Научная статья на тему 'Президентская программа подготовки управленческих кадров: проблемы и пути решения'

Президентская программа подготовки управленческих кадров: проблемы и пути решения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
205
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ РЕГИОНА В СФЕРЕ "МЕНЕДЖМЕНТ" / LABOR MARKET / ADDITIONAL VOCATIONAL TRAINING OF MANAGERIAL STAFF IN THE REGION IN THE FIELD OF "MANAGEMENT"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панина Татьяна Семеновна, Грентикова Инна Геннадьевна, Веремеенко Анжелика Владимировна

В статье представлен опыт Кемеровской области по подготовке управленческих кадров для народного хозяйства РФ, что является одним из решающих факторов формирования эффективного регионального рынка труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панина Татьяна Семеновна, Грентикова Инна Геннадьевна, Веремеенко Анжелика Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRESIDENTIAL PROGRAM MANAGEMENT TRAINING: PROBLEMS AND SOLUTIONS

The article describes the experience of the Kemerovo Region for management training for national economy of the Russian Federation, which is one of the decisive factors in the formation of effective regional labor market.

Текст научной работы на тему «Президентская программа подготовки управленческих кадров: проблемы и пути решения»

внедряет новые модели профессионального образования, в том числе получение второй профессии, создание многофункциональных центров прикладных квалификаций, специализированного центра компетенций WoгldSkills, «Автоцентр», решающие вопросы подготовки, переподготовки и повышения квалификации по разным направлениям. Кроме того, расширяется перечень образовательных программ среднего профессионального образования.

Для определения профессиональных намерений выпускников учреждений Республики Саха (Якутия) нами проведено анкетирование, в котором приняли участие 211 респондентов. В результате опроса выявлены установки на труд и карьерное продвижение. Так, для учащихся важно в трудовой деятельности: найти высокооплачиваемую работу, устроиться на работу в перспективную организацию, фирму, предприятие; получить высшее образование, возможность профессионального роста и др. Среди факторов, препятствующих успеху, обучающиеся отмечают: лень, отсутствие профессионального опыта, неуверенность, теоретический характер знаний, «проволочки при организации своего дела» и т. д. Весьма интересно мнение работодателей, 87 % из которых предъявляют требования к личностным качествам выпускников учреждений профессионального образования (ответственность, коммуникабельность, инициативность и т. д.); 53 % — отметили, что нужен опыт и практиче-

ские знания, 41 % — широкий кругозор, знания в различных областях и 36 % работодателей ценят теоретическую подготовку. Примечательно, что предприятия и производственные организации никаких специфических требований к выпускникам не предъявляют — достаточно диплома и хотя бы среднего уровня знаний по специальности. Только 4 % работодателей отметили в качестве обязательного требования диплом с отличием.

Республика Саха (Якутия) поддерживает государственную политику, проводимую Министерством образования и науки РФ, и определяет новый вектор своего обновления с учетом территориально-климатических особенностей и специфики социально-экономического развития региона. Общий объем и структура профессионального образования включают подготовку кадров внутри Республики Саха (Якутия) и за ее пределами.

1. Глушко Д. Е. Профессиональное образование: новые стратегические ориентиры — новый вектор развития // Профессиональное образование Якутии. 2015. № 2 (28). С. 11-19.

2. Прогноз потребности в кадрах со средним профессиональным образованием в Арктической зоне Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) на 201 52020 годы» [Электронный ресурс]. URL: http://artic. labounmanket.ru.

3. Региональный подход к организации профессиональной ориентации учащейся молодежи : коллективная мо-ногр. / под ред. С. В. Паниной, Т. А. Макаренко. Киров : МЦНИП, 2014. 189 с.

УДК/UDC 378.147:35.08 Т. С. Панина, И. Г. Грентикова, А. В. Веремеенко

T. Panina, I. Grentikova, A. Veremeyenko

ПРЕЗИДЕНТСКАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ:

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

PRESIDENTIAL PROGRAM MANAGEMENT TRAINING: PROBLEMS AND SOLUTIONS

В статье представлен опыт Кемеровской national economy of the Russian Federation,

области по подготовке управленческих кадров which is one of the decisive factors in the

для народного хозяйства РФ, что является од- formation of effective regional labor market. ним из решающих факторов формирования Ключевые слова: рынок труда, допол-

эффективного регионального рынка труда. нительное профессиональное образование

The article describes the experience of the управленческих кадров региона в сфере «Ме-Kemerovo Region for management training for неджмент».

