Научная статья на тему 'Профессиональные компетенции бакалавров туризма и их формирование в процессе профессиональной подготовки'

Профессиональные компетенции бакалавров туризма и их формирование в процессе профессиональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
175
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL COMPETENCIES / FEDERAL STATE EDUCATION STANDARD OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / BASIC EDUCATIONAL PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мишуненкова О. В.

Статья посвящена профессиональным компетенциям бакалавров туризма на основе требований образовательного стандарта высшего профессионального образования к их подготовке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мишуненкова О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL COMPETECIES OF BACHELORS IN TOURISM SPHERE AND THEIR FORMATION DURING PROFESSIONAL PREPARATION

The article focuses on the professional competencies for Bachelors in tourism sphere based on the requirements of Federal State Education Standard for their preparation.

Текст научной работы на тему «Профессиональные компетенции бакалавров туризма и их формирование в процессе профессиональной подготовки»

мационных ресурсов глобальной сети Интернет. По курсу наряду с традиционной формой, применяются следующие формы проведения лекционных занятий: лекция-визуализация (основное содержание лекции представлено в образной форме: рисунках, графиках, схемах и т.д.), лекция-провокация (лекция с

Библиографический список

запланированными ошибками), проблемная лекция. Лабораторные занятия проводятся в компьютерных классах и при их проведении используются такие активные методы обучения, как дискуссии, дидактические игры, моделирование профессиональных ситуаций.

1. Гусенбекова, Н.А. Информационная образовательная среда в профессионально направленной математической подготовке инженеров в техническом вузе / Н.А. Гусенбекова, Т.Г. Везиров // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 3(40).

Bibliography

1. Gusenbekova, N.A. Informacionnaya obrazovateljnaya sreda v professionaljno napravlennoyj matematicheskoyj podgotovke inzhenerov v tekhnicheskom vuze / N.A. Gusenbekova, T.G. Vezirov // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2013. - № 3(40).

Статья поступила в редакцию 23.09.13

УДК 378

Mishunenkova O.V PROFESSIONAL COMPETECIES OF BACHELORS IN TOURISM SPHERE AND THEIR FORMATION DURING PROFESSIONAL PREPARATION. The article focuses on the professional competencies for Bachelors in tourism sphere based on the requirements of Federal State Education Standard for their preparation.

Key words: professional competencies, Federal State Education Standard of Higher Professional Education, basic educational programs.

О.В. Мишуненкова, аспирант, преп. каф. иностранных языков экономического факультета МГУ им. Ломоносова, г. Москва, E-mail: [email protected]

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ БАКАЛАВРОВ ТУРИЗМА И ИХ ФОРМИРОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Статья посвящена профессиональным компетенциям бакалавров туризма на основе требований образовательного стандарта высшего профессионального образования к их подготовке.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), основная образовательная программа (ООП).

Переход российской образовательной системы на многоуровневую модель означает создание и реализацию профессионально-образовательных программ, являющихся совокупностью последовательных этапов: бакалавриата и магистратуры, что нашло свое отражение в принятом в 2012 году Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [1]. На ступени бакалавриата студент получает базовую профессионально-образовательную подготовку, позволяющую ему осуществлять профессиональную деятельность в избранном направлении. Подготовка современных специалистов в области туризма построена на основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) РФ, который представляют собой разработанный министерством и законодательно утвержденный образовательный минимум общеобразовательной и профессиональной подготовки специалиста, позволяющий последнему реализовывать цели и задачи профессиональной деятельности. Проекты стандартов разрабатываются с учетом актуальных и перспективных потребностей личности, развития общества и государства, его обороны и безопасности, образования, науки, культуры, техники и технологий, экономики и социальной сферы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд [2].

Образовательный стандарт, являющийся отражением социального заказа, рассматривается разработчиками проекта как общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством и представляет собой совокупность трех систем требований - к структуре основных образовательных программ, к результатам их освоения и условиям реализации, которые обеспечивают необходимое личностное и профессиональное развитие обучающихся.

