Научная статья на тему 'Система мер стимулирования правопослушного поведения несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы, в пенитенциарном законодательстве зарубежных стран'

Система мер стимулирования правопослушного поведения несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы, в пенитенциарном законодательстве зарубежных стран Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
405
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пенитенциарная наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ОСУЖДЕННЫЕ / ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ / ЗАРУБЕЖНОЕ ПЕНИТЕНЦИАРНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / СИСТЕМА МЕР / СТИМУЛИРУЮЩИХ ПРАВОПОСЛУШНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / РЕФОРМИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Прохорова Мария Владимировна

В статье рассматриваются вопросы, связанные с системой мер стимулирования правопослушного поведения несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы, в современном зарубежном пенитенциарном законодательстве, проводится сравнительный анализ отечественных и зарубежных правовых основ стимулирования правопослушного поведения указанных лиц, формулируются основные положение, которые могут быть учтены при реформировании уголовно-исполнительного законодательства России, применяемого к несовершеннолетним, находящимся под стражей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система мер стимулирования правопослушного поведения несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы, в пенитенциарном законодательстве зарубежных стран»

Система мер стимулирования правопослушного поведения несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы, в пенитенциарном законодательстве зарубежных стран

М.В. ПРОХОРОВА - преподаватель кафедры уголовно-исполнительного права, исполнения уголовных наказаний и криминологии Томского филиала Кузбасского института ФСИН России, кандидат юридических наук

В статье рассматриваются вопросы, связанные с системой мер стимулирования правопослушного поведения несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы, в современном зарубежном пенитенциарном законодательстве, проводится сравнительный анализ отечественных и зарубежных правовых основ стимулирования правопослушного поведения указанных лиц, формулируются основные положение, которые могут быть учтены при реформировании уголовно-исполнительного законодательства России, применяемого к несовершеннолетним, находящимся под стражей.

Ключевые слова: несовершеннолетние осужденные; лишение свободы; зарубежное пенитенциарное законодательство; система мер, стимулирующих правопослушное поведение; реформирование.

System of measures to stimulate legislative behaviour of the minors condemned to imprisonment in the penitentiary legislation of foreign countries

M.V. PROKHOROVA -the teacher of chair of the criminally-executive right, execution of criminal punishments and criminology Tomsk branch Kuzbass institute of Federal Penal Service of Russia, the candidate of jurisprudence

In article the questions connected with reflexion of system of measures to stimulate legislative behaviour of minors, condemned to imprisonment in modern foreign penitentiary legislation are considered. The comparative analysis of domestic and foreign legal bases of stimulation legislative behaviour of minors condemned is carried out. The author formulates high lights which can be used at reforming of the criminally-executive legislation of Russia with reference to the minors, leaving imprisonment.

Key words: minors condemned; imprisonment; foreign penitentiary legislation; system of the measures stimulating legislative behaviour; reforming.

В Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. указывается на необходимость разработки новых форм и методов исправительного воздействия на осужденных, а также дополнения системы мер поощрения иными стимулами к правопослушному поведению и активной ресоциализации. В связи с этим важное значение приобретает исследование опыта зарубежных стран.

Анализ зарубежного пенитенциарного законодательства говорит о том, что определение основных стимулов правопослушного поведения несовершеннолетних осужденных в целом характерно для всех рассмотренных государств. Однако организация стимулирования, а также структура его эле-

ментов и сущность конкретных мер в разных странах неодинаковы.

Одной из особенностей зарубежных правовых систем является различие в источниках мер стимулирования (поощрения) как на уровне правотворчества (обусловлено принадлежностью к той или иной правовой семье), так и в плане их закрепления.

В большинстве стран законодатель не ставит перед собой цели детальной регламентации условий отбывания наказания (как, например, в России) и мер стимулирования. При этом для ряда государств характерно двух- или трехуровневое регулирование системы стимулирования правопослушного поведения несовершеннолетних осужденных. В основном дифференциация проис-

ходит на уровне федеральных законов, подзаконных нормативных правовых актов и нормативных актов.

