Научная статья на тему 'РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ В СТРАХОВЫХ КОМПАНИЯХ В АСПЕКТЕ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ'

РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ В СТРАХОВЫХ КОМПАНИЯХ В АСПЕКТЕ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
19
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИСКИ / ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ / СТРАХОВЫЕ КОМПАНИИ / БИЗНЕС-ПРОЦЕСС / МСА / УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тургаева Аксана Альбековна, Лосенков Олег Игоревич

Задача. Статья посвящена вопросам внутреннего контроля, ориентированного на риск, а также риск-ориентированного управленческого учета в страховой компании. Формирование бизнес-процесса в разрезе контрольных точек возникновения рисков, и оценка этих рисков представляет собой предмет для практического применения в страховании, что выступило поводом для исследования данной области. Модель. Определить направленность бизнес-процессов, ресурсов, точек входов и выходов бизнес-процесса с целью выявления рисков. Применить приемы и элементы риск-ориентированного управленческого учета и внутреннего контроля в страховой компании на примере одного из видов бизнес-процесса. Объединить эти системы управления рисками в единый механизм. Выводы. Применяя и объединяя в единый механизм приемы, принципы, элементы внутреннего контроля, ориентированного на риск, а также риск-ориентированного управленческого учета в страховой компании, при этом определяя контрольные точки возникновения рисков в бизнес-процессах, можно выявить реальные риски в страховом бизнесе, своевременно устранив или смягчив их воздействие на финансовый результат деятельности страховых компаний. Практическое значение. Проведенные исследования показали, что формирование механизма бизнес-процессов в страховой компании и опираясь при этом на основные элементы внутреннего контроля и управленческого учета, при этом используя приемы риск-ориентированного учета, позволят организации грамотно управлять своими рисками, выявить реальные риски при контроле любого бизнес-процесса, сфокусировать внимание на контрольных точках, входах и выходах в бизнес-процессе, ресурсах, принять своевременные управленческие решения по нивелированию угроз в страховом бизнесе. Оригинальность. Представлен механизм формирования бизнес-процессов, включающий в себя элементы и приемы риск-ориентированного учета, а также внутреннего контроля. Дана оценка рисков в страховой компании по бизнес-процессу «Заключение договоров и андеррайтинг при страховании имущества юридических лиц». Дано описание драйверами оценки риска, основных драйверов возникновения убытка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RISK-BASED MANAGEMENT ACCOUNTING IN INSURANCE COMPANIES IN TERMS OF INTERNAL CONTROL

Task. The article is devoted to the issues of risk-oriented internal control, as well as risk-oriented management accounting in an insurance company. The formation of a business process in the context of control points of the occurrence of risks, and the assessment of these risks is a subject for practical application in insurance, which was the reason for researching this area. Model. Determine the focus of business processes, resources, points of entry and exit of the business process in order to identify risks. Apply techniques and elements of risk-based management accounting and internal control in an insurance company using one of the types of business process as an example. Combine these risk management systems into a single mechanism. Conclusions. By applying and combining into a single mechanism the techniques, principles, elements of risk-oriented internal control, as well as risk-oriented management accounting in an insurance company, while defining control points for the occurrence of risks in business processes, it is possible to identify real risks in the insurance business in a timely manner eliminating or mitigating their impact on the financial results of insurance companies. Practical importance. Studies have shown that the formation of a mechanism for business processes in an insurance company, while relying on the main elements of internal control and management accounting, while using the techniques of risk-based accounting, will allow an organization to competently manage its risks, identify real risks when controlling any business process, focus on control points, inputs and outputs in the business process, resources, make timely management decisions to level threats in the insurance business. Originality. A mechanism for the formation of business processes is presented, which includes elements and techniques of risk-oriented accounting, as well as internal control. The assessment of risks in the insurance company on the business process «Conclusion of contracts and underwriting in the insurance of property of legal entities». Described by drivers of risk assessment, the main drivers of loss.

