АПК.
Наши исследования в этой области еще раз подтверждают мнение авторитетных ученых о том, что агролизинговые отношения в системе отечественного АПК пока не получили должного развития. Формирование рыночных отношений в этой области сдерживается по многим причинам, но в большей степени, из-за существующего монополизма в отраслях I и III сфер АПК, неудовлетворительного финансового состояния сельскохозяйственных предприятий; нехватки стартового капитала для организации разнообразных лизинговых компаний; отсутствия инфраструктуры лизингового рынка, развитой сети лизинговых компаний, консалтинговых фирм, которые обслуживали бы всех участников лизингового рынка; недостатка стройной системы информационного обеспечения лизинга, которая формировала бы наличие постоянно восполняемой и доступной информации о предложениях лизинговых услуг. В отличие от развитых стран Европы, где сельское хозяйство в общей структуре потребителей лизинговых услуг занимает почти 10%, сельхозтоваропроизводители РФ находятся на последнем месте - менее 2%.
Группа практиков и ученых ратует за возврат прежних условий, так называемого, федерального лизинга (до 2001 года), который якобы устраивал всех. В этой схеме были и положительные моменты: во-первых, незначительное удорожание к цене завода-изготовителя, а, во-вторых, менее жесткие условия расчетов за поставленную технику (залоги, гарантии и т.п.), что приводило к большей доступности и увеличению числа лизинговых сделок между лизингодателями и лизингополучателями -сельхозтоваропроизводителями. Но такая форма взаимоотношений вела к увеличению задолженности по лизинговым платежам (к их невозврату), приводила к низкой эффективности использования бюджетных средств.
Считаем, что современную схему процедуры лизинга на федеральном уровне надо дополнить возможностью использовать возвратные лизинговые платежи для повторной закупки техники и оборудования, другими словами, чтобы они шли на те же цели, на которые выделялись, а не изымались в бюджет. Была бы оправдана организация на федеральном уровне нескольких лизинговых компаний. Желательно несколько упростить структуру гарантийного обеспечения по договорам лизинга, особенно в части гарантии субъектов РФ (речь идет о ежегодном резерве бюджетных ассигнова-
Экономика. Лизинг. Управление
ний, их «замораживании», которые также могли бы быть использованы на госбюджетную поддержку сельхозтоваропроизводителей региона).
Несмотря на перечисленные выше отрицательные аспекты развития лизинга в АПК, сдача оборудования в лизинг является на сегодня наиболее оптимальной и действенной формой приобретения сельхозпроизводителями оборудования. Кроме того, лизинг в значительной мере решает существующие проблемы предприятий-производи-телей сельхозоборудования, которые в настоящее время испытывают кризис, вызванный падением спроса на их продукцию в связи со снижением покупательной способности хозяйств-потребителей.
На региональном уровне, как правило, бывшие облагроснабы выступают сублизингодателями, реализуя, так называемую, модель федерального лизинга. Так, например, в АПК Свердловской области функции сублизинговой компании выполняет областное государственное унитарное предприятие «Уралагроснабкомплект». Взаимоотношения между сублизинговой компанией, которая по отношению к ОАО «Росагролизинг» выступает в качестве лизингополучателя, строится на договорных основах, причем выбор продавца оборудования осуществляется лизингополучателем. Оборудование может быть передано в сублизинг сельскохозяйственным предприятиям.
