Научная статья на тему 'СИСТЕМА КОЛЛЕКТИВНОЙ ЭНЕРГОБЕЗОПАСНОСТИ: МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ ИЗМЕРЕНИЕ'

СИСТЕМА КОЛЛЕКТИВНОЙ ЭНЕРГОБЕЗОПАСНОСТИ: МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ ИЗМЕРЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
149
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛЛЕКТИВНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ЗАПАС НЕФТЕПРОДУКТОВ / ОПЕК / МЭА / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КРИЗИС

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Коровин Евгений

В статье рассмотрены основные правовые и доктринальные подходы к формированию системы коллективной энергетической безопасности. При этом в работе особое внимание уделяется роли международных организаций-основоположников современной системы энергетической безопасности - ОПЕК и МЭА. С учетом международной практики разделения государств на два противоположных лагеря (государств-импортеров и государств-экспортеров энергоресурсов), в статье приводится теоретическое осмысление системы коллективной энергобезопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF COLLECTIVE ENERGY SECURITY: AN INTERNATIONAL LEGAL DIMENSION

The article reveals the main legal and doctrinal approaches to the foundation of collective energy security system. Special attention is paid to two international organizations that were the founders of contemporary energy security system, the OPEC and the IEA. Taking into account the international practice of dividing states into two opposed camps (states importing and exporting energy resources), the article provides a theoretical understanding of the collective energy security system.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА КОЛЛЕКТИВНОЙ ЭНЕРГОБЕЗОПАСНОСТИ: МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ ИЗМЕРЕНИЕ»

УДК: 341.1/8

DO110.46920/2409-5516_2021_12166_60

Система коллективной энергобезопасности: международно-правовое измерение

The system of collective energy security: an international legal dimension

Евгений КОРОВИН Ведущий советник Департамента экономической безопасности в ТЭК Минэнерго РФ, аспирант кафедры международного права Российского государственного университета правосудия e-mail: ek969@yandex.ru

Evgeny KOROVIN

Leading Advisor of the Department economic security in the fuel and energy complex, Ministry of Energy of Russia, postgraduate student of the department international law Russian State University of Justice e-mail: ek969@yandex.ru

Аннотация. В статье рассмотрены основные правовые и доктринальные подходы к формированию системы коллективной энергетической безопасности. При этом в работе особое внимание уделяется роли международных организаций-основоположников современной системы энергетической безопасности - ОПЕК и МЭА. С учетом международной практики разделения государств на два противоположных лагеря (государств-импортеров и государств-экспортеров энергоресурсов), в статье приводится теоретическое осмысление системы коллективной энергобезопасности.

Ключевые слова: коллективная энергетическая безопасность, стратегический запас нефтепродуктов, ОПЕК, МЭА, международное право, энергетический кризис.

ш

Abstract. The article reveals the main legal and doctrinal approaches to the foundation of collective energy security system. Special attention is paid to two international organizations that were the founders of contemporary energy security system, the OPEC and the IEA. Taking into account the international practice of dividing states into two opposed camps (states importing and exporting energy resources), the article provides a theoretical understanding of the collective energy security system.

Keywords: collective energy security, strategic petroleum reserve, the OPEC, the IEA, the International Law, energy crisis.

//

Сегодня энергетическая безопасность является интегральным показателем, характеризующим уровень развития энергетики страны

Концепция общей коллективной безопасности получила развитие в ХХ-ХХ1 веках, когда государства начали активно создавать военно-политические альянсы, призванные обеспечивать сохранение мира и безопасности в условиях биполярного противоборства. Так, в середине XX века были созданы НАТО и ОВД, затем были образованы ОБСЕ, ОДКБ, ГУАМ и иные организации, направленные на обеспечение безопасности группы государств. Коллективная безопасность, в какой бы то ни было области, обеспечивается совместными усилиями группы государств, ставит цель защиты экономических, поли-

тических, энергетических, военных и иных интересов группы государств, а конечной ее целью является защита ядра безопасности государств - их суверенитета. Отмечается, что данный феномен является одновременно результатом деятельности субъектов (государств и международных организаций) и, как следствие,- безопасностью, распределенной между участниками этой деятельности [1].

