Научная статья на тему 'Вопросы обеспечения энергетической безопасности государств'

Вопросы обеспечения энергетической безопасности государств Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
335
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ / ПРИНЦИПЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ЭНЕРГОБЕЗОПАСНОСТЬ СТРАНЭКСПОРТЕРОВ / ЭНЕРГОБЕЗОПАСНОСТЬ СТРАНИМПОРТЕРОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полаева Гозель Байгельдыевна, Ямбарышева Алевтина Андреевна, Михайлова Анастасия Дмитриевна

Вопрос обеспечения энергетической безопасности государств сегодня актуален как никогда. Термин «энергетическая безопасность» в экономической литературе стал использоваться с 1947 года, в России же понятие «энергобезопасности» стало активно использоваться в начале 1990х годов XX века. В 1997 году была подписана Концепция национальной энергетической безопасности Российской Федерации, последняя её редакция была осуществлена в 2009 году. Вместе с тем, единой формулировки термина «энергетическая безопасность» в экономикоправовых актах РФ пока нет. Существует множество понятий, определяющих энергетическую безопасность. Авторы статьи предлагают собственное определение понятия «энергетическая безопасность». Авторами выявлены принципы обеспечения энергетической безопасности государств, определены сферы обеспечения энергетической безопасности. В статье показано, что энергобезопасность для странэкспортеров энергоресурсов и странимпортеров энергоресурсов определяется по разному, определены особенности обеспечения энергетической безопасности для странэкспортеров и странимпортеров. В работе анализируются проблемы обеспечения энергетической безопасности Российской Федерации. Отмечается, что постепенно происходит усиление роли политики в сфере энергосотрудничества. Предлагаются меры по обеспечению энергетической безопасности РФ. Исследователи отмечают, что кризисные явления в мировой экономике, к сожалению, продолжаются и затрагивают взаимосвязи между политикой и энергетикой. На наших глазах происходит изменение отношений между геополитикой и энергетикой. Все эти факторы влияют на энергобезопасность государств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы обеспечения энергетической безопасности государств»

Вопросы обеспечения энергетической безопасности государств

Полаева Гозель Байгельдыевна, к.э.н., доцент факультета международного энергетического бизнеса РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина. Ямбарышева Алевтина Андреевна, магистрант факультета международного энергетического бизнеса РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина Михайлова Анастасия Дмитриевна, аспирант факультета международного энергетического бизнеса РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина

Вопрос обеспечения энергетической безопасности государств сегодня актуален как никогда. Термин «энергетическая безопасность» в экономической литературе стал использоваться с 1947 года, в России же понятие «энергобезопасности» стало активно использоваться в начале 1990-х годов XX века. В 1997 году была подписана Концепция национальной энергетической безопасности Российской Федерации, последняя её редакция была осуществлена в 2009 году. Вместе с тем, единой формулировки термина «энергетическая безопасность» в экономико-правовых актах РФ пока нет. Существует множество понятий, определяющих энергетическую безопасность. Авторы статьи предлагают собственное определение понятия «энергетическая безопасность». Авторами выявлены принципы обеспечения энергетической безопасности государств, определены сферы обеспечения энергетической безопасности. В статье показано, что энергобезопасность для стран-экспортеров энергоресурсов и стран-импортеров энергоресурсов определяется по разному, определены особенности обеспечения энергетической безопасности для стран-экспортеров и стран-импортеров. В работе анализируются проблемы обеспечения энергетической безопасности Российской Федерации. Отмечается, что постепенно происходит усиление роли политики в сфере энергосотрудничества. Предлагаются меры по обеспечению энергетической безопасности РФ. Исследователи отмечают, что кризисные явления в мировой экономике, к сожалению, продолжаются и затрагивают взаимосвязи между политикой и энергетикой. На наших глазах происходит изменение отношений между геополитикой и энергетикой. Все эти факторы влияют на энергобезопасность государств. Ключевые слова: энергетическая безопасность, обеспечение энергетической безопасности РФ, принципы обеспечения энергетической безо-пасности,энергобезопасность стран-экспортеров, энергобезопасность стран-импортеров.

На фоне продолжающихся кризисных явлений в мировой экономике вопрос глобальной энергетической безопасности актуален какникогда.

Последние 30 лет мир стремительно меняется и скорость этих изменений постоянно увеличивается. Эти изменения затрагивают все страны, и в первую очередь их энергетическую безопасность.

