Секция «Метрология, стандартизация, сертификация»
УДК 658.562.012-7
Т. А. Хомченко Научный руководитель - Е. А. Жирнова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
САМООЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИИ ПО РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ПРИНЦИПОВ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
Рассматривается самооценка организации по результативности внедрения принципов менеджмента качества.
Взгляды нашего времени на менеджмент определяют самооценку как важнейший инструмент непрерывного улучшения деятельности организации. Самооценка - это всестороннее оценивание, итогом которого является мнение или суждение о результативности и эффективности организации и уровне зрелости системы менеджмента качества [1].
Успешная интеграция принципов менеджмента основывается на применении процессного подхода и методологии «планирование - выполнение - проверка - действие» (РБСА). Такой подход позволяет высшему руководству проводить оценку требований, составлять планы действий, выделять требуемые ресурсы, осуществлять действия по постоянному улучшению и измерению эффективности полученных результатов. В результате возникает возможность принятия оптимальных, научно-обоснованных решений, как при определении коммерческих стратегий, так и разработке новой продукции или выполнении финансовых соглашений.
Применение принципов менеджмента качества способствует развитию системного подхода при достижении финансовых и экономических целей, а следовательно, повышению доходности, сокращению затрат и повышению конкурентоспособности организации [2]. На основе принципов менеджмента качества можно улучшить все важнейшие аспекты деятельности организации: эффективность принятия решений и использования наличных ресурсов, интеллектуального капитала; работы в цепи поставок; сроки создания нового продукта и т. д. Поскольку принципы менеджмента качества - залог надежности и устойчивости организации, постольку их внедрение - это всегда стратегическое решение высшего руководства.
В настоящее время существует много моделей самооценки организаций по критериям системы менеджмента качества. Наиболее широко признаваемыми и применяемыми моделями являются модели национальных и региональных премий по качеству, а также модель делового совершенства организаций. Модели премий по качеству, а также другие модели самооценки имеют широкий диапазон детальных критериев по оценке деятельности систем менеджмента. Самооценка может использоваться избирательно, исходя из потребностей организации.
Метод самооценки обеспечивает простой и легкий в применении способ установления уровня развития (зрелости) системы менеджмента качества
организации и определения основных областей для улучшения. Отвечая на вопросы начальной и полной самооценки необходимо подобрать соответствующий уровень зрелости, лучше всего отражающий состояние зрелости организации [3].
Ознакомимся с описанием уровней зрелости:
Первый уровень - при котором уровень работы системы составляет 0 %. В целом внедрен небольшой процент принципов менеджмента. Системный подход неочевиден, отсутствуют реальные цели. Работа с претензиями или нуждами потребителей неудовлетворительна.
Второй уровень - при котором результаты работы системы 25 %. Только в некоторых сферах ведется практическая деятельность. Применяется, главным образом, корректирующий подход, направленный на исправление ошибок. Установлены некоторые цели, достигнуты некоторые положительные результаты. Разумная ориентация на удовлетворенность потребителя, однако, мало внимания уделяется удовлетворенности других заинтересованных сторон. Процессный подход получил некоторое признание в организации. Проводятся случайные анализы или оценки, которые могут привести к некоторым улучшениям и повышению показателей.
Третий уровень - на этом уровне работа системы приблизительно составляет 50%. Доступны наглядные свидетельства улучшений. Проводится установление первоначальных причин несоответствий, внедрение корректирующих действий и систематических улучшений. Обычно наблюдается ориентация на удовлетворение требований заинтересованных сторон. Доступны отдельные свидетельства явных улучшений или повышения показателей, однако вызывает некоторые опасения неполная заинтересованность работников во внедрении принципов менеджмента.
Четвертый уровень - при котором работа системы приблизительно составляет 50%, практическая деятельность по внедрению принципов менеджмента ведется по всей организации, как правило, лишь с небольшими исключениями. В системе установлен взаимосвязанный процессный подход. В организации и у ее поставщиков установлен постоянный процесс улучшений. Ориентация на удовлетворение большинства заинтересованных сторон.
