9. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 13 июня 2013 г. «О бюджетной политике в 2014-2016 годах».
10. Принципы реструктуризации бюджетного сектора в Российской Федерации в 2003-2004 гг. и на период до 2006 г. URL: http://www.urbaneconomics.ru/texts.php?folder_id=210&mat_ id=500 (дата обращения: 3 мая 2014 г.).
11. Афанасьев Мст. Бюджетная реформа в России: первые итоги и возможные перспективы / Мст. Афанасьев, И. Кривогов // Вопросы экономики. 2005. № 11.
12. Гамукин В. Новации бюджетного процесса: бюджетирование, ориентированное на результат // Вопросы экономики. 2005. № 2.
13. Нестеренко Т.Г. Бюджетная реформа: Альтернативы поступательному движению вперед нет // Финансы. 2012. № 4.
14. Нижегородцев Р.М., Секерин В.Д., Горохова А.Е. Адаптация метода программно-целевого планирования экономики к современным Российским условиям // Вестник ЮРГТУ (НПИ). 2012. № 2.
ОСОБЕННОСТИ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ В СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ С СЕТЬЮ ФИЛИАЛОВ
НАДЕЖДА НИКОЛАЕВНА НИКУЛИНА,
кандидат экономических наук, доцент E-mail: [email protected]; НОДАРИ ДАРЧОЕВИЧ ЭРИАШВИЛИ, доктор экономических наук, кандидат юридических наук, кандидат исторических наук, профессор E-mail: [email protected] ДМИТРИЙ ВИКТОРОВИЧ СУХОДОЕВ, кандидат экономических наук, доцент Научная специальность 08.00.10 - финансы, денежное обращение и кредит
Аннотация. В современных условиях деятельности страховых организаций, развитие филиальной сети, выход на внешние рынки - приоритетные направления реализации через бизнес-планирование.
Ключевые слова: бизнес-процесс, бизнес-планирование, бизнес-функции, макросреда, внешняя среда, концептуальная модель, информационные потоки.
Annotation. The activity of insurance companies and the development of subsidiary chain as well as penetration to the international markets - are the priority areas of realization through business-planning under modern conditions.
Keywords: business-process, business-planning, business functions, macro environment, external environment, competitive model.
В последние годы страховые организации активно расширяют сеть филиалов, что способствует освоению крупными страховщиками новых регионов, новых рынков сбыта. Однако, общего подхода к согласованию плановых показателей между главными организациями и филиалами нет.
Показатель оценки страховых премий лежит в основе процесса планирования деятельности страховых организаций, так как с его помощью легко поставить плановую задачу по отделеным видам страхования и по конкретным исполнителям на всех уровнях управления.
Эффективная организация планового процесса в головном офисе страховой организации с региональной сетью - важнейшая составляющая всего процесса страхования, деятельности филиалов.
Страховые организации планируют свою деятельность на различные периоды; планы при
этом могут иметь как обще черты, так и некоторые особенности, это зависит от целей и периода организации планирования. Например, долгосрочные планы направлены на перспективу, носят стратегической характер. Краткосрочные планы ставят оперативные задачи на короткий плановый период. Долгосрочные планы (срок от 3 лет) имеют определенную экономическую основу, в том числе:
• темпы роста поступления страховых премий;
• доля на рынке;
• развитие тех или иных видов страховых продуктов;
• достижение установленных норм доходности капитала и др.
При разработке долгосрочной стратегии развития учитывается много направлений и показателей. В системе годового планирования важное место занимают показатели поступления страховых
премий. Для корректировки трехлетнего плана развития ежегодно формируются и утверждаются новые планы поступления страховых премий.
Краткосрочные планы составляются на квартал, месяц, неделю (например, платежный календарь). Среднесрочные планы - это, например, квартальные поступления страховых премий, поступления по договорам входящего перестрахования. Долгосрочные планы составляются на период от 1года и больше (смета расходов, общий бюджет).
Однако, для конкретной страховой организации классификации могут быть различными, так как различны и условия их деятельности. Например, в страховой организации с большим количеством стабильно возобновляемых договоров планировать поступления легче, чем в организациях с единичными, но крупными договорами. Важно проводить систематически анализ структуры страхового портфеля.
