Научная статья на тему 'Проблемы и приоритетные направления совершенствования подготовки квалифицированных кадров для АПК'

Проблемы и приоритетные направления совершенствования подготовки квалифицированных кадров для АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
315
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДРЫ / КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ КАДРЫ / ВОСПРОИЗВОДСТВО КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА / ПРОГРАММА КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ / ПРОТИВОРЕЧИЯ В СИСТЕМЕ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА / ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ / PERSONNEL / QUALIFIED PERSONNEL / REPRODUCTION OF PERSONNEL POTENTIAL / PROGRAM OF PERSONNEL MAINTENANCE / CONTRADICTIONS IN A SYSTEM OF PERSONNEL MAINTENANCE OF AGROINDUSTRIAL COMPLEX / DEMOGRAPHIC SITUATION / PRIORITY DIRECTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гребенщиков И. А.

В настоящей статье раскрываются проблемы кадрового обеспечения регионального агропромышленного комплекса; выявлены и сгруппированы противоречия, препятствующие укреплению и развитию кадрового потенциала, предложен механизм устранения выявленных противоречий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PRIORITIES FOR IMPROVEMENT PREPARING SKILLED WORKERS FOR AGRIBUSINESS

In the present article problems of personnel maintenance of regional agriculture reveal; the contradictions interfering strengthening and development of personnel potential are revealed and grouped, the mechanism of elimination of the revealed contradictions is offered.

Текст научной работы на тему «Проблемы и приоритетные направления совершенствования подготовки квалифицированных кадров для АПК»

Экономика

ПРОБЛЕМЫ И ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ ДЛЯ АПК

И. А. ГРЕБЕНЩИКОВ,

профессор кафедры экономики и предпринимательства,

РГППУ

Ключевые слова: кадры, квалифицированные кадры, воспроизводство кадрового потенциала, программа кадрового обеспечения, противоречия в системе кадрового обеспечения агропромышленного комплекса, демографическая ситуация, приоритетные направления.

Keywords: personnel, qualified personnel, reproduction of personnel potential, program of personnel maintenance, contradictions in a system of personnel maintenance of agroindustrial complex, demographic situation, priority directions.

Трудно переоценить значение подготовки кадров, тем более квалифицированных, для любой отрасли народного хозяйства. Но особую актуальность представляют сегодня проблемы воспроизводства квалифицированной рабочей силы, кадров специалистов и руководителей для системы агропромышленного комплекса и особенно его второй сферы - сельского хозяйства.

Переход государства к рыночной системе хозяйствования, развитию многоукладной сельской экономики, осуществление земельной реформы, процессы приватизации - все это, вместе взятое, потребовало совершенствования как состава, так и структуры трудового потенциала АПК. Сегодня подкомплексам и формирующимся кластерам АПК, его сельскохозяйственным формированиям нужны не просто специалисты, владеющие технологиями агропроизводства и переработки сельскохозяйственной продукции, а квалифицированные работники с инновационным мышлением, обладающие знаниями рыночной экономики, в совершенстве владеющие рыночным инструментарием адаптационноантикризисного функционирования сельхозпредприятий, способные к разработке и реализации маркетинговых стратегий, реализующие в своей практической деятельности знания основ финансового менеджмента, банковского дела, стратегического менеджмента.

Современные квалифицированные работники (от механизаторов до главных специалистов хозяйств различных форм собственности) в полном объеме должны владеть ресурсо- и энергосберегающими, высокоэффективными, интенсивноадаптивными технологиями агропроизводства.

Подготовке такого типа специалистов во многом способствует реализация сельскохозяйственными учебными заведениями различных уровней и типов (от школьной скамьи и учебно-курсового комбината, где готовят механизаторов и мастеров машинного доения, до сельскохозяйственной академии) концепции непрерывного сельскохозяйственного образования. Одно из центральных мест в данной концепции отводится профориентационной работе и довузовской подготовке в сельских школах райцентров и профильных классах городов.

Уральская сельскохозяйственная академия, являясь головным научнометодическим центром формирующегося единого областного агрообразовательного кластера, который представляет собой сеть

образовательно-научно-производственных структур, строит свою работу, в первую очередь, с учетом потребностей хозяйств и предприятий АПК, а также в зависимости от складывающейся конъюнктуры рынка труда и образовательных услуг. Только за последние десять лет в академии открыты новые специальности и специализации, среди которых: механизация переработки сельхозпродукции, экономика и управление на предприятии АПК, финансы и кредит; инженер-педагог; технологии производства и переработки сельхозпродукции; технический сервис и технология ремонта машин и др. Наиболее конъюнктурные специализации: плодоовощеводство; переработка молока и мяса; тара и упаковка сельскохозяйственной продукции.

