ного образования, которая обеспечивает положительный синергетический эффект за счет близости потребителей и производителей образовательных услуг, сетевых эффектов и диффузии знаний и умений, позволяющих «стирать границы» между секторами и видами деятельности и рассматривающих их во взаимосвязи, прежде всего на уровне региона;
• реализации модели непрерывного профессионального образования, что обеспечивает каждому человеку возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста, а также диверсификации видов, направлений и форм профессионального развития путем обучения по модульным образовательным программам с использованием новых образовательных технологий (в том числе технологий «открытого образования», интерак-
тивных форм обучения в режиме он-лайн, проектных и других методов, предусматривающих увеличение роли самостоятельного обучения), развития тьюторской поддержки и т. д.
• ЦДПО в настоящее время выступает центром подготовки высококвалифицированных специалистов, накопления и расширенного воспроизводства идей, знаний, новых интеллектуальных и научных технологий, способных влиять на развитие экономики региона во взаимосвязи и взаимодействии с органами власти, бизнес-сообществом, заинтересованными деловыми и общественными кругами.
1. Татарникова А. А. Дополнительное профессиональное образование как составная часть непрерывного профессионального образования // Вестник Томского государственного университета. — 2007. — № 299. — С. 144-149.
УДК/UDC 378:005(571.17) Н. М. Анферова
N. Anferova
НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ КУЗБАССА В КУЗБАССКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ИМЕНИ Т. Ф. ГОРБАЧЕВА
NEW DIRECTIONS IN MANAGEMENT STAFF TRAINING FOR ECONOMY OF KUZBASS IN KUZBASS STATE TECHNICAL UNIVERSITY N. A. T. F. GORBACHEV
В статье рассмотрены изменения в отраслевом составе слушателей Президентской программы КузГТУ за 1998-2014 гг. Показаны различия между компетентностным и проект-но-ориентированным подходами в профессиональной переподготовке слушателей программы. Дана оценка Президентской программы КузГТУ слушателями.
The article considers the changes among participants of the President's program of Kuzbass state technical university from the period of 1998 up to 2014. The changes between the competence and project-oriented approaches to the professional development of learners are shown. The evaluation of the program by participants is given.
Ключевые слова: Президентская программа, отраслевой состав слушателей, ком-
петентностный подход, проектно-ориентиро-ванный подход, реальные проекты, ожидание слушателей, умения.
Keywords: the President's Program, branch components of learners, competence and project-oriented approaches, real projects, skills.
В 1997 г. по инициативе Президента Российской Федерации стартовала Программа подготовки управленческих кадров народного хозяйства Российской Федерации (далее — Программа). Кузбасский государственный технический университет одним из первых выиграл конкурс на подготовку управленческих кадров и с 1998 г ведет подготовку специалистов по направлению «Менеджмент». Миссия Программы — удовлетворение потребностей в высококвалифицированных управленческих
кадрах организаций региона, крупного, среднего и малого бизнеса.
С 1998 по 2014 г в КузГТУ подготовлено 959 специалистов. До 2010 г отраслевой состав слушателей являлся традиционным для Кузбасского региона — 29 % — угольная промышленность, 31 % — средний и малый бизнес, 5 % — машиностроение, 11% — строительство, 7 % — химическая, 4 % — металлургическая и 13 % — другие отрасли народного хозяйства. Большинство слушателей Программы — это были представители крупного бизнеса. При этом, если в первые годы реализации Программы из числа слушателей руководители институционального уровня составляли в среднем 23 %, управленческого — 55 %, технического — 22 %, то в последние годы руководители высшего звена составляют 17 %, среднего — 73 %, низшего — 10 %. Это свидетельствует о том, что направляющие предприятия заинтересованы в подготовке молодых перспективных управленцев среднего звена, поскольку именно они составляют кадровый резерв организации и региона.
С 2010 г. происходят существенные изменения в составе слушателей Президентской программы, профессиональная переподготовка началась среди работников медицинских и образовательных учреждений. В 2013/14 г. работники социальной сферы: образование, медицина — составляли по 30 % от общего числа обучающихся в Президентской программе, а специалисты угольной отрасли — только 14 %.
Большинство слушателей Программы не имеют специального образования в области управления (около 68 %) и испытывают, по их мнению, дефицит знаний в сфере управления, маркетинга, психологии, поэтому на преподавание именно этих дисциплин сделан акцент в Программе подготовки.
