Научная статья на тему 'Система менеджмента качества воспитательной деятельности'

Система менеджмента качества воспитательной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
515
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА / МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ / ДОКУМЕНТИРОВАННАЯ ПРОЦЕДУРА / SPECIALIST'S COMPETITIVE ABILITY / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM / EDUCATIONAL ACTIVITY / PROCESS APPROACH / MODEL OF SOCIAL INDIVIDUAL COMPETENCES / PROCEDURE / INFORMATION CARD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пономарев Александр Владимирович

В работе показана актуальность использования принципов системы менеджмента качества в организации воспитательной деятельности. Обоснована необходимость перехода от структурно-функциональной схемы организации воспитательной деятельности к процессному подходу. Доказано влияние воспитательной деятельности на формирование социально-личностных компетенций, усиливающих мобильность выпускника и его конкурентоспособность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The quality management of educational activity system

The work demonstrates the actuality of using quality management system principles in organization of educational activity. The necessity of transition from structuralDfunctional scheme of organization educational activity to process approach is substantiated. The essence of developed procedure «Educational activity» and process information card is revealed. The results of the research of students competitive ability level and the results of comparative analysis of general cultural competences long view according to four respondent groups (students, lectures, graduates and employers) are adduced. It is proved that educational activity influenced the formation of graduates social individual competences, mobility and competitive ability.

Текст научной работы на тему «Система менеджмента качества воспитательной деятельности»

ґ

ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ

А.В. ПОНОМАРЕВ, доцент Уральский государственный технический университет - УПИ

Система менеджмента качества воспитательной деятельности

В работе показана актуальность использования принципов системы менеджмента качества в организации воспитательной деятельности. Обоснована необходимость перехода от структурно-функциональной схемы организации воспитательной деятельности к процессному подходу. Доказано влияние воспитательной деятельности на формирование социально-личностных компетенций, усиливающих мобильность выпускника и его конкурентоспособность.

Ключевые слова: система менеджмента качества, воспитательная деятельность, процессный подход, конкурентоспособность специалиста, модель социально-личностных компетенций, документированная процедура.

Переход от структурно-функциональной схемы организации образовательной деятельности к процессному подходу диктуется требованиями всех заинтересованных сторон: общества, государства, работодателей, студентов и их родителей. При этом вуз рассматривается как совокупность взаимосвязанных процессов, а управление вузом осуществляется посредством управления этими процессами [1]. Рассмотрим применение данного подхода к организации воспитательной деятельности в Уральском государственном техническом университете.

Воспитательная деятельность (ВД) в университете реализуется в специально организованной гуманитарно-ориентированной образовательной среде, в которой осуществляется подготовка специалистов технического профиля нового социокультурного типа. Основными подпроцессами ВД являются гуманитаризация образования; нравственно-эстетическое воспитание студентов; гражданско-патриотическое воспитание студентов; формирование культуры здорового образа жизни; студенческое самоуправление; первичная профилактика зависимостей, правонарушений среди студентов и социально-психологическая поддержка студентов; адаптация первокурсников.

Система менеджмента качества воспитательной деятельности в УГТУ-УПИ разрабатывалась поэтапно в течение нескольких лет с использованием SWOT-анализа, внутренних аудитов и внешних аудиторских проверок, в рамках которых мы провели анализ соответствия системы воспитательной деятельности принципам системы менеджмента качества (далее СМК). К таковым мы относим ориентацию на потребителя, лидерство руководителя процесса, вовлечение работников, процессный подход, системный подход, стратегию постоянного улучшения, основанный на фактах подход к принятию решений, взаимовыгодные отношения с «поставщиками ». Система управления качеством воспитательного процесса предусматривает построение технологической последовательности процесса (рис. 1).

Соответствие воспитательной деятельности принципам СМК, утвержденным в вузе, постоянно контролируется руководителем процесса «Воспитательная деятельность ». Организаторы процесса имеют возможность совместно с экспертами анализировать ход внедрения системы менеджмента качества. Результаты работы отражаются в чек-листах экспертной оценки соответствия процесса тому или иному уровню зрелости.

