Научная статья на тему 'Направления совершенствования индивидуального предупреждения дорожно-транспортной преступности'

Направления совершенствования индивидуального предупреждения дорожно-транспортной преступности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
787
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ВОДИТЕЛЬ / ЛИЧНОСТЬ ПРЕСТУПНИКА / НЕОСТОРОЖНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИКА / РЕФЛЕКТОРНЫЕ РЕАКЦИИ ЧЕЛОВЕКА / СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА / TRAFFIC CRIME / DRIVER / OFFENDER PERSONALITY / NEGLIGENCE / INDIVIDUAL PREVENTION / HUMAN EVOCATION / PUBLIC SERVICE ADVERTISING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кравцов Алексей Юрьевич

Анализируются меры индивидуального предупреждения дорожно-транспортной преступности. Исследуются особенности профилактического воздействия на водителей транспортных средств с учетом обстоятельств правонарушающего поведения, а также вида неосторожной формы вины. Определен профилактический потенциал системы подготовки водителей и социальной рекламы. Предложены мероприятия по совершенствованию системы индивидуального предупреждения дорожно-транспортной преступности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Directions of Improvement of Individual Prevention Traffic Crime

The research analyzes road traffic crime individual prevention measures. The prevention peculiarities of vehicle drivers in respect to lawbreaking behavior circumstances as well as the kind of negligence are examined. Driver training system and public service advertising potential have been determined. The author proposes measures to improve the system of individual prevention road traffic crime.

Текст научной работы на тему «Направления совершенствования индивидуального предупреждения дорожно-транспортной преступности»

УДК 343.85

направления совершенствования

индивидуального предупреждения дорожно-транспортной преступности

© Кравцов А. Ю., 2016

Иркутский юридический институт (филиал)

Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, г. Иркутск

Анализируются меры индивидуального предупреждения дорожно-транспортной преступности. Исследуются особенности профилактического воздействия на водителей транспортных средств с учетом обстоятельств правонарушающего поведения, а также вида неосторожной формы вины. Определен профилактический потенциал системы подготовки водителей и социальной рекламы. Предложены мероприятия по совершенствованию системы индивидуального предупреждения дорожно-транспортной преступности.

Ключевые слова: дорожно-транспортная преступность; водитель; личность преступника; неосторожность; индивидуальная профилактика; рефлекторные реакции человека; социальная реклама.

Проблема дорожно-транспортной преступности в России продолжает оставаться достаточно актуальной. Так, в 2015 г. в Российской Федерации по вине водителей транспортных средств было совершено 157 943 дорожно-транспортных происшествия, в результате которых погибло 19 011 человек, еще 207 985 человек было ранено [1]. По данным фактам было возбуждено 26 662 уголовных дела [2]. Во многом такое положение объясняется недостаточностью принимаемых государством мер по ее профилактике. Так, в качестве основных мер борьбы с данным явлением продолжает оставаться ужесточение административной и уголовной ответственности за нарушения правил дорожного движения. Однако динамика роста количества дорожно-транспортных преступлений, фиксируемая в России практически ежегодно (с некоторыми незначительными колебаниями), позволяет утверждать о том, что потенциал таких мероприятий практически исчерпан. В юридической литературе приводятся специфические определения профилактики автотранспортных преступлений, например: совокупность предупредительно-контрольных мероприятий по отношению к участникам дорожного движения, лицам, причастным к нему, и средствам, которые обеспечивают их безопасность [3]. При этом современный подход к наборам мер предупреждения травматизма и смертности на российских дорогах практически не использует все возможности индивидуального предупреждения, включая

современные знания о способах воздействия на личность.

Указанное обстоятельство предопределяет необходимость разработки мер профилактического воздействия на личность потенциального дорожно-транспортного преступника, с целью недопущения совершения им преступления, что криминологами именуется индивидуальным предупреждением преступности.

В криминологической доктрине детально проработаны уровни системы индивидуального предупреждения для лиц, которые характеризуются общественной опасностью [4]. Но лица, совершающие дорожно-транспортные преступления, в большинстве своем такой личностной особенностью не обладают, поскольку они относятся к числу случайных преступников. Общественная опасность присуща таким лицам только как функциональный атрибут, поскольку все они являются участниками процесса, который объективно признан источником повышенной опасности. Следовательно, индивидуальный уровень предупреждения дорожно-транспортной преступности необходимо рассматривать принципиально с иных позиций. При этом должна учитываться специфика представленного признака общественной опасности у водителей и отсутствия типичных черт личности, которые отличают водителей, совершивших дорожно-транспортные преступления, от водителей, которые таковых не совершили.

