Научная статья на тему 'Система компенсаций вреда, причиненного преступлением, по законодательству России и США'

Система компенсаций вреда, причиненного преступлением, по законодательству России и США Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
285
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВРЕД ЗДОРОВЬЮ / МОРАЛЬНЫЙ ВРЕД / MORAL DAMAGE / КОМПЕНСАЦИЯ ВРЕДА / ПРИЧИНЕННОГО ПРЕСТУПЛЕНИЕМ / КОМПЕНСАЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ ПОМОЩИ ЖЕРТВАМ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / COMPENSATION PROGRAMS FOR CRIME VICTIM / РЕСТИТУЦИЯ / RESTITUTION / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО США И РФ / CRIMEHARM / HEALTH DAMAGE / COMPENSATION FORCRIME DAMAGE / USA AND RF LEGISLATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Злобина Ольга Юрьевна

Статья посвящена вопросам компенсации вреда, причиненного преступлением, в уголовном процессе. Анализируются различные формы и механизмы его компенсации по существующему законодательству России и США. Затрагиваются некоторые аспекты уголовно-правовой природы возмещения и компенсации вреда в уголовном судопроизводстве. Обращается внимание на отсутствие четко сформированной концепции относительно оказания помощи жертвам преступлений в РФ и соответственно правового регулирования отношений в этой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF COMPENSATION OF CRIME HARM UNDER THE LAW OF RUSSIA AND THE UNITED STATES

The article is devoted to issues the harm caused by crime, in criminal proceedings. It is examined the various forms and mechanisms of its compensation under existing legislation of Russia and the United States. Touched on some aspects of the criminal law nature of reparation and compensation in criminal proceedings. Attention is drawn to the lack of a clearly formed concepts concerning assistance to victims of crime in the Russian Federation and, accordingly, the legal regulation of relations in this sphere.

Текст научной работы на тему «Система компенсаций вреда, причиненного преступлением, по законодательству России и США»

УДК 347

СИСТЕМА КОМПЕНСАЦИЙ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ПРЕСТУПЛЕНИЕМ, ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИИ И США

Злобина Ольга Юрьевна

кандидат медицинских наук, магистрант Восточно-Сибирского филиала ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия»,

г. Иркутск e-mail: o_zlobina70@mail.ru

THE SYSTEM OF COMPENSATION OF CRIME HARM UNDER THE LAW OF RUSSIA AND THE UNITED STATES

Zlobina Olga

Candidate of Medical Science, undergraduatethe the East-Siberian branch of the FSBEI HE «The Russian State University of Justice», Irkutsk

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена вопросам компенсации вреда, причиненного преступлением, в уголовном процессе. Анализируются различные формы и механизмы его компенсации по существующему законодательству России и США. Затрагиваются некоторые аспекты уголовно-правовой природы возмещения и компенсации вреда в уголовном судопроизводстве. Обращается внимание на отсутствие четко сформированной концепции относительно оказания помощи жертвам преступлений в РФ и соответственно правового регулирования отношений в этой сфере.

ABSTRACT

The article is devoted to issues the harm caused by crime, in criminal proceedings. It is examined the various forms and mechanisms of its compensation under existing legislation of Russia and the United States. Touched on some aspects of the criminal law nature of reparation and compensation in criminal proceedings. Attention is drawn to the lack of a clearly formed concepts concerning assistance to victims of crime in the Russian Federation and, accordingly, the legal regulation of relations in this sphere.

Ключевые слова: вред здоровью; моральный вред; компенсация вреда, причиненного преступлением; реституция; компенсационные программы помощи жертвам преступлений; законодательство США и РФ.

Keywords: crimeharm; health damage; moral damage; compensation forcrime damage; restitution; compensation programs for crime victim; USA and RF legislation.