Текст научной работы на тему «РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ В СТРАХОВЫХ КОМПАНИЯХ В АСПЕКТЕ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ»

JEL: M 41, М 42, M 49, G22

4.2. Риск-ориентированный управленческий учет в страховых компаниях в аспекте внутреннего контроля

©Тургаева А. А.", ©Лосенков О. И.ь Астраханский государственный технический университет, г. Астрахань, Российская Федерация ae-mail: a_turgaeva@mail.ru be-mail: loi.71@mail.ru

Аннотация. Задача. Статья посвящена вопросам внутреннего контроля, ориентированного на риск, а также риск-ориентированного управленческого учета в страховой компании. Формирование бизнес-процесса в разрезе контрольных точек возникновения рисков, и оценка этих рисков представляет собой предмет для практического применения в страховании, что выступило поводом для исследования данной области. Модель. Определить направленность бизнес-процессов, ресурсов, точек входов и выходов бизнес-процесса с целью выявления рисков. Применить приемы и элементы риск-ориентированного управленческого учета и внутреннего контроля в страховой компании на примере одного из видов бизнес-процесса. Объединить эти системы управления рисками в единый механизм. Выводы. Применяя и объединяя в единый механизм приемы, принципы, элементы внутреннего контроля, ориентированного на риск, а также риск-ориентированного управленческого учета в страховой компании, при этом определяя контрольные точки возникновения рисков в бизнес-процессах, можно выявить реальные риски в страховом бизнесе, своевременно устранив или смягчив их воздействие на финансовый результат деятельности страховых компаний. Практическое значение. Проведенные исследования показали, что формирование механизма бизнес-процессов в страховой компании и опираясь при этом на основные элементы внутреннего контроля и управленческого учета, при этом используя приемы риск-ориентированного учета, позволят организации грамотно управлять своими рисками, выявить реальные риски при контроле любого бизнес-процесса, сфокусировать внимание на контрольных точках, входах и выходах в бизнес-процессе, ресурсах, принять своевременные управленческие решения по нивелированию угроз в страховом бизнесе. Оригинальность. Представлен механизм формирования бизнес-процессов, включающий в себя элементы и приемы риск-ориентированного учета, а также внутреннего контроля. Дана оценка рисков в страховой компании по бизнес-процессу «Заключение договоров и андеррайтинг при страховании имущества юридических лиц». Дано описание драйверами оценки риска, основных драйверов возникновения убытка.

Ключевые слова: риски, внутренний контроль, страховые компании, бизнес-процесс, МСА, управленческий учет.

Для цитирования: Тургаева А. А., Лосенков О. И. Риск-ориентированный управленческий учет в страховых компаниях в аспекте внутреннего контроля // Проблемы экономики и юридической практики. 2020. Т. 16. №5. С. 128-134.

Risk-based management accounting in insurance companies in terms of internal control

©A. A. Turgaeva9, ©O. I. Losenkovb Astrakhan State Technical University, Astrakhan, Russian Federation ae-mail: a_turgaeva@mail.ru be-mail: loi.71@mail.ru

Abstract. Task. The article is devoted to the issues of risk-oriented internal control, as well as risk-oriented management accounting in an insurance company. The formation of a business process in the context of control points of the occurrence of risks, and the assessment of these risks is a subject for practical application in insurance, which was the reason for researching this area. Model. Determine the focus of business processes, resources, points of entry and exit of the business process in order to identify risks. Apply techniques and elements of risk-based management accounting and internal control in an insurance company using one of the types of business process as an example. Combine these risk management systems into a single mechanism. Conclusions. By applying and combining into a single mechanism the techniques, principles, elements of risk-oriented internal control, as well as risk-oriented management accounting in an insurance company, while defining control points for the occurrence of risks in business processes, it is possible to identify real risks in the insurance

ISSN 2541-BQ25(print) ISSN 2712-76Q5(online)

Тургаева А. А., Лосенков О. И.

РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ В СТРАХОВЫХ КОМПАНИЯХ В АСПЕКТЕ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ

business in a timely manner eliminating or mitigating their impact on the financial results of insurance companies. Practical importance. Studies have shown that the formation of a mechanism for business processes in an insurance company, while relying on the main elements of internal control and management accounting, while using the techniques of risk-based accounting, will allow an organization to competently manage its risks, identify real risks when controlling any business process, focus on control points, inputs and outputs in the business process, resources, make timely management decisions to level threats in the insurance business. Originality. A mechanism for the formation of business processes is presented, which includes elements and techniques of risk-oriented accounting, as well as internal control. The assessment of risks in the insurance company on the business process «Conclusion of contracts and underwriting in the insurance of property of legal entities». Described by drivers of risk assessment, the main drivers of loss.

Keywords: risks, internal control, insurance companies, business process, ISA, management accounting.

For citation: Turgaeva A. A., Losenkov O. I. Risk-based management accounting in insurance companies in terms of internal control // Economic problems and legal practice. 2020. Vol. 16. №5. P. 128-134.

ВВЕДЕНИЕ

Страхование - высоко рисковый вид деятельности, поэтому полностью избежать все возможные риски - не выполнимая задача, однако минимизировать вероятность их наступления -можно и нужно [1, с. 103].

Применение элементов управленческого учета в страховых компаниях, приемов риск-ориентированной системы учета имеет большое значение для принятия оперативных управленческих решений и предупреждения проявления рисков [2, с. 141]. Если рассматривать риск-ориентированный управленческий учет в контексте внутреннего контроля, то можно создать новую систему по выявлению рисков. Так к приемам риск-ориентированного управленческого учета можно отнести: документирование, оценка рисков, контроль рисков, создание резервов, применение счетов управленческого учета, отчетность о рисках, мониторинг системы контроля рисков. А к элементам системы внутреннего контроля относятся: контрольная среда, оценка рисков, процедуры внутреннего контроля и разделение обязанностей, информация и коммуникация, мониторинг. Контроль над полнотой и достоверностью бухгалтерских записей и финансовой отчетности также является инструментов внутреннего контроля. Стадиями учетного процесса риск-ориентированного управленческого учета являются: выявление системой учета рисков деятельности организации, их оценка и документирование; обобщение информации о рисках в учетных регистрах; раскрытие информации о рисках для пользователей. Система, объединяющая эти два механизма контроля, включала бы в себя совокупность действий, направленных на определение, документирование, анализ и мониторинг рисков. В страховой компании данный механизм функционировал бы в отношении бизнес-процессов, так как в них заложена вся система деятельности компании, алгоритм действий, а значит и контрольные точки возникновения риска. Выявление и проработка этих контрольных точек, направленных на событийность реализации риска, требует более тщательного изучения риск-ориентированного учета рисков в бизнес-процессах.

ФОРМИРОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССА В РАМКАХ РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОГО УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА В СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ

В страховых компаниях достаточно много разнообразных бизнес-процессов, на которых и можно сфокусироваться, придерживаясь принципов стандарта COSO. Стандарт COSO сконцентрирован на отдельных процессах, которые можно назвать «точками фокуса». Такими «точками фокуса» во внутреннем

контроле страховых компании можно представить, как сами бизнес-процессы, так и виды страхования [3, с. 13].

Для формирования бизнес-процесса в рамках риск-ориентированного управленческого учета в страховой компании необходимо выполнение трех условий:

1. Определиться с точками входа и выхода из бизнес-процесса;

2. Определиться с необходимыми ресурсами и с целесообразностью их использования;

3. Определиться с направленностью бизнес-процесса. Точками входа, например, для такого бизнес-процесса как,

«Предоставление доступа к информационным ресурсам» выступают пользователи без права доступа, на выходе - пользователи с правом доступа. Ресурсами, надо полагать, будут трудовые ресурсы ^-специалистов и службы безопасности, а также соответствующее программное обеспечение. Направление деятельности для данного бизнес-процесса выступает «Обеспечение информационной безопасности информационных ресурсов».

Представим на рисунке 1 примерный перечень направлений и бизнес-процессов.