Еще одна специфика индивидуального предупреждения дорожно-транспортной пре-

ступности заключается в том, что участников дорожного движения, в том числе водителей автотранспортных средств, сложно объединить в одну группу, поддающуюся единым мерам воздействия. Так или иначе, здесь будет вставать вопрос по поводу индивидуальной профилактики, проводимой с реальными или потенциальными участниками дорожного движения. Дифференциация водителей автотранспортных средств на группы по виду неосторожного правонару-шающего поведения (легкомысленные и небрежные), равно как и по большинству других признаков, в рамках индивидуального предупреждения представляется нецелесообразной. В социальной действительности отсутствуют соответствующие четкие границы между людьми: лицо с конфликтом социальных ролей, имеющее предрасположенность совершить легкомысленное дорожно-транспортное преступление, может не иметь достаточных моторных навыков или не обладать оптимальной психологической установкой и в условиях определенной аварийной ситуации совершить дорожно-транспортное преступление по небрежности; и наоборот.

Таким образом, водитель автотранспортного средства является достаточно специфичным объектом предупреждения дорожно-транспортной преступности. Указанная специфика состоит в том, что это лицо, поведение которого опосредуется автотранспортным средством и в процессе дорожно-транспортного взаимодействия приводит либо к благополучному разрешению предаварийной ситуации, либо к дорожно-транспортному происшествию, в том числе с последствиями, указанными в диспозиции ст. 264 УК РФ [5]. Отмеченные особенности водителей обуславливают необходимость дополнения традиционно предлагаемых мероприятий, включенных в индивидуальную профилактику двумя весомыми составляющими. Во-первых, необходимо закреплять условную связь между аварийной ситуацией и адекватной реакцией на нее со стороны водителей, а также формировать навыки анализа преда-варийной ситуации — объем и содержание установки. Это направление можно условно назвать конструированием технологически целесообразных инстинктов и навыков анализа дорожной обстановки. Во-вторых, немаловажную роль в профилактике дорожно-транспортной преступности должна играть актуализация последствий дорожно-транспортных преступлений в сознании участников дорожного движения.

Безусловно, исход той или иной экстремальной дорожно-транспортной ситуации и характер ее последствий существенно зависят от содержания рефлекторных реакций человека. Значение содержания реакции человека, управляющего автотранспортным средством, в предаварийной и аварийной ситуации признают и те исследователи, которые превалирующее значение в структуре комплекса детерминант дорожно-транспортных преступлений отводят личности преступника: «Она опосредует своим поведением негативные последствия дорожной или иной ситуации с неправильным принятием решения как участника дорожного движения, чем и наносит вред общественным отношениям в сфере обеспечения безопасности движения и эксплуатации автотранспорта» [6].

Описывая развитие дорожно-транспортного происшествия, С. Н. Перлов обозначил следующие структурные элементы: исходная стадия, развитие происшествия; начальная стадия; возникновение опасной ситуации; ответственное реагирование системы «транспортное средство — водитель — среда» на опасность; аварийная обстановка с управляемыми и неуправляемыми стадиями развития; сам факт дорожно-транспортного происшествия; производные последствия аварийного события [7].

В приведенной структуре имеются две стадии, от разрешения которых зависит наступление или ненаступление последствий и их характер — это возникновение опасной ситуации и ответственное реагирование системы «транспортное средство — водитель — среда» на опасность. Данные стадии характеризуются дефицитом времени и ограниченными возможностями человека по управлению происходящими событиями. Именно на этих стадиях ведущую роль в предотвращении аварии имеет инстинктивная реакция водителя, правильная с точки зрения безопасности дорожного движения. Таким образом, конструирование технологически целесообразных инстинктивных реакций у водителей автотранспортных средств обладает существенным профилактическим потенциалом.

Для закрепления необходимых двигательных реакций у водителей необходимо еще в процессе их первоначального обучения вождению моделировать типовые аварийные и предаварийные ситуации, вырабатывать и закреплять двигательные реакции, доводя их до автоматизма.

Из-за реальной угрозы жизни и здоровью людей искусственно создавать аварийные

ситуации в условиях автодорог или на автодромах недопустимо. Однако такое моделирование и, как следствие, формирование моторных реакций водителя становится возможным благодаря использованию компьютерных технологий. Положительный опыт их применения имеется при подготовке пилотов военной и гражданской авиации, когда тренажер моделирует различные элементы полета, включая аварийные ситуации.

