УДК 368.021:005
Формирование структуры управления ресурсным потенциалом сектора страховых услуг
Целью данной статьи является формирование структуры управления ресурсным потенциалом сектора страховых услуг на основе синтеза коммуникационной, организационной структуры и структуры управления финансовыми потоками для обеспечения устойчивого функционирования в условиях инновационного развития экономики.
Ключевые слова: сектор страховых услуг; ресурсный потенциал; структура управления; основные бизнес-процессы; входящие и исходящие финансовые потоки.
The aim of the present article is the forming of structure management of resource potential of insurance service sector on the bases of synthesis of communicative, organizing structures and management offinancial streams structure to insurance the stable functioning innovation development of economics.
Key words: insurances service sector; resources potential; management structure; main business processes; in-coming and out-coming financials streams.
Особенности страхования страховых услуг
Страхование как вид экономической деятельности имеет свои специфические особенности, которые необходимо учитывать при выборе структурных элементов ресурсного потенциала сектора страховых услуг, а именно:
— закрытость каналов обратной связи — страховая компания может судить о степени удовлетворенности страховым продуктом на основании того, что страхователь возобновляет или не возобновляет договор страхования на следующий период, расширяет или не расширяет число страховых продуктов. Однако этот период достаточно длинный, а корреляция не очевидна. В этой связи необходимым условием является формирование обратной связи со страхователем с помощью расширения каналов коммуникаций через постоянное сопровождение договора страхования в течении срока его действия. В данном
случае появляется возможность не только анализировать текущие потребности страхователя, но и формировать новые направления коммуникаций;
— продвижение страховых услуг через посредников — основными каналами продаж страховых продуктов являются страховые посредники (агенты или брокеры) и партнерские каналы продаж (банки, дилеры, станции технического обслуживания клиентов и другие). В этой связи важной задачей является осуществление дополнительных систем контроля за качеством предоставляемой информации со стороны посредников в процессе осуществления андеррайтинга риска и продажи страховой услуги;
— высокие требования к профессиональной подготовке сотрудников — эффективность работы страховой компании зависит от профессионально-квалификационных способностей кадров. Данные требования относятся не только к андеррайтерам,
Терещенко
Элеонора
Юрьевна
канд. экон. наук, доцент кафедры «Финансы и банковское дело» Донецкого национального университета, Украина
E-mail: ellakopp@ rambler.ru
Сосновская Ольга
Александровна,
аспирантка
Донецкого
национального
университета,
Украина
E-mail: _oxara_@ mail.ru
...инвестиционная
политика
страховых
компаний
осуществляется
по принципу
опосредованной
экономической
целесообразности,
то есть получение
встречного
бизнеса
от объекта
инвестирования
при размещении
средств
страховых
резервов
экспертам и специалистам в области страхования, но и к подразделениям по продаже страховых услуг. В этой связи для повышения качества управленческих решений необходимым условием является формирование кадрового потенциала сектора страховых услуг с учетом соответствия занимаемой должности сотрудниками страховой компании с их функциональной специализацией и объемом выполняемых функциональных обязанностей;
— ограниченность квалифицированных и опытных специалистов — система подготовки кадровых ресурсов в сфере страхования включает высшие учебные заведения, которые предоставляют фундаментальное образование без практического опыта, а также собственные системы подготовки кадров страховыми компаниями, которые являются эффективными только в краткосрочном периоде. При этом существование коммерческого образования находится на этапе зарождения и на данный момент не может предоставлять в необходимом количестве профессиональные кадровые ресурсы в ведении страхового бизнеса. В этой связи важным условием качественного функционирования сектора страховых услуг является повышение показателей укомплектованности и стабильности кадров;
— финансовая направленность деятельности — страховая компания оперирует денежными средствами без какой-либо производственной деятельности. При этом деньги выступают стоимостным выражением риска, а финансовые ресурсы страховой компании являются гарантом выполнения взятых обязательств по совокупности заключенных договоров страхования. В этой связи основные бизнес-процессы страховой компании отражают оперирование финансовыми ресурсами — от их формирования (через заключение договора страхования и сбора стра-
ховых премий) и инвестирования страховых резервов до их целевого использования (выплаты страховых возмещений) [1];
— ограниченные инвестиционные возможности — несмотря на значительный инвестиционный потенциал страховой отрасли, страховые компании законодательно ограничены в выборе инвестиционных инструментов. При этом уровень доходности в рамках разрешенных инвестиционных активов зачастую не превышает темпы реальной инфляции. Следовательно, инвестиционная политика страховых компаний осуществляется по принципу опосредованной экономической целесообразности, то есть получение встречного бизнеса от объекта инвестирования при размещении средств страховых резервов. В этой связи необходимым условием является рациональное размещение средств страховых резервов в объекты инвестирования с целью поддержания необходимого уровня финансовой устойчивости и платежеспособности страховых компаний.
