Научная статья на тему 'Налоговый бюджет как функция управленческого учета'

Налоговый бюджет как функция управленческого учета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
890
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет и статистика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ / БЮДЖЕТИРОВАНИЕ / НАЛОГОВЫЙ БЮДЖЕТ / НАЛОГОВЫЕ РАСХОДЫ / ИНСТРУМЕНТЫ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ / АНАЛИЗ НАЛОГООБЛАГАЕМЫХ ОБЪЕКТОВ / НАЛОГОВАЯ БАЗА / ОПЕРАЦИОННЫЕ БЮДЖЕТЫ / ОПТИМИЗАЦИЯ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ / КАЛЕНДАРЬ НАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ / TAX BUDGET / TAX EXPENDITURES / TAX PLANNING TOOLS / THE ANALYSIS OF TAXABLE OBJECTS / TAX BASE / OPERATING BUDGETS / CASH FLOW OPTIMIZATION / CALENDAR OF TAX PAYMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лабынцев Николай Тихонович, Зенкова Марина Витальевна

В статье рассмотрены вопросы формирования налогового бюджета и его место в общей системе финансовых бюджетов организации. Предложена структура налогового бюджетирования, выделены основные этапы и порядок действий при составлении налогового бюджета. Определены основные инструменты налогового бюджетирования, представлена форма налогового бюджета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper deals with the formation of the tax budget, and its place in the overall system of financial budgets of the organization. The structure of the tax budgeting highlights the main stages and procedures for the preparation of the tax budget. The main instruments of tax budgeting, the budget represented a form of tax.

Текст научной работы на тему «Налоговый бюджет как функция управленческого учета»

РАЗДЕЛ 1. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И АУДИТ:

ПРОБЛЕМЫ И ИХ РЕШЕНИЯ

Лабынцев Н. Т., Зенкова М. В. НАЛОГОВЫЙ БЮДЖЕТ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА

На современном этапе развития рыночных отношений в России уровень налогового изъятия определяется размерами общехозяйственных потребностей, задачами налоговой и социальной политики государства (региона). Взаимодействие государственных и коммерческих структур в рамках правового налогового поля усиливает необходимость формирования методов налоговой политики организации как органичной части финансовой и налоговой политики государства. Налоговая политика реализует распределительную функцию финансов, регулируя распределение денежных доходов организаций и физических лиц между ними, с одной стороны, и государством, с другой. На уровне организации разработка методов и приемов оптимизации налоговых платежей при соблюдении налогового законодательства составляет главную задачу корпоративного налогового менеджмента.

В корпоративном налоговом менеджменте особое значение имеет бюджетирование, в ходе которого прогнозируются суммы налоговых платежей в планируемом периоде. Без налогового бюджетирования сложно добиться реальности и эффективности общего бюджетирования организации, как одной из составляющих системы финансового управления, предназначенной для оптимального распределения ресурсов хозяйствующего субъекта во времени в рамках управленческого учета. Любой процесс управления в микроэкономике начинается с формирования

системы целей и задач организации на определенный период, которые должны быть логическим продолжением основной миссии организации. Программа развития организации приводит к трансформации целей в желаемое состояние экономического субъекта на этот же период. При этом сама цель должна быть выражена в конкретных показателях, так как нельзя управлять тем, что нельзя измерить в количественных измерителях. Неоспорим тот факт, что в качестве стратегических целей признаётся размер выручки, рентабельности и желаемый размер прибыли, а также экономический эффект от использования капитала организации. Для того чтобы спланировать деятельность организации на определенный период, необходимо определить значение вышеуказанных целевых показателей, то есть сформировать бюджет предприятия, или финансовый план в цифрах будущего состояния организации. При этом необходимо учитывать, что на величину перечисленных целевых показателей оказывает влияние множество факторов, в том числе действующая налоговая нагрузка.

Субъекты бизнеса, как правило, пересматривают и корректируют свою налоговую стратегию ежегодно. В процессе формирования стратегии на очередной финансовый год приходится анализировать и оценивать и такие факторы, как: насколько велика доля налогового изъятия и готова ли компания к агрессивной налоговой политике, или выгоднее заплатить больше в бюд-

жет, чем подвергаться риску нести судебные издержки при разрешении спорных ситуаций.

