Научная статья на тему 'Система компетенций в вузе как основа подготовки специалистов социально-культурного сервиса и туризма'

Система компетенций в вузе как основа подготовки специалистов социально-культурного сервиса и туризма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ЗНАНИЯ / УМЕНИЯ / НАВЫКИ / COMPETENCE / EDUCATION / KNOWLEDGE / ABILITIES / SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мусатова Ольга Михайловна

Статья затрагивает вопросы подготовки бакалавров по направлению «Туризм» на основе системы компетенций. Были предложены три вида компетенций, которые способствуют развитию профессиональных навыков бакалавров по направлению «Туризм».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The system of competence in university as the foundation of training of experts in social and cultural service and tourism

The article deals with the questions of the training of bachelors in tourism based on the system of competence. The third types of competences were suggested, its promote the progress of the habits of work for the bachelors in tourism.

Текст научной работы на тему «Система компетенций в вузе как основа подготовки специалистов социально-культурного сервиса и туризма»

ВЕСТНИК ЮГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

2011 г. Выпуск 4 (23). С. 84-86

УДК 378

СИСТЕМА КОМПЕТЕНЦИЙ В ВУЗЕ КАК ОСНОВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА И ТУРИЗМА

О. М. Мусатова

В настоящее время выпускнику вуза предъявляются особые требования, среди которых важное место занимают профессионализм, активность и творчество. В связи с этим актуальной является подготовка высококвалифицированных кадров, способных работать в условиях современного рынка. Процесс совершенствования подготовки будущих специалистов на сегодняшний день достаточно сложен и обусловлен многими факторами, к которым можно отнести активизацию творческих способностей студентов, развитие коммуникативных навыков, формирование устойчивой профессиональной мотивации и развитие способности к активной самостоятельной деятельности.

Система компетенций является основой для эффективного обучения бакалавров по направлению «Туризм». У компетенций очень широкий спектр практического применения - от формирования корпоративной культуры до оценки исполнительского поведения. Компетенции позволяют разработать стандарты успешной профессиональной деятельности и развития профессиональных знаний, навыков и умений.

Итак, компетенция (от лат. сошрйо - добиваюсь, соответствую, подхожу) - это определенная характеристика личности, необходимая для выполнения определенных работ и позволяющая ее обладателю получать необходимые результаты работы [1: 5]. Другими словами, компетенция - это требуемый для определенной деятельности стандарт поведения.

Компетенции - инструмент корпоративный, поэтому практически невозможно создать единый набор компетенций, которым сможет пользоваться любая компания с учетом всей специфики требований к должностям [ 1: 6].

Компетенции состоят из следующих основных элементов:

1. Знания - систематизированная теоретическая информация о конкретном виде деятельности и алгоритме ее выполнения.

2. Умения и навыки - способности, приобретенные в процессе выполнения деятельности и позволяющие осуществлять необходимый алгоритм действий.

3. Личностно-деловые качества - набор свойств личности, позволяющий эффективно использовать имеющиеся знания, умения и навыки.

4. Мотивационные и целевые установки - побудительные мотивы для осуществления деятельности.

5. Опыт - практика применения знаний, умений, навыков и личностно-деловых качеств для успешного выполнения работ и достижения целей.

6. Потенциал - границы расширения возможностей, способность к развитию и направление развития.

Рассмотрим виды компетенций, основанные на корпоративном масштабе (т. е. на уровне одной организации сферы сервиса и туризма) и организационном уровне: корпоративные, профессиональные и управленческие.

Наиболее широкими по масштабу и высокими по организационному уровню являются корпоративные компетенции. К данному виду относятся стандарты поведения, принятые на предприятии. Стандарты поведения - деловые и личностные качества, которыми должны обладать все работники компании вне зависимости от занимаемых должностей и выполняемых ими обязанностей. Корпоративные компетенции, как правило, наиболее понятны, лаконичны и легко опознаваемы. Они предназначены для идентификации работника с корпоративными ценностями и корпоративной культурой. Они способствуют формированию корпоративной культуры и реализации стратегических целей компании. Этот вид компетенций формируется

у будущих специалистов по сервису и туризму непосредственно при поступлении на работу. Но основы корпоративных компетенций закладываются во время обучения в вузе.

В качестве примера корпоративных компетенций можно привести выдержку из Кодекса этики отеля Korston Hotel Moscow.