Обучение в рамках Программы направлено на формирование у слушателей системы знаний, умений и компетенций в области экономики, управления организациями, финансового менеджмента, маркетинга, управления персоналом, психологического менеджмента, делового общения, организационного поведения, инновационного поведения, системы менеджмента качества и т. п. Она (эта система) позволит менеджерам принимать управленческие решения в контексте современных требований рынка, участвовать в инновационной деятельности, применять систему менеджмента качества в реальных условиях действующего предприятия, формировать политику
предприятия по тем или иным направлениям, успешно осуществлять психологическую функцию менеджмента и т. п.
Составной частью Программы является подготовка слушателей по иностранному языку, направленная на формирование и развитие у них коммуникативной компетенции, необходимой при общении за рубежом на профессиональном уровне. Слушатели КузГТУ успешно проходят собеседования с национальными инвесторами, и каждый третий стажируется на предприятиях Германии, Франции, Японии, Голландии, Финляндии, Италии, Испании.
С 2007 г. Федеральная комиссия по подготовке управленческих кадров сделала акцент на формирование профессиональных компетенций менеджеров. Первые шаги по реализации компетентностного подхода в подготовке менеджеров были сделаны в Кузбасском государственном техническом университете еще в 2003 г.; работы в этом направлении продолжаются и в настоящее время. Была разработана модель компетенций менеджера, и изучаемые дисциплины адаптированы к ключевым компетенциям менеджера. В связи с этим была изменена структура Программы, существенно сократилось количество лекционных часов, соответственно увеличилось количество практических занятий. В работе со слушателями преподаватели стали делать акцент на интерактивные методы обучения: видеотренинги, деловые и ролевые игры, проблемные ситуации, разработанные на примерах предприятий нашего региона, — что приблизило обучение к реальности и помогает формировать и развивать ключевые компетенции менеджеров в интерактивном режиме.
В 2007 г. Министерство экономического развития Российской Федерации изменило формат подготовки управленческих кадров. Были выделены проектно-ориентированный (тип А) и компетентностный (тип В) подходы к Программе, отличающиеся тем, что если в компетентностном подходе упор делается на формирование у слушателей знаний, умений и компетенций в сфере управления предприятием, то проектно-ориентированный подход ориентирует слушателя на разработку и обоснование решений реальных проектов. Кузбасский государственный технический университет ведет подготовку специалистов как по программе компетентностного подхода «Менеджмент тип В», так и по проектно-ориен-тированной программе «Менеджмент тип А».
Профессорско-преподавательский состав Программы является высококвалифицированным, доля докторов и кандидатов наук составляет 85 %. Большинство преподавателей Программы (58 %) имеют опыт работы в качестве бизнес-консультантов, 33 % преподавателей работают в реально функционирующих компаниях. 65 % преподавателей приняли участие в программах повышения квалификации за рубежом.
Особой ценностью обучения по Президентской программе является работа над проектами. Слушатели проектно-ориентирован-ной программы «Менеджмент тип А» набора 2010/11 уч. г. разрабатывали и предлагали для реализации реальные проекты для отраслей промышленности, такие как: «Построение бизнес-модели предприятия для автоматизации процессов планирования, контроля и анализа бизнеса на примере ОАО «ХК «СДС-Уголь», «Передача на аутсорсинг функций по обслуживанию информационно-технологической инфраструктуры ОАО «Кузбассэнерго» с созданием внутренней службы Заказчика ИТ-услуг», «Разработка проекта внедрения автоматизированной системы управления в ООО «РК КЭМОНТ» с целью повышения эффективности проектирования».
С 2012 г. работники социальной сферы решали несвойственные им задачи. Были разработаны и реализованы такие проекты: «Внедрение стратегического управления в деятельность учреждения здравоохранения на примере Кемеровской клинической областной больницы», «Разработка и проект внедрения информационных технологий в лечебном учреждении на примере МБУЗ «Клиническая поликлиника № 5», «Современные подходы к управлению качеством медицинских услуг
на основе процессного подхода в условиях ортопедического отделения МБУЗ «ГКБ № 3», «Организация продвижения образовательных услуг муниципальной школы».
В работе над проектами слушатели использовали современные методы и инструменты стратегического управления: методы мозгового штурма, кластерной группировки, экспертные методы, системного анализа, анализа временных рядов, причинно-следственные диаграммы.
