Научная статья на тему 'БЮДЖЕТИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ И ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ'

БЮДЖЕТИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ И ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
31
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТИРОВАНИЕ / ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ / СТРАХОВЫЕ КОМПАНИИ / РЕГЛАМЕНТ ПРОЦЕССА / ЦЕНТРЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / БИЗНЕС-ПРОЦЕСС / БЮДЖЕТ / BUDGETING / INTERNAL CONTROL / INSURANCE COMPANIES / PROCESS REGULATIONS / RESPONSIBILITY CENTERS / BUSINESS PROCESS / BUDGET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тургаева Аксана Альбековна, Кушнер Максим Александрович

Задача. В статье исследован вопрос управления процессом бюджетирования деятельности страховых компаний. При этом бюджетирование представлен как бизнес-процесс, сам включающий функцию контроля и требующий проведения внутреннего контроля. Цель статьи заключается в разработке регламента процесса бюджетирование деятельности страховых компаний и на основании этого выделение центров финансовой ответственности. Модель. В статье исследован график бюджетного процесса в части подготовки к формированию Бюджета страховой компании. Место внутреннего контроля в управлении процессом бюджетирования. Выводы. Формирование Бюджета организации начинается с его подготовки и главным моментом при этом является учет всех реальных возможностей страховой компании, так как при данном видении положения дел в компании сформируют важный финансовый документ на ближайшую перспективу. Поэтому внедрение внутреннего контроля данного бизнес-процесса созрел и требует проработки. Вопросы внутреннего контроля бизнес-процесса бюджетирования деятельности страховых компаний не исследован в полной мере, требуют системного подхода, разработки методики его проведения. Не разработанность системы внутреннего контроля бизнес-процесса бюджетирования в страховых компаниях, отсутствие универсального регламента данного процесса для всех страховщиков, методики проведения СВК данного процесса не позволяет руководству головного офиса и руководству на местах получать своевременную релевантную информацию об отклонениях от бюджета филиалов, что снижает уровень управления процессом бюджетирования и принятия оперативных мер по снижению рисков. Практическое значение. В статье обоснован контроль процесса бюджетирования деятельности страховых компаний. Представлены центры финансовой ответственности по формированию данного процесса, определены контрольные соотношения показателей, разработана форма отчетности для целей внутреннего контроля бизнес-процесса бюджетирование. Представленные предложения можно принять за основу для проведения внутреннего контроля бюджетирования деятельности страховых компаний. Оригинальность. Результатом изучения бизнес-процесса бюджетирование деятельности страховой компании привели к логическому выводу проведения внутреннего контроля данного процесса. Предложены конкретные позиции центров ответственности и показателей в процессе формирования Бюджета, документ по контролю соответствия показателей бюджета.Task. The article explores the issue of managing the budgeting process of insurance companies. At the same time, budgeting is presented as a business process that itself includes a control function and requires internal control. The purpose of the article is to develop a regulation of the process of budgeting the activities of insurance companies and, based on this, the allocation of centers of financial responsibility. Model. The article explores the schedule of the budget process in terms of preparing for the formation of the budget of the insurance company. The place of internal control in the management of the budgeting process. Summary. The organization’s Budgeting begins with its preparation and the main point is to take into account all the real capabilities of the insurance company, since with this vision of the state of affairs, the company will form an important financial document for the near future. Therefore, the implementation of internal control of this business process has matured and needs to be worked out. The issues of internal control of the business process of budgeting the activities of insurance companies have not been fully explored; they require a systematic approach and development of a methodology for its implementation. The lack of development of an internal control system for the budgeting business process in insurance companies, the lack of universal rules for this process for all insurers, the ICS methodology for this process does not allow the head office and local management to receive timely relevant information on deviations from the budget of branches, which reduces the level of management the budgeting process and the adoption of operational measures to reduce risks. Practical importance. The article substantiates the control of the budgeting process of insurance companies. Centers of financial responsibility for the formation of this process are presented, control ratios of indicators are defined, a reporting form is developed for the purposes of internal control of the business process budgeting. The submitted proposals can be taken as a basis for conducting internal control of budgeting activities of insurance companies. Originality. As a result of studying the business process, budgeting of the activities of the insurance company led to the logical conclusion of the internal control of this process. The specific positions of responsibility centers and indicators in the process of budget formation, a document on monitoring the compliance of budget indicators are proposed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «БЮДЖЕТИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ И ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ»

Тургаева А. А., Кушнер М. А.

БЮДЖЕТИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ И ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ

JEL: M 41, М 42, M 49, G22

4.7. Бюджетирование в системе управления и внутреннего контроля страховой компании

©Тургаева А. А.а, ©Кушнер М. А.ь Астраханский государственный технический университет, г. Астрахань, Российская Федерация

ае-таН: a_turgaeva@mail.ru ьe-mail: maksimkushner@yandex.ru

b

b

Аннотация. Задача. В статье исследован вопрос управления процессом бюджетирования деятельности страховых компаний. При этом бюджетирование представлен как бизнес-процесс, сам включающий функцию контроля и требующий проведения внутреннего контроля. Цель статьи заключается в разработке регламента процесса бюджетирование деятельности страховых компаний и на основании этого выделение центров финансовой ответственности. Модель. В статье исследован график бюджетного процесса в части подготовки к формированию Бюджета страховой компании. Место внутреннего контроля в управлении процессом бюджетирования. Выводы. Формирование Бюджета организации начинается с его подготовки и главным моментом при этом является учет всех реальных возможностей страховой компании, так как при данном видении положения дел в компании сформируют важный финансовый документ на ближайшую перспективу. Поэтому внедрение внутреннего контроля данного бизнес-процесса созрел и требует проработки. Вопросы внутреннего контроля бизнес-процесса бюджетирования деятельности страховых компаний не исследован в полной мере, требуют системного подхода, разработки методики его проведения. Не разработанность системы внутреннего контроля бизнес-процесса бюджетирования в страховых компаниях, отсутствие универсального регламента данного процесса для всех страховщиков, методики проведения СВК данного процесса не позволяет руководству головного офиса и руководству на местах получать своевременную релевантную информацию об отклонениях от бюджета филиалов, что снижает уровень управления процессом бюджетирования и принятия оперативных мер по снижению рисков. Практическое значение. В статье обоснован контроль процесса бюджетирования деятельности страховых компаний. Представлены центры финансовой ответственности по формированию данного процесса, определены контрольные соотношения показателей, разработана форма отчетности для целей внутреннего контроля бизнес-процесса бюджетирование. Представленные предложения можно принять за основу для проведения внутреннего контроля бюджетирования деятельности страховых компаний. Оригинальность. Результатом изучения бизнес-процесса бюджетирование деятельности страховой компании привели к логическому выводу проведения внутреннего контроля данного процесса. Предложены конкретные позиции центров ответственности и показателей в процессе формирования Бюджета, документ по контролю соответствия показателей бюджета.

Ключевые слова: бюджетирование, внутренний контроль, страховые компании, регламент процесса, центры ответственности, бизнес-процесс, бюджет.

Для цитирования: Тургаева А. А., Кушнер М. А. Бюджетирование в системе управления и внутреннего контроля страховой компании // Проблемы экономики и юридической практики. 2020. Т. XVI. №2. С. 131-134.

Budgeting in the management and internal control system of an insurance company

©A. A. Turgaeva9, ©M. A. Kushnerb Astrakhan State Technical University, Astrakhan, Russian Federation ae-mail: a_turgaeva@mail.ru be-mail: maksimkushner@yandex.ru