НАПР АЕ ЛЕШИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

БИЗНЕС-ПРОЦЕСС

Обеспечение информационной безопасности информационных ресурсов

Бухгалтерия

Страхование рисков

Предоставление доступах инф ормационным ресурсам

Бухгалтерская и налоговая отчетность

Процессная деятельность

í>

Организация закупок

=>

Заключение договоров страхования

Описание бизнес-процессов

Проведение конкурентных процедур

Определение справедливы:-: рыночных цен

Рисунок 1. Примерное сочетание направления деятельности в страховой компании с бизнес-процессом.

Авторская разработка.

Определяя так по каждому бизнес-процессу все три позиции, легко можно определиться и с центрами ответственности, и с описанием риска, его классификацией, а также оценить возможные последствия наступления операционного инцидента. Риск-ориентированный управленческий учет позволяет определиться и разработать меры реагирования на инциденты и меры управления операционным риском. На основании пред-

ISSN 2541-8025 (print) Том 16, №5,2020 Проблемы экономики и юридической практики 129

ISSN 2712-7605 (online)

ставленных бизнес-процессов в страховании и привязки их к направленности, разработаем для каждого три условия формирования бизнес-процесса в рамках риск-ориентированного управленческого учета в страховой компании для целей внутреннего контроля и управления рисками (Табл.1).

Таблица 1

Формирования бизнес-процесса в рамках риск-ориентированного управленческого учета в страховой компании

Бизнес-процесс Направление деятельности Ресурсы Точка входа Точка выхода

Предо-ставле-ние доступа к инфор-мацион- ным ресурсам Обеспечение ин-формаци- онной безопасности информационных ресурсов Трудовые ресурсы й:-специалистов и службы безопасности, соответствующее программное обеспечение Пользователи без права доступ Пользователи с правом доступа

Заключение договоров страхования Страхование рисков Сотрудники, инфраструктура, нормативно-правовая база Потен-циаль-ные клиенты Действующие клиенты и обязательства перед ними

Описание бизнес-процессов Процессная деятельность Сотрудники и коммуникативные связи, Активности и мероприятия организации Регламентирующие документы

Сотрудники,

программное обеспечение,

Бухгалтерская и налоговая отчетность Бухгалте- оргтехника (тот же первичный учёт Данные первич- Отчётность для

рия может быть ручным, а могут использоваться поточные сканеры) ного учёта стейкхол-деров

Проведение конкурентных процедур Организация закупок Сотрудники, нормативно- правовая база, связи с организаторами торгов Потен-циаль-ные клиенты Действующие клиенты и обяза-тел ьства

Авторская разработка.

Специфические особенности внутреннего контроля страховщиков предопределены наличием специального страхового законодательства, особенностями ведения бухгалтерского учета страховых операций и составления бухгалтерской отчетности, расчета страховых резервов, существующими специфическими особенностями в налогообложении страховых операций. Постоянно расширяется круг стейкхолдеров достоверной оценки финансового состояния контрагентов, в том числе, страховых компаний, что влечет за собой новые требования заинтересованных сторон к составу и формату раскрытия страховыми компаниями информации о себе. Данное изменение

естественным образом приводит к расширению конкурентной борьбы страховых компаний за клиентов, так как повышаются требования заинтересованных сторон к прозрачности деятельности и устойчивости страховых компаний.

Внутренний контроль бизнес-процессов позволяет организации грамотно управлять своими рисками. Внутренний контроль в системе управленческого учета страховой компании представляют собой слаженный механизм управления рисками. Место контроля в данной системе можно представить, опираясь на Международные стандарты аудита, например, МСА 2651. Оценивая риски, аудитор для разработки контрольных процедур, анализирует средства внутреннего контроля, при этом не проводит оценку эффективности системы внутреннего контроля, а в соответствии с данным стандартом, определяется с выявленными недостатками, которые он обязан сообщить руководству.

Рассмотрим один из бизнес-процессов «Заключение договоров страхования». Данный процесс и оценка рисков в страховой компании - большой процесс, в который могут быть вовлечены все отделы организации. В качестве примера внутреннего контроля и анализа бизнес-процесса в страховой организации остановимся на одном из подвидов бизнес-процесса «Заключение договоров страхования» - бизнес-процесс «Заключение договоров и андеррайтинг при страховании имущества юридических лиц». Отметим, что рассматривается процесс добровольного страхования имущества юридических лиц.