По окончании обучения проводится анонимное анкетирование слушателей для того, чтобы узнать оправдались ли их ожидания. Ответы слушателей были тщательно проанализированы. Большинство слушателей (68 %) ответили, что их ожидания оправдались. Другая часть слушателей (32 %) ответила, что их ожидания оправдались частично. Они считают, что сказать о том, оправдались ли ожидания полностью, можно только спустя некоторое время после окончания Программы.
Проанализировав ответы слушателей на вопрос: «Помогла ли Программа в формировании тех умений, навыков и личностных качеств, которых Вам не хватало?», можно сделать вывод, что при обучении слушателям удалось сформировать более 70 % умений, навыков и личностных качеств, которых им не хватало. Причем интересным является тот факт, что многие слушатели на момент начала обучения даже не предполагали, что им не хватает некоторых умений. Об этом свидетельствует сравнение данных (в %) по умениям, которые слушатели Программы хотели сформировать и сформировали у себя. Результаты исследования представлены ниже в таблице.
Таблица
Формирование умений у слушателей
Умения Доля слушателей, которые хотели сформировать умения ( %) Доля слушателей, сформировавших умения ( %)
Проводить SWOT анализ предприятия 23 68
Разработка стратегии предприятия (подразделения) 48 77
Осуществление эффективной мотивации персонала 47 81
Оценка конкурентоспособности продукции предприятия 20 43
Разрешать конфликты 25 60
Вести переговоры 23 55
Работать в команде 30 60
Заслуга Программы подготовки управленческих кадров состоит в том, что она заложила основы новой интеллектуальной среды. У слушателей Программы сформировалась потребность в новых профессиональных зна-
ниях, навыках и умениях. Организации народного хозяйства Кемеровской области получили высококвалифицированных специалистов-управленцев. В совокупности все это способствует развитию региона.
УДК/UDC 338:378.09 Л. Ю. Ефремова
L. Efremova
ЗАКУПКИ КАК МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ РЕСУРСНЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ОСНОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСИТЕТА
PURCHASING AS A MECHANISM OF RESOURCE SUPPLY MANAGING OF THE MAIN UNIVERSITY ACTIVITY
В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты управления ресурсным обеспечением основной деятельности университета, а также представлены результаты практической деятельности контрактной службы университета и ее роль в создании эффективной системы ресурсного обеспечения вуза.
The article examines the theoretical and practical aspects of resource supply managing of the main University activity, and it also contains the results of the University contract service practical activity and its role in creating the effective system of the University resource supply.
Ключевые слова: ресурсное обеспечение, механизм управления ресурсным обеспечением основной деятельности университета, контрактная система, контрактная служба, экономический эффект закупки.
Keywords: resource supply, mechanism of resource supply managing of the main University activity, contract system, contract service, economic effect of purchasing.
Одна из основных системных функций университета — экономическая функция, сферой реализации которой является ресурсное обеспечение текущей и перспективной деятельности и повышение ее эффективности. Именно она служит реальной основой выполнения университетом ряда других функций в соответствии с основными направлениями своей деятельности. Исследование процесса закупок как механизма управления ресурсным обеспечением основной деятельности организации
имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение.
Одним из существующих факторов изменения внешней среды деятельности образовательного учреждения является сокращение ресурсов практически по всем видам: снижение количества абитуриентов, профессорско-преподавательского состава (ППС), сокращение финансирования. Все это приводит к конкуренции за ограниченные ресурсы и необходимости разработки более эффективных методов управления вузом. В основе устойчивых конкурентных преимуществ современного университета лежит обеспечение доступа к лучшим ресурсам [5, с. 394].
В закупках для нужд вуза участвуют все структурные подразделения: одни как составители заявок на приобретение товаров, работ и услуг, другие как исполнители. Закупки для нужд вуза необходимо проводить в соответствии с процедурами, установленными законодательством РФ, в рамках выделенных Министерством образования и науки РФ субсидий на выполнение государственного задания, и эффективно управлять этим процессом.
Анализ закупочной деятельности университета до 2014 г. выявил не только положительный эффект от проведенных торгов, но и вскрыл ряд существенных проблем, которые часто приводили к сбою в работе университета.
После вступления в силу Федерального закона № 44-Фз [4] с целью повышения экономической эффективности и экономии бюджетных средств было принято решение объединить отдел организации государственных