УДК 338.48
© П. А. Кислощаев, Н. В. Капитонова
СИСТЕМА КРИТЕРИЕВ, ПОКАЗАТЕЛЕЙ И УГРОЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В статье рассматривается система критериев, показателей и угроз экономической безопасности. Обосновывается дополнение классификации угроз экономической безопасности институциональными и региональными угрозами. Предложено разделить угрозы на регионально-локальные и глобально-общенациональные, что связано с исследованиями экономической безопасности на региональном уровне.
Ключевые слова: экономическая безопасность, критерий, показатель, угроза, пороговое значение, кризис, теневая экономика.
P.A. Kisloshchaev, N.V. Kapitonova
SYSTEM OF CRITERIA, INDICATORS AND THREATS OF ECONOMIC SAFETY
In article the system of criteria, indicators and threats of economic safety is considered. Addition of classification of threats of economic safety institutional and regional threats is proved. It is offered to divide threats on regional-local and is globalnational, that is connected with researches of economic safety at regional level.
Keywords: economic safety, criterion, an indicator, threat, threshold value, crisis, shadow economy.
Немаловажную роль в рамках исследования экономической безопасности в экономической науке играет установление основных критериев, показателей и угроз экономической безопасности [9].
Под критерием экономической безопасности, как правило, понимается оценка состояния экономики с точки зрения обеспечения экономической безопасности, а именно, оценка [8, 49]:
- ресурсно-минеральной базы;
- уровня эффективности использования труда, земли, капитала;
- конкурентоспособности экономики;
- целостности экономического пространства;
- экономической независимости, суверенитета;
- социальной стабильности.
Показателями экономической безопасности являются нормативные характеристики и их индикаторы, которые отвечают следующим свойствам [5]:
- они в количественной форме отражают угрозы экономической безопасности государства;
- обладают высокой чувствительностью и изменчивостью и поэтому большей сигнальной способностью предупреждать общество, государство и субъектов рынка о возможных опасностях в связи с изменением макроэкономической ситуации, принимаемых правительством мер в сфере экономической политики;
- взаимодействуют между собой в достаточно сильной степени. Следует отметить, что для функционирования системы экономической безопасности государства именно третье свойство является самым важным. Взаимодействие показателей существует всегда, но только при определенных условиях нарастания силы опасности они выходят за определенные границы, приобретают экстремальный характер и становится очевидными. Накопление информации о численных параметрах такого взаимодействия необходимо для определения социально-экономических последствий принимаемых макроэкономических решений, оценки значимости тех или иных угроз экономической безопасности государства.
В систему показателей экономической безопасности (ПЭБ) включают: уровень и качество жизни, темпы инфляции, норму безработицы, экономический рост, государственный долг, встроенность в мировую
экономику, состояние золотовалютных резервов, деятельность теневой (ненаблюдаемой) экономики, состояние экологии [10, 75].
Известны и другие подходы к типологизации показателей, так С. А. Афонцев агрегирует их по пяти группам [1]:
1) экономические отношения;
2) социальная сфера;
3) демографическая ситуация;
4) экологическая ситуация;
5) политические отношения.
Подобная группировка показателей представляется крайне важной для разработки соответствующих мероприятий по обеспечению экономической безопасности страны.
Для трактовки экономической безопасности важно выделить такие понятия, как пороговые значения и угрозы. Пороговые значения характеризуют предельные значения показателей, игнорирование которых препятствует нормальному развитию экономики и социальной сферы и приводит к формированию разрушительных тенденций в области производства и уровня жизни населения [10, 82]. Превышение пороговых значений ведет к формированию угроз, которые тормозят развитие экономики.
Угроза - это совокупность условий и факторов дестабилизации, создающая опасность интересам граждан, общества и государства, а также национальным ценностям и национальному образу жизни [8, 10].
С. Ю. Глазьев рассматривает угрозу как постоянно существующую объективную реальность, потенциально направленную на нарушение свойств системы, уровень опасности которой не зависит от усилий по обеспечению безопасности [3].
В общем виде угрозы экономической безопасности могут быть классифицированы по таким агрегированным признакам, как внешние и внутренние угрозы [10, 77-79].
Интересной представляется классификация внутренних и внешних угроз предложенная Г. С. Вечкановым. К внутренним угрозам он отнес [2, 67]:
- нарастание структурной деформации экономики страны;
- снижение инвестиционной и инновационной активности;
- разрушение научно-технического потенциала страны;
- действие устойчивой тенденции к превращению страны в топлив-но-сырьевую периферию развитых стран;
- усиление имущественного расслоения общества.
