Научная статья на тему 'Информационная база принятия управленческих решений в страховых организациях'

Информационная база принятия управленческих решений в страховых организациях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
767
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАХОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА / ОТЧЕТНОСТЬ / INSURANCE COMPANIES / DATABASE / REPORTING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гусев А. Ю.

В статье раскрываются сущность управленческой отчетности страховой организации, которая рассматривается как обобщение финансовой и нефинансовой информации, характеризующей отдельные стороны деятельности страховых организаций. Особое внимание уделяется раскрытию содержания управленческой отчетности головной страховой организации и ее структурных подразделений. Отражается значение нефинансовых показателей в соответствующих регистрах для расширения информационной базы принятия управленческих решений, связанных с повышением эффективности функционирования страховых организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION BASE OF DECISION-MAKING IN INSURANCE COMPANIES

The article reveals the essence of management reporting insurance company, which is regarded as a generalization of the financial and non-financial information describing some aspects of insurance organizations. Special attention is paid to the disclosure of the content management reporting parent insurance company and its business units. Reflects the value of non-financial indicators in the relevant registers to expand the knowledge base of decision-making related to improving the efficiency of insurance companies.

Текст научной работы на тему «Информационная база принятия управленческих решений в страховых организациях»

Рис. 1. Балансовая схема потоков эксергии производственной технологии

Первый член суммы учитывает эксергию непосредственно входящих в технологическую систему ьтых потоков природных ресурсов. Второй - эксергию входящих в технологическую систему потоков производственных ресурсов, являющимися продуктами переработки природных ресурсов в других производственных системах (пар, электроэнергия, химические реагенты и т.п.).

Выходящая из технологической системы эксергия потоков Е определяется следующим выражением:

(2)

где П внутр - суммарные внутренние потоки эксергии, обусловленные необратимостью протекающих в системе процессов.

Большинство технологических объектов речных портов представляют собой открытые технические системы, в результате функционирования которых происходит передача в ПС энергии или вещества, то есть отходов производства. Параметры состояния компонентов отходов обычно отличаются от параметров компонентов ПС, поэтому отходы производства могут иметь еще некоторую неиспользованную эксергию. В ПС происходит исчезновение этой эксергии в результате необратимого выравнивания параметров состояния отходов с параметрами компонентов ПС при их взаимодействии. Потери эксергии, возникающие в результате этих необратимых изменений, называют

П внеш в отличие от внутренних потерь, возникающих в пределах исследуемой технологии [3]. Внешние потери эксергии, численно равные суммарной эксергии отходов Е , сбрасываемых в ПС, которая представляет важнейшую не только технологическую, но и экологическую характеристику анализируемого объекта.

Тогда в общем случае суммарную эксергию покидающих систему потоков носителей можно представить, наряду с соотношением (2), выражением:

(3)

где Е - суммарная эксергия полезного продукта, полученного в соответствии с функциональным назначением объекта по технологическому регламенту, исключающему возможность его термодинамического контакта с ПС.

Наибольший интерес для оценки экологического совершенства применяемых в речных портах технологий и обеспечения требуемых нормативов качества ПС представляет эксергия отходов. В данном случае необходимо рассматривать химическую эксергию, под которой понимается максимальная работа, которая может быть получена в обратимом процессе перехода технологической системы в состояние равновесия с ПС при постоянных температуре и давлении системы. Причем этот переход можно представить в виде последовательности двух обратимых процессов: процесса уравнивания температуры и давления системы с температурой и давлением ПС при неизменном химическом составе, и процесса уравнивания химических потенциалов компонентов системы с соответствующими значениями химических потенциалов компонентов ПС при неизменных температуре и давлении, равных температуре и давлению ПС. Поэтому для достижения нормативов качества ОС, то есть целевых показателей ЛСУП, необходимо при расчете Е установить значение химических потенциалов компонентов ПС на уровне, соответствующем ПДК этих веществ.

Таким образом, химическая эксергия отходов связана вычислительными продуктами с нормативами качества ПС и поэтому может использоваться в качестве косвенного показателя при создании ЛСУП речных портов.

Литература:

1. Наумов B.C. Управление окружающей средой на промышленных предприятиях водного транспорта: Монография. - Н.Нов-город: Изд. ВГАВТ, 2002.-220с.