Такая работа стала возможной благодаря разработке и реализации в вузе адаптационно-антикризисной программы, подготовленной исходя из теории приоритетов с использованием методического инструментария финансового оздоровления хозяйствующего субъекта. В основу программы положена система многоканального финансирования, разработанная в Уральской ГСХА. Финансирование вуза осуществляется по 10 каналам из 57 источников, среди которых предоставление дополнительных образовательных услуг: обучение студентов на коммерческой основе, организация различного рода курсов - садоводов, огородников, агроменеджеров, фермеров, программистов, изучения иностранных языков и др.; обучение на подготовительном отделении, курсах для поступающих и т. п.; оказание платных услуг садоводам и огородникам в форме консультаций, агрохимического исследования почвы земельного надела, проведение планировки дачного участка, обеспечение саженцами и семенным материалом; проведение научных изысканий по договорам на НИОКР с хозяйственниками области; оказание ветеринарных услуг в лечебнодиагностическом центре факультета ветеринарной медицины; издательские услуги; а самое главное - производство и реализация силами педагогов и студентов своей собственной сельскохозяйственной продукции, выращенной на учебно-опытных и производственных полях академии.

В отличие от других 15 государственных вузов города, в Уральской ГСХА в наибольшей степени используется специфика учебного заведения сельскохозяйственного профиля, академия менее диверсифицирована, чем другие вузы

системы высшего профессионального образования. На каждый рубль бюджетных ассигнований из федерального центра привлекается до 1,5 руб. собственных средств. Если в большинстве вузов Российской Федерации основным товаром являются образовательные услуги, то в Уральской ГСХА реализация произведенной сельскохозяйственной продукции позволяет привлекать финансовые ресурсы примерно в тех же объемах, что и от педагогической деятельности вуза.

Мы не вправе сегодня, на наш взгляд, в условиях как абсолютного, так и относительного обнищания сельского населения развивать в аграрном вузе систему коммерческого обучения, как это осуществляется в ведущих вузах города и в основном по причине дефицита бюджетного финансирования (как известно, в среднем вузы РФ финансируются на 40 % от потребности). Зато шумихи вокруг реформы системы образования очень много.

Не потеряло актуальности и сегодня выражение Алексея Николаевича Косыгина, председателя Совета Министров СССР, о том, что «экономить на образовании, это то же самое, что постричь свинью, - шерсти мало, а визгу много!» Но «экономить» продолжают, хотя в СМИ пытаются говорить о реформе и ее финансовом сопровождении. На практике мы видим обратное, учителя нищенствуют, вузы, особенно аграрные, финансируются в 1,35-1,5 раза в меньших объемах, чем вузы системы Министерства образования и науки Российской Федерации.

В такой ситуации, когда финансовая система России в начале реформ носила пирамидальный характер, а теперь при -обретает черты виртуальной, приходится многие вопросы финансового обеспечения решать самостоятельно и рассчитывать только на многоканальное финансирование. То есть речь идет о том, что консолидированный бюджет вуза формируется из средств федерального бюджета, а также средств областного, бюджета муниципальных образований и собственных источников. Пропорции примерно могут быть следующими:

— федеральный центр - 70-75 %;

— собственные средства - 15-20 %;

— областные ассигнования - 4 %;

— средства бюджетов муниципальных образований - 0,5-1 %.

Создание и использование вузом многоканальной системы финансирования и позволило коллективу Уральской ГСХА:

Аграрный вестник Урала №8 (87), 2011 г.- <. .

Экономика ^Щф/

а) улучшить качество учебного процесса; б) неукоснительно выполнять план повышения квалификации профессорско-преподавательского состава; в) использовать современные технологии обучения и компьютерную технику (теперь в вузе на каждые 100 обучающихся приходится 6 ПЭВМ, тогда как в 1994 г. этот показатель составлял менее единицы); г) сохранить и приумножить вузовские научные школы; д) открыть специализированные советы по защите кандидатских и докторских диссертаций; е) расширить состав и структуру аспирантуры (теперь в ней одновременно обучается более 150 человек); ж) довести число штатных докторов, профессоров в вузе до 36 человек, тогда как в лучшие для вуза годы этот показатель составлял 8-12 человек; возросло число доцентов и кандидатов наук, их теперь в учебном заведении около 200 человек, другими словами, «показатель остепененно-сти» укладывается в норматив и даже превышает его на 5 %, теперь 65 % от общего числа профессорско-преподавательского состава имеют ученую степень или ученое звание.