Одна из проблем планирования для страховых организаций с филиальной сетью - сложность применения одного общего подхода, а также трудность согласования плановых показателей.
Бизнес-планирование на следующий год начинают в середине или по окончании третьего квартала текущего года, - это зависит от степени стабильности работы страховщика и организации взаимодействия между подразделениями, участвующими в процессе планирования. Те страховщики, которые применяют бюджетирование, плановый процесс выступает составной частью и сроки определяются бюджетным регламентом. Те страховщики, которые не используют бюджетирование, плановый процесс надо начинать как можно раньше, чтобы был запас времени для получения и обобщения исходных данных от все филиалов. Важно определить характер взаимодействия между подразделениями, сроки и периодичность подготовки плановых данных.
При бизнес-планировании целесообразно рассмотреть все составляющие процесса, связанные с плановой работой страховщика, используя реинжиниринг.
Важнейшей составляющей бюджетирования выступает планирование доходов и расходов, т.е. поступление страховых премий и расходы по урегулированию убытков, расчет плановой величины страховых резервов и др. Все то, что связано с массой информационных потоков. В результате возникает потребность в совершенствовании организации плановой работы.
Основные проблемы, с которыми сталкивается страховая организация при планировании:
• нечеткая формулировка и обоснование стратегии развития бизнеса;
• неправильная организация бизнес-планирова-
ния и распределение бизнес функций между подразделениями-участниками этого процесса;
• не в полной мере сформулированная внутренняя нормативная база, используемая при планирования;
• непроработанность регламентов по всем этапам бизнес-использования;
• недостаточная автоматизация бизнес-планирования;
• непроработанность бюджетного процесса в целом и др.
Прежде всего, необходимо определить, как получать первоначальные плановые показатели. Используются различные подходы, в которых критерием выступает источник первоначальных данных для бизнес-планировния, т.е. тот, от кого поступают первоначальные сведения (см. рис. 1):
Рис.1. Направления информационных потоков при различных подходах формирования плана поступления страховых премий
1) плановые величины устанавливаются головными офисом СО «сверху-вниз»;
2) плановые величины определяют филиалы «снизу-вверх»;
3) планы устанавливаются по согласованию филиалов с головным офисом; сочетание «сверху-вниз» и «снизу-вверх».
Это, по-сути, централизованный подход, когда планы поступления страховых премий директивно спускаются «сверху-вниз» и обязательны для исполнения всеми филиалами. Однако, у данного подхода есть определенные минусы, например, не всегда головной офис («центр») может поставить реально выполнимые плановые задания филиалу с учетом его специфики в конкретном регионе.
Второй подход - децентрализованный, который имеет смысл использовать при наличии небольшого числа крупных самостоятельных филиалов, разрабатывающих бизнес-план и сопутствующие плановые нормативы с учетом стратегических задач страховой организации. Однако, при недостаточ-
ном контроле со стороны головного офиса, филиал поддерживает достигнутый объем деятельности и средства на свое развитие «просят» от центра.
Наиболее правильный для бизнес-планирования - третий подход, суть которого в том, что плановая информация идет как от «центра», так и от филиалов. Все данные для бизнес-планирования неоднократно проходят рассмотрение и согласование на всех уровнях. На рис. 2 представлен процесс формирования плана с использованием третьего подхода, учитывая влияние факторов внешней и внутренней среды.
Макросреда
Микросреда Внутренняя среда
Рис.2. Процесс формирования плана с учетом макросреды
Собственники исходят из общей стратегии развития страховой организации на долгосрочный период, ставят задачи перед советом директоров, в том числе:
• размер дохода на собственный капитал;
• размер дивидендов;
• новые страховые продукты;
• развитие новых каналов продвижения и др.
