УДК/UDC 378.046:005 Ю. Н. Клещевский, Н. В. Грищенко,
О. В. Власова
Y. Kleshchevskiy, N. Grishchenko,
O. Vlasova
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА КАК ОСНОВНОЙ МЕХАНИЗМ ГАРАНТИИ КАЧЕСТВА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
QUALITY MANAGEMENT SYSTEM AS A FUNDAMENTAL QUALITY ASSURANCE MECHANISM OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION
В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты построения и развития системы менеджмента качества дополнительного профессионального образования. Авторами представлены механизм и основные инструменты гарантий качества дополнительного профессионального образования.
The article deals with development of quality management system of additional professional education in theoretical and practical aspects. The authors present the mechanism and the basic tools of quality assurance of additional professional education.
Ключевые слова: система менеджмента качества, мониторинг, стратегическое и оперативное планирование, стратегические приоритеты, внутренние аудиты, гарантии качества.
Keywords: quality management system, monitoring, strategic and operational planning, strategic priorities, internal audits, quality assurance.
Колоссальное ускорение темпа девальвации ранее приобретенных знаний остро обозначило проблему необходимости постоянного повышения профессиональной компетентности специалистов, дополнительного образования и переподготовки. Данная проблема приобретает двойную остроту: для компаний и для отдельно взятой личности.
Еще недавно хорошее университетское образование было достаточным для выстраивания профессиональной карьеры. Сегодня каждые два-три года необходимо существенным образом улучшать или менять систему знаний, свое образование. По данным ЮНЕСКО (Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и куль-
туры (United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization)), современный специалист должен ежедневно тратить не менее 25 % рабочего времени на поиск и просмотр новой информации по своему профилю [4, с. 7].
Корпорации, прогнозируя свое развитие, стали видеть в повышении квалификации условие своего выживания и развития. Обучение персонала становится важнейшей задачей предприятий наряду с планированием, выпуском продукции, изучением рынка [5, с. 345].
В последнее время определилась тенденция перемещения функции подготовки специалистов из сферы высшего образования в сферу производства, создание непосредственно на предприятиях или под их эгидой служб по непрерывному обучению персонала. Бесспорно, в современных условиях необходима интеграция производства, образования и науки, однако из трех сфер — партнеров по интеграции — именно образование рассматривается как ключевое звено влияния на процесс интеграции на государственном уровне. Поэтому центральным звеном интеграционных процессов должны выступать вузы.
Новый закон «Об образовании в РФ» меняет подходы к дополнительному профессиональному образованию (ДПО): предусмотрено снижение государственного влияния на содержание данных программ, расширяется круг организаций, получающих право реа-лизовывать программы ДПО. Закон не предусматривает государственной аккредитации дополнительных профессиональных образовательных программ. Одновременно с этим предоставляется возможность профессио-
нально-общественной аккредитации [1].
Современная система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных и дополнительных образовательных программ, предоставляя возможность одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности.
Дополнительное профессиональное образование в современных условиях приобретает самостоятельную ценность как основной способ получения конкурентных преимуществ на рынке труда. В этих условиях становится актуальной работа по разработке и реализации образовательных программ, обучение по которым повысит занятость граждан.
В Кемеровском институте (филиале) ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г В. Плеханова» (далее — Институт) ведется систематическая, целенаправленная работа по развитию системы ДПО, расширению ее сервисных возможностей и повышению результативности.
Реализация программ ДПО осуществляется Центром дополнительного профессионального образования (ЦДПО), представляющим своего рода экспериментальную площадку для реализации новых образовательных технологий и инновационных подходов при переподготовке и повышении квалификации специалистов. Поскольку акцент технических вузов области сделан на инженерную подготовку, расширяются возможности Института по подготовке специалистов для новых секторов экономики, в том числе в сфере внешнеэкономической деятельности, услуг, туризма, управления инновационной деятельностью, оценки рыночных перспектив новых видов продукции, маркетинговых исследований рынков, логистики, консалтинговой поддержки проектов по продвижению продукции на внутренний и внешний рынки, а также специалистов в области информационных услуг
С учетом существующих наработок ЦДПО активно осуществляет поиск своей целевой аудитории, формируя образовательные программы с учетом индивидуальных запросов граждан и отвечающие потребностям регионального рынка труда. Центр успешно реализует ряд уникальных программ, аккредитованных саморегулируемыми организа-
циями России. ЦДПО имеет право не только на обучение, но и на тестирование слушателей для сертификации своей деятельности. Уже несколько лет в Институте реализуется программа «Мастер делового администрирования (МВА)» с получением дополнительной квалификации.