Бюджетирование налогов представляет собой систему мероприятий, направленную на определение плановой суммы налоговых платежей, подлежащих уплате предприятием в будущих периодах, и является результативной частью корпоративного налогового

планирования, регулирования и контроля, а также комбинированным способом оптимизации налоговых потоков хозяйствующим субъектом. В процессе налогового бюджетирования важно оценить экономическое влияние принятых решений на текущую деятельность и перспективу. Конечной же целью налогового бюджетирования является обеспечение долгосрочной финансовой стабильности организации. Результаты корпоративного налогового бюджетирования должны отражаться в разрабатываемом организацией налоговом бюджете.

Однако налоговый бюджет необходимо рассматривать как важный элемент всей системы бюджетов организации в рамках управленческого учета. Вместе с тем при осуществлении финансового бюджетирования налоговый бюджет целесообразно выделять отдельным блоком, что дает возможность сконцентрировать внимание не на осуществлении отдельных операций, связанных с минимизаций налоговых платежей по какому-либо отдельному налогу, в рамках отдельного договора, или однотипных операций, а на реализации общей финансовой стратегии предприятия. Такой комплексный подход позволяет не принимать сиюминутных решений, которые могут идти вразрез с общей финансовой политикой, несмотря на кратковременное уменьшение налоговых платежей.

При рассмотрении взаимосвязи бюджетов становится очевидным, что сам по себе налоговый бюджет неэффективен, а становится таковым только

в рамках общей системы финансового бюджетирования как процесса управленческого учета. Он должен согласовываться с бюджетом движения денежных средств. Увязка бюджета по налогам с бюджетом движения денежных средств нацелена на сбалансированность денежных доходов и платежей в бюджет таким образом, чтобы ко времени уплаты налогов организацией был достигнут уровень достаточного чистого денежного потока.

Существенной особенностью налогового бюджетирования является то, что расчет показателей бюджета налогов выполняется на базе всей системы оперативных бюджетов организации. Так, данные бюджетов продажи, бюджет запасов, бюджет себестоимости (производства) являются основой для составления бюджетов налогов.

Наряду с этим, налоговый бюджет необходимо рассматривать как составную часть финансового бюджета организации, состоящего из прогнозного отчета о прибылях и убытках, прогнозного бухгалтерского баланса и бюджета движения денежных средств. Показатели налогового бюджета — суммы планируемых к начислению налогов и страховых взносов - отражаются в производственном бюджете и прогнозном отчете о прибылях и убытках.

В налоговом бюджете отражаются все возможные налоговые доходы и налоговые расходы организации, определяется общий налоговый результат управления налоговыми потоками, и намечаются решения о продолжении мер налоговой оптимизации или о рассмотрении иных ее вариантов. Налоговый бюджет необходим организации для оптимизации налогов и формирования платежного налогового календаря, дальнейшей оптимизации финансовых параметров (потоков) компании и эффективного управления ими.

При этом под налоговыми расходами понимается не только сумма нало-

говых платежей в бюджет, но и другие не менее существенные виды издержек, а именно: внутренние затраты на управление налогами. Они состоят из расходов на содержание налогового департамента или налоговой «составляющей» бухгалтерии, расходы на 1Т - системы, так как в большинстве компаний процессы налоговых расчетов, составления и передачи деклараций в контрольные органы автоматизированы. Кроме того, в затраты включаются расходы на оплату услуг внешних консультантов и налоговых адвокатов.

Рис. 1. Расходы бизнеса на управление налоговой нагрузкой

Внутренние и косвенные расходы по соответствующим бюджетам расхо-

не всегда включаются в налоговый дов.

бюджет компании, они распределяются Для планирования налогового

бюджета необходимы плановые и фак-

Существуют и косвенные затраты на управление налогами, которые включают проценты на привлечение кредита для погашения налоговых претензий по результатам проверок контролирующих органов и устранения кассового разрыва в случае уплаты крупных налоговых платежей. Несмотря на то что эти издержки являются косвенными, по существу их можно отнести к общим налоговым расходам бизнеса.

