Научная статья на тему 'Дополнительное профессиональное образование как институт инновационной инфраструктуры интегративного типа'

Дополнительное профессиональное образование как институт инновационной инфраструктуры интегративного типа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
654
72
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬ НОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / НЕПРЕ РЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРА СТРУКТУРА ИНТЕГРАТИВНОГО ТИПА / ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION SYSTEM / LIFELONG EDUCATION / INNOVATIVE INFRASTRUCTURE OF THE INTEGRATIVE TYPE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кудряшова Ирина Анатольевна, Колеватова Анастасия Владленовна

В статье обоснована роль системы допол нительного профессионального образования как института инновационной инфраструктуры интегративного типа для получения конкурент ных преимуществ на рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кудряшова Ирина Анатольевна, Колеватова Анастасия Владленовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The additional professional education as an institute of the innovative infrastructure of the integrative type

In the article the role of the additional professional education system as an institute of the innovative infrastructure of the integrative type for obtaining competitive advantages in labour market is proved.

Текст научной работы на тему «Дополнительное профессиональное образование как институт инновационной инфраструктуры интегративного типа»

Строка «Относительное значение» несет в себе ту же самую информацию, но в удобном виде для сравнения характеристик областей знаний между собой. В нее заносятся величины, имеющие размерность процента. Они рассчитаны по следующей формуле:

НГ=-=Н-^ 100% , (6)

]=1

гдеМ— общее число характеристик областей знаний, за исключением высокоприоритетных.

Относительное значение представляет собой вклад смещения характеристики (области знаний) в общее увеличение выполнения требований потребителей, наступающее при изменении величин всех характеристик областей знаний.

Исследование показало, что наибольшее количество часов необходимо отвести на дисциплину «Ведение кадрового делопроизводства» и затем в порядке убывания — «Основные

правила работы с документами», «Современное законодательное и нормативно-методическое регулирование документационного обеспечения управления», «Правила делового этикета и протокола», «Документирование деятельности организаций», «Информационные технологии работы с документами». Кроме того, исследование помогло сформулировать компетенции, которыми должны обладать выпускники дополнительной профессиональной программы, основанные на голосе потребителя.

Таким образом, опираясь на принципы менеджмента качества, где главным является удовлетворение требований потребителей, качество оказания образовательной услуги закладывается при планировании учебного процесса, а начинается процесс при формировании содержания и структуры дополнительных профессиональных программ.

1. Брагин Ю. В., Корольков В. Ф. Путь проектирование и производство продукции исходя из ожиданий потребителей. — Ярославль : Негосударственное некоммерческое образовательное учреждение «Центр качества», 2003. — 240 с.

УДК/UDC 377:378 И. А. Кудряшова, А. В. Колеватова

I. Kudryashova, A. Kolevatova

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ИНСТИТУТ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ИНТЕГРАТИВНОГО ТИПА

THE ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION AS AN INSTITUTE OF THE INNOVATIVE INFRASTRUCTURE OF THE INTEGRATIVE TYPE

В статье обоснована роль системы дополнительного профессионального образования как института инновационной инфраструктуры интегративного типа для получения конкурентных преимуществ на рынке труда.

In the article the role of the additional professional education system as an institute of the innovative infrastructure of the integrative type for obtaining competitive advantages in labour market is proved.

Ключевые слова: система дополнительного профессионального образования, непрерывное образование, инновационная инфраструктура интегративного типа.

Keywords: additional professional education system, lifelong education, innovative infrastructure of the integrative type.

Современная ситуация на рынке труда России и мира стимулирует спрос на образовательные услуги. Повышение интереса к системе дополнительного профессионального образования в посткризисный период главным образом наблюдается со стороны тех людей, которые уже имеют базовое высшее образование, обладают определенной специализацией в конкретной отрасли, но с целью сохранения своего рабочего места, дальнейшего продви-

жения по карьерной лестнице или поиска новой работы вынуждены повышать свой профессиональный уровень.

Рынок дополнительных образовательных услуг предлагает те услуги, которые позволяют решить проблемы трудоустройства населения с точки зрения повышения их профессионального и образовательного уровней. Более того, в современных условиях актуальны процессы непрерывного профессионального образования, которые адаптированы к новым социально-экономическим условиям и направлены на совершенствование знаний, навыков и умений человека на протяжении всей его жизни, главными факторами которой являются личная мотивация и различные образовательные ресурсы [1].

Обучение персонала становится важнейшей задачей предприятий наряду с выпуском продукции, изучением рынка, планированием и воспринимается как необходимое условие их выживания. Происходит перемещение функции подготовки специалистов из сферы высшего образования в сферу производства и сферу занятости, создание непосредственно на предприятиях или под их эгидой служб по непрерывному обучению персонала.

