КОМПАРАТИВИСТСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ УГОЛОВНОГО ПРАВА, КРИМИНОЛОГИИ И УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА
ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОМПЕНСАЦИЯ ВРЕДА
КАК СПОСОБ СУДЕБНОЙ ЗАЩИТЫ ЖЕРТВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В США
АНДРУСЕНКО Сергей Павлович, преподаватель кафедры правоохранительной деятельности Государственного университета по землеустройству
105064, Россия, г. Москва, ул. Казакова, 15 E-mail: [email protected]
ВЛАСОВ Илья Семенович, ведущий научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент, заслуженный юрист Российской Федерации
117218, Россия, г. Москва, ул. Большая Черемушкинская, 34 E-mail: [email protected]
Права жертв преступлений на современном этапе развития правовой науки являются одной из национальных идей в США. Судебная защита жертв преступлений — один из основных механизмов, через который работает система восстановительного правосудия. В связи с этим исследование судебной защиты, направленной на восстановление прав жертв преступлений посредством государственной компенсации им причиненного вреда, является весьма актуальным. Большое влияние на формирование законодательства и правоприменительную практику судов относительно государственной компенсации вреда жертвам преступлений оказывают государственная политика и деятельность общественных организаций.
Существенное внимание в статье уделено исследованию понятия «жертва преступления» в правовой доктрине США. В законодательстве Соединенных Штатов отсутствует единое понятие «жертва преступления». Данное понятие различается в федеральных законодательных актах и законодательных актах отдельных штатов. Исследованы особенности действующего федерального законодательства США и законодательства отдельных штатов, на основании которого суды принимают решение о государственной компенсации вреда жертвам преступлений.
В Российской Федерации отсутствует механизм государственной компенсации вреда жертвам преступлений. В связи с этим опыт судебной защиты жертв преступлений в США особенно интересен ввиду возможности заимствования правовых доктрин.
Ключевые слова: жертва преступлений, компенсация вреда, судебная защита, восстановительное правосудие.
STATE COMPENSATION FOR HARM AS A WAY OF JUDICIAL PROTECTION OF CRIMES VICTIMS IN THE USA
S. P. ANDRUSENKO, lecturer at the State University of Land Use Planning 15, Kazakova st., Moscow, Russia, 105064 E-mail: [email protected]
I. S. VLASOV, leading research fellow of the Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation, candidate of legal sciences, associate professor, honored lawyer of the Russian Federation 34, Bolshaya Cheremushkinskaya st., Moscow, Russia, 117218 E-mail: [email protected]
Rights of crime victims at the present stage of legal science development are a national idea in the United States. Judicial protection of crime victims is one of the main mechanisms through which the system of restorative justice works. In this regard, a study of judicial protection aimed at restoring the rights of crime victims, with state compensation for the harm to the victim, is very relevant. Also a great influence on the formation of legislation and law enforcement practice for state institutions and organizations.
Substantial attention in the article is given to the study of the concept of "victim of crime" in the legal doctrine of the United States. In US legislation, there is no single concept of "victim of a crime". The concept of "victim of a crime" in the United States differs depending on jurisdiction.
The article deals with the ways of judicial protection of victims of crimes related to compensation for damage under US law. The author analyzes in detail the concept of "victim of crime", which is established in federal legislative acts, as well as the concept of "victim of crime", established in the legislative acts of individual states.
The article explores the features of the current federal legislation of the United States and the laws of individual states, on the basis of which courts decide on state compensation for harm to crime victims.
In the Russian Federation there is no mechanism for state compensation for harm to crime victims. In this regard, the experience of judicial protection of crime victims in the United States, based on federal and state legislations, acquires particular relevance in connection with the possibility of borrowing legal doctrines.
Keywords: crime victim, compensation of harm, judicial protection, restorative justice.
DOI: 10.12737^12018.4.15
Судебная система США обладает рядом особенностей, к числу которых можно отнести разделение на федеральные суды и самостоятельные суды каждого из 50 штатов1. Также в США функционируют специализированные суды, например ювенальный суд, претензионный суд, суд по делам о банкротстве и т. д.2 Федеральное законодательство, регулирующее государственную компенсацию вреда жертвам преступлений, обладает определенными особенностями, существенно отличающими федеральное законодательство от законодательства отдельных штатов, которое также дифференцируется от штата к штату3.
Большое влияние на формирование законодатель -ства и правоприменительную практику судов относительно государственной компенсации вреда жертвам преступлений оказывают государственная политика и деятельность общественных организаций. Для того чтобы исследовать применение федеральными судами и судами отдельных штатов законодательства о государственной компенсации вреда жертвам преступлений, необходимо вкратце осветить историю возникновения правовой защиты жертв преступлений в США с целью уяснения механизма формирования государственной законодательной политики.