b

b

Abstract. Task. The article explores the issue of managing the budgeting process of insurance companies. At the same time, budgeting is presented as a business process that itself includes a control function and requires internal control. The purpose of the article is to develop a regulation of the process of budgeting the activities of insurance companies and, based on this, the allocation of centers of financial responsibility. Model. The article explores the schedule of the budget process in terms of preparing for the formation of the budget of the insurance company. The place of internal control in the management of the budgeting process. Summary. The organization's Budgeting begins with its preparation and the main point is to take into account all the real capabilities of the insurance company, since with this vision of the state of affairs, the company will form an important financial document for the near future. Therefore, the implementation of internal control of this business process has matured and needs to be worked out. The issues of internal control of the business process of budgeting the activities of insurance companies have not been fully explored; they require a systematic approach and development of a methodology for its implementation. The lack of development of an internal control system for the budgeting business process in insurance companies, the lack of universal rules for this process for all insurers, the ICS methodology for this process does not allow the head office and local management to receive timely relevant information on deviations from the budget of branches, which reduces the level of management the budgeting process and the adoption of operational measures to reduce risks. Practical importance. The article substantiates the control of the budgeting process of insurance companies. Centers of financial responsibility for the formation of this process are presented, control ratios of indicators are defined, a reporting form is developed for the purposes of internal control of the business process budgeting. The submitted proposals can be taken as a basis for conducting internal control of budgeting activities of insurance companies. Originality. As a result of studying the business process, budgeting of the activities of the insurance company led to the logical conclusion of the internal control of this process. The specific positions of responsibility centers and indicators in the process of budget formation, a document on monitoring the compliance of budget indicators are proposed.

Keywords: budgeting, internal control, insurance companies, process regulations, responsibility centers, business process, budget.

For citation: Turgaeva A. A., Kushner M. A. Budgeting in the management and internal control system of an insurance company // Economic problems and legal practice. 2020. Vol. XVI. №2. P. 131-134.

ВВЕДЕНИЕ

Стратегия развития страховой компании может быть напрямую связана с бюджетированием деятельности. Как отмечает профессор Н.И. Морозко «Бюджетирование представляет собой технологию управления бизнесом на всех уровнях компании» [1, с. 52]. При этом надо отметить, что само бюджетирование представляет собой бизнес-процесс в страховой компании, который определяется соответствующими регламентами бюджетирования и как другие бизнес-процессы подвергается внутреннему контролю. В свою очередь Регламент определяет перечень этапов, ответственность и порядок взаимодействия бизнес-единиц (сокращенно БЕ) и органов управления страховой компании в процессе подготовки бюджета и его корректировки.

Структурные подразделения (или группы подразделений) -бизнес-единицы, которые имеют обособленные бюджеты. Выполнение подразделениями всех бюджетных процедур в соответствии с План-графиком Бюджетного процесса и в должном объеме обеспечивается непосредственным Руководителем БЕ. Внутренний контроль проводится в отношении отдельных центров финансовой ответственности и эффективности деятельности страховой компании.

ПОНЯТИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССА БЮДЖЕТИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ

Вопросы бюджетирования деятельности организаций рассмотрены многими авторами [2,3,4,5,6]. Но вопросы бюджетирования непосредственно касающиеся эффективности деятельности страховых компаний не получили должного освещения. Немногие авторы рассматривали бюджетирование деятельности страховых компаний [7,8,9,10]. Бюджетирование обеспечивает эффективную работу страховых компаний, в первую очередь в соответствии с выполнением своих функций: прогнозирования, координации и контроля [11, с. 216]. Во-вторых, система бюджетирования формирует бюджет компа-

нии, который является заданным направлением к результатам деятельности на определенный период. В-третьих, система бюджетирования анализирует фактические результаты деятельности и на основании этого подготавливает релевантную информацию для принятия управленческих решений. В-четвертых, система бюджетирования включает в себя контроль за исполнением бюджета, сопоставляя фактические данные с запланированными и своевременно корректируя их. В-пятых, систему бюджетирования можно назвать процессом моделирования перспектив развития страховой компании.

Методика функционирования бизнес-процесса бюджетирования можно представить несколькими этапами:

1. Формирование прогноза деятельности страховой компании на основе бухгалтерской отчетности, анализа складывающихся тенденций развития фирмы, возможных вариантов развития;

2. Формирование прогноза бюджета компании, фактически представляющую собой прогнозную финансовую отчетность страховщика. Наиболее успешным считается бюджет в котором устанавливаются определенные контрольные соотношения, отвечающие эффективному развитию страховой компании;

3. Проведение контроля и анализа исполнения базового проекта бюджета.

