ЭКОНОМИКА
ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
УДК 338.48
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ — ОСНОВА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ
© Кислощаев Павел Андреевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры антикризисного управления, финансов и кредита Забайкальского государственного университета Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30. Е-mail: neoprofessor@mail.ru
© Монич Иван Павлович, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и бухгалтерского учета Забайкальского государственного университета Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30. Е-mail: i_v_a_n@mail.ru
Статья посвящена вопросам обеспечения продовольственной безопасности России на основе регулирования ее продовольственного подкомплекса. Чтобы сохранить и улучшить здоровье населения, нужно обеспечить его полноценным питанием, структура которого должна быть дифференцирована по регионам с учетом национальных традиций. Современная система оценки уровня продовольственной безопасности страны требует наличия более широкого спектра показателей. В статье проанализирована динамика уровня потребления населением страны основных продуктов питания. Рассматриваются социально-экономические факторы, от которых зависит продовольственная безопасность России, основные критерии продовольственной безопасности, главным из которых является уровень самообеспеченности продуктами питания на всех территориальных уровнях страны. Обозначается необходимость государственного регулирования экономики в целом и ее продовольственного подкомплекса в частности. Предложено решение ряда задач для обеспечения достойного уровня продовольственной безопасности и выработки политики развития на долгосрочную перспективу.
Ключевые слова: продовольственная безопасность; экономика России; импорт; экспорт; продукты питания; самообеспечение; потребительская корзина.
PROVISION OF FOOD SAFETY AS THE BASIS OF ECONOMIC POLICY OF RUSSIA
Kisloshchaev Pavel A., PhD in Economics, A/Professor, department of anti-recessionary management, finances and credit, Transbaikal State University 30, Alexandro-Zavodskaya, Chita, 672039, Russia
Monich Ivan P., PhD in Economics, A/Professor, department of economics and accounting, Transbaikal State University
30, Aleksandro-Zavodskaya, Chita, 672039, Russia
The article is devoted to the issues of provision of food safety of Russia on the basis of regulation of its food subcomplex. To keep and improve population health, it is necessary to provide it with high-grade food which structure should be differentiated by regions taking into account national traditions. The modern system of estimation of the country food safety level demands the wider range of indicators. In the article the dynamics of consumption level of the basic foodstuff by the population of the country is analysed. Socioeconomic factors, which food safety of Russia depends on, the basic criteria of food safety are considered, the main of which is the level of foodstuff self-sufficiency at all territorial levels of the country. The necessity of state regulation of economy on the whole and of its food subcomplex in particular is designated. The solution of a set of problems for the provision of the worthy level of food safety and working out a policy of development for long-term prospect is proposed.
Keywords: food safety, economy of Russia, import, export, foodstuff, self-provision, consumer's basket.
Продовольственная безопасность — важнейшая составляющая часть национальной безопасности государства. Ее рассматривают как гарантию государством удовлетворения потребностей населения страны в продовольствии на достаточном уровне. Для сохранения и улучшения здоровья населения необходимо обеспечить его здоровыми продуктами питания, на основе разнонаправленной политики государства по регионам с учетом национальных ценностей [10].
Продовольственная независимость является важным условием продовольственной безопасности страны. Она удовлетворяет основную часть потребностей населения страны в продуктах питания за счет АПК [4].
Основу продовольственной безопасности составляют социально-экономические факторы, среди которых выделяют:
- качество жизни населения;
- минимальный контроль качества продуктов;
- зависимость от природных факторов внешней среды;
- протекционизм [6].
Главным условием обеспечения населения продовольствием является производство продукции собственного производства [7].
Для того чтобы обеспечить государство достаточным уровнем продовольствия, необходимо создание запасов продовольствия, временным лагом которых является отрезок не менее шести лет, а научная составляющая государства должна основываться на уровне мировых достижений, НИОКР.
Уровень продовольственной безопасности определяется через систему ее показателей оценки, которые обусловлены:
- физической доступностью продовольствия, т. е. наличием продуктов питания на территории страны в резерве;
- экономической доступностью продовольствия, основывающейся на потребительской корзине;
- безопасностью производства, т. е. недопущением распределения, обмена и потребления пищевых продуктов, произведенных не по нормам государственного стандарта.
