Научная статья на тему 'Принципы бережливого производства для повышения эффективности железнодорожного транспорта'

Принципы бережливого производства для повышения эффективности железнодорожного транспорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3153
288
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСУРСНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО (LEAN PRODUCTION) / БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ / РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ / КАЙДЗЕН / ПРИНЦИПЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Демьянович Ирина Васильевна

В статье рассматриваются особенности внедрения одной из основных моделей ресурсного менеджмента бережливого производства на железнодорожном транспорте. Систематизированы основные принципы бережливого производства. Дана классификация мероприятий бережливого производства, реализуемых на предприятиях Дальневосточной железной дороги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Демьянович Ирина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принципы бережливого производства для повышения эффективности железнодорожного транспорта»

Принципы бережливого производства для повышения эффективности

железнодорожного транспорта

Principles of Lean Production for Increasing the Efficiency of Railway

Transport

Демьянович Ирина Васильевна Dem'yanovich Irina Vasil'yevna

кандидат экономических наук, доцент ФГБОУ ВО «Дальневосточный государственный университет путей сообщения»

E-mail: irina18091@yandex.ru

Аннотация

В статье рассматриваются особенности внедрения одной из основных моделей ресурсного менеджмента бережливого производства на железнодорожном транспорте. Систематизированы основные принципы бережливого производства. Дана классификация мероприятий бережливого производства, реализуемых на предприятиях Дальневосточной железной дороги. Abstract

The article considers the peculiarities of introduction of the main models of resource management of lean production on railway transport. The basic principles of lean production are systematized. The classification of measures of lean production realized at the Far-Eastern Railway Enterprises is given.

Ключевые слова

Ресурсный менеджмент, бережливое производство (Lean Production), бизнес-процессы, Российские железные дороги, кайдзен, принципы

Keywords

Resource management, lean production (Lean Production), business processes, Russian railways, kaizen, principles

Введение

Долгие десятилетия владельцы бизнеса и руководители разного уровня решают задачу повышения эффективности производственной системы: известно, что 85% недостатков бизнеса заложено в системе и только за 15% виновны прочие обстоятельства. В мировой практике существует множество примеров повышения эффективности производства путём внедрения самых разнообразных методов. Одним из важнейших компонентов Кайдзен является Lean Production (концепция «бережливое производство») прорывный подход к менеджменту и управлению качеством.

Бережливое производство - логистическая концепция менеджмента, сфокусированная на оптимизации бизнес-процессов с максимальной ориентацией на рынок и с учетом мотивации каждого работника; инновационные управленческие технологии, направленные на сокращение непроизводственных потерь и повышение эффективности технологических процессов (определение с сайта корпоративного портала ОАО «РЖД»).

Основной раздел

В практической деятельности предприятий ОАО «РЖД» данный термин появился в июле 2010 г. после утверждения Концепции применения технологий бережливого производства в ОАО «РЖД». На сети железных дорог началось внедрение данной концепции, через «пилотные» структурные подразделения с целью пересмотра технологических процессов и разработки проектов улучшений, и Дальневосточная железная дорога не стала исключением.

В основном бережливое производство на ДВЖД внедряется в структурных подразделениях ОАО «РЖД» по ремонту тягового подвижного состава, эксплуатации подвижного состава, ремонту пути, эксплуатации и ремонту устройств электрификации и электроснабжения, эксплуатации грузовых вагонов, материально-техническому обеспечению, управлению движением и другие. Всего в 2015 году в границах Дальневосточной магистрали внедрено 160 проектов бережливого производства с общим экономическим эффектом 67,4 млн. руб. Все предложения концепции «Бережливое производства» можно сгруппировать по различным признакам:

1. По уровню внедрения: структурное предприятие, дорога, сеть.

2. По виду проекта: функциональный проект, межфункциональный проект, рабочее место.

3. По направлению инновационной политики предприятия: повышение уровня механизации и автоматизации производственных процессов, внедрение передовых технологий; применение новых материалов, конструкций, деталей; совершенствования организации труда, обучения с использованием компьютерных технологий; совершенствования снабжения, сбыта и хранения; улучшения исполь-

зования парка подвижного состава, машин и механизмов; развитие производственных мощностей; улучшение качества транспортного производства.

4. По связи с реализацией заданий: мероприятия, вошедшие в план бережливого производства; мероприятия, не вошедшие в план.

5. По инвестиционному обеспечению: не требующих дополнительных инвестиций; требующих инвестиций.

6. По форме проявления эффективности: по сокращению затрат труда; росту производительности труда, отсутствии травматизма и отказов технических средств.

