Секция «Метрология, стандартизация, сертификация»
Этапы:
1. Организация работ по созданию СМК. Особая роль на данном этапе работ должна принадлежать высшему руководству организации, принимающему решение о создании СМК.
2. На втором этапе происходит проектирование СМК;
- идентифицируются процессы организации, на которые распространяется действие СМК. В соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001 можно выделить следующие процессы: производство (добыча) угля, мониторинг продукции (ОТК), хранение, мониторинг на соответствие ГОСТ 10742, также выделению подлежит процесс заказа проекта на добычу и его согласование;
- устанавливаются последовательность и взаимодействие идентифицированных процессов;
- установление четкой ответственности за процессы (а не за функции и элементы);
- определяются конкретные требования стандарта, которые должны выполняться в каждом процессе (решение данной задачи представляется ключевым при проектировании СМК), (рассылка требований);
- формируются критерии оценки результативности и эффективности процессов и СМ в целом. Основными показателями результативности СМК являются следующие: увеличение прибыли от реализации продукции; повышение производительности труда; увеличение объема экспорта; повышение эффективности регулирования технологических процессов; увеличение доли рынка; заключение новых договоров. Эффективность СМК следует определять, прежде всего, как экономическую эффективность путем установления связи (функциональной или корреляционной) между внедрением СМК и финансовыми показателями деятельности компаний: экономический эффект = результаты — затраты.
3. На данном этапе происходит документирование СМК. Целью документирования является создание нормативно-организационной основы для по-
строения, функционирования и постоянного улучшения СМК.
4. Внедрение СМК. Документация распространяется среди пользователей для обеспечения понимания требований и осуществления коммуникации. На данном этапе важно добиться, чтобы спроектированная система заработала и вошла в режим стабильного функционирования.
5. Подготовка к сертификации СМК.
В ходе подготовки к сертификации осуществляются: выбор органа по сертификации, проведение предсертификационного аудита силами внутренних аудиторов и внешних консультантов, подготовка персонала к взаимодействию с внешними аудиторами.
6. Заключительный этап - сертификация.
Таким образом, создание сертифицированной
СМК приведет к:
- повышению управляемости процессов, вследствие устранения дублирующих процессов и выявления четкой их взаимосвязи;
- рациональное распределение ответственности и обязанностей между сотрудниками;
- уменьшение вероятности ситуации простоев производства;
- стабильность и управляемость процессов;
- создание комфортной, благоприятной рабочей среды;
- увеличению возможности заключения контрактов.
«Будущее Вашего бизнеса - это стратегия, которая есть в Вашем воображении, и инструмент ее воплощения, который у Вас в руках» М. Горский.
СМК позволяет системно, попроцессно, оперативно, с достаточным уровнем достоверности анализировать деятельность предприятия и, что самое главное, предлагают действующие механизмы для выработки и реализации управленческих решений по улучшению продукции, процессов, системы в целом.
© Хрулиндик Д. С., Жирнова Е. А., 2010
УДК 65.018
М. В. Худоногова Научный руководитель - Е. А. Жирнова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА НА КРАСНОЯРСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ - ФИЛИАЛЕ ОАО «РЖД»
Железнодорожный транспорт является ведущим элементом транспортной системы Российской Федерации, обеспечивающим транспортное единство государства, его доля в обеспечении пассажирских и грузовых перевозок составляет более 40 % от деятельности всего национального транспортного комплекса. Красноярская магистраль проходит по четырем крупным регионам России - Красноярскому краю, Республике Хакасия, Кемеровской и Иркутской областям. В экономической инфраструктуре
Красноярского края предприятие занимает одно из ведущих мест.
В условиях кризиса ОАО «РЖД» направляет курс своего развития в сторону повышения эффективности бизнеса. Коррективы внесли макроэкономические события, усилившие значимость целей по сокращению затрат и повышению производительности людских ресурсов, эффективности использования подвижного состава и инфраструктуры.
Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Технические науки
Кризис - это время огромных возможностей. Слоган ОАО «РЖД» «Меняемся для Вас» актуален сегодня как никогда ранее [2]. В связи с этим все большее распространение в железнодорожной отрасли получает философия бережливого производства.
Бережливое производство - прорывный подход к менеджменту и управлению качеством, обеспечивающий долговременную конкурентоспособность без существенных капиталовложений. Это совокупность ценностей в организационной культуре и определенных управленческих шаблонов, применяя которые, сотрудники множества различных компаний в мире учатся видеть и устранять возникающие потери.
