ПРЕЗИДЕНТСКАЯ ПРОГРАММА КАК ДРАЙВЕР В ПОДГОТОВКЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ
С.П. Балашова, канд. экон. наук, доцент Алтайский государственный университет (Россия, г. Барнаул)
Аннотация. Современные условия экономического развития потребовали новых, современных руководителей, способных принимать грамотные решения по управлению предприятиями в новых экономических условиях. Президентская программа стала одним из тех ориентиров, к которым стремятся практически все молодые, талантливые люди. Не только через знания, но и через практический опыт достигается понимание собственных возможностей и раскрытие своего потенциала.
Ключевые слова: Президентская программа, управленческие кадры, управление развитием организации, менеджмент, проекты.
Президентская программа подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации реализуется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 июля 1997 года № 774 «О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации».
Реализацию Государственного плана подготовки управленческих кадров (далее Президентская программа) в крае обеспечивает Алтайская региональная комиссия, объединив в своем составе организационную структуру по его выполнению: органы исполнительной власти, КГБУ «Алтайский региональный ресурсный центр», образовательные учреждения, участвующие в реализации Программы, бизнес-объединения, предприятия (организации) края, Объединение выпускников Программы.
В 2017 году Президентская программа в России празднует свой юбилей. На протяжении вот уже 20 лет Государственный план подготовки управленческих кадров преследует свою стратегическую цель -содействие развитию управления предприятиями для повышения их конкурентоспособности и эффективности.
В Алтайском государственном университете накоплен положительный опыт и компетенции в реализации Президентской программы по направлению «Стратегический менеджмент и управление развитием». За 9 лет реализации Президентской
программы в университете прошли обучение более 250 руководителей и специалистов организаций, ведущих деятельность в сфере производства газо- и электроэнергии, машин и оборудования, техники и запасных частей, древесины, пищевых продуктов, а также в сфере услуг: гостиничный и туристический сервис, здравоохранение, обслуживание систем безопасности и телекоммуникации и др.
Миссия образовательной программы «Стратегический менеджмент и управление развитием»: формирование современного кадрового управленческого потенциала в Алтайском крае и Российской Федерации, способного принимать эффективные управленческие решения в сфере стратегического менеджмента и развития организаций в различных отраслях и на разных уровнях социально-экономической деятельности, включая международные и глобальные рынки.
Миссия отражает сильные стороны Программы посредством следующих воздействий:
- описания смысловых аттракторов в виде компетенций, формируемых и развиваемых Программой, принимать эффективные управленческие решения в сфере стратегического менеджмента и развития организаций в различных отраслях и на разных уровнях социально-экономической деятельности, включая международные и глобальные рынки.
- формирования информационного пространства Программы на основе фокусировки на приоритетах ее реализации;
- сотрудничества в ее реализации со всеми заинтересованными субъектами: Администрацией Алтайского края, направляющими организациями и слушателями, АлтГУ, бизнес-сообществом в деле формирования современного кадрового управленческого потенциала в Алтайском крае и Российской Федерации.
Стратегическая цель программы - подготовка высококвалифицированных управленческих кадров высшего и среднего звена, владеющих современным компетенциями стратегического менеджмента и управления развитием в целях долгосрочного и устойчивого повышения эффективности и конкурентоспособности организаций Алтайского края и Российской Федерации.
Соответствие Программы целям подготовки управленческих кадров с ориентацией на компетентностный подход проявляется посредством использования в процессе обучения специально
разработанной модели (матрицы) компетенций, включающей в дисциплины учебного плана когнитивные,
функциональные, личностные и этические, которая представляет собой набор взаимосвязанных знаний, умений, навыков и ценностей, необходимых менеджеру для эффективной работы в организации.
Использование компетентностного подхода позволяет сосредоточиться на формировании у слушателей системы эффективных управленческих знаний, умений и навыков в сфере стратегического менеджмента и управления развитием организации на основе изучения достижений современной управленческой мысли и усвоения лучшего зарубежного и отечественного опыта.
Структура учебного плана, содержание дисциплин и подбор профессорско-преподавательского состава построены таким образом, чтобы обеспечить эффективное формирование и развитие компетенций по стратегическому менеджменту и управлению развитием организации в целях удовлетворения заявленных при
первоначальном анкетировании и выявленных в процессе обучения потребностей у слушателей программы.
Большое внимание уделяется вопросам развития практических управленческих навыков и умений, проектной ориентации при подготовке слушателей, а также использованию активных современных технологий обучения в области стратегического менеджмента и управления развитием.
В качестве лекторов и тьютеров выступают ведущие преподаватели, ученые и эксперты-практики в области экономики, менеджмента, финансов, права и психологии, совмещающие опыт реального управления и консалтинга с фундаментальными и прикладными исследованиями и обучением нового поколения эффективных менеджеров. Некоторые из них - это успешные выпускники Президентской программы, хорошо знающие современные проблемы и способы и пути их решения.