Важными критериями продовольственной безопасности являются: доля расходов на продовольствие в общих расходах отдельных групп населения, территориальная доступность продуктов (оценка которого основана на третьей степени ценовой дискриминации), уровень «удобства» продовольствия (потребление более современных и защищенных продуктов).
Главным критерием достижения продовольственной безопасности является уровень самообеспеченности продуктами питания на всех территориальных уровнях страны [1]. Основой данного критерия является способность государства удовлетворять потребности населения в питьевой воде, продуктах питания вне зависимости от эндогенных и экзогенных угроз. Суммируя достоинства вышеприведенных показателей, предлагаем дополнить систему критериев оценки продовольственной безопасности таким показателем, как коэффициент продовольственной зависимости.
В качестве его расчета рекомендуем следующую формулу:
Кпз = О^а, (1)
где — объем импорта;
Оа — объем спроса.
При этом могут быть выделены три уровня продовольственной зависимости:
- если коэффициент находится в пределах от 0,2 до 0,3, то уровень продовольственной зависимости безопасный;
- если коэффициент находится в пределах от 0,27-0,35, то уровень продовольственной зависимости определяется как пороговый;
- если коэффициент выше 0,7, то уровень критический.
Коэффициент продовольственной зависимости актуален для стран с переходной экономикой, т. к. в условиях либерализации внешней торговли существующая политика протекционизма привела к вытеснению с рынка собственных производителей как в России, так и в других странах с переходной экономикой. Так, за счет импорта ныне формируется около 30 % продовольственных ресурсов России, а в Москве — 60 %.
В сложившейся ситуации основной задачей в решении проблемы продовольственной безопасности является стабилизация отечественного производства, основанная на государственной поддержке сектора малого предпринимательства (МП). Данная необходимость подтверждается опытом развитых стран, где социальные трансферты государства составляют значительный вес в доходах аграрного сектора. Так, в Норвегии они равны 77 %, Финляндии — 71 %, Японии — 66 %, Швеции — 59 %, Канаде — 45 %, США — 35 %. Игнорирование со стороны государства важности роли МП в экономике России подтверждается недостаточным уровнем его развития. Вклад сектора МП в ВВП страны составляет около 20 %, что, в свою очередь, заставляет представителей малого бизнеса переориенти-
П. А. Кислощаев, И. П. Монич. Обеспечение продовольственной безопасности — основа экономической политики России
ровать свою деятельность в теневой сектор экономики, а это приводит к снижению уровня продовольственной безопасности страны и к зависимости от иностранных государств [2].
Таким образом, продовольственная безопасность — это, прежде всего, обеспечение определенного отечественного уровня производства, либо полное самообеспечение, либо поддержание критического минимума.
Государство выступает гарантом обеспечения населения страны продовольствием, прежде всего, за счет собственного производства. Основу такого производства составляет агропромышленный комплекс. Сельскохозяйственное производство представлено ведущей сферой АПК, которое получает производственные ресурсы от 70 сфер производства и направляет свою продукцию 50 отраслям экономики. В экономике АПК наблюдается рост объема валовой продукции сельского хозяйства. Так, за 2002-2010 гг. хозяйственными организациями было получено свыше 90 млрд р. прибыли, а эффективность производства выросла с 0,5 до 18 %.
Несмотря на положительные сдвиги в развитии АПК и обеспечении его интенсивного роста, некоторые проблемы остаются неразрешенными, прежде всего, на высоком уровне остается размер задолженности по кредитам в организациях хозяйственного направления. По основным обязательствам размер задолженности составил в 2011 г. более 1,5 трлн р.
В последнее время потребность населения России в продовольственных товарах удовлетворяется отечественными производителями примерно на 50 % с учетом экспертной оценки объемов неорганизованного ввоза и продажи товаров на продовольственных рынках. По статистическим оценкам, уровень питания на одного человека в сутки составляет 2300 ккал (2590 ккал — в 1990 г.). В странах с развитой рыночной экономикой такой уровень равен 3700-3900 ккал. По международной классификации Всемирной продовольственной организации, питание на уровне 2150 калорий характеризует условия постоянного недоедания. Жизнеспособным уровнем для человека является уровень в 2600 ккал.
Анализ потребления населением страны основных продуктов питания из потребительской корзины на гражданина представлен в таблице 1.