В настоящее время понятие «энергетическая безопасность» у всех на слуху, но в первый раз оно появилось лишь в 1947 году, когда в США приняли законодательный документ, который регламентировал действия государства для обеспечения национальной безопасности. В России же понятие «энергобезопасность» стало активно применяться чуть позже, а именно в начале 90-х годов ХХ века. В 1992 году в Российской федерации вступил в силу закон о безопасности, а через несколько лет в 1997 году была подписана Концепция национальной энергетической безопасности Российской федерации. Эти законодательные акты претерпели несколько редактирований, последняя редакция была утверждена Президентом РФ 12 мая 2009 года.

Проблемы энергетической безопасности обсуждаются в Российской федерации с самого первого упоминания этого термина, тем не менее единой формулировки термина «Энергобезопасность», которая была бы закреплена законодательно, до сих пор не существует..

В настоящее время существует множество понятий, определяющих энергетическую безопасность. Одним из наиболее широко используемых определений энергетической безопасности выступает такое понятие как принцип 3Д.

Энергетическую безопасность можно определить тремя «до»: допустимость, доступность и, наконец, достаточность:

■ ресурсная достаточность определяет физические возможности обеспечения энергоресурсами национальной экономики;

■ экономическая доступность - рентабельность такого обеспечения при соответствующей конъюнктуре цен;

■ экологическая и технологическая допустимость - возможность и целесообразность добычи, производства и потребления энергоресурсов в рамках существующих технологий и экологических ограничений (рис. 1).

Нам думается, что целесообразно расширить данное понятие, введя дополнительную категорию - энергетические аспекты национальной безопасности. Под ними понимается совокупность факторов, которые определяют влияние качества и эффективность развития энергетики, а также ее функционирование, а именно рост или снижение масштабов энергетического хозяйства на уровень национальной безопасности, в том числе и ее составляющих.

Мы предлагаем определять энергетическую безопасность как состояние сбалансированности топливно-энергетического комплекса, его способность надежно обеспечивать в любой момент времени обоснованные потребности экономики экономически доступными топливно-энергетическими ресурсами приемлемого качества и в полном объеме. Вместе с тем, энергетическая безопасность должна противодействовать негативному воздействию постоянно изменяющихся, эволюционирующих внутренних и внешних угроз, а в случае воздействия этих угроз - минимизировать ущерб от этого воздействия, то есть определять способность дан-

© £

Ю

5

Г

9

сч

СП £

Б

а

2 о

ного комплекса к саморазвитию и самосовершенствованию.

Специалисты выделяют важнейшие принципы обеспечения энергетической безопасности:

■ гарантированность и надежность энергообеспечения экономики и населения страны в полном объеме в обычных условиях и в минимально необходимом объеме при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера;

■ потребляемостьисчерпае-мого ресурса (потребление ис-черпаемых ресурсов должно быть меньше, чем разведанные запасы углеводородов);

■ диверсификация используемых видов топлива и энергии (не должна существовать зависимость экономики от какого-то одного энергоресурса);

■ учет требований экологической безопасности (должен быть баланс между развитием энергетики и требованиями охраны окружающей среды);

■ предотвращение расточительства энергии (существование связи между политикой и энергетической эффективности);

■ создание экономических условий (за счет налоговых и таможенных мер), обеспечивающих равную выгоду в поставках энергоресурсов на внутренний и внешние рынки и рационализацию структуры экспорта.

Энергетическая безопасность обеспечивается посредством:

■ государственного регулирования;

■ нормативно-правовой базой;

■ рыночным регулированием;

■ налогами и ценообразованием;

■ изменением в структуре энергопотребления;

■ диверсификацией энергоснабжения;

■ оптимизацией структуры энергопотребления и энергоснабжения;

■ резервами и запасами ТЭР;

■ резервами в системе энергетики;

■ исследованиями состоя-

Рис. 1. Принцип 3Д

Рис. 2. Соотношение видов безопасности

ния энергетической безопасности;

■ стимулированием развития внешних экономических связей;

■ формированием рынков страхования;

■ стимулированием энергосбережения.

