Научная статья на тему 'СИСТЕМА "КОМПЛАЕНС-КОНТРОЛЬ" КАК ИНСТРУМЕНТ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ'

СИСТЕМА "КОМПЛАЕНС-КОНТРОЛЬ" КАК ИНСТРУМЕНТ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
142
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛАЕНС-КОНТРОЛЬ / ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ / СТРАХОВЫЕ КОМПАНИИ / РИСКИ / КОМПЛАЕНС СИСТЕМА / COMPLIANCE CONTROL / INTERNAL CONTROL / INSURANCE COMPANIES / RISKS / COMPLIANCE SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тургаева Аксана Альбековна

Задача. В статье раскрывается сущность системы комплаенс-контроль. Автор проводит исследование данной системы в сфере страхования, указывая на недостаточность исследований данного вопроса другими авторами. Указывается на применение данной системы как инструмента внутреннего контроля, проводимого страховыми компаниями. Выделяются комплаенс риски как в общем для всех организаций, так и для страхового бизнеса в частности. Современные тенденции экономического развития российских компаний направлены не только на повышение качества предоставляемых услуг, но также соответствие их международным стандартам качества, выходом на международный уровень. Все это требует от страховых компаний соблюдение законодательства, применение передовых информационных технологий, разработок программ внутреннего контроля деятельности компании, основанных, например, на идеологии комплаенс. Предложенная система комплаенс контроля в российской практике все еще находится на этапе зарождения, при том, что в развитых зарубежных государствах многие направления данной системы контроля прочно вошли в хозяйственно-экономическую деятельность компаний различных отраслей. Модель. В рамках исследования были рассмотрены вопросы определения места системы комплаенс-контроля в проведении внутренних проверок и аудита страховых компаний, его ресурсное обеспечение и основные положения для практического внедрения в процесс внутреннего контроля. Выводы. Система комплаенс контроль требует серьезного подхода при его внедрении, нового видения проведения внутреннего контроля, разработок определенных комплаенс-программ, -стратегий, -планов. Система призвана выявлять комплаенс-риски, повышать репутацию компании, объективно оценивать деятельность и руководителей, повышать уровень эффективности контроля, что в результате позволит страховым компаниям, ориентированным на идеологии комплаенс при проведении внутреннего контроля выйти на международный рынок. Практическое значение. Исследования показали преимущества применения идеологии комплаенс во внутреннем контроле страховых компаний. Безусловно, это потребует от страховых компаний повышение уровня профессионализма специалистов по внутреннему контролю, умений организовать рабочую группу профессионалов системы комплаенс контроля. Система потребует придерживаться антикоррупционных правовых и комплаенс-контроль нормативов, что только улучшит репутацию компании, так как просто придется придерживаться строгости в данном вопросе по отношению к сотрудникам и руководству. Сферу комплаенс можно использовать для каждой отдельной финансовой и хозяйственной операции в компании, поэтому данная система контроля будет выступать дисциплинирующим фактором деятельности страховых компаний. Оригинальность. Результатом исследования стало выделение из общего числа комплаенс рисков конкретные для страховых компаний. Выявлены отличия между внутренним контролем и комплаенс системой. Предложены конкретные действия для внедрения комплаенс контроля в страховые компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The compliance control system as an instrument of internal control of insurance organizations