Keywords: labor market, additional vocational training of managerial staff in the region in the field of «Management».

В рамках реализации Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации в Кемеровской области с 1997 г успешно осуществляется Президентская программа, которая является одним из действующих инструментов правительства Российской Федерации в сфере экономических реформ и нацелена на подготовку высококвалифицированных специалистов.

Результативность программы, отмеченная и президентом, и правительством Российской Федерации, проявляется в сфере развития человеческого капитала, формировании эффективного рынка труда, реформировании организаций, развитии спроса и предложения на услуги в области профессиональной переподготовки кадров.

Среди основных задач в рамках реализации Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации обозначены:

— создание кадрового управленческого резерва для российских организаций;

— подготовка управленческих кадров для социальной сферы и инновационных видов экономической деятельности;

— повышение качества управления организациями и эффективности использования управленческих кадров в приоритетных направлениях развития экономики России;

— поддержка внедрения проектов развития в организациях;

— содействие интеграции России, включая субъекты федерации, в мировую экономику путем подготовки специалистов, способных активно участвовать в данном процессе;

— введение единой системы оценки профессиональной компетентности специалистов, проходящих подготовку в рамках Государственного плана;

— совершенствование деятельности российских образовательных учреждений, занимающихся подготовкой управленческих кадров;

— содействие распространению апробированных успешных методик обучения менеджеров среди российских образовательных учреждений, занимающихся подготовкой управленческих кадров.

Важнейшими участниками процесса реализации Президентской программы в Кемеровской области являются: администрация Кемеровской области, Кемеровская региональная комиссия по организации подготовки управленческих кадров, Кемеровский региональный ресурсный центр, а также Кузбасский государственный технический университет и Кемеровский государственный университет, на базе которых осуществляется непосредственно обучение по базовым образовательным программам типа «В» («Менеджмент»; «Финансы», специализация «Финансовый менеджмент», «Маркетинг») и проектно-ори-ентированной программе типа «А» («Менеджмент»).

Федеральным ресурсным центром работа всех участников процесса реализации Президентской программы в Кемеровской области была признана эффективной, что обусловило факт увеличения региональной квоты слушателей в федеральной программе в среднем до 130 человек в учебном году.

Обучение специалистов финансируется из трех источников: 34 % оплачивает организация, которая направляет специалиста на обучение, 33 % поступает из регионального бюджета и 33 % из федерального бюджета.

За последние шесть лет из бюджета Кемеровской области на финансирование обучения по программе было направлено 16,7 млн руб. Так, в 2010 г из регионального бюджета поступило 1,5 млн руб., а в 2015 г — 3,7 млн руб.

Количество слушателей, успешно завершивших обучение по Президентской программе, с 2009/10 учебного года по 2014/15 составило 754 человека, в частности, в 2009/10 учебном году окончили обучение 93 человека, в 2010/11 — 132, в 2011/12 — 122, в 2012/13 — 133, в 2013/14 — 130, в 2014/15 — 144 человека.

Среди всех защищенных слушателями аттестационных работ высока доля работ, признанных членами итоговых аттестационных комиссий наиболее значимыми для региональной экономики, в частности, в 2009/10 учебном году эта доля составляла 28 %, в 2010/11 — 12 %, в 2011/12 — 33 %, в 2012/13 — 15 %, в 2013/14 — 12 %, в 2014/15 — 15 %.

Президентская программа ориентирована на потребности конкретного бизнеса Кемеровской области, поэтому Кузбасский государственный технический университет и Кемеровский государственный университет

создали образовательную среду, способствующую развитию каждого слушателя программы как лидера, ответственного руководителя, обладающего стратегическим мышлением, широким кругозором, авторитетом в бизнес-сообществе, опытом реализации проектов.

Из 754 человек, завершивших обучение по программе с 2009/10 учебного года по 2014/15 332 человека (или 44 % от числа завершивших обучение) осуществили карьерный рост: в 2009/10 учебном году — 75 человек (81%), в 2010/11 — 63 человека (48 %), в 2011/12 — 39 человек (32 %), в 2012/13 — 111 человек (83 %), в 2013/14 — 13 человек (10 %), в 2014/15 — 31 человек (22 %).

Прохождение зарубежной стажировки позволяет слушателям Президентской программы приобрести международный опыт, расширить профессиональные и культурные компетенции, установить прямые экономические контакты с иностранными компаниями, что, в свою очередь, способствует расширению делового общения между Кемеровской областью как субъектом Российской Федерации и экономически развитыми государствами.