Структура ресурсного потенциала сектора страховых услуг
Исходя из специфических особенностей функционирования сектора страховых услуг структуру его ресурсного потенциала целесообразно представить как совокупность следующих видов ресурсов:
— коммуникационные ресурсы — совокупность взаимосвязанных коммуникаций, возникающих в рамках бизнес-процессов сектора страховых услуг, для получения своевременной и достоверной информации с целью разработки и принятия эффективных управленческих решений. Важность коммуникационных связей в управлении подтверждает ряд опросов, проведенных американскими исследователями [2]. Так, согласно результатам одного из них около 73%
руководителей американских, 63% английских и 85% японских компаний считают, что недостаточная разработанность коммуникаций является главным препятствием на пути достижения эффективности деятельности их предприятий. Это объясняется тем, что обмен информацией является важнейшим звеном основных видов деятельности предприятий. ^едовательно, если коммуникационные связи не существуют или не действуют, это отрицательно сказывается на его функционировании;
— организационные ресурсы — совокупность кадровых, функциональных и административно-управленческих ресурсов, рациональное использование которых способствует осуществлению действий, направленных на усиление возможностей сектора страховых услуг для достижения текущих и стратегических целей. Необходимо отметить, что в современных условиях хозяйствования важным условием эффективного функционирования сектора страховых услуг является развитие его организационных процессов. Это обусловлено формированием гибких организационных структур, активным внедрением принципиально новых методов управления, наличием кадровых особенностей функционирования данного сектора;
— финансовые ресурсы — совокупность денежных средств, формирование которых происходит в процессе осуществления входящих и исходящих финансовых потоков для финансирования страховой и инвестиционной деятельности и достижения финансовой устойчивости сектора страховых услуг. В настоящее время фактором негативного воздействия на развитие сектора страховых услуг в Украине является неудовлетворительное состояние финансовых ресурсов большинства страховых компаний, которое не обеспечивает их конкурентоспособность на внутреннем рынке. Ограниченность ресурсов
и несовершенство структуры финансовых накоплений препятствуют увеличению потенциальных возможностей данного сектора и повышению эффективности их использования для социальной защиты населения и инвестирования украинской экономики.
Внутренние факторы влияния на процесс управления страховыми услугами
Следует отметить, что процесс управления ресурсным потенциалом сектора страховых услуг осуществляется под воздействием постоянно изменяющихся факторов внутренней среды, которые оказывают влияние на параметры его функционирования и принципы ведения страхового бизнеса.
Внутренние факторы влияния на исследуемый процесс управления можно классифицировать исходя из структуры ресурсного потенциала на факторы коммуникационного, организационного и финансового характера (рис. 1).