Формирование ФГОС ВПО третьего поколения осуществлено на компетентностной основе, где под компетенцией (от англ. competence - способность; умение) подразумевается «способность применять знания, умения и практический опыт для успешной трудовой деятельности» [3, c. 10].

В свою очередь под профессиональными компетенциями понимается «способность успешно действовать на основе умений, знаний и практического опыта при выполнении задания, решении задачи профессиональной деятельности» [3, с. 10], что ставит новые сложные задачи для обеспечения и контроля качества, как в самом вузе, так и при внешних оценках.

Переход к подготовке специалистов по новым стандартам требует формирования новой педагогической культуры. Данную задачу европейское сообщество решает на протяжении более 20 лет, и высшей школе России она потребует значительных финансовых, методических и методологических усилий и, самое главное, перестройки сознания профессорско-преподавательского состава, руководителей всех уровней [4, с. 17].

Основными областями профессиональной деятельности бакалавра туризма стандартом определены пять: проектная, производственно-технологическая, организационно-управленческая, сервисная и научно-исследовательская [5].

Такое деление будущей профессиональной деятельности выпускников на области, обусловило то, что и формируемые профессиональные компетенции, также разделены на пять групп.

Основными профессиональными компетенциями, которыми должен обладать бакалавр туризма в области проектной деятельности являются следующие: владение теоретическими основами проектирования, готовностью к применению основных методов проектирования в туризме; способность обрабатывать и интерпретировать с использованием базовых знаний математики и информатики данные, необходимые для осуществления проектной деятельности в туризме; способность самостоятельно находить и использовать различные источники информации по проекту туристского продукта; готовность к реализации проектов в туристской индустрии.

Профессиональные компетенции, которые позволят бакалавру осуществлять производственно-технологическая деятельность, - это готовность к разработке туристского продукта на основе современных технологий, а также способность к реализации туристского продукта с использованием информационных и коммуникативных технологий.

Таблица 1

Средства формирования профессиональных компетенций в различных областях профессиональной деятельности

№ Область профессиональной деятельности Общие для различных областей формы и методы Специфические формы и методы обучения

1 Проектная Лекции, семинары, «круглые столы», коллоквиумы, стажировка Математическое и логическое моделирование, проектирование, «мозговой штурм» и др.

2 Производственно- технологическая Анализ конкретных ситуаций («кейс-стади»), компьютерные симуляции, экскурсии, встречи с экспертами и специалистами в области туризма, критические инциденты и др.

3 Организационно- управленческая Деловые игры, разбор документов («баскет-метод») и др.

4 Сервисная Социально-психологический и тренинг, тренинг продаж и др.

5 Научно- исследовательская Контент-анализ, бенчмаркинг, создание научноисследовательского портфолио др.

Такие профессиональные компетенции, как способность к работе в трудовых коллективах предприятий туристской индустрии; способность организовывать работу исполнителей, принимать управленческие решения в организации туристской деятельности, в том числе с учетом социальной политики государства; умение рассчитать и оценить затраты по организации деятельности предприятия туристской индустрии позволят выпускникам успешно осуществлять организационно-управленческая деятельность.

Область сервисной деятельности требует от бакалавра туризма способности использовать нормативные документы по качеству, стандартизации и сертификации в туристской индустрии; способности к эффективному общению с потребителями туристского продукта, а также умения организовать процесс обслуживания потребителя, реализовав тем самым клиент-ориен-тированный подход, без которого невозможен успех в области сервиса, к которой, безусловно, относится туристическая деятельность.

Профессиональными компетенциями, которые позволят бакалавру успешно заниматься научно-исследовательской деятельностью, являются способность находить, анализировать и обрабатывать научно-техническую информацию в области туристской деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий; способность использовать методы мониторинга рынка туристских услуг; готовность к применению прикладных методов исследовательской деятельности в туризме и инновационных технологий в туристской деятельности.

Реализация компетентностного подхода на основе стандартов третьего поколения, предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков студентов, обучающихся по дисциплинам гуманитарного, социального и экономического, математического и естественнонаучного, профессионального циклов.

При этом при формировании профессиональных компетенций в различных областях профессиональной деятельности целесообразно применение различных форм проведения занятий.