Традиционно существовавшие перед уголовным законодательством задачи по обоснованию необходимости криминализации определенного вида поведения индивидов в обществе, описанию в уголовном законе признаков этого поведения с отражением в нем степени общественной опасности и определения соответствующей меры ответственности за совершенное деяние [5] к 80-м гг. XX в. потребовали от государств внесения корректив в свои национальные законодательства, связанные с ростом международного движения в поддержку жертв преступлений. Ни у кого не вызывает сомнения, что преступления оказывают негативное влияние на самих жертв и членов их

семей. Диапазон воздействия преступлений на потерпевших и членов их семей широк — от серьезных физических и психологических травм, финансовых потерь до менее выраженных нарушений. Хотя некоторые способны достаточно легко преодолеть их последствия и дальше двигаться по жизни, многие продолжают переживать продолжающуюся травму без необходимой помощи и поддержки.

Европейская конвенция «О компенсации вреда жертвам насильственных преступлений» от 24 ноября 1983 г. установила необходимость рассмотреть положение жертв умышленных насильственных преступлений, подвергнувшихся покушению на их физическое

состояние или здоровье, или лиц, которые находились на попечении погибших в результате преступления, разработать и внедрить систему возмещения государством ущерба пострадавшим на той территории, где были совершены эти преступления, особенно в тех случаях, когда преступник неизвестен или не имеет средств, разработать элементарные положения в рассматриваемой области [2]. «Декларация основных принципов правосудия для жертв преступления и злоупотребления властью», утвержденная резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/34 от 29 ноября 1985 г. [1] определяет судебные и административные процедуры, которые должны отвечать потребностям жертв преступлений. Среди них названы три формы минимизации преступного вреда: реституция, компенсация и социальная помощь. Реституция должна включать возврат собственности или выплату за причиненный вред или ущерб, возмещение расходов, понесенных в результате виктимизации, предоставление услуг и восстановление в правах. Компенсация предполагает денежные выплаты в тех случаях, когда компенсацию невозможно получить в полном объеме от правонарушителя или из других источников для жертв, которые в результате тяжких преступлений получили значительные телесные повреждения или существенно подорвали свое физическое или психическое здоровье, а также их семьям, в частности иждивенцам лиц, которые умерли или стали физически или психически недееспособными в результате такой виктимизации. Социальная помощь включает материальную, медицинскую, психологическую и социальную помощь по правительственным, добровольным, общинным и местным каналам.

Анализируя имплементацию данных международных правовых тенденций и положений в российский уголовный процесс, необходимо отметить, что большинство авторов связывают их с наличием института гражданского иска в уголовном процессе. Его правовая природа рассматривается в неразрывной связи с защитой прав и законных интересов [12, с. 11], как средство обеспечения восстановления имущественных и личных неимущественных прав потерпевших от преступлений, способствующее достижению баланса личных и публичных интересов, отражает принцип восстановления социальной справедливости [9]. Действительно, возмещение вреда в уголовном

процессе может упростить эту гражданско-правовую процедуру и даже рассматриваться как защита прав и законных интересов. Однако полностью перенести в уголовное судопроизводство задачу защиты имущественных и личных неимущественных интересов вряд ли уместно. По своей направленности уголовное право регулирует правоотношения, вытекающие из факта совершения преступления, причиняющего вред общественным отношениям в целом, и наказание за него, но не отношения, основанные на частном интересе, равенстве сторон, свободном волеизъявлении по поводу отношений имущественного, а в определенной мере и неимущественного характера.

Существует еще один подход к рассмотрению правовой природы возмещения вреда, причиненного преступлением, который соотносится с мерой наказания лица, совершившего преступление. Как отмечает Cortney E. Lollar [12, с. 11], реституция, назначенная в рамках уголовного наказания, стала одной из составляющих уголовного наказания. На X Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в 2000 г. в Вене говорилось о том, что выплата компенсации правонарушителем представляет собой прямой способ привлечения его к ответственности за противоправные действия и в то же время отвечает финансовым и моральным интересам потерпевшего [6].