2. Федеральный закон № 7 от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды».

3. Шаргут Я. Эксергия / Я. Шаргут, Р. Петела. - М.: Энергия, 1968.-279с.

Е =Е + Е

вых п отх

Е =Е - П внУтї

вых вх э

ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Гусев А.Ю., Ведущий специалист ООО «Агентства «МИСТРА»

В статье раскрываются сущность управленческой отчетности страховой организации, которая рассматривается как обобщение финансовой и нефинансовой информации, характеризующей отдельные стороны деятельности страховых организаций. Особое внимание уделяется раскрытию содержания управленческой отчетности головной страховой организации и ее структурных подразделений. Отражается значение нефинансовых показателей в соответствующих регистрах для расширения информационной базы принятия управленческих решений, связанных с повышением эффективности функционирования страховых организаций.

Ключевые слова: страховые организации, информационная база, отчетность.

INFORMATION BASE OF DECISION-MAKING IN INSURANCE COMPANIES

Gusev A., leading Specialist Agency MISTRA, JSC

The article reveals the essence of management reporting insurance company, which is regarded as a generalization of the financial and non-fmancial information describing some aspects of insurance organizations. Special attention is paid to the disclosure of the content management reporting parent insurance company and its business units. Reflects the value of non-financial indicators in the relevant registers to expand the knowledge base of decision-making related to improving the efficiency of insurance companies.

Keywords: insurance companies, database, reporting.

Завершающим этапом формирования управленческой информации является составление отчетности. Отчетность страховых организаций - это обобщение финансовой и нефинансовой информации о деятельности страховой организации в целом или ее отдельных структурных подразделений за отчетный период.

Управленческая отчетность позволяет выявить отклонения от установленных целей, определить факторы, влияющие на эти отклонения, произвести их анализ с целью разработки оптимальных

вариантов управленческих решений.

Содержание управленческой отчетности, информационная база ее составления существенным образом отличается от финансовой отчетности. Управленческая отчетность носит конфиденциальный характер и не регламентируется.

При составлении управленческой отчетности используется системный подход независимо от специфики функционирования любой страховой организации. Сущность системного подхода означа-

ет единство исходных положений, применяемых при формировании объектов управленческого учета и их оценки, а также в процессе бюджетирования и составления отчетности на разных уровнях управления организаций.

В процессе подготовки управленческой отчетности каждая страховая организация должна разработать регламенты, по содержанию управленческой отчетности, направлениям ее использования и информационную базу ее составления.

Управленческая отчетность необходима для осуществления контроля за выполнением установленных заданий организации, который осуществляется поэтапно.

Управленческая отчетность необходима для контроля за текущей деятельностью страховой организации. Для этих целей должны быть в первую очередь выявлены результаты выполнения бюджетов как по филиальной сети, так и по головной страховой организации. Выполнение бюджетов устанавливается путем сопоставления фактических данных с бюджетными заданиями по каждому виду страхования, что дает возможность установить отклонения фактических показателей от установленных бюджетов и определить конкретные факторы, оказывающие влияние на результаты выполнения бюджетов. Отчетность о выполнении бюджетов составляет-

ся по страховым премиям, страховым выплатам, по РВД, по страховым резервам и другим бюджетам и т.д. Такой подход к составлению управленческой отчетности позволяет выявить структуру страхового портфеля, уровень рентабельности по видам страхования, соблюдение нормативов образования страховых резервов в соответствии с установленными нормативами.

Для руководителя страховой организации особое значение имеют показатели, выполнения установленных целей по организации в целом. Поэтому в системе управленческой отчетности предусматривается последовательность процедур формирования отчетных данных по каждому этапу управления. Такой методический прием предполагает, что оперативные управленческие решения, принимаемые на уровне филиальной сети максимально отражаются в отчетности данного звена. К высшим уровням управления объем информации сокращается, а значимость принимаемых решений увеличивается, и в связи с этим изменяется характер управленческой отчетности, составляемой для тактического уровня управления.

Обследование содержания управленческой отчетности ряда российских страховых организаций, соблюдения единых требований к ее составлению на различных уровнях управления организации позволило выявить следующие недостатки:

Таблица № 1. Примерная форма управленческого баланса за отчетный период

Статьи Суммы, т.р.