Рассмотрим их более подробно. К коммуникационным факторам относятся:
• уровень сложности коммуникационной структуры и степень внедрения новых коммуникаций — характеризуется количеством каналов коммуникаций в коммуникационной сети, а также возможностью и скоростью появления новых коммуникаций;
• уровень напряженности коммуникационной структуры — характеризуется степенью соответствия различных потоков коммуникаций в процессе осуществления бизнес-процессов и наличием обратной связи в коммуникационной сети;
• уровень качества коммуникаций — характеризуется наличием достоверной и полной информации, а также
Процесс
управления
ресурсным
потенциалом
сектора
страховых услуг осуществляется под воздействием постоянно изменяющихся факторов внутренней среды, которые оказывают влияние на параметры его функционирования и принципы ведения страхового бизнеса
ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ
I
Коммуникационные
1 Г 1 г-
о х
Ё | о е 8 И
О
5
л № Й а
о £
I
Организационные
-4—±-4- г
Финансовые
о в и Б
|-ч и
§ Ё.
И б1
о и
N Н
к 1°
о *
р I
о к
е н
л о
Й Я
§ I
л 5
Я
Я §
а з £ §
я о
я &
м из Л X
я
я о
а
о £
J I
§
а> в О
о Я
1 1
В и о ч ¡а о г
и о ч Л а & 1 и А
я о N
£
я
Сн &
я о
о а
и я о
£
§8
<и щ & §
и £
Я и
Н и
5 ю <и о
г
м л ж <и я
о £
Рис. 1. Классификация внутренних факторов, влияющих на управление ресурсным потенциалом
сектора страховых услуг
своевременностью ее получения конечным пользователем в ходе осуществления коммуникационного процесса.
К организационным факторам относятся:
• уровень достаточности про-фессионально-квалифициро-ванных кадров и их текучесть — характеризуется наличием специалистов в области страхования и их стабильностью работы в страховой отрасли;
• уровень функциональной организованности — характеризуется уровнем обеспечения согласованного взаимодействия структурно упорядоченных элементов системы функционального назначения в процессе их функционирования как единого целого для внешней среды;
• уровень централизации и децентрализации функциональной структуры управления — характеризуется сочетанием
уровня централизации, позволяющей обеспечить эффективное функционирование страховой компании при наиболее полной реализации ее целей в данных конкретных условиях и децентрализации, обеспечивающей структурную гибкость и развитие адаптивных возможностей системы для оперативного реагирования на потребности рынка на уровне отдельных звеньев системы.
К финансовым факторам относятся:
• уровень качества страховых резервов — характеризуется наличием в их структуре высоколиквидных активов и обеспеченностью страховых резервов собственным капиталом для определения возможности страховой компании своевременно осуществлять страховые выплаты по договорам страхования;
ОСНОВНЫЕ БИЗНЕС-ПРОПЕССЫ СЕКТОРА СТРАХОВЫХ УСЛУГ
о
ш
5
х
о 2
х
£
Ш
ь о
тз ш 00 о
Продвижение страховой услуги
Изучение и
анализ страхового рынка
страховых продуктов и страховых тарифов
Определение основных каналов продажи страховых услуг
Привлечение клиентов для заключения новых или возобновления
действовавших договоров страхования
Андеррайтинг риска
Прием заявления от клиента страховой компании и согласование условий заключения договора страхования
I
Рассмотрение первичной
заявленном риске
Факторный анализ риска и преобразование качественных показателей в количественные показатели
I
Рассмотрение документов андеррайтером
£ 3
Оле.
з •§■ ^ е И
11
ш
о й 5 § § §
3 Э 3
О В §
ь
__±.___
Перестрахование
Заключение генерального договора страховой компании о сотрудничестве в
области перестрахования
Направление предложения страховой компании о перестраховании соответствующих
рисков в перестраховочной компании
Андеррайтинг риска перестраховочными компаниями (определение страховой суммы и страхового тарифа)
Направление ответа перестраховочной компании в страховую компанию
I I I
& I
£1 Ё | в I
4!