Task. The article reveals the essence of the compliance control system. The author conducts a study of this system in the insurance industry, indicating the insufficiency of research on this issue by other authors. The use of this system as an instrument of internal control conducted by insurance companies is indicated. Compliance risks are highlighted both in general for all organizations, and for the insurance business in particular. Current trends in the economic development of Russian companies are aimed not only at improving the quality of services provided, but also complying with their international quality standards, reaching an international level. All this requires insurance companies to comply with the law, apply advanced information technologies, develop internal control programs for the company, based, for example, on the ideology of compliance. The proposed compliance control system in Russian practice is still in its infancy, despite the fact that in developed foreign countries many areas of this control system are firmly included in the economic and economic activities of companies in various industries. Model. As part of the study, issues of determining the place of the compliance control system in conducting internal audits and audits of insurance companies, its resource support and the main provisions for practical implementation in the internal control process were considered. Summary. The compliance control system requires a serious approach in its implementation, a new vision of internal control, the development of certain compliance programs, strategies, plans. The system is designed to identify compliance risks, increase the reputation of the company, objectively evaluate the activities and managers, increase the level of control effectiveness, which as a result will allow insurance companies oriented to the ideology of compliance when conducting internal control to enter the international market. Practical importance. Studies have shown the benefits of using compliance ideology in the internal control of insurance companies. Of course, this will require insurance companies to increase the level of professionalism of specialists in internal control and the ability to organize a working group of professionals of the compliance control system. The system will require adherence to anti-corruption legal and compliance control standards, which will only improve the reputation of the company, as you simply have to adhere to strictness in this matter in relation to employees and management. The compliance sphere can be used for each separate financial and business transaction in the company, therefore this control system will act as a disciplining factor for the activities of insurance companies. Originality. The result of the study was the allocation of specific risks for insurance companies from the total number of compliance risks. Differences between internal control and compliance system were revealed. Concrete actions are proposed for the implementation of compliance control in insurance companies.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА "КОМПЛАЕНС-КОНТРОЛЬ" КАК ИНСТРУМЕНТ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

УДК 657.631.8

JEL: M 41, М 42, M 49, G22

3.2. Система «комплаенс-контроль» как инструмент внутреннего контроля страховых организаций

©А. А. Тургаева

Астраханский государственный технический университет, г. Астрахань, Российская Федерация

e-mail: a_turgaeva@mail.ru

Аннотация. Задача. В статье раскрывается сущность системы комплаенс-контроль. Автор проводит исследование данной системы в сфере страхования, указывая на недостаточность исследований данного вопроса другими авторами. Указывается на применение данной системы как инструмента внутреннего контроля, проводимого страховыми компаниями. Выделяются комплаенс риски как в общем для всех организаций, так и для страхового бизнеса в частности. Современные тенденции экономического развития российских компаний направлены не только на повышение качества предоставляемых услуг, но также соответствие их международным стандартам качества, выходом на международный уровень. Все это требует от страховых компаний соблюдение законодательства, применение передовых информационных технологий, разработок программ внутреннего контроля деятельности компании, основанных, например, на идеологии комплаенс. Предложенная система комплаенс контроля в российской практике все еще находится на этапе зарождения, при том, что в развитых зарубежных государствах многие направления данной системы контроля прочно вошли в хозяйственно-экономическую деятельность компаний различных отраслей. Модель. В рамках исследования были рассмотрены вопросы определения места системы комплаенс-контроля в проведении внутренних проверок и аудита страховых компаний, его ресурсное обеспечение и основные положения для практического внедрения в процесс внутреннего контроля. Выводы. Система комплаенс контроль требует серьезного подхода при его внедрении, нового видения проведения внутреннего контроля, разработок определенных комплаенс-программ, -стратегий, -планов. Система призвана выявлять комплаенс-риски, повышать репутацию компании, объективно оценивать деятельность и руководителей, повышать уровень эффективности контроля, что в результате позволит страховым компаниям, ориентированным на идеологии комплаенс при проведении внутреннего контроля выйти на международный рынок. Практическое значение. Исследования показали преимущества применения идеологии комплаенс во внутреннем контроле страховых компаний. Безусловно, это потребует от страховых компаний повышение уровня профессионализма специалистов по внутреннему контролю, умений организовать рабочую группу профессионалов системы комплаенс контроля. Система потребует придерживаться антикоррупционных правовых и комплаенс-контроль нормативов, что только улучшит репутацию компании, так как просто придется придерживаться строгости в данном вопросе по отношению к сотрудникам и руководству. Сферу комплаенс можно использовать для каждой отдельной финансовой и хозяйственной операции в компании, поэтому данная система контроля будет выступать дисциплинирующим фактором деятельности страховых компаний. Оригинальность. Результатом исследования стало выделение из общего числа комплаенс рисков конкретные для страховых компаний. Выявлены отличия между внутренним контролем и комплаенс системой. Предложены конкретные действия для внедрения комплаенс контроля в страховые компании.

Ключевые слова: комплаенс-контроль, внутренний контроль, страховые компании, риски, комплаенс система.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Тургаева А. А. Система «комплаенс-контроль» как инструмент внутреннего контроля страховых организаций

// Проблемы экономики и юридической практики. 2020. Т. XVI. №1. С. 67-71.