Особенностью энергетической безопасности является то, что ее одновременно можно рассматривать как элемент системы международной безопасности [2] и национальной безопасности государств [3]. Исторический словарь международных отношений содержит сведения о том, что одно из первых применений концепции энергетической безопасности состоялось, когда У Черчилль распорядился, исходя из стратегических интересов Великобритании, использовать для нужд королевского ВМФ (UK Royal Navy) нефтепродукты, а не ископаемый уголь [4]. Таким образом, энергетическую безопасность связывают с достаточным объемом поставок ТЭР по доступным ценам,поскольку поставки нефтепродуктов в Соединенное Королевство были более экономически обоснованы, логистически проработаны, а также отвечали геополитическим интересам данного государства.

Н. И. Воропай и С. М. Сендеров определяют энергетическую безопасность как со-

сч о сч

ю ю

<

о

к <

сч о сч

ю ю

<

о

СЦ <

стояние защищенности граждан, общества, государства, экономики от угроз дефицита в обеспечении их потребностей в энергии экономически доступными энергетическими ресурсами приемлемого качества, от угроз нарушений бесперебойности энергоснабжения [5]. А. А. Конопляник полагает, что в понятие международной энергобезопасности помимо безопасности предложения, спроса и транзита, следует включать борьбу с «энергетической бедностью» [6].

Сегодня энергетическая безопасность является интегральным показателем, характеризующим уровень развития энергетики страны (региона) [7]. Обеспечение энергетической безопасности становится

Активное развитие концепция энергетической безопасности получила во время глобальных энергетических кризисов, когда государства вынуждены были продумывать сценарии выхода из них

достаточно сложной задачей для большинства государств, так как многие страны сталкиваются с дефицитом надежных источников поставок энергоресурсов, которые не позволяют полностью обеспечить внутренний спрос и стимулировать внутренний рост экономики, что ведет к отставанию развития технологий ТЭК, «энергетической бедности» и окончательно приводит к снижению темпов экономического развития государств, деградации экспортного потенциала.

Д.Ергин, признанный эксперт в области энергетической безопасности, предлагает отойти от традиционного подхода к пониманию энергетической безопасности исключительно как обеспечение достаточного объема поставок энергоресурсов по рационально-обоснованным ценам. Теория, предложенная ученым, подразумевает рассмотрение системы энергетической безопасности в трех аспектах: способность обеспечить физическую безопасность инфраструктуры ТЭК, наличие доступа к энергоресурсам и принятие на национальном и международном уровнях комплекса правовых норм. По мнению ученого, в начале своего становления, система обеспечения энергетической безопасности была направлена, в первую очередь, на удовлетворение потребностей вооруженных сил

в энергоресурсах, однако текущее состояние энергобезопасности свидетельствует осущественном расширении сферы ее применения [8].

Поскольку процессы глобализации требуют координации действий государств на международном уровне, энергетическая безопасность обеспечивается путем принятия международных договоров в рамках международных организаций. Существующая в настоящее время система коллективной энергетической безопасности развивалась и окончательно сформировалась под эгидой двух фундаментальных международных организаций: Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) и Международного энергетического агентства (МЭА). Таким образом, основной вклад в обеспечение коллективной энергетической безопасности вносят государства и международные организации. Отмечается, что решения органов международных организаций оказывают влияние на проведение единой энергетической политики [9]. Единая энергетическая политика является основным способом обеспечения коллективной энергетической безопасности, она выражается в принятии единообразных правил поведения субъектов. Таким юридическим инструментом активно пользуются в международных организациях с целью реагирования на вызовы и угрозы, поступающие в отношении системы энергобезопасности.

