Научная статья на тему 'Система международной сертификации и регистрации профессиональных инженеров'

Система международной сертификации и регистрации профессиональных инженеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
990
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНЖЕНЕР / КОМПЕТЕНЦИИ / РЕГИСТР / РЕГИСТРАЦИЯ / СЕРТИФИКАЦИЯ / СТАНДАРТ / ENGINEER COMPETENCES / REGISTER / CERTIFICATION AND REGISTRATION / STANDARD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чубик Петр Савельевич, Чучалин Александр Иванович, Замятин Александр Владимирович

Во многих развитых странах успешно функционирует система регулирования инженерной профессии, основанная на сертификации и регистрации профессиональных инженеров. В статье рассматривается российский опыт построения аналогичной системы на основе международного стандарта APEC Engineer Register, а также первые результаты ее функционирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чубик Петр Савельевич, Чучалин Александр Иванович, Замятин Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The system of international certification and registration of professional engineers

The Russian experience in creation of the system of professional engineers' certification and registration on the basis of the international standard APEC Engineer Register and the results of its functioning are considered.

Текст научной работы на тему «Система международной сертификации и регистрации профессиональных инженеров»

ным сектором экономики, интеграция в национальную систему образования и мировую науку. Накопленный политехниками высокий научно-технический потенциал и

целеустремленность позволяют прогнозировать, что стратегические цели, поставленные перед научным сообществом университета, будут выполнены.

VLASOV V. RESEARCH AND INNOVATIONS AT TOMSK POLYTECHNIC UNIVERSITY

The paper reflects major achievements on domestic and international level. The innovative infrastructure of the university is given, the key cooperation aspects in the field of research are provided, research results of TPU scientists and experts for the last five years are shown.

Keywords: priority development fields, research integration, innovative infrastructure, small innovative enterprises, research products, material and technical resources.

П. С. ЧУБИК, профессор А.И. ЧУЧАЛИН, профессор А.В. ЗАМЯТИН, доцент

Система международной сертификации и регистрации профессиональных инженеров*

Во многих развитых странах успешно функционирует система регулирования инженерной профессии, основанная на сертификации и регистрации профессиональных инженеров. В статье рассматривается российский опыт построения аналогичной системы на основе международного стандарта APEC Engineer Register, а также первые результаты ее функционирования.

Ключевые слова: инженер, компетенции, регистр, регистрация, сертификация, стандарт.

Богатейшая история подготовки инженерных кадров в России способствовала формированию определенных традиций в области выработки критериев и требований к знаниям, умениям и компетенциям специалистов-инженеров. Сегодня заметны два взаимосвязанных процесса. С одной стороны, глобализация экономики и современные политические реалии привели к отказу от традиционной образовательной модели с присвоением квалификации «инженер» выпускникам вуза. С другой - с ростом производственных возможностей страны потребность в специалистах с квалификацией «инженер» возрастает и будет возрастать в будущем. Многие эксперты считают, что пришла пора сформировать такую систему послевузовского регулирования инженерной профессии, в ко-

торой выпускник по истечении некоторого срока успешной работы по специальности мог бы получить в России статус «профессиональный инженер», как это принято во многих развитых странах мира.

В этих странах более тридцати лет существуют двухступенчатые системы оценки и взаимного признания качества подготовки инженерных кадров и аккредитации образовательных программ. Первая ступень - аккредитация инженерных программ, реализуемых в университетах, вторая ступень - сертификация и регистрация профессиональных инженеров независимыми, как правило, неправительственными общественно-профессиональными организациями (ABET в США, ECUK в Великобритании, JABEE в Японии и др.) с использованием соответствующих критериев и

" Материал подготовлен при поддержке Министерства образования и науки РФ (проект №3.1.1/13718 Аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2011 годы)»).

процедур. Многие системы регистрации имеют статус международных и действуют на территориях входящих в них стран, например Fédération Européenne d'Associations Nationales d'Ingénieurs (FEANI) - в Европе, APEC Engineer Register - в странах Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), Engineers Mobility Forum (EMF) - в мире.

В 2008 г. Ассоциация инженерного образования России (АИОР) как ассоциированный член Вашингтонского соглашения (Washington Accord) получила официальное предложение присоединиться к международному регистру APEC Engineer Register. Тем самым ей была предоставлена возможность создания международно признаваемой системы сертификации и регистрации профессиональных инженеров и, соответственно, присвоения отечественным специалистам заслуженного звания.

