Криминология и профилактика преступлений
УДК 343.85 A.V. SOLYANOY*
ББК 67.518.6
С60 TRAFFIC AND TRANSPORT CRIMES PREVENTION
Аннотация: в статье рассматриваются основные причины дорожно-транспортных преступлений раскрывается понятие «дорожно-транспортное преступление); система мер субъектовпрофилактикц направленная на предупреждениедорожно-транспортныхиреступленищ особенности методики индивиду альногопрогнозирова-ния дорожно-транспортныхпреступлений
Ключевые слова: дорожно-транспортное преступление предупреждениедорожно-транспортных преступлений, меры предупреждения субъекты профилактики, автотранспорт, индивидуальное прогнозирование.
АНТОН
ВЛАДИМИРОВИЧ
СОЛЯНОЙ*
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ
ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Annotation: the article deals with principal circumstances of traffic and transport crimes; the concept «a traffic and transport crime» and the system of preventive assurance. The author points out the features of individual traffic crime forecasting.
Key words: a traffic and transport crime, prevention of traffic and transport crimes, preventive assurance, subjects of crime prevention, motor transport, individual forecasting.
Нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств представляют собой наиболее распространенные из всех неосторожных преступных деяний, в результате которых причиняется не только вред здоровью человека, но и смерть.
Высокие темпы автомобилизации ухудшают обеспечение безопасности дорожного движения. Ежегодный прирост автопарка составляет около 1,3 млн единиц. В настоящее время на 1000 россиян приходится немногим более 150 автомобилей и, как показывает опыт промышленно развитых стран, Россия вступила в стадию «взрывного роста», которая будет продолжаться до достижения уровня насыщения около300-400 автомобилей на 1000 человек. Эта стадия - составная часть процесса автомобилизации, она характеризуется резким осложнением обстановки с обеспечением безопасности движения, ростом дорожно-транспортного травматизма.
Основными причинами совершения дорожно-транспортных происшествий по вине водителей остаются: превышение установленной скорости, управление транспортом в состоянии алкогольного и наркотического опьянения и нарушение правил маневрирования и рядности. Следует учитывать, что деятельность по предупреждению ДТП непосредственно влияет на динамику дорожно-транспортных преступлений. Поскольку грань между ними лежит в сфере последствий, а нарушения могут быть (и бывают) совершенно идентичны, профилактическая
* Аспирант кафедры криминологии, психологиии уголовно-исполнительногоправа (Московскаягосударственнаяюридическая академия имени О.Е. Кутафина).
E-mail: [email protected].
so
работа, направленная на предупреждение как дорожно-транспортных происшествий, так и дорожно-транспортных преступлений, может быть в целом качественно однородна. По сообщениям агентства «Интерфакс», начальник ГИБДД МВД России В. Кирьянов указал на то, что за 10 месяцев 2009 г. в России на дорогах погибли 21 тыс. человек, 212,5 тыс. получили ранения; среди погибших 732 ребенка.
Понятие «дорожно-транспортное преступление» не имеет четко определенной характеристики. Отсюда и различные мнения ученых по этому вопросу.
Так, В. В. Лукьянов, обращая внимание на неточность термина «автотранспортные преступления» (им не охватываются преступления, совершаемые с использованием целого ряда других механических транспортных средств), предложил ввести в научный оборот понятие «дорожно-транспортные преступления», то есть правонарушения, которые выражаются в виновном нарушении тех или иных правил, относящихся к обеспечению безопасности движения, и влекут за собой уголовную ответственность1.
И. Г. Маландин к автотранспортным преступлениям относит «совершенное лицом по неосторожности или умышленно общественно опасное действие либо бездействие, нарушающее правила безопасности движения и эксплуатации средств автомототранспорта и городского электротранспорта и приводящее к наступлению (или реальной возможности наступления) указанных в законе тяжких последствий»2.
Таким образом, в общем виде понятие дорожно-транспортного преступления можно сформулировать как противоправное общественно опасное деяние, выражающееся в нарушении правил безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее за собой по неосторожности последствия, предусмотренныеУ головнымкодексомРФ.