|§1| 1И>
Л
Б 9 >
5 8 1
и 1 &
Г Заключение договора страхования
Ознакомление клиента с правилами страхования и условиями договора
Оформление
договора страхования (страхового полиса)
Подписание
договора страхования и документов на его оплату
■ Уплата страховой премии
I
Выдача страхового
клиентом статуса страхователя
Формирование и размещение страховых резервов
Расчет страховых платежей по
видам страхования
Расчет страховых резервов
I
Формирование страховых резервов
I
Размещение страховых — резервов и свободных собственных средств
I I
^ § 5 §
эН Е
Урегулирование убытков
Регистрация страхового случая
Оценка ущерба по страховому случаю и сбор документов, необходимых для принятия решения
► Принятие решения о выплате страхового возмещения или отказе
I
регресса и направление доли в
убытке перестраховщикам
Возмещение перестраховочными компаниями соответствующей доли ущерба в страховую компанию
Рис.2. Коммуникационная структура управления сектором страховых услуг
*
а
£
а £
Р
ъ. &
г
0
00
1
е
о -о
-о О
00 >
"О
"О О"
5 00
• уровень сбалансированности страхового портфеля — характеризуется степенью концентрации страхового портфеля по видам страхования, так как чем меньше удельный вес одного вида страхования в портфеле, тем ниже риски возникновения убытков. Это связано с тем, что убытки по одним видам страхования могут компенсироваться за счет доходов по другим видам страхования;
• уровень качества перестраховочного обеспечения — характеризуется уровнем диверсификации портфеля исходящего перестрахования и степенью надежности перестраховщиков, что влияет на уровень страховых выплат и обеспечение финансовой устойчивости страховой компании;
• уровень доступности осуществления инвестиционной деятельности — характеризуется законодательной ограниченностью вложения средств страховых резервов в инвестиционные активы, что влияет на уровень доходности инвестиций и наращивание финансового потенциала страховых компаний.
Эффективность процесса управления гибкостью ресурсного потенциала сектора страховых услуг
Эффективность процесса управления гибкостью ресурсного потенциала сектора страховых услуг зависит от создания структур управления, через которые выражаются форма и содержание системы — состав ее элементов и степени их взаимодействия. Через структуру системы выражается уровень внутренней организованности системы и ее потенциальные возможности к эффективному управлению.
Следовательно, для достижения тактических и стратегических задач необходимо сформировать и постоянно совершенствовать структуру управления ресурсным потенциалом сектора страховых услуг, обеспечивающую целенаправленный и планомерный процесс формирования, распределения и использования ресурсов. В соответствии с этим данная структура должна интегрировать коммуникационную, организационную структуру и структуру управления финансовыми потоками сектора страховых услуг, которые являются взаимосвязанными. Рассмотрим каждую структуру управления в отдельности.
Коммуникационная структура управления
Коммуникационная структура управления построена на основе выделения основных бизнес-процессов сектора страховых услуг, внутри которых осуществляются коммуникации (рис. 2).
Бизнес-процессы сектора страховых услуг представляют собой совокупность необходимых мероприятий, наиболее эффективно связывающих начало и результат решения определенной бизнес-задачи для достижения поставленной цели.
Бизнес-процесс продвижения страховой услуги осуществляется с целью формирования и расширения клиентской базы в секторе страховых услуг посредством реализации конкурентоспособных страховых продуктов и увеличения каналов сбыта для достижения запланированных результатов деятельности. К основным задачам данного бизнес-процесса относятся:
• проведение маркетинговых исследований страхового рынка;
• выбор ассортимента страховых услуг и планирование ассортиментной политики;
• выбор системы сбыта страховых продуктов, обеспечивающий наибольшую эффективность продаж;
• разработка стратегии и тактики ценообразования;
• стимулирование продаж страхового продукта.
Бизнес-процесс андеррайтинг риска осуществляется с целью получения достоверной информации о качественной характеристике риска и установления максимально адекватного страхового тарифа по предлагаемому на страхование риску. К основным задачам данного бизнес-процесса относятся:
• правильная видовая классификация риска;
• факторный анализ риска;
• приведение качественных характеристик риска к количественным показателям тарифа;
• формализация процесса сбора и доведения до андеррайтера информации о риске;
• отбор рисков на основе объективных данных о конкретном риске;
• определение сроков и условий страхового покрытия, а также максимально точная тарификация риска;
• согласованность андеррайтин-говых решений с возможностями перестрахования риска.