В современных условиях подготовки специалистов активизируются интеграционные процессы, обеспечивающие синергетический эффект за счет координации усилий государства, бизнеса, науки, промышленности и образования. Наука и образование как специализированные области деятельности без взаимной интеграции и тесного взаимодействия между собой, а также с реальным сектором экономики теряют дееспособность и становятся все менее конкурентоспособными.

Из трех сфер — партнеров по интеграции — именно образование рассматривается как ключевое звено влияния на процесс интеграции на государственном уровне. Поэтому центральной фигурой названного процесса в сфере науки, образования и производства должны выступать вузы.

Современные тенденции развития процесса непрерывного профессионального образования ориентированы на формирование инновационного поведения человека, повышение уровня его компетенций в профессиональных вопросах. Кроме того, весьма важным фактором формирования современного рынка труда в России и ее территориальных образованиях является эффективное функционирование образовательных институтов, позволяющих оптимальным образом учитывать актуальные тенденции развития

локального бизнеса и региональные особенности движения трудовых ресурсов в субъектах РФ.

Примером такой организации может служить созданный более 10 лет назад и успешно функционирующий в Кемеровском институте (филиале) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г В. Плеханова» (далее — Институт) Центр дополнительного профессионального образования (ЦДПО), реализующий образовательные услуги по 50 различным программам дополнительного профессионального образования и представляющий своего рода экспериментальную площадку для продвижения новых образовательных технологий и инновационных подходов при обучении и переподготовке специалистов, занятых в сфере бизнеса.

Центр успешно решает задачи обновления знаний в области экономики, управления персоналом, маркетинга, совершенствования деловых качеств подготовки кадров к выполнению новых трудовых функций. Слушателями ЦДПО выступают не только и не столько научно-педагогические работники и сотрудники вузов, но и работники торговых и промышленных компаний Кемеровской области, студенты Института, нацеленные на повышение квалификации и профессиональную переподготовку.

По нашему мнению, такие структуры, как ЦДПО, в региональных и национальных вузах можно отнести к институтам инновационной инфраструктуры, обеспечивающим интеграцию:

— различных уровней образования,

— образования и науки,

— образования и инноваций,

— образования и профессиональных сообществ.

Интеграция различных уровней образования в системе дополнительного профессионального образования, в том числе в Институте, способствует созданию открытой многоуровневой системы непрерывной подготовки кадров с возможностью присоединения к ней на любом образовательном уровне. Благодаря такой форме работы ЦДПО студенты имеют право получить дополнительное образование по выбранной ими программе дополнительного профессионального образования: «Менеджмент в сфере туристской деятельности», «Управление персоналом», «Специалист по кадрам», «Логистика в коммерческом предприятии», «Бухгалтерский учет в коммерческих организациях» и т. д. Курсы проводятся в вечернее время без отрыва от основной образовательной деятельности в вузе. Таким образом, студенты на основе компетентностного и междисциплинарного подходов широко ис-

пользуют свое право по завершении обучения в вузе получить несколько документов об образовании, что впоследствии поможет при трудоустройстве, позволит реализовать диверсифицированную бизнес-модель и, следовательно, снизить уровень безработицы среди молодежи. Это способствует реализации важнейшей миссии Института, состоящей в качественной опережающей подготовке специалистов, способных созидать экономику, основанную на знаниях, активно влиять на инновационное социально-экономическое и духовное развитие Кузбасса, а также эффективно функционировать в изменяющихся условиях внешней среды.

Интеграция образования и науки предопределяет повышение доступности образования для жителей всех муниципальных образований области за счет развития информационных технологий, дистанционного образования, открытия центров профессиональной переподготовки и повышения квалификации в городах и районах области, маркетинговых исследований рынков, участия в разработке и реализации региональной целевой программы по развитию потребительского рынка, участия в программах подготовки и переподготовки работников органов государственного управления; создает новые возможности для усиления позиций вуза на рынке образовательных услуг.

Интеграция образования и инноваций подтверждается созданием инновационных бизнес-структур с непосредственным привлечением обучающихся, педагогов-исследователей и внешних партнеров; развитием системы непрерывного улучшения и инноваций образовательных технологий и средств обучения. Для осуществления инновационной деятельности в филиале сформированы и функционируют новые типы бизнес-структур, способствующие системному формированию у молодежи индивидуальных траекторий, интеллектуальных самоорганизующих, коммуникативных начал и позволяющие успешно организовывать деятельность в широком социальном, экономическом и культурном контекстах. В вузе тесно взаимодействуют с ЦДПО 4 научно-образовательных центра (НОЦ) («Центр мониторинга инновационного развития», «Внедрение молодежных инноваций» — на базе ОАО «Кузбасский технопарк», «Корпоративная юриспруденция» — на базе Городского бизнес-инкубатора Муниципального некоммерческого фонда поддержки малого предпринимательства г. Кемерово, «Центр комплексных исследований проблем экономики Кузбасса в условиях вступления в ВТО»).