В первое время под концепцией энергетической безопасности понималась исключительно безопасность поставок энергоносителей, преимущественно нефтепродуктов. Так, в период до и некоторое время после Второй мировой войны энергетическая безопасность преимущественно была нацелена на удовлетворение потребностей военно-промышленного комплекса.

Активное развитие концепция энергетической безопасности получила во время глобальных энергетических кризисов, когда остро ощущалась нехватка нефтепродуктов, в связи с чем государства неоднократно вынуждены были продумывать сценарии выхода из кризисных ситуаций, разрабатывать схемы замены основных источников поставок энергоресурсов, а также продолжать «энергетический диалог» с целью уменьшения стоимости энергоресурсов. В общемировой практике государства неоднократно сталкивались с нарушением поставок энергоресурсов.

Так, произошедшая в 1951 г. национализация Ираном нефтяной промышленности пагубно сказалась на мировом энергобалансе и привела к отчуждению в пользу Ирана британских предприятий ТЭК.

Следующим этапом развития системы энергетической безопасности стал Суэцкий кризис 1956 г., последовавший за национализацией Египтом Суэцкого канала. В итоге из-за «энергетического эмбарго» западноевропейские государства, наряду с США, испытали острую нехватку минерального сырья, особенно нефтепродуктов. Однако на момент освещаемых событий какой бы то ни было реакции со стороны международных организаций не последовало.

<

Штаб-квартира МЭА Источник: uljot.com

Нефтяной кризис 1973 г. был вызван решением государств-участников Организации арабских стран-экспортеров нефти (ОАПЕК) отказаться от поставок нефтепродуктов в некоторые западные развитые страны, включая США и Великобританию. В результате необходимости адаптации к сложившейся критической ситуации на рынке нефтепродуктов в 1974 г. по инициативе США под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) было образовано Международное энергетическое агентство (МЭА). В этот же год государства-члены МЭА заключили соглашение о международной энергетической программе [10], которое является фундаментальным документом данной ор-

сч о сч

ю ю

<

о

к <

<

ганизации в сфере обеспечения коллективной энергетической безопасности.

Исходя из содержания преамбулы соглашения, энергетическая безопасность в рамках МЭА обеспечивается поставками нефтепродуктов на разумных и справедливых условиях (п. 1) и путем принятия ряда общих эффективных мер реагирования на сбои поставок нефтепродуктов (п. 2).

Главой I соглашения предусматривалось создание стратегического резерва топлива, соответствующее 90 дням чистого объема импортируемых нефтепродуктов. Стратегический резерв нефтепродуктов государств-участников МЭА включает в себя: а) нефтепродукты организаций ТЭК;

сч о сч

IQ IQ

<

о

СЦ <

Добыча нефти в Северном море Источник: imgur. com

б) нефтепродукты, находящиеся в собственности государства и в) нефтепродукты специально уполномоченного национальным законодательством органа публичной власти (агентства) для целей сохранения запасов нефти. Глава II соглашения накладывает на государства обязательства по мере необходимости ограничивать внутренний спрос на нефтепродукты. Главой III соглашения предусматриваются меры по распределению ТЭР между странами-членами МЭА и ограничение вывода энергоресурсов на глобальный рынок.

Уже сегодня МЭА рассматривает энергетическую безопасность не только в контексте обеспечения достаточного объема нефтепродуктов, но и электроэнергии,

атомной энергии, природного газа, ископаемого угля и иных видов энергоресурсов. Основой энергетической безопасности любых видов энергоресурсов выступает их рациональное использование [11]. Меры, предпринимаемые МЭА, направлены либо на повышение объемов импортируемых нефтепродуктов, либо на искусственное сокращение спроса на ТЭР. В общемировой истории лишь 3 раза государства-члены МЭА решили использовать стратегический резерв нефтепродуктов: в январе 1991 г.-как ответ на уменьшение количества ТЭР в результате вооруженного конфликта в Персидском заливе; в 2005 г. - в результате разрушительных последствий природных бедствий (ураганов). Последнее использование резервов нефтепродуктов произошло в 2011 г. как ответ на существенное сокращение объемов поставляемого из Ливии минерального сырья [12].

