БЮДЖЕТИРОВАНИЕ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА В СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Гусев А.Ю., Ведущий специалист ООО «Агентство МИСТРА»
В статье рассматривается система бюджетирования в страховании исходя из специфики деятельности страховых организаций, отражается необходимость обоснования бюджетной модели, соответствующей центрам финансовой ответственности, раскрывается методический инструментарий разработки бюджетов, отражается информационная база для составления последних.
Реализация бюджетной модели в страховых организациях позволяет предотвратить выявленные недостатки действующей практики бюджетирования и обеспечить повышение достоверности бюджетных расчетов, необходимых для принятия управленческих решений.
Ключевые слова: бюджетирование, система управленческого учета, страховые организации.
BUDGETING REVENUES AND EXPENDITURES IN THE SYSTEM OF MANAGEMENT ACCOUNTING IN INSURANCE COMPANIES
Gusev A., Leading Specialist Agency MISTRA, Ltd.
In this paper we consider a system of budgeting for insurance based on the specifics of the insurance companies, reflects the need to justify the budget model, the respective centers offinancial responsibility, revealed the development of methodological toolsfor budgeting, reflected the information base for the preparation of the latter.
The implementation of the budget model in the insurance companies to prevent the shortcomings of current practices of budgeting and provide increased reliability of budgetary calculations needed for management decisions.
Keywords: budgeting, management accounting systems, insurance companies.
В современных условиях развития экономики деятельность страховых организаций направлена на достижение установленных целей максимизации рентабельности различных видов страхования, обеспечения его качества, повышения конкурентоспособности.
Одним из важнейших условий, обеспечивающих эффективность функционирования страховых организации, является система бюджетирования.
Следует отметить, что теоретические и практические вопросы бюджетирования в страховых организациях в настоящее время не получили должного освещения в отечественной экономической литературе. В связи с этим возникает объективная необходимость обобщения отечественной практики бюджетирования, изучение его зарубежного опыта и адаптации применительно к специфике страхования и условиям развития этого финансового сектора экономики РФ.
Так, к наиболее важным аспектам бюджетирования в сфере страхового бизнеса, требующим обоснования, относится, по нашему мнению, разработка методического инструментария бюджетирования, исходя из особенностей деятельности страховой организации, ее организационной и финансовой структуры; разработка методики формирования бюджетов в условиях филиальной сети, различий в каналах продаж и дифференциации спроса населения на страховые услуги, обусловленного внешней средой страхового бизнеса.
Как известно, определение бюджета дано специалистами управленческого учета США.
Бюджет - это «количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый до определенного периода, обычно показывающий планируюмую величину доходов, которая должна быть достигнута, и (или) расходов, которые должны быть понижены в течение этого периода, и капитал, который необходимо привлечь для достижения цели. Как видно из этого определения, бюджет - это финансовый инструмент, отражающий серию планируемых событий и разработку прогноза будущих финансовых операций.
Из этого следует, что составление бюджета требует решения следующих задач:
1. планирование деятельности страховой организации на определенный период с учетом факторов внутренней и внешней среды;
2. оптимизация расходов и прибыли страховой организации исходя из структуры различных видов страхования;
3. согласование деятельности различных подразделений предприятия;
4. оценка эффективности работы филиалов, агентств и других структурных подразделений страховой организации и выявле-
ние отклонений от установленных бюджетов;
5. выявление потребностей в денежных ресурсах и оптимизации финансовых потоков.
Вышеуказанный перечень задач показывает многофункциональное назначение бюджетов, выполняющих управленческие функции.
Кроме того, бюджеты выполняют три функции, взаимосвязанные между собой и подчас перекрывающие друг друга:
1. прогнозирование,
2. координация,
3. контроль.
Следует отметить, что контрольные функции бюджета качественно отличаются от сравнения результатов деятельности организаций за несколько отчетных периодов, поскольку последние не учитывают изменения в направлениях деятельности страховых организаций и изменения в планируемых программах на текущий год. В этой связи необходимо иметь в виду, что бюджетный контроль обеспечивает сопоставимость данных по ценам на страховые продукты, структуре страхового портфеля, помогает выявить те проблемные сферы страхового бизнеса, которые требуют первоочередного внимания, поскольку указанные вопросы не предусмотрены в процессе подготовки бюджета. Поэтому основное требование к бюджетному контролю заключается в ежемесячной оценке сравнимых показателей.