The compliance control system as an instrument of internal control of insurance organizations

©A. A.Turgaeva

Astrakhan State Technical University, Astrakhan, Russian Federation e-mail: a_turgaeva@mail.ru

Abstract. Task. The article reveals the essence of the compliance control system. The author conducts a study of this system in the insurance industry, indicating the insufficiency of research on this issue by other authors. The use of this system as an instrument of internal control conducted by insurance companies is indicated. Compliance risks are highlighted both in general for all organizations, and for the insurance business in particular. Current trends in the economic development of Russian companies are aimed not only at improving the

quality of services provided, but also complying with their international quality standards, reaching an international level. All this requires insurance companies to comply with the law, apply advanced information technologies, develop internal control programs for the company, based, for example, on the ideology of compliance. The proposed compliance control system in Russian practice is still in its infancy, despite the fact that in developed foreign countries many areas of this control system are firmly included in the economic and economic activities of companies in various industries. Model. As part of the study, issues of determining the place of the compliance control system in conducting internal audits and audits of insurance companies, its resource support and the main provisions for practical implementation in the internal control process were considered. Summary. The compliance control system requires a serious approach in its implementation, a new vision of internal control, the development of certain compliance programs, strategies, plans. The system is designed to identify compliance risks, increase the reputation of the company, objectively evaluate the activities and managers, increase the level of control effectiveness, which as a result will allow insurance companies oriented to the ideology of compliance when conducting internal control to enter the international market. Practical importance. Studies have shown the benefits of using compliance ideology in the internal control of insurance companies. Of course, this will require insurance companies to increase the level of professionalism of specialists in internal control and the ability to organize a working group of professionals of the compliance control system. The system will require adherence to anti-corruption legal and compliance control standards, which will only improve the reputation of the company, as you simply have to adhere to strictness in this matter in relation to employees and management. The compliance sphere can be used for each separate financial and business transaction in the company, therefore this control system will act as a disciplining factor for the activities of insurance companies. Originality. The result of the study was the allocation of specific risks for insurance companies from the total number of compliance risks. Differences between internal control and compliance system were revealed. Concrete actions are proposed for the implementation of compliance control in insurance companies.

Keywords: compliance control, internal control, insurance companies, risks, compliance system.

FOR CITATION: Turgaeva A. A. The compliance control system as an instrument of internal control of insurance organizations // Economic problems and legal practice. 2020. Vol. XVI. №1. P. 67-71.

ВВЕДЕНИЕ

Двадцать первый век, безусловно, можно называть временем высоких технологий, цифровизации и информационных коммуникаций. Для страховых компаний приоритетным направлением должна быть надежность, стабильность на основе передовых и инновационных технологий используемых для развития своих инфраструктурных условий с целью обеспеченности конкурентоспособности в период перехода страны к цифровой экономике.

Страховые компании также стараются не отставать от преобразований в экономической жизни страны, ее цифровизации. В данных условия честность и порядочность ведения бизнеса, соответствие внутренним нормативам и в тоже время общепринятым социальным ценностям для страховых компаний должны выступать непреходящими нормами ее политики. В помощь на пути к соответствию всем выше перечисленным требованиям может выступить комплаенс-контроль.

МЕСТО СИСТЕМЫ КОМПЛАЕНС ВО ВНУТРЕННЕМ КОНТРОЛЕ СТРАХОВЫХ КОМПАНИЙ

В условиях глобализации бизнеса, расширения границ возможного привлечения новых проектов, технологий, инструментов будущего система комплаенс контроля может обеспечить устойчивое, надежное перспективное развитие. Страховое дело основано на доверии клиентов, выборе компании, которая берется за сохранение имущества и здоровье граждан и общества в целом. Идеология системы комплаенс представляет собой фундамент такого доверия и выбора, которое позволяет двигаться вперед без права на нарушения законодательства и принятых отраслевых стандартов, а также внутренних норм компании. Основными пользователями результатов внутреннего контроля могут выступать регулирующие органы,

налоговые органы, инвесторы, акционеры, учредители, контролирующие органы, клиенты. Доверие таких пользователей можно определить, как в целом доверие общества. Применение системы комплаенс сводит к минимуму риск участия компании в процессах приводящих его к финансовым потерям, сомнительных проектах и потери доверия общества.