В 2015 году формируется проектный офис бережливой производственной системы «РЖД» на всех уровнях управления, в том числе на каждой железной дороге и в каждом функциональном филиале с целью повышения внутренней эффективности и качества управления. Под «бережливой производственной системой» подразумевается такое состояние всего комплекса бизнес-процессов компании, при котором все затраченные ресурсы обеспечивают получение результата, востребованного клиентами, и направлены на высшую степень клиентоориетированности хозяйственного комплекса ОАО «РЖД»[1].

В стандарте ГОСТ Р 56020-2014 «Бережливое производство. Основные положениям словарь» определены принципы бережливости для развития производственной системы [2]. Рассмотрим их применение на примере холдинга «Российские железные дороги».

1) Стратегическая направленность, то есть высшее руководство организации основывается на стратегических целях развития системы менеджмента и производственной системы. В настоящее время корпоративная система управления качеством ОАО «РЖД» является одним из важнейших факторов, обеспечивающим достижение стратегических целей компании за счет совершенствования всех бизнес-процессов, формирование неценовых конкурентных преимуществ. Основными корпоративными документом стратегического характера является «Функциональная стратегия управления качеством», Концепция применения технологий бережливого производства в ОАО «РЖД» и ряд других

основополагающих документов.

2) Ориентация на создание ценности для потребителя. Ценность характеризуется через ожидаемую стоимость. Ожидаемая стоимость для потребителя складывается из перевозки, выполненной без задержек, потерь и браков. Данные факторы ухудшают важнейшие показатели транспортной продукции (своевременность, сохранность перевозки) и, как следствие, снижается ценность, и увеличивается стоимость перевозки, в чем не заинтересованы ни железная дорога, ни клиент, ни экономика страны в целом. Применительно к транспорту под «ценностью» понимается степень необходимости ее потребителю, и уровень качества, то есть наличие требуемых характеристик (параметров) качества и их значений (показателей качества), соответствующих ожиданиям потребителей. Определение взаимосвязи качества с удовлетворением потребностей клиентов железнодорожного транспорта является одной из наиболее сложных задач, так как потребности многообразны, динамичны, неравномерны во времени и в пространстве, неопределенны и альтернативны. Нельзя забывать, что потребителя волнуют только свои потребности, но не сложности и проблемы производителя.

3) Организация потока создания ценности для потребителя заключается в выстраивании всех процессов и операций в виде непрерывного потока создания ценности. Выявить все потери позволяет построение карты потока

создания ценностей - VSM. Она представляет собой графическое изображение всего производственного процесса. Работа по составлению карты проводится непосредственно на тех участках, где осуществляется процесс.

4) Постоянное улучшение всех аспектов деятельности организации является увеличение ценности для потребителя, улучшение потока создания ценности, сокращение потерь. Постоянные улучшения заключаются в применении концепций и методов менеджмента; создании системы учета, оценки и внедрения предложений работников в области улучшения качества; кадровый маркетинг. Непрерывное улучшение - главный фактор прогресса. Улучшение качества достигается путем улучшения процессов, является постоянной деятельно-

стью. Принципы улучшения качества были серьезно развиты в стандартах ИСО серии 9000:2015, ИСО 9001:2015.

5) Вытягивание означает, что никто выше по потоку не должен делать ничего до тех пор, пока потребитель, расположенный ниже по течению, этого не потребует. Основа вытягивания - оперативный обмен информацией и долгосрочные партнерские отношения между потребителями и поставщиками.

6) Сокращение потерь. Деятельность по всестороннему сокращению/устранению потерь рассматривается как основа улучшения потока создания ценности и снижения затрат. Потери - это не проблема, а симптом.

7) Визуализация и прозрачность Управление процессами организации осуществляется таким образом, чтобы все участники процесса могли проследить весь процесс создания ценности и имели необходимую информацию о нем.

8) Приоритетное обеспечение безопасности. Огромное влияние на безопасность движения поездов, кроме технологических факторов оказывает и человеческий фактор (неграмотные действия, халатность, опьянение), поэтому важным направлением повышения безаварийной работы является мотивация труда работников железных дорог, в том числе материальная. Повторение из года в год крушений, аварий, сходов в грузовых и пассажирских поездах практически по одним и тем же причинам свидетельствует о том, что существующая система не в полной мере обеспечивает главное - необходимой заинтересованности работников в качественном и своевременном исполнении технологических процессов, не вскрывает нарушения и не предотвращает их последствия.

Построение потоков создания ценности для потребителя и сокращение потерь следует рассматривать совместно с рисками возникновения опасных ситуаций. Приоритет при принятии решений отдается гарантированному уровню без опасности. Увеличение скорости потока и сокращение потерь не должны приводить к снижению требуемого уровня технической, экономической, социальной, экологической и других видов безопасности. К 2020 году показатель «частота нарушений

требований, связанных с обеспечением безопасности транспортных и логистических услуг» должен составлять не более 1,26 ед./ млн.поездо-км.

