ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА В СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Гусев А.Ю., ведущий специалист ООО «Агентство МИСТРА»
В статье раскрываются вопросы определения факторов, влияющих на постановку управленческого учета. С этой целью конкретизированы сущность постановки управленческого учета, определения методического инструментария управленческого учета на основе использования финансовой и нефинансовой информации, отражается суть комплексного подхода при разработке управленческого учета. Детализация рассмотренных выше вопросов направлена на информационное обеспечение управленческого механизма страховых организаций, непосредственно связанного с управленческим учетом.
Ключевые слова: страховые организации, система управленческого учета, факторы.
FACTORS DETERMINING THE CONSTRUCTION OF A SYSTEM OF MANAGEMENT ACCOUNTING IN INSURANCE COMPANIES
Gusev A., Leading Specialist Ltd. «Agency MISTRA»
The article describes the issues of determining the factors influencing the formulation of management accounting. For this purpose, specified the nature of management accounting, determination of methodological tools of management accounting on the basis offinancial and nonfinancial information that reflects the essence of an integrated approach in the development of management accounting. Detail of the above questions is aimed at providing information management mechanism for insurance companies that are directly related to management accounting.
Keywords: insurance companies, the system of management accounting factors.
Эффективность функционирования страховых организаций в условиях развития после кризисной экономики вызывает необходимость совершенствования управленческого механизма, реализация которого непосредственно связана с системой управленческого учета.
В связи с этим особое значение приобретают вопросы постановки управленческого учета, комплексного характера их решения.
Постановка управленческого учета предусматривает, по нашему мнению, раскрытие сущности объектов управленческого учета в страховых организациях; разработку методического инструментария формирования управленческой информации, необходимой для принятия управленческих решений; разработку управленческих решений, связанных с повышением эффективности страхового бизнеса.
Детализация постановки управленческого учета, приведенная выше, позволяет выявить логическую последовательность этапов разработки информационного обеспечения управленческой деятельности страховой организации, исходя из особенностей страхового бизнеса. При этом отметим, что эффективность постановки управленческого учета в значительной мере зависит от уровня обоснованности его методического инструментария.
Методический инструментарий управленческого учета - это обоснование процедур формирования финансовой и нефинансовой информации на разных стадиях управления деятельностью страховой организации с целью принятия управленческих решений и контроля за их исполнением. Основой разработки методического инструментария управленческого учета является комплексный подход к формированию управленческой информации. Несомненно, возникает необходимость уточнения комплексного (системного) подхода в страховом бизнесе при разработке управленческого учета. В экономической литературе данному аспекту управленческого учета не уделяется должного внимания, что объясняется недостаточной проработанностью теоретических и практических вопросов постановки управленческого учета в страховых организациях.
Комплексный подход - это разработка единых, взаимосвязанных правил сбора и обработки информации, отвечающей требованиям управленческого механизма страховой организации в целом и ее структурных подразделений.
Анализ действующей практики управленческого учета свидетельствует о существенных недостатках формирования управленческой информации, что обусловлено отсутствием каких-либо методических рекомендаций, рассматривающих постановку управленческого учета, исходя из условий функционирования конкретной страховой организации.
Страховая деятельность находится под влиянием внешних и внутренних факторов. В связи с этим осуществляется анализ внешней среды, в условиях которой функционирует конкретная страховая компания.
Внешняя среда рассматривается как комплекс условий, оказывающих непосредственное влияние на результаты деятельности страховой организации. Реальная внешняя среда страховой компании - это совокупность экономических и политических условий функционирования страховой компании.
При анализе внешней среды выявляется группа потенциальных страхователей, заинтересованных в заключении договоров страхования, а также формируется информация о страховых компаниях
- конкурентах, оказывающих страховые услуги на страховом рынке, где функционирует анализируемая страховая компания.
Кроме того, анализ факторов внешней среды предполагает анализ эффективности участия страховых посредников (страховых агентов и страховых брокеров), обеспечивающих непосредственную связь между страхователем и страховщиком.
