Научная статья на тему 'Система менеджмента качества как инструмент управления затратами в угольной отрасли'

Система менеджмента качества как инструмент управления затратами в угольной отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
259
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хрулиндик Д. С., Жирнова Е. А.

Ответьте на следующие вопросы: 1. Возможна ли организация бизнеса без постановки четкой, измеримой, достижимой цели? 2. Возможно ли достижение поставленных целей без планирования шагов по ее реализации? 3. Всегда ли возможно рациональное распределение ограниченных ресурсов без жесткой, работающей, как часы, системы планирования? Цели процессы планирование ресурсы организация мотивация учет анализ улучшения: эта цепь неразрывно связанных событий и есть каркас любой системы менеджмента качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система менеджмента качества как инструмент управления затратами в угольной отрасли»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Технические науки

«Лучшей в классе», использует бенчмаркинг. Организация готова продемонстрировать все результаты для получения статуса «Лучшая в классе», жизнеспособный непрерывный бизнес, удовлетворенность всех заинтересованных сторон. Успешная и инновационная организация, способная к обучению. Модель менеджмента организации является превосходным образцом для подражания.

При проведении оценки уровней зрелости организации необходимо стремиться найти соответствие различных уровней. Если смежные уровни зрелости кажутся одинаково подходящими, должно быть установлено значение, равное их среднему арифметическому.

Таким образом, самооценка деятельности организации по результативности внедрения принципов менеджмента качества необходима, так как позволяет получить объективную количественную оценку организации на основе единых общепризнанных критериев, выявить сильные стороны и области для

улучшения, связи между достижениями организации и применяемыми методами. Кроме этого, самооценка позволяет оценить динамику развития организации, и сравнить ее с деятельностью других организаций, а так же она стимулирует изучение и применение лидеров.

Библиографические ссылки

1. ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Система Менеджмента Качества. Основные положения и словарь. М. : Изд.-во стандартов, 2001.

2. ГОСТ Р ИСО 10014-2008. Руководящие указания по достижению экономического эффекта в системе менеджмента качества. М. : Стандар-тинформ, 2009

3. ГОСТ Р ИСО 9004-2001. Система Менеджмента Качества. Рекомендации по улучшению деятельности. М. : Изд.-во стандартов, 2001.

© Хомченко Т. А., Жирнова Е. А., 2010

УДК 658.51

Д. С. Хрулиндик Научный руководитель - Е. А. Жирнова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ В УГОЛЬНОЙ ОТРАСЛИ

Ответьте на следующие вопросы: 1. Возможна ли организация бизнеса без постановки четкой, измеримой, достижимой цели? 2. Возможно ли достижение поставленных целей без планирования шагов по ее реализации? 3. Всегда ли возможно рациональное распределение ограниченных ресурсов без жесткой, работающей, как часы, системы планирования? Цели - процессы - планирование - ресурсы - организация -мотивация - учет - анализ - улучшения: эта цепь неразрывно связанных событий и есть каркас любой системы менеджмента качества.

Система менеджмента качества является частью системы менеджмента организации, которая направлена на достижение результатов в соответствии с целями в области качества, чтобы удовлетворять потребности, ожидания и требования заинтересованных сторон. Различные части системы менеджмента организации могут быть интегрированы вместе с системой менеджмента качества в единую систему менеджмента, использующую общие элементы. Это может облегчить планирование, выделение ресурсов, определение дополнительных целей и оценку общей эффективности организации.

СМК представляет собой такую систему управления организацией, которая ориентирована на стабильный выпуск продукции или оказание услуг требуемого потребителями качества, минимизацию вреда окружающей среде, на оптимизацию управляемости и финансовых потоков предприятия, на заинтересованность персонала в конечном результате своего труда. В настоящее время применение СМК актуально на многих предприятиях, так как имеется ряд преимуществ:

1. Выгодные контракты и заказы:

- возможность участия в совместных работах и проектах с иностранными партнерами;

- получение преимущества перед конкурентами при участиях в тендерах.

2. Оптимизация управления:

- сертификация служит подтверждением высоко международного уровня управления фирмой;

- повышение и поддержание качества товаров и услуг;

- формирование единого понимания всеми сотрудниками целей и задач каждого сотрудника в рамках общих целей компании;

- согласование внутренних и внешних требований к деятельности как предприятия в целом, так и каждого сотрудника в отдельности;

- повышение прозрачности и управляемости всех процессов предприятия для руководства компании;

- запланированный стабильный уровень качества продукции.