На усиление взаимодействия образования и профессиональных сообществ направлено формирование эффективных схем взаимодействия вуза с бизнесом, органами власти и управления, а также развитие партнерских отношений с признанными региональными, национальными и зарубежными научными центрами, способствующими продвижению инноваций в реальный сектор экономики. Об этом свидетельствует развитая система государственно-частного партнерства с более чем 160 предприятиями и организациями Кемеровской области, органами государственной власти и местного самоуправления (ЗАО ХК «Сибирский Деловой Союз», ОАО «КОКС», ИП КХ Волкова А. П., ОАО «Кузбасский технопарк», Генеральное соглашение с ОАО «Сбербанк России», ООО «Сельскохозяйственная холдинговая компания», ООО «Кузбасстестэксперти-за», ООО «Метро Кэш энд Керри», ООО «Строительная компания «Олимп», ООО «Продукты» «Супермаркет «Континент вкуса», ООО ИТ «Респект Групп», Кемеровский областной суд, Управление Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Кемеровской области и т. п.). Активное взаимодействие государственно-частных партнеров позволяет, с одной стороны, расширять круг организаций, получающих право участвовать в программах дополнительного профессионального образования, обучая целевую аудиторию и своих сотрудников с учетом индивидуальных запросов этих предприятий и граждан, отвечающих потребностям регионального рынка труда, а с другой — предоставляется возможность общественно-профессиональной аккредитации вузовских образовательных программ со стороны бизнес-сообщества.

Таким образом, дополнительное профессиональное образование в современных условиях приобретает статус важнейшего института интегративного типа для получения конкурентных преимуществ на рынке труда, значение которого заключается:

• в формировании научно-инновационного и образовательного интегрированного пространства на основе территориально-отраслевого партнерства с целью содействия устойчивому развитию региональной и национальной экономики за счет развития технологий, внедрения инноваций, повышения эффективности использования ресурсов, роста уровня профессионализма работников;

• активизации интеграционных процессов в развитии дополнительного профессиональ-

ного образования, которая обеспечивает положительный синергетический эффект за счет близости потребителей и производителей образовательных услуг, сетевых эффектов и диффузии знаний и умений, позволяющих «стирать границы» между секторами и видами деятельности и рассматривающих их во взаимосвязи, прежде всего на уровне региона;

• реализации модели непрерывного профессионального образования, что обеспечивает каждому человеку возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста, а также диверсификации видов, направлений и форм профессионального развития путем обучения по модульным образовательным программам с использованием новых образовательных технологий (в том числе технологий «открытого образования», интерак-

тивных форм обучения в режиме он-лайн, проектных и других методов, предусматривающих увеличение роли самостоятельного обучения), развития тьюторской поддержки и т. д.

• ЦДПО в настоящее время выступает центром подготовки высококвалифицированных специалистов, накопления и расширенного воспроизводства идей, знаний, новых интеллектуальных и научных технологий, способных влиять на развитие экономики региона во взаимосвязи и взаимодействии с органами власти, бизнес-сообществом, заинтересованными деловыми и общественными кругами.

1. Татарникова А. А. Дополнительное профессиональное образование как составная часть непрерывного профессионального образования // Вестник Томского государственного университета. — 2007. — № 299. — С. 144-149.

УДК/UDC 378:005(571.17) Н. М. Анферова

N. Anferova

НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ КУЗБАССА В КУЗБАССКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ИМЕНИ Т. Ф. ГОРБАЧЕВА

NEW DIRECTIONS IN MANAGEMENT STAFF TRAINING FOR ECONOMY OF KUZBASS IN KUZBASS STATE TECHNICAL UNIVERSITY N. A. T. F. GORBACHEV

В статье рассмотрены изменения в отраслевом составе слушателей Президентской программы КузГТУ за 1998-2014 гг. Показаны различия между компетентностным и проект-но-ориентированным подходами в профессиональной переподготовке слушателей программы. Дана оценка Президентской программы КузГТУ слушателями.

The article considers the changes among participants of the President's program of Kuzbass state technical university from the period of 1998 up to 2014. The changes between the competence and project-oriented approaches to the professional development of learners are shown. The evaluation of the program by participants is given.

Ключевые слова: Президентская программа, отраслевой состав слушателей, ком-

петентностный подход, проектно-ориентиро-ванный подход, реальные проекты, ожидание слушателей, умения.

Keywords: the President's Program, branch components of learners, competence and project-oriented approaches, real projects, skills.

В 1997 г. по инициативе Президента Российской Федерации стартовала Программа подготовки управленческих кадров народного хозяйства Российской Федерации (далее — Программа). Кузбасский государственный технический университет одним из первых выиграл конкурс на подготовку управленческих кадров и с 1998 г ведет подготовку специалистов по направлению «Менеджмент». Миссия Программы — удовлетворение потребностей в высококвалифицированных управленческих

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.