Все факторы внешней среды должны быть проанализированы с учетом показателей, определение которых основано на нефинансовой информации. Например, при определении потенциальных страхователей выявляются состояние страхового рынка и возможность изучения конъюнктуры спроса, возможность заключения договоров страхования данной страховой компанией, исходя из собственной мотивации, которая обусловлена определенными страховыми интересами. При этом следует отметить, что потенциальный страхователь может принять решение приобрести страховой продукт, если условия предлагаемого ему договора страхования выгодно отличаются от аналогичных условий, предлагаемых страховыми компаниями - конкурентами.
Известно что, внешняя среда функционирования страховой организации характеризуется демографическими факторами, которые должны быть приняты во внимание при определении уровня развития страхового портфеля. К таким факторам относятся: уровень экономического развития в регионе, изменения реальных доходов населения, его покупательной способности, демографические процессы в регионе и др.
Все перечисленные компоненты внешней среды весьма динамичны и поэтому все изменения этих компонентов должны отслеживаться. Внешняя среда функционирования страховых компаний, несмотря на свою динамичность, характеризуется достаточной неопределенностью.
Неопределенность представляет собой постоянное возникновение новых факторов, которые носят непредсказуемый характер.
К числу других свойств, характерных для внешней среды, можно отнести сложность, подвижность и взаимосвязанность факторов (компонентов).
Сложность внешней среды означает совокупность действующих факторов, которая влияет на функционирование страховой компании.
Подвижность характеризует степень изменения факторов внешней среды. В условиях кризисной экономики деятельность страхо-
вых компаний подвергается постоянному росту подвижности внутренней среды, что несомненно, оказывает влияние на выполнение ключевых показателей деятельности страховых компаний.
Все вышеперечисленные факторы внешней среды функционирования страховой организации тесно взаимосвязаны между собой. В процессе анализа данных факторов выявляется причинно-следственная связь между ними, изменения факторов позволяют корректировать планы развития страховой компании.
Путем анкетирования нами было проведено обследование факторов внешней среды отдельных страховых компаний.
В частности, при анкетировании с целью анализа состояния внешней среды и ее влияния на эффективность деятельности страховых компаний были поставлены следующие вопросы:
- какие виды страхования могут обеспечить повышение эффективности функционирования страховой компании;
- какие факторы внешней среды считаются наиболее благоприятными для развития страховой компании;
- в каком направлении разрабатываются мероприятия по расширению и развитию страховых рынков, на которых функционирует страховая компания;
- какие факторы внешней среды могут вызвать проблемы у страховой компании;
- какие трудности могут возникнуть у страховой компании в связи с деятельностью конкурентов.
Обработка полученных результатов анкетирования позволяет сделать вывод о недостаточном внимании страховых компаний к факторам внешней среды. Такое положение объясняется недостаточной обоснованностью системы показателей, характеризующих внешнюю среду функционирования конкретной страховой компании. На многие поставленные вопросы анкеты ответы не получены. Отдельные аналитические сведения, полученные по структурным подразделениям страховых компаний, недостаточны для того, чтобы разработать взаимосвязанную систему показателей, характеризующих внешнюю среду функционирования страховой компании. В этой связи, по-нашему мнению, необходимо установить критерии формирования вышеназванных показателей, характеризующих внешнюю среду, в условиях которых страховая компания осуществляет свою деятельность.
Внешняя среда характеризуется изменениями в нормативном регулировании деятельности страховых организаций. В качестве примера таких изменений можно назвать введение форм специализированной отчетности, предусмотренной Законом «О страховом деле». С 2010 года вводятся следующие формы отчетности:
1. Нормативное соотношение собственных средств страховщика и принятых обязательств;
2. Состав и величина сформированных страховых резервов и их изменения;
3. Состав и структура активов, принимаемых для покрытия страховых резервов;
4. Состав и структура активов, принимаемых для покрытия собственных средств;
5. Использование средств фонда предупредительных мероприятий;
6. Операции перестрахования в разрезе перестрахователей и перестраховщиков;
7. Формирование финансового результата от операций отдельных видов страхования;
8. Состав акционеров (участников, собственников) и их доли в уставном капитале страховой организации;
9. Иная информация и сведения, предусмотренные законодательство Российской Федерации.