Главная гордость Уральской ГСХА - это ее выпускники. О качестве подготовки студентов свидетельствуют такие показатели, как рост числа отличников, а следовательно, и числа стипендиатов Президента РФ, Правительства РФ, губернатора нашей области. В вузе обучаются студенты, заслужившие стипендии Терентия Семеновича Мальцева, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области. Сегодня в вузе прекрасно справляются с учебной нагрузкой 106 именных стипендиатов, в том числе 59 студентов получают именные стипендии губернатора Свердловской области. Эти студенты уже сегодня знают место своей будущей работы. Они наиболее востребованы на рынке агропромышленного труда.

Мы не вправе сегодня замалчивать те проблемы, те недостатки, которые имеются в деле воспроизводства квалифицированных кадров для агропромышленного комплекса. Нельзя забывать, что подготовка квалифицированных кадров проходит те же стадии, что и воспроизводство продукта, а именно: производство, распределение, обмен и потребление (использование).

Что касается первой фазы - производства кадров, то она осуществляется в академии в основном силами профессорско-преподавательского состава и учебно-вспомогательного персонала вуза в соответствии с действующими образовательными стандартами. На второй стадии, стадии распределения, возникают большие сложности, чем в первой фазе. Речь идет об исполнении закона «Об образовании», предусматривающего свободное распределение. Вернуться к старой системе просто невозможно. Но нужен более четкий и отлаженный механизм целевой контрактной подготовки. Не только Министерство сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области должно сегодня заботиться о том, куда пойдут наши выпускники. В первую очередь об этом должны думать сами хозяйствующие субъекты, где будут использованы квалифицированные кадры с высшим образованием. На сегодняшний день

68

картина такова: на бюджетные места, в рамках целевой подготовки, придут обучаться в 2011 году около 60 человек. Что же касается руководителей хозяйств, то такую подготовку ведут всего 29 хозяйствующих субъектов, что крайне недостаточно. И это неслучайно. У нас в области 22 % руководителей хозяйств сами не имеют высшего образования, зачем им готовить конкурентов. Самую же главную, по их мнению, причину они видят в плачевном финансовом состоянии хозяйств и якобы по этой причине не занимаются систематическим повышением квалификации своих сотрудников, не имеют и не обучают резерв руководителей, остались практически без кадровой службы, не хотят знать и понимать того, что самым главным фактором производства являются квалифицированные трудовые ресурсы. Без компетентных специалистов, высококвалифицированных работников не решить и финансовых проблем. Таким отношением к кадровому потенциалу они сами загоняют себя в долговую яму.

Нам всем следует помнить о том, что в сельском хозяйстве, как ни в какой другой отрасли хозяйственного комплекса государства, крайне важны личность лидера - личность первого руководителя, его компетентность, порядочность, знание своего дела. Смена менеджера или президента в крупной акционерной промышленной компании не приведет, как правило, к спаду производства на конкретных рабочих местах, тогда как в сельском хозяйстве мы можем привести десятки примеров утраты значительных объемов сельскохозяйственного производства, а также финансовой устойчивости предприятия после необдуманного переизбрания или ухода с поста первого руководителя.

Если вопросы в первых двух фазах решаются, можно сказать, на хорошо и удовлетворительно, то, что касается фазы использования кадров с высшим сельскохозяйственным образованием, это проблема из проблем. Уровень закрепляемости молодых специалистов год от года становится все ниже и ниже.

Причин здесь несколько. Проводимый нами мониторинг социально-трудовой сферы села в созданном Уральском центре мониторинга социально-трудовой сферы села позволяет еще раз уточнить причины, по которым выпускники покидают рабочие места в сельской местности.

Так, например, на вопрос об основных причинах увольнения из сельскохозяйственного предприятия (232 чел. опрошенных, выпускники 2008 и 2010 гг.) респонденты ответили следующее (предлагалось вписать в анкету причины увольнения):

• Низкий уровень оплаты труда - 92 %.

• Отсутствие надлежащих жилищнобытовых условий - 75 %.

• Недостаточно мест в детских дошкольных учреждениях - 35 %.

• Не устраивает медицинское обслуживание - 20 %.

• Родители против того, чтобы я работал на селе - 10 %.

• Конфликт с первым руководителем - 2 %.