Большое влияние на формирование института правовой защиты жертв преступлений в США оказали различные общественные движения и общества. В начале 70-х гг. XX в. феминистское движение в США по -лучило весьма широкое распространение. Помимо это -го, создавались такие общества, как «Родители убитых детей», «Матери против пьяного вождения», «Нацио -нальная организация помощи потерпевшим», которые определенным образом влияли на уголовную политику США в отношении жертв преступлений. Также существенное влияние на развитие прав жертв преступлений оказал президент США Р. Рейган, который в 1982 г. опубликовал отчет о правах жертв преступлений, подготовленный созданной им рабочей группой. В резолютивной части указанного отчета были отраже -
1 См.: Сумин А. А. Организационное обеспечение деятельности судов в США: общий обзор // Администратор суда. 2015. № 3. С. 53.
2 Там же.
3 Автономов А. С., Артемов В. Ю., Власов И. С. и др. Возмещение материального вреда потерпевшим. Сравнительно-правовое исследование: науч.-практ. пособие / отв. ред. С. П. Кубанцев. М., 2016. С. 215.
ны социальные и политические воззрения на проблему прав жертв преступлений. В частности, этот отчет содержал декларативные положения о том, что физический, эмоциональный вред, а также ущерб, причиненный имуществу или финансовому благосостоянию жертвы, не должен быть игнорируемым со стороны государства4. Отчет содержал 68 рекомендаций для министерств и ведомств как федерального уровня, так и уровня штатов. Данные рекомендации впоследствии нашли отражение во многих нормативных правовых актах, которые также входят в систему правовой защиты жертв преступлений5. В последующие годы правовая защита жертв преступлений в США стала более основательной и затрагивающей многие аспекты прав жертв преступлений, которые не были затронуты ранее. С 1975 по 1987 г. было издано более 1500 статутов, в той или иной мере касающихся прав жертв преступлений6. Начиная с 1982 г. в 33 штатах бы -ли внесены изменения в конституции, которые касались прав жертв преступлений. После внесения изменений в конституции изменилось уголовное и уголовно-процессуальное законодательство некоторых штатов в отношении прав жертв преступлений. В том же 1982 г. Конгресс США начал разрабатывать федераль -ный закон о защите жертв преступлений и свидетелей. В 1984 г. был принят Федеральный закон «О жертвах преступлений»7, через 10 лет — Федеральный закон «Против насилия над женщинами»8. В этих законах была установлена система социальной и медицинской помощи жертвам преступлений, а также механизм компенсационных выплат и их размер, который варьировался исходя из конкретных обстоятельств рас -сматриваемого судом дела9. Также был принят Федеральный закон «Фонд жертв преступлений»10. Финансирование Фонда осуществлялось за счет преступни-
4 См.: Russell Ch., Kathryn Ch. Criminal Law: Model Problems and Outstanding Answers. Oxford University Press OUP. 2011. Book 7. Р. 257.
5 URL: http://www.justice.gov/usa/eousa/vr/crime_victims. html (дата обращения: 23.09.2017).
6 См.: GainesL., KauneM, MillerR. Criminal Justice in Action. Belmont, Wadsworth / Thomson Learning. 2001. P. 49.
7 Там же.
8 URL: http://www.justice.gov/usa/gan/documents/federallaws. pdf (дата обращения: 23.09.2017).
9 См.: Samaha J. Criminal Law. 10th ed. Minnesota, 2011. Р. 358.
10 URL: http://www.justice.gov/usa/gan23/documents/
federallaws.pdf (дата обращения: 23.09.2017).
ков, с которых государственными органами взыскивались компенсации в порядке регресса, а также за счет конфискации средств, добытых преступным путем, и штрафов. На август 2010 г. размер Фонда составлял 4 млрд долл. США11.
Потерпевший получил право высказывать в судебном процессе свое мнение относительно назначения наказания, а также подавать заявления совету по условно-досрочному освобождению. Например, в Уголовном кодексе Округа Колумбия потерпевший должен указывать в заявлении, которое подается в суде, обоснование финансового, психологического, эмоционального или физического вреда, подтвержденного медицинскими документами. Однако сумма компенсации в каждом отдельном деле зависит исключительно от конкретных обстоятельств дела и усмотрения суда.
Прежде чем перейти к рассмотрению доктриналь-ных и законодательных положений, закрепляющих права жертв преступлений на компенсационные выплаты, необходимо проанализировать понятие «жертва преступления» в правовой доктрине и законодательстве США, так как от дифференциации того, кто является жертвой преступления, зависит возможность получения судебной защиты.