Бизнес-процесс подготовки к формированию бюджета включает в себя:

- рассылку справочников БЕ, видов страхования, сегментов страхования, каналов продаж, клиентских групп, ключевых клиентов, видов управленческих расходов и видов капитальных затрат владельцам бюджетов для дополнения справочников;

- анализ справочников. Подготовка предложений по внесению корректировок. Отправка материалов в финансово-экономический блок;

- сбор, консолидация и анализ Справочников;

- согласование и формирование аналитических справочников совместно с 1Т-блоком и блоком стратегического развития;

- подготовка Информационной системы к планированию на будущий год с учетом согласованного состава справочников. Подготов-

Тургаева А. А., Кушнер М. А.

БЮДЖЕТИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ И ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ

ка и внесение в Информационную систему бюджетирования фактических данных за предшествующий началу бюджетирования временной отрезок текущего года;

- формирование и предоставление в финансово-экономический блок предварительного прогноза развития рынка на период будущих двух лет в детализации по видам страхования. Основные стратегические направления и ориентиры для определения целевых показателей на эти годы;

- предоставление в финансово-экономический блок предварительного прогноза развития страхового рынка России и тенденций изменения на период будущих двух лет (по регионам в разрезе основных сегментов рынка);

- предоставление макроэкономических вводных для целей составления бюджета на будущий год.

Бюджет по страховой деятельности формируется путем консолидации бюджетов по страховой деятельности БЕ страховой компании, состоящих из бюджетов БЕ по сегментам страховой деятельности. Бюджеты операционных расходов и капитальных затрат формируются путем консолидации соответствующих бюджетов региональных подразделений и головной компании. Некоторые виды операционных расходов и капитальных затрат, производимых филиалами, могут включаться в отдельные бюджеты по данным видам расходов.

Надо отметить, что процесс бюджетирование и бюджетный контроль относят чаще всего к вспомогательным бизнес-процессам [12, с. 76]. Данное утверждение справедливо для страховой компании, так как основными бизнес-процессами в данном бизнесе выступают процессы, связанные непосредственно со страхованием.

КОНТРОЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ И ОТДЕЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ ФИНАНСОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Внутренний контроль в страховых компаниях при обширной сети филиалов, расположенных в различных уголках страны выступает важнейшим ресурсом управления компанией. Именно эта система позволяет получать достоверную информацию со всех филиалов руководству головного офиса [13, с. 3]. Значимость системы внутреннего контроля на современном этапе развития страхового рынка и изменений нормативно-правовой базы возрастает [14, с. 10].

С целью контроля эффективности деятельности страховой компании и отдельных центров финансовой ответственности устанавливаются определенные контрольные соотношения:

- темп роста и/или объем страховых премий в целом не должен быть ниже показателя, установленного Стратегией страховой компании за период;

- темп роста управленческих расходов в целом не должен быть выше показателя, установленного Стратегией страховой компании;

- чистая прибыль не должна быть ниже уровня, установленного Стратегией за период.

Несоблюдение контрольных соотношений в бюджете возможно только по решению топ-менеджмента по представлению бюджетной комиссии и при наличии соответствующего обоснования. Ежегодные темпы роста и объем страховых премий по отдельным ЦФО могут отличаться от установленных Стратегией страховой компании годовых значений, при условии соблюдения контрольных соотношений в целом за период действия Стратегии.

Внутренний контроль бизнес-процесса бюджетирования предлагается проводить по основным бюджетным формам:

- бюджет доходов и расходов;

- бюджет движения денежных средств.

К дополнительным бюджетным формам страховой компании относятся:

- баланс;

- бюджет по страховой деятельности;

- бюджет по инвестиционной деятельности;

- бюджет операционных расходов;

- бюджет капитальных затрат;

- иные формы управленческого учёта и бюджетирования. Вышеуказанные бюджетные формы составляются по Международным Стандартам Финансовой Отчетности

Сравнение показателей бюджетов предлагается проводить по форме, представленной в таблице 1.

Таблица 1

Сравнение показателей бюджетов страховой компании _для целей внутреннего контроля_

№ Наименование показателя Согласованный бюджет Скорректированный бюджет Отклонение

Тыс. руб. В % к премии Тыс. руб. В % к премии Тыс. руб.