Соблюдение стандартов законности и добросовестности как основные принципы системы комплаенс должны являться основанием проведения внутреннего контроля.

Надо отметить тот факт, что даже при утрате силы Указаний № 603-У Центрального банка России1, где раскрывается понятие комплаенс-контроль, данный инструмент продолжает интересовать и оставаться популярным профессиональным термином. Данный инструмент изначально рассматривался для применения в банковской структуре, но изучив более подробно его механизм, считаем целесообразным использование его в страховом бизнесе.

В следствии изменений в законодательстве по отношению к страховым компаниям, в частности касающихся обязательного проведения внутреннего контроля, комплаенс-контроль позволит проводить мониторинг внутри компании, осуществлять контроль за деятельностью финансового сектора на предмет соответствия его работы законодательным актам, тем самым придерживаться идеологии комплаенса.

Комплаенс-контроль формирует условия, при которых действие представителей компании проводятся в соответствии с внутренними комплаенс-контроль стандартами. Само слово комплаенс заимствовано из английского как согласие, соответствие. [1, с.2].

Существуют несколько разновидностей комплаенс-контроля (Рис. 1).

1 «О порядке осуществления внутреннего контроля за соответствием деятельности на финансовых рынках законодательству о финансовых рынках в кредитных организациях»: Указание Банка России от 07.07.1999 N 603-У (в действующей редакции) // «Вестник Банка России». - 14.07.1999. - N 41.

Рисунок 1. Виды комплаенс-контроля. Составлено автором

Все перечисленные виды работают на выявлении несоответствия и нарушений, достоверности данных учета и отчетности, оценки и анализа причин несоответствия, координации и соблюдения стандартов и законодательства в разрезе всех перечисленных процессов. В свою очередь, одной из целей внутреннего контроля является выявления несоответствия. Каждый из данных видов прекрасно дополняет и расширяет возможности внутреннего контроля. Комплаенс-контроль предотвращает нарушение законодательства, снижает реализацию комплаенс рисков на самых ранних стадиях.

Таким образом, система комплаенс призвана усовершенствовать внутренний контроль для реального использования его результатов в целях устойчивого развития и расширения страхового бизнеса, укрепления репутации надежной страховой компании, дополнения его необходимыми инструментами контроля.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОМПЛАЕНС-РИСКОВ В СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ

Специфика страховой деятельности - это само по себе противоречие общепринятым правилам ведения бизнеса: любой бизнес подвержен рискам, но страховые компании подвержены двойному риску, так как сами страхуют от всевозможных рисков юридических и физических лиц, в тоже время сами несут в себе финансовые риски.

Как подтверждает вносимые в федеральный закон «Об организации страховой деятельности в РФ» дополнения, касающиеся проведения мониторинга деятельности с целью выявления рисков неплатежеспособности страховой компании, является доказательством того, что назрела необходимость в развитии и совершенствовании внутреннего контроля в страховой деятельности, применении новых качественных и действенных инструментов, по своевременному выявлению в основном финансовых рисков.

В системе комплаенс-контроль основным объектом выступают комплаенс риски (рис. 2).

Рисунок 2. Комплаенс риски. Составлено автором

На основании выделенных больше приемлемых комплаенс риски банковской структуре, эти риски можно классифицировать на: материальные, временные, стоимостные, интеллектуальные, информационные, трудовые.

Безусловно, все эти риски приемлемы не только банковской сфере, но и многим организациям и компаниям. И представленное разделение на такие группы комплаенс-рисков не является строгим. В зависимости от специфики деятельности могут образовываться и другие риски. Там, где необходимо строго придерживаться стандартов, и кто нацелен на международный рынок, необходима система, позволяющая предупреждать реализацию рисков в действительности. Если переложить данный инструмент контроля на страховые компании, то можно выделить конкретные комплаенс риски для страхования (рис.3.).