В свою очередь, достижение вышеперечисленных результатов, превращает деятельность предприятия в работу четко отлаженный механизм.

Секция «Метрология, стандартизация, сертификация»

Этапы:

1. Организация работ по созданию СМК. Особая роль на данном этапе работ должна принадлежать высшему руководству организации, принимающему решение о создании СМК.

2. На втором этапе происходит проектирование СМК;

- идентифицируются процессы организации, на которые распространяется действие СМК. В соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001 можно выделить следующие процессы: производство (добыча) угля, мониторинг продукции (ОТК), хранение, мониторинг на соответствие ГОСТ 10742, также выделению подлежит процесс заказа проекта на добычу и его согласование;

- устанавливаются последовательность и взаимодействие идентифицированных процессов;

- установление четкой ответственности за процессы (а не за функции и элементы);

- определяются конкретные требования стандарта, которые должны выполняться в каждом процессе (решение данной задачи представляется ключевым при проектировании СМК), (рассылка требований);

- формируются критерии оценки результативности и эффективности процессов и СМ в целом. Основными показателями результативности СМК являются следующие: увеличение прибыли от реализации продукции; повышение производительности труда; увеличение объема экспорта; повышение эффективности регулирования технологических процессов; увеличение доли рынка; заключение новых договоров. Эффективность СМК следует определять, прежде всего, как экономическую эффективность путем установления связи (функциональной или корреляционной) между внедрением СМК и финансовыми показателями деятельности компаний: экономический эффект = результаты — затраты.

3. На данном этапе происходит документирование СМК. Целью документирования является создание нормативно-организационной основы для по-

строения, функционирования и постоянного улучшения СМК.

4. Внедрение СМК. Документация распространяется среди пользователей для обеспечения понимания требований и осуществления коммуникации. На данном этапе важно добиться, чтобы спроектированная система заработала и вошла в режим стабильного функционирования.

5. Подготовка к сертификации СМК.

В ходе подготовки к сертификации осуществляются: выбор органа по сертификации, проведение предсертификационного аудита силами внутренних аудиторов и внешних консультантов, подготовка персонала к взаимодействию с внешними аудиторами.

6. Заключительный этап - сертификация.

Таким образом, создание сертифицированной

СМК приведет к:

- повышению управляемости процессов, вследствие устранения дублирующих процессов и выявления четкой их взаимосвязи;

- рациональное распределение ответственности и обязанностей между сотрудниками;

- уменьшение вероятности ситуации простоев производства;

- стабильность и управляемость процессов;

- создание комфортной, благоприятной рабочей среды;

- увеличению возможности заключения контрактов.

«Будущее Вашего бизнеса - это стратегия, которая есть в Вашем воображении, и инструмент ее воплощения, который у Вас в руках» М. Горский.

СМК позволяет системно, попроцессно, оперативно, с достаточным уровнем достоверности анализировать деятельность предприятия и, что самое главное, предлагают действующие механизмы для выработки и реализации управленческих решений по улучшению продукции, процессов, системы в целом.

© Хрулиндик Д. С., Жирнова Е. А., 2010

УДК 65.018

М. В. Худоногова Научный руководитель - Е. А. Жирнова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА НА КРАСНОЯРСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ - ФИЛИАЛЕ ОАО «РЖД»

Железнодорожный транспорт является ведущим элементом транспортной системы Российской Федерации, обеспечивающим транспортное единство государства, его доля в обеспечении пассажирских и грузовых перевозок составляет более 40 % от деятельности всего национального транспортного комплекса. Красноярская магистраль проходит по четырем крупным регионам России - Красноярскому краю, Республике Хакасия, Кемеровской и Иркутской областям. В экономической инфраструктуре

Красноярского края предприятие занимает одно из ведущих мест.

В условиях кризиса ОАО «РЖД» направляет курс своего развития в сторону повышения эффективности бизнеса. Коррективы внесли макроэкономические события, усилившие значимость целей по сокращению затрат и повышению производительности людских ресурсов, эффективности использования подвижного состава и инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.