По сравнению с экономически развитыми странами потребление продовольствия в России недостаточно, а по некоторым видам продукции снижается.
Дефицит потребления продовольствия за последние годы по сравнению с научными нормами потребления наблюдается по мясу, молоку, яйцу, рыбе и картофелю. Нехватка продовольствия покрывается за счет импорта [3].
Таблица 1
Потребление основных продуктов питания в России, кг/год
Наименование продукции Научная норма потребления 1990 1995 2000 2005 2010 2013 2013 в % к 1990
Рыба и рыбопродукты 25 20 9 10 12 25 27 104
Мясо и продукты 89 75 55 45 55 63 68 102
Молоко и молокопро-дукты 392 386 253 216 235 226 254 78
Картофель 118 106 124 118 133 77 78 65
Яйца, шт. 297 297 214 229 250 221 232 85
Овощи и бахчевые культуры 139 89 76 86 103 98 100 112
Зерно 110 120 125 119 123 98 103 95
Сахар и кондитерские изделия 41 47 32 35 38 43 45 283
В России уровень обеспеченности населения основными продуктами питания по рекомендуемым Минздравсоцразвития нормам составляет:
- по мясу и молочным продуктам — около 80 %;
- по овощам и фруктам — 75-77 %;
- по рыбе и рыбопродуктам — 55 %.
Если же провести перерасчет по действующим нормам, то по мясу обеспечение составит меньше 70 %, а по молоку немногим более 65 %. Однако даже этот уровень потребления достигается не только за счет собственного производства, но и в значительной мере за счет импорта.
Если в 2001 г. импорт продовольствия и сельскохозяйственного сырья Россией составлял 9,2 млрд дол., то в 2013 г. этот показатель достиг уровня в 55 млрд дол.
Отечественные производители пока не могут обеспечить продовольственную независимость страны. В последние годы ситуация еще более осложняется из-за вступления России в ВТО, когда свобода действий государства в области защиты внутреннего рынка и финансовой поддержки производителей ограничена правилами этой организации в условиях крайне низкого уровня рентабельности, государственной поддержки, неподготовленности производственных фондов, развития социальной инфраструктуры, деградации почвы [5].
Низкий уровень продовольственной независимости отрицательно сказывается на ценовой неустойчивости агропродовольственного рынка. Перспектива введения ЕС санкций на некоторые виды продовольствия весьма неутешительна и может привести к новому витку продовольственной инфляции.
При определении мер государственного обеспечения продовольственной безопасности РФ необходимо решить ряд задач:
- изучить потребительский спрос на основе соотношения цены и уровня доходов населения [9];
- определить себестоимость производства по основным видам продуктов животноводства и растениеводства, их переработки и доведения до потребителя;
- проанализировав импорт продуктов питания, определить таможенные тарифы, развивающие здоровую конкуренцию на основе грамотно продуманной политики протекционизма [8];
- провести технологическую модернизацию сельского хозяйства и пищевой промышленности;
- сформировать кадровый потенциал отрасли, способный осваивать инновационные технологии;
- осуществить масштабное возвращение в сельскохозяйственный оборот заброшенных сельскохозяйственных угодий;
- создать современную социальную инфраструктуру сельских территорий.
Первым этапом государственного регулирования экономики является принятие решения по разработке новой доктрины продовольственной безопасности страны и регионов. Региональная политика в области обеспечения продовольственной безопасности должна отталкиваться, прежде всего, от географического расположения и максимального использования региональной ресурсной базы. Для того чтобы усилить роль государства в развитии и обеспечении этого сектора экономики, необходим переход на интенсивный путь развития сельского хозяйства, а первым этапом должно стать введение государственного заказа на производимую отечественную продукцию по рентабельным ценам, а также государственное развитие производства необходимых продуктов, основанное на материальных стимулах и инвестициях в переработку продукции.
Вторым этапом государственного регулирования экономики в области обеспечения продовольственной безопасности страны и сохранения ее национальных интересов должны стать разработка и принятие федерального закона о продовольственной безопасности.
В экономиках развитых стран практикуется применение двух подходов к обеспечению продовольственной безопасности:
- поддержка сельскохозяйственного товаропроизводителя и максимальное самообеспечение основными видами продовольствия;
- комбинированная система развития сельскохозяйственных товаропроизводителей и потребителей продовольствия.