Определение бюджетирования в страховой организации дается в отечественной литературе (С.В.Березиной, Н.Н.Никулиной и другими): «бюджетирование страховой организации - это процесс организации, планирования, анализа и контроля ее финансовой деятельности». Данное определение в значительной мере основано на исходных принципах бюджетирования, применяемых во всех сферах бизнеса в отечественной и зарубежной практике.
Одним из важнейших этапов бюджетирования является разработка бюджетной модели.
Бюджетная модель страховой организации - это обоснование совокупности всех бюджетов, соответствующих центрам финансовой ответственности, взаимосвязь между ними, а также единые правила их формирования.
При разработке бюджетной модели каждая страховая организация должна составить количественные характеристики, которые включают данные о количестве бизнес-подразделений, количестве каналов продаж, количестве обслуживающих подразделений. Такая информация необходима для определения количества форм непосредственно связанных со страховым бизнесом, а также общее количество форм, необходимых для разработки всех бюджетов организации. Так, ниже приводятся количественные характеристики, используемые для бюджетной модели ОАО СК «Оранта»:
Количество бизнес-подразделений 47
Количество каналов продаж 86
Количество обслуживающих подразделений 15
Количество форм по страховому бизнесу 47
Количество форм, необходимых для составления всех бюджетов страховой компании 148
При разработке бюджетной модели большое значение имеет классификация бюджетов страховых организаций.
Бюджеты страховых организаций подразделяются на следующие виды: операционные бюджеты, финансовый бюджет, бюджет от инвестиционной деятельности организации и другие.
В процессе бюджетирования страховая организация разрабатывает центры финансовой ответственности, к которым относятся центры доходов, центры расходов (затрат), центры консолидации.
При разработке центров ответственности в соответствии с организационной структурой страховых организаций учитываются основные процессы и функции, а также ответственность структурных подразделений за результаты развития страхового бизнеса и обеспечение финансовой устойчивости.
Операционный бюджет страховой организации является основным бюджетом, данные которого отражают величину доходов и расходов по отдельным направлениям деятельности страховой организации.
Структура операционного бюджета соответствует содержанию страховых операций и состоит из бюджета поступления страховых премий, бюджета страховых выплат, бюджета перестрахования, бюджета страховых резервов и т.д.
При разработке бюджета поступления страховой премии используется информация о количестве новых договоров по отдельным видам страхования с установленными тарифами, а также о количестве заключенных договоров страхования, которые будут пролонгированы в следующем году. В этой связи поступления по видам страхования определяются в зависимости от установленных целевых ориентиров развития конкретных отраслей страхования и уточняются по оценкам каналов продаж (продающих подразделений) с учетом состояния страхового рынка.
Бюджет поступления страховой премии составляется помесячно и детализируется не только по срокам действия договоров, а также по отдельным группам контрагентов (розничное страхование и корпоративное страхование), по отраслям страхования и отдельным страховым продуктам.
Разработка бюджетов страховой организации включает организационные и методические аспекты. Каждая страховая организация рассматривает порядок составления бюджета, исходя из специфики страхового бизнеса, а также исходя из структуры бюджетных форм. Таким образом, основная задача данного этапа бюджетирования заключается в определении объектов бюджетной модели. В экономической литературе вопрос об объектах бюджетной модели недостаточно освещается. Между тем анализ действующей практики бюджетирования в страховых организациях позволяет выявить основные и дополнительные бюджетные формы, которые непосредственно связаны с объектами бюджетной модели. К основным бюджетным формам относятся:
1. Прогнозный отчет о прибылях и убытках;
2. Бюджет движения денежных средств;
3. Бюджетный отчет о структуре операционных расходов за определенный период.
К дополнительным бюджетным формам относятся:
1. Бюджет продаж;
2. Бюджет расходов.
В процессе исследования установлено содержание приведенных выше бюджетных форм. Это позволило определить сущность центров учета, порядок формирования страховых продуктов для целей бюджетирования и управленческого учета, а также выявить целесообразность группировки структурных подразделений страховой компании, в разрезе которых ведется как бюджетирование, так и управленческий учет.