Активы

Инвестированные активы, в т.ч.

котируемые акции

облигации

денежные средства и эквиваленты

Дебиторская задолженность

Расходы будущих периодов

Основные средства

Прочие активы

Всего активов

Пассивы

Резерв незаработанной премии

Резервы убытков

Кредиторская задолженность

Прочие обязательства

Итого обязательств

Уставный капитал

Нераспределенная прибыль прошлых периодов

Прибыль отчетного периода

Всего собственных средств

Всего пассивов

1. имеет место избыточная информация в отчетности о деятельности филиалов, агентств и других структурных подразделений страховой организации;

2. обобщение информации в отчетности отдельных структурных подразделений страховой организации производится, в основном, по показателям объема продаж - страховым премиям; сумме РВД (расходы на ведение дела), т.е. имеет место недостаточность информации по нефинансовым показателям деятельности филиалов, представительств и др. подразделений страховой организации (страхование физических и юридических лиц, число заключенных договоров, число пролонгированных договоров по видам страхования; соблюдение условий сроков страховых выплат и др.);

3. отчетность на оперативном уровне управления составляется по многим показателям, независимо от их значимости, что усложняет систему анализа и принятие управленческих решений;

4. отсутствие четко разработанных графиков и адресатов ответственности приводит к затруднениям документооборота.

Анализ состояния управленческой отчетности страховой организации свидетельствует о большом разнообразии их форм, что объясняется отсутствием каких-либо методических рекомендаций формирования управленческих отчетов.

Изучение действующей практики составления управленческой отчетности показывает, что для страховой компании особое значение приобретают управленческий баланс, управленческий отчет о прибылях и убытках, управленческий отчет о движении денежных средств.

Управленческий баланс составляется с периодичностью, установленной для данной формы отчетности самой страховой компанией, исходя из потребности в информации, содержащейся в данной форме отчетности.

Для иллюстрации содержания управленческой отчетности приводятся примерные формы управленческой отчетности, предлагаемой в экономической литературе (И.С.Дискиным). Они могут быть использованы страховыми организациями только в условиях учета применения МСФО.

Источником информации составления управленческого баланса являются обобщенные данные по выполнению бюджетов страховой компании, данные главной книги по счетам синтетического учета страховой организации.

Следует отметить, что в приведенных формах управленческой отчетности содержится такой важный показатель - заработанные премии (отчет о прибылях и убытках). В бухгалтерской отчетности страховщиков такой показатель отсутствует (из нетто-страховых премий необходимо вычесть убытки по договорам страхования). Между тем, аналитические возможности приведенных форм управленческой отчетности не сопоставимы с формами отчетности финансового учета.

Заключительным этапом составления управленческой отчетности является агрегирование данных по всем вышеприведенным формам.

Предлагаемая в экономической литературе (В.Ф. Палий, Н.П. Кондраков) классификация видов управленческой отчетности имеет большое значение для упорядочения действующей практики составления управленческой отчетности страховых организаций в зависимости от ее содержания, уровней управления и объема информации.

Так, по содержанию информации выделяются отчеты комплексные, тематические, аналитические; по уровням управления составляются отчеты по центрам расходов, центрам доходов, центрам прибыли, центрам инвестиций; по объему информации различают управленческую отчетность, сводную, итоговую и общую.

Комплексные отчеты составляются в целом по головной страховой организации и ее филиалам. Сроки представления таких отчетов устанавливаются заранее, и, как правило, их периодичность связана с итогами работы предприятия за месяц, квартал или другой отчетный период. В комплексных отчетах находят отражение показатели страховой организации в целом, доходов и расходов по центрам ответственности, движения денежных средств и результатов деятельности и др. Несомненно, информация, содержащаяся в комплексных отчетах, в некоторой степени будет дублироваться по

Таблица № 2. Примерная форма управленческого отчета о прибылях и убытках за отчетный период

Статьи Суммы, т.р.