До сих пор МЭА играет руководящую роль в области обеспечения коллективной энергетической безопасности. Агентство среди основных параметров энергетической безопасности определяет бесперебойную надежность и доступность всех видов энергоресурсов [13]. Исходя из данного определения, доступность энергоресурсов определяется существующим объемов поставок, а угроза энергетической безопасности представляет собой недостаточный объем производимых энергоресурсов, не позволяющих удовлетворить базовые потребности государств.

С момента своего создания МЭА традиционно рассматривается как альтернатива созданной в 1960 г. ОПЕК. Согласно статуту, ОПЕК является международной организацией, основная цель - унификация нефтяной политики и координация государств [14]. Важным направлением деятельности является стабилизация цен на нефтепродукты и защита интересов государств-экспортеров ТЭР на основе принципа равноправия государств.

Руководствуясь статьей 2 статута ОПЕК, можно заключить, что основой обеспечения энергетической безопасности в рамках данной организации является блок мер, направленный на достижение глобальной ценовой стабилизации на энергоресурсы, обеспечение поставок нефтепродуктов странам-импортерам в достаточном объеме и по нормальным рыночным ценам, а также развитие системы инвестиций в ТЭК. Принимая во внимание большую

долю в общемировой добыче и экспорте нефтепродуктов, составляющую 79,4 % [15], перед ОПЕК в первую очередь стоит цель защиты прав государств-экспортеров. Посредством применения внутреннего юридического механизма, регулирования объема экспорта, создания специальных условий поставок нефтепродуктов в развитые и развивающиеся страны, будет продолжаться отстаивание интересов основоположников ОПЕК - государств-экспортеров топливно-энергетических ресурсов.

Основной блок правовых норм, оказавших влияние на становление системы коллективной энергетической безопасности в ОПЕК был принят по итогам встреч глав государств в Алжире (1975 г.), Каракасе (2000 г.) и Эр-Рияде (2007 г.) [16].

Внеочередная встреча глав государств-участников ОПЕК в 1975 г. была вызвана необходимостью модернизации модели правового регулирования системы энергетической безопасности в ОПЕК в результате глобального нефтяного кризиса. По итогам встречи была принята первая декларация, в которой за государствами признавался суверенитет в отношении их природных богатств (в части права собственности, разработки недр и установления цен) (ст. 1), констатировалась

МЭА рассматривает энергобезопасность не только в контексте обеспечения достаточного объема нефтепродуктов, но и электроэнергии, атомной энергии, газа, угля и иных видов энергоресурсов

существующая экономическая асимметрия между развивающимися странами и государствами-лидерами в области добычи нефтепродуктов (ст. 2), предусматривалась коллективная система реагирования на угрозы со стороны других государств, в том числе и в случае совершения акта агрессии (ст. 3).

В отношении развивающихся стран предусматривалась продажа нефтепродуктов на особых условиях и по стоимости, ниже предлагаемой для развитых стран, применялась система кредитования и предоставления займов государствам, находящимся в уязвимом финансовом положении

<

Каракас, Венесуэла

Источник: chimuadventures.com

сч о сч

ю ю

<

о

к <

<

гч о гч

ю ю

<

о

СЦ <

Глобальная энергетическая безопасность зачастую зависит от финансовой способности государств осуществлять покупку энергоресурсов, на чем неоднократно акцентировало внимание ОПЕК с 1975 г.

(ст. 4, ст. 9), применялись меры по сохранению природных ресурсов и сокращению объема их использования (ст. 6). Кроме того, в документе указывалось на недостатки искусственного занижения стоимости экспортируемых ТЭР (ст. 7) и предусматривалось экономическое сотрудничество государств-членов ОПЕК в части добычи и производства, накопления, ценообразования и торговли энергоресурсами (ст. 13).