В целях совершенствования бухгалтерского учета страховых организаций с 1 января 2011 года в соответствии с приказом Минфина от 16.12.2010 г. за № 175н «О внесении изменений в дополнения и особенности применения страховыми организациями Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденные приказом Минфина Российской Федерации от 4 чентября 2001 г. № 69н» произведены изменения: счет 22 «Выплаты по договорам страхования, сострахования и и перестрахования» дополняется субсчетом 6 «Страховые премии (взносы), возвращенные от перестраховщиков».
Согласно внесенным изменениям счет 78 «Расчеты по страхованию, сострахованию и перестрахованию» имеет следующие субсчета:
1. «Расчеты по страховым премиям (взносам) состраховате-лями»
2. «Расчеты со страховщиками, участниками договора сострахования»
3. «Расчеты по договорам, принятым в перестрахование»
4. «Расчеты по договорам, переданным в перестрахование»
5. «Расчеты по страховым премиям (взносам) со страховыми агентами, страховыми брокерами»
6. «Расчеты по депо премий»
7. «Расчеты со страховыми агентами, страховыми брокерами
по вознаграждению»
Указанным выше приказом Минфина предусматриваются изменения по счету 22 в корреспонденции со счетом 78. Следует отметить, что по дебету субсчета 22-1 «Страховые выплаты по договорам страхования (основным)» отражаются:
- сумма оплаты ремонта имущества, поврежденного в результате наступления страхового случая, за счет суммы страховой выплаты в соответствии с условиями страхования в корреспонденции с кредитом счетов учета денежных средств или расчетов с лицами, осуществляющими ремонт поврежденного имущества;
- сумма страховых выплат страхователям, осуществленных на основании суда - в корреспонденции счетов с кредитом счетов учета денежных средств;
- сумма дополнительных выплат (страховых бонусов) по договорам страхования жизни, предусматривающим участие в инвестиционном доходе страховщика, - в корреспонденции с кредитом счетов учета денежных средств.
Существенные изменения касаются 26 счета «Общехозяйственные расходы». Так, по данному счету отражаются расходы по рассмотрению и урегулированию требований потерпевших о прямом возвещении убытков по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, упрощается порядок отражения расходов по рассмотрению и урегулированию требований потерпевших о прямом возмещении убытков по ОСА-ГО.
Изменения предусматриваются и при отражении расчетных операций страховых организаций, для учета которых выделяются специальные субсчета и устанавливаются правила отражения этих операций, которые позволяют отказаться от использования «красного сторно».
Рассматриваемые изменения расширили аналитическую базу, используемую в системе управленческого учета. К изменениям нормативного регулирования страхования относятся изменения размера Уставного капитала страховщика, с 1 января 2012 г. минимальных размер страховой организации, осуществляющей медицинское страхование, устанавливается в сумме 60 млн. рублей. Минимальный размер уставного капитала иных страховых организаций установлен на основе базового размера уставного капитала в сумме 120 млн. рублей, скорректированных исходя из установленных коэффициентов.
Кроме рассмотренных выше изменений в системе нормативного регулирования деятельности страховых организаций, необходимо отметить появление нового регулятора страхового рынка с 4 марта 2011 г. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации полномочия по контролю и надзору страхования получила Федеральная служба по финансовым рынкам, к который присоединяется Федеральная служба страхового надзора. Произведены изменения в функциях регулятора страхового рынка, обеспечит усиление контроля за страховыми резервами и инвестиционными фондами.
Функционирование страховой компании определяется не только состоянием внешней среды. Не менее важным для работы страховой компании является и состояние внутренней среды.
Внутренняя среда страховой компании характеризуется совокупностью условий, которые определяют сильные и слабые стороны, а также потенциальные возможности и ограничения деятельности компании.