тические учетные данные об объемах продаж, объемах покупок, объемах капитальных вложений и других объектах учета (фактах хозяйственной жизни), которые являются значимыми для целей налогообложения. Помимо этого, при составлении бюджета налогов необходимо учесть, что в силу того что объектом планирования бюджета налогов является величина и сроки налогового платежа, в отношении формирования бюджета налогов, наряду с требованием, предъявляемым к операционным бюджетам, предъявляется и такое требование, как соответствие Налоговому кодексу РФ.

Налоговое бюджетирование можно рассматривать как функцию управленческого учета. При этом данные для налогового планирования, например, налога на прибыль можно получить из налогового учета. Это сведения о фактических налогооблагаемых доходах и расходах и правилах их корректировки. Большая часть данных для целей налогового планирования формируется в бухгалтерском учете, а часть данных специально создается в управленческом учете. Управленческий учет является важным элементом современной системы управления организацией и функционирует параллельно с системой финансового учета.

Переход от налогового учета к налоговому планированию осуществляется в процессе бюджетирования. Взаимосвязь налогового и управленческого учета наиболее полно проявляется при планировании, контроле и анализе налогового бюджета.

Налоговое планирование с учетом особенностей каждого направления бизнеса должно использовать множественный ряд базовых данных и предусматривать, прежде всего:

• правильный учет и оформление затрат, включаемых в себестоимость продукции (услуг);

• установление величины нормативных затрат, определяющей себестоимость продукции;

• планирование состава затрат, включаемых в себестоимость;

• выбор типа хозяйственных договоров и их условий во взаимоотношениях с контрагентами;

• оценку необходимого для деятельности имущественного комплекса во избежание трат на содержание излишних объектов, переоценку и проведение операций с основными средствами

• своевременность уплаты налогов, взносов и сборов с целью минимизации расходов на уплату экономических санкций в виде штрафов и пеней;

В качестве основных инструментов налогового планирования можно выделить следующие:

1) налоговые льготы, предусмотренные налоговым законодательством;

2) оптимальную с позиций налоговых последствий форму договорных отношений;

3) цены сделок;

4) отдельные элементы налогообложения, отсрочки, рассрочки по уплате налогов, налоговый кредит;

5) специальные налоговые режимы, предусмотренные ст. 18 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), и особые системы налогообложения;

6) льготы, предусмотренные международными договорами и соглашениями;

7) элементы бухгалтерского учета в целях налогообложения, рациональную учетную политику в целях налогообложения.

Учетная политика для целей налогообложения разрабатывается на основе понимания сходства и различий бухгалтерского и налогового учета и целей оптимизации налогообложения.

Организациям бизнеса немаловажно учитывать, что, формируя положения налоговой политики в рамках формализованного документа в виде приказа об учетной политике для целей налогообложения, необходимо использовать системный подход к ее созданию с точки зрения отражения в приказе методов налогового учета. Системный подход в этом случае заключается в том, что необходимость внесения тех или иных методов обоснована или существованием права выбора у налогоплательщика, или требованием обязательности, или наличием неясностей, противоречий в законодательных или нормативных актах.

Учитывая все вышесказанное, в процессе организации системы бюджетирования важно установить горизонтальные связи со всеми участками налогового планирования и учета, что позволит снизить риск возникновения неблагоприятных налоговых последствий при принятии управленческих решений.

Подготовка бюджета налогов может осуществляться как в рамках фор-

мирования общего бюджета, так и в виде обособленного налогового бюджета по формату, разработанному компанией и содержащему в себе информацию о сроках и суммах платежей, совокупном перечне налогов к уплате.

В процессе налогового бюджетирования организации могут составлять отдельные бюджеты в разрезе каждого из уплачиваемых налогов, или бюджеты по группам налогов (например, отдельно бюджет налогов, относимых на затраты, отдельно бюджет косвенных налогов). При этом решение о формировании налогового бюджета принимается с учетом специфики деятельности и размера организации.

Ниже предложена структура налогового бюджетирования, которая включает в себя бюджетирование начисления налогов, бюджетирование налоговых платежей и бюджетирование налоговой задолженности и может быть взята за основу при формировании операционных бюджетов.