В 2000 г. по итогам саммита в Каракасе была принята вторая декларация, включающая следующие направления обеспечения энергетической безопасности в ОПЕК: система коллективной и индивидуальной защиты интересов (ст. 2, 5, 6, 7), блок мер, направленных на обеспечение безопасности поставок нефтепродуктов (ст. 3), повышение роли нефтепродуктов в общей структуре энергоресурсов (ст. 4). Новеллой декларации 2000 г. стало внедрение принципа взаимодействия между государствами-поставщиками и потребителями нефтепродуктов (ст. 9) и мер по предупреждению негативного воздействия на окружающую среду (ст. 10, 11).

Наряду с вышесказанным, глобальная энергетическая безопасность зачастую зависит от финансовой способности государств осуществлять покупку энергоресурсов, на чем неоднократно акцентировало внимание ОПЕК с 1975 г. В этой связи, статьей 13 второй декларации принимается ряд мер, направленных на стимулирование покупательной способности развивающихся стран. Важным направлением обеспечения безопасности поставок нефтепродуктов в ОПЕК является диалог с государствами по снижению налоговых ставок на импортируемые товары и устранение экономических барьеров в государствах-импортерах (ст. 15, 16).

Третья декларация ОПЕК 2007 г. подтверждает суверенитет государств над их природными ресурсами. При всем при этом, декларация формирует три основных повестки по вопросам обеспечения энергетической безопасности: стабильность мировых рынков энергоресурсов, энергетика для устойчивого развития, энергетика и экология.

В рамках первого направления в понятие коллективной энергобезопасности включают надежность, доступность поставок энергоресурсов, развитие конкуренции, борьбу с экономическим неравенством, программу инвестирования в ТЭК государств-членов, координацию и консультацию с государствами-производителями нефтепродуктов, укрепление диалога с государствами-импортерами. Отдельно отмечается, что энергетическая безопасность обеспечивается сотрудничеством государств-импортёров и государств-экспортеров, в этой связи любые законодательные меры, направленные на прекращение такого сотрудничества, считаются неприемлемыми, поскольку оказывают пагубное влияние на коллективную энергобезопасность. Второе направление представлено мерами экономического, социального и экологического характера: борьба с дефицитом денежных средств развивающихся стран и предоставление кредитов и займов государствам через Фонд международного развития ОПЕК. Третье направление представлено декларативными мерами по борьбе с загрязнением атмосферы, при этом не предусмотрено создание реально

Морская нефтяная платформа Источник: \mentosys / Depositphotos.com

Взрыв нефтепровода в Нигерии Источник: epoxyoil.com

действующего природоохранного юридического механизма.

Таким образом, история становления коллективной энергетической безопасности связана с вызовами и угрозами, которые появлялись в результате энергетических кризисов. Доминирует позиция, что нефтяные кризисы 70-х гг. XX в. были вызваны единообразной политикой государств-членов ОПЕК, выраженной в селективной продаже ТЭР на глобальном рынке энергоресурсов [17]. В 1970-х основное направление обеспечения энергетической безопасности было нацелено на вывод государств из кризисов, следствием которых являлась нехватка ТЭР (в первую очередь нефтепродуктов). В этот период происходит становление международных организаций, принятие нормативно-правовой базы, предоставляющее государствам некую степень защищенности в случае кризиса. В настоящее время все более пристальное внимание в рамках обеспечения коллективной энергетической безопасности уделяется недопущению повторения кризисных сценариев. Кроме того, под традиционным пониманием энергетической безопасности как исключительно комплекса мер в сфере безопасности поставок нефтепродуктов, сегодня понимают не только меры в отношении нефтепродуктов, но и электрической энергии, природного газа, каменного угля, ВИЗ и других менее распространенных видов энергоресурсов.