Разграничение источников мер стимулирования показывает, что в некоторых странах закрепление данных мер дифференцируется в зависимости от имеющихся средств обеспечения того или иного вида поведения и компетенции субъектов, исполняющих наказания в виде лишения свободы. Для стран, входящих в англосаксонскую и романо-германскую правовые семьи (Канада, США, Австралия, Франция, Германия и Испания), характерно определение на уровне федерального законодательства общих принципов построения системы стимулирования, а также порядка реализации его основных мер, связанных с денежным вознаграждением и досрочным освобождением. Остальные меры стимулирования регулируются территориально.

Например, закон Канады «Об уголовном правосудии в отношении несовершенно-летних»1 устанавливает порядок организации уголовного судопроизводства и общие принципы пенитенциарной политики Канады, связанные с этой категории правонарушителей. Однако мер стимулирования он не содержит. Некоторые их виды закреплены в законах «О тюрьмах и реформаториях»2 и «Об исправительных учреждениях и условном освобождении»3. В частности, в этих нормативных актах говорится о правилах условно-досрочного и условного освобождения.

В Северной Австралии перечень привилегий, таких как досрочное освобождение, денежное вознаграждение и пр., приводится в Тюремных (исправительных) правилах, а также законе о тюрьмах4 и других нормативных актах.

В США виды мер стимулирования заключенных фиксируются, как правило, в исправительных программах, утверждаемых подзаконными нормативными актами. Например, Уголовный кодекс Калифорнии5 содержит лишь общие положения об организации исполнения наказания в виде лишения свободы, а вопросы, связанные с поощрением заключенных, относит к содержанию отдельных исправительных программ.

В Испании закон «Об уголовной ответственности несовершеннолетних»6 также устанавливает лишь общие требования к исправительным центрам для подростков, права и обязанности этих учреждений. Что касается поощрений, то они в данном зако-

не не закрепляются, однако законодателем предусматривается их применение, регламентируемое другими законами и правилами. В частности, система вознаграждений описывается на ведомственном уровне в Тюремных правилах7 и приказе N/3688/2007 от 30.11.2007 г.8

Отметим, что такое построение источников мер стимулирования прежде всего направлено на установление определенного баланса между статикой и динамикой законов и социально-психологическими особенностями несовершеннолетних.

В целом анализ зарубежного пенитенциарного законодательства позволяет сделать вывод о стремлении индивидуализировать процесс стимулирования правопослушного поведения несовершеннолетних осужденных путем установления открытого перечня поощрений и придания большей компетенции в решении данного вопроса субъектам, непосредственно исполняющим наказания в виде лишения свободы. Тем не менее определение общих принципов и целей лишения свободы является единым для всех участников процесса стимулирования правопослушного поведения осужденных подростков.

По своей структуре зарубежные системы мер стимулирования правопослушного поведения схожи с системой, существующей в России, в которой можно выделить поощрения (единичные изменяющие правовое положение осужденных в рамках режима, ведущие к освобождению) и потенциально стимулирующие меры. При этом объем и содержание мер поощрения характеризуются минимализмом и свидетельствуют направленности на удовлетворение мелких бытовых интересов осужденных (насущных потребностей).

Например, в Северной Австралии перечень льгот (единичных мер поощрения) содержится в Тюремных (исправительных) правилах. А в Испании детальную регламентацию единичные меры поощрения получают в приказе ^Т/3688/2007 от 30.11.2007 г. В частности, в рассматриваемом качестве могут выступать вознаграждения в виде культурно-просветительных (книги, ноутбуки, папки, ручки, компакт-диски и др.) и спортивных (спортивная одежда, обувь, сумки и т.д.) материалов. Также предусматриваются другие меры поощрения, связанные с оказанием финансовой помощи малоимущим заключенным (оплата транспортных расходов при выходе за пределы

тюрьмы, предоставление бесплатного телефонного звонка и т.д.), и денежные вознаграждения до 299 евро.