1 Страховые премии

2 Страховые выплаты (с учётом авансов)

3 Затраты

3.1. Операционные затраты

3.2. Аквизиционные расходы

3.3. Расходы на ведение дела

3.3.1. Текущие

3.3.2. Перспективные

4 Операционный результат

Такая форма позволяет выявлять отклонения и своевременно реагировать на них для принятия управленческих решений.

Бизнес-единицами по процессу бюджетирования страховой компании выступают:

1. Финансово-экономический блок;

2. Владельцы бюджетов;

3. 1Т-блок;

4. Блок стратегического развития;

5. Блок маркетинга;

6. Руководители продающих подразделений;

7. Блок андеррайтинга;

8. Бюджетная комиссия;

9. Руководители региональных подразделений;

10. Блок актуарного анализа;

11. Блок перестрахования;

12. Блок управления персоналом;

13. Топ-менеджмент;

14. Блок управления инвестициями;

В перечень БЕ по решению Бюджетной комиссии могут вноситься изменения.

Внутренний контроль предлагается проводить и на основе нормативно-справочной информации информационной системы - справочников, разработанных Бюджетный комитетом:

- Бизнес-единицы;

- Виды страхования;

- Сегменты страхования;

- Клиентские группы;

- Виды управленческих расходов;

- Виды капитальных затрат.

Состав справочников согласовывается с 1Т-блоком и Блоком стратегического развития.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, на основании проведенного исследования были определены бизнес-единицы и методика формирования процесса бюджетирования. Предложена форма документа по процессу бюджетирования для целей внутреннего контроля. Для управления бизнес-процессом бюджетирование, его контроля необходимо разработать алгоритм проведения внутреннего контроля одного из важных бизнес-процессов,

Список литературы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Морозко Н.И. Стратегическое бюджетирование в страховых компаниях // Финансы и кредит. 2007. №3 (243). -с. 51-54.

2. Никулина С.Н. Бюджетирование основной деятельности сельскохозяйственной организации // Аудит и финансовый анализ. 2009. № 6. - С. 69-74.

3. Расторгуева Н.Ф. Бюджетирование как процесс управления деятельностью строительной организации. // Управленческий учет. 2009. №12. - С. 98-112.

4. Аманжолова Б.А. Бюджетирование как система оперативного планирования деятельности организаций: диссертация кандидата экономических наук / Новосибирск, 2001. - 188с.

5. Иванова Н.В. Бюджетирование как инструмент управление деятельностью проектно-ориентированной генподрядной строительной организации: автореф. диссертации на соискание ученой степени кандидата наук / Всерос. гос. науч.-исслед. ин-т проблем науч.-техн. прогресса и информации в стр-ве. Москва, 2009. - 24с.

6. Брюханова Н.В. Использование бюджетирования в финансовом планировании инвестиционной деятельности организаций: диссерт. канд. экон. наук / Новосибирск, 2002. - 183с.

7. Ермакова Н.А., Шакарамова А.А. Особенности процессно-ориентированного бюджетирования в страховых организациях // Экономика и предпринимательство. 2015. № 11-2 (64). - С. 651-655.

8. Никулина Н., Березина С. Методические основы бюджетирования финансовой деятельности страховой организации //Страховое дело. 2006. №5. - С. 9-16.

9. Евстратов А.В., Шапиро А.И. Бюджетирование финансовой деятельности страховой организации // Вестник филиала Всероссийского заочного финансово-экономического института в г. Волгограде. 2012. № 9. - С. 22-25.

10. Клычова Г.С., Закирова А.Р., Никитина Я.П. Бюджетирование в страховых компаниях: специфика задач, функций и этапов бюджетного процесса // Вестник Казанского государственного аграрного университета. 2014. Т. 9. № 3 (33). - С. 44-49.

11. Гусев А. Ю. Бюджетирование доходов и расходов в системе управленческого учета в страховых организациях // ТДР. 2011. №9. - С. 216-220.

12. Тургаева А.А., (2019), Внутренний контроль: процесс участия страховой компании в исполнении обязательств по государственным контрактам. Проблемы экономики и юридической практики, 6: 75-82.

