Научная статья на тему 'Система мер по профилактике и предупреждению дорожно-транспортных преступлений'

Система мер по профилактике и предупреждению дорожно-транспортных преступлений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2264
299
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ФАКТОРЫ / СПОСОБСТВУЮЩИЕ СОВЕРШЕНИЮДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ / МЕРЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ПРОФИЛАКТИКЕ ДОРОЖНОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мидловец М.В.

В работе исследуется система мер по предупреждению и профилактике дорожно-транспортныхпреступлений, закрепленных в законодательстве и используемых на практике, которая состоит из общих и специальных мер, детализированных в конкретных мероприятиях, а также предлагаются дополнительные мероприятия, способствующие повышению безопасности на дорогах. В работе рассматриваются дорожно-транспортные преступления и выявляются обстоятельства, причины и условия, способствующие их совершению. Автором исследуются основные факторы дорожно-транспортных преступлений, а именно дорожная обстановка, автотранспорт, водитель, неточности и пробелы в законодательстве, и отмечается, что они находятся во взаимосвязи. Исследуются нормы законодательства инаучные разработки по вопросам безопасности дорожного движения, и практические меры по профилактике и предупреждению дорожно-транспортных преступлений, выявляются недостатки правовойбазы и применяемого инструментария по обеспечению безопасности дорожного движения. Автор выводит систему общих и специальных мер предупреждения и профилактики дорожно-транспортныхпреступлений, раскрывает конкретные мероприятия по повышению безопасности дорожного движения, обобщенные в пять блоков направленности действия. Автор приходит к выводу, что лишь комплексное осуществление общих и специальных мер профилактики и предупреждения дорожнотранспортных преступлений приведет к эффективному осуществлению государственной программыпо обеспечению безопасности на дороге.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система мер по профилактике и предупреждению дорожно-транспортных преступлений»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского Юридические науки. - 2015. - № 1. - С. 167 - 173.

УДК 343.618:343.85

СИСТЕМА МЕР ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Мидловец М. В.

Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского

В работе исследуется система мер по предупреждению и профилактике дорожно-транспортных преступлений, закрепленных в законодательстве и используемых на практике, которая состоит из общих и специальных мер, детализированных в конкретных мероприятиях, а также предлагаются дополнительные мероприятия, способствующие повышению безопасности на дорогах. В работе рассматриваются дорожно-транспортные преступления и выявляются обстоятельства, причины и условия, способствующие их совершению. Автором исследуются основные факторы дорожно-транспортных преступлений, а именно дорожная обстановка, автотранспорт, водитель, неточности и пробелы в законодательстве, и отмечается, что они находятся во взаимосвязи. Исследуются нормы законодательства и научные разработки по вопросам безопасности дорожного движения, и практические меры по профилактике и предупреждению дорожно-транспортных преступлений, выявляются недостатки правовой базы и применяемого инструментария по обеспечению безопасности дорожного движения. Автор выводит систему общих и специальных мер предупреждения и профилактики дорожно-транспортных преступлений, раскрывает конкретные мероприятия по повышению безопасности дорожного движения, обобщенные в пять блоков направленности действия. Автор приходит к выводу, что лишь комплексное осуществление общих и специальных мер профилактики и предупреждения дорожно-транспортных преступлений приведет к эффективному осуществлению государственной программы по обеспечению безопасности на дороге.

Ключевые слова: дорожно-транспортные преступления, факторы, способствующие совершению дорожно-транспортного преступления, меры по предупреждению и профилактике дорожно-транспортных преступлений.

Обеспечение безопасности дорожного движения является одним из наиболее актуальных направлений деятельности государства, так как дорожно-транспортные преступления (далее - ДТП) посягают на наиболее значимые и охраняемые права и свободы - жизнь и здоровье человека, а также имущество, что впоследствии негативно сказывается и на экономике государства. ДТП являются одним из наиболее часто совершаемых видов преступлений, при этом обладают высокой латентностью. Успешное предупреждение преступлений возможно лишь в том случае, если внимание будет сконцентрировано на эффективности мер по обеспечению безопасности дорожного движения, личности преступника, поскольку именно личность является носителем причин их совершения и дорожной обстановки в целом. Неблагоприятная динамика нарушений правил дорожного движения, высокая степень их общественной опасности вызывает необходимость создания надёжной системы выявления, профилактики и предупреждения этих правонарушений.