С целью раскрытия факторов, направленных на повышение эффективности деятельности страховых компаний, особое внимание необходимо уделить расчету показателей, характеризующих:
- финансовое состояние страховой компании;
- адекватность организационной структуры страховой компании в соответствии с решаемыми ею задачами развития страхового бизнеса;
- достаточность уровня квалификации персонала страхо-
вой компании;
- количественная и качественная характеристики предлагаемых страховых продуктов и их сравнение с аналогичными продуктами конкурирующих страховых компаний;
- существующая клиентская база страховой компании и динамика ее изменений.
Анализ внутренней среды страховой компании выполняется путем выявления сильных и слабых сторон страховой организации.
Указанный анализ необходим для выявления взаимосвязи между внутренней и внешней средой страховой компании. С этой целью применяется SWOT-анализ.
Внутренняя среда страховой организации определяется состоянием соответствующих организационных и функциональных структур.
Организационная структура управления зависит прежде всего от объемов деятельности и численности занятых специалистов, осуществляющих эту деятельность.
Разработка организационной структуры любой страховой компании должна отвечать требованиям выполнения количественного и качественного объема страховых операций при условии обеспечения соответствующего уровня рентабельности различных видов страхования и обеспечения финансовой устойчивости. Таким образом, любая организационная структура страховой компании должна реализовать по крайней мере следующие цели:
1.обеспечение высокой рентабельности;
2.обеспечение достаточной ликвидности;
3.обеспечение безопасности страховой компании.
Организация страховой деятельности включает комплекс работ, связанных с созданием организационных структур (отделов, управлений, департаментов, филиалов, представительств) с целью реализации тактических и стратегических планов, предусмотренных миссией страховой компании. При разработке организационно-управленческих структур должны быть учтены следующие требования: оптимальность, оперативность, экономичность и надежность.
Оптимальность организационной структуры предполагает расчет количества управленческих звеньев, как по вертикали, так и по горизонтали, обеспечивающих эффективное управление деятельности организации.
Экономичность означает полную окупаемость затрат по содержанию управленческого аппарата организации, а также их минимизацию путем бюджетирования.
Надежность означает обеспечение бесперебойной работы управленческой структуры действующей страховой компании.
Анализ организационно-управленческой структуры нескольких страховых компаний позволил систематизировать показатели, характеризующие элементы организационной структуры.
Страховая компания, выполняя свои цели, определенные миссией организации, создает соответствующую организационную структуру на основе действующего законодательства, а также утвержденных внутренних нормативно-распорядительных документов (лицензия на право осуществления страховой деятельности, устав, учредительные документы и другие законодательные акты).
Независимо от организационно-правовых форм страховых компаний (акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, общества сострахования и т.д.) организация страховой деятельности осуществляется по функциональному признаку и концентрируется в пяти укрупненных блоках управления. К ним относятся блок общих вопросов управления, блок коммерческой деятельности, финансовый блок, блок автоматизации и блок андеррайтинга.
Блок общих вопросов управления занимается организацией планирования, прогнозирования деятельности страховой компании в целом и ее структурных подразделений. Основное назначение данного блока заключается в обеспечении развития страховой компании и выполнении ее основных целей.
Блок коммерческой деятельности несет ответственность за реализацию страховых услуг и продвижение новых страховых продуктов. Данный блок включает различные отделы по видам страхования, а также отделы методологии и новых видов страхования, которые занимаются разработкой новых страховых продуктов, ведет актуарные расчеты, производит оценку рисков. Данный блок занимается рекламой и маркетингом, изучает общую конъюнктуру
страхового рынка в целом и по его отдельным сегментам, составляет прогноз для перспективного развития страхового рынка.
Финансовый блок занимается бюджетированием доходов и расходов страховой компании, прогнозированием финансового результата от страховой деятельности и результата от инвестиционной деятельности. В состав финансового блока входят бухгалтерия, группа планирования и бюджетирования, инвестиционный отдел.
Блок автоматизации обеспечивает обработку всей входящей и исходящей информации страховой компании, необходимой для принятия управленческих решений, их анализа и контроля.