При планировании необходимы материалы анализа показателей в динамике за несколько периодов. Например, если в филиале сформировался отрицательный результат от основной деятельности, выявлено превышение фактической задолженности над нормативной по отдельному виду страхования, то руководство на будущий период принимает решение снизить объемы заключенных договоров по данному виду страхования, снизить расходы, увеличить плановые величины по более прибыльным страховым продуктам. Концептуальная модель процесса бизнес-планирования может быть представлена в следующем виде (рис.3.):
1-этап «сверху вниз»
Виды работ:
• определяют задачи и приоритеты в центре;
• анализ в филиалах текущей деятельности и прогноз в разрезе плановых периодов
2-этап Виды работ:
«снизу -вверх» • первоначальные планы, составленные в филиалах поступают в «центр»
3-этап кон- Виды работ:
солидация • консолидация плано-
и корректи- вых величин;
ровка • корректировка «цен-
тром» полученных «снизу»
плановых показателей
4-этап Виды работ:
• защита бизнес-планов
филиалами;
• двухсторонний диалог
«центр-филиалы»
• согласование показате-
лей
5-этап Виды работ: • доведение утвержден-
ных планов «сверху - вниз»;
• контроль за выполне-
нием
Рис.3. Концептуальная модель бизнес-планирования в страховой организации
Итак, планов деятельность в страховой организации может вестись по двум направлениям:
• первое - в центральном офисе составляется прогноз ожидаемых страховых премий на следующий период;
• второе - в филиалах происходит формирование плановых показателей, составляется прогноз заключения новых договоров и пролонгации действующих.
Управление филиальной сетью можно назвать эффективным в том случае, если достигаются следующие результаты:
• деятельность сети филиалов рентабельна;
• страховой портфель формируется в соответствии с плановыми показателями;
• качество сопровождения договоров страхования - высокое , в том числе отсутствуют нарекания клиентов; применяются единые стандарты обслуживания по всем подразделения филиальной сети.
Рассмотрим аспекты, оказывающие существенное влияние на эффективность управления филиальной сетью.
Постановка задач. Задача страховой организации складываются из задач филиальной сети по таким направлениям:
• формирование страхового профиля по видам страхования в разрезе территорий;
• расчет плана первичных продаж осуществляется с учетом приоритетных видов страхования в целом по страховой организации;
• обоснование и достижение определенного уровня пролонгации ранее заключенных договоров страхования.
Взаимосвязь блоков страхования. Организация страховой деятельности - это сложное взаимодействие блоков страхования и урегулирования. Экономический блок решает вопросы убыточности, формирования тарифов, дает представление о наиболее привлекательных сегментах страхования.
Система планирования и прогнозирования целевых ориентиров: страхового профиля, в том числе профилей рисков; структуры портфеля; убыточности; других показателей.
В бизнес-плане филиала отражаются показатели, характеризующие отдельные стороны его деятельности. Это количественные и качественные показатели; в табл. 1 приведены индикаторы бизнес-планирования.
Таблица 1.
Индикаторы бизнес-плана филиала страховой организации.
• финансовый результат • финансовый результат, исчисляемый кассовым методом; • финансовые результат, исчисляемый методом начисления с выделением авансов по договорам, срок действия которых более 1 года; • финансовый результат с учетом и без учета перестрахования.
• качество сопровождения страхового портфеля • уровень ошибок по страховым полисам в разрезе видов страхования; • отсутствие клиентских жалоб на своевременность обслуживания, запросов и пр.
При высоком уровне качества анализа текущего страхового портфеля, а также опираясь на планы в среднесрочной и долгосрочной перспективе, можно выделить наиболее прибыльные сегменты, оценить возможный или приемлемый уровень расходов на мотивацию.
Мотивация персонала построена по системе ключевых показателей результатов деятельности (система КР1). Это позволяет осуществлять контроль результативности и эффективности работы как подразделений, так и страховой организации в целом. Для филиалов выставляют около десяти показателей, которые характеризуют выполнение планов с учетом соблюдения следующих правил.
1. Показатели взаимоувязаны со стратегическим планированием.
2. Система оценочных показателей увязана с отчетностью.
3. В процессе применения филиалами данной системы показателей усилия переносятся на главные (приоритетные) направления.
4. Филиалам выделяются ресурсы для выполнения показателей, результаты контролируются.