В связи с этим можно отметить тенденцию все более активного обсуждения компромиссного решения уголовно-правового конфликта. Так, А. Г. Калугин рассматривает возможность компромисса между потерпевшим и причини-телем вреда, считая, что взаимное снятие или смягчение требований может служить достижению главных, стратегических интересов [8, с. 61]. А. И. Терских говорит о компромиссе между лицом, совершившим преступление, и государством по поводу совершенного преступления. Он допускает возможность достижения соглашения, по которому лицо, совершившее преступление, обязано компенсировать вред, им причиненный, с возможным смягчением или даже прекращением уголовного преследования [13, с. 86]. Аналогичной точки зрения придерживается Р. Г. Хасаншина, говоря о полезности компромиссных уголовно-процессуальных решений для всех его участников [14, с. 110]. Д. В. Маткина полагает, что необходимо разработать и принять в уго-

ловно-процессуальный закон дополнения об особом порядке судебного разбирательства, которые должны уточнять основания и условия денежной компенсации вреда потерпевшему либо его близким, которые должны носить договорный характер. Чтобы такого рода сделка не привела к возможности уйти от ответственности наиболее обеспеченным людям или злоупотребления со стороны потерпевших, Д. В. Маткина предлагает ввести ограничения на категорию дел, по которым возможен особый порядок на основании компенсации, с обязательным согласием потерпевших, и раскаяние лица, совершившего преступление [10]. Данный подход переводит компенсацию вреда, причиненного преступлением, в ранг одного из видов наказаний или его части. Таким образом, осуществляется поиск вариантов решения по поводу компенсации вреда в уголовном процессе и понимания сущности возмещения вреда в рамках уголовного процесса.

По некоторым общим характеристикам институт гражданского иска может быть сравним с реституцией, о которой говорится в международных документах. Во-первых, реституция имеет прямое отношение к уголовно-процессуальной деятельности, во-вторых, направлена на компенсацию материальных и экономических потерь от преступления. Например, право на реституцию (full and timely restitution as provided in law) включено в Свод законов США раздел 18 Title 18 (Crimes and criminal procedure) — преступления и уголовный процесс [17]. Аналогичные поправки в конституции были внесены многими другими штатами. В 1996 г. был принят Закон об обязательной реституции (Mandatory Restitution Act), который введен в качестве поправки в раздел 18 Свода законов США [18]. В соответствии с ним судебный приказ о реституции (order mandatory restitution) обязателен в случае насильственных преступлений (violent crime), преступлений против собственности (certain property), мошенничества (fraud), преступной фальсификации продуктов питания (consumer product tampering). Помимо этого, суды могут назначить реституцию и по другим видам преступлений. В. В. Дубровин и А. Г. Волеводз в связи с этим говорят об обязательной и факультативной реституции [7, с. 36].

Однако реституция по уголовному закону США и возмещение вреда по российскому не тождественны.

Термин «реституция» имеет латинское происхождение и означает «восстановление». Порядок ее назначения отличается от гражданского иска в уголовном судопроизводстве тем, что является инициативой суда. Исследуя реалии криминальной реституции в США, Cortney E. Lollar отмечает, что размеры ее присуждения не всегда соотносятся с реальными потерями, намного превышая их, суды уже не требуют точных расчетов, и она превратилась из восстановительных механизмов в карательные. Суды могут назначить ее даже тогда, когда жертва не несет никаких финансовых потерь. Возмещение вреда предполагает обоснование понесенного ущерба. Но и возмещение вреда по российскому уголовному законодательству и по американскому требует наличие лица, на которого возложена обязанность выплатить назначенные судом суммы [15].

Помимо заявления гражданского иска (ст. 44 УПК РФ) в уголовном процессе РФ предусмотрена возможность возвращения потерпевшему имущества, изъятого у преступника, признанного вещественными доказательствами (п. 4 и 6 ч. 3 ст. 81 УПК РФ). УК РФ называет добровольное возмещение виновным имущественного ущерба и морального вреда (ч. 1 ст. 61 УК РФ) смягчающими обстоятельствами. Статья 76 УК РФ также допускает такую возможность при заглаживании причиненного потерпевшему вреда. Все эти способы, безусловно, могут иметь место в качестве средств защиты интересов потерпевшего. Однако их реализация не всегда возможна. Наиболее нерешенной остается ситуация, когда преступник не найден или не имеет средств для возмещения вреда. Более того, необходимо определить, в каком объеме будет возмещаться или компенсироваться вред: будет ли это касаться исключительно понесенного ущерба или включать моральный вред. Вопросы компенсации морального вреда являются наиболее проблемными, имеется большое разнообразие мнений и нестихающий интерес исследователей и юристов к понятию морального вреда и формированию принципов и критериев для определения размеров его компенсации. Поэтому, прежде чем вносить такие изменения, необходимо тщательно продумать

все материальные и процессуальные аспекты добровольной компенсации вреда.