Включение приглашенных преподавателей происходит на основе анализа образовательных потребностей слушателей, их пожеланий, корректировки учебных планов и сформированных компетенций.
Совместное проведение занятий преподавателями практиками и преподавателями вузов позволяет повысить эффективность преподнесения материала и оптимизировать учебный процесс, используя преимущества преподавателей разного формата: преподаватель вуза - более эффективное преподнесение теоретического материала, преподаватели практики - представляют практические примеры, реальные ситуации и имитационные задачи.
Представители предприятий и организаций участвуют в проведении занятий по ряду учебных дисциплин образовательной программы. С предприятиями и организациями согласовываются учебные планы, темы выпускных аттестационных работ, проектов.
В рамках Программы акцент сделан на индивидуальное выполнение и защиту проектов, при этом, как правило, все проекты слушателей, направленных одной организацией, являются взаимосвязанными и
комплексно решают проблемы стратегического развития организации.
Администрация программы оказывает содействие в разработке проектов слушателей, которые выполняются в форме выпускной аттестационной работы. С целью оказания содействия в реализации проектов слушателей администрация программы и образовательное учреждение приглашает в состав итоговой аттестационной комиссии, также в качестве присутствующих специалистов предприятий, представителей Администрации края и Союза промышленников Алтая, что способствует продвижению проектов и реализации наиболее перспективных из них.
По окончанию обучения слушателям выдается диплом о профессиональной переподготовке, дающий право на ведение профессиональной деятельности в сфере менеджмента - далеко не единственный положительный результат пройденного обучения. После завершения программы у каждого слушателя есть возможность поучаствовать в стажировках на ведущих российских и зарубежных предприятиях и постпрограммных мероприятиях.
В 2013 году в рамках реализации Президентской программы подготовки управленческих кадров партнером программы, обществом GIZ совместно с КГБУ «Алтайский региональный ресурсный центр» и ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет» проведены отборочные процедуры по прохождению стажировки в Германии.
В 2016 году в состоялся отборочный семинар с национальным координатором японского вклада в Президентскую программу АНО «Японский центр» по теме: «Кайдзен в сфере услуг». Организаторами выступили АНО «Японский центр» (г. Москва), ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет» и КГБУ «Алтайский региональный ресурсный центр». Семинар провел Японский лектор г-н ОКАБЭ Коити, консультант в области управления компании World Business Association. В семинаре приняли слушатели из 9 регионов страны: Кемеровская, Новосибирская, Омская, Московская области, республика Хакасия, Ханты-
Мансийский автономный округ, Красноярский край и г. Москва.
Наиболее значимым мероприятием в рамках реализации Президентской программы для региона в 2015-2016 годах является информационный проект «Грамотный руководитель». Региональный информационный проект «Грамотный руководитель» направлен на популяризацию дополнительного образования. Проект предусматривает информирование потенциальных слушателей Президентской программы подготовки управленческих кадров о возможностях и перспективах, которые открывает образование в дальнейшей работе выпускников и их карьерном росте. В качестве примеров обмена опытом освещаются успешные проекты, работы предприятий и организаций, где трудятся выпускники Президентской программы. За время реализации проект выпущен цикл программ на ТВ и радио, специальная вкладка в газету «Алтайская Правда», создан сайт. Все это позволило охватить максимальную аудиторию.
Одним из важных мероприятий реализуемым на территории региона является Межрегиональный форум участников Президентской программы «Уникальный Алтай». Форум проводится под эгидой Региональной комиссии при поддержке Администрации Алтайского края и успешно реализуется с 2008 года, цель которого: объединение усилий участников Президентской программы для инициирования позитивных изменений в экономике страны, реализации региональных, межрегиональных и международных проектов социально-экономического развития.
В рамках форума проходят научно-практические конференции, семинары, в ходе которых участники обсуждают перспективы развития Президентской программы, вопросы межрегионального и международного взаимодействия. Также организовываются тренинги, мастер-классы по развитию навыков эффективных продаж; коучингу; тайм-менеджменту; бизнес-планированию и многим другим тематикам, которые актуальны в настоящее время для управленцев среднего и высшего звена, собственников бизнеса.
За годы проведения форума (2008, 2010, 2012, 2014 и 2016 годы), участие в нем приняли более 700 человек: представители региональных комиссий, вузов, ресурсных центров и объединений выпускников субъектов Российской Федерации. В целях продвижения успешной управленческой практики, а также содействию выпускникам в реализации разработанных во время обучения проектов, с 2008 года проводятся: ежегодный краевой конкурс «Лучший выпускник Президентской программы» и с 2009 года - краевой конкурс проектов «Лидеры», в которых активное участие принимали выпускники Президентской программы.