Страховые брутто-премии

Страховые премии, переданные в перестрахование

Нетто-страховые премии

Нетто-изменение резерва незаработанной премии

Нетто-заработанные премии

Комиссия, полученная за перестрахование

Инвестиционный доход

Прочие нетто-доходы

Итого доходов

Нетто-убытки по договорам страхования

Расходы на заключение договоров страхования

Административные расходы

Прибыль до уплаты налога на прибыль

Расходы по налогу на прибыль

Чистая прибыль за период

сравнению с финансовой отчетностью. Существенное значение в составе управленческой отчетности имеют тематические отчеты. В них, как правило, отражается информация по отдельным видам страхования, включая страхование физических и страхование юридических лиц.

Аналитические отчеты представляют собой совокупность информации, позволяющей раскрыть отдельные аспекты страховой деятельности, произвести их анализ и выявить результаты от страховых операций. К аналитическим отчетам могут быть отнесены отчеты, полученные на основе нефинансовой информации о состоянии продаж по отдельным видам страхования, каналам продаж, о количестве договоров страхования, о количестве страховых случаев, о соблюдении сроков выплат. Аналитические отчеты, как пра-

вило, расширяют информационную базу управленческой отчетности и позволяют выявить факторы, оказывающие влияние на эффективность функционирования страховой организации и ее филиальной сети.

Отметим, что к нефинансовым показателям относятся лояльность страхователей, обеспечение конкурентоспособности страховой организации, стабильность страховых продуктов, предлагаемых страхователям, уровень освоения новых страховых продуктов, развитие филиальной сети страховой организации, сохранение длительных деловых связей с перестраховщиками, наличие патентов и лицензий на все виды страховых услуг, освоенных организацией. Перечисленные показатели являются дополнительным инструментом формирования управленческой информации, необходимой для

Таблица № 3. Примерная форма управленческого отчета о движении денежных средств

Статьи Суммы, т.р.

Денежные потоки от операционной деятельности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Полученные страховые премии

Прочие поступления

Страховые выплаты

Премии, выплаченные перестраховщиком

Административные расходы

Заработная плата

Страховые выплаты

Налоги

Прочие выплаты

Итого денежных потоков от операционной деятельности

Денежные потоки от инвестиционной деятельности

Приобретение финансовых инструментов

Выручка от продажи финансовых инструментов

Полученные процентные доходы

Итого денежных потоков от инвестиционной деятельности

Денежные потоки от финансовой деятельности

Выплаченные дивиденды

Изменение курса иностранных валют к рублю (курсовые разницы)

Итого денежных потоков от финансовой деятельности

Денежные средства и эквиваленты на начало периода

Денежные средства и эквиваленты на конец периода

принятия управленческих решений. Информация по указанным показателям предусматривает использование различных способов ее формирования.

В частности, к таким способам относится метод SWOT-анализа. Реализация данного метода предполагает участие экспертов -специалистов, которые принимают участие в количественной оценке предлагаемого набора характеристик тех или иных экономических показателей или экономических ситуаций, добавляют свои позиции, удаляют, по их мнению, ненужные, делают вывод о количеб-ственной оценке по 10-балльной шкале, отмечая сильные стороны в деятельности организации знаком «+», слабые стороны и негативные угрозы отмечаются знаком «-».

Метод SWOT-анализа дает возможность сравнить количественные показатели в целом по сильным сторонам и возможностям, по слабым сторонам и угрозам страховой организации.

Основные потенциальные внешние возможности: освоение новых сегментов страхового рынка, расширение ассортимента страховых продуктов, ослабление позиций конкурентов, появление новых технологий в обслуживании страхователей и т.д.

Основные потенциальные внутренние слабые стороны характеризуются низкой прибыльностью, относительно небольшим количеством страховых продуктов, неустойчивой репутацией на страховом рынке, недостаточным ассортиментом страховых продуктов в филиальной сети. Повышенным уровнем РВД по сравнению с организациями-конкурентами.

Основные потенциальные внешние угрозы включают: появление на страховом рынке компаний-конкурентов, предлагающих страховые продукты по более низким ценам, усиление запросов страхователей при заключении договоров страхования, необходимость разработки новых правил страхования по обязательным видам, негативные изменения внешней среды функционирования страховой организации.

Следует отметить необходимость систематизации информации, полученной в результате SWOT-анализа по обоснованным направлениям деятельности страховой организации. Для этих целей в управленческом учете, по нашему мнению, должны быть разработаны специальные регистры формировании нефинансовой информации и ее целевого использования.