Пятый уровень - практическая деятельность по внедрению принципов менеджмента ведется по всей организации без исключений. Организация признана
Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Технические науки
«Лучшей в классе», использует бенчмаркинг. Организация готова продемонстрировать все результаты для получения статуса «Лучшая в классе», жизнеспособный непрерывный бизнес, удовлетворенность всех заинтересованных сторон. Успешная и инновационная организация, способная к обучению. Модель менеджмента организации является превосходным образцом для подражания.
При проведении оценки уровней зрелости организации необходимо стремиться найти соответствие различных уровней. Если смежные уровни зрелости кажутся одинаково подходящими, должно быть установлено значение, равное их среднему арифметическому.
Таким образом, самооценка деятельности организации по результативности внедрения принципов менеджмента качества необходима, так как позволяет получить объективную количественную оценку организации на основе единых общепризнанных критериев, выявить сильные стороны и области для
улучшения, связи между достижениями организации и применяемыми методами. Кроме этого, самооценка позволяет оценить динамику развития организации, и сравнить ее с деятельностью других организаций, а так же она стимулирует изучение и применение лидеров.
Библиографические ссылки
1. ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Система Менеджмента Качества. Основные положения и словарь. М. : Изд.-во стандартов, 2001.
2. ГОСТ Р ИСО 10014-2008. Руководящие указания по достижению экономического эффекта в системе менеджмента качества. М. : Стандар-тинформ, 2009
3. ГОСТ Р ИСО 9004-2001. Система Менеджмента Качества. Рекомендации по улучшению деятельности. М. : Изд.-во стандартов, 2001.
© Хомченко Т. А., Жирнова Е. А., 2010
УДК 658.51
Д. С. Хрулиндик Научный руководитель - Е. А. Жирнова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ В УГОЛЬНОЙ ОТРАСЛИ
Ответьте на следующие вопросы: 1. Возможна ли организация бизнеса без постановки четкой, измеримой, достижимой цели? 2. Возможно ли достижение поставленных целей без планирования шагов по ее реализации? 3. Всегда ли возможно рациональное распределение ограниченных ресурсов без жесткой, работающей, как часы, системы планирования? Цели - процессы - планирование - ресурсы - организация -мотивация - учет - анализ - улучшения: эта цепь неразрывно связанных событий и есть каркас любой системы менеджмента качества.
Система менеджмента качества является частью системы менеджмента организации, которая направлена на достижение результатов в соответствии с целями в области качества, чтобы удовлетворять потребности, ожидания и требования заинтересованных сторон. Различные части системы менеджмента организации могут быть интегрированы вместе с системой менеджмента качества в единую систему менеджмента, использующую общие элементы. Это может облегчить планирование, выделение ресурсов, определение дополнительных целей и оценку общей эффективности организации.
СМК представляет собой такую систему управления организацией, которая ориентирована на стабильный выпуск продукции или оказание услуг требуемого потребителями качества, минимизацию вреда окружающей среде, на оптимизацию управляемости и финансовых потоков предприятия, на заинтересованность персонала в конечном результате своего труда. В настоящее время применение СМК актуально на многих предприятиях, так как имеется ряд преимуществ:
1. Выгодные контракты и заказы:
- возможность участия в совместных работах и проектах с иностранными партнерами;
- получение преимущества перед конкурентами при участиях в тендерах.
2. Оптимизация управления:
- сертификация служит подтверждением высоко международного уровня управления фирмой;
- повышение и поддержание качества товаров и услуг;
- формирование единого понимания всеми сотрудниками целей и задач каждого сотрудника в рамках общих целей компании;
- согласование внутренних и внешних требований к деятельности как предприятия в целом, так и каждого сотрудника в отдельности;
- повышение прозрачности и управляемости всех процессов предприятия для руководства компании;
- запланированный стабильный уровень качества продукции.
В свою очередь, достижение вышеперечисленных результатов, превращает деятельность предприятия в работу четко отлаженный механизм.