ДТП относятся в большинстве случаев к неосторожным преступлениям, что характеризуется отсутствием прямого умысла. Поэтому, мы не можем полностью со-

167

гласиться с мнением некоторых ученых, которые считают, что личность преступника является основным фактором совершения ДТП. На личность всегда действуют определенные обстоятельства, окружающая среда, обстановка. Поэтому, мы считаем, что возлагать всю ответственность за криминогенную ситуацию на дорогах на водителя является неверным. И если взять за основу, что основными факторами, способствующими совершению ДТП, являются дорожная обстановка, автотранспорт, водитель и неточности и пробелы в законодательстве в своей взаимосвязи, то тогда можно сказать, что человек, под воздействием объективных причин и условий, сопровождающих дорожное движение, выступает основным и важнейшим звеном всего механизма преступного поведения. Это связано с тем, что при всей кажущейся статичности дорожной обстановки, она постоянно обновляется, изменяется. Это обстоятельство определяет специфичность и динамизм происхождения каждого отдельно взятого дорожно-транспортного преступления и аварийности в целом. Смена обстановки требует постоянного внимания со стороны водителя и внесения им необходимых корректив в параметры движения с учетом происходящих перемен. Несоответствие параметров движения реальным условиям приводит к возникновению экстремальных ситуаций и может повлечь автотранспортное преступление. Специфической чертой объективных условий автотранспортных преступлений является их разнохарактерность, непостоянство, переменчивость источников опасности [8, с. 17-18].

В процессе исследования нами были выявлены следующие основные факторы, способствующие совершению ДТП:

- дорожная обстановка, что включает в себя: видимость и обзорность пути следования транспортного средства, ширину проезжей части, наличие или отсутствие тротуаров, развязок, "карманов" на остановках и других конструктивных особенностей дороги, обеспечивающих безопасность, характер и состояние дорожного покрытия и его поверхности, интенсивность движения, отсутствие надлежащей дорожной разметки, проблемные участки дороги, недостаточная информативность, обилие рекламы вдоль дорожной полосы, пешеходы, несоблюдение технического регламента использования автомобильных дорог, несвоевременное реагирование на состоявщееся ДТП и отсутствие возможностей быстрого и своевременного доступа медицинской помощи на место аварии;

- автотранспорт, который, с одной стороны, может не отвечать техническим требованиям эксплуатации ввиду своего долгосрочного использования, с другой стороны, - большое количество новых мощных автомобилей в «неумелых руках», быстрые темпы развития в автомобилестроении и автоматизации управлением транспортным средством, что в свою очередь снижает уровень внимания водителя, приводит к переоценке своих возможностей, а также несоблюдению владельцами транспортных средств норм технического обслуживания и квалифицированного осмотра транспортных средств;

- водитель, его личные психологические качества (отсутствие надлежащего нравственного воспитания и этикета водителя транспортного средства, легкомыслие, лихачество, экстремизм), социально-демографические качества (пол, возраст, образование, социальное положение, род занятий, семейное положение, материальное положение, место жительства), социально-правовые качества (прежние судимости, совершение административных правонарушений, дисциплинарных проступ-

168

ков), психофизиологические качества (дефекты восприятия и переработки информации, решений, действий), недостаточность опыта вождения, отсутствие необходимых знаний и навыков вождения (нередко отсутствие водительских прав), нетрезвое состояние. В юридической литературе различают пять типов личности преступника ДТП: непосредственно преступный, самоуверенный, неустойчивый (ситуационный), небрежный и эмоциональный типы личности, при этом только первый тип обладает ярок выраженной криминальной направленностью;

- неточности и пробелы в законодательстве, регламентирующем: ответственность за нарушение правил дорожного движения; контроль за соблюдением государственными органами законов и исполнением ними своих обязанностей (в первую очередь это касается выдачи водительских прав, наложения и взыскания штрафов за нарушение правил дорожного движения, управления финансированием и ведением хозяйственной деятельности по улучшению дорожной обстановки, что также приводит к прогрессированию коррупции); расследование ДТП, так как точное выявление причин и условий ДТП позволяет разработать меры по предупреждению и профилактике их в будущем.