Лизингополучатель (в данном случае «Уралагрос-набкомплект») имеет право устанавливать по договорам сублизинга снабженческо-сбытовую наценку в размере не более 4 % от стоимости оборудования без НДС и транспортных расходов, а также вознаграждение в размере не более 1,5 % в год от остаточной стоимости оборудования. Неотъемлемым приложением к договору является график осуществления платежей по договору лизинга. Так, например, в марте 2004 года был заключен договор финансовой аренды между ОАО «Росагролизинг» и ОГУП «Уралагроснабкомплект» на поставку комбайнов «ДОН-1500Б» в количестве 9-ти штук и кормоуборочных комбайнов «ДОН-680» в количестве 5-ти единиц. Общая сумма договора лизинга составляет 31 млн 822 тыс. 483 рубля. Авансовый платеж -2 млн 647 тыс. 529 рублей. Последующие платежи осуществляются поквартально в течение семи лет равными долями, согласно графика осуществления платежей по договору лизинга. Для отражения в бухгалтерском учете в договоре согласован порядок начисления лизинговых платежей помесячно, включая ставку НДС (18 %). Небезынтересно отметить, что взаимоотношения строятся в соответствии с новым порядком работы по федеральному лизингу, а именно: размер вознаграждения ОАО «Росагролизинг» не более 1,5 % в год от остаточной стоимости объекта лизинга (аналогичный размер и у сублизингодателя - 1,5 %); величина дохода от инвестированных в уставный капитал средств федерального бюджета - 4 % годовых; снабженческо-сбытовая наценка
сублизинговой компании (от стоимости объекта лизинга и транспортных расходов): по комбайнам, тракторам 5 класса, рыболовным судам, автотранспорту, комплексам машин и оборудованию, тракторам и иной сельхозтехнике стоимостью свыше 700 тыс. рублей - до 4 %; тракторам, автотранспорту, оборудованию и иной сельхозтехнике стоимостью до 700 тыс. рублей - до 4%; по племенной продукции - до 4 %. Изменились и сроки расчетов по договорам: по комбайнам, тракторам 5 класса, комплексам машин и оборудованию - до 7 лет; по прочим тракторам и иной сельхозтехнике, по племенной продукции и рыболовным судам -до 5 лет; по автотранспорту - до 3 лет. Авансовые платежи лизингополучателей должны составлять не менее: по комбайнам, тракторам 5 класса, комплексам машин и оборудованию, тракторам и иной сельхозтехнике стоимостью свыше 700 тыс.
Экономика. Лизинг. Управление
рублей - 7 %; по прочим тракторам и иной сельхозтехнике, стоимостью до 700 тыс. рублей - 15 %; по племенной продукции - 7 %; по рыболовным судам - 10 %; по автотранспорту - 25 %. В остальной части лизинговые платежи формируются в соответствии с действующим законодательством РФ в области бухгалтерского учета лизинговых операций (См.: www.rosagroleasing.ru).
Особый интерес представляет развитие регионального лизинга, при котором используются средства областного бюджета. Рассмотрим процедуры лизинговых операций на примере АПК Свердловской области. Бюджетная поддержка лизинговых операций осуществляется в рамках ежегодно принимаемого Постановления областного Правительства «О поддержке АПК за счет средств областного бюджета» (см. рис. 1).
Впервые в марте 2004 года в Свердловской
Принятие Закона Свердловской области об областном бюджете (ежегодно) і
Постановление областного Правительства о государственной поддержке АПК за счет средств областного бюджета
Минсельхозпрод Свердл. обл. Минфин Свердл. обл.
Проведение открытого конкурса с публикацией
Приказ МСХ Свердл.
обл. об объявлении конкурса; утверждение конкурсной комиссии
Информкарта (доводится до конкурсантов), а также техническое задание
Оформление
протокола
конкурсной
комиссии
Шаг I
Шаг II
Шаг III
Рис. 1. Алгоритм проведения агролизинговых операций за счет средств областного бюджета
в Свердловской области
области был объявлен конкурс на поставку сельскохозяйственной техники на условиях финансовой аренды (лизинга). Министерством сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области совместно с Минфином Свердловской области было организовано проведение открытого конкурса, в котором могли принять участие юридические лица, имеющие опыт работы по поставкам сельскохозяйственной техники на основе финансовой аренды не менее 2-х лет, а также имеющие необходимые производственные площади и квалифицированные кадры для проведения предпродажного технического сервиса и восстановления техники в гарантийный период эксплуатации, либо наличие договоров с контрагентами на выполнение услуг по предпродажному техническому сервису и восстановлению техники в гарантийный период эксплуатации, имеющие акты Г ос-сертификации на выполнение вышеназванных услуг. Алгоритм (последовательность, порядок) проведения агролизинговых операций за счет средств областного бюджета Свердловской области показан на рис. 1.