9) Построение корпоративной культуры на основе уважения к человеку. Каждый работник способен внести свой вклад в достижение целей организации. Уважение к работнику, его достоинству, компетентности, ответственности, творчеству позволяет раскрыть и использовать в полной мере его талант, интеллектуальные и творческие способности для развития организации и должно стать основой ее корпоративной культуры. Корпоративная культура должна поддерживать в работниках стремление к постоянному улучшению. Зарубежный опыт свидетельствует, что непрерывное улучшение культуры предприятия приводит к всестороннему улучшению качества и уменьшению затрат (табл. 1).

Таблица 1

Влияние культуры предприятия на затраты

Основные составляющие культуры предприятия Затраты, % от оборота

Культура недоверия (НД) Культура доверия (Д)

Достижение высокого качества продукции 4-6 1-2

Время отсутствия сотрудника Д (5-10 %), НД(8-12 %) 4-6 1,5-2

Время простоя (нерабочее состояние) машин и оборудования Д (5-10 %), НД (25-30 %) 13-15,6 2,6-3,2

Проблемы с сотрудниками, потеря рабочего времени Д (5-10 %), НД (20-30 %) 2-3 0,5-1

Итого 23-30,6 5,6-10,2

10) Встроенное качество. Необходимый уровень качества продукции должен быть на всех этапах ее жизненного цикла. Встроенное качество в основном обеспечивается на этапах проектирования продукции и процессов, через взаимное увязывание/стыковку всех видов деятельности и достигается за счет поиска и устранения потенциальных причин несоответствий при помощи определенных методов их предупреждения, включая статистические, а также

принципа «не принимай, не делай, не передавай «брак». Применение принципа встроенного качества позволяет снизить потребность в массовых дополнительных проверках и инспекциях как способах достижения требуемого качества.

11) Принятие решений, основанных на фактах заключается в том, что эффективные решения принимаются на основе анализа данных и информации, которую организация должна собирать и анализировать, что позволит отличать достоверные факты от ложных или сомнительных. Анализ данных должен в первую очередь касаться вопросов: удовлетворенности потребителей; соответствия требованиям к продукции; характеристик и тенденций процессов и продукции, включая возможности проведения предупреждающих действий; требований к поставщикам.

12) Установление долговременных отношений с поставщиками усиливает способность и предприятия, и его поставщиков создавать продукцию надлежащего качества за счет того, что организация должна оценивать и выбирать поставщиков на основе их способности поставлять продукцию в соответствии с требованиями организации. Выполнение данного принципа позволяет устанавливать долгосрочные партнерские отношения с поставщиками с целью получения высококачественного сырья, материалов и технологий. Например, большое значение для устойчивой, безопасной и эффективной перевозочной деятельности в ОАО «РЖД» имеет проблема обеспечения качества поставляемого подвижного состава, рельсов и другой приобретаемой продукции. В рамках стратегического управления и качеством поставок и аудита поставщиков в ОАО «РЖД» действуют корпоративные стандарты «Требования к поставщикам в области качества продукции» (табл. 2) и «Методика стратегического управления качеством поставок», которые также определяют требования к поставщикам на уровне международных стандартов. Необходимо отметить, что 25 % сбоев в работе на сети ОАО «РЖД» происходит из-за поставок бракованной продукции. В связи с этим в ноябре 2007 г. было подписано соглашение о распространении в Российской Федерации и странах СНГ новейшей версии нормативов европейского стандарта железнодорожной промышленности IRIS (International

Railway Industry Standard), который позволит оградить РЖД от поставок брака и обеспечить полную ответственность поставщиков за качество продукции.

Принципы «Принятие решений, основанных на фактах» и «Взаимовыгодные отношения с поставщиками» также присутствуют в стандартах ИСО серии 9000:2015, ИСО 9001:2015, которые направлены на качество бизнеса, и опреде-

ляют качество услуг, качество технологических процессов.

Таблица 2

Элементы системы требований к поставщикам

Требования к процессам создания продукции Требования к процессам изготовления продукции Требования к процессам подтверждения соответствия Требования по ответственности поставщиков за качество

Уточнение методик и внедрение ^ проектирования. Создание системы первичных образцов. Внедрение показателей: стоимости жизненного цикла; надежности; ремонтопригодности; ресурса безотказной работы Внедрение условий по согласованию: - технических условий на производство; - технической инструкции; - программ и методик испытаний на соответствие продукции и её компонентов Представление доказательств стоимости жизненного цикла, показателей надежности, наработки до 1-го отказа. Внедрение системы учета поведения продукции в эксплуатации Норматив устранения и наработки на отказ. Экономические санкции за превышение нормативов. Скидки от стоимости при наличии несоответствий

13) Соблюдение стандартов. Неукоснительное соблюдение положений стандартов, регламентов, инструкций и других обязательных документов является необходимым условием функционирования и постоянного улучшения процессов организации. При выявлении недостатков и/или возможностей их улучшения работники должны следовать указаниям, изложенным в действующих документах до принятия изменений в установленном порядке.