Комплаенс риски страховой компании

Нарушение законодательства, мошеннические операции

Легализация (отмывание) пресг/пных доходов

Перевод капиталов за рубеж

Уход от налогов, потеря репутации

Недобросовестное соблюдение сотрудниками страховой организации правил и норм деловой этики

Юридические риски, связанные с регулированием страховой деятельности

Рисунок 3. Комплаенс риски страховой компании. Составлено автором

Как видно из рисунка 3, комплаенс риски в страховании в большей степени связаны с правонарушениями, что позволяет системе комплаенс контроль обеспечить финансовую безопасность компании. Как показывает практика система внутреннего контроля, организованная в страховых компаниях, огораживает их руководителей от всякого рода критики и рассмотрения. Система же комплаенс контроль охватывает систему управления в целом и объективно оценивает деятельность и руководителей в том числе, то есть ориентирована на повышение уровня эффективности контроля.

Таким образом независимо от статуса проверяемых лиц, комплаенс контроль повышает значимость и действенность внутреннего контроля.

МЕХАНИЗМ ВНЕДРЕНИЯ ИДЕОЛОГИИ КОМПЛАЕНС В СИСТЕМУ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ

Как отмечают многие авторы [2, с.43; 3, с. 58; 4, с.102; 5, с.17; 6, с. 65; 7, с.88], комплаенс контроль требует от компаний совершенствование как внутренней нормативной базы, так и всей системы внутреннего контроля, также разработку и внедрение механизмов, противодействующих мошенническим проявлениям и применение мер по противодействию коррупции как среди работников, так и клиентов. Данная система включает в себя эффективное и добросовестное использование активов как в своих интересах, так и в интересах клиентов, в том числе и государства. Система комплаенс-контроль предполагать государственное регулирование деятельности компаний. При этом любую сделку, заключенный договор страхования, инвестирование средств и другие операции страховой компании подвергается комплаенс контролю.

Страховые компании работают в основном с чужими деньгами - взносами страхователей, поэтому необходимо выстраивать систему комплаенс-контроль во взаимодействии и взаимной поддержке между таким инструментарием, как государственный контроль, который ужесточается в последнее время по отношению к сфере страхования, и механизмом внутреннего корпоративного контроля. Оценка комплаенс-рисков и внедрение элементов комплаенс контроль в страховые компании можно рассматривать как перспективным направлением развития всей системы внутреннего контроля [8, с.83].

Компания «МТС» на себе прочувствовала все достоинства данной системы, выйдя на международный уровень: в 2000 году была допущена на Нью-Йоркскую фондовую биржу, результатом стало то, что около 1/3 акций компании теперь обращаются на данной бирже [9, с 64].

Желание выйти на международный уровень, расширить границы возможностей получать большую прибыль, потребует от таких компаний наличие эффективного комплаенс структуры. Этого требует законодательство многих развитых стран. Безусловно, внедрение системы комплаенс контроль потребует разработку комплаенс: -программы, -стратегии и -планы. Для свободы действия в развитии страховой компании необходима хорошо продуманная комплаенс-программа, стимулирующая работников компании действовать решительно, не сковывая их на пути развития здоровой конкуренции, но в рамках законодательства и стандартов.

Система должна иметь официальный статус в компании, с нормативами по функциям, требованиям и т.п. Не многие компании пойдут на это, так как необходимы высококвалифицированные сотрудники, знающие эту систему, кто сможет разработать весь пакет необходимой документации по данному проекту, а также время и финансовые ресурсы.

Система комплаенс контроль имеет свои требования для существования в организации. В первую очередь это касается правильной организации рабочей группы и их независимости. В больших организациях группа контроля должна выполнять только функции по отношению к задачам комплаенс контроля, но такое неприемлемо в малых организациях и в таких ситуациях главное исключить возможность конфликта интересов. Во-вторых, Рабочая группа системы контроля должна иметь свой бюджет, открытый доступ ко всем данным, прямой доступ к совету директоров. В-третьих, одно из главных условий функционирования Системы выступает квалификация и опыт сотрудника в области комплаенс-контроля. Специалист Системы должен хорошо знать законодательство и разбираться в вопросах их соблюдения, четко понимать влияние соблюдения нормативных актов на операции страховой компании. В следствии постоянно обновляющего законодательства, специалист обязан проходить периодически обучения, тренинги.