Библиографический список

Перечень методов обучения, направленных на развитие компетентности в различных областях профессиональной деятельности представлен в таблице 1.

В целях формирования и развития профессиональных компетенций выпускников в рамках учебных курсов предусматриваются встречи с представителями российских и зарубежных туристических компаний (туроператоров и турагентств), государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов туристской индустрии.

В новом стандарте основная образовательная программа предусматривает изучение следующих учебных циклов: гуманитарный, социальный и экономический циклы; естественнонаучный цикл; профессиональный цикл и разделов: физическая культура; учебная и производственная практики и/или научно-исследовательская работа; итоговая государственная аттестация.

Среди новых дисциплин, представленных в стандарте третьего поколения, можно выделить следующие: «Туристско-рекреационное проектирование», «Технологии продаж» и другие по выбору студентов. Также большое внимание уделено обучению студентов владению современными компьютерными, вообще, и связанными с интернетом, в частности, технологиями организации туристической деятельности.

В стандартах третьего поколения в подготовку бакалавров туризма включены дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся с учетом профиля подготовки устанавливают ученые советы вузов, что позволяет значительно повысить профессиональную компетентность, а также расширить спектр возможных мест работы выпускника.

Таким образом, реализация компетентностного подхода в подготовке бакалавров туризма на основе нового образовательного стандарта созданы условия для устойчивого развития подготовки кадров по направлению подготовки «Туризм» с высшим профессиональным образованием и их применения с учетом требований современного рынка труда и международных стандартов высшего образования.

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 142 г. Москва «Об утверждении Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов».

3. Словарь-справочник современного российского профессионального образования / сост. В.И. Блинов, И.А. Волошина, Е.Ю. Есенина, А.Н. Лейбович, П.Н. Новиков. - М., 2010. - Вып. 1.

4. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: законодательно-нормативная база проектирования и реализации: учебно-информационное издание. - М., 2009.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 100400 - Туризм (квалификация (степень) «Бакалавр». Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 октября 2009 г. № 489 [Э/р]. - Р/д: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_09/ prm489-1.pdf

Bibliography

1. Federaljnihyj zakon ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiyjskoyj Federacii».

2. Postanovlenie Praviteljstva Rossiyjskoyj Federacii ot 24 fevralya 2009 g. № 142 g. Moskva «Ob utverzhdenii Pravil razrabotki i utverzhdeniya federaljnihkh gosudarstvennihkh obrazovateljnihkh standartov».

3. Slovarj-spravochnik sovremennogo rossiyjskogo professionaljnogo obrazovaniya / sost. V.I. Blinov, I.A. Voloshina, E.Yu. Esenina, A.N. Leyjbovich, P.N. Novikov. - M., 2010. - Vihp. 1.

4. Federaljnihe gosudarstvennihe obrazovateljnihe standartih vihsshego professionaljnogo obrazovaniya: zakonodateljno-normativnaya baza proektirovaniya i realizacii: uchebno-informacionnoe izdanie. - M., 2009.

5. Federaljnihyj gosudarstvennihyj obrazovateljnihyj standart vihsshego professionaljnogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 100400 -Turizm (kvalifikaciya (stepenj) «Bakalavr». Utverzhden Prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyjskoyj Federacii ot 28 oktyabrya 2009 g. № 489 [EhIr]. - RId: http:IIwww.edu.ruIdbImoIDataId_09I prm489-1.pdf

Статья поступила в редакцию 30.09.13

УДК: 37.026.7

Nasikan IV. VARIATION METHOD IN SYSTEM OF TASKS ON DEVELOPMENT OF FUNCTIONAL ABILITIES OF PUPILS OF THE MAIN SCHOOL. The technology of design of system of the tasks is presented in article, promoting development of functional abilities who will allow to resolve contradictions between: condition of a traditional technique of teaching of the functional and graphic line and the new demands made to the organization of educational process; existing system of tasks and exercises and qualifying standards to design of the maintenance of the functional subject and methodical line; results of level of formation of functional abilities and the demands made to mathematical preparation of graduates of the main school. The technology is based on a method of a variation of mathematical tasks at design of system of tasks when studying the functional and graphic subject line and promotes formation in the course of training in mathematics of strong knowledge and abilities of the pupils acting as a necessary condition of formation of subject and intellectual competence as new result of school education.