По инициативе Института подписан договор о сотрудничестве и апробации инновационных программ НП «Палата налоговых консультантов России» (г Москва), аккредитован учебный центр на обучение по программе «Налоговый консультант» с присвоением квалификации. Это позволяет Институту работать с такими общественными структурами, как «Адвокаты Кузбасса», «Институт профессиональных аудиторов России», «Аудиторская палата России», а также налоговыми и правоохранительными органами.
Институт взаимодействует с администрацией Кемеровской области, муниципалитетами и центрами занятости населения. Заключены соглашения о сотрудничестве с Областным отделением общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», с Государственным фондом и муниципальными центрами поддержки предпринимательства Кемеровской области. Данное сотрудничество позволяет реализовать обучение по модулям «Бизнес-старт», «Управление малым предприятием (бизнесом)», «Управление персоналом», «Менеджмент организации».
В рамках ДПО центром менеджмента качества и мониторинга Института успешно реализуется модульная программа повышения квалификации «Менеджмент качества в образовании», активно проводятся региональные семинары-тренинги по вопросам разработки, внедрения и развития системы менеджмента качества в организациях различных сфер деятельности.
Одним из эффективных механизмов гарантии качества реализуемых программ ДПО является система менеджмента качества (СМК) Института, которая успешно внедрена и сертифицирована на соответствие международному стандарту ISO 9001:2008.
Базовыми принципами построения СМК для программ ДПО являются:
— согласованность интересов и координации действий всех заинтересованных сторон;
— открытость системы ДПО, вовлечение представителей профессионального сообще-
ства, органов власти, работодателей и общественности;
— непрерывный мониторинг процесса и результатов реализации программ ДПО [3].
Ответственность руководства в СМК Института закреплена и реализуется в рамках процессов менеджмента: «Стратегическое планирование», «Оперативное управление», «Планирование и развитие СМК», «Мониторинг» — и прослеживается в таких организационных документах, как: политика и цели в области качества, программа стратегического развития Института, план работы должностных лиц и структурных подразделений, план работы совета по качеству и иных коллегиальных органов, матрица ответственности и другие локальные акты.
Важный принцип построения СМК — определение и реализация требований для повышения удовлетворенности потребителей — осуществляется в рамках следующих видов деятельности:
— анализ и выполнение требований, отраженных в законодательных, нормативных актах;
— принятие мер по обеспечению выполнения требований, предъявляемых потребителями, согласно заключенным договорам, а также анализу результатов маркетинговых исследований;
— анализ отчетов внешних и внутренних аудитов, что подтверждается приказами директора/решениями совета Кемеровского института (филиала) и совета по качеству;
— определение подходов к информированию сотрудников о требованиях потребителей и других заинтересованных сторон [6].
В область ответственности руководства Института входят следующие аспекты, связанные с гарантией качества реализации процесса «Проектирование и реализация ДПО»:
1) формирование и реализация политики и целей в области качества, включающих аспекты ДПО;
2)планирование и развитие системы менеджмента качества;
3) анализ и оценка результативности системы менеджмента качества;
4) распределение прав, ответственности и обязанностей персонала;
5) выделение ресурсов, необходимых для создания, ввода в действие и функционирования системы менеджмента качества;
6) развитие культуры качества, призна-
ния его важности и необходимости предоставления потребителям гарантий качества;
7) информирование общества и заинтересованных сторон о результатах ДПО Института, его достижениях и планах развития;
8) обеспечение понимания всеми сотрудниками требований потребителей ДПО, а также законодательных требований, предъявляемых к ДПО;
9) поддержание процесса «Проектирование и реализация ДПО» в соответствии с поставленными целями;
10) поддержание компетентности персонала, гарантирующей качество предоставляемых услуг ДПО;
11) официальное утверждение процедур и другой документации Института по ДПО, гарантирующих качество [2].