В рамках постпрограммной работы с выпускниками Президентской программы кроме сложившейся практики непрерывного дополнительного образования: проведение различных обучающих мероприятий, совместно с КГБУ «Алтайский региональный ресурсный центр» в 2015-2016 годах реализовал новый проект «Клуб «Бизнес-интересов». Став участником клуба, выпускники получали дополнительную возможность для продвижения своих товаров (услуг, идей), налаживанию новых деловых связей, поиске клиентов, партнеров среди выпускников Президентской программы. Одна из бизнес-встреч прошла в ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет». Принимающая сторона - выпускница Президентской программы, руководитель Языкового центра ЮНИКО ТЕМПУС АлтГУ Губернаторова Элина Викторовна.
В целях формирования системы постоянного повышения квалификации для слушателей и выпускников Президентской программы, совместно с КГБУ «Алтайский региональный ресурсный центр» регулярно организуются обучающие семинары, тренинги и мастер-классы, направленные на развитие управленческих компетенций. Данные мероприятия проводятся с привлечением преподавателей ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет» и профессиональных бизнес-тренеров (в том числе из других регионов).
Хотелось бы отметить, что в 2016 году образовательная программа «Стратегиче-
ский менеджмент и управление развитием», реализуемая в Алтайском государственном университете была высоко оценена Национальным аккредитационным Советом делового и управленческого образования, что позволило сделать вывод «о высоком уровне подготовки и реализации программы во всех аспектах деятельности».
Ежегодное анкетирование слушателей и выпускников программы позволяет объективно оценить качество учебного процесса и в соответствии с этим определять направления его совершенствования
Нами определены ключевые направления совершенствования учебного процесса в 2017-2018 гг.:
1. Развитие междисциплинарного и проектного подходов в подготовке управленческих кадров в целях решения стратегических задач на основе программно-целевой методологии (подготовка учебных маркетинговых исследований и проектов, бизнес-планов инвестиционных и инновационных проектов и т.д.), что позволит последовательно и системно формировать профессиональные компетенции слушателей.
2. Развитие технологий игрового подхода для формирования эффективных компетенций и навыков по моделированию решения реальных проблем и стратегических задач повышенной сложности в современной организации (управленческие поединки, ролевые и деловые игры, психологические тренинги, и т.д.).
3. Развитие современных информационных и коммуникационных технологий в целях повышения эффективности и совершенствования менеджмента организаций в соответствии с международными стандартами с использованием современных материально-технических средств и программных продуктов.
4. Проведение открытых лекций. Приглашение в рамках открытых лекций и семинаров на программы подготовки управленческих кадров людей, достигших всеобщего признания и уважения в определенных отраслях и сферах деятельности, что позволит непосредственно передавать лучший современный опыт организации и
управления социально-экономическими процессами.
5. Развитие в подготовке управленческих кадров интеграционных процессов:
- с предприятиями и организациями Алтайского края и Российской Федерации в целях интенсификации обмена накопленным положительным опытом и эффективного выстраивания стратегических контактов и отношений с потенциальными партнерами (выездные мероприятия, экскурсии, выставки, практические семинары и т.д.).
- с государственными и муниципальными учреждениями Алтайского края и Российской Федерации в целях формирования благоприятного инвестиционного климата и институциональных условий взаимодействия власти и бизнеса на всех
Библиографический список
1. Президентская программа подготовки управленческих кадров [Электронный ресурс]: сайт. - Режим доступа: http://www.pprog.ru/
2. Алтайский региональный ресурсный центр [Электронный ресурс]: сайт. - Режим доступа: http://www.altay-rrc.ru/
3. Алтайский государственный университет [Электронный ресурс]: сайт. - Режим доступа: http://www.asu.ru/?/
уровнях управления (круглые столы, консультации, совместные совещания, форумы, открытые заседания, инициативные группы и т.д.).
Таким образом, практическая реализация предложенных направлений, а также консолидация интересов региональных органов власти, бизнеса и ВУЗов, реализующих Президентскую программу, направлена на достижение приоритетов инновационного развития экономики региона и России в целом, посредством реализации проектов выпускников Президентской программы. Можно с уверенностью сказать, что Президентская программа была и остается лучшим образовательным проектом по повышению квалификации управленческих кадров».
PRESIDENTIAL PROGRAM AS A DRIVER IN PREPARATION MANAGERIAL STAFF
S.P. Balashova, candidate of economic sciences, associate professor Altai state university (Russia, Barnaul)
Abstract. Modern conditions of economic development have demanded new, modern managers who are able to make competent decisions on the management of enterprises in the new economic conditions. The presidential program has become one of those landmarks that almost all young, talentedpeople seek. Not only through knowledge, but also through practical experience, an understanding of one's own capabilities and the unfolding of one's potential is achieved.
Keywords: Presidential program, management cadres, management of organization development, management, projects.