Научная статья на тему 'Тенденции развития международных стандартов ИСО серии 9000'

Тенденции развития международных стандартов ИСО серии 9000 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
827
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Майорова А. В., Корпушенко Е. С., Жирнова Е. А.

Анализируются тенденции развития международных стандартов ИСО, одна из наиболее дискуссионных и актуальных проблем современного менеджмента в целом, менеджмента качества в частности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития международных стандартов ИСО серии 9000»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Технические науки

зультаты. Суть внедряемой сейчас системы «Всеобщего обслуживания оборудования» заключается в том, что станки всегда должны находиться в состоянии готовности, а простои, связанные с поломкой или переналадкой, должны быть сведены к минимуму.

По словам специалистов, уже первые опытные работы в рамках системы «Всеобщего обслуживания оборудования» показали значительное снижение времени, затраченного на вынужденные простои оборудования по причине неисправности. На заводе не сомневаются - привлечение операторов, работающих на станках, к выполнению профилактического ремонта и диагностики поможет не только использовать весь потенциал высокопроизводительного оборудования, но и предотвратить существенные затраты предприятия, связанные с вынужденными простоями и ремонтом дорогостоящих станков [4].

Использование системы бережливого производства - ключевое условие глобальной конкурентоспособности России. В российских условиях, с россий-

ским менталитетом, на самых обычных станках можно построить производственную систему мирового уровня, в которой основную роль играют не станки или роботы, а прежде всего люди, высококвалифицированный и мотивированный персонал. Заинтересованность каждого работника в результатах деятельности организации и использование методов бережливого производства позволит не только обеспечить конкурентоспособность предприятия, но и будет способствовать повышению качества жизни российских граждан, укреплению и развитию страны.

Библиографические ссылки

1.URL: http://www.leaninfo.ru/2009/07/24/lean-map/

2. URL: http://www.leansigma.ru/docs/external/lean-sigma/go/news/obj0372294900.

3. URL: http://mashportal.ru/machinery_news-16306.aspx.

4. URL: http://markus.spb.ru/kase/lean-russia.shtml.

© Корпушенко Е. С., Майорова А. В., Жирнова Е. А., 2010

УДК 006 (094)

А. В. Майорова, Е. С. Корпушенко Научный руководитель - Е. А. Жирнова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ИСО СЕРИИ 9000

Анализируются тенденции развития международных стандартов ИСО, одна из наиболее дискуссионных и актуальных проблем современного менеджмента в целом, менеджмента качества в частности.

Менеджмент качества сегодня - это визитная карточка компании. Сейчас, когда потребитель получил возможность выбирать из большого числа поставщиков и диктовать свои требования к качеству товаров, которые он готов приобрести, он хочет иметь подтверждение того, что производство товаров, за которые он собирается платить деньги, организовано таким образом, что оно действительно обеспечивает декларируемое качество.

Стандартом, позволяющим подтвердить качество различных аспектов работы предприятия, является группа стандартов ISO 9000 - серия международных стандартов управления качеством и подтверждения качества, подготовленная членами международной организации, известной как «ИСО/Технический Комитет 176» (ISO/TC 176). Стандарты ISO 9000 приняты в качестве национальных более чем в 140 странах мира.

Основано семейство стандартов ISO 9000 на философии Деминга и ведет свою историю с 1987 года, когда Международная Организация по Стандартизации (International Organization for Standardization -ISO) утвердила первую версию универсальных стандартов сертификации систем качества: ISO 9000:87. За основу при разработке стандартов ISO 9000 были приняты стандарты, использовавшиеся министерством обороны США для оценки систем

обеспечения качества поставщиков оборонной продукции. Методологической базой стандартов стал подход Всеобщего управления качеством (TQM). Серия стандартов ISO 9000:87 включала в себя три основные «модели обеспечения качества»: ISO 9001, ISO 9002, ISO 9003 [1].

В стандартах отсутствовало описание методов, с помощью которых изложенные требования и рекомендации могут быть реализованы. Разработчики стандартов полагаются на инициативу и творчество конкретных исполнителей, которые в своих специфических условиях применят требования и рекомендации стандартов.

В 1994 г. была выпущена обновленная версия стандартов, в целом повторявшая структуру версии 1987 г., с устранением и расшифровкой неясных моментов.

По сравнению со своим предшественником, версия 1994 г. являлась гораздо более объемной: теперь в нее входили 24. Следует заметить, что основной задачей, стоявшей перед разработчиками стандартов ISO серии 9000, было создание набора требований, по которым возможно определить, способна ли организация-поставщик произвести продукцию в соответствии с предъявляемыми к ней требованиями. В связи с этим, версия стандартов 1994 г. в полной мере ориентировалась на

Секция «Метрология, стандартизация, сертификация»

удовлетворение, прежде всего одной заинтересованной стороны - клиента организации.