Демографическая ситуация на селе

оставляет желать лучшего. Наблюдается некоторое снижение численности сельского населения области (теперь оно составляет

12 % к общей его численности). Каждые двадцать лет происходит уменьшение числа сельских населенных пунктов почти на 200 единиц. Снижается показатель числа занятых в сельском хозяйстве в общей численности работников отраслей экономики Свердловской области. Произошли структурные изменения и в составе кадров. За последние пять лет доля постоянных работников в составе трудовых ресурсов сельского хозяйства области уменьшилась на 13,6 %. Уменьшилась и численность работников, принятых на сельхозпредприятия на условиях договора подряда.

По оценкам ряда экспертов, происходит перераспределение трудовых ресурсов в сектор семейной экономики, причем в форме как первичной, так и вторичной занятости. Основные причины - низкая заработная плата в коллективном секторе, несвоевременная выплата трудового вознаграждения. Трудно говорить сегодня о закрепля-емости кадров, когда заработная плата на селе в 2 раза ниже, чем в среднем по области, и в 3,2 раза ниже, чем в среднем по г. Екатеринбургу.

В воспроизводстве квалифицированных кадров АПК можно выделить несколько основных серьезных противоречий, которые придется в ближайшее время решать в системе агропромышленного комплекса.

Первое противоречие - поддержка агрообразовательных учреждений в основном осуществляется за счет средств федерального бюджета, а выпускники учебных заведений, в том числе и агровузов, практически на 100 % и поступают, и трудоустраиваются в пределах субъекта федерации (то есть области). Более логичным считаем многоканальное финансирование, при котором бюджетная составляющая из центра равняется 80 %, а средства областного бюджета и населения - 10-15 % от консолидированного бюджета учебного заведения. Такая модель финансового обеспечения агрообразовательного учреждения уже отрабатывается в ряде агровузов Уральского федерального округа.

Второе противоречие - между готовностью агрообразовательных учреждений готовить квалифицированную рабочую силу и специалистов для сельского хозяйства области, то есть реализовать первую фазу воспроизводственного процесса, и неспособностью ее приема и эффективного использования в третьей фазе, то есть на местах в сельскохозяйственных предприятиях.

Третье противоречие связано, с одной стороны, со значительным возрастанием ответственности у руководителей как за производственную, так и за финансовую устойчивость предприятия в условиях рыночных отношений, а с другой - со снижением основных мотивационных факторов трудовой активности персонала.

Четвертое противоречие - с одной стороны, возрастают квалификационные требования к специалистам и руководителям, а с другой - в сельском хозяйстве области только каждый третий специалист или руководитель имеет высшее образование, а регулярным самообразованием занимаются и того меньше.

Пятое противоречие - наличие огромного научного потенциала и законченных

шшш.т-ауи. пагоб. ги

Экономика

научно-практических разработок в Уральском федеральном округе и практически полное нежелание руководителей сельхозорганизаций использовать их в хозяйственной практике, что, на наш взгляд, опять же связано с недостаточной квалификацией и низкой общей производственной культурой руководителей. Уместно напомнить, что каждый рубль, вложенный в вузовскую или отраслевую науку, окупается почти 9 рублями экономического эффекта. Например, если каждое хозяйство области в год потратило хотя бы 40 тыс. рублей на научные консультации, то при простейшем подсчете можно увидеть, что экономический эффект составил бы около 144 млн рублей, или почти 10-12 % от финансовой составляющей общеобластной поддержки АПК.

Шестое противоречие - с одной стороны, проявляется якобы особое внимание всех ветвей власти к решению проблемы продовольственной безопасности государства, а с другой - так и не применяются эффективные адаптационноантикризисные меры государственной поддержки отечественного товаропроизводителя, а о повышении престижа аграрного труда и говорить не приходится.

Устранению отдельных противоречий, на наш взгляд, во многом будет способствовать принятие и реализация областной целевой Программы кадрового обеспечения сельскохозяйственного производства Свердловской области, которая пока принята в качестве ведомственной (была заказана Минсельхозпродом Свердловской

области в Уральской ГСХА и разработана на период 2008-2015 гг.). Предложенная в данной программе модель воспроизводства квалифицированных кадров для АПК не предусматривает увеличения средств, выделяемых из областного бюджета, а лишь способствует более оптимальному перераспределению ежегодно выделяемых ассигнований на развитие областного агропромышленного комплекса. Распределение бюджетных ассигнований предполагается осуществить с использованием метода анализа иерархий (определение приоритетов, проведение анализа «стоимость - эффективность»).

Литература

1. Сёмин А. Н., Мальцев Н. В., Михайлюк О. Н., Бобылев Д. С. Саакян М. К. [и др.]. Особенности и результаты реализации Государственной программы развития сельского хозяйства в АПК Свердловской и Курганской областей (итоги мониторинга 20082009 гг.). Екатеринбург : Изд-во Урал. ГСХА, 2011. 392 с.