Бизнес-процесс перестрахования осуществляется с целью защиты страховой компании от возможных финансовых потерь по собственным договорам страхования. К основным задачам данного бизнес-процесса относятся:
• выработка приоритетов подхода к перестрахованию и координация их реализации;
• подготовка информации для анализа перестраховочного предложения и оформление договора по нему;
• проведение организационной работы по перестрахованию и контроль за ней.
Бизнес-процесс заключения договора страхования осуществляется с целью юридического оформления договора страхования и получения страховой премии. К основным задачам данного бизнес-процесса относятся:
• определение условий договора страхования;
• контроль за процессом ознакомления клиента с правилами договора страхования;
• оформление и подписание страхового полиса;
• подготовка документов на оплату страховой премии;
• контроль за своевременностью и полнотой поступления страховых взносов.
Бизнес-процесс формирования и размещения страховых резервов осуществляется с целью обеспечения страховой защиты клиентов путем обеспечения предстоящих выплат страхового возмещения и получения дополнительного инвестиционного дохода. К основным задачам данного бизнес-процесса относятся:
• определение оптимального размера страховых резервов;
• оценка инвестиционных рисков, связанных с размещением средств страховых резервов;
• выбор рациональной инвестиционной политики;
• поддержание оптимальной структуры портфеля инвестиций;
• контроль за размещением средств страховых резервов в высоколиквидные финансовые инструменты.
Бизнес-процесс урегулирования убытков осуществляется с целью принятия решения о выплате страхового возмещения или ее отказе на основании необходимой информации о страховом случае. К основным
Бизнес-процесс
андеррайтинг
риска
осуществляется с целью получения достоверной информации о качественной характеристике риска
и установления
максимально
адекватного
страхового
тарифа
по предлагаемому на страхование риску
Главной целью
создания
организационной
структуры
управления
является
формирование
структурных
подразделений
для выполнения
необходимых
функций
задачам данного бизнес-процесса относятся [3]:
• систематизация документооборота на этапе сбора информации о страховом случае и ее согласования;
• унификация набора типовых документов;
• оптимизация процесса распределения выплатных дел между специалистами;
• ограничение сроков рассмотрения документов специалистами;
• разграничение прав доступа специалистов к выплатным делам;
• совершенствование системы оповещения специалистов обо всех изменениях, влияющих на принятие решений о страховой выплате и сроках урегулирования убытков;
• внедрение системы автоматизированного контроля урегулирования убытков;
• разработка правил рассмотрения заявленных убытков и их учёта.
Таким образом, считаем целесообразным представить коммуникационную структуру управления сектором страховых услуг как систему взаимодействующих коммуникаций, обеспечивающую разработку и принятие управленческих решений в процессе осуществления бизнес-процессов на основе рационального использования коммуникационных ресурсов для обеспечения коммуникационной эффективности и достижения поставленных целей.
Организационная структура управления
Организационная структура управления сектором страховых услуг отражает специфику его деятельности и подчинена задаче оптимизации процессов взаимодействия между различными структурными подраз-
делениями страховых компаний с целью выполнения принятых обязательств (рис. 3).
Главной целью создания организационной структуры управления является формирование структурных подразделений для выполнения необходимых функций. При этом результатом построения данной структуры является четкое распределение обязанностей, полномочий и зон ответственности между подразделениями. Система управления должна быть организована таким образом, чтобы при принятии решения учитывалось мнение руководителей всех подразделений, ответственных за результат процесса, относительно которого принимается решение.
Организационная структура управления сектором страховых услуг включает два главных подразделения — страховую и финансовую дирекции.