Прогнозный отчет о прибылях и убытках составляется методом начисления. Каждый отчет о прибылях и убытках формирует-
ся по центрам учета, бизнес подразделениям (внутри каждого центра учета), страховым продуктам (внутри подразделений). Центры учета означают структуры компании, ответственные за конечный результат деятельности (прибыль или убыток).
Внутри каждого центра учета могут существовать различные подразделения, которые несут ответственность за конечный результат. В частности, центрами учета являются такие подразделения, как центральный офис, филиалы, страховые агентства и т.д.
Подразделения или группы структурных подразделений компании, в разрезе которых ведется бюджетирование и управленческий учет, включают:
- бизнес подразделения, ответственные за конечный результат продажи страхового продукта или группы страховых продуктов внутри одного центра учета. При этом внутри одного центра учета не могут отражаться несколько подразделений, ответственных за один страховой продукт.
Более того, бизнес подразделения могут иметь собственные продажи и соответственно собственные комиссионные вознаграждения. Количество бизнес-подразделений внутри одного центра учета неограничено. В качестве примера бизнес-подразделений можно назвать Департамент автострахования, Департамент личного страхования. Оба названные Департамента относятся к центру учета «Центральный офис»;
- каналы продаж - это подразделения, ответственные за выполнение плана продаж в разрезе страховыхпродуктов, а также за собственные операционные расходы. Внутри одного центра учета возможны несколько каналов продаж, которые относятся к одним и тем же страховым продуктам. Из этого следует, что количество каналов продаж внутри одного центра учета неограничено. Примерами каналов продаж являются территориальное агентство Москвы, департамент по работе с финансовыми партнерами и т.д.;
- обслуживающие подразделения, которые не связаны с теми или иными страховыми продуктами, ответствены только за операционные расходы. Поэтому внутри одного центра учета могут существовать неограниченное количество обслуживающих подразделений.
Рассмотренные структуры бюджетных форм представим в следующей таблице 2.
Третий уровень бюджетных форм включает показатели одного продукта внутри одного центра учета. Другими словами, в бюджетной форме рассматриваемого уровня формируются только страховые показатели, именно, начисленная страховая премия, перестрахование, вознаграждения, оплаченные убытки и изменения резервов.
Бюджетная форма второго уровня включает показатели только одного бизнес-подразделения внутри одного центра учета. При этом, по данному бизнес-подразделению отражаются показатели по всем видам страхования. На данном уровне отражаются отражаются прямые операционные расходы бизнес-подразделения, а также доля операционных расходов каналов продаж и обслуживающих подразделений, относящихся на данное бизнес-подразделение.
Первый уровень бюджетной формы включает показатели одного центра учета, и поэтому показатели всех бизнес-подразделений, относящихся к данному центру учета корректируются (увеличиваются) на суммы межрегиональных аллокаций, межрегиональных расчетов, а также доходов по инвестициям. Таким образом, в бюджетный форме данного уровня отражается структура операционных расходов по тем подразделениям, которые относятся к данному центру учета. Межрегиональные расчеты делятся на две категории. К первой категории относится аллокация операционных расходов между центрами учета (межрегиональная аллокация). Ко второй категории относятся денежные расчеты между центрами учета (межрегиональные расчеты). Как показывает практика, из-за незначительных сумм, получаемых по межрегиональным показателям, экономически целесообразно отказаться от этих процедур.
Для бюджетирования в страховых организациях характерны организационные аспекты бюджетного процесса. Во-первых, ответственность за организацию бюджетного процесса возлагается на Финансово-Экономический департамент, который разрабатывает регламент бюджетного планирования Компании, а также план-график бюджетного процесса; рассылает для заполнения в структурные подразделения и отделы центрального офиса бюджетные формы. Кроме того, Финансово-Экономический департамент совместно с функциональными подразделениями рассчитывает нормативы отдельных видов расходов. Заключительной частью процесса бюд-
Таблице 2.
