Научная статья на тему 'Обзор методик улучшения качества промышленных товаров'

Обзор методик улучшения качества промышленных товаров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
123
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Саламатова А.В., Беспалова Е.Д.

Рассматривается многообразие существующих методик и затрагивается тема актуальности их применения с учетом российской специфики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обзор методик улучшения качества промышленных товаров»

Секция «Метрология, стандартизация, сертификация»

Бизнес-процессы ООО «СМК»

о про

е

пр

Стратегическое планирование

Управление финансами

Управление контрактами

Управление стоимостью

Управление качеством

Управление персоналом

Управление строительством

Управление проектом

Управление собственностью и акционерным капиталом

еы

§ а-а °

м ^

Участие в конкурсах /на гос. заказ/

Подготовка и додача конкурсной док-ции

Заключение ^ контракта по результатам аук циона

к Работа с под> рядчиками

Закупки и выбор поставщи

Строитель > ство объекта

Контроль за ыполнением работ

Сдача объекта в ксплуатацию

Эксплуатацио: > ное обслуживание

б О

Бухгалтерский учет

^кЛ

Обеспечение кадровыми ресурсами

Юридическое обеспечение

Материально-техническое обеспечение

Обеспечение охраны труда

Обеспечение транспортом и спецтехникой

Охрана орга- Г

низации

Ремонт строи-

тельной тех-

ники и обору-

дования

Обеспечение информационными ресурсами

Организация документооборота

З а к а

3

4 и к

Модель бизнес-процессов строительно-монтажной организации

Библиографическая ссылка

1. Римаренко О. В., Жирнова Е. А. Реализация пирамиды качества в требованиях ГОСТ Р ИСО 90012008 // Проблемы сертификации и управления качеством : материалы ежегодной регион. науч.-практ.

конф. (6 ноября 2009 г.). Красноярск : СибГТУ, 2009. С. 183-187.

© Римаренко О. В., Жирнова Е. А., 2011

УДК 658.713.7

А. В. Саламатова Научный руководитель - Е. Д. Беспалова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ОБЗОР МЕТОДИК УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОМЫШЛЕННЫХ ТОВАРОВ

Рассматривается многообразие существующих методик и затрагивается тема актуальности их применения с учетом российской специфики.

Важным условием успеха в развитии экономики сегодня стало производство конкурентоспособной продукции. Основа конкурентоспособности - качество. Процесс глобализации в экономике обостряет конкуренцию, в таких условиях выживает лишь тот, кто обеспечивает высокое качество при низкой цене. В последние годы все эти факторы вызвали бурное развитие сис-

тем, методов и инструментов менеджмента качества. Опыт стран, где эти системы доказали свою эффективность (Япония, Германия, Великобритания, США и др.), показывает, что качества можно достигнуть лишь совместными усилиями всего коллектива при активной позиции руководства и использовании всех современных методов и инструментов менеджмента качества.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Технические науки

Кратко напомним их:

1. ISO 9004:2009 - Руководящие принципы для управления улучшениями

2. Кайдзен - японская система изменений к лучшему - непрерывное совершенствование.

3. «Шесть Сигма» - бс, сочетающий такие методы, как статистический контроль процесса, постановка эксперимента и FMEA в общих чертах.

4. Цикл PDCA - планируй, делай, контролируй, выполняй - для целей контроля качества. Метод DMAIC Шесть Сигма (определение, измерение, анализ, улучшение, контроль) как конкретная реализации цикла PDCA.

5. Система производства Toyota - преобразована на Западе в Бережливое производство.

6. TQM - всеобщее управление качеством - является стратегией управления, направленной на вложение осознания качества во все организационные процессы.

7. EFQM Европейская модель управления качеством (Excellence Model) - Модель совершенствования EFQM - методология для управления качеством в пределах любого вида организации, частной или общественной. Методология обеспечивает широкую структуру, в рамках которой могут использоваться определенные методы улучшения, например, Six Sigma или Balanced Scorecard.