Для управления российской системой сертификации и регистрации практикующих инженеров сформирован Российский мониторинговый комитет инженеров АТЭС, к деятельности которого привлечены представители законодательных и ис-

Норматпвно-организационные документы системы сертификации п регистрации профессиональных инженеров

в Российском регистре Инженеров APEC и международном АР£ С Çnginççr Weg/sie г

Рис. 1. Нормативно-организационные документы системы сертификащии и регистрации

полнительных органов власти, общественных и профессиональных организаций.

По инициативе АИОР и Российского Союза научных и инженерных общественных организаций в 2010 г. на базе Томского политехнического университета создан Центр сертификации и регистрации профессиональных инженеров, аналогичный тем, что традиционно действуют в США (NCEES), Новой Зеландии (IPENZ), Канаде (Engineers Canada) и в других развитых странах мира. Деятельность центра регламентируется «Нормативно-организационными документами системы сертификации и регистрации профессиональных инженеров в Российском регистре инженеров АТЭС и международном APEC Engineer Register» (рис. 1), разработанными и согласованными в рамках APEC Engineer Agreement стандартов и руководства "The APEC Engineer Manual".

Эксперты Центра сертификации и регистрации профессиональных инженеров формируют экзаменационные комиссии, организуют и проводят для претендентов экзаменационные испытания по проверке универсальных, профессиональных и спе-

циальных компетенций в различных областях профессиональной инженерной деятельности. Экзамен проводится как в письменной форме, так и в форме устного интервью. Сертификация и регистрация претендентов на звание «Инженер АТЭС» осуществляется по 12 областям профессиональной деятельности:

■ аэрокосмическая техника (Aerospace Engineering);

■ биотехнологии (Bioengineering);

■ химические технологии (Chemical Engineering);

■ гражданское строительство (Civil Engineering);

■ инженерная защита окружающей среды (Environmental Engineering);

■ электроника, электротехника и электроэнергетика (Electrical Engineering);

■ геотехнологии (Geotechnical Engineering);

■ информатика и вычислительная техника (Information Engineering^;

■ машиностроение (Mechanical Engineering);

■ горное дело (Mining Engineering);

■ нефтегазовое дело (Petroleum Engineering);

■ транспортная техника (Transportation Engineering).

Согласно международным требованиям разработаны и утверждены Международным координационным комитетом инженерного альянса следующие критерии соответствия званию профессионального инженера APEC Engineer Register:

• быть выпускником вуза по аккредитованной инженерной программе;

• иметь право на ведение самостоятельной профессиональной инженерной деятельности;

• иметь не менее 7 лет опыта практической инженерной деятельности после окончания вуза;

• иметь не менее 2-х лет опыта работы на ответственной руководящей должности при выполнении важного инженерного проекта;

• постоянно повышать и развивать свою профессиональную квалификацию;

• действовать в рамках Кодекса профессиональной этики.

Первым предприятием, вовлеченным в проект сертификации и регистрации профессиональных инженеров, стал крупнейший российский производитель спутниковых систем «Информационные спутниковые системы им. академика М.Ф. Решетнё-ва » (г. Железногорск). В мае 2010 г. специалистами Центра международной сертификации технического образования и инженерной профессии были проведены первые экзаменационные испытания претендентов в Железногорске и Томске. Для организации и проведения очного этапа экзамена на звание «Инженер АТЭС » в качестве экспертов были приглашены представители предприятий в лице директоров, руководителей производства и ведущих инженеров.

Российская система сертификации и регистрации авторизована на заседании Международного Координационного комитета инженеров стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) 24 июня 2010 г. в Оттаве (Канада). Международное признание позволило включить Россию, наряду с другими 13 странами-участницами, в качестве полноправного члена в APEC Engineer Register. При этом Центр сертификации и регистрации профессиональных инженеров получил право присвоения претендентам, успешно сдавшим профессиональный экзамен, звания «Инженер АТЭС».

Благодаря работе центра в течение 2010 г. сертифицировано более 30 профессиональных инженеров, соответствующих критериям международного регистра профессиональных инженеров стран АТЭС. Сертификацию и регистрацию с присвоением звания «Инженер АТЭС» успешно прошли опытные инженеры таких предприятий, как ОАО «Информационные спутниковые системы им. академика М.Ф. Решетнёва», ОАО «Томский электромеха-

нический завод им. В.В. Вахрушева», ОАО «Сибэлектромотор», «Маерск Ойл Казахстан ГмбХ» и др. Экзаменационные испытания проводились по пяти областям профессиональной деятельности:

• аэрокосмическая техника (17 чел.);

• электроника, электротехника и электроэнергетика (7 чел.);

• машиностроение (4 чел.);

• химическая технология (1 чел.);

• гражданское строительство (1 чел.).