/ N

Налоговое

бюджетирование

Бюджетирование

начисления

налогов

Бюджетирование

налоговых

платежей

Бюджетирование

налоговой

задолженности

Рис. 2. Структура налогового бюджетирования

1. Бюджетирование начисления налогов. Для расчета суммы начисления налогов в плановом периоде используют следующие исходные данные:

• планируемые показатели для расчета налогооблагаемой базы (стоимость имущества, количество сотрудни-

ков, расходы на персонал, добавленная стоимость, налогооблагаемая прибыль);

• налоговое законодательство (изменения налогового законодательства, касающиеся объектов налогообложения, порядка расчета налоговой базы, нало-

говых ставок, порядка и сроков уплаты налогов, налоговых льгот);

• прочие данные (соглашения о реструктуризации, графики погашения реструктуризированной задолженности, графики реструктуризации, графики погашения пеней и штрафов).

2. Бюджетирование налоговых платежей. После определения начислений по налогам производится расчет налоговых выплат для составления графиков расчетов с бюджетом и формирования бюджета движения денежных средств организация по срокам уплаты.

3. Бюджетирование налоговой задолженности осуществляется для составления прогнозного баланса движения денежных средств, при этом используется следующая формула:

З = Зн + Нн - Зр - Нп, (1)

где: З - задолженность по налогам на конец периода; Зн - задолженность по налогам на начало периода; Нн - налоги начисленные; Зр - реструктуризированная задолженность; Нп - платежи по налогам.

Полученные в результате расчетов параметры бюджетирования налоговых обязательств имеют как самостоятельное значение, так и используются для планирования налоговых доходов (налоговой экономии) организации в составе ее налогового бюджета.

Одним из самых важных факторов, влияющих на уровень налогового планирования, является информационное обеспечение деятельности, оно может быть достигнуто следующими путями:

-мониторингом нормативно-

правовой базы и изменений в законодательстве;

- анализом разъяснений Минфина России, налоговых инспекций.

В основу информационного обеспечения должен быть положен принцип оперативности. Разработанная организацией налоговая политика должна своевременно корректироваться с уче-

том действующего законодательства. Более того, в основу информационного обеспечения должна быть заложена концепция постоянного мониторинга законодательства. В том числе мониторингу должны подвергаться основные виды хозяйственной деятельности.

Если детализировать последовательность формирования налогового бюджета в рамках общей системы бюджетирования для крупных и средних предприятий машиностроительной отрасли, можно выделить несколько основных стадий, или этапов.

На предварительной стадии необходимо определиться с источниками информации для формирования бюджета налогов, таковыми являются: плановые показатели, отраженные во вспомогательных бюджетах; документы, подтверждающие права организации на различное имущество; справочные таблицы; налоговое законодательство; учетная политика; данные о сотрудниках, планируемых выплатах премий, вознаграждений, штатное расписание; прочие источники информации.

В случае, если в организации до этого не осуществлялось налоговое планирование в рамках формирования бюджета налога, то нужно разработать форму документа, проанализировать существенность того или иного налога, показатели, которые необходимо включить в документ, определить алгоритм расчета налогооблагаемой базы и сумм налогов, подлежащих уплате в разрезе видов налогов.

Поскольку процесс предварительного расчета налогов - процедура довольно трудоемкая, требуется взаимодействие разных служб: бухгалтерской, финансовой и планово-экономической, а иногда и других подразделений предприятия, таких как, управление имуществом, кадровой службы.

Порядок действий при составлении бюджета налогов на планируемый период может включать:

1. Определение структуры исчисляемых налогов и анализ налогооблагаемых объектов;

2. Расчет налоговой базы по видам налогов, расчет налогов по применяемым ставкам и тарифам;

3. Анализ полученных показателей с точки зрения оптимальной налоговой нагрузки и составление плана мероприятий по оптимизации налоговых платежей;

4. Корректировку налоговой базы с учетом планируемых мероприятий по оптимизации и окончательный расчет налоговых платежей;

5. Расчет налоговых платежей по срокам уплаты;

6. Консолидацию данных в общий бюджет, последовательное согласование финансовых бюджетов.

Для достижения оптимального уровня налоговой нагрузки полученные показатели необходимо анализировать и рассчитывать иногда несколько раз до принятия окончательного бюджета.