2. Сёмин А. Н. Квалифицированные кадры АПК: воспроизводственные процессы. Екатеринбург : Изд-во Урал. ГСХА, 2003. 276 с.

РЫНОК СЕМЕННОЙ КУКУРУЗЫ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Ф. Г. ЖЕМУХОВА, соискатель, заведующая финансово-экономическим отделом,

А. У. БЛИЕВ, соискатель, заместитель главного бухгалтера, 360022, кбр, г. Нальчик,

ул. Мечникова, д. 130а;

КБНИИСХ Россельхозакадемии e-mail: [email protected]

Ключевые слова: посевы, семенная кукуруза, гибриды, перспективы, меры господдержки.

Keywords: crops, seed corn, hybrids, perspectives, measures of state support.

В решении зерновой и кормовой проблемы в Российской Федерации важная роль по праву принадлежит кукурузе, выращиваемой на зерно и зеленую массу. Особенно остро стоит вопрос об увеличении производства кукурузного зерна. Среднегодовые сборы его в нашей стране за последние годы не превышают 2 млн т при потребности 12-14 млн т. В связи с этим недостающее количество кукурузного зерна (как фуражного, так и семенного) приходится закупать за рубежом.

Вместе с тем агроклиматические условия многих регионов нашей страны пригодны для выращивания кукурузы на зерно и для заготовки в виде зерностержневой массы, а южные районы Российской Федерации - для производства семян кукурузы.

Лимитирующим фактором решения данной проблемы в настоящее время является недостаток высококачественных семян кукурузы. Семеноводство кукурузы в стране испытывает большие сложности. Рынок семян кукурузы наполнен большим количеством фальсифицированных семян различного происхождения, реализуемых обычно через посредников, при этом зачастую под маркой «первого поколения». Реализуются так называемые «семена», получаемые и из товарного зерна. Они имеют всхожесть, но и низкую гибридность, и поэтому на их базе хороший урожай получить невозможно. Однако из-за низкой цены и возможности финансовых злоупотреблений имеют спрос.

Недостающее количество гибридов кукурузы (а это примерно 40 тыс. т) приходится ежегодно закупать за рубежом. Поставка импортных семян тоже не спасает положения при отсутствии того же контроля. Качество поставленных семян по импорту в последние годы вызывает много вопросов. При этом возникает огромная опасность завоза новых вредителей и болезней, на что обращает внимание российская наука, а примеров тому немало. Такое решение вопроса может нанести невосполнимый экономический ущерб сельхозпредприятиям России в целом.

По имеющимся расчетам, на все посевы кукурузы требуется более 400 тыс. т семян. В последние годы семеноводческие хозяйства страны производят порядка 200 тыс. т семян, или 50 % от потребности. Это приводит к незанятости значительных сельскохозяйственных площадей.

Получению семян высокого качества также не способствует устаревшая материально-техническая база семеноводства кукурузы. Старые заводы способны готовить качественные семена, но из-за отсутствия координации их работы, обеспечения их в достаточном количестве требуемым исходным материалом и, соответственно, недостаточной их загруженности потеряли авторитет среди потребителей, что необходимо срочно исправлять. Это объясняется тем, что большинство существующих заводов в системе АО

«Росхлебопродукт» построены еще в 60-е годы прошлого века, при этом их оборудование изношено физически и морально, а многие предприятия закрываются и перепрофилируются. Так, дефицит производственных мощностей составляет более 100 тыс. т в сезон. Кроме того, наблюдается нехватка в 8 тыс. т мощностей, обрабатывающих семена родительских форм и высших репродукций.

В результате наблюдается необходимость принятия срочных и кардинальных мер, включающих создание и реконструкцию собственной селекционной и семеноводческой базы, внедрение заинтересованного экономического механизма в условиях рыночных отношений.

Особенно остро стоит проблема коренного улучшения работы научноисследовательских учреждений, в частности создающих отечественные скороспелые гибриды, обладающие высокой продуктивностью, выравненностью по созреванию и другими ценными признаками.

Особое внимание уделяется вопросам расширения посевов семенной кукурузы в Краснодарском и Ставропольском краях, Ростовской, Воронежской, Волгоградской, Белгородской, Оренбургской и Саратовской областях. В краткосрочной перспективе необходимо принятие неотложных мер по строительству новых и реконструкции действующих кукурузообрабатывающих заводов. При этом не исключена возможность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.