Посредством внедрения в Институте СМК удалось достичь значительных результатов в области создания следующих внутренних механизмов гарантии качества ДПО:
— инжиниринг процесса «Проектирование и реализация программ ДПО»;
— создание многоуровневой системы целевого планирования и мониторинга результатов деятельности подразделений, участвующих в реализации программ ДПО;
— разработка нормативных и методических материалов для реализации программ ДПО (положения о приеме слушателей, об аттестации слушателей, о разработке, содержании и структуре программ и др.);
— создание системы мониторинга, внутренних аудитов и рейтинговой оценки подразделений, участвующих в реализации программ ДПО;
— совершенствование маркетинговых исследований, позволяющих формировать перечень требований потребителей и проводить оценку удовлетворенности образовательной услугой;
— внедрение механизма управления несоответствиями корректирующих и предупреждающих действий;
— мониторинг целевой направленности и эффективности использования ресурсов, необходимых для реализации программ ДПО.
Включение в СМК дополнительного профессионального образования позволило применить принципы процессного управления к проектированию и реализации программ ДПО, что в свою очередь предполагает гарантию выполнения установленных требований и к процессу, и к его результатам.
При формировании политики в области качества и программы развития Института определены стратегические приоритеты развития дополнительного профессионального образования:
— усиление позиций Института в реализации дополнительных образовательных программ среди ведущих вузов Кузбасса;
— создание и реализация программ для подготовки специалистов, стратегически необходимых в развитии экономики региона, в том числе программы обучения инновационному предпринимательству на основе профессиональных стандартов и требований ВТО;
— расширение практики использования современных образовательных технологий в обучении слушателей программ ДПО.
Основными мероприятиями по развитию системы ДПО являются:
— реализация программ ДПО, софинан-сируемых корпоративным сектором;
— реализация программ ДПО, направленных на развитие финансовой,правовой и экономической грамотности населения;
— обеспечение целевой подготовки незанятого населения в рамках сотрудничества с Центром занятости населения Кемеровской области;
— заключение стратегических договоров и соглашений с некоммерческими профессиональными сообществами: «Российский Союз промышленников и предпринимателей — Кузбасское представительство «Опора России», «Институт профессиональных бухгалтеров»;
— совершенствование системы мониторинга актуальных и востребованных направлений дополнительного профессионального образования кадров сферы товарного обращения и услуг с учетом рынка труда Кемеровской области и Сибирского региона;
— обеспечение корпоративного членства Института в саморегулируемых организациях: повышение квалификации аттестованных преподавателей некоммерческих профессиональных сообществ, решение проблем подготовки компетентных кадров, разработка программ обучения, согласующихся с современными квалификационными требованиями, в том числе и с требованиями ВТО;
— создание программ для подготовки специалистов, стратегически необходимых для развития экономики региона, женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком
до 3 лет и планирующих возвращение к трудовой деятельности, совершенствование подготовки людей с ограниченными возможностями по программам опережающего обучения, а также подготовки и переподготовки трудовых мигрантов;
— аккредитация программ бизнес-образования, в том числе программы МВА в международных организациях и ассоциациях;
— привлечение выпускников Института и студентов старших курсов к освоению программ ДПО, позволяющих расширить возможность трудоустройства;
— организация на базе центра дополнительного профессионального образования центра повышения квалификации преподавателей по направлениям Института;
— совершенствование материально-технической базы, организационного и технологического обеспечения ДПО для качественного обучения, подготовки и переподготовки слушателей;
— широкое внедрение технологий дистанционного обучения в реализацию программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации;
— повышение квалификации государственных и муниципальных служащих, специалистов организаций и учреждений, незанятого населения и безработных; всемерное развитие программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации в модульном режиме с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий как для традиционно молодежной аудитории слушателей, так и для увеличивающейся доли пожилого населения, активных, конкурентоспособных и желающих учиться в удобном для них формате;
— расширение корпоративного членства Института в саморегулируемых организациях для решения проблем подготовки компетентных кадров, разработки программ обучения, согласующихся с современными квалификационными требованиями.