Обсуждаем проблему

149

Рис. 1. Модель управления качеством воспитательной деятельности

Мы считаем, что на «входе» и на «выходе» (для студентов первого и пятого курсов) процесса воспитательной деятельности необходимо измерять следующие показатели: уровень общей культуры; уровень конкурентоспособности; уровень сформирован-ности таких личностных качеств, как ответственность, трудолюбие, целеустремленность, самостоятельность, инициативность, уверенность в себе, креативность. В рамках процесса «Воспитательная деятельность » определены параметры «входа » и «выхода » (общий уровень культуры, уровень конкурентоспособности), а также параметры хода процесса (показатели смотра-конкурса по внеучебной работе со студентами среди факультетов, показатели рейтинга студентов). С переходом на ФГОС ВПО планируется определять сформированность социальноличностных компетенций.

В УГТУ-УПИ на протяжении нескольких лет проводятся исследования роли вне-учебной воспитательной деятельности, студенческого самоуправления в формировании конкурентоспособности студента -будущего специалиста [2]. Сегодня при трудоустройстве работодатель смотрит не только на качество подготовки молодого специалиста, но и оценивает уровень его

конкурентоспособности по умению реализовать свой личностный потенциал в конкретной рабочей ситуации.

При выборе методики изучения уровня конкурентоспособности будущих специалистов мы взяли за основу подход В.И. Андреева, который, по нашему мнению, наиболее полно учитывает качества личности, необходимые современному специалисту [3]. В мае 2007 г. в университете проводилось анкетирование студентов 1-го и 5го курсов; по всем ключевым показателям студенты, не принимавшие участия во вне-учебной деятельности и в работе органов студенческого самоуправления, по уровню конкурентоспособности уступали студен-там-активистам. Кроме того, исследование показало, что участие студентов в деятельности тех или иных органов студенческого самоуправления влияет на развитие определенных качеств личности [4].

Для оценки компетенций нами использовался четырехуровневый подход, заимствованный из проекта TUNING («Настройка образовательных структур в Европе») и соотнесенный с практикой оценки уровня результата образования: высокий уровень - важно (4 балла), средний уровень - допустимый, средняя степень важ-

150

Высшее образование в России • № 9, 2009

ности (3 балла), низкий уровень - критический, минимальная степень важности (2 балла), очень низкий уровень - недопустимый, неважно (1 балл). Оценка проводилась как по уровню значимости компетенций для профессиональной деятельности, так и по уровню их сформированности в университете. Критерием проходимой оценки компонента был определен средний уровень - 3 балла, также заимствованный из проекта TUNING [5].

Результаты исследования значимости

общекультурных компетенций для профессиональной деятельности в общей выборке позволили сделать выводы о необходимости формирования шести из восьми общекультурных компетенций в процессе подготовки выпускника и определить организационно-педагогические условия их освоения в вузе (табл. 1). С этой целью в вузе разработаны компетентностно-ориентиро-ванные целевые комплексные программы по нравственно-эстетическому и гражданско-патриотическому воспитанию.

Таблица 1

Результаты сравнительного анализа средних значений показателей общекультурных компетенций

Перечень общекультурных компетенций Выпускники Работода- тели Студенты Преподава- тели Общая выборка

Значимость, балл Освоение, балл Значимость, балл Освоение, балл Значимость, балл Освоение, балл Значимость, балл Освоение, балл Значимость, балл Освоение, балл

Умеет ориентироваться в современной культурной среде 2,83 2,70 2,85 2,76 3,17 2,81 3,30 2,31 3,07 2,69

Осознает роль науки как культурологической составляющей современной научной картины мира 2,83 2,85 2,96 2,82 3,08 2,89 3,21 2,26 3,01 2,77

Осознает значение производства, индустриального наследия как части культурного наследия 2,93 2,77 2,92 2,84 3,10 2,82 3,25 2,45 3,06 2,75

Владеет культурологическими основами семейных, социальных отношений, общественных явлений и традиций 2,81 2,74 2,69 2,57 2,97 2,75 3,16 2,43 2,93 2,68