Key words: functional and graphic subject line, mathematical task, variation method.

И.В. Насикан, зам. начальника учебно-методического отдела, ст. преп. каф. алгебры, геометрии

и методики преподавания математики Армавирской гос. педагогической академии, г. Люберцы,

E-mail - [email protected]

МЕТОД ВАРЬИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ЗАДАЧ НА РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

В статье представлена технология проектирования системы задач, способствующая развитию функциональных умений, которая позволит разрешить противоречия между: состоянием традиционной методики преподавания функционально-графической линии и новыми требованиями, предъявляемыми к организации учебного процесса; существующей системой задач и упражнений и предъявляемыми требованиями к проектированию содержания функциональной предметно-методической линии; результатами уровня сформированности функциональных умений и требованиями, предъявляемыми к математической подготовке выпускников основной школы. Технология основана на методе варьирования математических задач при проектировании системы заданий при изучении функционально-графической предметной линии и способствует формированию в процессе обучения математике прочных знаний и умений учащихся, выступающих необходимым условием становления предметной и интеллектуальной компетентности как нового результата школьного образования.

Ключевые слова: функционально-графическая предметная линия, математическая задача, метод варьирования.

На пути достижения определенных федеральным государственным стандартом основного общего образования личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы общего образования особая роль отводится формированию различных умений учащихся, меняется система требований к этим умениям. В теории и методике обучения математике традиционной стала трактовка умения как знания в действии, что подчеркивает деятельностную природу умений [1]. В основу требований к умениям, закрепленным в федеральном государственном стандарте общего образования, положена многоуровневая структура учебной деятельности.

Функционально-графическая линия школьного курса алгебры с 80-х годов XX столетия является одной из основных и приоритетных. В современной системе образования уровень развития функциональных умений учащихся играет большую роль в успешном овладении материалом остальных содержательнометодических линий и во многом влияет на формирование математической компетентности выпускников школы. Вместе с тем, в ежегодных аналитических отчетах Федерального института педагогических измерений (ФИПИ), подготовленных по результатам ГИА по математике за курс основной школы в различных регионах станы, неоднократно указывается на то, что около 30% девятиклассников не овладели базовыми функциональными умениями, необходимыми для практического применения и дальнейшего изучения элементов математического анализа.

Таким образом, назревает проблема поиска такой технологии проектирования системы задач, способствующих развитию функциональных умений, которая позволит разрешить противоречия между: состоянием традиционной методики преподавания функционально-графической линии и новыми требования-

ми, предъявляемыми к организации учебного процесса; существующей системой задач и упражнений и предъявляемыми требованиями к проектированию содержания функциональной предметно-методической линии; результатами уровня сформированности функциональных умений и требованиями, предъявляемыми к математической подготовке выпускников основной школы.

Правильно спроектированная система задач дает учащимся полноту представлений, облегчает математическое общение, способствует гибкости, глубине и осознанности знаний и прочности сформированных умений. Г.И. Саранцев [2] указывает на то, что решение задач вызывает определенную умственную деятельность, которая обусловлена не только их содержанием, но и зависит от последовательности их решения, количества однотипных задач, комбинаций их с другими задачами. Под системой задач мы будем понимать совокупность упорядоченных и подобранных в соответствии с поставленной целью задач, действующих, как одно целое, взаимосвязь и взаимодействие которых приводит к заранее намеченному результату.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет отнести функционально-графические умения учащихся к специальным учебным умениям, которые формируются в рамках учебного предмета. На основе требований федерального государственного стандарта общего образования базовые функционально-графические умения учащихся можно классифицировать следующим образом: вычислительные; графические; аналитические; прикладные.

Опираясь на основные положения системно-деятельностного подхода, разработанные в теории и практике обучения математике, можно определить требования и правила, предъявляемые к процессу проектирования систем задач, выделить основные методы и этапы проектирования, точно следуя которым,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.