Уровень Объект учета Операции
3 Страховой продукт Страховые операции
2 Бизнес-подразделение Страховые операции
Прямые расходы
Расходы каналов продаж
Расходы обслуживающих подразделений
1 Центр учета Страховые операции
Прямые расходы
Расходы каналов продаж
Расходы обслуживающих подразделений
Межрегиональная аллокация
Межрегиональные расчеты
Доход по инвестициям
0 Компания Страховые операции
Прямые расходы
Расходы каналов продаж
Расходы обслуживающих подразделений
Межрегиональная аллокация
Межрегиональные расчеты
Доход по инвестициям
Амортизация
Налог на прибыль
жетирования является формирование заключительных бюджетных форм. Вторым этапом организации бюджетного процесса является подготовка плановой информации, а также разработка информации, необходимой для составления бюджетов и процедур, установленных страховой компанией исходя из соблюдения утвержденных сроков. Особо следует выделить подготовку бюджетных форм филиальной сетью страховой компании, поскольку филиальная сеть существенно различается по структуре бизнес-подразделений и по структуре страховых продуктов.
Ответственным за подготовку исходных данных, необходимых для подготовки бюджетов в центральном офисе, является Финансово-Экономический департамент, а ответственность за подготовку исходных данных, необходимых для разработки бюджетов филиалов, лежит на руководителях филиалов и Департаменте регионального бизнеса.
Бюджетные задания, разработанные на основе исходных данных, предполагают согласованность детальных показателей и распределение общего плана подписанной страховой премии между пролонгацией и новым бизнесом, по месяцам года, между каналами продаж (для центрального офиса), между филиалами компании (для филиальной сети).
Бюджет продаж является одним из важнейших бюджетов страховой компании, так как от объема продаж зависят все остальные бюджеты страховой компании. Кроме того, данный бюджет является лимитирующим фактором развития страхового рынка. Несомненно, другие факторы оказывают влияние на различные показатели деятельности страховой компании. Однако бюджет поступлений страховой премии фактически является ключевым при разработке бюджетов деятельности и выражает стратегические и тактические цели конкретной страховой организации. Именно этим объясняется особое внимание, которое уделяется содержанию информации о количестве договоров страхования (входящего в перестрахование): по каким видам, с какими страховыми суммами, по каким тарифным ставкам организация планирует заключить договора. При составлении бюджета поступлений страховой премии
необходимо учитывать поступления по перезаключаемым договорам на основе информации о пролонгации договоров, а также доходы по новым сделкам.
Важность бюджета поступления страховой премии предопределяет расчет объема спроса на страховые услуги. Последняя величина рассчитывается по видам страхования, корректируется специалистами каналов продаж, а так же андеррайтерами исходя из:
1. уровня конкуренции на страховом рынке;
2. колебания спроса на страховые услуги на уровне головной организации страховой компании и региональных подразделений;
3. сложившейся клиентской базы, категории страхователей и целевых сегментов страхового рынка;
4. уровня активности рекламы по внедрению новых видов страховых услуг.
Страховая премия определяется при разработке бюджетов на основе параметров страхового портфеля, уровня рентабельности и прироста продаж. При этом, при формировании бюджета поступления страховой премии применяются следующие подходы: «снизу вверх»; «сверху вниз»; интерактивный.
Анализ практики бюджетирования в страховых компаниях свидетельствует, что разработка бюджета в соответствии с первым подходом представляет собой агрегированный результат по всем участкам и страховым подразделениям на основе обработанной информации низшего звена с использованием накопленного опыта в предыдущие годы. Такой методический прием очень часто приводит к корректировке планов объемов продаж со стороны руководства страховой компании в сторону увеличения.
Применение методического приема разработки бюджетов «сверху вниз» возможно при условии четкого представления о реальных задачах страхового бизнеса компании на планируемый период. В этом случае обеспечивается сбалансированность бюджетов продаж всех подразделений, что, несомненно, дает возможность обеспечить реальность ключевых показателей деятельности. Вместе с тем анализ действующей практики реализации данного подхода показывает, во-первых, отсутствие каких-либо разработанных
рекомендаций, позволяющих дифференцировать данный показатель, исходя из специфики региона, уровня качественного и количественного выполнения плана за прошедший период.