В настоящее время внедрением бережливого производства занимаются железные дороги Европы, Китая, Канады, США, такие крупные поставщики железнодорожной техники и подвижного состава как Siemens, Bombardier, Alstom, General Electric. Основные направления:
- ремонт и обслуживание инфраструктуры;
- ремонт и обслуживание подвижного состава;
- развитие сортировочных станций;
- управление движением;
- проектирование, производство, ремонт и обслуживание подвижного состава;
- развитие субпоставщиков [1].
И хотя бережливое производство официально принято в ОАО «РЖД» еще 2 года назад в качестве стратегии и принципа развития интегрированной системы менеджмента, ОАО «РЖД» сейчас еще находиться в начале пути внедрения философии бережливости. Следует отметить, что внедрение философии бережливого производства в железнодорожной отрасли во всем мире началось 5-8 лет назад, то есть временной разрыв в этом направлении не такой большой.
Нельзя сказать, что использование методов бережливого производства дается легко. Железная дорога обладает своей спецификой, а ОАО «РЖД» вообще не имеет аналогов в мире. Это обуславливает сложность перенесения методов напрямую, один в один, из отраслей, где они прорабатывались десятилетиями.
Выходом из сложившейся ситуации может послужить использование «реинноваций». То есть использование на новом объекте методов и распространение самых действенных решений на другие объекты. Это позволит быстро распространить опыт, наработанный на объекте с учетом специфики отрасли.
Ниже приведены примеры практической реализации принципов бережливого производства на ОАО «РЖД»:
1. Бережливое производство:
- крупные виды ремонта подвижного состава (сокращение простоя в депо на 25 %, оборудования на 11 единиц, оборотного запаса, перемещений от 50 до 90 % - это данные, полученные на этапе проектирования при реконструкции локомотивного депо Кинель),
- технологичное взаимодействие структурных подразделений по обеспечению потребностей перевозочного процесса (оценки уточняются, ожидается сокращение накладного времени локомотивных бригад, простоя локомотивов, простоя вагонов на сортировочных станциях дороги);
2. Бережливое текущее содержание и ремонт:
- оценка состояния и планирование ремонтных работ с учетом стоимости жизненного цикла инфраструктуры, проведение ремонтных работ в «окнах» (ожидается снижение затрат на текущее содержание за счет уменьшения объема внеплановых, первоочередных и неотложных работ, рационального назначения планово-предупредительных работ текущего содержания, а также уменьшение расходов на ремонтные работы за счет их назначения с учетом фактического состояния пути);
3. Бережливое строительство:
- осуществление проектов реконструкции и ремонта (в ходе проектной стадии сокращение капитальных затрат на оборудование на 10 %. Отметим, что все это влечет за собой и соответствующее сокращение эксплуатационных затрат - на ремонт и обслуживание оборудования, запасные части, содержание ремонтного персонала, учет, вспомогательные, смазочные и пр. материалы и т. д.);
4. Бережливая логистика:
- управление закупками и эффективное распределением материально-технических ресурсов (на дороге используются элементы системы постоянного пополнения Just-in-Time, однако существенный результат возможен при условии вовлечения Росжел-дорснаба и отработки на пилотных предприятиях);
- пересмотр показателей работы и механизмов регулирования взаимодействия;
- проработка внешней и внутренней логистики.
В заключение хочется сказать, что в условиях,
когда в России наблюдаются значительные трудности с развитием производственной базы, когда на мировом рынке падает спрос на сырьевые ресурсы, единственная возможность для ОАО «РЖД» сохранить свой кадровый и технологический потенциал -это комплексное, системное сокращение затрат, основанное на оптимизации технологии, новых подходах к организации и планированию работ, среди которых достойное место занимает бережливое производство.
Библиографические ссылки
1. Комаров А. А., Литвинов А. В. Lean-проектирование, lean-технологии, lean-deno... // Качество. Управление. Безопасность. 2009. № 1 (2). С. 27-31.
2. Лапидус Б. М., Функционирование и актуальные направления развития КИ СМК В условиях макроэкономических изменений // Качество. Управление. Безопасность. 2009. № 1(2). С. 2-3.
3. Мирошникова Е. Система ремонта электропоездов изменится. URL: http://www.gudok.ru/
© Худоногова М. В., Жирнова Е. А., 2010