Из рисунка видно, что до каждого участника доводилась соответствующая информационная карта по каждому лоту (всего было объявлено три лота), а также техническое задание по каждому лоту конкурсной заявки на поставку сельскохозяйственной техники. Причем конкурсная документация предоставлялась бесплатно. В рамках приказа № 81 от 30 марта 2004 года была сформирована специальная конкурсная комиссия под председательством заместителя министра сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области по экономике, финансам и развитию АПК. Конкурсная комиссия рассмотрела все заявки конкурсантов по каждому лоту. Так, лот №° 1, на общую сумму 6 525 226 руб., включал в себя тракторы различных модификаций в количестве 9-ти единиц; лот № 2 был представлен сельскохозяйственной техникой для заготовки кормов на общую сумму 270 000 руб.; лот №° 3 был представлен сельскохозяйственной кормо- и зерноуборочной техникой на общую сумму 29 806 774 руб. (в количестве 17 единиц техники, в том числе «Енисей-1200
Экономика. Лизинг. Управление
- 1НМ» - 4 шт.; «Д0Н-1500Б» - 4 шт.; «ДОН-680» - 5 шт. и др.). Был оформлен соответствующий протокол. Затем в соответствии с законом об областном бюджете, постановлением Правительства о господдержке АПК за счет средств областного бюджета, а также с учетом результатов конкурса было принято распоряжение Правительства Свердловской области №672-РП от 25.06.2004 г. «О предоставлении бюджетного кредита» для приобретения предприятиями АПК необходимой сельскохозяйственной техники. Победителями конкурса, которым были предоставлены бюджетные кредиты, стали ГУП СО «Уралагроснабкомплект» и ОАО «Свердловскагропромснаб». Для приобретения техники на условиях лизинга сроком на три года было выделено более 36 млн рублей данным лизинговым компаниям с взиманием платы за пользование кредитом в размере j учетной ставки рефинансирования ЦБ РФ. Обратим внимание на шаг V (рис. 1), в соответствии с которым по распоряжению Правительства оформляется кредитный договор, договор залога, утверждается МСХ Свердловской области реестр лизингополучателей, разрабатываются и заключаются договоры поставки сельхозтехники и оборудования. Затем реализуется шаг VI, т. е. осуществляется передача сельхозтехники и оборудования в лизинг непосредственно сельхозтоваропроизводителям. Между уполномоченной лизинговой компанией и лизингополучателем взаимоотношения строятся в соответствии с договором областного лизинга.
Выводы
Анализируя различного рода процедуры лизинга, которые реализуются и регулируются на различных уровнях управления с использованием бюджетных ресурсов, мы пришли к заключению, что они еще не в полной мере отвечают запросам как лизингодателей, так и лизингополучателей, одним словом - субъектов лизинговых отношений. Они должны совершенствоваться с учетом специфики агропроизводства, наметившихся тенденций вступления России в ВТО, а также инвестиционно-инновационного развития отечественного АПК, в контексте агропродовольственной политики государства.
Литература
1 .Лимарев В.Я., Ерохин М.Н., Пучин Е.А. и др. Материально-техническое обеспечение агропромышленного комплекса. - М.: Известия, 2002. - 464 с.
2.Сёмин А.Н., Шарапова В.М. Методика оценки экономической эффективности способов приобретения сельскохозяйственной техники и оборудования. - Екатеринбург: Изд-во УрГСХА, 2000. - 35 с.
3. Областной закон (Свердловская область) «О государственном регулировании сельскохозяйственного производства Свердловской области» от 12.03.97 № 13-03 (в ред. Областного закона от 21. 08.98 № 58-03; от 19.11.98 № 36-03). Статьи 5, 7, 14.
4.Тускаев Т.Р. Экономическая стратегия развития и использования технического потенциала сельского хозяйства. - М.: ГУП «Агропрогресс», 2001. - 190 с.
5. Цымбаленко С., Цымбаленко Т., Константинов В. Финансовый лизинг в аграрном секторе // Экономика сельского хозяйства России. - 1999. - N° 8. - С. 6.