В настоящее время наиболее приемлемым для составления бюджета поступления страховой премии является интерактивный, суть которого заключается в том, что разработка бюджетов страховой премии осуществляется по направлению «сверху вниз» и передается в филиалы, агентства, представительства и т. д. При этом полученные бюджеты от структурных подразделений страховой компании анализируются бюджетным комитетом на предмет их соответствия установленной миссии страховой компании и ее целям. Если выявляются резкие расхождения в полученных показателях региональных подразделений страховой компании, то руководство формулирует задание на корректировку бюджета.
Объем поступления страховой премии является основой бюджетного процесса в страховой компании, поэтому разработка бюджета страховой премии должна быть детализирована не только по отраслям и видам страхования, но и по каждому филиалу, подразделению и отделу страховой компании.
Прогноз объема поступления страховой премии рассчитывается на основании эмпирического, статистического и комбинированного методов.
Прогнозы объемов сбора страховой премии на основе эмпирического метода могут быть разработаны тремя способами:
1. точечным;
2. интервальным;
3. распределением вероятности.
Так, по первому способу в разработке прогноза объема поступления страховой премии должны быть использованы мнения экспертов, которые дают оценку изменения уровня продаж в страховой компании; мнения независимых привлеченных консультантов, которые на основании анализа текущего страхового портфеля, на основе анализа категории страхователей выявляют, на сколько страховой бизнес коррелирует с другими рынками.
В качестве примера можно привести результаты экспертного заключения по ОСАГО на 2009 год, который характеризуется следующими данными (в млн. руб.):
Экспертные заключения по прогнозу страховых услуг
ОСАГО на 2009 год Департамент автострахования 112
Финансово-Экономический Департамент 128
Специалисты-консультанты по определению прогнозных значений ключевых показателей страховых компаний 124
Специалисты региональных подразделений 116
Среднее значение 120
Максимальное значение 128
Минимальное значение 112
При формировании оптимального бюджета продаж во внимание принимается среднее значение 120 млн.руб., для пессимистического прогноза - минимальное 112, для оптимистического - максимальное 128 млн.руб. Предлагаемый способ характеризуется простотой расчета, используется обобщающая информация по конкретному виду страхования. Более того, методика определения конкретного объема поступления страховых взносов абстрагируется от расчета ошибки прогноза и погрешностей. Одной из разновидностей точечного способа является оценка роста страхового рынка в целом по видам страхования и определения доли страховой компании в каждом сегменте, затем путем умножения этих показателей определяется прирост предполагаемой страховой премии.
Интервальный способ объема продаж заключается в определении границ, внутри которых находятся значения параметра с требуемым уровнем значимости.
Третий способ представляет собой определение вероятности попадания фактического объема поступления страховой премии в одну из нескольких групп, по которой установлены интервалы.
Например, при разработке прогноза продаж полиса ОСАГО и КАСКО изучение динамики развития автомобильного рынка полисов страхования грузов и ответственности перевозчиков - грузовых и пассажирских перевозок свидетельствует о возможном снижении спроса на указанные выше страховые услуги.
Что касается комбинированного метода прогнозирования объема поступления страховых премий, то он основан на сочетании эмпирического и статистического методов.
Бюджет страховых выплат составляется на основании количества запланированных договоров страхования (перестрахования) и
запланированного уровня убыточности. Поскольку страховые выплаты являются одним из ключевых показателей страхования, то бюджет страховых выплат взаимосвязан и формируется параллельно с бюджетом страховых премий.
В связи с этим бюджет страховых выплат составляется из количества договоров, запланированных на предстоящий период, и количества пролонгированных договоров. Исходя из этого, бюджет страховых выплат детализируется помесячно, а также по группам договоров в разрезе различных видов страхования и по отдельным группам потребителей страховых услуг (розничное и корпоративное страхование), по отдельным страховым продуктам и т.п.
Формирование бюджета страховых выплат значительно отличается в зависимости от того, какая предусматривается система контроля убыточных страховых операций в конкретной организации. Известно, что убыточность страховых выплат может определяться по абсолютному значению на основании заданного коэффициента убыточности. Если показатель убыточности не устанавливается вышестоящей организацией, то бюджет страховых выплат определяется с учетом условий договоров страхования исходя из статистических и прогнозных данных о страховых выплатах.