В табл.2. дан пример построения бизнес-плана с использованием системы показателей КР1; мотивация персонала рассчитывается исходя из оклада руководителя.
Таблица 2.
Вариант построения бизнес-плана филиала (подразделения)
Предмет анализа, в том числе:
• структура страхового портфеля
• объем продаж
• пролонгация ранее заключенных договоров страхования
Перечень индикаторов, заложенных в бизнес-план филиала, в том числе:
• количество видов страхования в портфеле;
• динамика продаж по конкретному сегменту (страховому продукту);
• динамика продаж по территориям .
первичные продажи по видам страхования с дифференциацией уровней продаж.
в разрезе видов страхования рассчитываются:
• уровень пролонгации договоров, в
%%;
• уровень дебиторской задолженности по пролонгированным договорам;
• доходы от пролонгации.
№ п/п Показатели Критерии Бонус
1. Структура страхового портфеля, % к окладу; в том числе:
а) Количество видов страхования Не менее 10% 100% оклада
б) Доля застрахованных отечественных ТС Не менее 50% 50 % оклада
• состояние промышленного производства с наличием страховых рисков и, соответственно, потребность предприятия в управлении рисками, минимизации их за счет страхования;
• состояние и развитие региона - низкий уровень платежеспособности влияет на спрос страховых продуктов, в результате развитие филиалов затруднено;
• уровень жизни и доходы населения определяют спрос на добровольные виды страхования;
• политика мегарегулятора страхового рынка оказывает воздействие на деятельность филиалов через территориальные органы;
• при страховании жизни, страховании от несчастных случаев, страховании ипотеки и финансовых рисков интересы страховых организаций и банков соприкасаются, в этой ситуации большое значение имеет развитие банковского сектора;
• особенности налогообложения в разных регионах, разная налоговая нагрузка на страховые организации, что влияет на деятельность филиалов;
• нормативно-законодательная база непосредственно воздействует на развитие региональной деятельности страховщиков.
Какими бы совершенными не были бы методы и подходы планирования и прогнозирования, без применения программных инструментов невозможно обработать всю информацию о деятельности « центра» и филиальной сети страховой организации, не обойтись возможностями только электронных таблиц типа MS Excel. Постановка автоматизации ведется по нескольким вариантам, в зависимости от используемых вариантов системы бухгалтерского и управленческого учета, используемых программных продуктов.
Первый вариант - развитие существующей программной инфраструктуры и расширение ее за счет новых моделей планирования и бюджетирования. В этом случае целесообразно использовать сторонних разработчиков для расширения уже применяемых модификаций, что связано с затратами и зависит от состояния взаимодействия между заказчиками и разработчиками.
Второй вариант - наличие в страховой организации квалифицированного штата программистов, способных собственными силами автоматизировать бизнес-процесса. Это экономит время и финансовые ресурсы.
Третий вариант - закупка специализированной сторонней программы с постепенной ее адаптацией к существующим условиям страхования.
Сейчас на рынке существующие программные продукты, которые охватывают все стороны финансового планирования, в том числе:
• формирование бюджетов;
• составление смет затрат, плана, калькуляции;
2. План по объемам продаж, в том числе:
а) Каско Не менее 1 млн.руб. 50% оклада
1,5 млн. руб. и более 100 % оклада
б) Имущество физических лиц Не менее 1 млн.руб. 50% оклада
1,5 млн. руб. и более 100 % оклада
в) Прочие виды корпоративного страхования Не менее 1 млн.руб. 50% оклада
1,5 млн. руб. и более 100 % оклада
3. Пролонгация ранее заключенных договоров, в том числе:
а) Уровень пролонгации Не менее 40% 10% оклада
42% и более 50% оклада
б) Доходы от пролонгации Не менее 5 млн.руб. 30% оклада
6 млн руб. и более 80% оклада
4. Финансовый результат, % к премии; в том числе:
а) Кассовым методом 5% и более 100% оклада
б) С учетом авансов более 1 млн.руб. 150% оклада
в) С учетом перестрахования более 0.8 млн.руб. 120%оклада
Изложенный подход позволяет ориентировать филиалы на достижение задач в целом страховой организации, одновременно контролируя результат деятельности путем проведения анализа. Разделение по направлениям обусловлено тем, что на деятельность страховой организации в целом и ее филиальной сети оказывают воздействие внутренние и внешние факторы, которые надо учитывать при планировании и прогнозировании. Какие же основные факторы внешней среды, влияют на деятельность филиалов страховой организации в регионах? Это:
• конкурентная среда, включающая все финансовые институты;
• разработку платежных календарей;
• ведение управленческого учета.