В рамках страховой дирекции осуществляется основная деятельность страховых компаний, связанная с привлечением рисков, их андеррайтингом и перестрахованием, урегулированием убытков и формированием политики компании по освоению рынка. Деятельность страховой дирекции направлена на работу с потребителем страховой услуги и с основными контрагентами компании, а также формирование базы для инвестиционной деятельности компании. В этой связи страховая дирекция является отражением специфики деятельности сектора страховых услуг.
Огромное значение в деятельности страховой компании играет ее финансовая дирекция. Финансовое направление включает блок бухгалтерского и налогового учета и контроля, отчетности и планирования, инвестиционный блок и блок актуарных расчетов. Деятельность и результаты работы инвестиционного отдела важны не только с точки
Собрание акционеров
Наблюдательный совет
Председатель наблюдательного совета
1 г
Помощники председателя Заместители председателя Советники председателя
наблюдательного совета наблюдательного совета наблюдательного совета
Помощники председателя правления
Страховая дирекция
Департамент медицинского и личного страхования
Департамент банковского страхования
Департамент страхования юридических лиц
Департамент индивидуального
Департамент страхования грузоперевозок
Департамент системного страхования
Департамент страхования туристов
Отдел автотранспортного страхования
Управление андеррайтинга и перестрахования
Департамент маркетинга и рекламы
Отдел по работе с регионами
Центры продаж и обслуживания клиентов
Е
Председатель правления
Заместители председателя правления
Советники председателя правления
Финансовая дирекция
1
Исполнительная дирекция
Бухгалтерия
Департамент финансов, экономического анализа и статистики
Департамент информационных технологий
Отдел безопасности
Департамент по финансовому мониторингу
Департамент ценных бумаг
Отдел транспорта
Хозяйственный отдел
Департамент по работе с персоналом
Отдел рассмотрения выплатных дел
Отдел расследования страховых случаев
Департамент урегулирования убытков
Отдел регрессно-
претензионнои
работы Юридический
Отдел юридической департамент
оценки и
урегулирования <—
убытков
Канцелярия
Рис.3. Организационная структура управления сектором страховых услуг
Во временном
аспекте
финансовые
ресурсы
страховой
компании
представляют
собой
финансовые потоки, которые определяются как разность их поступления и расходования за определенный период времени независимо от источников формирования
зрения формирования дохода, но и с позиции мониторинга соблюдения строгих законодательных норм по объему и структуре активов, в которые могут быть инвестированы страховых резервы и собственные средства. На базе актуарных расчетов андеррайтеры страховых компаний строят свою тарифную политику, а расчет страховых резервов влияет на формирование финансовых результатов в секторе страховых услуг [3].
Учитывая вышеизложенное, организационную структуру управления сектором страховых услуг можно определить как упорядоченную совокупность взаимосвязанных структурных подразделений, которые формируются с учетом специфики деятельности страховых компаний и на основе рационального использования организационных ресурсов обеспечивают разработку и принятие эффективных управленческих решений.
Структура управления финансовыми потоками
Структура управления финансовыми потоками сектора страховых услуг опосредована движением финансовых ресурсов страховых компаний в различных направлениях, в процессе которых происходят формирование, инвестирование и использование страхового фонда (см. рис. 4).
Во временном аспекте финансовые ресурсы страховой компании представляют собой финансовые потоки, которые определяются как разность их поступления и расходования за определенный период времени независимо от источников формирования.
Рассмотрим основные виды финансовых потоков в секторе страховых услуг.
В момент организации страховой компании основным финансовым ресурсом является собственный капитал, который в процессе деятельности пополняется за счет различных
источников прибыли, эмиссионного и инвестиционного дохода. При этом важным показателем финансовой устойчивости в секторе страховых услуг является уровень обеспеченности страховых резервов собственным капиталом, который характеризует возможности страховых компаний осуществлять страховые выплаты. В этой связи собственный капитал выполняет функцию финансовой гарантии исполнения обязательств по договорам страхования.