1. Определение структуры исчисляемых налогов и анализ налогооблагаемых объектов.

Структура исчисляемых налогов зависит от видов деятельности, осуществляемых организацией, выбранного режима налогообложения, наличия определенного имущества в собственности или пользования компании (земельные участки, недвижимость, недра, транспортные средства, иное имущество), места осуществления деятельности и других параметров.

Планирование Налогового бюджета начинается с анализа налогооблагаемых объектов. Этот анализ носит характер детальной инвентаризации установленных и уплачиваемых налогов, взносов и сборов отдельно по федеральному и местному законодательству.

В процессе анализа необходимо определить:

1. Входит ли организация в состав налогоплательщиков по каждому из установленных налогов.

2. Имеются ли облагаемые налогами объекты, какие они по своим характеристикам. Совпадает ли полностью характеристика налогооблагаемых объектов в законе и в конкретной деятельности организации по каждому из установленных налогов.

3. Имеются ли вычеты, по каким основаниям и в каком размере.

4. Подпадает ли имущество и операции организации под налогообложение конкретным налогом.

5. Имеются ли льготы по уплате налогов, каковы условия применения льгот, что необходимо сделать для обеспечения применения льгот.

После проведения анализа организация получает данные о налогооблагаемых объектах, вычетах и льготах на планируемый год.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Планирование Налогового бюджета всегда связано с разработкой основных (операционных) бюджетов по выделенным центрам ответственности.

Для планирования налогового бюджета необходимо получить и использовать данные по следующим операционным бюджетам: бюджету продаж; бюджету закупок материалов; бюджету расходования материалов; бюджету закупок работ и услуг; бюджету расходов на оплату труда; бюджету социальных выплат и льгот; бюджету инвестиций.

Детализация учета хозяйственных операций в бюджетах должна обеспечивать расчет налогооблагаемых объектов. Например, для планирования доходов от реализации к расчету налога на прибыль, в Бюджете продаж выделяются доходы, согласно классификации доходов в 25 главе Налогового Кодекса. Если налоговый учет ведется на счетах бухгалтерского учета, и применяются алгоритмы корректировок доходов и расходов, то произвести расчет плани-

руемого налога на прибыль на следующий финансовый год можно более точно и с меньшими затратами времени.

В процессе разработки финансовых бюджетов предварительные расчеты показателей Налогового бюджета могут измениться, так как последовательное согласование статей финансовых бюджетов может привести к изменению доходов, расходов и статей баланса.

2. Расчет налоговой базы по видам налогов, расчет налогов по применяемым ставкам и тарифам.

Планирование налогового бюджета осуществляется раздельно по каждому налогу. Расчеты налога ведутся по налогооблагаемым операциям и объектам налогообложения, установленным законодательством.

Общий режим налогообложения. К примеру, предприятия машиностроительной отрасли являются плательщиками следующих налогов и обязательных платежей: налога на прибыль организаций; налога на добавленную стоимость (НДС); налога на имущество организаций; транспортного налога; земельного налога; обязательных страховых взносов; государственной пошлины, а также налоговым агентом по НДФЛ с выплат работникам.

Чтобы определить сумму обязательства перед бюджетом, необходимо прежде вычислить налоговую базу по каждому налогу и определить для него налоговую ставку в соответствии с Налоговым Кодексом РФ. Произведение полученных данных и даст сумму налога, подлежащую перечислению в бюджет.

Таблица 1. Основные документы, на основе которых планируется налоговая база по налогам и страховым взносам

Налог Налоговая база Бюджет, другие документы

1 2 3

Налог на прибыль Налогооблагаемая прибыль Бюджет доходов и расходов, регистры налогового учета

НДС Добавленная стоимость Бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, бюджет инвестиций

Обязательные страховые взносы (ОСВ), НДФЛ Сумма выплат и вознаграждений в пользу физических лиц Бюджет расходов на оплату труда, социальных выплат и льгот

Налог на имущество организаций Среднегодовая стоимость имущества Прогнозный баланс

Транспортный налог Мощность используемых транспортных средств Технический паспорт автомобиля

Земельный налог Кадастровая стоимость участка Прогнозный баланс, кадастровый план

3. Анализ полученных показателей с точки зрения оптимальной налоговой нагрузки и составление плана мероприятий по оптимизации налоговых платежей.