В законодательстве США единое понятие «жертва преступления» отсутствует и различается в зависимости от юрисдикции: законодательное определение «жертва преступления» на федеральном уровне отличается от аналогичных определений субъектов США. Также большое значение имеет судейское толкование определения «жертвы преступления», которое иногда существенным образом может изменять законодательный смысл понятия. На федеральном уровне понятие «жертва преступления» сформулировано в законах «О правах жертв преступлений» (Crime Victims' Rights Act (CVRA))12 и «Об обязательной реституции жертв преступлений» (Mandatory Victim Restitution Act (MVRA))13. Под жертвой преступления понимается лицо, которому преступлением причинен прямой или косвенный вред (18 U. S.C. § 3771(e) (CVRA); 18 U. S.C. §3663A(a)(2) (MVRA))14. Указанное понятие широко интерпретируется судами на основании сложившейся судебной практики, включает как физический, так и имущественный вред (имущественный вред лишь по некоторым видам федеральных преступлений, таких как, например, терроризм)15.
11 См.: JerinR.A.,MoriartyL. J. The Victims ofCrime. Prentice Hall, 2010. Р. 156.
12 URL: https://www.justice.gov/usao/resources/crime-victims-rights-ombudsman/victims-rights-act (дата обращения: 23.09.2013).
13 URL: https://www.justice.gov/sites/default/files/usao-az/ legacy/2006/09/26/restitut.pdf (дата обращения: 23.09.2013).
14 См.: Karmen A. Crime Victims: An Introduction to Victimology. 8th ed. Wadsworth, 2013. P. 58.
15 Там же.
Законодательное определение «жертва преступления» на уровне субъектов США представляет большой научный интерес, так как является более разно -образным и используется намного чаще. В законодательстве ряда субъектов США, таких как, например, Аляска и Висконсин (Alaska Stat. §12.61.900(3)); Wis. Stat. Ann. § 950.02(4)(a)), под жертвой преступления понимается лицо, которому преступлением причинен вред, при этом за совершенное преступление виновное лицо должно быть приговорено к лишению свободы или штрафу (или к лишению свободы и штрафу)16. В других субъектах США жертва преступления — это лицо, которому был причинен вред от любого преступления, независимо от степени тяжести17 (например, Калифорния (Cal. Penal Code § 679.01(a), (b))18. Однако во многих субъектах США жертвой преступления могут считаться лица, в отношении которых совершен определенный круг пре -ступлений. Уголовный кодекс штата Алабама признает жертвой преступления лицо, которому преступлением был причинен физический вред или была осуществлена попытка причинения физического вреда, а равно лицо, в отношении которого совершено преступление против половой неприкосновенности либо преступление, связанное с супружеским насилием или насилием в семье (Ala. Code § 15-23-60(7), (19))19. Интересное определение жертвы преступления содержится в Уголовном кодексе штата Арканзас. Под жертвой преступления там понимается лицо, в отношении которого совершено сексуальное насилие, или несовершеннолетнее лицо, являющееся жертвой преступления, а также лицо, в отношении которого совершено насильственное преступление (Ark. Code Ann. § 16-90-1101(8), (9))20. Уголовный кодекс штата Нью-Мексико определяет, что жертвой преступления является лицо, в отношении которого совершено насильственное преступление, при этом перечень насильственных преступлений, при совершении которых лицо может быть признано жертвой преступления, является закрытым (N. M. Stat. Ann. § 31-26-3(B), (F))21 .Такими преступлениями, например, являются: убийство, похищение человека, небрежное обращение с огнем, повлекшее смерть человека или физический вред здоровью, нарушение правил дорожного движения, повлекшее смерть, и т. д. 22 Из вышеприве-
16 См.: Victim Law Bulletin. National Crime Victim Institute, 2011. P. 5.
17 См.: Schuster M. L., Propen A. D. Victim Advocacy in the Courtroom: Persuasive Practices in Domestic Violence and Child Protection Cases. Northeeastern University Press, 2011. P. 145.
18 См.: Victim Law Bulletin. National Crime Victim Institute, 2011. P. 5.
19 Ibid. P. 6.
20 Ibid.
21 Ibid.
22 Ibid.
денного следует, что в большинстве субъектов США одним из главных условий того, чтобы лицо, в отношении которого было совершено преступление, подпадало под определение «жертва преступления», является условие причинения физического вреда жертве преступления. По мнению Верховного суда США, для того чтобы лицо, в отношении которого было совершено преступление, признавалось жертвой преступления, необходимы два обстоятельства: 1) установление причинно-следственной связи между совершенным преступлением и наступившими последствиями; 2) наличие причиненного вреда или ущерба, который подпадает под законодательное определение вреда или ущерба23. Однако, как было показано выше, в некоторых субъектах США жертвой признается лицо, в отношении которого совершено преступление. По мнению многих американских правоведов, такая позиция является более правильной, так как го -сударство, взяв на себя правоохранительные функции и не выполнив их, обязано нести определенную ответственность перед лицом, в отношении которого совершено преступление24.
