Научная статья на тему 'Воспитательная среда вуза в формировании здоровьесберегающих компетенций'

Воспитательная среда вуза в формировании здоровьесберегающих компетенций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
213
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / КОМПЕТЕНЦИЯ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / COMPETENCE / HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES / COMPETENCE FORMATION MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лопаева Наталья Сергеевна

В статье рассматриваются вопросы формирования здоровьесберегающих компетенций будущих специалистов в воспитательной среде вуза; приводятся данные исследований по изучению уровня их значимости для профессиональной деятельности и уровню их сформированности в вузе. Обоснована актуальность разработки модели формирования данных компетенций и итоги ее реализации в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лопаева Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Higher School Educational Environment in Health-Saving Competence Forming

The article considers the question of future specialists' health-saving competences forming in higher school educational environment; presents research data on significance of these competences for professional activity and on the formation level of the competences at a higher school. This article proves topicality of the health-saving competences development model and the results of its implementation at a higher school.

Текст научной работы на тему «Воспитательная среда вуза в формировании здоровьесберегающих компетенций»

УДК 374.014 ББК 74.201.507

Лопаева Наталья Сергеевна

соискатель Уральский федеральный университет Екатеринбург Lopaeva Natalya Sergeevna Applicant for a Degree Ural Federal University Yekaterinburg

Воспитательная среда вуза в формировании здоровьесберегающих компетенций Higher School Educational Environment in Health-Saving Competence Forming

В статье рассматриваются вопросы формирования здоровьесберегающих компетенций будущих специалистов в воспитательной среде вуза; приводятся данные исследований по изучению уровня их значимости для профессиональной деятельности и уровню их сформированности в вузе. Обоснована актуальность разработки модели формирования данных компетенций и итоги ее реализации в вузе.

The article considers the question of future specialists’ health-saving competences forming in higher school educational environment; presents research data on significance of these competences for professional activity and on the formation level of the competences at a higher school. This article proves topicality of the health-saving competences development model and the results of its implementation at a higher school.

Ключевые слова: воспитательная среда, компетенция,

здоровьесберегающие технологии, модель формирования компетенций.

Key words: educational environment, competence, health-saving technologies, competence formation model.

Как показывают мониторинговые исследования, проводимые среди

студентов Уральского федерального университета, несмотря на то, что здоровье среди наиболее значимых жизненных ценностей в ранговом ряду постоянно занимает 1-2 места, однако, ценность здоровья в молодежном сознании, как правило, - вербальная, далеко не всегда выступающая мотивом и стимулом реального поведения студентов и не определяющая их образ жизни как здоровый [1].

Исследованием проблем формирования здорового образа жизни, культуры здоровья, разработкой концептуальных основ профилактической антинаркотической деятельности и практических моделей здоровьесбережения занимается ряд ученых и специалистов-практиков: В.И. Слободчиков, Н.А.

Сирота, В.М. Ялтонский, Г.И.Семикин, В.А. Бароненко, Л.А. Рапопорт, С.Г. Добротворская, Ю.В. Науменко и др. Теоретико-методологические основы организации здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе рассматривают Н.П. Абаскалова, Т.Ф. Орехова, Т.М. Резер, Н.К. Смирнов; вопросы организации здоровьсберегающего пространства в колледже рассматриваются в работах Яблоковой Л.М., Бурнашовой М.Ю. и др. Вместе с тем, на наш взгляд, недостаточно внимания уделяется разработке такого перспективного направления как моделирование и реализация возможностей воспитательной среды, влияющей на формирование здоровьесберегающих компетенций у будущих специалистов; не разработано целостное представление о структуре, условиях и технологиях формирования здоровьесберегающих компетенций в воспитательной среде вуза.

В работах, посвященных становлению компетентностного подхода в российском образовании, особая роль отводится формированию компетенций здоровьесбережения (И. А. Зимняя, В.А. Болотов, В.И. Байденко и др.).

Анализ ФГОС ВПО по ряду направлений подготовки квалификации «бакалавр» (в частности направлений: «Металлургия», «Прикладная

математика», «Прикладная механика», «Стандартизация и метрология»,

«Организация работы с молодежью», «Физическая культура» и др.) показал, что помимо прочих, у выпускника вуза должна быть сформирована здоровьесберегающая компетенция, которая определяется как: «способность владеть средствами самостоятельного методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности».

Она может быть сформирована как через преподавание учебных дисциплин, так и посредством специально организованной воспитательной среды.

Роль воспитательной среды как мощного фактора формирования, развития и самореализации личности рассматривается во многих фундаментальных исследовательских трудах. Особую значимость представляют различные

концепции средового подхода в воспитании, разрабатываемые Ю.С. Мануйловым, Н.М. Борытко, Л.И .Новиковой, И.Д. Фруминым, В.А. Ясвиным и др.

Ю.С. Мануйлов замечает, что «богатая среда обогащает, бедная обедняет, свободная освобождает, здоровая оздоравливает, ограниченная ограничивает и т.д.» [2].