Наличие хотя бы одного из указанных факторов уже является предпосылкой последующего нарушения ПДД, что в итоге может привести к совершению лицом ДТП. В нашей стране нередко при расследовании дорожно-транспортного происшествия выявляется одновременно наличие многих из них. Поэтому меры по их устранению и предупреждению ДТП требуют немедленного осуществления. Также стоит отметить, что обеспечение безопасности дорожного движения носит комплексный характер, поэтому меры по предупреждению и профилактике ДТП должны иметь всестороннюю направленность.

Профилактика преступлений представляет собой сложный и многогранный процесс, для осуществления которого государственные органы должны объединить свои усилия и, широко используя пропаганду и агитацию, вызвать в массах сознательное отношение к борьбе с различными преступлениями. Кроме того, профилактика является одной из сфер социального управления, воздействующей на причины и условия и на саму преступность с целью предотвращения ее самодетерминации [9]. Профилактические меры осуществляются различными государственными и общественными институтами и в совокупности должны представлять систему предупреждения преступлений, которая проявляет себя через конкретные формы деятельности. Системный подход к предупреждению преступлений, и дорожно-транспортных преступлений, предполагает в частности, комплексность осуществляемых мероприятий, взаимодействие субъектов профилактики, которые можно достичь только путем планирования профилактической деятельности, правовых и организационных мер по ее координации; глубокое понимание механизмов взаимодействия различных звеньев предупредительной деятельности.

В современной науке и практике по обеспечению безопасности дорожного движения выделяют общие и специальные меры предупреждения нарушений ПДД.

Основные направления общей профилактики транспортных преступлений выражаются в разработке и реализации долгосрочных комплексных программ по предупреждению происшествий, предусматривающих меры социально-правового, организационно-технического характера; совершенствование законодательных и нормативных актов, регламентирующих уголовную, административную и дисципли-

169

нарную ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатацию транспорта, а также документов, регулирующих служебное расследование транспортных происшествий. При этом, ужесточение наказаний для участников дорожного движения за нарушения установленных правил, вводимых в качестве «противовеса» неудовлетворительному техническому состоянию транспорта и автомобильных дорог, слабой профессиональной подготовке водителей, а также другим недостаткам дорожной инфраструктуры, уже проявило себя неэффективных средством борьбы с криминогенной ситуацией на дорогах; постоянное совершенствование практики расследования и судебного рассмотрения уголовных дел о транспортных происшествиях; совершенствование прокурорского надзора за исполнением законов, регламентирующих безопасность движения и эксплуатацию транспорта; повышение уровня подготовки следователей и прокуроров, специалистов межведомственных органов, связанных с обеспечением безопасности движения и эксплуатации транспорта; организационные меры по повышению уровня профессиональной подготовки работников транспорта.

Специальные меры детализируют общие и определяют конкретные мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения. Изученный материал позволяет нам сформулировать следующую систему мер предупреждения и профилактики ДТП:

1. Правовые меры: совершенствование законодательства об ответственности за нарушение ПДД и эксплуатации транспорта, которые будут заключаться не в ужесточении наказания, а в его соразмерности наступившим последствиям, а также будут осуществлять превентивную функцию. Данный вопрос является дискуссионным в юридической литературе. Одни авторы считают, что смягчение наказания означает снижение роли общей и возрастания роли частной превенции данной нормы, с чем мы не согласны, так как уже ранее отмечалось, преступник ДТП зачастую не имеет цели совершение преступления, поэтому и наказание не должно носить устрашающий характер.; Детализирование законодательства по вопросам обязанностей и полномочий ответственных органов исполнительной власти, их отчетность и подконтрольность; разработка и принятие новых технических регламентов и стандартов по эксплуатации дорог и автотранспортных средств.; установление более четких и жестких критериев медицинских показаний и уровня подготовки для будущих водителей. Должное поведение, а оно касается не только действий участников дорожного движения, но и содержания транспортных средств и дорог и многих других аспектов системы "человек - автомобиль - дорога", нуждается в четкой правовой регламентации. Необходим такой закон о дорожном движении, в котором должны быть определены конкретные ведомства, организации, ответственные за порядок на дорогах.