Блок андеррайтинга занимается оценкой рисков и возможностей страховых сделок и условиями заключения страховых договоров.
Каждая страховая компания самостоятельно разрабатывает свою организационную структуру и определяет ее рациональность в соответствии со спецификой собственной деятельности.
Организационная структура страховых компаний разрабатывается в зависимости от сферы деятельности и функций страховых компаний, от численности занятых в компании и от организационно-правовой формы.
Оценка состояния организационной структуры страховой компании осуществляется на основе показателей, которые характеризуют ее отдельные существенные элементы. К таким элементам относятся:
1.количество уровней управления;
2.количество структурных подразделений по каждому уровню управления;
3.соотношение численности персонала каждого уровня управления в численности организации в целом;
4.доля специалистов, занятых страховыми операциями в общей численности персонала;
5.информационное обеспечение;
6.распределение полномочий между центрами ответственности, установленными по офису и в подразделениях филиальной сети, за результаты работы;
7. затраты на содержание аппарата управления страховой компании в целом и ее отдельных подразделений.
Приведенная система показателей подтверждает взаимосвязь между управленческим учетом и организационной структуры страховой компании.
Анализ состояния организационной структуры страховой компании осуществляется на основе следующих регламентных документов: «Положение об организационной структуре страховой компании»; «Положение о структурном подразделении страховой компании» (управления, департамента, отдела, центра ответственности, секретариата); должностные спецификации; штатное расписание; правила страхования; процедуры и регламенты выполнения отдельных работ, связанных со страховой деятельностью.
В настоящее время страховые компании функционируют, используя линейно-функциоальную структуру, дивизиональную структуру управления и их разновидности, потребительские модели управления. Каждая из названных форм управления имеет свои достоинства и недостатки, которые несомненно учитываются каждой страховой организацией, исходя из конкретных условий ее функционирования.
Управленческая деятельность страховой организации и ее формы свидетельствуют о необходимости достоверного информационного обеспечения. В этой связи особое значение в страховых организациях имеют методические приемы анализа, вытекающие из специфики страхового бизнеса.
Следует отметить, что анализ работы страховой компании базируется на определенных принципах:
1. использование динамических рядов по ключевым показателям страховой деятельности, что дает возможность определить тенденции изменений этих показателей;
2. сравнение полученных результатов с установленными бюджетными показателями, показателями предыдущего периода, и данными различного рода расчетов. страховой компании. Этот метод дает возможность страховой компании определить факторы, оказывающие влияние на деятельность в условиях конкретной деловой среды функционирования.
3. сопоставимость проводится для выявления причин изменения тех или иных показателей при условии обеспечения базы сопоставимости ;
4.последовательность анализа общих показателей деятельности страховой компании необходима для их общей оценки и перехода от общих показателей к частным;
5.ранжирование отдельных показателей страховых организаций позволяет выявить значимость конкретного показателя, влияющего на эффективность работы страховой компании и их подразделений.
При анализе деятельности страховой компании, прежде всего, производится оценка деятельности страховых компаний в целом по страховой премии за отчетный период, а также по отдельным видам страхования по сравнению с предыдущим периодом. Наряду с этой общей оценкой устанавливается изменение основных показателей деятельности страховой компании: оплаченных убытков, инвестиционного дохода, страховых резервов.
Информационной базой анализа по указанным выше показателям являются бухгалтерский баланс (форма №1) и отчет о прибылях и убытках (форма №2). Эта часть анализа деятельности страховой компании в целом представляет собой первый этап анализа, в результате которого производятся расчеты и оценки финансовых коэффициентов, отражающих устойчивость страховой компании, выявляются факторы получения прибыли организации и обеспечения ликвидности деятельности. Однако, такая методика анализа не позволяет определить многофакторные связи, имеющие место в страховой деятельности. Поэтому проводится второй этап анализа, который дает возможность уточнить, расширить выводы по изменению общих показателей деятельности страховой компании, сделанные на первом этапе.
На втором этапе анализа результативности страхового бизнеса необходимо принимать во внимание его многоаспектность, содержание страховых операций и их взаимосвязь.