Формирование нефинансовой информации в системе управленческого учета предполагают применение ранжирования.

Ранжирование - это измерение в порядковой шкале, способ выражения предпочтений, суть которого заключается в расположении предъявленных элементов, отражающих предпочтение, в порядке возрастания (прямое ранжирование) или в порядке убывания (обратное ранжирование). При этом каждому элементу приписывается натуральное число или сумма, которые называются рангом элемента. Таким образом, при прямом ранжировании более предпочтительному элементу будет приписано меньшее натуральное число, при обратном - большее. Процедуры ранжирования допускают упрощения процедуры в тех случаях, когда несколько элементов могут занимать одинаковые места и им будет приписан одинаковый ранг.

При большом количестве элементов ранжирования целесообразно осуществлять «медианные сравнения», которые предполагают попарное сравнение. Вначале избирается два любых элемента из множества и располагают их в порядковой шкале. Затем берут третий элемент и сопоставляют его с лучшим из первых двух, уже упорядоченных. Если новый элемент лучше из уже упорядоченных, то его размещают в упорядоченном ряду на первом месте; если он хуже лучшего, то его сравнивают с худшим и, таким образом, определяют его место. Затем берут следующий (четвертый элемент) и сравнивают его в паре с медианным (средним в ряду уже упорядоченных) элементом из трех первых элементов, определяя левый или правый полуряды для дальнейшего уточнения места четвертого элемента.

Ранжирование нефинансовых показателей позволяет определить развитие страхования по различным направлениям, дополняющим управленческую финансовую информацию по ключевым показателям страховой деятельности в зависимости от уровней управления.

Организационная структура страховых компаний представляет собой совокупность различных центров ответственности, связанных линиями ответственности внутри предприятия, и по этим линиям ответственности составляется и управленческая отчетность.

По объему информации управленческие отчеты филиальной

сети страховых компаний группируются на сводки, итоговые отчеты и общие отчеты. Сводка - это совокупность кратких сведений об отдельных показателях деятельности подразделения за короткий промежуток времени. Она может составляться за различный период (от одного до нескольких дней).

Информационной базой такого вида управленческой отчетности является, прежде всего, нефинансовая информация. Обеспечение достоверности нефинансовой информации может быть достигнуто за счет своевременного оформления и группировки первичных документов и их отражения в аналитических регистрах финансового учета. В этой связи при составлении сводок менеджеры соответствующего управленческого звена несут ответственность за реальность используемых данных.

В итоговых отчетах обобщается информация о контролируемых показателях данного центра ответственности. Как правило, отчетным периодом для составления таких отчетов является месяц, но возможны и другие сроки, установленные вышестоящим управленческим звеном. Общие отчеты содержат информацию о результатах деятельности организации по различным показателям, которые соответствуют установленным целям социально-ориентированной деятельности страховой организации.

Детализация информации, как показывает анализ, зависит, прежде всего, от того, на каком уровне составляется управленческая отчетность, какие конкретно сведения и показатели должны быть зафиксированы исполнителем в отчетах. Разработка управленческих отчетов в соответствии со стандартным форматом, утвержденным для конкретной страховой организации, упрощает их использование на разных уровнях управления. Составление управленческой отчетности с применением компьютерной техники позволяет обеспечить достаточно быстрое, системное и взаимосвязанное формирование отчетных данных и показателей в любом разрезе, необходимом для управления страховой деятельностью.

Нами рассмотрено содержание отчетности филиалов, представительств, агентств и др. подразделений страховой организации и основные направления ее использования для планирования, контроля и принятия решений. Вместе с тем, следует отметить, что информация должна быть полезной и в связи с этим к управленческой отчетности предъявляются определенные требования.

Основными требованиями, предъявляемыми к составлению управленческой отчетности являются: целесообразность, объективность, надежность, своевременность, достаточность, сопоставимость, адрестность и экономичность.

Исследование действующей практики составления управленческой отчетности филиалами и другими структурными подразделениями страховой организации выявило необходимость конкретизации и группировки финансовых и нефинансовых показателей, содержащихся в отчетах.