Технологии бережливого производства внедряются также с целью оптимизации и сокращения издержек в производственных процессах. Например, большая статья расходов структурных предприятий - затраты на оплату труда и отчисления на социальные нужды (доля расходов от 50 до 82%). Одна из основных выгод бережливого производства состоит в достижении большего результата с меньшими затратами трудовых ресурсов. На втором месте стоят «ма-

териальные затраты», поэтому для предприятий (дирекций тяги, дирекций инфраструктуры и др.) актуальны вопросы ресурсосбережения за счет внедрения энергоэффективных и энергосберегающих технологий.

Опыт внедрения технологии бережливого производства по бизнес-блоку «Железнодорожные перевозки и инфраструктура» показывает следующие тенденции, например, в дирекции тяги и дирекции инфраструктуры.

Дирекция тяги. С 2012 года эксплуатационный локомотивный комплекс вошел в программу проектов «Бережливое производство ОАО «РЖД»[3]. Основной экономический эффект получается благодаря сокращению топливно-энергетических ресурсов, уменьшению подготовительно-заключительного и накладного времени локомотивных бригад, оптимизации использования бюджета времени локомотивов. По итогам проводимой работы по внедрению технологий бережливого производства достигаются положительные результаты: рост производительности труда (2,6%); снижение количества отказов технических средств (до 24,9%); сокращение количества часов сверхурочной работы ( до 26,5% к прошлому году); снижение производственного травматизма (до 9,5%).

Дирекция инфраструктуры (ЦДРП). В 2014 году внедрено более 900 проектов бережливого производства с экономическим эффектом свыше 300 млн.руб (за 9 месяцев). Реализация программ ресурсосбережения продолжается: технология восстановления рельсов и элементов стрелочных переводов методом наплавки, рельсов в кривых, и др. Проблемы требующие решения: высокий уровень износа основных средств (машины и оборудование); низкий уровень механизации основных работ на производственных базах путевых машинных станциях (ПМС)[4]. Таким образом, из имеющихся данных видно, что количество реализованных проектов и их экономическая эффективность имеют значительные цифры, которые в перспективе будут увеличиваться.

Среди проблем можно выделить следующие моменты: происходит подмена понятий бережливого производства на модернизацию производства, отсутствует четкое разделение рационализаторской деятельности технологического со-

вершенствования; снижение заинтересованности работников в совершенствованиях деятельности[5], то есть всё может привести к тому, что перспективная система бережливого производства окажется очередной неудачей в списке проектов по изменению.

На железнодорожных предприятиях без наличия системы управления бережливым производством, поддерживающей нововведения, работникам остается полагаться на привычные действия, чтобы избежать неприятностей.

Заключение

Как отмечает Д.Манн [6], одной из привлекательных особенностей системы бережливого производства является то, что она проста для понимания. Идеи фокусирования на потребителе, организации потока создания ценности, стандартизованной работе, на системе вытягивания и непрерывного совершенствования (кайдзен) легко усваиваются. Кроме того, система бережливого производства обычно не требует крупных капиталовложений. Каждый раз, когда вводится тот или иной элемент бережливого производства, одновременно должны внедряться и элементы системы бережливого управления. Система бережливо управления включает дисциплину, ежедневную работу и инструменты, необходимые для создания и поддержания стабильного фокусирования на процессе. Именно фокусирование на процессе поддерживает и ускоряет внедрение бережливой системы.

Библиографический список

1. Степов В.В. Повышение внутренней эффективности и качества управления в компании//Железнодорожный транспорт.-2015.-№2.С32-33

2. ГОСТ Р 56020 - 2014 « Бережливое производство. Основные положения и словарь»

3. Чикиркин О.В. Бережливое производство в дирекции тяги: результаты и перспективы //Локомотив.-2015.-№4.-С.6

4. Целько А.В. Обеспечить технологическую устойчивость инфраструктуры// Железнодорожный транспорт ю-2015.-№2С,44

5. Давыдова Е.Н. Лин-преобразования в подразделениях вагонного хозяйства/ Е.Н.Давыдова, А.Ю.Маслова //Вестник Института тяги и подвижного состава .-Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2015.-С.16

6. Манн, Д. Бережливое управление бережливым производством [Текст] : пер. с англ. / Д. Манн. - Москва: Стандарты и качество, 2009. - 208 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.