К внешним угрозам экономической безопасности Г. С. Вечканов относит [2, 68]:
- «утечка умов» за границу;
- «бегство капитала» за рубеж;
- рост государственного долга;
- нарастание импортной зависимости по продовольствию и потребительским товарам;
- излишняя открытость экономики.
Из вышеперечисленных внутренних угроз экономической безопасности особо выделим нарастание структурной деформации экономики, так как чтобы обеспечить экономический рост в стране, необходимо провести структурные модификации в экономике, суть которых заключается в соответствии структуры производства и структуры спроса.
Наиболее опасной угрозой экономической безопасности является усиление имущественного расслоения общества, глубокая поляризация благосостояния и дезинтеграция общества. Базой воспроизводства бедного населения является низкий уровень развития экономики. Поэтому для снижения уровня бедности необходимо повысить темпы экономического роста, ввести прогрессивную систему налогообложения физических лиц.
Из внешних угроз экономической безопасности выделим некоторые. «Утечка умов», эмиграция населения ведет к сокращению интеллектуального потенциала, а, следовательно, и к сдерживанию экономического развития страны. Одной из ключевых угроз экономической безопасности является «бегство капитала». Инвестиции в национальную экономику способствуют развитию народного хозяйства данной страны, повышению уровня и качества жизни ее населения. Вывезенный за границу капитал «работает» на ту страну, в которую он ввезен.
Внутренние и внешние угрозы тесно взаимосвязаны, и, как правило, одни являются следствием или причиной других.
В соответствии со структурой формирования угроз, предложенной В. В. Криворотовым, А. В. Калина и Н. Д. Эриашвили, все внутренние угрозы экономической безопасности России и ее регионов делятся на четыре крупных блока [7]:
1. Угрозы производственного и технологического характера.
2. Финансовые угрозы.
3. Организационно-правовые угрозы.
4. Социальные и демографические.
В спектре внутренних угроз, по нашему мнению, особое внимание в проводимых научных исследованиях необходимо уделить следующим двум угрозам:
1. Развитие сектора теневой экономики.
2. Состояние сектора малого предпринимательства.
Опасность расширения теневой экономики для общества состоит в
том, что она значительно сокращает налогооблагаемую базу, что влияет на уровень собираемости налогов и в основном является дестабилизирующим фактором развития официального сектора экономики. Необходимо отметить особенную социальную значимость малого предпринимательства для регионов. «В настоящее время наиболее значимыми эффектами функционирования малых предприятий во всех регионах являются прирост рабочих мест и поступления в бюджет. Социальную эффективность малого предпринимательства на региональном уровне можно оценивать системой показателей: снижение уровня безработицы, рост доходов, увеличение поступлений в бюджет за счет МП» [4].
Классификация угроз требует доработки и здесь можно согласиться с Е. Д. Кормишкиным, который дополнил классификацию угроз экономической безопасности: ввел две новые группы угроз - прямые и косвенные, первичные и вторичные (рис. 1) [6].
Рис. 1. Классификация угроз экономической безопасности Е. Д. Кормишкина
В основу предлагаемой классификации угроз положены не только распределение их по группам в зависимости от различных признаков, но и роль этих групп по их значимости для развития экономики. Такой подход позволяет выделить угрозы, представляющие наибольшую опасность для любой экономической системы. К ним относятся глобальные и общенациональные, внешние и внутренние, прямые, первичные угрозы реального характера. Ранжирование угроз имеет большое практическое значение для субъектов экономической безопасности и органов управления.
Основываясь на предложениях Е. Д. Кормишкина, нами была дополнена классификация угроз экономической безопасности, в которую введены институциональные и региональные угрозы, при этом предложено разделить угрозы на регионально-локальные и глобально-общенациональные, что связано с нашими исследованиями экономической безопасности на региональном уровне (рис. 2).
Рис. 2. Схема классификации угроз экономической безопасности
Дополненная классификация угроз позволяет с региональной точки зрения определить более точно опасность для экономики на мезоуровне.
Анализ внутренних угроз экономической безопасности в аспекте их источников позволил нам определить наиболее важные аспекты влияния внутренних угроз на уровень экономической безопасности, дополнив их институциональным источником.
Такая классификация угроз позволяет более качественно определить угрозы экономической безопасности, и выявленные нами ранее, и представляющие опасность для любой экономической системы: слаборазвитый сектор малого предпринимательства и высокий уровень теневых экономических отношений.