В 2006 году с целью изучения уровня значимости и уровня сформированности здоровьесберегающих компетенций нами было проведено исследование среди четырех групп респондентов: студенты, специалисты, преподаватели, работодатели. Исследование показало, что значение здоровьесберегающих компетенций актуально во всех отношениях для будущей профессиональной деятельности выпускника (среднее значение около 3 баллов) [4]. Для оценки компетенций нами был определен уровневый подход, заимствованный из проекта TUNING и соотнесенный с практикой оценки результатов воспитанности и социальной компетентности (Е.В. Земцова): высокий уровень - важно (4 балла), средний уровень - допустимый, средняя степень важности (3 балла), низкий уровень - критический, минимальная степень важности (2 балла), очень низкий уровень - недопустимый, неважно (1 балл). Результаты исследования в группе студентов приведены в табл. 1.

Таблица 1

Компетенции Значение для профессиональн ой деятельности, 2006 г. Уровень освоения за время обучения в вузе, 2006 г.

Осознает опасность курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа и свою свободу и ответственность за выбор здорового образа жизни 3,4 3,2

Имеет навыки регуляции психосоматического и эмоционального проявления состояния здоровья, в том числе управление стрессами и конфликтами 3,3 2,7

Знает, понимает и использует различные методики здоровьесбережения 3,2 2,6

Осознает необходимость укрепления здоровья как ценности и готов к формированию, сохранению и укреплению здоровья, организации экологически безопасной рабочей среды 3,4 2,9

Данные проведенного исследования подтвердили актуальность и необходимость разработки и внедрения в вузе модели формирования здоровьесберегающих компетенций в воспитательной среде вуза. Именно воспитательная среда обеспечивает комплекс условий и возможностей для осознания и реализации студентом своих личностных потребностей и интересов, саморазвития в личностном и профессиональном плане; обладает многообразием форм и технологий деятельности, широким арсеналом методов и средств в том числе и для формирования культуры здоровья студентов.

Под моделью мы вслед за В.А. Штофом понимаем материально реализованную систему, которая, отражая или воспроизводя объект, может замещать его таким образом, что ее изучение дает нам новую информацию о данном объекте [5]. Модель формирования здоровьесберегающих компетенций будущих специалистов должна обеспечить научно обоснованное описание данного процесса.

Опытно-поисковая работа по вышеобозначенной проблеме позволила нам разработать модель формирования компетенций здоровьесбережения, в качестве основных элементов которой выступили: цель, содержание, организационнопедагогические условия, методы и средства, а в качестве основных принципов -принципы системности, последовательности, цикличности, комплексности, вовлеченности всех субъектов воспитательной деятельности вуза в процесс формирования здоровьесберегающих компетенций. Модель базируется на компетентностном, гуманистическом, личностно-деятельностном, ценностном подходах, а также средовом подходе в воспитании.

Основой формирования здоровьесберегающих компетенций выступают требования ФГОС ВПО, требования работодателей и рынка труда, ряд документов федерального уровня (Национальная Доктрина образования, Концепция модернизации Российского образования до 2010 года, Федеральная программа развития образования, Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде, Концепция превентивной профилактики ВИЧ/СПИДа в образовательной среде).

Модель формирования компетенций предполагает программно-целевое обеспечение, имеющее социально-педагогическую направленность,

ориентированное на повышение мотивации студентов в сохранении и укреплении здоровья; создание условий для самореализации личности студентов (путем привлечения к научному, художественному, техническому творчеству); создание системы мониторинга состояния здоровья; организацию специальной профилактической работы, введение в образовательный процесс спецкурса «Психолого-педагогические основы профилактики наркомании и пропаганды ЗОЖ»; изучение механизмов адаптации к учебному процессу, сохранение и укрепление здоровья в динамике профессионального обучения; организацию медицинских профилактических осмотров; психологопедагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса; укрепление материально-технической базы.

Упор в реализации модели был сделан на повышение теоретической подготовки студентов нашего вуза: обучение специальным методикам,

создание курса по здоровьесбережению и внедрение его в обучение студентов; повышение мотивации к созданию экологически безопасной рабочей среды и к укреплению здоровья среди выпускников; разъяснение важности и необходимости данной деятельности на профессиональном уровне (создание безопасной рабочей среды для себя и для других).

Важным и перспективным направлением в формировании компетенций здоровьесбережения мы считаем формирование ценностного отношения к здоровью, ориентацию на успех в жизни через культуру здорового образа жизни, вовлечение студентов в культурно-массовую, спортивно-массовую работу на основе принципов доступности, преемственности и дифференцированности, что предоставляет возможность студентам свободно осуществлять свой личностный, профессиональный и социальный рост; совершенствование форм работы студенческого самоуправления в решении вопросов первичной профилактики различных видов зависимостей и пропаганды здорового образа жизни.

Опыт нашей работы показал, что для эффективной реализации комплексного подхода к сохранению и укреплению здоровья студентов необходима организация межведомственного взаимодействия, привлечения специалистов министерств и ведомств, заинтересованных в решении вопросов сохранения и укрепления здоровья молодежи, а также общественных

организаций, деятельность которых направлена на пропаганду здорового образа жизни и стабилизацию наркоситуации в молодежной среде.