Преимуществами системы комплаенс контроль можно назвать: эффективный контроль за рисками, связанными с потерей прибыли; снижение потенциальных как преднамеренных, так и нежеланных потерь; приравнивает к нулю потерю репутации компании и др.

В тоже время, система комплаенс-контроль несет в себе риски для компании связанные:

- с репутацией (негативная информация, опубликованная в СМИ);

- с преследованием надзорными органами за несоблюдение законодательства;

- с убытками компании в связи с нарушениями внутренних требований и документации, а также несоблюдением учредительных документов аффилированными лицами, акционерами [1, с.3].

До определенного времени многие организации считали, что внутренний контроль и система комплаенс контроль не имеет большого значения для успешности бизнеса. Но последние изменения в законодательстве по отношению к страховым компаниям потребовали от них обязательной организации внутреннего контроля2.

Надо отметить факт отличия служб как внутреннего контроля, так и аудита от комплаенс контроля. В данном случае мы не будем разделять внутренний контроль и аудит, так как многие компании практически не отличают друг от друга эти виды проверок:

Во-первых, цели внутреннего контроля (аудита) включают проверку достоверности данных отчета и отчетности, выполнения и достижение стратегических задач компании, контроля эффективности и производительности [10, с.26], а цели ком-плаенс контроля заключаются в координации контроля рисков по отдельным подразделениям, а также агрегировании результатов в единую оценку совокупного риска, то есть сведение риска к минимуму, упорядочение бизнес процессов компании в соответствии с законодательством;

Во-вторых, внутренний контроль (аудит) проводится по совершившимся событиям и рассматривает соответствие требованиям в настоящем времени [11, с. 56], а контроль Системы комплаенс функционирует в режиме предупреждения, сведение финансовых потерь, которые способны обернуть для компании большими потерями, к минимуму;

В-третьих, различия в функциях: внутренний контроль (аудит) проводит независимую проверку системы внутреннего контроля, а комплаенс контроль выполняет текущий контроль

2 Об организации страхового дела в Российской Федерации. Статья 28.1. Внутренний контроль: федеральный закон от 27.11.1992 № 4015 -1 ФЗ (в действующей редакции) // «Российская газета». - №6.- 12.01.1993.

процессов по управлению рисками, причем комплаенс-рисками.

Таким образом, по целям внутренний контроль (аудит) шире, чем комплаенс контроль; по времени проведения комплаенс контроль практически не прерывный процесс контроля за процедурами управления, а аудит проводится периодически; по функциям аудит проводит анализ многих бизнес - процессов в различных областях деятельности компании в настоящем; комплаенс-контроль завязан только в основном на рисках по соблюдению законодательства, внутренним стандартам, предупреждению реализации рисков в будущем и определении будущих результатов работы подразделений компании.

ВЫВОДЫ

Исследования применения системы комплаенс контроля в страховых компаниях выявил в большей степени преимущества для страхового бизнеса. Система комплаенс контроль

Список литературы:

1. Ермакова Н.А., Ахуньянова Ч.Ф. Комплаенс-контроль в системе внутреннего контроля корпораций // Международный бухгалтерский учет. 2014. №3 (297). -с.2-10

2. Керимов В.Э. Организация управления рисками на основе системы «комплаенс-контроля» // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2014. -№3. - С.42-46

3. Оробинский А.С. Система комплаенс-контроля в условиях замедления роста экономики и усиления геополитических рисков // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. - 2017. -№2 - С.55-62.

4. Маркова И.А., Кашурников С.Н. Система комплаенс-контроля как инструмент обеспечения экономической безопасности компании // Образование. Наука. Научные кадры. - 2017. - №3 - С.102-103.

5. Галкина М.Н. Методики внедрения комплаенс-контроля в системе корпоративного управления // Бухгалтерский учет и анализ. - 2017.-№8 - С.15-21

6. Скопенко О.Р. Проблемы и перспективы реализации системы «комплаенс-контроля» в современном российском бизнесе // тенденции развития науки и образования. - 2019. - №50-6 - С.63-67

7. В.М. Ксенда, И.В. Григоренко, Е.А. Шкарупа, Тургаева А.А. Комплаенс и сервисность системы налогового администрирования Российской Федерации// Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2018. № 4. С. 86-94

8. Тузовский А.С. Комплаенс-контроль в структуре GR-менеджмента компании: на пути к стратегическому мышлению // Вестник ЗабГУ. -2015.- № 8 (123).- С. 82-84.