Таким образом, с целью обеспечения безопасности дорожного движения в России необходима разработка и внедрение в процесс обучения водителей программно-аппаратного комплекса, позволяющего имитировать дорожное движение, включая предава-рийные и аварийные ситуации.

Этот комплекс должен обладать рядом обязательных характеристик. Во-первых, он должен позволять в точности имитировать управление транспортом для правильного формирования необходимых двигательных реакций. Во-вторых, программное обеспечение такого комплекса должно моделировать типовые дорожные ситуации с включением в них как ведущих, так и второстепенных факторов, которые обучающийся своевременно должен воспринять, расставить приоритеты и выбрать целесообразный вариант поведения в условиях дефицита времени, ориентируясь на технические характеристики своего автомобиля. Успешное прохождение определенного набора ситуаций на этом комплексе должно быть условием для получения прав на управление транспортным средством. Положительным результатом должно являться «выживание» виртуальных участников дорожного движения и причинение минимально возможного имущественного вреда. Такой исход должен проявляться устойчиво в нескольких аналогичных ситуациях, что будет свидетельствовать о приобретении обучающимся необходимых моторных двигательных реакций.

Следующий вопрос, требующий разрешения в программе профилактики, — это работа с легкомысленным поведением водителей на дороге, которое констатируется судами примерно в 30 % случаев совершения преступлений в сфере безопасности дорожного движения [8].

Достаточно эффективными в этом вопросе являются мероприятия по актуализации последствий дорожно-транспортных преступлений в сознании участников дорожного движения, предложенные А. И. Сирохиным и В. Н. Шихановым [9]. Авторы, основываясь

на доктринальных положениях уголовного права, психологии и философии сознания, утверждают, что интеллектуальный момент характеризуется как фактически отрицательный, а волевой — как полностью отрицательный. То есть водитель, действующий легкомысленно, не осознает общественной опасности своего поведения, хотя зачастую осознает сам факт нарушения правил дорожного движения (осознание административной противоправности). Кроме того, водитель в подобной ситуации фактически не предвидит параметров вероятных последствий, в частности их общественно-опасного характера. Именно эта специфика сознательной и волевой деятельности позволяет индивиду относиться к своему поведению как к допустимому.

Предвидение в подобном случае существенно отличается от того предвидения, которое включено в структуру психической деятельности человека при умышленном поведении. При легкомысленном отношении к деянию лицо предвидит не абстрактные последствия, а лишь вероятность неблагополучного исхода, причем конкретные параметры этого исхода сознанием не определены. Более того, зачастую при легкомысленном поведении в сознании лица формируются параметры благоприятного исхода, а также факторы, ему препятствующие (опосредованное предвидение). Это позволяет лицу принимать какие-либо меры по избеганию этих факторов, стремясь к предвидимому им благополучному результату. Поэтому модель легкомысленного поведения можно определить как риск в разной степени.

Характер информационных преобразований, предваряющих практическую деятельность, а также пригодность модели поведения и мыслительного процесса ее преобразования для воплощения в реальность зависят от качества информации об объекте, т. е. от уровня знаний, а также от способностей производить мыслительные операции [10]. Поэтому одна и та же цель разными людьми будет достигнута по-разному как с позиций подхода, так и с позиций практического осуществления.

Результаты исследований по поводу содержания интеллектуальных и волевых моментов психической деятельности лиц, совершивших легкомысленные дорожно-транспортные преступления, позволили выдвинуть гипотезу о мероприятиях, направленных на актуализацию последствий дорожно-транспортных правонарушений в сознании участников дорожного движения [11].

Подобные предложения имеют значительный превентивный потенциал, однако их содержание должно включать параметры вероятного неблагоприятного исхода право-нарушающего поведения на дороге в феноменальное поле сознания. Это и означает «актуализировать». Если исходить из того, что волевые моменты психической деятельности участников дорожного движения по отношению к таким последствиям являются отрицательными и обусловлены отсутствием фактического их осознания, то при осознании параметров этих нежелательных последствий и предвидении высокой вероятности их наступления должен либо запускаться механизм вариации целей с отказом от опасного поведения, либо произойдет выбор иных способов достижения прежде поставленной цели — менее опасных.