Рассмотрим, как работает блок продаж в данном бизнес-процессе и где могут возникнуть риски для компании на рисунке 2.

Как видим из процесса блока продаж, он имеет несколько исходов по завершению бизнес-процесса. Многое зависит является ли потенциальный страхователь новым клиентом или страховая компания продлевает договор страхования с текущим клиентом компании. Во втором случае бизнес-процесс завершается на этапе определения страхового тарифа. В первом случае происходит более тщательная оценка риска, а изначально и выбор конкретного андеррайтера в зависимости от возможного объема покрытия (каждый андеррайтер имеет право оценивать риски до определенной суммы). Выбранный андеррайтер после проведения первичного анализа клиента принимает решение. Либо отказ от страхования объекта, если клиент вызывает подозрение или не проходит по каким-то пунктам предварительной оценки. Либо принимает риск на страхование страховщиком, если сумма покрытия находится в пределах внутреннего лимита компании. Либо направляет письмо в отдел перестрахования с просьбой разместить часть риска в другой страховой компании при превышении внутреннего лимита и тогда начинает работать процесс перестрахование.

1 «Международный стандарт аудита 265 «Информирование лиц, отвечающих за корпоративное управление, и руководства о недостатках в системе внутреннего контроля» (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 09.01.2019 N 2н) // Официальный сайт Минфина России http://www.minfin.ru/. -01.02.2019.

ISSN 2541-8025(print) ISSN 2712-7605(online)

Тургаева А. А., Лосенков О. И.

РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ В СТРАХОВЫХ КОМПАНИЯХ В АСПЕКТЕ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ

Рисунок 2. Блок продаж в бизнес-процессе «Заключение договоров и андеррайтинг при страховании имущества».

Рисунок 3. Вспомогательный бизнес-процесс «Перестрахование»

Таким образом, на каждом этапе предварительно принятого управленческого решения проводится оценка риска. Принятие управленческих решений при формировании риск-ориентированной системе управленческого учета важное значение имеет эффективность проведения оценки рисков. На

ISSN 2541-8025 (print) Том 16, №5, 2020 Проб.

ISSN 2712-7605 (online)

данном этапе как помощь в выявлении рисков может выступать внутренний контроль.

Изучая и проводя контроль бизнес-процесса, необходимо опираться на элементы внутреннего контроля: контрольная среда, оценка рисков, контрольная среда и разделение обя-

мы экономики и юридической практики 131

занностей, информация и коммуникация, мониторинг. Чтобы процессы были отлаженными и не возникало ошибок, в течение всего жизненного цикла бизнес-процесса должны быть оценены риски, а также отмечены контрольные точки, в которых происходит оценка риска и предпринимаются меры для его минимизации.

В описываемом в бизнес-процессе есть вспомогательный бизнес-процесс «Перестрахование». Его можно представить в виде рисунка 3.

Оценка риска может происходит параллельно с бизнес-процессом «Перестрахование», что удваивает силу контроля. При этом это не означает утяжеление проверки, или дублирование. Каждый проверяет свою часть документации и использует только релевантную информацию для принятия правильного безошибочного решения. Например, основными драйверами оценки риска по страхованию имущества могут выступать:

- строение: материалы, площадь, возраст эксплуатации;

- вид страхуемой деятельности: страхуемая (на данном этапе легко отслеживая позиция, так как у каждой организации есть присвоенный ей номер классификации ОКВЭД-2 - эта классификация может использоваться для оценки деятельности застрахованного объекта), управление рисками в своей сфере (выступает более сложным для оценки. Каждый класс застрахованного имущества (розничная торговля, офисная деятельность, производство, сервис и так далее) представляет свой собственный относительный риск потери имущества. Чем больше существует

вероятность наступления страхового события, тем более тщательно андеррайтер анализирует вид деятельности и тем выше стоимость покрытия. Например, офис представляет меньшую опасность, чем магазин канцтоваров, что приводит к тому, что при страховании офиса, страхователь может получить скидку от андеррайтера и заплатит меньше страховой премии при одинаковой страховой сумме);

- защита здания: система пожаротушения, сигнализация (страховщик рассматривает меры по защите имущества с точки зрения снижения вероятности наступления страхового события. [12, с.14]. Спринклерные системы, системы противопожарной безопасности, сигнализации являются основными механизмами защиты, которые оценивают андеррайтеры);

- наличие внешних факторов риска: геопозиция (близость застрахованного имущества к опасным объектам, риск возникновения лесных пожаров, возможность залива или сильных ветров, подверженность местности землетрясениям [11, с. 3]).