Таким образом, при использовании простых и доступных методов планирования в страховании возникают трудности в организации бизнес-планирования. Эти трудности возрастают с ростом филиальной сети, отдаленности филиалов от «центра» и масштабов деятельности. Поэтому правильная организация информационных потоков, распределение бизнес-функций между подразделениями - вот ключевые факторы формирования точных планов при решении
приоритетных задач организации бизнес-планирования страховой организации с филиальной сетью.
Литература
1. Алякина Д. Эффективная мотивация. Ж. Современные страховые технологии. №1 -II? 2014.
2. Никулина Н.Н. и др. Страховой менеджмент: Учеб. пособие.М.: ЮНИТИ, 2011.
3. Легкий Н.И. Особенности организации бизнес-планирования в страховой компании с филиальной целью. Ж. Страховое дело. № 4, 2007.
РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ: КОГНИТИВНЫЕ ПРЕДЕЛЫ ПОНЯТИЙНОГО ДИСКУРСА В ИССЛЕДОВАНИЯХ СОЗНАНИЯ
СЕРГЕЙ РИФА ТОВИЧ АБЛЕЕВ,
доктор философских наук, начальник кафедры философии Московского университета МВД России Научная специальность 09.00.01 - онтология и теория познания Рецензент: доктор философских наук, доцент Золкин А.Л.
E-mail: [email protected]
Аннотация. Рассматриваются проблемы научного языка в философских и специальных исследованиях сознания. Прослеживается возникновение определенного когнитивного барьера между реальными объектами и понятийной репрезентацией рационального знания. Указывается на то, что слабые стороны рациональной вербализации в работах современных авторов все чаще невольно компенсируются расширением символизма и метафоричности научного дискурса. Ключевые слова: сознание, проблема научного языка, научный дискурс, научная метафора.
Annotation. The article is devoted to the problem of scientific language in philosophical and specialized consciousness research. The author pays attention to the origin of certain cognitive barrier between real objects and conceptual representation of rational knowledge. Therefore the weak points of rational verbalization in works of modern authors are often unintentionally compensated by means of widening symbolism and metaphoric character of scientific discourse.
Keywords: consciousness, the problem of scientific knowledge, scientific discourse, scientific metaphor.
Важное место в современных исследованиях сознания занимает так называемая проблема языка. Она возникает как частный случай общей проблемы языка научного описания действительности, но дополнительно осложняется спецификой сознания как объекта исследования. Научный язык, как известно, стремится к объективности. По крайней мере, это формулируется как цель научного знания. Но сознание по своей сути представляет собой субъективную реальность. Возникает противоречие: как возможно объективное описание субъективной реальности? Безусловно, есть ряд аспектов проблемы сознания, которые вполне доступны объективному изучению. Например, это всевозможные исследования работы мозга. Однако, нейрофизическая активность мозга и внутренний семантический опыт сознания - это совершенно разные явления. Более того, если даже физики начали предполагать влияние субъекта на
процесс наблюдения явлений микромира, то в сфере сознания всякое наблюдение есть субъективный процесс изучения субъективного опыта.
Первое на что необходимо обратить внимание - это относительность и когнитивная условность научного знания. В Новое время появилось убеждение, что научное знание как альтернатива религиозным догматам и метафизическим доктринам является объективным и совершенно адекватным природной действительности. На самом деле это является заоблачным идеалом, к которому стремятся научные теории. В действительности между теорией и природной реальностью всегда существует семантическая дистанция. Научный язык порождает бесчисленное множество теоретических конструктов, которые имеют весьма условное отношение к реальности. В одних случаях в когнитивном смысле они могут быть вполне эффективными, в других -