В США в большинстве случаев меры поощрения содержатся в типовых исправительных программах. Например, исправительная программа, связанная с привлечением осужденных к промышленной предпринимательской деятельности9, называет в качестве стимулов два вида мер поощрения: денежные и неденежные. Также мотивируют осужденных к участию в программе выдача им сертификатов профессиональной подготовки, увеличение шансов на последующее трудоустройство после освобождения, включение срока работ в трудовой стаж и др. При этом финансовым стимулом выступает вознаграждение, которое приравнивается к заработной плате. В некоторых штатах оно полагается даже за отдельные достижения, например за успешное прохождение очередного уровня программы10.

Меры, изменяющие правовое положение осужденных, на практике зачастую сопряжены с применением поощрений, носящих материальный характер.

Как меры, ведущие к освобождению от наказания, в зарубежном пенитенциарном законодательстве используются: условнодосрочное освобождение, помилование, сокращение срока наказания. Отметим, что ресоциализация несовершеннолетних осужденных, превалирующая в зарубежном законодательстве, обусловливает более важное значение в системе стимулирования именно мер, ведущих к освобождению. Вследствие этого такие меры получили более широкое содержание и основания для реализации.

Например, в Брунее Правила о местах заключения несовершеннолетних11 предусматривают условно-досрочное освобождение для лиц, отбывших не менее года в исправительном учреждении и продоменстриро-вавших хорошее поведение. Закон Канады «О тюрьмах и реформаториях» действует в отношении несовершеннолетних с учетом положений закона «Об уголовном правосудии в отношении несовершеннолетних» и закрепляет в качестве поощрения так называемую ремиссию (сокращение) срока наказания до 15 дней. Закон Афганистана12 «О поощрениях и наказаниях заключенных»13 высшей мерой поощрения признает помилование, реализуемое в честь религиозных или национальных праздников. В каче-

стве другой меры поощрения используется Khoms, под которым понимается обычное сокращение срока наказания в конце каждого месяца на шесть дней. При этом ^отв применяется, если назначенный срок заключения имеет продолжительность не менее шести месяцев.

Потенциально стимулирующие меры представлены в зарубежном пенитенциарном законодательстве в виде отпусков. Их реализация связывается именно с целью ресоциализации несовершеннолетних и не носит двойственного характера, как, например, передвижение без сопровождения за пределами воспитательных колоний или отпуска, принятые в российском уголовно-исполнительном законодательстве.

Статья 97 Закона Канады «Об уголовном правосудии в отношении несовершеннолетних» в рамках реализации программы по реинтеграции предусматривает предоставление подростку отпуска продолжительностью до 30 дней, в период пребывания в котором на него могут возлагаться определенные обязанности: явка в полицию для регистрации, посещение образовательного учреждения, невступление в общение с лицами, способными оказать отрицательное воздействие.

Предоставление заключенным отпусков также допускается и законом Афганистана «О тюрьмах и центрах заключения». Так, согласно ст. 37 лица, содержащиеся под стражей, могут получать длительные (до 20 дней) и краткосрочные (до 7 дней) отпуска. Длительные отпуска предоставляются заключенным в целях поддержания нормальных отношений с семьями, а также стимулирования хорошего поведения как в пределах тюрьмы, так и на свободе.

В Исландии закон «Об исполнении приговоров»14 наряду с краткосрочными и длительными предусматривает так называемые однодневные регулярные отпуска, предназначенные для встречи с родственниками или друзьями. Они предоставляются с разрешения директора учреждения заключенным, находящимся под стражей не менее года, и продолжаются не более 14 часов.

Закон Канады «О тюрьмах и реформаториях» регламентирует также программы временного отсутствия заключенных, которые призваны обеспечить реинтеграцию последних в общество как законопослушных граждан (ст. 7). Срок временного отсутствия может достигать 60 дней. В это время заключенный может проходить производ-

ственную практику, посещать образовательные курсы и т.д.

Следует отметить, что отличия в источниках закрепления мер стимулирования обусловливают разный объем компетенции субъектов, исполняющих наказания в виде лишения свободы. В некоторых странах она заключается не только в определении порядка применения поощрений, но и в установлении их видов. В большей степени это относится к странам, входящим в англосаксонскую правовую семью (США, Англия, Австралия), в которых принята прогрессивная система исполнения наказаний.