13. Рабинер Л.М. Основные характеристики системы внутреннего контроля // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2014. № 7 (67). - С. 33.

14. Тургаева А.А. Стандартизация внутреннего контроля страховых компаний в соответствии с МСА // Аудитор. 2020. - № 2. Том 6. - С. 10-17.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Тургаева Аксана Альбековна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Экономическая безопасность», Астраханский государственный технический университет, г. Астрахань, Российская Федерация; http://orcid.org/0000-0002-8374-1706; e-mail: a_turgaeva@mail.ru

Кушнер Максим Александрович, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Производственный менеджмент» Астраханский государственный технический университет; http://orcid.org/000-0003-0623-9656, e-mail: maksimkushner@yandex.ru

отвечающих за перспективы развитие компании, ее финансового результата. Систему внутреннего контроля бизнес-процесса бюджетирования необходимо модернизировать, совершенствовать в разрезе центров финансовой ответственности, определения контрольных соотношений показателей, целевых объемов и темпов роста страховых премий, расходов и капитальных затрат.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 73,1%.

Reference list:

1. Morozko N.I. Strategic budgeting in insurance companies // Finance and credit. 2007. No3 (243). - P. 51-54.

2. Nikulina S.N. Budgeting of the main activities of an agricultural organization // Audit and financial analysis. 2009. No. 6. - P. 69-74.

3. 3. Rastorgueva N.F. Budgeting as a process of managing the activities of a construction organization. // Management Accounting. 2009. No. 12. - P. 98-112.

4. Amanzholova B.A. Budgeting as a system of operational planning of organizations: the dissertation of the candidate of economic sciences / Novosibirsk, 2001. - 188 p.

5. Ivanova N.V. Budgeting as a tool for managing the activities of a project-oriented general contracting construction organization: an abstract of a dissertation for the degree of candidate of sciences / All-Russian. state scientific researcher Institute of Problems Scientific and Technical progress and information in construction. Moscow, 2009 .- 24p.

6. Bruchanova N.V. The use of budgeting in the financial planning of investment activities of organizations: the dissertation of the candidate of economic sciences / Novosibirsk, 2002. - 183p.

7. Ermakova N.A., Shakaramova A.A. Features of process-oriented budgeting in insurance organizations // Economics and Entrepreneurship. 2015. No. 11-2 (64). - P. 651-655.

8. Nikulina N., Berezina S. Methodological principles of budgeting the financial activities of an insurance organization // Insurance. 2006. No5. - P. 9-16.

9. Evstratov A.V., Shapiro A.I. Budgeting of the financial activities of the insurance organization // Bulletin of the branch of the All-Russian Correspondence Financial and Economic Institute in Volgograd. 2012. No. 9. - P. 22-25.

10. Klychova G.S., Zakirova A.R., Nikitina Y.P. Budgeting in insurance companies: specific tasks, functions and stages of the budget process // Bulletin of Kazan State Agrarian University. 2014.Vol. 9. No. 3 (33). - P. 44-49.

11. Gusev A. Yu. Budgeting of income and expenses in the management accounting system in insurance organizations // TDR. 2011. No9. - P. 216220.

12. Turgaeva A.A., (2019), Internal control: the process of participation of an insurance company in the performance of obligations under state contracts. Problems of Economics and Legal Practice, 6: 75-82.

13. Rabiner L.M. The main characteristics of the internal control system // Management of economic systems: electronic scientific journal. 2014. No. 7 (67). - P. 33.

14. Turgaeva A.A. Standardization of the internal control of insurance companies in accordance with ISA // Auditor. 2020. - No. 2. Volume 6. - P. 10-17.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Aksana A. Turgaeva, Cand. Sci. (Econ.), Assoc. Prof., Astrakhan State Technical University, Astrakhan, Russian Federation; http://orcid.org/0000-0002-8374-1706; e-mail: a_turgaeva@mail.ru Maxim A. Kushner, Cand. Sci. (Econ.), Assoc. Prof., Astrakhan State Technical University, http://orcid.org/0000-0003-0623-9656, e-mail: maksim-kushner@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.