Еще одной особенностью федерального законодательства и законодательства субъектов является передача правомочия осуществлять права жертв преступления законным представителям в суде в том случае, если непосредственная жертва преступления является несовершеннолетней, недееспособной или умершей25. В некоторых субъектах США права жертвы преступления могут осуществлять все члены семьи26.
На основании изложенного можно сделать вывод, что единообразное определение «жертва преступления» установлено только в законодательстве федерального уровня. Определения «жертва преступления» на уровне субъектов США отличаются друг от друга, в некоторых случаях очень существенно. В некоторых субъектах США понятие «жертва преступления» закреплено в уголовном законодательстве, в других субъектах США — в специальных законодательных актах, регулирующих права жертв преступлений. В американской правовой доктрине права жертв преступлений относятся к уголовному законодательству, так как возникают в результате совершения преступлений. Закрепление понятия «жертва преступления» на федеральном уровне и уровне субъектов США является важнейшей гарантией обеспечения прав жертв преступлений, ввиду того что легализация понятия является тем фунда-
23 In re Fisher, 640 F.3d 645, 648, reconsideration denied, 649 F.3d 401 (5th Cir. 2011) (citing In re McNulty, 597 F.3d 344, 350 (6th Cir. 2010)). P. 79.
24 Cm.: Karmen A. Op. cit. P. 104.
25 Cm.: Singer R. G., LaFond J. Q. Examples & Explanations: Criminal Law, 6th ed. Wolters Kluwer, 2013. P. 457.
26 Cm.: Scheb J. M. and Scheb II J. M. Criminal law. 5th ed.
Wadsworth, 2008. P. 107.
ментом, на котором зиждется вся совокупность прав жертв преступлений27.
Как было отмечено выше, более чем в 30 штатах поправки о правах потерпевших нашли отражение в конституции, а в некоторых штатах были приняты билли о правах потерпевших. Но, несмотря на суще -ственный прогресс в области правовой защиты жертв преступлений, некоторые американские ученые-правоведы видели в детализации правового статуса жертв преступлений существенные недостатки. Например, A. Симистр и Г. Салэвен полагали, что наделение жертв преступлений широкими правами может привести к следующим негативным последствиям:
1) подрываются некоторые права обвиняемого. В частности, жертва преступления всегда нацелена на максимально негативные последствия в отношении преступника, и расширение уголовно-правовых и процессуальных полномочий может привести к необъективности в рассмотрении уголовного дела;
2) некоторые права жертв преступления будут напрямую посягать на прокурорские полномочия;
3) широкие права жертв преступлений будут концентрироваться не на восстановлении социальной справедливости и назначении соразмерного наказания, а на мести и личных эмоциях, что, по мнению указанных авторов, будет нарушать принцип справедливости28.
Однако попытки умерить набирающую обороты политическую линию США по наделению правами жертв преступлений не привели к успеху. В США развивались и развиваются различные программы, направленные на помощь жертвам преступлений, которые часто стимулируют законодательную инициативу и оказывают влияние на толкование норм права судами. Необходимо отметить создание научных учреждений, которые сфокусированы на различных аспектах виктимологического поведения, а также уголовного и уголовно-процессуального статуса жертв преступлений. Одним из таких научных институтов стал Национальный институт прав жертв преступлений (National Crime Victim Law Institute), который является национальной некоммерческой правовой и правозащитной организацией, созданной на базе юридического факультета Льюиса и Кларка в Портленде, штат Орегон. Основными направлениями деятельности данного Института является разработка программ, направленных на оказание юридической помощи жертвам преступлений, специализированное обучение чиновников, обязанных работать с жертвами преступлений, в том числе судей. В Национальном институте прав жертв преступлений ежегодно проходят конференции с участием судей и адвокатов, которые также оказывают большое влияние на развитие правового положения лиц, постра-
27 Scheb J. M. and Scheb II J. M. Op. cit.
28 См.: Simister A., Sullivan G. R. Criminal law: Theory and Doctrine. Oxford, 2003. P. 456.
давших от преступлений29. Финансируется Институт из средств федерального бюджета. Ежегодный бюджет Национального института жертв преступлений составляет примерно 1 млн 700 тыс. долл.30
Борьба за права жертв преступлений приобрела большой размах на федеральном уровне и в отдельных штатах, где принимались и принимаются законы, наделяющие потерпевших правами. В 2004 г. Конгресс принял ряд поправок в действующее законодательство, которые в качестве гл. 237 были включены в разд. 18 Свода законов США. Данные поправки закрепляли помимо уголовно-процессуальных прав следующие нормы, определяющие правовое положение жертвы преступления: 1) право быть разумно защищенным от обвиняемого; 2) право на своевременное уведомление о любом открытом судебном производстве, в том числе об условно-досрочном освобождении, освобождении или о побеге обвиняемого; 3) право на полную и своевременную реституцию, определяемую в соответствии с законом; 4) право на справедливое и уважительное отношение к достоинству и частной жизни31.