Ресурсным обеспечением программ дополнительного профессионального образования является современный контент учебно-методического обеспечения образовательного процесса. Введены в практику модульное построение программ, элементы дистанционных технологий обучения. В учебные планы программ ДПО включают все больше дисциплин инновационного характера. Образовательные программы формируются
с учетом реальных предложений работодателей, выявленных в ходе проводимых маркетинговых исследований и целевых запросов. Активно создаются индивидуальные образовательные маршруты для слушателей-«целевиков». Значительный удельный вес как вид занятий имеют мастер-классы и бизнес-тренинги, преподаватель все чаще реализует функцию тьюторской поддержки, смещая акцент на самостоятельную творческую подготовку слушателя.
Стратегическим ориентиром при проектировании программ ДПО является ком-петентностный подход. Ключевые усилия сосредоточены на формировании аналитических, профессиональных, системных, коммуникационных компетенций, позволяющих обеспечить конкурентоспособность на рынке труда.
Ведется активная работа по формированию банка данных требований работодателей к подготовке специалистов и учета этих требований при разработке образовательных программ; обеспечивается участие работодателей, их объединений и других социальных институтов в оценке и развитии программ ДПО.
Особое внимание уделяется преподавательскому составу как ключевому элементу гарантии качества ДПО. В реализации программ занято более 60 % преподавателей Института, из которых 11 имеют аттестаты профессиональных бухгалтеров и аудиторов, в том числе 7 аттестованы в качестве преподавателей Института профессиональных бухгалтеров, Палаты налоговых консультантов России, 3 преподавателя имеют статус эксперта. На качество реализации программ ДПО оказывают влияние квалификационные характеристики привлеченных преподавателей: более 80 % преподавателей, реализующих программы ДПО, имеют ученую степень; более 30 % преподавателей являются руководителями и специалистами профильных организаций, имеющими значительный опыт практической деятельности.
Для управления процессом ДПО определены критерии, которые служат основой для измерения и анализа результатов процесса, достижения намеченных целей. Данные критерии, в свою очередь, являются основой для построения и реализации системы внутреннего мониторинга [4].
С целью обеспечения и контроля качества деятельности по ДПО ежегодно прово-
дится мониторинг его результатов по следующим показателям:
— обеспеченность дисциплин по реализуемым программам ДПО рабочими программами;
— количество заявленных программ ДПО;
— количество реализованных программ ДПО;
— количество слушателей ДПО;
— количество реализованных корпоративных проектов;
— доля дисциплин, реализуемых в рамках программ ДПО с использованием дистанционных технологий;
— количество выигранных тендеров, аукционов, госзаказов;
— количество выпускников и студентов Института, освоивших программы ДПО в ЦДПО;
— количество договоров о стратегическом партнерстве с некоммерческими профессиональными сообществами;
— доля слушателей, оценивших качество семинаров ЦДПО как «соответствующее или превзошедшее ожидания» (удовлетворенность потребителей);
— доля обучающихся по программам переподготовки, повышения квалификации за счет средств компаний работодателя от общего количества слушателей;
— количество повторных обращений слушателей и предприятий на курсы повышения квалификации;
— доля слушателей, прошедших стажировку/практику в ведущих организациях Кемеровской области;
— количество реализуемых программ опережающего и/или инклюзивного обучения;
— объем выручки от реализации услуг;
— участие Института в качестве корпоративного члена в некоммерческих организациях и партнерствах по инициативе ЦДПО;
— количество несоответствий/уведомлений по результатам внешних и внутренних проверок ЦДПО.