Первичный расчет планируемых к уплате налогов помогает выявить необходимость проведения комплекса мероприятий, направленных на оптимиза-

цию налоговой нагрузки. Здесь может быть несколько направлений. Для начала это общее снижение объема налоговых обязательств, которое выражается в более полном использовании инструментов налогового планирования, применении всевозможных предусмотренных законом льгот, преференций, пониженных налоговых ставок. Перечень

таких мероприятий может включать, к примеру:

- анализ текущей деятельности, изменение видов заключаемых сделок;

-оценку используемых элементов учетной политики, анализ использования возможных альтернативных вариантов;

-мониторинг законодательства,

использование максимума легальных способов снижения налоговой нагрузки;

- оптимизацию денежных потоков, в том числе денежного потока по НДС ( речь идет о мерах по ускорению вычета «входящего» НДС);

- оптимизацию системы внутреннего контроля, (необходимость такого контроля актуальна для предприятий, у которых есть не облагаемые НДС операции или экспортные операции). Это приведет к ускоренному вычету НДС и получению его от налоговых органов за счет повышения качества документооборота.

Таблица 2. Бюджет начисленных налогов

№ п\ п Виды налогов и обязательных платежей Факт отчетный год Плановый объем на следующий год

Всего на год 1 квартал 2 квартал З квартал 4 квартал

1 2 3 4 5 6 7

НДС

Налог на прибыль

Обязательные страховые взносы на пенсионное, социальное и медицинское страхование

Налог на имущество

Транспортный налог

НДФЛ

Взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Плата за землю

Прочие

ИТОГО начисленные налоги

Показатели для определения налоговой базы

Основная цель деятельности организации отнюдь не минимизация налоговых отчислений, а максимизация прибыли. И мероприятия, направленные на оптимизацию налоговой нагрузки,

должны следовать этой же цели.

4. Корректировка налоговой базы с учетом планируемых мероприятий по оптимизации и окончательный расчет налоговых платежей.

После проведения оптимизационных мероприятий производятся пересчет налоговой базы, сумм налогов и формирование окончательного бюджета налогов. Рассчитанные плановые суммы налогов переносятся в налоговый бюджет. Для целей планирования в налоговом бюджете также указываются фактические значения сумм начисленных налогов в отчетном (прошлом) году. В качестве примера в таблице 2 приведена одна из форм бюджета начисленных налогов.

Продолжение таблицы 2

Объем продаж (без НДС)

Стоимость оплаченных материалов, работ, услуг, капитальных вложений, СМР

Сумма облагаемых доходов и расходов

Сумма облагаемой прибыли

Остаточная стоимость облагаемого имущества на начало каждого квартала

Мощность двигателей транспортных средств

Сумма выплат и иных вознаграждений в пользу физ.лиц по трудовым, гражданско-правовым и авторским договорам

Расходы на пособия по социальному страхованию

Выплаты в пользу работников социального характера

Площадь земельных участков по категориям (целевому использованию) земель

Стоимость реализованных физическим лицам товаров с учетом НДС и акцизов

6. Консолидация данных в общий бюджет, последовательное согласование финансовых бюджетов.

Налоговый бюджет и календарь налоговых платежей передаются в бюджетный комитет для составления финансовых сводных бюджетов (прогнозного отчета о прибылях и убытках, бюджета движения денежных средств и прогнозного бухгалтерского баланса). Отчет о прибылях и убытках имеет незавершенный вид, пока не будут закончены расчеты по налогу на имущество (который рассчитывается после составления прогнозного баланса и связан с планом капитальных вложений — бюджетом инвестиций) и налогу на прибыль. Расчет налога на имущество завершается только после составления прогнозного агрегированного баланса и бюджета инвестиций. По незавершенному расчету прогнозного отчета о при-

5. Расчет налоговых платежей по срокам уплаты

Каждая организация заинтересована в эффективном использовании своих финансовых ресурсов и не желает уплачивать налоги раньше установленного срока. Для этих целей первоначально делается расчет платежей на год, затем - на квартал, а затем - на месяц. Для расчета периодичности уплаты налогов и взносов составляется календарь налоговых платежей на год, квартал, месяц. Суммы налоговых платежей, взносов и сборов распределяются по срокам их уплаты в соответствии с порядком, установленным законодательством РФ. Календарь налоговых платежей по конкретным датам составляется в бюджете движения денежных средств при расчете денежных потоков.

