Научная статья на тему 'Реализация процессного подхода на примере бизнес-модели строительно-монтажной организации'

Реализация процессного подхода на примере бизнес-модели строительно-монтажной организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
929
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Римаренко О. В., Жирнова Е. А.

Как известно, желаемый результат достигается более эффективно, если деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом. Процессный подход ориентирован, в первую очередь, на бизнес-процессы компании. В статье рассмотрен подход к применению процессного управления, основанный на разработке бизнес-модели строительно-монтажной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация процессного подхода на примере бизнес-модели строительно-монтажной организации»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Технические науки

УДК 658.56

О. В. Римаренко Научный руководитель - Е. А. Жирнова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА НА ПРИМЕРЕ БИЗНЕС-МОДЕЛИ СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Как известно, желаемый результат достигается более эффективно, если деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом. Процессный подход ориентирован, в первую очередь, на бизнес-процессы компании. В статье рассмотрен подход к применению процессного управления, основанный на разработке бизнес-модели строительно-монтажной организации.

Применение процессного подхода в организации способствует построению системы эффективного управления. Суть процессного подхода заключается в том, что компания рассматривается как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих процессов, идентифицированных и описанных в определенной форме, а управление компанией осуществляется посредством управления этими процессами [1].

При применении процессного управления внимание в первую очередь следует обратить на уровень компании в целом (размер компании и численность персонала, качество и объем выполняемых работ, установленные требования к качеству выполняемых работ и др.) и ее бизнес-модель. Именно за счет разработки бизнес-модели компании можно получить наиболее существенный эффект и обеспечить развитие бизнеса в будущем.

Бизнес-модель должна определять, каким образом компания создает ценность для своих потребителей, каким образом осуществляются ее финансовые потоки и как компания обеспечивает контроль над реализуемыми процессами. Бизнес-модель с точки зрения ее представления должна отвечать следующим требованиям: охватывать весь бизнес компании; описывать основные «блоки», из которых состоит бизнес компании, и при необходимости - взаимосвязи между ними; быть компактной и удобной для восприятия.

В ходе разработки бизнес-модели выполняются следующие этапы работ:

1) идентификация бизнес-процессов организации (разработка модели бизнес-процессов);

2) определение последовательности и взаимодействия процессов (разработка общей карты взаимосвязей процессов и карт всех структурных подразделений организации);

3) определение ответственных за контроль и выполнение процессов, участников процессов (составление матрицы распределения ответственности и полномочий);

4) определение входов и выходов идентифицированных процессов с целью определения их взаимоувязки и создания целостной картины деятельности организации;

5) установление показателей результативности и эффективности идентифицированных процессов, а также методов и сроков их сбора:

6) корректировка организационной структуры компании.

Бизнес-модель позволяет концентрировать внимание на ключевых процессах деятельности компании, способствует более эффективному осуществлению ее внутренних процессов и взаимодействия между ними.

В ходе нашей работы разработана бизнес-модель строительно-монтажной организации, выполняющей государственные и муниципальные заказы, осуществляя все виды строительных работ путем привлечения подрядчиков. Целью разработки данной модели является оптимизация деятельности строительно-монтажной организации и обеспечение прозрачности ее управления.

В модель бизнес-процессов компании включены процессы, участвующие в создании ценности для клиентов, процессы, обеспечивающие деятельность компании, и процессы, которые необходимы для обеспечения соответствия деятельности компании требованиям законодательства или внешних регулирующих органов. На рисунке приведена упрощенная модель бизнес-процессов строительно-монтажной организации.

Итак, на настоящий момент проведено описание и анализ существующей бизнес-модели организации. Теперь перед нами стоит задача оптимизации бизнес-процессов, подразумевающая их детальное описание и разработку стандартов организации по соответствующим направлениям деятельности компании. Подобным образом изначально разработанная бизнес-модель будет постепенно корректироваться и уточняться. Для осуществления прозрачности управления также запланирована разработка положений об отделах и детализированных должностных инструкций, которые установят функциональную последовательность действий каждой квалифицированной единицы. После оптимизации бизнес-модели в качестве обязательного этапа работ предполагается ее внедрение.

Таким образом, бизнес-модель следует понимать как принципиальную модель работы конкретного бизнеса. Цель данного подхода - создать систему эффективного управления компанией на основе описания процессов, обеспечить абсолютную прослежи-ваемость, информативность и измеримость процессов. При этом эффект от внедрения процессного управления зависит от масштаба, в котором компания применяет данную методологию.

Секция «Метрология, стандартизация, сертификация»

Бизнес-процессы ООО «СМК»

о про

е

пр

Стратегическое планирование

Управление финансами

Управление контрактами

Управление стоимостью

Управление качеством

Управление персоналом

Управление строительством

Управление проектом

Управление собственностью и акционерным капиталом

еы

§ а-а °

м ^

Участие в конкурсах /на гос. заказ/

Подготовка и додача конкурсной док-ции

Заключение ^ контракта по результатам аук циона

к Работа с под> рядчиками

Закупки и выбор поставщи

Строитель > ство объекта

Контроль за ыполнением работ

Сдача объекта в ксплуатацию

Эксплуатацио: > ное обслуживание

б О

Бухгалтерский учет

^кЛ

Обеспечение кадровыми ресурсами

Юридическое обеспечение

Материально-техническое обеспечение

Обеспечение охраны труда

Обеспечение транспортом и спецтехникой

Охрана орга- Г

низации

Ремонт строи-

тельной тех-

ники и обору-

дования

Обеспечение информационными ресурсами

Организация документооборота

З а к а

3

4 и к

Модель бизнес-процессов строительно-монтажной организации

Библиографическая ссылка

1. Римаренко О. В., Жирнова Е. А. Реализация пирамиды качества в требованиях ГОСТ Р ИСО 90012008 // Проблемы сертификации и управления качеством : материалы ежегодной регион. науч.-практ.

конф. (6 ноября 2009 г.). Красноярск : СибГТУ, 2009. С. 183-187.

© Римаренко О. В., Жирнова Е. А., 2011

УДК 658.713.7

А. В. Саламатова Научный руководитель - Е. Д. Беспалова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ОБЗОР МЕТОДИК УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОМЫШЛЕННЫХ ТОВАРОВ

Рассматривается многообразие существующих методик и затрагивается тема актуальности их применения с учетом российской специфики.

Важным условием успеха в развитии экономики сегодня стало производство конкурентоспособной продукции. Основа конкурентоспособности - качество. Процесс глобализации в экономике обостряет конкуренцию, в таких условиях выживает лишь тот, кто обеспечивает высокое качество при низкой цене. В последние годы все эти факторы вызвали бурное развитие сис-

тем, методов и инструментов менеджмента качества. Опыт стран, где эти системы доказали свою эффективность (Япония, Германия, Великобритания, США и др.), показывает, что качества можно достигнуть лишь совместными усилиями всего коллектива при активной позиции руководства и использовании всех современных методов и инструментов менеджмента качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.