Определяя ключевые характеристики качества процесса, необходимо отметить высокие результаты итоговой аттестации слушателей. Более 90 % выпускных аттестационных работ (дипломных проектов) слушателей получили оценку «отлично», более 60 % работ выполнены по заявкам предприятий и имеют практические результаты внедрения. Порядок проведения итоговой аттеста-
ции выпускников программ ДПО определен инструктивными материалами по организации и проведению итоговой государственной аттестации по специальностям, внутренними нормативными документами и включает итоговые междисциплинарные экзамены и выпускные аттестационные работы слушателей.
При проведении корпоративных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки существенное значение имеет контроль качества программ со стороны заказчиков. В каждой программе подобный контроль осуществляется путем включения в состав аттестационных комиссий председателей из числа руководителей-практиков ведения бизнеса.
В Институте ежегодно проводятся внутренние аудиты, являющиеся высшей формой контроля руководством СМК и считающиеся одним из наиболее результативных методов оценки состояния и эффективности процесса «Проектирование и реализация программ ДПО». Аудит позволяет установить связь между целями процесса, ходом реализации процесса, его результатами и выявляет слабые стороны и области для улучшения.
Целью проведения внутреннего аудита является:
— оценка результативности и эффективности функционирования процесса «Проектирование и реализация программ ДПО»;
— выявление несоответствий реализации процесса относительно требований, установленных внешней и внутренней документацией Института;
— определение возможностей и путей улучшения процесса;
— оценка эффективности корректирующих и предупреждающих действий, выполненных по результатам предыдущих аудитов [3].
Внутренний аудит направлен на повышение результативности и поддержание процесса «Проектирование и реализация программ ДПО» в стабильном рабочем состоянии.
С целью выявления уровня ожидания потребителей услуг ДПО и оценки их удовлетворенности в Институте проводится входное и выходное анкетирование слушателей. Проведение маркетинговых исследований (анкетирования и опросов), направленных на оценку уровня усвоения изученного материала, качества учебного процесса, технического оснащения аудиторного фонда, инфраструктуры Института, общей удовлетворенности
обучением слушателей, позволяет оперативно реагировать на их потребности, предпринимать действия по повышению эффективности и качества ДПО в целом. Анализ результатов данных исследований свидетельствует о высокой оценке слушателями качества образовательных услуг (удовлетворенность потребителей составляет 95 % и более).
Все обозначенные инструменты СМК позволяют гарантировать высокое качество реализации программ, о чем свидетельствует неснижаемый спрос на образовательные услуги. Ежегодно в Институте в рамках лицензии реализуется более 40 наименований программ ДПО для руководителей и специалистов, предпринимателей, незанятого населения, студентов и аспирантов. За трехлетний период наибольшее количество выпускников было по программам «Управление персоналом», «Оценка стоимости предприятия (бизнеса)», «1С Предприятие», «Специалист по кадрам», «Логистика в коммерческом предприятии».
В целом за последние 3 года программы дополнительного профессионального образования освоили более 4000 человек, в том числе более 1140 государственных служащих и работников муниципалитетов, 960 предпринимателей, 140 научно-педагогических работников, 605 человек по направлениям ЦЗН Кемеровской области, 140 студентов. Только в 2013 г. обучено 1085 человек, в том числе: по программам профессиональной переподготовки — 49 человек, повышения квалификации — 1036, МВА — 8.
Значительно возросло количество программ для незанятого населения, по опережающему обучению граждан. Организованы консультационные услуги по социальной адаптации граждан, внедрению программы по бухгалтерскому учету «Парус», проведен ряд семинаров по стандартизации и экспертизе товаров.
Востребованность дополнительных профессиональных программ существует и у выпускников бакалавриата, не получающих необходимую для будущей практической деятельности квалификацию в ходе основного обучения.
Особое значение придается расширению спектра дополнительных образовательных услуг для студентов и аспирантов.