Главное и в том, и в другом случае — это отказ от модели рискованного поведения, от осознанного нарушения правил дорожного движения. В противном случае, когда осознаются параметры общественно-опасных последствий и фактически предвидится высокая вероятность их наступления (с осознанием причинно-следственных зависимостей), волевые усилия по удержанию своего поведения в рамках рискованного правона-рушающего поведения в интересах достижения выбранной цели по своей структуре являются субъективным признаком умышленного причинения вреда.

Именно эта дилемма является решающей. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что большинство водителей не желают реально причинить вред себе, а тем более другим участникам дорожного движения. Еще большее сопротивление встречает возможность сознательного и добровольного принятия на себя роли умышленного преступника, присвоения соответствующего негативного социально-психологического и уголовно-правового стереотипа.

Государство и общество при нынешнем уровне научно-технического развития не в состоянии влиять на содержание сознания водителей в момент, когда они собираются нарушить правила дорожного движения или начинают соответствующие осознанные действия (бездействие). Отсюда возникает необходимость воздействовать на сознание водителей до того момента, когда они будут нарушать правила дорожного движения. При этом в образной сфере сознания водителей должны быть заложены прямые причинно-следственные связи между нарушением

правил безопасности дорожного движения и негативными последствиями, которые нежелательны для водителя.

Сами схемы такого воздействия следует почерпнуть из области теории и практики работы с общественным сознанием. При этом, как представляется, наиболее эффективным будет отнюдь не чтение лекций и даже не методы нейролингвистического программирования, а воздействие через зрительные образы, основанное на достижениях семиотики и теории интеракции [12], при технической поддержке средствами мультимедиа.

Приоритетность зрительных образов основана на том, что зрение наряду со слухом является главным каналом восприятия окружающей действительности для водителя: через эти органы чувств ему поступает практически вся полезная информация, необходимая для управления транспортным средством. Этими же каналами следует пользоваться для передачи информации в интересах актуализации негативных последствий дорожно-транспортных происшествий.

Приоритет поэтому должен отдаваться яркой и образной агитации, без лишних букв, пояснений и прочих надписей. Такое направление социальной рекламы получило достаточное распространение за рубежом. Видеоролики производства Англии и Австралии, направленные на актуализацию последствий нарушения Правил дорожного движения и создание причинно-следственных связей между таковыми в сознании водителей транспортных средств, представлены в интернете [13]. Отечественные разработчики также стали больше уделять внимание производству социальной рекламы в сфере безопасности дорожного движения. Однако ее применение не получило широкого распространения, а сами наглядные агитационные материалы не отвечают требованиям, полученным из сформулированной выше гипотезы, которые вытекают из теории интеракции и успешно применяются в зарубежных странах. Более того, в отечественном рекламном продукте автомобили представлены не с позиций безопасности, а как символ мощности, скорости и престижа. Это образное значение никак не согласуется с интересами безопасности дорожного движения, хотя и отвечает коммерческим интересам некоторых представителей автомобильной промышленности.

Кроме того, актуализация последствий ДТП в социальной рекламе должна строиться на связи последствий правонарушающего

поведения водителей на дороге не с безопасностью самого водителя, а с безопасностью других лиц.

Такое решение обусловлено наличием определенных культурных и мировоззренческих корней. Так, в обществе достаточно давно укрепился стереотип рискования жизнью и пренебрежения собственной безопасностью. Люди, регулярно рискующие своей жизнью, считаются отважными, смелыми, мужественными (военнослужащие, каскадеры, пилоты спортивных автомобилей, альпинисты, парашютисты, дайверы и др.). В итоге агитация, построенная на интересах собственной безопасности, с точки зрения управления сознанием масс оказывается малоэффективной.

Агитация же, построенная на поставлении в опасность третьих лиц (начиная от родных и близких, которые находятся в салоне данного автомобиля в качестве пассажиров, и заканчивая незнакомыми людьми, которые будут переходить дорогу или двигаться на встречном автомобиле) либо на причинении им вреда, работает совершенно по-другому.

Однако агитация, основанная на страхе, не должна быть постоянно представлена в СМИ, иначе можно получить обратный эффект: формирование толерантности общества к травматизму и смерти на дорогах. В связи с этим социальная реклама, построенная на такой демонстрации последствий ДТП, должна использоваться в наиболее криминогенные сезоны, а также в предшествующие им периоды. Такая реклама должна быть направлена не на все общество, а на наиболее криминогенные и виктимогенные социальные группы, и работать на формирование причинно-следственных связей между легкомысленным нарушением правил дорожного движения и высокой вероятностью общественно-опасных последствий, а также на актуализацию их параметров в сознании человека.