«Компания особо ценит:

- уважение личных прав и интересов наших сотрудников, требований клиентов и условий сотрудничества, выдвигаемых нашими деловыми партнерами и обществом;

- беспристрастность, предполагающую оплату труда в соответствии с достигнутыми результатами и предоставляющую равные права для профессионального роста;

- честность в отношениях и в предоставлении любой информации, необходимой для нашей работы;

- эффективность как устойчивое достижение максимально возможных результатов во всем, что мы делаем;

- мужество противостоять тому, что неприемлемо, и брать на себя ответственность за последствия своих решений;

- заботу, проявляемую в старании защищать людей от любого вреда и угрозы их жизни и здоровью и охране окружающей среды;

- доверие сотрудникам, которое позволяет нам делегировать полномочия и ответственность за решения, и способы их исполнения» [3].

В данных пунктах перечислены корпоративные компетенции компании. На этом примере отчетливо видно, что часто корпоративные компетенции сливаются по смыслу с корпоративными ценностями.

Профессиональные компетенции по масштабу менее широки и локализованы. Данный вид компетенций представляет собой набор личностных характеристик, а также знаний, умений и навыков, необходимых для эффективной работы на конкретной должности.

Основные требования к подготовке бакалавра по направлению «Туризм» в вузе предусмотрены в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по специальности 100400 «Туризм». Выпускник данной специальности отвечает следующим требованиям:

• проектная деятельность:

- постановка задач проектирования туристского продукта при заданных критериях и нормативных требованиях;

- использование инновационных и информационных технологий для создания туристского продукта;

- проектирование программ туров, турпакетов, экскурсионных программ и других продуктов туристской деятельности;

- разработка туристского продукта с учетом технологических, социально-экономических и других требований;

• производственно-технологическая деятельность:

- применение современных технологий в реализации туристского продукта;

- использование информационных и коммуникативных технологий в процессе разработки и реализации туристского продукта;

• организационно-управленческая деятельность:

- распределение функций и организация работы исполнителей в организациях и предприятиях туристской индустрии;

- принятие оперативных управленческих решений в области туристской деятельности;

- расчет и оценка затрат по организации туристской деятельности на предприятии с целью рационализации затрат;

• сервисная деятельность:

- обеспечение стандартов качества и норм безопасности комплексного туристского обслуживания;

- организация процесса обслуживания потребителей и (или) туристов;

- умение самостоятельно разрабатывать внутренние нормативные документы по обеспечению качества и стандартизации услуг туристской индустрии;

• научно-исследовательская деятельность:

- исследование и мониторинг рынка туристских услуг;

- применение прикладных методов исследовательской деятельности в профессиональной сфере;

- адаптация инновационных технологий к деятельности предприятий туристской индустрии [2: 3-4].

Данные профессиональные компетенции являются общими, т. е. носят обобщенный характер. Хотя профессиональные компетенции должны быть ограничены рамками конкретной должности.

Управленческие компетенции - наиболее локализованный и сложный вид компетенций. Это компетенции, необходимые для выполнения руководящих обязанностей работником. Так как обучение в вузе по направлению «Туризм» предполагает подготовку «управленцев», то, соответственно, необходимо формировать у студентов и управленческие компетенции. Согласно проведенному исследованию на туристской этнографической выставке-ярмарке «ЮграТур - 2011», потенциальные работодатели видят бакалавра по направлению «Туризм» как активного, умеющего работать в коллективе, с документами, целеустремленного, нацеленного на результат работника. В связи с этим, мы предлагаем формировать следующие управленческие компетенции:

- знание принятых на предприятии способов решения профессиональных проблем (хорошо ли ориентируется руководитель, в чьей компетенции находится решение возникающих в работе проблем, к кому и по каким вопросам следует обращаться, где можно получить необходимую информацию);

- умение работать с документами (хорошо ли знает руководитель правила составления и оформления деловых бумаг, правильно ли он ориентируется, какие документы следует готовить и анализировать самому, какие поручать подчиненным);

- умение работать с людьми (как осуществляется руководство подчиненными, контролируется выполнение заданий, насколько руководитель разбирается в потенциальных возможностях работников);

- способность к деловому общению (умеет ли руководитель четко высказать свои мысли, выслушать и понять собеседника);

- умение организовать эффективную деятельность подразделения (конкретно ли ставит руководитель цели работы, целесообразно ли распределяет задания, разумно ли планирует деятельность подразделения).

Таким образом, использование системы компетенций (а именно корпоративных, профессиональных и управленческих) в вузе помогает в подготовке высококвалифицированных бакалавров по направлению «Туризм».

ЛИТЕРАТУРА

1. Построение системы компетенций в компании [Текст] / Под ред. О. Лобановой. - М., 2009. - С. 5-6.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 100400 «Туризм» [Текст]. - М., 2009. - С. 3-4.

3. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : www.korston.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.