В Российской Федерации возможно применение двух подходов развития в комплексе, учитывая интересы потребителя и сельхозтоваропроизводителя.
Литература
1. Березенков В. В., Гайдук В. И., Михайлушкин П. В. Коммерческая деятельность: учеб. пособие. — Краснодар, 2010. — С. 256.
2. Буров В. Ю. Экономическая безопасность субъектов малого предпринимательства в условиях теневых экономических отношений // Безопасность бизнеса. — 2012. — № 4. — С. 24-25.
3. Демин С. Ю. К проблеме продовольственной безопасности и импорта продовольствия в Россию // Известия ИГЭА. — 2009. — № 4(66). — С. 136.
А. С. Кутумов. Современный подход к изучению молодежи и ее роли в социально-экономическом развитии страны
4. Капканщиков С. Г. Государственное регулирование экономики. — М.: КНОРУС, 2006. — 352 с.
5. Киреенко А. П. Последствия вступления России во Всемирную торговую организацию для региональной экономики. — Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2013. — С. 113-114.
6. Нечаев В. И. Основные тенденции современной аграрной политики / КубГАУ. — Краснодар, 2008. —
30 с.
7. Лущик А. А. Региональная политика обеспечения населения доступным продовольствием // Известия ИГЭА. — 2012. — № 1(81). — С. 95.
8. Нечаев В. И., Резниченко С. М. Региональные аспекты государственного регулирования агропромышленного производства. — СПб.: Лань, 2009. — 336 с.
9. Роузфилд С. Сравнительная экономика стран мира: Культура, богатство и власть в XXI веке. — М., 2004. — 432 с.
10. Свирейко Н. Продовольственная безопасность: методы исследования, пути достижения // Журнал международного права и международных отношений. — 2004. — № 4. — С. 19-26.
УДК 331
СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ МОЛОДЕЖИ И ЕЕ РОЛИ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ СТРАНЫ
© Кутумов Андрей Сергеевич, аспирант Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления.
Россия, 670013, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 40В. Е-mail: kutumovandrei@gmail.com
В статье рассмотрена эволюция теоретических подходов к определению понятия «молодежь». Проведен анализ определений и взглядов на молодежь в разные эпохи, отмечены соответствующие роли этой социальной группы в определенные исторические периоды. Отмечается, что перед современным молодым поколением стоят более серьезные и глобальные вызовы. Прежде всего, автор связывает это с возрастающей экономической и демографической нагрузкой на молодое поколение, которому предстоит обеспечивать устойчивое развитие страны на протяжении ближайших десятилетий. В связи с этим обосновывается необходимость проведения последовательной и стабильной государственной молодежной политики, разносторонних и комплексных исследований молодежи, как стратегического ресурса и носителя инновационного потенциала успешного социально-экономического развития нашей страны.
Ключевые слова: молодежь, потенциал, молодое поколение, социально-экономическое развитие, инновационный потенциал, устойчивое развитие.
MODERN APPROACH TO THE STUDY OF YOUTH AND ITS ROLE IN SOCIOECONOMIC DEVELOPMENT OF THE COUNTRY
Kutumov Andrei S., Research Asssistent, East-Siberian State University of Technologies and Management
40 V, Klyuchevskaya, Ulan-Ude, 670013, Russia
The article deals with the evolution of theoretical approaches to the definition of the concept "youth". The analysis of definitions and views on young people at different times has been made, the respective roles of this social group in certain historical periods have been pointed out. It is pointed out that prior to today's younger generation are more serious and global challenges, in contrast to the youth of other eras. First of all, the author attributes this to the growing economic and demographic burden on the young generation, which will ensure the sustainable development of the country over the next decades. In this regard, the necessity of consistent and stable state youth policy, a versatile and comprehensive research of such a multifaceted phenomenon as youth, in which it should be viewed as a strategic resource and holder of innovation potential of successful social and economic development of our country. Keywords: youth, potential, young generation, socioeconomic development, innovation potential, sustainable development.
В условиях новых вызовов, которые возникают на международном, государственном и региональном уровнях, руководство нашей страны все больше внимания начинает уделять молодому поколению. В связи с этим в российском сообществе проблемами развития молодого поколения, его вовлечения в социально-экономическую жизнь общества стали активнее заниматься социологи, по-