Понимание оценки этих основных сегментов помогает лучше планировать процесс андеррайтинга недвижимости, а также помогает страхователям планировать модернизацию существующих структур.

КОНТРОЛЬНЫЕ ТОЧКИ В БИЗНЕС-ПРОЦЕССАХ СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ

Контрольные точки в бизнес-процессе очень важны при оценке риска. Именно на таких участках бизнес-процесса существует возможность неблагоприятных ситуаций для компании. Расставим контрольные точки на примере рассмотренного нами бизнес-процесса «Заключение договоров и андеррайтинг при страховании имущества» (Рис.4).

Рисунок 4. Контрольные точки в бизнес-процессе «Заключение договоров и андеррайтинг при страховании имущества».

ISSN 2541-8025(print) ISSN 2712-7605(online)

Тургаева А. А., РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ

Лосенков О. И. В СТРАХОВЫХ КОМПАНИЯХ В АСПЕКТЕ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ

Рассмотрим какие процедуры контроля предусмотрены по основным рискам при заключении договора страхования в таблице 1.

Таблица 1

Контрольные процедуры по рискам при заключении договора страхования

Вид риска Контрольная процедура

Неверная оценка риска, принимающего на страхование 1. Проверка андеррайтером суммы покрытия с нужным лимитом в доверенности (не превышение установленного Кодексом Андеррайтинга лимита);

2. Пересчет актуариями 1 раз в 2 года тарифов;

3. Проверка правильности утверждения андеррайтера на проверку, соответствующего данному объему покрытия риска

Мошеннические действия страхователя 1. Проверка страхователя службой безопасности на существование прежде мошеннических действий, существование плохой финансовой ситуации, долгов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Проверка службы комплаенс на наличие угроз в сфере противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма

3. Оценка объекта страхования риск-инженером

Принятие на страхование виды деятельности, которые страховая компания по тем или иным причинам не берет на страхование 1. Проверка вида деятельности по номеру классификации ОКВЭД-2

Помимо Департамента страхования имущества юридических лиц существуют и другие Департаменты: Департамент урегулирования корпоративных убытков (страхование имущества юридических лиц), Департамент урегулирования розничных убытков, Департамент по расследованию мошеннических действий (проводят дополнительное расследование, если заявленный убыток подозревается как мошеннический), а также Отдел аналитики убытков.

Когда речь идет об эффективности оценки риска, принимаемого страховщиком, работа должна идти слажена и представлять собой единый механизм по принятию правильного управленческого решения всеми видами Департаментов в страховой компании. Например, Департамент комплаенс оказывает поддержку и мониторинг за соответствие деятельности законодательству, подзаконным нормативным правовым актам, внутренним документам Компании с целью защиты бизнеса от реализации комплаенс-рисков.

Система комплаенс призвана усовершенствовать внутренний контроль для реального использования его результатов в целях устойчивого развития и расширения страхового бизнеса, укрепления репутации надежной страховой компании, дополнения его необходимыми инструментами контроля [13, с. 69].

Служба внутреннего контроля должна проводить проверки, выявлять риски и слабые места, участвовать в мониторинге деятельности компании, в системе корпоративного управления, проводить проверки достоверности отчетности и прочее. Алгоритм внутреннего контроля оценки финансовой безопасности страховой компании представлен в работе «Assessment of the financial security of insurance companies in the organization of internal control», где рассматриваются семнадцать последовательных действий,

направленных на всесторонний комплексный анализ индикаторов и угроз финансовой безопасности [14, с. 2245].