С декабря 2010 г. в ТПУ действует Региональный центр оценки профессиональных компетенций «Инженеров АТЭС» и разработано нормативно-организационное обеспечение проведения экзаменационных испытаний претендентов на это звание по 12 областям профессиональной деятельности, в том числе с использованием возможностей удалённого доступа на основе платформы WebCT. Усовершенствована структура профессионального экзамена, состоящая из трех компонентов: оценка общекультурных компетенций инженера, оценка узкоспециальных компетенций и оценка профессиональных компетенций в конкретной области профессиональной инженерной деятельности.

Особенностью инфраструктуры Центра сертификации и регистрации профессиональных инженеров АТЭС, функционирующего в ТПУ, является развитый современный двуязычный веб-портал (http:// www.ApecRegister.tpu.ru). Портал имеет возможности автоматизированной формальной проверки корректности заполнения заявки, её регистрации, а также включает электронный on-line-регистр зарегистрированных профессиональных инженеров. Это позволяет заинтересованным сторонам осуществлять удаленную проверку подлинности предъявляемого сертификата и срока его действия. Наряду с официальными электронными регистрами стран-участниц APEC Engineer Register (Южной Кореи, Малайзии и Новой Зеландии), с официального сайта Международного инженерного альянса IEA (http://www.ieagreements.org/APEC/

sign.atories.cfm) также доступен российский регистр.

Первые результаты работы центра, выступления на конференциях и переговоры с представителями предприятий показали необходимость разработки на базе Томского политехнического университета первой в России программы краткосрочного повышения квалификации, дающей полное представление о критериях и процедурах международной сертификации и регистрации профессиональных инженеров, - «Международная сертификация и регистрация про-фессиональныхинженеров в России».

По результатам Всероссийского форума «Образовательная среда-2010», проходившего во Всероссийском выставочном центре в Москве проект «Система сертификации и регистрации профессиональных инженеров в Международном APEC EngineerRegister» получил высшую наградуфорума - Гран-при и награжден дипломом и медалью.

Мировой опыт показывает, что решение задач, направленных на обеспечение качества инженерной профессии, регулируется через процедуры сертификации и регистрации инженерных кадров. Реализуемый в настоящее время на базе Национального

исследовательского Томского политехнического университета проект по созданию национальной системы сертификации и регистрации профессиональных инженеров призван решить эту задачу. Благодаря развитию этой системы, соответствующей требованиям международного регистра APEC Engineer Register, удастся не только сохранить термин «инженер» в привычном понимании, но и создать предпосылки для формирования социального слоя технических специалистов высокого класса - профессиональных инженеров.

Сертификация и регистрация как гарант качества и высокого уровня компетенций инженеров позволят разработать открытую систему, обеспечивающую новый для России уровень оценки качества специалистов. Будучи прозрачной и понятной, она также будет способствовать:

• развитию технического образования

и инженерной профессии и повышению их привлекательности;

• повышению качества подготовки выпускников образовательных программ в области техники и технологий в вузах и учреждениях среднего профессионального образования;

• стимулированию технических специалистов - практикующих инженеров, техников и технологов - к непрерывному повышению квалификации и совершенствованию профессиональных компетенций;

• формированию высококвалифицированного инженерного корпуса страны для развития производства, малого и среднего инновационного бизнеса и национальной экономики;

• повышению международного престижа, конкурентоспособности и мобильности российских инженеров, техников и технологов.

CHUBIK P, CHUCHALIN A, ZAMYATIN A. THE SYSTEM OF INTERNATIONAL CERTIFICATION AND REGISTRATION OF PROFESSIONAL ENGINEERS

The Russian experience in creation of the system of professional engineers' certification and registration on the basis of the international standard APEC Engineer Register and the results of its functioning are considered.

Keywords: engineer competences, register, certification and registration, standard.

Подготовка по иностранным

и.в. слесаренко, доцент, языкам в техническом зав. кафедрои университете: от студента

к преподавателю

В статье рассматриваются направления и задачи профессионально ориентированной языковой подготовки студентов и преподавателей, сотрудников современного технического вуза. Рассматривается новая функция языковой подготовки в техническом университете - формирование языковой среды вуза на основе принципов профессионально-ориентированного подхода к языковому образованию, междисциплинарности.

Ключевые слова: языковая среда технического университета, иноязычная компетенция в сфере профессионального взаимодействия, международное сотрудничество, профессионально значимые умения инженера.

Неотъемлемой частью образовательно- дународных обменах, налаживание вне-го процесса в современном вузе является шних контактов, постоянное сотрудниче-участие студентов и преподавателей в меж- ство как с российскими, так и с зарубеж-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.