В рамках рассмотрения угроз национальной экономической безопасности РФ в случае возникновения кризисных экономических ситуаций в регионах мы акцентируем внимание на следующих случаях:
а) когда действие отдельных факторов дестабилизации достигает такой степени остроты (или глубины преодоления пороговых уровней), при которой могут наблюдаться необратимые изменения отдельных сфер хозяйственного комплекса региона. Это, во-первых, сказывается на экономике сопредельных территорий; во-вторых, учитывая принадлежность региона к общей системе территориального разделения труда, отражается на экономике РФ и требует долгосрочных и высокозатратных усилий Центра;
б) когда ликвидация последствий преодоления пороговых уровней в регионе в краткосрочной перспективе выходит из-под контроля на региональном уровне и становится возможной только при дополнительном (сверхлимитном) финансировании из централизованных источников (федерального бюджета).
При мониторинге угроз экономической безопасности и государственной деятельности по защите национальных интересов страны в области экономики необходимо выявить критические «болевые точки», выход за пределы которых грозит разрушительными процессами. Следовательно, из всего множества показателей уровня угроз экономической безопасности необходимо выделение тех, которые отражают эти критические «болевые точки». Именно эти показатели используются в качестве пороговых значений экономической безопасности.
Таким образом, пороговые значения экономической безопасности государства - это количественные показатели, численно отражающие предельно допустимые с позиции экономических интересов соотношения пропорций хозяйственной деятельности, несоблюдение которых препятствует нормальному ходу экономического развития различных элементов воспроизводства, что угрожает экономической безопасности стран. Пороговые значения характеризуют предельные значения показателей, игнорирование которых препятствует нормальному развитию экономики и социальной сферы и приводит к формированию разрушительных тенденций в области производства и уровня жизни населения. Превышение пороговых значений ведет к формированию угроз, которые тормозят развитие экономики, так как угроза - это совокупность условий и факторов дестабилизации, создающая опасность интересам граждан, общества и государства, а также национальным ценностям и национальному образу жизни.
Литература
1. Афонцев С. А. Дискуссионные проблемы концепции национальной экономической безопасности: практ. пособие. - М., ОЛМА-ПРЕСС, 2001.
2. Вечканов Г. С. Экономическая безопасность. - СПб.: Питер, 2007. -С. 67, 68.
3. Глазьев С. Ю. Основы обеспечения экономической безопасности страны - альтернативный реформационный курс // Российский экономический журнал. - 1997. - № 1. - С. 5.
4. Эффективность поддержки малого предпринимательства / А. Дадашев [и др.] // Вопросы экон. - 2002. - № 7. - С. 127-139.
5. Колосов А.В. Экономическая безопасность хозяйственных систем: учебник / под ред. А. В. Колосова. - М.: Изд-во РАГС. - 446 с.
6. Кормишкин Е. Д. Экономическая безопасность региона: теория, методология, практика. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та. - 2002. - 144 с.
7. Криворотов В. В., Калина А. В., Эриашвили Н. Д. Экономическая безопасность государства и регионов: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Экономика». - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 351 с.
В. Ю. Буров, В. П. Бауэр. Проблемы обеспечения экономической безопасности субъектов малого предпринимательства
8. Олейников Е. А. Основы экономической безопасности (государство, регион, предприятие, личность) / под ред. Е. А. Олейникова. - М.: Бизнес-Школа «Интел-Синтез», 1997. - С. 10, 49.
9. Самсонов К. Элементы концепции экономической безопасности // Вопросы экон. - 1994. - № 12. - С. 14-24.
10. Сенчагов В. К. Экономическая безопасность России: общий курс: учебник, 2-е изд. - М.: Дело, 2005. - С. 75, 77-79, 82.
Кислощаев Павел Андреевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры антикризисного управления, финансов и кредита Забайкальского государственного университета. +7 924 373 0636; e-mail: [email protected]
Капитонова Наталья Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры антикризисного управления , финансов и кредита Забайкальского государственного университета. +7 924 373 0061; e-mail: [email protected]
Kisloshchaev Pavel Andreevich, PhD in Economics, Associate Professor, antirecessionary management, the finance and credit department. +7 924 373 0636; e-mail: [email protected]
Kapitonova Natalia Vladimirovna, PhD in Pedagogics, Associate Professor, anti-recessionary management, the finance and credit department. +7 924 373 0061; email: [email protected]