Отдельно необходимо раскрыть вопрос о системе компенсаций вреда жертвам преступлений в США. Система компенсации вреда в США подразделяется на федеральные компенсационные выплаты и компенсационные выплаты штатов как субъектов США. Федеральные компенсационные выплаты жертвам преступлений осуществляются за совершение федеральных преступлений. Размер и порядок компенсационных выплат в каждом отдельном штате может различаться, однако отличия не являются существенными. Например, в штате Техас заявление на предоставление компенсационных выплат могут подавать:
1) жертва преступления, если ее поведение не послужило поводом для совершения преступления;
2) ближайшие родственники, если им необходима консультативная помощь (как правило, услуги психолога).
Компенсация может покрывать следующие расходы:
1) оказание медицинской помощи в полном объеме (в том случае, если медицинские расходы не покрывает страховка);
2) психиатрическая помощь и психологическая помощь;
3) потеря работы или иных источников доходов;
4) потеря зарплаты в результате участия в следственных действиях, судебном процессе;
5) расходы на отпевание и погребение;
6) компенсационные выплаты за использование одежды и других вещей, используемых в качестве
29 URL: http://law.lclark.educenters/national_crime_victim_ law_institute/ (дата обращения: 23.09.2017).
30 Там же.
31 Wilson W. Criminal Law: Doctrine and Theory. 4th ed. Dorchester, 2011. P. 319.
вещественных доказательств и непригодных более для использования;
7) разумные расходы, связанные с оказанием юридической помощи жертвам преступлений;
8) расходы, связанные с переездом жертв сексуальных преступлений, если преступление было совершено в доме жертвы32.
Размер компенсации в обозначенных случаях стро -го индивидуален, но не может превышать 25 тыс. долл. США. Однако если физический вред, причиненный жертве преступления, не подлежит лечению, назначается пенсионное пособие. В случае если жертва преступления утратила трудоспособность полностью, техасское законодательство предусматривает единовременную компенсацию в размере 75 тыс. долл. США, которые должны быть направлены на социальную реабилитацию жертв преступлений. Заявление на получение компенсации жертвы преступления подают в социальную службу штата. Компенсация предусматривается в следующих случаях:
1) для покупки дома или автомобиля;
2) профессиональной подготовки или профессиональной реабилитации;
3) обучения по использованию специальных приспособлений;
4) оказания медицинской помощи на дому;
5) возмещения утраченного дохода33.
Данная компенсационная выплата носит единовременный характер. Остальные расходы покрывает социальная страховка и пенсионные выплаты в связи с нетрудоспособностью. Компенсационные выплаты осуществляют специальные службы помощи жертвам преступлений, которые в зависимости от штата называются по-разному. Так же, как и в других штатах, у жертвы преступления имеется возможность по -дать гражданский иск в отношении лица, совершившего преступление.
Например, в штате Нью-Йорк вопросами компенсационных выплат занимается специальная служба «Департамент помощи жертвам преступлений». Жертва преступления на основании решения суда имеет право обратиться в Департамент с заявлением в следующих случаях:
1) если поведение жертвы не послужило поводом для совершения преступления;
2) преступление зарегистрировано в течение одной недели с момента его совершения или жертва преступления имела уважительные причины, по которым она не заявляла в полицию. В случаях совершения преступления против половой неприкосновенности в обязательном порядке должна проводиться судебно-медицинская экспертиза34;
32 См.: Simister A., Sullivan G. R. Op. cit. P. 467.
33 Ibid. P. 468.
34 URL: https://ovs.ny.gov/victim-assistance-program (дата обращения: 23.09.2017).
3) жертве преступления был причинен физический вред;
4) жертва была незаконно осуждена или незаконно удерживаема;
5) жертву после совершения преступления преследуют или ей угрожают лица, заинтересованные в определенных релевантных и юридически значимых действиях жертвы преступления.
Заявление на предоставление компенсации могут подавать также ближайшие родственники, иждивенцы, которых нетрудоспособность жертвы преступле -ния поставила в сложное материальное положение.
Право на получение компенсации предоставляется лицам, понесшим расходы на похороны жертвы преступления (в том случае, если поведение жертвы преступления не послужило поводом для совершения преступления);
Также правом на получение компенсации обладают жертвы террористических актов, если они являются постоянными жителями штата Нью-Йорк35.