Известно, что для деятельности страховой организации характерны следующие стадии:
1) заключение договоров страхования (объем страховых взносов);
2) формирование страховых резервов, обеспечивающих финансовую устойчивость;
3) размещение страховых резервов, обеспечивающих инвестиционный доход.
Источником информации по каждому виду страховой деятельности является отчет о прибылях и убытках.
Дальнейший анализ, проводимый на втором этапе, включает:
а) Анализ отдельных видов страхования, в результате которого определяется доля каждого вида страхования в совокупном объеме страховых сборов. Рассчитывается размер нетто-комиссии и ее доля по каждому виду страхования в общей величине нетто-комиссии компании. Производится факторный анализ влияния страховых сборов по отдельным видам страхования и структуры текущих зат-
рат на общий размер нетто-комиссии. Производится анализ формирования валового дохода, текущих затрат и нетто-комиссии по конкретным видам страхования в разрезе отдельных договоров. При этом, по-нашему мнению, целесообразно анализ договоров проводить отдельно по группе розничного страхования и по группе корпоративного страхования. На этом этапе анализа производится расчет долевого участия конкретных видов страхования в формировании общей величины страховых резервов и выявляется влияние каждого вида страхования на финансовую устойчивость компании.
б) Анализ постоянных расходов страховой компании дает возможность определить целесообразность и резервы сокращения этой доли затрат в общей сумме расходов страховой организации. При анализе постоянных расходов определяется их доля в совокупных издержках страховой организации; производится расчет операционного рычага, при котором определяется изменение суммы чистой прибыли на один процент по сравнению с изменением валового дохода. Анализируется структура постоянных расходов в разрезе статей затрат на ведение дела в страховых организациях.
в) Анализ инвестиционной деятельности компании, при котором производится анализ структуры инвестиционного дохода и расхода в разрезе отдельных объектов инвестиций. Конкретизация анализа инвестиционной деятельности страховой компании в значительной мере определяется составом информации по данному направлению деятельности последней.
При анализе финансовых результатов по отдельным видам страхования, как правило, используются показатели структуры брутто-объема страховых сборов. Такой подход, по-нашему мнению, является неправомерным, так как каждый вид страхования характеризуется конкретным уровнем риска. Степень риска определяется уровнем корреляции объема страховых премий и статей текущих затрат. При этом следует отметить, что страховые выплаты, страховые резервы, уровень комиссии перестраховщиков по различным видам страхования весьма отличаются друг от друга. Вышесказвн-ное позволяет сделать вывод о том, что при оценке результатов деятельности страховой организации по отдельным видам страхования целесообразно использовать показатель нетто-комиссии страховщика. Этот показатель представляет собой разницу между объемом страховых премий и совокупной величиной текущих затрат.
Анализ структуры нетто-комиссии страховой компании по отдельным видам страхования приводится в следующй таблице.
Приведенные данные свидетельствуют о значительном удельном весе операций, связанных со страхованием автотранспорта, что касается страхования недвижимости, то по данному виду имеет место как абсолютное, так и относительное снижение нетто-комис-сии. Это снижение объема нетто-комиссии может привести к снижению рентабельности компании. В связи с этим, необходимо проанализировать рентабельность по видам страхования.
Данные приведенной таблицы свидетельствуют о снижении
Таблица №1. Структура нетто-комиссии в размере отдельных видов страхования за 2009- 2010 гг.
Наименование страхования 2009 год 2010 год
Сумма, тыс. руб. (%) Сумма, тыс.руб. (%)
Страхование недвижимости 7 655 11,3 2 734 5,0
Страхование автотранспорта и ГО 11 016 18,7 6 093 9,2
Прочие виды страхования 60 000 70,0 60 000 86,8
Всего 78 671 100,0 71 027 100,0
Таблица №2. Анализ рентабельности по отдельным видам страхования в 2009- 2010 гг.