Агитация посредством средств массовой информации, помимо актуализации последствий нарушения правил дорожного движения, должна вытеснять противоправное поведение на дорогах не только с помощью страха, но и посредством высмеивания противоправного поведения участников дорожного движения, делания его крайне непривлекательным с позиций престижности.

Для этого тип водителей, относящихся к лицам, осознанно нарушающим правила дорожного движения, необходимо представлять в ироничном виде, что также должно

отражаться в социальной рекламе. Вытеснение противоправного поведения в подобных случаях будет достигнуто через разделяемое обществом коллективное единство в ироничном отношении к нарушителям правил дорожного движения. Сам правонарушитель, находясь в такой культурной организации общества, будет воспринимать свое поведение не как «подвиг», а как «глупость». Единичные примеры таких информационных материалов уже встречаются в России, в частности в Омске [14].

Таким образом, традиционно предлагаемые в криминологии мероприятия, включенные в индивидуальную профилактику дорожно-транспортной преступности, целесообразно дополнить двумя составляющими:

1) необходимо создание программно-аппаратного комплекса и внедрение его в программу подготовки водителей в качестве обязательного элемента сдачи экзамена с целью закрепления условной связи между аварийной ситуацией и адекватной реакцией водителя, а также формирования навыков анализа предаварийной ситуации;

2) необходимо использовать возможности социальной рекламы для актуализации последствий дорожно-транспортных преступлений в сознании участников дорожного движения, а также представление нарушителей правил дорожного движения в крайне ироничном, глупом виде, снижающем престижность таких моделей поведения и соответствующих социально-психологических установок.

Указанные мероприятия в полной мере соответствуют требованиям Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013—2020 годах» [15], предусматривающей формирование знаний и навыков по безопасному дорожному движению, информирование о ситуациях, потенциально приводящих к дорожно-транспортным происшествиям, повышение культуры на дорогах, создание в обществе нетерпимости к фактам пренебрежения социально-правовыми нормами и правового нигилизма на дороге, совершенствование и развитие систем подготовки водителей транспортных средств. Их внедрение способно существенно повысить эффективность предупреждения опасного поведения участников дорожного движения в целом и дорожно-транспортной преступности в частности. Ш

1. ДТП и пострадавшие из-за нарушения ПДД водителями транспортных средств за январь—декабрь 2015 г. [Электронный ресурс] : статистика // Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России. URL: http://stat.gibdd.ru/.

2. Состояние преступности в России за январь — декабрь 2015 г. [Электронный ресурс] : стат. сб. // Министерство внутренних дел РФ. URL: https://mvd.ru/upload/site1/ document_file/sb_1512.pdf.

3. Рублев A. Г. Уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 2006. С. 8.

4. Криминология : учебник / под общ. ред. А. И. Долговой. М., 2013. С. 499—500; Криминология : учебник / под ред. В. Н. Кудрявцева и В. Е. Эминова. М., 2010. С. 301-303.

5. Уголовный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

6. Шелудяков А. А. Уголовно-правовые и криминологические аспекты борьбы с преступлениями против безопасности движения и эксплуатации автотранспорта : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 124.

7. Перлов С. Н. Доказывание при расследовании дел о дорожно-транспортных происшествиях (процессуальные и криминологические аспекты) : дис. ... канд. юрид. наук. М., 1997. С. 22.

8. Кудрявцев В. Н. Лекции по криминологии. М., 2005. С. 47.

9. Shikhonov V. Structure of Psychic Attitude of а Person to Cаreless Traffic Viotations аЫ Potentiаl Wаys of Accident Prevention / / Журн. Сиб. федер. ун-та. Сер. Гуманитарные науки. 2008. № 3. С. 474.

10. Арлычев А. Н. Сознание: информационно-деятель-ностный подход. М., 2005. С. 28; Анохин П. К. Опережающее отражение действительности // Вопр. философии. 1962. № 7. С. 97.

11. Shikhanov V. Указ. соч. С. 477-479.

12. Подробнее о профилактическом потенциале мероприятий основанных на учении об интеракции (теории символического интеракционизма) см.: Кравцов А. Ю. Информационная политика и предупреждение дорожно-транспортных преступлений, совершаемых по небрежности // Рос. следователь. 2008. № 24. С. 20.