Компенсация покрывает следующие расходы:
1) расходы, связанные с лечением, в том случае если данные расходы не покрываются страховкой или иной социальной программой;
2) потерю дохода или зарплаты до 600 долл. в неделю, но не более 30 тыс. долл. США;
3) расходы на погребение до 2 тыс. долл. США;
4) услуги по профессиональной реабилитации;
5) консультирование жертвы преступления или членов семьи жертвы преступления (как правило, психологические и юридические консультации);
6) утрату имущества в результате совершения пре -ступления (в размере до 500 долл. США);
7) транспортные расходы, которые жертва преступления тратит на проезд к месту лечения, следственных действий или судебного заседания;
8) уборка и чистка жилой площади жертвы преступления, в случае если жилая площадь являлась местом совершения преступления (до 2,5 тыс. долл. США);
9) оплата услуг профессионального юриста, представляющего интересы жертвы преступления (до 1 тыс. долл. США)36.
В некоторых штатах, например в Новом Южном Уэльсе, в мае 2013 г. рассматривалась возможность уменьшения максимальной суммы компенсации вреда жертвам преступлений с 50 млн долл. США до 15 млн долл. США. Данные меры рассматривались в связи с финансовым кризисом и сравнительно небольшим бюджетом штата37. Однако такая законодательная инициатива вызвала протест профессионального юри-
35 URL: https://ovs.ny.gov/victim-assistance-program.
36 Cm.: Lacey N., Wells C., Quick O. Reconstructing Criminal Law: Text and Materials. 4th ed. Cambridge University Press, N. Y., 2010. P. 454.
37 Cm.: Harr J. S., Hess K. M. Constitutional Law and the
Criminal Justice System. 4th ed. Hardcover, 2008. P. 81.
дического сообщества и общественных организаций, занимающихся оказанием помощи жертвам преступлений. Взамен уменьшения суммы компенсации вреда был предложен упрощенный порядок получения компенсации, который заключался в уменьшении срока рассмотрения заявления, и менее строгий порядок доказывания причиненного вреда38. Уменьшение компенсационных выплат влечет общественное недовольство, так как американское общество традиционно очень настороженно относится к любым негативным изменениям в области защиты прав жертв преступлений.
Приведенные выше примеры показывают, что законодательство о компенсации вреда жертвам преступлений в различных штатах имеет немного отличий. Определенный интерес представляет размер и порядок компенсационных выплат, который может отличаться в зависимости от штата.
На федеральном уровне, как было указанно выше, права жертв преступлений регулируются Законом «О правах жертв преступлений» и Законом «Об обязательной реституции жертв преступлений». В первом описываются общие положения, закрепляющие как материальные, так и процессуальные права жертв преступлений. Например, к материальным правам относится утвержденное в подп. 1 п. «а» § 3771 Закона «О правах жертв преступлений», право на разумную защиту от обвиняемого. Также жертва преступления имеет право на квалифицированную юридическую помощь, которую должен осуществлять государственный адвокат. В других статьях Закона установлено право на полное и своевременное возмещение вреда, право на равноправное обращение, уважение достоинства жертвы преступления и конфиденциальность и т. д.39 К процессуальным правам можно отнести положения, установленные подп. 4 и 5 п. «а» § 3771, согласно которым жертва преступления имеет право заявлять возражения против освобождения подозреваемого/обвиняемого из-под стражи, право подавать заявления различного характера (в том числе о компенсации), право ходатайствовать о смягчении или ужесточении наказания. Закон «О правах жертв преступлений» содержит в себе нормы как материального, так и процессуального права, однако рассматривать каждую, отдельно взятую норму с юридико-технической и смысловой точки зрения не имеет смысла ввиду его объемности. Значение Закона заключается в установлении оснопо-лагающих принципов, которые, будучи одновременно доктринально-правовой позицией США по вопросам защиты жертв преступлений, являются ориентиром для создания и совершенствования законодательства в субъектах США, а именно в каждом из штатов.
Закон «Об обязательной реституции жертв преступлений» устанавливает порядок осуществления
38 Harr J. S, Hess K. M. Op. cit. P. 81.
39 URL: http://www.law.cornelLedu_uscode/text/18/3771 (дата обращения: 24.09.2017).
реституции, которая заключается в установлении факта причинения вреда жертве преступления, степени причинения вреда и порядка компенсации вреда. Как и Закон «О правах жертв преступлений» Закон «Об обязательной реституции жертв преступлений» содержит нормы материального и процессуального права. Нормы процессуального права содержат механизм определения тяжести причиненного вреда и порядок выплаты компенсации (например, п. «а» § 3664). Нормы материального права закрепляют право жертвы преступления на получение компенсации и случаи, в которых компенсация может быть уменьшена (например, если жертва преступления получила часть компенсации в форме страховых выплат).