Например, в Северной Австралии к исключительной компетенции директора исправительного учреждения относится решение вопросов, связанных с определением мер поощрения, дополнительных льгот, порядка и условий предоставления отпусков, а также размеров денежного вознаграждения, но все это он осуществляет в рамках соблюдения общих требований законодательства.

Известно, что в России уголовно-исполнительное законодательство и, следовательно, формирование системы мер стимулирования правопослушного поведения находятся в исключительном ведении Федерации. С одной стороны, данное положение предопределяет вертикальный характер регулирования уголовно-исполнительной политики государства и определения целей наказания, а также средств их достижения, а с другой - оно исключает возможность дифференциации воздействия на несовершеннолетних осужденных в целях стимулирования их правопослушного поведения.

Щ ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Youth Criminal Justice Act. http://laws-lois.justice. gc.ca/eng/acts/Y-1.5/index.html

2 См.: Prisons and Reformatories Act. http://laws-lois.justice. gc.ca/eng/acts/P-20/index.html

3 См.: Corrections and Conditional Release Act. http://laws-lois.justice.gc.ca/eng/acts/C-44.6/index.html

4 См.: Prisons (Gorrectional Services) Ай. http://www.austlii. edu.au/au/legis/nt/consol_act/psa337/

5 См.: California Penal Code. http://www.leginfo.ca.gov/cgi-bin/calawquery?codesection=pen&codebody=&hits=20

6 См.: Ley Org nica, reguladora de la responsabilidad penal de los menores. http://www.derecho.com/l/boe/ley-organica-5-2000-reguladora-responsabilidad-penal-menores/impresion. html

7 См.: Real Decreto, por el que se aprueba el Reglamento Penitenciario. http://www.derecho.com/l/boe/real-decreto-190-1996-aprueba-reglamento-penitenciario/impresion.html

8 См.: Orden Int/3688/2007, de 30 de noviembre, por la que se aprueban las bases reguladoras de concesi n de ayu-das asistenciales a internos en prisi n, liberados condicionales y familiares de ambos y de ayudas para la realizaci n de salidas programadas, terap uticas y concesi n de premios y recompen-

В связи с этим необходимо обратиться к представленному нами пенитенциарному опыту зарубежных стран, в которых определением основных направлений воспитательного воздействия занимаются органы центральной власти, а решением педаго-гико-организационных вопросов - органы ведомственной или территориальной власти. В большей степени это касается разработки типовых исправительных программ как эффективного средства дифференциации и индивидуализации стимулирования правопослушного поведения осужденных.

Внедрение типовых исправительных программ в российскую пенитенциарную систему позволит уйти от коллективизма в воспитании, обеспечить дифференциацию и индивидуализацию процесса исправления осужденных.

Необходимо зафиксировать основные моменты, которые могут быть использованы при реформировании уголовно-исполнительного законодательства России, применяемого к несовершеннолетним, отбывающим лишение свободы: во-первых, это разграничение компетенций, касающихся определения системы мер стимулирования правопослушного поведения, на уровне законов и подзаконных нормативных актов; во-вторых, разработка типовых исправительных программ как средства обеспечения дифференциации стимулирующих мер; в-третьих, внедрение новых видов поощрений, а также достижение определенного баланса между статикой и динамикой правовой системы мер стимулирования и потребностями заключенных.

1 Sm.: Youth Criminal Justice Act. http://laws-lois.justice. gc.ca/eng/acts/Y-1.5/index.html

2 Sm.: Prisons and Reformatories Act. http://laws-lois.justice. gc.ca/eng/acts/P-20/index.html

3 Sm.: Corrections and Conditional Release Act. http://laws-lois.justice.gc.ca/eng/acts/C-44.6/index.html

4 Sm.: Rrisons (Sorrectional Services) Act. http://www.austlii. edu.au/au/legis/nt/consol_act/psa337/

5 Sm.: California Penal Code. http://www.leginfo.ca.gov/cgi-bin/calawquery?codesection=pen&codebody=&hits=20

6 Sm.: Ley Org nica, reguladora de la responsabilidad penal de los menores. http://www.derecho.com/l/boe/ley-organica-5-2000-reguladora-responsabilidad-penal-menores/impresion. html