Способен обосновать свою позицию относительно роли науки и религии в жизни общества 2,67 2,73 2,69 2,61 2,92 2,72 3,26 2,55 2,88 2,69

Проявляет культуру в бытовой и досуговой сфере, следует социальным стандартам и этическим нормам 2,99 2,91 3,13 2,98 3,06 2,86 3,48 2,60 3,11 2,84

Проявляет лояльность к корпоративной культуре места учебы, работы 3,22 3,02 3,21 2,88 3,11 2,85 3,35 2,64 3,19 2,87

Способен работать в иной культурной среде, применяя знания о межкультурных различиях 2,92 2,64 2,69 2,57 3,10 2,67 3,11 2,31 3,01 2,60

Среднее значение индикаторов по группам 2,90 2,80 2,90 2,75 3,06 2,80 3,27 2,44 3,03 2,74

Обсуждаем проблему

151

В модели специалиста определен набор компетенций, формирование которых во многом определяется организацией вне-учебной воспитательной деятельности.

Документирование процесса ВД заключается в разработке ряда документирован-ныхпроцедур, информационныхкарт подпроцессов и всего процесса в целом. В УГТУ-УПИ разработана документированная процедура «Внеучебная воспитательная деятельность» (СМК-ДП-7.5А7-01-2007), задачей которой является получение ответов на следующие вопросы:

1. Какова область применения и сфера действия процесса «Внеучебная воспитательная деятельность »?

2. Каковы цель, задачи и результаты (выходы) описываемого процесса?

3. Что, кем, как, где и в какой последовательности должно быть сделано?

4. Какими полномочиями обладают и за что несут ответственность участники процесса?

5. Какие документы, ресурсы, материалы и оборудование используются в процессе работы?

6. Какими показателями и характеристиками оцениваются качество и эффективность выполнения работы на всех ее этапах, как и кем они измеряются и контролируются?

7. Каким образом документируется и регистрируется выполняемая работа?

8. Как используются результаты выполненного процесса?

Информационная карта процесса - формализованное описание свойств, характери-

стик и функций процесса (подпроцесса). В ней отражены основные показатели вне-учебной воспитательной деятельности [6].

Организация воспитательной деятельности на основе процессного подхода позволяет более четко её структурировать, нормативно и методически обеспечивать, повышать эффективность организации деятельности и качество подготовки выпускников.

Литература

1. См.: Методические рекомендации по вне-

дрению типовой модели системы качества образовательного процесса учреждения. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ, 2006. 408 с.

2. См.: Пономарев А.В., Бердников М.А. Вос-

питательный потенциал студенческого самоуправления в подготовке конкурентоспособного специалиста. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2006. 273 с.

3. Андреев В.И. Конкурентология: Учебный

курс для творческого саморазвития конкурентоспособности. Казань: Центр инновационных технологий, 2004. 468 с.

4. Пономарев А.В., Осипчукова Е.В., Лопае-

ва Н.С. Итоги социологических исследований (опросов) по внеучебной работе (2005-2007 гг.). Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2005. 119 с.

5. Tuning Educational Structures in Europe. Line

1. Learning Outcomes. Competences. Methodology. 2001-2003/ Phase 1. URL: http:// www.relint.deusto/ es/Tuning Project/ index.htm/

6. Пономарев А.В., Осипчукова Е.В., Круг-

ленко И.Ф. Управление качеством воспитательной деятельности в вузе. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2009. 164 с.

PONOMAREVA. THE QUALITY MANAGEMENT OF EDUCATIONAL ACTIVITY SYSTEM

The work demonstrates the actuality of using quality management system principles in organization of educational activity. The necessity of transition from structural-functional scheme of organization educational activity to process approach is substantiated. The essence of developed procedure «Educational activity» and process information card is revealed. The results of the research of student’s competitive ability level and the results of comparative analysis of general cultural competences long view according to four respondent groups (students, lectures, graduates and employers) are adduced. It is proved that educational activity influenced the formation of graduate’s social individual competences, mobility and competitive ability.

Keywords: quality management system, educational activity, process approach, specialist’s competitive ability, model of social individual competences, procedure, information card.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.