13. Видеоматериал «Некуда спешить» [Электронный ресурс] // Бездтп.рф : [сайт]. URL: http://bezdtp.ru/neku-da_speshit/video/view/think_clear_view_uk _ - 3521/.

14. В Омске появились билборды, высмеивающие нарушителей ПДД [Электронный ресурс] // Сибирское агентство новостей : [сайт]. URL: http://omsk.sibnovosti.ru/society/ 259119-v-omske-poyavilis-bilbordy-vysmeivayuschie-narushiteley-pdd.

15. Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» : утв. Постановлением Правительства РФ от 15 апр. 2014 г. № 345 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» // Собр. законодательства РФ. 2014. № 18 (ч. 4). Ст. 2188.

document_file/sb_1512.pdf. (дата обращения: 20.02.2016).

ДТП и пострадавшие из-за нарушения ПДД водителями транспортных средств за январь — декабрь 2015 г. [Электронный ресурс] : статистика // Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России : [офиц. сайт]. — URL: http://stat.gibdd.ru/ (дата обращения: 20.02.2016).

В Омске появились билборды, высмеивающие нарушителей ПДД [Электронный ресурс] // Сибирское агентство новостей : [сайт]. — URL: http://omsk.sib-novosti.ru/society/259119-v-omske-poyavilis-bilbordy-vys-meivayuschie-narushiteley-pdd (дата обращения: 16.09.2015).

Видеоматериал «Некуда спешить» [Электронный ресурс] // Бездтп.рф : [сайт]. — URL:

http://bezdtp.ru/nekuda_speshit/video/ view/think_cl

ear_view_uk _ - 3521/ (дата обращения: 16.09.2015).

Анохин П. К. Опережающее отражение действительности // Вопр. философии. — 1962. — № 7. — С. 97—110.

Арлычев А. Н. Сознание: информационно-деятель-ностный подход / А. Н. Арлычев. — М. : КомКнига, 2005. — 136 с.

Кравцов А. Ю. Информационная политика и предупреждение дорожно-транспортных преступлений, совершаемых по небрежности / А. Ю. Кравцов, Р. В. Скоморохов // Рос. следователь. — 2008. — № 24. — С. 19—21.

Криминология : учебник / под общ. ред. А. И. Долговой. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2013. — 1008 с.

Криминология : учебник / под ред. В. Н. Кудрявцева и В. Е. Эминова. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Норма : Инфра-М, 2010. — 800 с.

Кудрявцев В. Н. Лекции по криминологии / В. Н. Кудрявцев. — М. : Юристъ, 2005. — 188 с.

Перлов С. Н. Доказывание при расследовании дел о дорожно-транспортных происшествиях (процессуальные и криминологические аспекты) : дис. ... канд. юрид. наук / С. Н. Перлов. — М., 1997. — 185 с.

Рублев A. Г. Уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / A. Г. Рублев. — Тюмень, 2006. — 17 с.

Шелудяков А. А. Уголовно-правовые и криминологические аспекты борьбы с преступлениями против безопасности движения и эксплуатации автотранспорта : дис. ... канд. юрид. наук / А. А. Шелудяков. — М., 2002. — 180 с.

Shikhünov V. Structure of Psychic Attitude of а Person to Cаreless Traffic Viotations аnd Potentiаl Wаys of Accident Prevention // V. Shikhаnov, A. Sirokhin // Журн. Сиб. федер. ун-та. Сер. Гуманитарные науки. — 2008. — № 3. — С. 474—480.

список литературы

Уголовный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013—2020 годах» : утв. Постановлением Правительства РФ от 15 апр. 2014 г. № 345 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» / / Собр. законодательства РФ. - 2014. - № 18 (ч. 4). - Ст. 2188.

Состояние преступности в России за январь — декабрь 2015 года [Электронный ресурс] : стат. сб. // Министерство внутренних дел Российской Федерации : [офиц. сайт]. — URL: https://mvd.ru/upload/site1/

Directions of Improvement of Individual Prevention Traffic Crime

© Kravstov A., 2016

The research analyzes road traffic crime individual prevention measures. The prevention peculiarities of vehicle drivers in respect to lawbreaking behavior circumstances as well as the kind of negligence are examined. Driver training system and public service advertising potential have been determined. The author proposes measures to improve the system of individual prevention road traffic crime.

Key words: traffic crime; driver; offender personality; negligence; individual prevention; human evocation; public service advertising.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.