В программе принимают участие такие страны, как Германия, Великобритания, Япония, Франция, США, Италия, Греция, Финляндия, Швеция, Канада, Австрия, Дания, Нидерланды, Португалия, Испания, Китай, Республика Корея, Сингапур.

Количество выпускников Президентской программы, прошедших зарубежную стажировку за период с 1997 по 2015 г, составило 591 человек, из них 313 человек (или 53 %] прошли стажировку в Германии, 98 (17 %) — в Великобритании, 37 (6 %) — в Японии, 24 (4 %) — во Франции, 15 (3 %) — в США, 24 (4 %) — в Финляндии, 21 (3,5 %) — в Нидерландах.

За последние шесть лет прошли стажировку в Германии 167 человек, в Великобритании — 2, в Японии — 19, во Франции — 10, в США — 7, в Финляндии — 21, в Нидерландах — 20, в Испании — 6, в Австрии — 6, Португалии — 3, Норвегии — 2, в Китае — 3, в Сингапуре — 2, в Республике Корея — 1.

В программе появились принципиально новые виды зарубежной стажировки для первых руководителей организаций, предусматривающей участие одновременно нескольких государств, например Австрия — Германия — Франция — Швейцария — Лихтенштейн. Дан-

ную зарубежную стажировку в 2010 г прошли 4 человека.

Президентская программа в Кемеровской области постоянно развивается, старается соответствовать вызовам времени и новым социально-экономическим условиям. На начальном этапе реализации программы основной целью являлось обучение как можно большего количества российских менеджеров за рубежом. В настоящее время перед участниками процесса реализации Президентской программы в Кемеровской области стоит иная задача — помочь специалистам реализовать их проекты. Эффективность Президентской программы в регионе в целом оценивается именно по эффективности реализации проектов выпускников программы.

Большая часть выпускников Президентской программы реализовали проекты, разработанные в период обучения и стажировки, многие из которых носят инновационный характер, отличаются отраслевой спецификой и уровнем решаемых управленческих проблем.

Среди крупных значимых для региональной экономики проектов, реализуемых при непосредственной поддержке заместителя губернатора по экономике и региональному развитию, необходимо отметить проект «Строительство в Кемеровской области завода по производству стерильных растворов в г. Юрге», разработанный Федором Горбуновым, выпускником 2012/13 уч. г. (программа «Маркетинг»).

Значимый для крупной региональной компании «КЕМ-ОЙЛ» проект «Построение эффективной системы риск-менеджмента организации» был выполнен и реализован выпускницей 2013/14 уч. г. (программа «Финансы», специализация «Финансовый менеджмент») Натальей Решетниковой.

Социально значимый проект «Создание студенческих мастерских на базе ООО «НПЦ ГМИК» был разработан и реализован выпускником 2014/15 уч. г. (программа «Менеджмент», тип «А) Даниилом Ольховиковым.

При всей значимости Президентской программы для региона, успешности и эффективности ее реализации существуют и отдельные проблемы, требующие решения. Одной из таких проблем является неоднородность слушателей по базовым знаниям и экономической сфере деятельности. Данная тенденция наблюдается на протяжении всего последнего десятилетия.

Среди видов экономической деятельности, в которых заняты организации, направляющие на обучение слушателей, выделяются: добыча полезных ископаемых, здравоохранение и предоставление социальных услуг, информационные системы и компьютерные технологии, образование, операции с недвижимым имуществом, оптовая и розничная торговля, предоставление коммунальных услуг, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, строительство, транспорт и связь, финансовая деятельность, химическое производство, производство пищевых продуктов, научные исследования и разработки. Соответственно, специалисты имели и разное профильное образование: техническое, экономическое, гуманитарное, медицинское.

Традиционно среди рекомендованных на обучение в 2011/12-2015/16 учебных годах наибольший удельный вес занимали специалисты, работающие в сфере добычи полезных ископаемых: в 2011/12 учебном году их доля составляла 20 %, в 2012/13 — 14 %, в 2013/14 — 8 %, в 2014/15 — 15 %, в 2015/16 — 12 %.

Доля специалистов, работающих в оптовой и розничной торговле, в 2011/12 учебном году составляла 11%, в 2012/13 — 11 %, в 2013/14 — 10 %, в 2014/15 — 8 %, в 2015/16 учебном году — 11 %.