На протяжении многих лет в Институте реализуются программы дополнитель-
ного профессионального образования для студентов 4-5-х курсов по направлениям «Менеджмент в сфере туризма», «Управление персоналом», «Логистика в коммерческом предприятии», «Графический дизайн в рекламе», «1С: Предприятие», программы Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России для подготовки резерва профессиональных бухгалтеров. С 2012 г. студенты 5-го курса участвуют в программе Российской Палаты налоговых консультантов «Налогообложение бизнеса» с присвоением квалификации «Налоговый юрист» и получением аттестата Палаты налоговых консультантов. Студенты Института принимают активное участие в реализации программ: «Планирование карьеры», «Малый бизнес: как начать свое дело», «Бухгалтерский учет в коммерческих организациях», «Оценка стоимости предприятий и бизнеса», «Логистика».
Студентов привлекает использование современных форм обучения, оптимально сочетающих активные коммуникации в интерактивном и дистанционном режимах, удобное время занятий, взаимодействие в ходе занятий со слушателями, имеющими практический опыт работы. Обучаясь по программам ДПО, студенты получают консультации специалистов, участвуют в мастер-классах, круглых столах и конференциях. Победители региональных, российских и международных конкурсов и олимпиад получают дополнительное профессиональное образование за счет внебюджетных средств Института.
Не менее привлекательными являются программы повышения квалификации по вопросам разработки, внедрения и развития систем менеджмента качества организаций. За последние три года в семинарах, реализуемых центром менеджмента качества и мониторинга, приняли участие более 300 слушателей — представителей различных сфер деятельности. Результативность процесса обучения подтверждается прохождением процедуры сертификации СМК более 20 организаций — участников обучающих семинаров и консалтинговых проектов Института.
Успешная работа в области ДПО отмечена многочисленными наградами различных уровней. ЦДПО являлся лауреатом национального конкурса «Лучшие учебные центры Российской Федерации» в 2010 и 2012 гг., образовательные и консалтинговые услуги центра менеджмента качества и мониторин-
га становились дипломантами (2011 г.) и лауреатами (2013 г.) Программы «100 лучших товаров России».
ЦДПО регулярно осуществлялся мониторинг рынка программ ДПО, позволивший своевременно реагировать на изменения рынка образовательных услуг. Так, если в 2007-2009 гг. в основу маркетинговой стратегии развития программ ДПО были положены задачи приоритетного обучения по программам бизнес-образования, то уже с 2010 г., и особенно в 2011 и 2012 гг., на рынке образовательных услуг активно продвигались программы профессиональной переподготовки. Такие изменения были вызваны результатами маркетинговых исследований рынка бизнес-образования и приоритетным спросом на новые виды специальностей: «Менеджер в туризме», «Менеджер в охране труда», «Товароведение и экспертиза товаров», «Налоговый консультант».
В целом в стратегии развития Института до 2023 г. сохраняется существующая тенденция увеличения доли программ профессиональной переподготовки по актуальным направлениям менеджмента, маркетинга и финансов; значительного роста количества программ повышения квалификации, рассчитанных на интенсивное обучение «взрослых» в течение короткого времени. Усилия Института будут направлены на разработку программ ДПО, согласующихся с современными квалификационными требованиями, профессиональными стандартами, требованиями ВТО; активное использование модульного построения программ повышения квалификации; внедрение технологий дистанционного обучения.
1. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-Ф3.
2. Адлер Ю. П. Управление качеством. Часть 1. Семь простых методов. — М.: Мисис, 2000. — 158 с.
3. Левшина В. В., Шимохина В. В. Оценка результативности системы менеджмента качества образовательной организации // Проблемы современной экономики. — 2007. — № 23. — С. 18-24.
4. Менеджмент качества и инновации в образовании: региональный аспект: коллектив. моногр.: в 2 т. Т. 1 / Ю. Н. Клещевский, Л. В. Хасбутдинова [и др.]; под общ. ред. С. Н. Бабурина, Ю. Н. Клещевского. — М.: Изд-во РГТЭУ, 2010. — 480 с.
5. Эванс Д. Р. Управление качеством: учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 671 с.
6. Anderson Chris. What is a Quality Management System? — URL: www.bizmanualz.com/blog/quality-management-system-qms.html.