2. Идейно-нравственные: необходимо проводить пропаганду правомерного поведения, а также повышать правовое воспитание населения. С этой целью можно использовать средства массовой информации, где необходимо рассказывать, о повышенной опасности на дороге, как вести себя в аварийных ситуациях. С целью повышения правовой культуры можно проводить специальные занятия как в образовательных учреждениях, где воздействие будет направлено на молодое поколение, так и на различных предприятиях. Субъектами такой профилактики могут выступать работники различных подразделений правоохранительных органов, преподава-

170

тели в образовательных учреждениях и, конечно же, различные средства массовой информации (телевидение, радио, печатные издания) [9]. Также большое значение имеет проведение месячников «Дети на дороге», «Безопасная езда». Увеличение социальной рекламы в СМИ о вреде вождения в нетрезвом состоянии и необходимости повышенного внимания на дороге (в т.ч. пешеходов) позволит предупредить нарушение ПДД водителями транспортных средств. Также, в литературе неоднократно поднимался вопрос об ужесточении требований к психологической проверке будущих водителей и регулярном психологическом тестировании водителей со стажем. Но до сих пор данная мера профилактики ДТП не была нормативно определена и введена в действие, а это одно из наиболее важных условий безопасности дорожного движения - психологическая и эмоциональная стабильность водителя автотранспортного средства.

3. Процессуально-следственные: разработка и совершенствование практики расследования ДТП, повышение уровня профессиональной подготовки следователей в данной области; разработка протоколов применения инновационных технологий в качестве доказательственной базы (видеорегистраторы автовладельцев). Своевременное и квалифицированное расследование преступлений и происшествий повысит эффективность профилактической и предупредительной борьбы с ДПТ, так как помимо общей профилактической направленности, деятельность следственных органов имеет и конкретную направленность, связанную с процессуальной обязанностью выявлять причины и условия, способствующие дорожно-транспортным преступлениям, и вносить представления по конкретным уголовным дела. В виду этого, необходимо повысить уровень профессиональной подготовки транспортных следователей и прокуроров (особенно это касается проверки и контроля за проведением расследования транспортными следователями, которые на практике совершают немало ошибок [10, с. 406]), а также постоянно совершенствовать практику расследования и судебного рассмотрения уголовных дел об автотранспортных преступлениях, усилить контроль за законностью административного производства и дознания по делам о правонарушениях в сфере безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта. Повышение профессионального уровня инструкторов и контроль за работой автошкол позволит избежать выдачи водительских прав неумелых водителям и коррупции в данной отрасли, повысит уровень профессиональной подготовки будущих водителей.

4. Социально-экономические: создание автоматизированных систем оплаты штрафов, что позволит избежать «оплаты на месте» и процветания коррупции в органах ГАИ. Предоставление общественности квартальных статистических данных о состоянии и уровне безопасности на дорогах будет способствовать росту внимания и правосознания на дорогах.

5. Технические: постоянный контроль за качеством дорожного покрытия, разметки, наличия дорожных знаков, информационных табло, пешеходных зон, ограждений, путей подъезда машин скорой помощи; оснащение техникой фото- и видеофиксации, электронными информационными табло наиболее нагруженные участки дороги; повышение информативности и уменьшение количества рекламных табло вдоль дорог. Все это снижает напряженность водителя, заблаговременно предупреждает его о возможной опасности, позволяет предотвратить возникновение экстремальной ситуации, повышает в целом надежность функционирования системы во-

171

дитель-транспортное средство-дорога. Статистика показывает, что на современной автомобильной дороге с разделительным барьером, изолирующим встречные потоки транспорта друг от друга, число дорожно-транспортных происшествий снижается на 20-25%. Создание авторизированных систем фиксации и сбора информации о дорожно-транспортных происшествиях позволит наиболее быстро и эффективно реагировать на совершенное ДТП, его расследование, а также приведет к скорейшему реагированию медицинских работников по обеспечению необходимой скорой медицинской помощи. Статистический сбор и обработка данных для выявления наиболее опасных участков дороги даст основания для дальнейшего устранения причин ДТП путем изменения условий на этом участке. Реальное состояние дорог и их техническое оснащение находится в катастрофическом состоянии. Но их осуществление невозможно без соответствующей нормативно-правовой базы и материального обеспечения.