Наименование видов страхования Рентабельность в 2009 год (%) Рентабельность в 2010 год (%) Изменение рентабельности в 2010г. по сравнению с 2009 годом (%)
Страхование недвижимости 1,56 1,13 - 0,43
Страхование автотранспорта и ГО 1,72 1,39 - 0,33
По всем видам страхования 1,72 1,43 - 0,29
средней рентабельности в целом по страховой компании по всем видам страхования, а также имеет место по тому или иному виду страховой деятельности.
Факторный анализ дает возможность определить степень влияния различных факторов на снижение рентабельности. Для этой цели выявляется влияние изменения объема страховых премий (экстенсивный фактор); изменения уровня рентабельности (отношение нетто-комиссии к объему страховых премий - интенсивный фактор). Используя метод цепных подстановок определяется результат факторного анализа.
Взаимосвязь факторов выражается следующей формулой:
N = О*Я,
где N - величина страховой комиссии;
О - объем страховой премии;
R - рентабельность.
Дальнейший анализ предполагает детализацию рентабельности по отдельным видам страхования.
С этой целью проводится структурный анализ страховых премий и текущих затрат по каждому виду страхования.
Специфика страховой деятельности заключается в том, что рост статей затрат в общем объеме страховых сборов не означает, что снижение этих расходов является резервом повышения рентабельности.
Во-первых, статьи затрат в значительной мере взаимосвязаны между собой. Так, уменьшение комиссии перестраховщиков приводит к росту страховых выплат, поскольку компания оставляет большую часть рисков на свою ответственность.
Во-вторых, убытки относятся не только к объему страховых сборов данного отчетного периода, но и ко всем действующим в данном периоде страховым договорам компании, заключенным в прошлых периодах. Рассматриваемая статья (единственная) зависит от объема страховых премий, поэтому при анализе прямых расходов по ведению дел страховой компании необходимо осуществлять в разрезе видов страхования, а степень эффективности этих расходов следует рассчитывать на основе нетто-объема страховых премий.
Совокупный объем страховых выплат зависит от следующих факторов:
- перечня и количества страхуемых рисков по условиям договоров страхования, действующих на начало периода;
- общей расчетной страховой стоимости объектов страхования на начало периода;
- средней величины страхового покрытия (отношение суммы выплат величины убытка при страховом случае) по факту прошедшего периода к страховой сумме (расчетная страховая стоимость) по условиям договоров);
- вероятность страхового случая по отдельным категориям страхуемых рисков.
Факторный анализ страховых выплат по категориям рисков проводится по каждому виду страхования. Например, по страхованию автотранспорта и гражданской ответственности анализ необходимо проводить по трем видам страхуемых рисков: угон, ущерб, гражданская ответственность страхователя.
Для проведения такого анализа необходимо определение следующих показателей:
1.Количество страховых полисов на начало периода.
2.Число страховых событий за период.
3.Фактическая вероятность страховых событий.
4.Суммарная величина убытков по событиям, тыс. руб.
5.Средняя величина убытка по страховым событиям, тыс. руб.
6.Страховое покрытие по условиям полисов (страховая сумма/ величина убытков).
7.Брутто-объем страховых выплат за отчетный период, тыс. руб. При этом брутто-объем страховых выплат определяется количеством действующих полисов данного вида на начало отчетного периода, а не текущим объемом страховых сборов за период.
Оценка факторного анализа, изменение показателя объема страховых выплат основаны на данных расчетах фактических показателей, и на данных нормативных значений используемых показателей.
Рассмотренные этапы анализа деятельности страховой организации являются завершающей стадией формирования методического инструментария управленческого учета.
В современных условиях функционирования страховых компаний возникает необходимость изучения и раскрытия следующих факторов:
1) условия обеспечения конкурентоспособности;
2) освоение дополнительных рынков страховых услуг, развития территориальной сети страховых подразделений;
3) расширение видов страховых услуг;
4) детализация затрат на освоение новых видов услуг;
5) формирование информации о составе затрат и финансовых результатах по отдельным видам страховых услуг;
6) детализация страховых премий и финансовых результатов по структурным подразделениям страховой компании.