Так, к первой группе относятся показатели, характеризующие деятельность структурного подразделения страховой организации:

1. структура страховых премий по видам страхования, в том числе страхование физических и юридических лиц за отчетный период, по сравнению с предыдущим периодом; структура страховых выплат по видам страхования за отчетный период, по сравнению с предыдущим периодом; выполнение операционных бюджетов доходов и расходов, установленных головной организацией страховой организации;

2. освоение новых страховых продуктов по видам страхования;

3. расширение каналов продаж страховых продуктов за отчетный период за счет расширения страхового поля;

4. общее количество договоров по видам страхования, в т.ч. количество договоров с физическими лицами, количество договоров с юридическими лицами;

5. количество новых договоров, заключенных за отчетный период, по видам страхования, их % в общем количестве договоров;

6. количество договоров по видам страхования, пролонгированных в данном отчетном периоде, их % в общем количестве договоров;

7. количество договоров, расторгнутых в отчетном периоде по видам страхования, их % в общем количестве вновь заключенных договоров;

8. количество нарушений, выявленных при заключении договоров страхования (превышение лимита по размеру страховой суммы) за отчетный период.

Вторая группа показателей применяется для характеристики эффективности деятельности филиала.

К таким показателям относятся:

1. соотношение страховых премий, страховых выплат, РВД, количество договоров страхования по конкретному подразделению к аналогичным показателям страховой организации в целом;

2. соотношение уровня рентабельности по отдельному филиалу с аналогичным показателем страховой организации в целом;

3. сумма страховой премии на один договор по видам страхования за отчетный период и по сравнению с предыдущим периодом;

4. сумма страховых выплат по видам страхования на один договор за отчетный период и по сравнению с предыдущим периодом;

5. процент и суммы страховых выплат, произведенных в судебном порядке.

Оптимальные сроки представления отчетности находятся в прямой зависимости от назначения информации и возможности принятия решения, т.е. от факторов, определяющих использование отчетов в управлении.

Частота представления периодических отчетов определяется, прежде всего, периодом, в течение которого содержащаяся в них информация может быть актуальной и полезной для принятия оперативных управленческих решений. Анализ отчетов о выявленных отклонениях по различным параметрам деятельности организации показывает, что данная информация об отклонениях, об их виновниках и причинах, как правило, опаздывает на 10-15 дней, что снижает полезность этой информации и в этом случае составление таких отчетов приводит только к её избыточности.

Несомненно, наиболее глубокий анализ сведений управленческой отчетности производится для персонала высшего управленческого звена. В результате этого анализа устанавливаются факторы, влияющие на выполнение установленных целей страховой организацией. При этом особое внимание на этой стадии управления уделяется анализу выполнения бюджетов и анализу финансовых показателей.

Заключительным этапом составления управленческой отчетно-

сти является агрегирование данных по всем формам отчетов. Одним из важнейших вопросов составления сводной управленческой отчетности верхнего уровня является обобщение отчетов головной компании, а также отчетов, представленных ее структурными подразделениями.

По существу отчетность страховой компании основана на отчетности по центрам финансовой ответственности, составленной головной компанией и ее филиалами. Вместе с тем, при составлении управленческой отчетности верхнего уровня (головной компанией) управления необходимо использовать механизм аллокации, то есть методику распределения общих управленческих и административных расходов страховой компании между управлениями страховой компании и ее филиалами.

База распределения управленческих расходов устанавливается каждой страховой компанией в зависимости от особенностей ее деятельности. В результате распределения, в конечном итоге, формируется достоверная информация о расходах каждого структурного подразделения страховой организации. Такая информация необходима, в первую очередь, для оценки деятельности структурных подразделений страховой организации и выявления направления повышения их эффективности. Значимость формирования страховой отчетности заключается не только в распределении управленческих расходов, но и в том, чтобы выявить результаты страховых операций в целом по компании и отдельно по каждому филиалу.

Предлагаемые рекомендации по совершенствованию управленческой отчетности позволят расширить круг управленческих решений, их информационную базу. В частности, к таким управленческим решениям относятся увеличение страховых премий по отдельным видам страхования: за счет обеспечения сбалансированного страхового портфеля; за счет освоения новых видов страховых продуктов; за счет уменьшения страховых тарифов по видам страхования с целью повышения спроса на страховой продукт; повышение конкурентоспособности страховой организации; уровня освоения новых страховых продуктов; развития агентской сети организации и других нефинансовых показателей и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.