В качестве еще одной формы оказания помощи жертвам преступлений международными стандартами предусмотрено создание системы компенсационных программ при прямом участии государства [2].

Первая программа предоставления компенсации жертвам преступления в США была создана в Калифорнии еще в 1965 г. К 1970 г. они появились еще в пяти штатах. В 1982 г. был принят закон о защите жертв и свидетелей преступлений (Victimand Witness Protection Act), который утверждал стандарты для уголовно-правовой системы на федеральном уровне. В 1983 г. Министерством юстиции был учрежден департамент жертв преступлений (OVC). Он стал ресурсным центром, также осуществлял подготовку профессионалов и развивал модельное законодательство по защите прав жертв преступлений. После принятия закона о жертвах преступлений Victims of Crime Act (VOCA) в 1984 г. был учрежден Фонд жертв преступления для поддержки государственных и местных компенсационных программ и программ помощи жертвам преступлений. В этом же году президент Рейган подписал закон об юстиционной помощи (Justice Assistance Act), который учреждал программы финансовой помощи на государственном уровне и выделял финансирование для 200 новых программ услуг жертвам преступлений [16].

Грир Десмонд подробно исследовал и описал программы компенсационных выплат в США и Англии. Он отмечает следующие особенности: их создание и функционирование происходило под влиянием активного общественного движения и прецедентного права, когда суды по поводу каждой из позиций выплат выносили обоснованное решение, которое затем ложилось в основу при присуждении компенсаций [17].

Компенсируются следующие виды затрат: медицинская помощь при получении травм, консультирование по вопросам психического здоровья. В случае сексуального насилия обязательные выплаты касаются проведения судебно-медицинской экспертизы. В некоторых случаях, когда требуются большие суммы, жертва должна предоставить цели, план такого лечения и предполагаемые сроки окончания. В случаях сексуального насилия такие выплаты

осуществляются практически в обязательном порядке. В некоторых случаях при необходимости осуществляются выплаты за повреждение окон, дверей, замков или других устройств безопасности жилого дома, где такая потеря «вызывает непреодолимый финансовый эффект на жертву», общий максимум таких выплат составляет 10 тыс. долл. В штате Нью-Йорк введена компенсация покрытия потери или ущерба «существенной личной собственности». Это должны быть предметы личного имущества, необходимого и имеющего важное значение для здоровья, благополучия или безопасности жертвы. Выплаты также могут осуществляться для восстановления предметов медицинского назначения, необходимых для повседневного функционирования, например слуховых аппаратов. Также могут быть оплачены расходы на поверхностную очистку места преступления. Подлежит оплате потеря дохода. В этом случае существует большое разнообразие условий таких выплат. Компенсированы могут быть алименты или супружеская поддержка, где указанный платеж является основным источником дохода жертвы. В некоторых случаях устанавливаются требования в процентном отношении понесенных потерь к сумме чистого годового дохода. Потерпевшему может быть оказана оперативная финансовая помощь, если заявитель страдает из-за чрезмерных финансовых трудностей, не может поддерживать привычный уровень здоровья, безопасности и образования. Выплаты могут быть сделаны для первоначальных платежей, которые позже будут осуществляться из других источников. В Пенсильвании компенсация выплачивается в денежном эквиваленте социального обеспечения за один месяц. Из этой суммы не вычитается финансовая помощь жертвам преступлений со стороны членов семьи, частных лиц или частных благотворительных организаций. Все компенсационные программы оплачивают ритуальные услуги. Могут оплачиваться необходимые передвижения жертв насилия, например жертв домашнего насилия или любой жертвы, для участия в судебном процессе.