Предоставление страховых услуг предполагает аккумулирование страховых премий. Сбор взносов со всех участников страхового фонда сопровождается фактами выполнения обязательств страховых компаний по осуществлению страховых выплат только некоторым из них в результате возникновения страхового случая. Из суммы собранных страховых премий осуществляется погашение расходов страховой компании на ведение дела, заложенных в структуре страхового тарифа [4].
Важным условием поддержания финансовой устойчивости в секторе страховых услуг является наличие качественного перестраховочного обеспечения, в результате которого возникает движение перестраховочных премий и выплат. Так, передача части рисков в перестрахование является положительным процессом, так как позволяет страховой компании защитить свои активы и предоставляет возможность расширения бизнеса без увеличения капитала. Однако при этом особое значение имеет качество перестраховочного обеспечения, которое определяет уровень диверсификации передаваемых рисков и степень надежности перестраховщиков.
Важными финансовыми потоками в секторе финансовых услуг являются размещение страховых резервов и собственных средств в инвестиционные активы и получение инвестиционного дохода. Однако размещение
о
*
а
£ а
Р
ъ. &
г
0
00
1
е
о -о
-о О
00 >
"О
"О О"
ш
5
X
о 2
х
£
-► Входящие финансовые потоки
— — ► Исходящие финансовые потоки
5 00
Рис.4. Структура управления финансовыми потоками сектора страховых услуг
ш ь о
■о
ш а О
временно свободных финансовых ресурсов должно осуществляться в надежные и высоколиквидные инструменты, так как от этого зависит платежеспособность страховой компании. В этой связи осуществление инвестиционной деятельности в секторе страховых услуг носит ограниченный характер, что сопровождается существованием жестких требований и контролем со стороны государства.
Следовательно, структура управ -ления финансовыми потоками сектора страховых услуг опосредована движением финансовых ресурсов в процессе:
• использования собственного капитала в качестве источника финансирования убытков и его пополнения за счет прибыли и других поступлений;
• аккумулирования страховых премий и последующего их распределения среди ограниченного круга страхователей в форме страховых выплат;
• осуществления перестраховочных премий и выплат по входящему и исходящему перестрахованию;
• инвестирования временно свободных средств страховых резервов и собственных ресурсов для получения инвестиционного дохода;
• других финансовых операций.
Исходя из этого структура управления финансовыми потоками сектора страховых услуг представляет
собой совокупность взаимосвязанных входящих и исходящих финансовых потоков, обеспечивающих процесс разработки и реализации управляющих воздействий на поступление и выбытие финансовых ресурсов в результате их рационального использования для достижения финансовой устойчивости сектора страховых услуг.
Таким образом, структура управления ресурсным потенциалом сектора страховых услуг представляет собой интеграцию взаимосвязанных структур управления, своевременная адаптация которых к постоянно изменяющимся факторам внутренней и внешней среды будет способствовать устойчивому функционированию сектора страховых услуг и достижению стратегических задач развития.
Литература
1. Горулев Д. А. Основы бизнес-процессов и страховой анде-райтинг: учеб. пособие. СПб.: изд-во СПбГУЭФ, 2012. 80 с.
2. Мескон М. Х., Альберт М., Хе-доури Ф. Основы менеджмента: пер. с англ.— М.: Дело, 1992. 702 с.
3. Горулев Д. А., Кваранд-
зия А. А. Оптимизация бизнес-процессов страховой компании. URL:http://www.lawmix. т/Ьих/46876/ (дата обращения: 02.12.2012).
4. Тронин Ю. Н. Основыстрахо-вогобизнеса. М.: Изд. «Альфа-Пресс», 2006.— 472 с.
Из Бюджетного послания Президента Российской Федерации «О бюджетной политике в 2013-2015 годах»
Продуманная бюджетная политика в области расходов в совокупности с мерами денежно-кредитного регулирования, включая применение гибкого механизма формирования валютного курса рубля, должна обусловливать низкую инфляцию, что, в свою очередь, должно способствовать переходу России на новый уровень развития, характеризующийся большей устойчивостью к резкому воздействию внешних негативных факторов.