В условиях изменчивости глобального рынка энергоресурсов важно иметь

юридические гарантии защищенности национальной экономики и межгосударственных торговых объединений. С целью минимизации или ликвидации угроз в сфере энергетики сложилась система обеспечения коллективной энергетической безопасности. Субъектами,обеспечивающими энергетическую безопасность, являются интеграционные объединения, международные организации и государства. Преимущественно наибольший вклад в развитие и поддержание коллективной энергетической безопасности традиционно вносят международные организации во главе с ОПЕК и МЭА. Исторически сложилось, что отдельно взятые государства, будучи не в состоянии противостоять негативным глобальным процессам в сфере энергетики (например, «энергетическим эмбарго») вынуждены были организовать объединение под эгидой международной организации, защищающей их интересы.

Систему коллективной энергетической безопасности следует понимать как совокупность международных организаций, интеграционных объединений и не имеющих статуса международных объединений, осуществляющих в соответствии с выраженной в международных договорах волей первичных субъектов международного права - суверенных государств мер по стабилизации ценовой политики, регулированию объема импорта и экспорта минерального сырья, направленных на обеспечение энергобаланса в общемировом масштабе.

В современном мире все более выраженный характер приобретают не классические вооруженные конфликты, а новый феномен XXI века - гибридные угрозы, которые могут быть направлены на объекты ТЭК (например, кибератаки на критическую инфраструктуру энергосистемы

В условиях изменчивости глобального рынка энергетических ресурсов важно иметь юридические гарантии защищенности национальной экономики и межгосударственных торговых объединений

государства). Наряду с вышесказанным, нельзя отрицать тот факт, что такие традиционные международные преступления, как террористические акты,причинение умышленного ущерба окружающей среде и вооруженное нападение на объекты жизнеобеспечения, включая разрушение и приведение в негодное для эксплуатации состояние объектов ТЭК государств, все же имеют место.

Принимая во внимание практику разделения международного сообщества на «мир производителей» и «мир потребителей» [18], угрозы коллективной энергетической безопасности следует определять исходя из положения субъектов, ее обеспечива-

ющих. Для блока государств-экспортеров ТЭР представленных ОПЕК, угрозами являются недостаточный спрос на ТЭР применение импортерами таможенных барьеров, а также искусственное занижение цены на глобальном энергетическом рынке. Для группы государств-импортеров ТЭР базовой международной организацией является МЭА, а угрозами выступают избирательная продажа нефтепродуктов, ценовые флуктуации, отсутствие или рудиментарное развитие энергетической инфраструктуры. В общемировом масштабе угрозами коллективной энергетической безопасности выступают сокращение месторождений энергоресурсов, экологические проблемы,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сч о сч

Использованные источники

IQ IQ

<

О

СЦ <

Иншаков С.М. Международная безопасность: право силы против силы права //Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. №2 (831), 2019. С. 180-192. Proninska K. Energy and security: regional and global dimensions // SIPRI yearbook 2007. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.sipri.org/sites/default/files/YB07%20 215%2006.pdf

Горшукова Ю.Д. Международно-правовые аспекты обеспечения европейской энергетической безопасности // Дисс. канд. юрид. наук. М., 2011.

Lamb P., Robertson-Snape F. Historical Dictionary of International Relations // Rowman & Littlefield Publishers. 2017. P. 104.

Воропай Н.И., Сендеров С.М. Энергетическая безопасность: сущность, основные проблемы, методы и результаты ис-

следований // Открытый семинар ИНП РАН «Экономические проблемы энергетического комплекса». М., 2011. [Электронный ресурс]. - URL: https://ecfor.ru/wp-content/ uploads/seminar/energo/z119.pdf Конопляник А.А., Руснак У. Эволюция модели энергобезопасности. Россия и ДЭХ: не остаться на обочине //Нефтегазовая вертикаль. № 10, 2015. С. 14-21. Гасникова А.А. Энергетическая безопасность в системе экономической и национальной безопасности //Конференция «Темпы и пропорции социально-экономических процессов в регионах Севера. Лузинские чтения -2007. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.energosovet.ru/stat325.html Yergin D. The Quest. Energy Security, and the Remaking of the Modern World // Penguin Publishing Group. 2011. 832 p. Гликман О.В. Роль международного права в обеспечении интересов России в рамках энергетического сотрудничества

Учитывая практику разделения на «мир производителей» и «мир потребителей», угрозы коллективной энергобезопасности следует определять исходя из положения субъектов, ее обеспечивающих

отсутствие консенсуса между импортерами и экспортерами по принципиальным вопросам поставок ТЭР вооруженные конфликты и террористические акты, направленные на объекты ТЭК.