Внедрение модели позволило зафиксировать положительную тенденцию по формированию культуры здоровья студентов, негативному отношению к употреблению психоактивных веществ, увеличению количества студентов, участвующих в спортивных мероприятиях, что подтверждается данными исследований, проведенных среди студентов вуза в 2009 году. Результаты по изучению уровня значимости и сформированности компетенций приведены в таблице 2.

Таблица 2

Компетенции Значение для профессиональн ой деятельности, 2009 г. Уровень освоения за время обучения в вузе, 2009 г.

Осознает опасность курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа и свою свободу и ответственность за выбор здорового образа жизни 3,4 3,2

Имеет навыки регуляции психосоматического и эмоционального проявления состояния здоровья, в том числе управление стрессами и конфликтами 3,0 2,9

Знает, понимает и использует различные методики здоровьесбережения 3,1 2,8

Осознает необходимость укрепления здоровья как ценности и готов к формированию, сохранению и укреплению здоровья, организации экологически безопасной рабочей среды 3,3 3,1

Исследования, проведенные нами подтверждают, что эффективность формирования здоровьесберегающих компетенций в воспитательной среде достигается при соблюдении комплекса организационно-педагогических условий: осознание здоровья личности как многомерного феномена,

включающего физическую, психическую, социальную и духовно-нравственную составляющие; создание и развитие в вузе здоровьесберегающей инфраструктуры, в которой функционируют: социально-психологическая

служба, медико-санитарная часть, санаторий-профилакторий, Спортивный

комплекс, Институт физической культуры, социального сервиса и туризма, спортивно-оздоровительный комплекс, служба мониторинга состояния здоровья студентов и др.; систематичность мониторинга состояния здоровья студентов и морально-психологического климата; поддержка волонтерского (добровольческого) движения и др. [3]

Результаты опытно-поисковой работы показали, что специально организованная воспитательная среда во многом определяет образ жизни студентов, под влиянием которого формируются их ценностные установки и ориентации; позволяет ориентировать на принятие здорового жизненного стиля и осознанное отношение студентов к здоровью как непреходящей ценности, которое является ведущим фактором формирования

здоровьесберегающих компетенций.

Библиографический список

1. Боронина, Л.Н. Динамика валеологической культуры студенчества / [Текст] / Л.Н. Боронина, С.Ю. Вишневский, Ю.Р. Вишневский, Н.С. Лопаева, под общ. ред. Ю.Р. Вишневского // Актуальные проблемы социологии молодежи, культуры и образования: материалы международной конференции. В 3 т. Т. I., Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2010. - С. 41-46.

2. Мануйлов, Ю.С. Средовой подход в воспитании // Педагогика. - 2000. - №7. - С. 36-41

3. Пономарев А.В., Лопаева Н.С. Первичная профилактика наркомании в вузе: теория и практика: учебное пособие / А.В. Пономарев, Н.С. Лопаева. - Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2008. - 354 с.

4. Пономарев, А.В. Социально-педагогическая функция вуза в воспитании современного специалиста: монография. - М.: Изд-во ИКАР, 2009. - С. 211-212

5. Штофф, В.А. Моделирование и философия / В.А. Штофф. - М.-Л.: Наука, 1966. - С. 19

6. Яблокова, Л.М., Бурнашева Н.Ю. Формирование здоровьесберегающего пространства в колледже [Текст] / Л.М. Яблокова, Н.Ю. Бурнашева // Профессиональное образование. Столица. - 2009. - № 6. - С. 20-21

Bibliography

1. Boronina, L.N. Students’ Valeological Сикиге Dynamics (in Russian) / Under Yu.R. Vishnevski’s General Edition // Topical Problems of the Youth Sociology, Culture and Education: International Conference Materials. In 3 Vol. Vol. 1. - Yekaterinburg: USTU-UPI, 2010. - P. 41-46

2. Manuylov, Yu. S. The Environmental Approach in Education / Yu. S. Manuylov // Pedagogics. - 2000. - № 7. - P. 36-41

3. Ponomarev, A.V., Lopaev, N.S. Primary Preventive Maintenance of a Narcotism at Higher School: Theory and Practice: Study Guide / A.V. Ponomarev, N.S. Lopaev. - Yekaterinburg: USTU-UPI, 2008. - P. 354.

4. Ponomarev, A.V. Socio-Pedagogical Function of a Higher School in Modern Experts’ Education: Monograph / A.V. Ponomarev. - М.: IKAR Publishing House, 2009. - P. 211-212

5. Shtoff, V.A. Modeling and Philosophy / V.A. Shtoff. - M.-L.: Science, 1966. - P.19

6. Yablokova, L.M., Burnasheva, N.Yu. Health-Saving Space Formation in College (in Russian) / L.M. Yablokova, N.Yu. Burnasheva // Professional Education. The Capital. - 2009. - № 6. - P. 20-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.