Анализ действующей практики разработки бюджета страховых выплат показывает преимущественное использование заданного коэффициента убыточности, который в некоторой степени может варьироваться по головной организации страховой компании и ее филиальной сети.
Бюджет перестрахования определяется в зависимости от объема перестраховочных операций и составляется по видам договоров перестрахования (пропорциональной - непропорциональной, облигаторной - фукультативной), условиями перестрахования (размер собственного удержания, порядок расчетов).
Общими критериями формирования бюджета перестрахования являются размеры рисков, принимаемых в страховании, объемы собственных средств страховщика.
Основным показателем, используемым для расчета бюджета перестрахования является сумма страховой премии по операциям, переданным в перестрахование. При этом при формировании бюджета перестрахования необходимо сформулировать требования к детализации данных, касающихся величины плановой премии. Так, отдельно выделяют договоры перестрахования, страховая сумма которых составляет выше определенного размера, или выделяют такие договоры, по которым предусматриваются премии по некоторым рискам (военным, стихийных бедствий), перестрахование которых производится по отдельному договору. В этом случае при разработке бюджета перестрахования принимаются во внимание условия основных договоров, а также условия договоров перестрахования.
Как показывает анализ практики формирования бюджетов перестрахования, необходимо расширить информационную базу последних и использовать для этих целей не только информацию, содержащуюся в договорах перестрахования, но и использовать сведения основных договоров, для того чтобы обеспечить обоснованность бюджета перестрахования и их детализацию по видам страхования, видам договоров перестрахования, застрахованным рискам, размерам страховых сумм.
Бюджет страховых резервов применяется для определения объема обязательств страховой организации по договорам страхования. Данный бюджет рассчитывается на основе актуарных расчетов. При этом для формирования плановых данных целесообразно разработать методику, в соответствии с которой определяется объем обязательств с учетом неопределенности поступления страховой премии по конкретным срокам, их суммы и даты наступления страховых случаев.
При разработке методики следует исходить из положений нормативных документов, которые предусматривают правила формирования страховых резервов по каждому виду страхования. Несомненно, базой формирования по отдельным видам страховых резервов являются фактические показатели по суммам страховых взносов по отдельным видам страхования. Поскольку речь идет о бюджете страховых резервов, то целесообразно для взаимоувязки данного бюджета использовать сведения, содержащиеся в бюджете страховых премий; а по другим резервам (например, резерв заявленных убытков) целесообразно использовать фактические данные официальной отчетности страховщика.
Бюджет размещения страховых резервов формируется исходя из суммы средств, имеющихся в распоряжении страховой органи-
зации, их структуры, видов и сроков договоров страхования, а также условий на финансовом рынке, возможности предоставления ссуд страхователем.
Особенность бюджета размещения страховых резервов заключается в том, что последний разрабатывается в соответствии с Правилами размещения страховых резервов, утвержденными приказом Минфина РФ от 08.08.2005г. При разработке данного бюджета применяются актуарные расчеты, составленные в соответствии с различными методиками оптимизации размещения страховых резервов. Эти расчеты дают возможность учесть влияние различных факторов на размер инвестиций, а также дают возможность оценить их эффективность. Вместе с тем, как показывает практика, применение действующих методик оптимизации использования свободных средств не являются эффективными, поскольку размер доходности от инвестиционной деятельности в страховых организациях очень низкий, что объясняется не только недостаточностью методических разработок, но и негативными изменениями факторов, оказывающих влияние на финансовые рынки.
Бюджет административных расходов составляется на основе расчетов, произведенных подразделениями страховой организаций, а также расчетов, произведенных филиалами, агентствами и другими структурными подразделениями. Обобщение данных по подразделениям страховой компании корректируется, исходя из значимости конкретных статей расходов, а также исходя из уровня рентабельности, предусмотренной другими бюджетами.
Бюджет маркетинга и рекламы составляется на основании данных о планируемой величине расходов на изучение спроса и рекламу по отдельным страховым продуктам и в целом по страховой организации. Действующая практика составления бюджета расходов по маркетингу и рекламе использует данные прошлого отчетного периода по этим статьям расходов и корректируется с учетом процента изменения страховых продуктов, их сложности, зоны обследования на предстоящий год.