Отдельные компенсации выплачиваются жертвам террористических атак. После террористической атаки 11 сентября 2001 г. Конгресс США издал Закон «О без -опасности и стабилизации авиаперевозок» (49 USC 40101), который предусматривал создание специального Фонда для выплаты компенсаций жертвам террористической атаки 11 сентября 2001 г. Помимо основной компенсации, которая предусматривалась федеральным законодательством, компенсационные выплаты осуществлялись из указанного Фонда, но лишь в случае, если жертвы террористической атаки (в том числе члены семьи жертв) отказывались от права подачи иска против авиационных компаний, самолеты которых были направлены на осуществление террористических актов. Около 97% семей согласились отказаться от права подачи искового заявления в отношении компаний, которые не смогли предотвратить проникновение террористов на борт самолетов. Жертвы террористической атаки 11 сентября 2001 г. согласились на компенсационные выплаты, предложенные Фондом в судебном процессе. Общая сумма компенсационных выплат жертвам террористической атаки 11 сентября 2001 г. составила около 7 млрд долл. США. Размер средней компенсационной выплаты составил 1,8 млн долл. США40. По мнению некоторых адвокатов, если бы компенсационные выплаты осуществлялись на основании решений судов, то размер этих выплат мог быть в несколько раз больше41. Преступления террористической направленности вызывают большой общественный резонанс, показывают неспособность государства предотвратить такие преступления. Поэтому Правительство США было готово практически на любые меры, которые могли способствовать уменьшению социальной нестабильности и социального негодования, вызванного неспособностью государства защитить своих граждан от террористических атак. Ввиду этого суммы компенсационных выплат были высоки.
40 См.: Waller I. Rights for Victims of Crime: Rebalancing Justice. Lanham, 2011. P. 137.
41 Там xe.
Большие суммы компенсационных выплат выплачиваются не только государством, но и частными ком -паниями. Например, компания «Бритиш Петролеум», дело которой разбиралось в уголовном суде Нового Ор -леана, виновная в разливе нефти в Мексиканском заливе, выплатила к концу 2012 г. жертвам экологической катастрофы около 40 млрд долл. США. В указанную сумму входили штрафные санкции, выплаты на восстановление экологии, компенсационные выплаты различного характера лицам (за вред, причиненный здоровью, за потерю работы, за ухудшение экологической обстановки окружающей среды и т. д.), которым был причинен вред. Некоторые американские ученые-правоведы предполагают, что суммы компенсационных выплат еще будут расти в связи с тем, что последствия аварии могут быть долгосрочными42.
Федеральное законодательство, закрепляющее права жертв преступлений, равно как и законодательство штатов, по мнению некоторых американских правоведов43, носит смешанный характер, так как нормы уголовно-правовой направленности, регулирующие компенсацию вреда жертвам преступлений, содержат неотъемлемые элементы, присущие гражданскому праву. Например, взыскание компенсации физического вреда регулируется как специальным законодательством о жертвах преступлений, которое носит уголовно-правовой характер, так и гражданским законодательством.
Рассмотренные примеры позволяют сделать вывод, что компенсационные выплаты жертвам преступлений, имеющих большую степень общественной опасности, являются очень высокими. Кроме того, если после осуществления компенсационных выплат будут выявлены иные последствия, которые не были и не могли быть установлены до определения суммы компенсационной выплаты, то сумма компенсации может быть увеличена, если будет доказана причинно-следственная связь, а также не будет нарушен срок исковой давности — три года44.
Также необходимо отметить следующую особенность компенсации вреда жертвам преступления на федеральном уровне и уровне штатов. Компенсационные выплаты жертвам федеральных преступлений выплачиваются через социальные службы штатов на основании решений судов, и многие штаты просто скопировали федеральную программу компенсации вреда жертвам преступлений, внеся в эту программу лишь незначительные изменения. Максимальный размер компенсации вреда варьируется в зависимости от штата, но в среднем составляет от 10 млн долл. США до 25 млн долл. США45.
42 См.: Bonacker T., Safferling C. Victims of International Crimes: An interdisciplinary Discourse. Springer, 2013. P. 291.
43 См.: Simister A., Sullivan G. R. Op. cit. P. 467.
44 См.: Waller I. Op. cit. P. 148.
45 URL: http://www.benefits.gov/benefits/benefit-details/4416
(дата обращения: 24.09.2013).
Согласно правовой доктрине США права жертв преступлений основаны на двух принципиальных доктринах, а именно: 1) восстановление социальной справедливости посредством назначения соразмерного наказания за совершенное преступление; 2) компенсация вреда и в некоторых случаях компенсация ущерба, причиненного жертве преступлением46. В це -лом уголовно-правовая защита жертв преступлений в США является логичной и быстро развивающейся, поэтому некоторые элементы уголовно-правовой доктрины США в отношении защиты жертв преступлений могут быть взяты для рецепции в российское законодательство с учетом российских правовых и исторических особенностей.