В свою очередь, система управленческого учета должна помочь системе внутреннего контроля не только в выявлении рисков, но и в формировании полной и достоверной информации о рисках, разработке инструментов снижения потерь при условиях реальной реализации рисков и вероятности их наступления [15, с. 133].

ВЫВОД

Таким образом, каждое подразделение должно осуществлять оценку рисков и внутренний контроль процессов. Внутренний контроль, ориентированный на риск, риск-ориентированный управленческий учет в страховой компании в разрезе внутреннего контроля позволяют выявить реальные риски при контроле любого бизнес-процесса, сфокусировать внимание на контрольных точках, входах и выходах в бизнес-процессе, ресурсах, опираясь при этом на элементы внутреннего контроля: контрольная среда, оценка рисков, контрольная среда и разделение обязанностей, информация и коммуникация, мониторинг и принять своевременные управленческие решения по нивелированию угроз в страховом бизнесе. Внутренний контроль должен войти в ежедневную обязанность каждого подразделения, каждого сотрудника компании.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 70,71%.

Рецензент: профессор Департамента аудита и корпоративной отчетности ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», доктор экономических наук Ситнов Алексей Александрович

ISSN 2541-8025 (print) Том 16, №5,2020 Проблемы экономики и юридической практики 133

ISSN 2712-7605 (online)

Список литературы:

Reference list:

1. Можаев А.С., Мкртычев С.В. Моделирование процесса андеррайтинга для страховой компании //Прикладная математика и информатика: современные исследования в области естественных и технических наук. - 2018. - С. 103107.

2. Тургаева А.А. Направления развития управленческого учета в российских страховых компаниях// Вестник АГТУ №3 2015. -с. 141-148

3. Тургаева А.А. Стандартизация внутреннего контроля страховых компаний в соответствии с МСА // Аудитор. 2020. -№ 2. Том 6. - С. 10-17

4. Каширская Л.В., Тургаева А.А. Внутренний контроль в страховых компаниях: легко и надежно. Монография. КНОРУС. - 2020. - 362с.

5. Никулина Н.Н., Березина С.В. Анализ процедур андеррайтинга различных страховых продуктов // Экономический анализ: теория и практика. 2012. №25. - С.44-53.

6. Шевченко А.А., Клюшина А.А. Страхование имущества предприятий // Вестник Международного юридического института. 2017. № 3 (62). - С. 128-132.

7. Подчищаева О.В., Дорожкин А.В. Задача оптимизации уровня собственного удержания страховой компании при перестраховании //Экономика и предпринимательство. -2017. - №. 9-3. - С. 600-603.

8. Воронин И.С. Перестраховочному рынку России необходима перезагрузка // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2017. №1 (29). - С.140-149

9. Рабинер Л.М. Внутренний контроль бизнес-процессов страховой компании: диссертация кандидата экономических наук: 08.00.12 / Л.М. Рабинер // ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» -Москва, 2015. - 157 с.

10. Дедиков С. Российская национальная перестраховочная компания: проблемы правового регулирования перестраховочных операций и пути их решения // Хозяйство и право. - 2017. №. 6. - С. 28-51.

11. Furfine C. The Impact of Risk Retention Regulation on the Underwriting of Securitized Mortgages //Journal of Financial Services Research. - 2018. - С. 1-24.

12. Shah H.C. et al. Evolution of seismic risk management for insurance over the past 30 years //Earthquake Engineering and Engineering Vibration. - 2018. - Т. 17. - №. 1. - С. 11-18.

13. Тургаева А.А. Система «Комплаенс-контроль» как инструмент внутреннего контроля страховых организаций // Проблемы экономики и юридической практики. 2020. №1. - С.67-71

14. Turgaeva A A., Kashirskaya L.V., Zurnadzhyants Y.A., Latysheva O.A., Pustokhina I.V., Sevbitov A.V. (2020), Assessment of the financial security of insurance companies in the organization of internal control // Entrepreneurship and Sustainability Issues, 2020. - Vol. 7 (3). - Р. 2243 -2254.

15. Ситникова В.А., Ситникова С.А. Элементы риск-ориентированного управленческого учета // Современная экономика: проблемы и решения. 2014. № 12 (60). - С. 132-138.