былях и убытках предварительно определяется сумма чистой прибыли.

После расчета налога на имущество и налога на прибыль корректируется прогнозный отчет о прибылях и убытках и составляется окончательный вариант прогнозного бухгалтерского баланса. После расчета и согласования всех бюджетов составляется окончательный вариант бюджета движения денежных средств. Данные о начислении налогов,

планируемых налоговых платежах и прогнозах задолженности перед бюджетом показываются соответственно в бюджете доходов и расходов, бюджете движения денежных средств и прогнозном балансе предприятия.

Крупные организации формируют общий налоговый бюджет, который в дальнейшем используется для составления административных расходов и финансовых бюджетов (таблица 3).

Таблица 3. Общий налоговый бюджет

№ п\п Наименование налога Задолженность на начало периода Начисленные налоги Налоговые платежи (к уплате в бюджет) Задолженность на конец периода

1 НДС

2 Налог на прибыль

3 Налог на имущество

4 Земельный налог

5 Транспортный налог

6 Обязательные страховые взносы

7 НДФЛ

ИТОГО

Большое значение имеет контроль и анализ исполнения бюджета. Для объективного контроля исполнения Налогового бюджета необходимо формирование сопоставимой и достоверной информации об исполнении плана, определение величины отклонения фактических показателей от плановых, выявление причин отклонений в реализации планов.

Аналитический налоговый бюджет не менее важен, чем плановый (оптимизированный) бюджет. Он необходим для анализа и контроля соблюдения запланированных параметров планового налогового бюджета, выявления оши-

бок, просчетов, узких мест и их устранения.

Анализ исполнения налогового бюджета начинается с оценки общей суммы запланированных и фактически начисленных налогов и сложившихся отклонений. На следующем этапе анализа делается расчет показателей, повлиявших на отклонение фактических и плановых показателей и отклонение фактических показателей отчетного года и прошлого года. На основании проведенного контроля и анализа разрабатываются варианты корректировки планов, если это необходимо.

Осуществляя налоговое планирование, организация выбирает варианты

действий, которые могут быть осуществлены в будущем. Бюджетный метод управления затратами, прибылью и финансами используется как инструмент планирования, контроля и регулирования. Налоговое планирование влияет на эффективность деятельности компании, позволяет оптимизировать денежные потоки, управлять затратами и прибылью, воздействовать на ликвидность и финансовую устойчивость. В свою очередь на оптимизацию налогов влияют: выбор учетной политики организации, применение определенных методов налогового учета, разработка схем сделок, определение структуры активов и другие факторы.

Таким образом, налоговое бюджетирование представляет собой одну из важнейших составных частей финансового бюджетирования, является функцией управленческого учета и оказывает существенное влияние на эффективность деятельности организации.

Библиографический список

1 .Прогнозирование и планирование в налогообложении: Учебник М.: Экономика 2009;

2.Управленческий учет и внутренний контроль в коммерческих организациях: состояние и перспективы развития; монография, под редакцией профессора Н.Т. Лабынцева; Финансы и статистика, Москва, 2011 год.

3.Замирович Е.Н. «Налоговое планирование: организация работ», Налоговое планирование №1, 2004;

4.Виноградова А. «Способы управления налоговыми затратами», «Расчет», 2010,№ 1;

5.Боровикова Е.В. «Налоговое планирование как подсистема финансового планирования в кредитной организации», «Международный бухгалтерский учет», 2012, №1;

6.Шестакова Е.В. «Налоговое планирование. Теория и практические рекомендации с материалами судебной практики», "Юстицинформ", 2010;

7.Н.А.Урман «Эффективное налоговое планирование», "Налоговый вестник", 2010.

8.Шаховская Л.С.. Хохлов В.В., Кулакова О.Г. Бюджетирование: теория и практика. — М.: КНОРУС, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.