ВЕСТНИК ЮГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
2011 г. Выпуск 4 (23). С. 84-86
УДК 378
СИСТЕМА КОМПЕТЕНЦИЙ В ВУЗЕ КАК ОСНОВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА И ТУРИЗМА
О. М. Мусатова
В настоящее время выпускнику вуза предъявляются особые требования, среди которых важное место занимают профессионализм, активность и творчество. В связи с этим актуальной является подготовка высококвалифицированных кадров, способных работать в условиях современного рынка. Процесс совершенствования подготовки будущих специалистов на сегодняшний день достаточно сложен и обусловлен многими факторами, к которым можно отнести активизацию творческих способностей студентов, развитие коммуникативных навыков, формирование устойчивой профессиональной мотивации и развитие способности к активной самостоятельной деятельности.
Система компетенций является основой для эффективного обучения бакалавров по направлению «Туризм». У компетенций очень широкий спектр практического применения - от формирования корпоративной культуры до оценки исполнительского поведения. Компетенции позволяют разработать стандарты успешной профессиональной деятельности и развития профессиональных знаний, навыков и умений.
Итак, компетенция (от лат. сошрйо - добиваюсь, соответствую, подхожу) - это определенная характеристика личности, необходимая для выполнения определенных работ и позволяющая ее обладателю получать необходимые результаты работы [1: 5]. Другими словами, компетенция - это требуемый для определенной деятельности стандарт поведения.
Компетенции - инструмент корпоративный, поэтому практически невозможно создать единый набор компетенций, которым сможет пользоваться любая компания с учетом всей специфики требований к должностям [ 1: 6].
Компетенции состоят из следующих основных элементов:
1. Знания - систематизированная теоретическая информация о конкретном виде деятельности и алгоритме ее выполнения.
2. Умения и навыки - способности, приобретенные в процессе выполнения деятельности и позволяющие осуществлять необходимый алгоритм действий.
3. Личностно-деловые качества - набор свойств личности, позволяющий эффективно использовать имеющиеся знания, умения и навыки.
4. Мотивационные и целевые установки - побудительные мотивы для осуществления деятельности.
5. Опыт - практика применения знаний, умений, навыков и личностно-деловых качеств для успешного выполнения работ и достижения целей.
6. Потенциал - границы расширения возможностей, способность к развитию и направление развития.
Рассмотрим виды компетенций, основанные на корпоративном масштабе (т. е. на уровне одной организации сферы сервиса и туризма) и организационном уровне: корпоративные, профессиональные и управленческие.
Наиболее широкими по масштабу и высокими по организационному уровню являются корпоративные компетенции. К данному виду относятся стандарты поведения, принятые на предприятии. Стандарты поведения - деловые и личностные качества, которыми должны обладать все работники компании вне зависимости от занимаемых должностей и выполняемых ими обязанностей. Корпоративные компетенции, как правило, наиболее понятны, лаконичны и легко опознаваемы. Они предназначены для идентификации работника с корпоративными ценностями и корпоративной культурой. Они способствуют формированию корпоративной культуры и реализации стратегических целей компании. Этот вид компетенций формируется
у будущих специалистов по сервису и туризму непосредственно при поступлении на работу. Но основы корпоративных компетенций закладываются во время обучения в вузе.
В качестве примера корпоративных компетенций можно привести выдержку из Кодекса этики отеля Korston Hotel Moscow.
«Компания особо ценит:
- уважение личных прав и интересов наших сотрудников, требований клиентов и условий сотрудничества, выдвигаемых нашими деловыми партнерами и обществом;
- беспристрастность, предполагающую оплату труда в соответствии с достигнутыми результатами и предоставляющую равные права для профессионального роста;
- честность в отношениях и в предоставлении любой информации, необходимой для нашей работы;
- эффективность как устойчивое достижение максимально возможных результатов во всем, что мы делаем;
- мужество противостоять тому, что неприемлемо, и брать на себя ответственность за последствия своих решений;
- заботу, проявляемую в старании защищать людей от любого вреда и угрозы их жизни и здоровью и охране окружающей среды;
- доверие сотрудникам, которое позволяет нам делегировать полномочия и ответственность за решения, и способы их исполнения» [3].