Доля специалистов, работающих в здравоохранении и сфере социальных услуг, в 2011/12 учебном году была 14 %, в 2012/13 — 21%, в 2013/14 — 7 %, в 2014/15 — 15 %, в 2015/16 — 1 %.

Доля специалистов, работающих в сфере образования, в 2011/12 учебном году составляла 7 %, в 2012/13 — 3 %, в 2013/14 — 17 %, в 2014/15 — 9 %, в 2015/16 — 5 %.

Слушатели заявляли разноплановые главные цели участия в программе: от более эффективного выполнения своих обязанностей до смены места работы. Основные ожидания участников варьировались от расширения управленческого кругозора до возможности получить новую работу. Практические навыки, которые специалисты хотели бы получить в ходе участия в Президентской программе, также были различны: от разработки стратегии организации до проведения SWOT-анализа.

Разнонаправленные особенности слушателей отражались и на процессе группового обучения, который является центральным элементом большинства интерактивных методов обучения (модерация, работа над конкретными

ситуациями, подготовка ролевых игр), в частности, это отражалось на целостной картине различных взаимосвязей и взаимодействия отдельных элементов, что не всегда позволяло слушателям целенаправленно решать комплексные задачи, избегая сложные процедуры повторения.

С учетом данных разнонаправленных особенностей слушателей программы преподавателям и специалистам-практикам необходимо адаптировать подачу материала в интересной и доступной для понимания форме. Автоматически возникала необходимость повышения требований к профессорско-преподавательскому составу и специалистам-практикам.

Приоритетным направлением работы высших учебных заведений Кемеровской области (Кузбасского государственного технического университета и Кемеровского государственного университета), участвующих в обучении специалистов в рамках Государственного плана, является построение программ на основе компетентностного подхода.

Как показала практика, цель профессионального образования состоит не только в том, чтобы научить слушателя делать что-то новое в рамках приобретенной профессиональной квалификации, но и одновременно в том, чтобы сформировать навыки, позволяющие ему справляться с различными жизненными и профессиональными ситуациями.

Основной проблемой, возникающей при использовании компетентностного подхода, является оценка приобретенных слушателем компетенций и (или) оценка их прироста.

Экспертный совет при Комиссии по организации подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации предлагает формировать матрицу компетенций, приобретаемых слушателями, исходя из Европейской системы квалификаций, что изложено в методических рекомендациях по организации обучения специалистов в российских образовательных учреждениях и разработке образовательных программ для реализации в рамках Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации.

Европейская система квалификаций, основанная на функциональном Британском подходе, осуществляется в рамках Копенгагенского процесса на основе широкомасштабных исследований и обобщения практики и наработок в различных странах Европейского

Союза является рамочной конструкцией, дающей обобщенную структуру квалификаций образования всех уровней, сопоставимую с национальными системами квалификаций.

В границах данной системы квалификаций обучение трактуется как процесс постепенного освоения сложных и абстрактных направлений по принципу нарастающей сложности, а также приобретения умений и широких компетенций. Результатом обучения является набор знаний, умений и (или) компетенций, освоенных обучающимся, которые он может показать по окончании обучения. Формулировка результатов обучения должна показывать, что обучающийся должен знать и уметь делать по завершении обучения. Следовательно, компетенция представляет собой сложное интегрированное понятие, характеризующее способность человека самостоятельно применять знания и умения в определенном контексте.

Создание модели компетенций менеджера по Европейской системе квалификаций подразумевает использование таких видов компетенций, как когнитивные, функциональные, личностные и этические.

В различных методических рекомендациях, подготовленных Экспертным советом при Комиссии по организации подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации, дано ограниченное количество рекомендаций по оценке компетенций. При этом отмечено, что образовательные программы должны обеспечить получение слушателями необходимый набор компетенций по выбранному ими направлению, что позволит им осуществлять профессиональную деятельность.

На наш взгляд, решить такие проблемы, как формулировка требований к квалификации профессорско-преподавательского состава и выбор модели оценки компетенций в рамках реализации Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства позволит использование профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», утвержденного приказом Минтруда России от 08.09.2015 № 608 н., который будет применяться с 01.01.2017.

Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» [1] опреде-

ляет основную цель педагогической деятельности в дополнительном профессиональном образовании — организация деятельности обучающихся по освоению знаний, формированию и развитию умений и компетенций, позволяющих осуществлять профессиональную деятельность, обеспечение достижения ими нормативно установленных результатов образования; создание педагогических условий для профессионального и личностного развития обучающихся, удовлетворения потребностей в углублении и расширении образования; методическое обеспечение реализации образовательных программ.

Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональную карту вида профессиональной деятельности), предусматривает преподавание по дополнительным профессиональным программам (ДПП) как наивысший уровень квалификации — уровень квалификации 8.

Среди необходимых умений педагога ДПП в стандарте обозначена разработка научно-методического обеспечения учебных курсов, дисциплин (модулей) ДПП с учетом требований, соответствующих ФГОС ВО и профессиональных стандартов; а также роли учебных курсов, дисциплин (модулей) в формировании у обучающихся компетенций, предусмотренных ФГОС и (или) образовательными стандартами, установленными образовательной организацией и (или) образовательной программой.

В соответствии с федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» все реализуемые в России дополнительные профессиональные программы профессиональной переподготовки должны разрабатываться на основании профессиональных стандартов. Как показывает практика, в рамках одной программы профессиональной переподготовки слушатели могут быть подготовлены к выполнению только одной обобщенной трудовой функции, отвечающей присваиваемой квалификации, или освоить соответствующие ей компетенции.

Реализуемые в Кемеровской области в рамках Государственного плана подготовки управленческих кадров программы «Менеджмент» и «Финансы» (специализация «Финансовый менеджмент»), в отличие от других дополнительных профессиональных программ, обладают механизмом оперативного решения по соответствию профессиональ-

ным стандартам и позволяют подготовить слушателей к выполнению нескольких трудовых функций.

Реализация программы подготовки управленческих кадров основана на механизме взаимодействия образовательных учреждений с направляющими на обучение организациями и органами государственной власти. Целью такого взаимодействия является совместный результат, разделяемый всеми заинтересованными сторонами. Соответственно, каждая сторона берет на себя ответственность по осуществлению особой роли.

Сетевое взаимодействие, рассматриваемое нами как один из ключевых процессов компетентностной подготовки слушателей в рамках Президентской программы, позволяет решить следующие задачи: актуализировать стандарт компетентности; согласовать процессы развития компетентности в части результатов; разработать систему оценки компетенций; проводить мониторинг реализации разработанных слушателями проектов и степень их карьерного роста.

Сферой ответственности образовательного учреждения является оценка компетентности слушателей Президентской программы. Результаты освоения программы можно раз-

делить на итоговые (приобретение квалификации, овладение видом профессиональной деятельности, т. е. формирование новых или совершенствование имеющихся компетенций] и промежуточные (освоение умений и знаний).

Оценка, как правило, осуществляется в несколько этапов: любая профессиональная деятельность представляет собой сложный процесс, и оценить профессиональную квалификацию избирательно и за короткий период достаточно сложно. Следовательно, направляющие на обучение организации должны четко формулировать свои запросы, согласовывать процессы развития компетентности в части результатов.

Объективность оценки профессиональной квалификации слушателей может быть достигнута за счет ее проведения на основании сформулированных показателей и критериев, значимых для качества выполнения профессиональной деятельности, а также стандартизации условий и процедуры оценки.

Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования [Электронный ресурс]: приказ Минтруда России от 08.09.2015 № 608 н. URL: http://base. ganant.ru/71202838.

УДК/UDC 378:37.013.78

Н. А. Заруба N. Zaruba

О ПОВЫШЕНИИ РОЛИ ВУЗА В СОЦИАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ СТУДЕНТОВ

ENHANCING THE ROLE OF UNIVERSITY IN STUDENTS' SOCIAL SELF-DETERMINATION

В статье представлено понимание актуальности повышения роли вуза в социально-профессиональном самоопределении студентов вуза в условиях трансформирующегося российского общества. На основе анализа противоречий, вызванных изменением социально-экономического строя в России в 90-х гг. ХХ в., выявлены проблемы рынка труда и образовательных услуг в решении социально-профессионального самоопределения студентов вуза, обозначены основные направления их решения

применительно к повышению роли образовательного учреждения, осуществляющего подготовку специалистов.

The article presents the relevance of understanding the necessity of enhancing the role of a university in the students' socio-professional self-determination in the conditions of a transforming Russian society. Based on the analysis of contradictions, caused by changes in the socio-economic system in Russia in the 90s of 20th century, the author reveals the problems

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.