Итак, в США существует сложная система прав жертв преступлений, которая включает федеральный уровень и уровень субъектов США.
В федеральном законодательстве США установле -но понятие «жертва преступления», которое имеет бо -гатую историю судейского толкования. Именно правоприменительная практика раскрывает сущность указанного понятия, что является существенной особенностью англо-американской правовой семьи.
Понятие «жертва преступления» представляет единообразие на федеральном уровне, что, на наш взгляд, является логичным. Особое значение в законодательстве США имеют права пострадавших от террористических актов и экологических преступлений. Компенсации вреда жертвам террористических актов и экологических преступлений во много раз превышают компенсационные выплаты за другие преступления. Даже в том случае, если преступлением причинен вред, равный степени тяжести вреда,
46 См.: Gardner T. J., Anderson T. M. Criminal Law. 10th ed. Wadsworth, 2008. P. 367.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
причиненного террористическим актом, компенсация вреда не будет соразмерной компенсации жертвам террористического акта. На наш взгляд, компенсация вреда должна определяться исключительно исходя из причиненного вреда и (или) ущерба, а не общественной опасности совершенного преступления.
Компенсация вреда жертвам преступлений осуществляется из федерального бюджета за федеральные преступления. Компенсация включает как физический, так и материальный вред (для сравнения: в странах Европы компенсация материального вреда возможна лишь в исключительных случаях).
Система прав жертв преступлений в отдельных штатах США чрезвычайно разнообразна и варьируется от штата к штату. Компенсация вреда на уровне штатов отличается по размеру, порядку и многим другим критериям. Такое разнообразие можно отнес -ти к преимуществу, так как наличие контрастности является существенным стимулом для развития законодательства о жертвах преступлений как на уровне штатов, так и на федеральном уровне.
Отдельно необходимо отметить систему формирования компенсационных фондов, из которых выплачиваются денежные компенсации жертвам преступлений. Компенсационные фонды формируются из штрафов, взысканных государством, и денежных компенсаций, которые были взысканы с осужденных в порядке регресса47.
Подводя итог настоящему исследованию, полагаем, что отдельные правовые доктрины США относительно государственной компенсации вреда жертвам преступлений могут быть реципированы в теорию и законодательство Российской Федерации.
47 См.: Автономов А. С., Артемов В. Ю., Власов И. С. и др. Указ. соч. С. 299.
Bonacker T., Safferling C. Victims of International Crimes: An interdisciplinary Discourse. Springer, 2013. Gaines L., Kaune M., Miller R. Criminal Justice in Action. Belmont, Wadsworth/Thomson Learning. 2001. Gardner T. J., Anderson T. M. Criminal Law. 10th ed. Wadsworth, 2008.
Harr J. S., Hess K. M. Constitutional Law and the Criminal Justice System. 4th ed. Hardcover, 2008.
Jerin R. A., Moriarty L. J. The Victims of Crime. Prentice Hall, 2010.
Karmen A. Crime Victims: An Introduction to Victimology. 8th ed. Wadsworth, 2013.
Lacey N., Wells C., Quick O. Reconstructing Criminal Law: Text and Materials. 4th ed. Cambridge University Press, N. Y., 2010. Russell Ch., Kathryn Ch. Criminal Law: Model Problems and Outstanding Answers. Oxford University Press OUP. 2011. Book 7. Samaha J. Criminal Law. 10th ed. Minnesota, 2011. Scheb J. M. and Scheb II J. M. Criminal law. 5th ed. Wadsworth, 2008.
Schuster M. L., Propen A. D. Victim Advocacy in the Courtroom: Persuasive Practices in Domestic Violence and Child Protection Cases. Northeeastern University Press, 2011.
Simister A., Sullivan G. R. Criminal law: Theory and Doctrine, Oxford, 2003.
Singer R. G., LaFond J. Q. Examples & Explanations: Criminal Law, 6th ed. Wolters Kluwer, 2013.
Waller I. Rights for Victims of Crime: Rebalancing Justice. Lanham, 2011.
Wilson W. Criminal Law: Doctrine and Theory. 4th ed. Dorchester, 2011.
Автономов А. С., Артемов В. Ю., Власов И. С. и др. Возмещение материального вреда потерпевшим. Сравнительно-правовое исследование: науч.-практ. пособие / отв. ред. С. П. Кубанцев. М., 2016.
Сумин А. А. Организационное обеспечение деятельности судов в США: общий обзор // Администратор суда. 2015. № 3.
О