«Шесть Сигма» Six Sigma - интересный, эффективный метод, но достаточно дорогой, как с точки зрения внедрения (его развертыванию нередко сопутствуют изменения организационной структуры предприятия, реструктуризация, перестройка технологических процессов и т. д.), так и обучения персонала. Шесть сигм если и применяется в России, то очень мало: эта жесткая методология не очень ложится на российский менталитет.

EFQM Европейская модель управления качеством (Excellence Model) - Модель совершенствования EFQM - методология для управления качеством в пределах любого вида организации, частной или общественной. Модель используется более чем в 20 000 организаций в Европе, включая 60 % самых больших компаний Европы [1].

Российский опыт. ГМК «Норильский никель» (дает 4 % российского экспорта, его доля составляет 1,9 % всего ВНП России и 2,8 % продукции промышленного производства страны) получила сертификаты соответствия Корпоративной интегрированной системы менеджмента качества и экологического менеджмента требованиям международных стандартов ISO 9001:2008 и ISO 14001:2004 [3]. Комбинат ведет борьбу за чистоту окружающей среды. Созданные здесь службы по управлению качеством соответствуют требованиям стандартов ISO 9001-2000 и ISO 14001-2004. На строительство новых очистных сооружений и внедрение новых технологий обогащения и плавки, особенно в районах Кольского полуострова, выделено 103 млн долл. США. Новая технология должна обеспечить извлечение 9б-97 % серы из сырья. Модернизация началась 5 лет назад [2].

АВТОВАЗ в ноябре 2009 в ОАО «АВТОВАЗ» начался сертификационный аудит новой системы ме-

неджмента качества (проводят специалисты компании ЮТАК). В прошлом году АВТОВАЗ создал централизованную службу качества, которая объединила в себе функции, контролирующие процесс создания, производства и реализации автомобилей от разработки проекта до обслуживания потребителей. Сертификация фирмы ЮТАК является важнейшим этапом в работе АВТОВАЗа, так как он позиционирует себя как производителя международного уровня. Наличие сертификатов фирмы ЮТАК позволяет АВТОВАЗу продавать свою продукцию на внешних рынках [3].

Управление качеством в ОАО «РЖД» Усиление рыночной конкуренции в сфере предоставления услуг железнодорожного транспорта, а также необходимость повышения эффективности бизнеса создали предпосылки для разработки и внедрения системы управления качеством в ОАО «РЖД». Использование системы управления качеством позволит достигнуть следующих целей:

- существенно повысить качество услуг для обеспечения эффективной конкуренции и освоения новых, ранее недоступных Компании рынков;

- максимально полно удовлетворить ожидания и требования потребителей по качеству, безопасности, доступности и ассортименту предоставляемых Компанией услуг;

- планомерно снизить непроизводительные затраты и повысить прибыльность работы на основе внедрения процессного подхода и формирования экономических рычагов управления внутренними процессами Компании;

- сформировать источники инвестиций для разработки и внедрения новых, востребованных рынком транспортных услуг.

Для освоения прогрессивного мирового опыта по управлению качеством необходимо реализовать комплекс обеспечивающих мероприятий, включающий разработку и реализацию системы мер и преимуществ, стимулирующих работу. На это должна быть нацелена создаваемая в стране организационная структура, проводящая оценку и признание систем качества, а также обучение специалистов, способных выполнять все виды работ в области обеспечения, контроля и улучшения качества.

На сегодняшний день в стране отсутствует как инжинеринговый потенциал, так и конструктивная позиция. До тех пор пока именно государство не будет заинтересовано в развитии производственной базы России, говорить об успешном применении каких-либо методик и инноваций, кардинально меняющих ситуацию, преждевременно.

Библиографические ссылки

1. Кане М. М. Системы, методы менеджмента качества. СПб. : Питер, 2008.

2. Петросов A. A. Mining Magazine // Крупнейшее горное предприятие в России. 2010. № 10. С. 7-11.

3. Официальный Сайт РЖД. URL: http: //www. rzd.ru/isvp/public/1448 (дата обращения: 28.03.2011).

© Саламатова А. В., Беспалова Е. Д., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.