В оплате компенсационных услуг полностью или частично может быть отказано, «вознаграждение может быть уменьшено или структурировано таким образом, чтобы исключить значительную экономическую выгоду или неосновательное обогащение такого ли-

ца». Например, в присуждении компенсации на срочные выплаты может быть отказано, если определено, что заявитель не будет страдать от чрезмерных финансовых трудностей, если ему не предоставляется финансовая помощь. Основные отказы в получении компенсации связаны с поведением пострадавшего. Прежде всего, это касается отказа сотрудничества с правоохранительными органами: отказ преследовать лицо, обвиняемое в совершении преступления, выступать в качестве свидетеля, давать показания, также как и предоставление ложной или искаженной информации. Если жертве была выплачена компенсация, а в последующем она отказалась сотрудничать, то ею будет выплачена неустойка. Другим основанием для отказа является тот факт, что жертвы, которые, не будучи виновными в самом преступления, «инициировали», «спровоцировали», «поощряли», «соглашались с ним», «облегчали его совершение», «вступили в сговор с обидчиком (сознательно и добровольно)» или каким-то образом участвовали в нем. В некоторых случаях накладываются еще большие ограничения на жертву, связанные с его криминальным поведением при других обстоятельствах на текущий момент или ранее. Грир Десмонд делает вывод о том, что компенсационные программы направлены на непосредственные нужды жертвы преступления, на практике они остаются отдельным видом «услуги», возможной с точки зрения закона, но не административной по своей природе.

Помимо этого, на уровне президента выделялись дополнительные средства для компенсации и помощи жертвам, включая тре-нинговые программы для профессионалов и оплату временного жилья для жертв домашнего насилия, выделялись и другие нужды отдельных категорий жертв преступлений [17].

Норма о компенсации жертвам преступлений имеется в разделе уголовный процесс Свода законов США. Пункт 10 ч. 2 разд. 18 Свода законов среди прав жертв преступлений называет право на получение услуг в соответствии с законом о правах жертв и реституции 1990 г., включенных в разд. 42 Свода законов США. В соответствии с гл. 42 и. Б. С. § 10607 п. (а), Генеральный прокурор назначает ответственных должностных лиц, которые выявляют жертв преступлений и несут ответственность за выполнение услуг, описанных в этом разделе. Проблемам компенсаций и помощи

жертвам преступлений посвящена гл. 112 разд. 42 Свода законов США, который включает такие параграфы, как § 10601 (Фонд жертвам преступлений), § 10602 (компенсации жертвам преступлений), § 10603 (помощь жертвам преступлений), § 10603a (гранты на предотвращение жестокого обращения с детьми и их лечение), § 10603b (компенсации жертвам терроризма и массового насилия), § 10603c (компенсации жертвам международного терроризма), § 10603d (гранты на правовую помощь жертвам преступлений), § 10603e (гранты для уведомлений жертвам преступлений), § 10604 (административное обеспечение), § 10605 (создание офиса жертв преступлений), § 10607 (услуги жертвам преступлений), § 10608 (телепрограмма судебных разбирательств для жертв преступлений). Сам разд. 42 обозначен как общественное здоровье и благополучие — Title 42 — The public health and welfare [19]... Таким образом, компенсации жертвам преступлений являются нормой уголовного права США, а с другой стороны, обеспечиваются в рамках социальной поддержки.

Общим правилом для компенсационных выплат является невозможность покрытия расходов в рамках социального страхования или из других источников. В Российской Федерации нет отдельного нормативного правового акта, предусматривающего компенсационные государственные выплаты жертвам преступлений, за исключением некоторых категорий потерпевших (например, это касается пострадавших при террористическом акте). В то же время существующая система различных видов обязательного страхования, возможность добровольного страхования позволяют говорить о возможности компенсации расходов, явившихся результатом преступления.

Сравнивая виды расходов на компенсацию расходов, связанных с последствиями преступления, и возможные способы их получения по российскому законодательству, следует обратиться к ряду федеральных законов.

Согласно ст. 15 Федерального закона РФ от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют в том числе такие обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности, как пол-

ная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности; наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье; отсутствие работы и средств к существованию, наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан. По смыслу норм этого закона жертвы преступлений могут получить широкий круг социальных услуг только в случае полной или частичной утраты способности либо невозможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности. Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» предполагает бесплатное оказание медицинской помощи жертвам преступлений за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования. Оказание медицинской помощи не включает, например, обеспечение изделиями медицинского назначения (например, очки, протезирование, в том числе стоматологическое), а в рамках социальных услуг они могут быть получены лишь при определенных обстоятельствах.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» в случае утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы осуществляется обеспечение пособия по временной нетрудоспособности. Размер этого пособия поставлен в зависимость от страхового стажа, из-за чего жертвы преступления находятся в неравном положении при его получении. Учет обстоятельств получения травмы и возникновения в связи с ней нетрудоспособности мог бы гово-

рить о наличии действенной компенсационной программы.