В данных пунктах перечислены корпоративные компетенции компании. На этом примере отчетливо видно, что часто корпоративные компетенции сливаются по смыслу с корпоративными ценностями.
Профессиональные компетенции по масштабу менее широки и локализованы. Данный вид компетенций представляет собой набор личностных характеристик, а также знаний, умений и навыков, необходимых для эффективной работы на конкретной должности.
Основные требования к подготовке бакалавра по направлению «Туризм» в вузе предусмотрены в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по специальности 100400 «Туризм». Выпускник данной специальности отвечает следующим требованиям:
• проектная деятельность:
- постановка задач проектирования туристского продукта при заданных критериях и нормативных требованиях;
- использование инновационных и информационных технологий для создания туристского продукта;
- проектирование программ туров, турпакетов, экскурсионных программ и других продуктов туристской деятельности;
- разработка туристского продукта с учетом технологических, социально-экономических и других требований;
• производственно-технологическая деятельность:
- применение современных технологий в реализации туристского продукта;
- использование информационных и коммуникативных технологий в процессе разработки и реализации туристского продукта;
• организационно-управленческая деятельность:
- распределение функций и организация работы исполнителей в организациях и предприятиях туристской индустрии;
- принятие оперативных управленческих решений в области туристской деятельности;
- расчет и оценка затрат по организации туристской деятельности на предприятии с целью рационализации затрат;
• сервисная деятельность:
- обеспечение стандартов качества и норм безопасности комплексного туристского обслуживания;
- организация процесса обслуживания потребителей и (или) туристов;
- умение самостоятельно разрабатывать внутренние нормативные документы по обеспечению качества и стандартизации услуг туристской индустрии;
• научно-исследовательская деятельность:
- исследование и мониторинг рынка туристских услуг;
- применение прикладных методов исследовательской деятельности в профессиональной сфере;
- адаптация инновационных технологий к деятельности предприятий туристской индустрии [2: 3-4].
Данные профессиональные компетенции являются общими, т. е. носят обобщенный характер. Хотя профессиональные компетенции должны быть ограничены рамками конкретной должности.
Управленческие компетенции - наиболее локализованный и сложный вид компетенций. Это компетенции, необходимые для выполнения руководящих обязанностей работником. Так как обучение в вузе по направлению «Туризм» предполагает подготовку «управленцев», то, соответственно, необходимо формировать у студентов и управленческие компетенции. Согласно проведенному исследованию на туристской этнографической выставке-ярмарке «ЮграТур - 2011», потенциальные работодатели видят бакалавра по направлению «Туризм» как активного, умеющего работать в коллективе, с документами, целеустремленного, нацеленного на результат работника. В связи с этим, мы предлагаем формировать следующие управленческие компетенции:
- знание принятых на предприятии способов решения профессиональных проблем (хорошо ли ориентируется руководитель, в чьей компетенции находится решение возникающих в работе проблем, к кому и по каким вопросам следует обращаться, где можно получить необходимую информацию);
- умение работать с документами (хорошо ли знает руководитель правила составления и оформления деловых бумаг, правильно ли он ориентируется, какие документы следует готовить и анализировать самому, какие поручать подчиненным);
- умение работать с людьми (как осуществляется руководство подчиненными, контролируется выполнение заданий, насколько руководитель разбирается в потенциальных возможностях работников);
- способность к деловому общению (умеет ли руководитель четко высказать свои мысли, выслушать и понять собеседника);
- умение организовать эффективную деятельность подразделения (конкретно ли ставит руководитель цели работы, целесообразно ли распределяет задания, разумно ли планирует деятельность подразделения).
Таким образом, использование системы компетенций (а именно корпоративных, профессиональных и управленческих) в вузе помогает в подготовке высококвалифицированных бакалавров по направлению «Туризм».
ЛИТЕРАТУРА
1. Построение системы компетенций в компании [Текст] / Под ред. О. Лобановой. - М., 2009. - С. 5-6.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 100400 «Туризм» [Текст]. - М., 2009. - С. 3-4.
3. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : www.korston.ru