Под предупреждением преступности в общем виде следует понимать многоуровневую систему мер и осуществляющих их субъектов направленную: 1) на выявление и устранение либо ослабление и нейтрализацию причин преступности, отдельных ее видов, а также способствующих им условий; 2) выявление и устранение ситуаций на определенных территориях или в определенной среде, непосредственно мотивирующих или провоцирующих совершение преступлений; 3) выявление в структуре населения групп повышенного криминального риска и снижение этого риска; 4) выявление лиц, поведение которых указывает на реальную воз-
можность совершения преступлений, и оказание на них сдерживающего и корректирующего воздействия, а в случае необходимости - и на их ближайшее окружение3.
По содержанию меры криминологической профилактики подразделяются: на социальные, политические, экономические, медицинские, правовые, технические и иные.
По уровню профилактики обычно выделяют общесоциальные и специально-криминологические меры предупреждения преступности (ее видов и отдельных преступлений). Общесоциальный уровень профилактики включает в себя деятельность государства и общества, их институтов, направленную на разрешение противоречий, возникающих в областях общественной жизни, в сфере экономики, политики, социальной и культурной областях. Специально-криминологический уровень воздействия на преступность выражен в профилактической деятельности, направленной на отдельные виды преступного поведения, например в сфере неосторожной преступности.
Предупреждение дорожно-транспортных преступлений выступает в качестве составной части предупреждения происшествий в целом и имеет непосредственную связь с профилактикой административно наказуемых проступков. При этом грань между преступлением и происшествием, а также между преступлением и проступком в сфере дорожного движения весьма подвижна.
Предупреждение таких преступлений на индивидуальном уровне (индивидуальное предупреждение) - это воздействие на криминогенные факторы, способные вызвать совершение данных преступлений конкретным лицом. Таким образом, на индивидуальном уровне профилактическая деятельность осуществляется уже непосредственно в отношении лиц, совершивших транспортные преступления либо предрасположенных к их совершению. Огромная роль в сфере предупреждения дорожно-транспортных преступлений принадлежит формированию менталитета водителей в духе неукоснительного соблюдения правил дорожного движения, гражданской сознательности, повышению уровня правосознания, поскольку оно неразрывно связано с ответственностью и дисциплинированностью.
Важность предупреждения транспортных преступлений состоит также в том, что с ним тесно связан вопрос о возможности прогнозирования в этой сфере.
Методикаиндивидуального прогнозирования дорожно-транспортных преступлений имеет
Криминология и профилактика преступлений
Криминология и профилактика преступлений
свои особенности, которые сводятся к следующему: отрицательные нравственно-психологические черты личности, проявляющиеся в актах антиобщественного поведения до совершения преступления, которые и дают основание для постановки «диагноза» и прогноза, у лиц, совершивших неосторожные транспортные преступления, выражены реже и слабее. Условия прогнозирования в таких случаях резко меняются, ибо целая группа учитываемых факторов выпадает. Однако разработка именно этого аспекта наиболее актуальна, поскольку абсолютное большинство неосторожных транспортных преступлений совершается ранее несудимыми лицами4.
В ряду мер предупреждения должны быть разработаны и организационные меры: государственное финансирование ремонта дорожных
покрытий, разработка и установка технических средств, направленных на снижение числа дорожно-транспортных происшествий в местах наибольшей их вероятности: информационных табло, барьерных средств возле детских учреждений в местах наиболее частого нарушения правил дорожного движения5.
Свой вклад в предупреждение дорожнотранспортных преступлений, как представляется, должны вносить правоохранительные органы, реализуя возложенные на них законом функции. Большое профилактическое значение имеют публичные выступления сотрудниковГИБДД перед населением с лекциями и беседами по разъяснению действующего законодательства об уголовной ответственности за дорожно-транс -портные преступления.
1 См.: Лукьянов В.В. Проблемы квалификации дорожно-транспортных преступлений. М., 1979. С. 16.
2Маландин И.Г. Происшествия и правонарушения на автомототранспортеи городскомэлектротранспор-те. Саратов, 1968. С. 106.
3 См.: Криминология: учебник / под ред. В.Н. Кудрявцева В.Е. Эминова. М., 2009. С. 286-287.
4 См: Клейменов М.П. Уголовно-правовое прогнозирование и его роль в борьбе с преступностью Омск, 1989. С. 72-73.
5 См.: Никитас Д.А. Предупреждение дорожно-транспортных преступлений (криминологические и уголовно-правовые проблемы): дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 17.