Еще одной из обязательных статей компенсационных программ в США являются расходы на погребение. По Федеральному закону от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О погребении и похоронном деле» ст. 9 супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом). Однако далее в этой же статье отмечается, что гарантируемые услуги имеют определенный размер возмещения этих услуг, а оплата стоимости услуг, предоставляемых сверх гарантированного перечня услуг по погребению, производится за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего. Виды услуг при погребении относятся к ритуальным услугам и определены ГОСТом Р53107-2008. При самом простом мониторинге цен на ритуальные услуги становится очевидным, что размер возмещения этих услуг с трудом покрывает стоимость самого дешевого гроба. Возмещение вреда в случаях причинения вреда террористическим актом регламентируется в России отдельным законодательным актом — Федеральным законом от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «О противодействии терроризму». Согласно этому закону предусмотрено возмещение вреда за счет средств лица, совершившего террористический акт, а также компенсационные выплаты за счет государства (ст. 18).

Для жертв терроризма предусмотрена социальная реабилитация, включающая в себя психологическую, медицинскую и профессиональную реабилитацию, правовую помощь, содействие в трудоустройстве, предоставление жилья за счет средств федерального бюджета. Правом возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу лиц, наделены также лица, участвующие в борьбе с терро-

ризмом. В случае гибели лица, принимавшего участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, членам семьи погибшего и лицам, находившимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие в размере шестисот тысяч рублей, а также гарантируется сохранение очереди на получение жилья, компенсаций по оплате жилья и жилищно-коммунальных услуг, если имелось право на получение таких компенсаций. Нетрудоспособным членам семьи погибшего и лицам, находившимся на его иждивении, назначается пенсия по случаю потери кормильца.

Компенсационные выплаты получают также потерпевшие, по отношению к которым применялись меры защиты, но которым в связи с его участием в уголовном судопроизводстве был причинен вред здоровью. В случае гибели потерпевших компенсацию получают их родственники. Такой порядок предусмотрен Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства». Размеры компенсационных выплат составляют: в случае смерти потерпевшего — 100 тыс. руб., в случае вреда здоровью — от 75 тыс. (если наступила инвалидность I группы) до 10 тыс. рублей (если причинен легкий вред здоровью).

Вопросы компенсации вреда регулируются также Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ, утвержденными Постановлением от 13 октября 2008 г. № 750 Правительства РФ «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий». Названными правилами определены размеры компенсационных денежных выплат по возмещению вреда членам семей погибших, по погребению, лицам, получившим вред здоровью, заложникам, не получившим вреда здоровью, другие выплаты, в том числе за утраченное имущество.

Вместе с тем часто суммы выплат остаются явно произвольными. Так, например, если компенсация семьям погибших в результате трех терактов во Владикавказе (1999—2000 гг.) составила по 10 тыс. руб., то семьи погибших в Театральном центре на Дубровке (Москва, 23 октября 2002 г.) получили по 100 тыс. руб.; се-

мьям погибших в аэропорту Домодедово (конец 2010 г.) было выплачено по 2 млн руб. [11]. В случае теракта на Тушинском поле Правительство РФ приняло решение о возмещении половины расходов на выплаты компенсаций из бюджета г. Москвы [4].

Таким образом, компенсационные программы, являясь по своей природе социально-административными процедурами, являются одним из элементов уголовного процесса. В российском законодательстве они практически не урегулированы и не систематизированы. Вместе с тем очевидным становится вывод о том, что с приходом XXI в. модернизация уголовного права при сохранении старой парадигмы (вина/ответственность/наказание) вводит в нее новые элементы: вред, социальная ответственность, реституция. В российском же законодательстве эти элементы не нашли должного отражения, несмотря на то, что общепринятые механизмы компенсации вреда, причиненного преступлением, в той или иной мере существуют и в России.