9. Голощапова Л.В., Зацаринная Е.И., Довлатова Г.П. Практические подходы к оценке развития системы комплаенс-контроля как элемента организации внутреннего контроля в российской практике // Вестник Южно-россий-ского государственного технического университета. Серия: социально-экономические науки - 2-18. - №6. -С.63-68

10. Бобылев Д.В. Роль внутреннего контроля в повышении эффективного развития страхования // Сервис в России и за рубежом. - 2013.- №3. -с.25-32

11. Бобылев Д.В. Формирование системы внутреннего контроля в страховых организациях: методический аспект -дис. канд. экон. наук. -2013. - Москва. -с.152

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Тургаева Аксана Альбековна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Экономическая безопасность» Астраханский государственный технический университет, г. Астрахань, Российская Федерация; ORCID: http://orcid.org/0000-0002-8374-1706; е-таИ: a_turgaeva@mail.ru

повышает результативность внутреннего контроля за счет анализа и оценки деятельности независимых от статуса в компании контролируемых лиц, расширяет возможности контроля. Безусловно, система комплаенс требует серьезного подхода со стороны не только руководства компании, но и их сотрудников. Это высокая дисциплинированность в выполнении своих обязанностей в соответствии с отраслевыми стандартами и законодательными актами, а также добросовестности и профессионализма. Внедрение системы приведет к разработке целого пакета документов в соответствии с идеологией ком-плаенс контроля, повышении квалификации службы контроля.

Логическим выводом из данного исследования стал факт того, что комплаенс-контроль представляет собой самостоятельную систему контроля в компании, которая может выступать дополнением в системе внутреннего контроля.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 82,06%.

Reference list:

1. Ermakova N.A., Akhunyanova C.F. Compliance control in the system of internal control of corporations // International Accounting. 2014. No3 (297). -S. 2-10

2. Kerimov V.E. Organization of risk management based on the system of "compliance control" // Economics and management: problems, solutions. - 2014.-№3. - S. 42-46

3. Orobinsky A.S. The system of compliance control in conditions of slowing economic growth and strengthening geopolitical risks // State and municipal administration. Scholarly notes of SKAGS. - 2017.-№2 - S.55-62.

4. Markova I.A., Kashurnikov S.N. Compliance control system as a tool to ensure the economic security of a company // Education. The science. Scientific staff. - 2017. - No. 3 - S.102-103.

5. Galkina M.N. Methods of implementing compliance control in the corporate governance system // Accounting and analysis. - 2017.- No. 8 -S.15-21

6. Skopenko O.R. Problems and prospects of implementing the compliance control system in modern Russian business // trends in the development of science and education. - 2019. - No. 50-6 - S.63-67

7. V.M. Ksenda, I.V. Grigorenko, E.A. Shkarupa, Turgaeva A.A. Compliance and serviceability of the tax administration system of the Russian Federation // Bulletin of the Astrakhan State Technical University. Series: Economics. 2018. No. 4. P. 86-94

8. Tuzovsky A.S. Compliance control in the structure of the company's GR-management: on the way to strategic thinking // Bulletin of ZabSU. - 2015.-No. 8 (123) .- S. 82-84.

9. Goloshchapova L.V., Zatsarinnaya E.I., Dovlatova G.P. Practical approaches to assessing the development of the compliance control system as an element of the organization of internal control in Russian practice // Bulletin of the South Russian State Technical University. Series: Socio-economic sciences - 2-18. - No. 6. - S.63-68

10. Bobylev D.V. The role of internal control in improving the effective development of insurance // Service in Russia and abroad. - 2013.- No. 3. -S.25-32

11. Bobylev D.V. Formation of an internal control system in insurance organizations: a methodological aspect - dis. Cand. econ. sciences. 2013. -Moscow. p.152

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Aksana A. Turgaeva, Cand. Sci. (Econ.), Assoc. Prof., Astrakhan State Technical University, Astrakhan, Russian Federation;ORCID: http://orcid.org/0000-0002-8374-1706; e-mail: a_turgaeva@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.