С 1 января 2001 г. в действие вступила версия ISO 9000-2000. Новая версия содержит только одну «модель обеспечения качества», обязательную при сертификации: ISO 9001. Главное отличие стандартов 9000-2000 от ранее действовавших заключалось в том, что философия подхода к менеджменту качества была фундаментально изменена - введены восемь ключевых принципов TQM, в частности процессный подход и статистическое управление процессами, освоенные передовыми международными компаниями [2].

В структуре стандартов отчетливо выделен цикл Шухарта-Деминга (цикл PDCA), отражающий алгоритм «планируй - действуй - проверяй - корректируй».

15 ноября 2008 г. была опубликована новая официальная версия стандарта ISO 9001 «Системы менеджмента качества. Требования» (ISO 9001:2008). Кроме вышеуказанного стандарта, на сегодняшний день действуют следующие нормативные документы: ISO 9000:2005 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» и ISO 9004:2000 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности».

Изменения в новой версии в целом незначительные, касаются ответственности организаций в случае использования аутсорсинга; деятельности организаций по сопровождению поставок; вопросов сохранности продукции; работы с несоответствующей продукцией. Ужесточились требования, касающиеся записей и лиц, осуществляющих измерения и мониторинг.

В целом, большинство изменений связаны с повышением требований к таким процессам как контроль и аудит, с более четким пониманием терминологии стандарта ИСО 9001. Основные изменения направлены на реализацию принципов «ориентация на потребителя» и «постоянное улучшение» [3].

Предприятия нуждаются в стандартах ISO 9000. Мы живем в век новых технологий и инноваций, поэтому возникает необходимость постоянного улучшения и усовершенствования серии стандартов, на основе предшествующего опыта.

Сейчас в США и Западной Европе сертифицировано более 80 % компаний. В Китае число таких

предприятий уже превысило отметку 40 %. Во всем мире (включая Россию) по состоянию на апрель 2006 г. стандарт ISO серии 9000 применило более миллиона предприятий, в том числе примерно 700 тысяч из них сертифицировано по стандарту ISO 9001:2000. Каждый месяц количество сертифицированных компаний во всех странах-участницах процесса увеличивается на 5-8 тыс. [4].

Анализ предыдущих изменений позволяет прогнозировать, что последующие изменения стандартов коснутся следующих направлений. Во-первых, углубление процессного подхода, более детальное описание взаимосвязи процессов, направленность на конечный результат.

Так же ожидается разъяснение по поводу постоянного улучшения, механизм его действия, что и какие действия оно должно в себя включать, по каким схемам и в какие сроки работать, кто за него должен отвечать.

Во-вторых, ожидается, что в стандарте будет прописана подходы к материальной и не материальной мотивации, ее алгоритмы и механизмы действия, каким образом создать систему мотивации персонала. В-третьих, в международных стандартах ИСО необходимо раскрыть каким образом можно обеспечить снижение затрат и повышение прибыли при внедрении и развитии системы менеджмента качества, как оптимизировать структуру расходов на качество.

Все изменения, уточнения, дополнения должны привести к тому, что бы стандарт стал более понятен и полезен в практическом применении для организаций и общества в целом, способствовал повышению не только качества продукции, но и качества жизни граждан.

Библиографический ссылки

1. URL: http://www.leanzone.ru.

2. ГОСТ Р ИСО 9001-2000. М. : Стандартин-форм, 2000.

3. ГОСТ Р ИСО 9001-2008. М. : Стандартин-форм, 2008.

4. URL:http://www.stq.ru.

© Майорова А. В., Корпушенко Е. С., Жирнова Е. А., 2010

УДК 629.73

М. А. Палухина, Т. С. Мамунина Научный руководитель - Е. Д. Беспалова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ПРОБЛЕМЫ АВИАЦИИ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА

Рассматриваются вопросы, касающиеся состояния российской авиации, речь идет о проблемах данной отрасли, а также о способах решения авиационных проблем.

В нашей стране особую роль играет гражданская авиация, но последнее время сложилась тяжелая ситуация для российских авиакомпаний, причиной тому стало повышение стоимости топлива, которое

повлекло за собой, обострило целый ряд других проблем, в том числе специфических именно для России. Основными проблемами на сегодняшний день являются: дробление отрасли, моральное и фи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.