Список литературы

1. Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью : принята 29 нояб. 1985 г. резолюцией 40/34 Ген. Ассамблеи ООН [Электронный ресурс] // Кодекс : профессиональная справочная система.

2. Европейская Конвенция о возмещении ущерба жертвам насильственных преступлений ETS N 116 (Страсбург, 24 нояб. 1983 г.) : сб. док. Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью. — М. : Спарк, 1998. — 388 с.

3. Об оказании помощи гражданам, пострадавшим вследствие террористической акции, совершенной в г. Москве 23—26 октября 2002 г. : распоряжение Правительства РФ от 31 окт. 2002 г. № 1521-р // Рос. газ. - 2002. - № 211.

4. Защита прав жертв террористических актов и иных преступлений: Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации 20 марта 2003 г. [Электронный ресурс]. — URL: http://ombudsman.gpv.ru/doc/spdoc/0103.Shtml.

5. Гонтарь И. Я. Парадигмы в уголовном праве и реальность // Правоведение. — 2002. — № 6 (245). — С. 140—149.

6. Десятый Конгресс Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями : сб. док. / сост. А. Г. Волеводз. — М. : Юрлитинформ, 2001. — 446 с.

7. Дубровин В. В. Правовое регулирование возмещения вреда, причиненного преступлением, по законодательству США / В. В. Дубровин, А. Г. Волеводз // Юрид. мир. — 2010. — № 4 (160). — С. 35—41.

8. Калугин А. Г. Компромисс с обвиняемым как форма проявления диспозитивности в уголовном процессе // Обеспечение прав и свобод человека и гражданина : сб. ст. по итогам Междунар. науч.-практ. конф. (Тюмень, 17—19 нояб. 2005 г.) / под ред. Г. Н. Чеботарева. В 5 ч. Ч. 4. — Тюмень. — 2006. — С. 61-65.

9. Козацкая В. Э. Гражданско-правовое регулирование возмещения вреда, причиненного преступлениями: исторический и сравнительно-правовой анализ : дис. ... канд. юрид. наук / В. Э. Козацкая. — Рязань, 2009. — 211 с.

10. Маткина Д. В. Перспективы развития кон-венциальной формы уголовного судопроизводства и конвенциальной формы внесудебного разрешения уголовно-правового спора (медиации) в России // Вестн. ОГУ. — 2010. — № 3. — С. 107—113.

11. Мусаев М. А. Об условиях и порядке возмещения вреда жертвам преступлений за счет государства// Соврем. право. — 2012. — № 1. — С. 103—107.

12. Сенин Н. Н. Возмещение вреда, причиненного преступлением, в уголовном процессе : дис. ... канд. юрид. наук / Н. Н. Сенин. — Томск, 2004. — 221 с.

13. Терских А. И. Уголовно-правовой компромисс: понятие и социальная сущность // Вестн. Юж.-Урал. гос. ун-та. — 2011. — № 40 (257). — С. 84—89.

14. Хасаншина Р. Г. Сущность и значение возмещения вреда потерпевшему при принятии процессуальных решений по уголовным делам : дис. ... канд. юрид. наук / Р. Г. Хасаншина. — Казань, 2014. — 215 с.

15. Cortney E. Lollar What is Criminal Restitution? 100 Iowa L. Rev. 93 (2014). University of Ken-tuckyUKnowledge Law Faculty Publications [Electronic recurs]. — URL: http://uknowledge.uky.edu/law_facpub.

16. Crime Victims' Rights in America: An Historical Overview [Electronic recurs]. — URL: http:// www.victimsofcrime.org.

17. Desmond S. Greer, A Transatlantic Perspective on the Compensation of Crime Victims in the United States// Journal of Criminal Law and Criminology, 1994. Volume85. Issue 2 FallArticle 2 [Electronic recurs]. — URL: http://scholarlycommons.law.northwestern.edu/jclc.

18. U. S. Code: Title 18 — Crimes and criminal procedure // Legal information institute [Electronic recurs]. — URL: http://codes.findlaw.com/us/title-18-crimes-and-criminal-procedure/.

19. U. S. Code: Title 42 — Crimes and criminal procedure // Legal information institute [Electronic recurs]. — URL: http://codes.findlaw.com/us/title-42-the-public-health-and-welfare/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.