1. Mozhaev A.S., Mkrtychev S.V. Modeling the underwriting process for an insurance company // Applied mathematics and informatics: modern research in the field of natural and technical sciences. - 2018 .-- S. 103-107.

2. Turgaeva A.A. Directions of development of management accounting in Russian insurance companies // Bulletin of ASTU No. 3 2015. - p. 141-148

3. Turgaeva A.A. Standardization of internal control of insurance companies in accordance with ISA // Auditor. 2020. - No. 2. Volume 6. - P. 10-17

4. Kashirskaya L.V., Turgaeva A.A. Internal control in insurance companies: easy and reliable. Monograph. KNORUS. - 2020. -362s.

5. Nikulina N.N., Berezina S.V. Analysis of underwriting procedures for various insurance products // Economic analysis: theory and practice. 2012. No. 25. - P.44-53.

6. Shevchenko A.A., Klyushina A.A. Corporate property insurance // Bulletin of the International Institute of Law. 2017. No. 3 (62). - S. 128-132.

7. Podchishcheeva OV, Dorozhkin A.V. The problem of optimizing the level of self-retention of an insurance company in reinsurance // Economics and Entrepreneurship. - 2017. - No. 9-3. - S. 600603.

8. Voronin I.S. The reinsurance market in Russia needs a reboot // MIR (Modernization. Innovation. Development). 2017. No. 1 (29). - S.140-149

9. Rabiner L.M. Internal control of business processes of an insurance company: dissertation of a candidate of economic sciences: 08.00.12 / L.M. Rabiner // FGOBU HE «Financial University under the Government of the Russian Federation» -Moscow, 2015. - 157 p.

10. Dedikov S. Russian national reinsurance company: problems of legal regulation of reinsurance operations and ways of their solution // Economy and law. - 2017. no. 6. - S. 28-51.

11. Furfine C. The Impact of Risk Retention Regulation on the Underwriting of Securitized Mortgages // Journal of Financial Services Research. - 2018 .-- S. 1-24.

12. Shah H.C. et al. Evolution of seismic risk management for insurance over the past 30 years // Earthquake Engineering and Engineering Vibration. - 2018. - T. 17. - No. 1. - S. 11-18.

13. Turgaeva A.A. The Compliance Control System as an Instrument for Internal Control of Insurance Organizations // Problems of Economics and Legal Practice. 2020. No. 1. - S.67-71

14. Turgaeva A A., Kashirskaya L.V., Zurnadzhyants Y.A., Latysheva O.A., Pustokhina I.V., Sevbitov A.V. (2020), Assessment of the financial security of insurance companies in the organization of internal control // Entrepreneurship and Sustainability Issues, 2020. - Vol. 7 (3). - R. 2243-2254.

15. Sitnikova V.A., Sitnikova S.A. Elements of risk-oriented management accounting // Modern economy: problems and solutions. 2014. No. 12 (60). - S. 132-138.

Статья поступила в редакцию 03.10.2020, принята к публикации 25.10.2020 The article was received on 03.10.2020, accepted for publication 25.10.2020

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Тургаева Аксана Альбековна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Экономическая безопасность», Астраханский государственный технический университет, г. Астрахань, Российская Федерация http://orcid.org/0000-0002-8374-1706; e-mail: a_turgaeva@mail.ru Лосенков Олег Игоревич, кандидат политических наук, доцент кафедры «Экономическая безопасность» Астраханский государственный технический университет, г. Астрахань, Российская Федерация; e-mail: loi.71@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Aksana A. Turgaeva, Cand. Sci. (Econ.), Assistant Professor, associate Professor of the Department «Economic security», Astrakhan State Technical University, Astrakhan, Russian Federation; http://orcid.org/0000-0002-8374-1706; e-mail: a_turgaeva@mail.ru

Oleg I. Losenkov, Cand. Sci. (Polit.), associate Professor of the Department «Economic security», Astrakhan State Technical University, Astrakhan, Russian Federation; e-mail: loi.71@mail.ru

ISSN 2541-8025(print) ISSN 2712-7605(online)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.