Бюджет информационной технологии и технического сопровождения составляется страховой компанией исходя из плана внедрения или освоения новых компьютерных программ по формированию информации, а также из плана изменения информационных технологий и информационного сопровождения по учету договоров страхования и других важнейших показателей, характеризую-
щих страховую деятельность компании (внедрение сетевого оборудования, приобретение новой компьютерной техники, совершенствование услуг связи). Следует отметить, что данный бюджет составляется на основании экономически оправданных расходов по этой статье. Кроме того, при составлении этого бюджета необходимы сведения о расходах на информационную технологию, приходящихся на один рубль расходов на ведение дел в страховой организации.
Бюджет трудовых ресурсов включает расходы на содержание персонала организации, а также расходы, связанные с развитием персонала (повышение его квалификации и обучением). Несомненно, каждый из указанных частей этих расходов относятся к социально-значимым расходам, и требует разработки методических подходов к определению каждой части этих расходов.
Расходы на содержание персонала включают оплату труда, премии, бонусы, социальный пакет. Основным показателем, определяющим размер этих расходов, является численность страховой компании в целом и по отдельным структурным подразделениям. Для составления бюджета затрат на оплату труда используются сведения о структуре персонала, численности персонала и эффективности труда.
Бюджет расходов на содержание персонала зависит от бюджета страховых премий, а также от степени эффективности использования трудовых ресурсов. В настоящее время бюджет трудовых ресурсов должен быть взаимоувязан со страховыми премиями головной страховой организации, ее филиальной сетью, и с соответствующими суммами страховых взносов. В зависимости от суммы оплаты труда, численности страховой организации определяется бюджет обучения и развития персонала страховой организации. При этом, как показывает практика, бюджет обучения и развития персонала страховой организации устанавливается в процентах от бюджетной суммы расходов на оплату труда персонала страховой организации.
На заключительной стадии реализации бюджетной модели на основе обобщения данных всех бюджетов организации составляются прогнозные формы о прибылях и убытках страховой компании, о движении денежных средств и прогнозный баланс компании. Указанные формы обобщенных бюджетов необходимы для разработки управленческих решений, направленных на повышение эффективности функционирования страховых организаций.
О РОЛИ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СТРАТЕГИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ КОМПАНИЯМИ, ОРИЕНТИРОВАННЫМИ НА УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ
Плотицына Л.А., д.э.н., профессор кафедры «Государственного, муниципального и корпоративного управления» ФГОБУВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
Бояров А.Д., старший научный сотрудник НИУ «Высшая школа экономики»
В статье рассматривается вопрос о дискуссионном характере содержания и направленности корпоративной и социальной ответственности (КСО), это позволило авторам сформулировать и обосновать собственные подходы к пониманию сущности данной категории, а также выявить противоречия в балансе интересов стейкхолдеров при реализации принципов КСО в сфере стратегического управления компанией.
Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность (КСО), компании, ориентированные на устойчивое развитие, стейкхолдеры, баланс интересов, организационный капитал компании
THE ROLE OF CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY IN THE STRATEGIC MANAGEMENT OF COMPANIES FOCUSED ON SUSTAINABLE DEVELOPMENT
Plotitzina L., Doctor of Economics, Professor, State municipal and corporate management chair FGOBUVPO «Financial University under
the Government of the Russian Federation»
Boyarov A. Senior Research NIU «Higher School of Economics»
The article discusses the nature of the discussion content and direction of corporate social responsibility (CSR), it allowed the authors to formulate and justify their own approach to understanding the essence of this category, as well as to identify the contradictions in the balance of the interests of stakeholders in the implementation of CSR principles in the field of strategic management of the company.
Keywords: corporate social responsibility (CSR), companies focused on sustainable development, stakeholders, the balance of interests, organizational capital
Высокий уровень требований, предъявляемых обществом к логической сферам деятельности. В этих условиях компании, ори-
бизнесу как участнику процессов производства и потребления, за- ентированные на устойчивое развитие, ищут способы рациональ-
ставляет компании внимательнее относиться к социальной и эко- ного сочетания экономических, экологических и социальных ре-