При этом, нельзя говорить о большей важности какого-либо блока мер по предупреждению и профилактике ДТП, так как они представляют собой систему и находятся во взаимосвязи друг с другом. Так, без законодательного, нормативного закрепления мер по совершенствованию работы органов исполнительной власти, использования технических средств фиксации дорожной ситуации, невозможно их применение на практике. Также не будут реализовываться идейно-нравственные меры. Поэтому только путем комплексного осуществления всех указанных мероприятий получится достигнуть поставленной цели - предупредить дорожно-транспортные преступления и повысить уровень безопасности дорожного движения.

Список литературы

1. Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

2. Дорожно-транспортная преступность: закономерности, причины, социальный контроль / Кравцов А.Ю., Сирохин А.И., Скоморохов Р.В., Шиханов В.Н.; Под ред.: Лунеев В.В. С.-Пб.: Изд-во "Юрид. центр Пресс", 2011. 474 с.

3. Кравченко П.А. «Об инновационных технологиях в сфере обеспечения безопасности дорожного движения». Транспорт Российской Федерации. - № 5 (30). - 2010. - С. 68 - 71.

4. Кузнецов А. П., Изосимов С. В., Маршакова Н. Н. Актуальные проблемы обеспечения безопасности дорожного движения на современном этапе. "Транспортное право", 2006, N 1.

5. Кузьменко Д.О. Криминологическая характеристика особенностей личности преступника, совершившего дорожно-транспортное преступление, связанное с наездом на пешехода // Социально-экономические явления и процессы. 2009. №3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kriminologicheskaya-harakteristika-osobennostey-lichnosti-prestupnika-sovershivshego-dorozhno-transportnoe-prestuplenie (дата обращения: 24.09.2015).

6. Сборник материалов Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 35-летию со дня образования кафедры криминалистики Акад. МВД Респ. Беларусь (Минск, 3 июня 2011 г.) / М-во внутр. дел Респ. Беларусь, учреждение образования «Акад. М-ва внутр. дел Респ. Беларусь» ; редкол.: Н.И. Порубов [и др.]. -Минск : Акад. МВД, 2011. - 267 с.

7. Совершенствование деятельности по расследованию дорожно-транспортных преступлений: материалы всероссийской научно-практической конференции в режиме видеоконференцсвязи (г. Тюмень, 6 сентября 2012 г.). Тюмень: Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, 2012. 116 с.

8. Соляной А. В. Предупреждение дорожно-транспортных преступлений: автореф. дис. канд. юр. наук. - 12.00.08 - М.,2011. -26 с.

172

9. Таюрская Е.А. Виктимологическая профилактика дорожно-транспортных преступлений. http://izv-tn.tti.sfedu.ru/wp-content/uploads/2007/2/44.pdf

10. Хозикова Е.С. Актуальные проблемы возбуждения уголовного дела и проведения расследования по делам о дорожно-транспортных происшествиях. // Молодежь и наука: реальность и будущее: Материалы III Международной научно-практической конференции / Редкол.:В.А.Кузьмищев, О.А.Мазур, Т.Н.Рябченко, А.А.Шатохин: в 6 томах. - Невинномысск: НИЭУП, 2010. Том II: Филлологические и юридические науки.- 542 с.

Midlovets M.V. The System of Profilaxy and Prevention of a Road Traffic Crimes // Scientific Notes of V. I. Vernadsky Crimean Federal University. Juridical science. - 2015. -№ 1. - Р. 168 - 174.

The article study the system of measures for the profilaxy and prevention of a road traffic crimes, enshrined in legislation and used in practice, which consists of general and specific measures, detailed in a specific activities, proposes additional measures to enhance safety on the roads. The article is dedicated to a road traffic crimes and identifies the circumstances, causes and conditions, that contribute to their occurrence. The author examines the main factors of a road traffic crimes, which are road conditions, transport, driver and ambiguities and gaps in the legislation, noting that they are in the interdependence. Studying the legislation and scientific developments on a road safety and practical measures on profilaxy and prevention of a road traffic crimes, the author detected shortcomings of the legal framework and tools, used to ensure the safety of a road traffic. The author proposes the system of general and specific measures on profilaxy and prevention of a road traffic crimes, disclose the specific measures of improving of a road safety, which contained in five blocks of directional effect. The author concludes that a comprehensive implementation of general and special measures on profilaxy and prevention of a road traffic crimes will lead to the effective implementation of the state program to ensure safety on the road.

Keywords: road traffic crimes, the factors, contributing the commission of a road traffic crimes, measures of profilaxy and prevention of a road traffic crimes.

173

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.