Можно выделить следующие принципы системы коллективной энергетической безопасности:суверенитет государств над их природными богатствами; организационное единство участников системы коллективной энергетической безопасности, выраженное в проведении единой или общей политики; открытая и предсказуемая система торговли ТЭР; недискриминационная ценовая политика по отношению к развитым и развивающимся странам; неизбирательный подход(сведение к минимуму геополитических предпочтений) при реализации объемов ТЭР на мировом рынке; свобода инвестирования и гарантии возврата инвестиций, вложенных в развитие ТЭК;равноправие государств при

осуществлении взаимовыгодного сотрудничества; применение минимальных экологических стандартов; развитие альтернативных источников энергии; недопущение вооруженного посягательства на объекты энергосистем государств.

Коллективная безопасность включает в себя два измерения: внутреннее и внешнее. Оба этих измерения взаимосвязаны между собой, и лишь их сочетание и применение приводит к созданию стандартов энергетической защищенности мирового сообщества. Внутренние правовые меры принимаются в рамках той или иной международной организации (например, в МЭА и ОПЕК). Как правило, это система реагирования на кризисные ситуации, сбои, асимметрии на глобальном энергетическом рынке. Среди примеров применения данной системы можно привести сценарий создания стратегического резерва нефтепродуктов в МЭА. Кроме того, внутренние меры зачастую состоят в принятии механизма рационального распределения (аллокации) ТЭР внутри международной организации. Внешние меры направлены на создание архитектуры эффективного взаимодействия с государствами-импортерами ТЭР. Так, в рамках внешнего измерения, активно применяются меры по снижению таможенных пошлин и иных сборов при импорте нефтепродуктов, создаются условия по предоставлению кредитов и займов государствам, оказавшимся не в состоянии оплачивать минимальный объем ТЭР, необходимый для функционирования национальной экономической системы.

с евразийскими государствами // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. № 4, 2021. С. 176-180.

10. UN Treaties. Agreement on an International Energy Program. Concluded at Paris on 18 November 1974. [Электронный ресурс]. - URL:https://treaties.un.org/doc/Publication/UNTS/ Volume%201040/volume-1040-A-15664-English.pdf

11. International Energy Agency. World Energy Outlook 2021. [Электронный ресурс]. - URL: https://iea.blob.core.windows. net/assets/88dec0c7-3a11-4d3b-99dc-8323ebfb388b/ WorldEnergyOutlook2021.pdf

12. U.S. Department of Energy. Office of fossil energy and carbon management. Strategic Petroleum reserve. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.energy.gov/fecm/strategic-petroleum-reserve-6#2011-IEA-Coordinated-Release

13. International Energy Agency. Energy Security. [Электронный ресурс]. - URL:https://www.iea.org/topics/energy-security

14. OPEC Statute. [Электронный ресурс]. - URL: https://www. opec.org/opec_web/static_files_project/media/downloads/ publications/OPEC_Statute.pdf

15. OPEC share of world crude oil reserves, 2018. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.opec.org/opec_web/en/ data_graphs/330.htm

16. OPEC Solemn Declarations. [Электронный ресурс]. - URL: https://www. opec.org/opec_web/static_files_project/media/ downloads/publications/Solemn_Declaration_l-lll.pdf

17. Verrastro F., Caruso G. The Arab Oil Embargo - 40 Years Later // Center for Strategic & International Studies (CSIS). 2013. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.csis.org/anaiysis/ arab-oil-embargo-40-years-later

18. Валиахметова Г.Н. Проблемы энергетической безопасности в Азии // Проблемы востоковедения. №4 (70), 2015. С. 16-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.