7 Sm.: Real Decreto, por el que se aprueba el Reglamento Penitenciario. http://www.derecho.com/l/boe/real-decreto-190-1996-aprueba-reglamento-penitenciario/impresion.html

8 Sm.: Orden Int/3688/2007, de 30 de noviembre, por la que se aprueban las bases reguladoras de concesi n de ayudas asistenciales a internos en prisi n, liberados condicionales y familiares de ambos y de ayudas para la realizaci n de salidas programadas, terap uticas y concesi n de premios

sas para los internos en prisi n, en el mbito de competencias del Ministerio del Interior. http://www.derecho.com/l/boe/ orden-int-3688-2007-30-noviembre-aprueban-bases-regu-ladoras-concesion-ayudas-asistenciales-internos-prision-lib-erados-condicionales-familiares-ambos-ayudas-realizacion-salidas-programadas-terapeuticas-concesion-premios-rec-ompensas-internos-prision-ambito-competencias-ministerio-interior/impresion.html

9 См.: Miller R., Sexton G., Jacobsen V. Developing a Jail Industry. Washigton, 2002. P. 56.

10 См.: Там же. P. 45.

11 См.: Criminal Procedure Code (Chapter 7) Youthful Offenders (Places Of Detention) Rules. http://www.commonlii.org/bn/ legis//cpc7yoodr693

12 Следует отметить, что, хотя в 2005 г. в Афганистане и был принят Ювенальный кодекс (см.: Juvenile Code. 2005. http://www.asianlii.org/af/legis/laws/jlcogn-846p2005032313840103a495.txt/cgibin/download.cgi/down-load/af/legis/laws/jlcogn846p2005032313840103a495.rtf), на практике в исправительные центры помещаются несовершеннолетние, попавшие в трудную жизненную ситуацию или совершившие мелкие преступления. Все остальные несовершеннолетние отбывают лишение свободы в общих тюрьмах, соответственно, в их отношении применяется общее пенитенциарное законодательство.

13 См.: Law Of Reward And Punishment Of Prisoners In Afghanistan. http://www.asianlii.org/af/legis/laws/lorapop411/

14 См.: Execution of Sentences Act. http://eng.

domsmalaraduneyti.is/laws-and-regulations/nr/1351

y recompensas para los internos en prisi n, en el mbito de competencias del Ministerio del Interior. http://www.derecho. com/l/boe/orden-int-3688-2007-30-noviembre-aprueban-bases-reguladoras-concesion-ayudas-asistenciales-internos-prision-liberados-condicionales-familiares-ambos-ayudas-realizacion-salidas-programadas-terapeuticas-concesion-premios-recompensas-internos-prision-ambito-competencias-ministerio-interior/impresion.html

9 Sm.: Miller R., Sexton G., Jacobsen V. Developing a Jail Industry. Washigton, 2002. R. 56.

10 Sm.: Tam zhe. P. 45.

11 Sm.: Criminal Procedure Code (Chapter 7) Youthful Offenders (Places Of Detention) Rules. http://www.commonlii. org/bn/legis//cpc7yoodr693

12 Sleduet otmetit', chto, hotja v 2005 g. v Afganistane i byl prinjat Juvenal'nyj kodeks (sm.: Juvenile Code. 2005. http://www. asianlii.org/af/legis/laws/jlcogn846p2005032313840103a495. txt/cgibin/download .cgi/download/af/legis/laws/ jlcogn846p2005032313840103a495.rtf), na praktike v ispravitel'nye centry pomewajutsja nesovershennoletnie, popavshie v trudnuju zhiznennuju situaciju ili sovershivshie melkie prestuplenija. Vse ostal'nye nesovershennoletnie otbyvajut lishenie svobody v obwih tjur'mah, sootvetstvenno, v ih otnoshenii primenjaetsja obwee penitenciarnoe zakonodatel'stvo.

13 Sm.: Law Of Reward And Punishment Of Prisoners In Afghanistan. http://www.asianlii.org/af/legis/laws/lorapop411/

14 Sm.: Execution of Sentences Act. http://eng.

domsmalaraduneyti.is/laws-and-regulations/nr/1351 _

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.