Не стоит забывать и о рисках энергетической безопасности и стратегии их преодоления. Эти риски уже давно известны:

■ дефицит собственного ресурсного потенциала (для преодоления необходима диверсификация экспорта, использование возобновляемых и альтернативных источников энергии, внедрение программ энергосбережения, использование технологий вторичной и третичной добычи и технологий глубокой переработки углеводородов);

■ чрезмерная зависимость от одного энергоресурса (нужна диверсификация энергобаланса, переход на другие виды энергоносителей);

■ зависимость от импорта энергоносителей (в данном случае необходима диверсификация источников экспорта энергоносителей, увеличение внутренней нефтегазодобычи, создание стратегических резервов нефти, укрепление отношений с поставщиками);

■ недостаточные стратегические резервы (нужно участие в региональных и международных программах создания совместных стратегических резервов и программ обмена резервами в экстренных ситуациях, увеличение объема национальных стратегических резервов);

■ неразвитая энерготранспортная инфраструктура (для

преодоления этого риска необходимо строительство энергетической инфраструктуры, модернизация национальных и трансграничных трубопроводных систем с целью увеличения пропускной способности, сооружение и расширение инфраструктуры СПГ);

■ низкая энергоэффективность (необходима разработка и внедрение новых технологий в области производства электроэнергии, внедрение новых технологий и энергосберегающего оборудования);

■ низкая эффективность функционирования газовой промышленности и энергетики (для преодоления нужна реструктуризация и реформирование отраслей, привлечение инвестиций, создание конкурентных рынков газа и электроэнергии, снижение энергопотребления, норматирование резервов);

■ низкая эффективность функционирования электроэнергетики (нужно разделение производства и передачи электроэнергии, модернизация инфраструктуры, соединение с другими энергосистемами, в том числе и трансграничное);

■ ненадежность транзитных инфраструктур (для этого необходимо приобретение активов в энерготраспортных системах транзитных стран или создание консорциумов по их совместной эксплуатации, сооружение безтранзитных трубопроводов);

■ высокая стоимостьэнергопоставок (здесь необходима диверсификация поставщиков). [8]

С 1970-х гг. после первого энергетического кризиса, в мире произошло множество изменений. Уже довольно долго эксперты говорят о безопасности нефтяных поставок. Теперь стали думать о безопасности поставок природного и сжиженного природного газа. Долгое время термин энергетическая безопасность применялся только к странам-потребителям. Однако некоторые события и ряд экспертов убедили политиков, что энерге-

тическая безопасностьявляет-ся так же ответственностью как потребителей, так и производителей. Страны-потребители-требуют обеспечения безопасности поставок, то есть их надежности, а так же качества самих ресурсов, реализуемых по приемлемым ценам. Страны-экспортеры, напротив, беспокоятся о безопасном спросе, о доступности потребителей и рынков, чтобы иметь возможность обосновать свои будущие инвестиции.

Рассматривая энергетическую безопасность, было установлено, что энергобезопасность для стран-экспортеров и стран-импортеров понимается по-разному.

Очевидно, что страны-потребители наиболее приспособлены к оперативному реагированию на возникающие угрозы и выстраивают свою энергетическую политику более эффективно. О гибкости и интеллектуальном превосходстве стран-импортеров говорит переход от концепции «безопасности энергоснабжения» до современных подходов, таких как, диверсификация источников поставок, энергоэффективность, развитие «зеленой энергетики».

Странам-экспортерам не удалось сохранить контроль над рынками сбыта и ценообразованием в долгосрочной перспективе. Виной тому успех стратегий энергобезопасности в западных странах, а так же преобразование «спотовых» и фьючерсных рынков нефтепродуктов, которые повлияли на ослабление связи между механизмом спроса и предложения и ценообразованием.

Еще одним вызовом является снижение зависимости от импорта энергетических ресурсов, в том числе в концепции борьбы против изменения климата, которое может в дальнейшем стать угрозой для «безопасности спроса».

Также стоит отметить особенности формирования национальных энергетических стратегий стран-импортеров. Они

базируются на таких составляющих, как:

■ дефицит внутренних сырьевых ресурсов, значительная или растущая зависимость от импорта;

■ диверсификация поставщиков, маршрутов поставок и энергоносителей;

■ развитие национальной и региональной энергетической инфраструктуры;

■ активная политика энергосбережения, повышение энергоэффективности;

■ альтернативные и возобновляемые источники энергии;

■ инвестиции в НИОКР;

■ экология;

■ ориентация на экспортирование управленческих и технологических нововведений в развивающиеся страны;

■ широкое участие в международных организациях для формирования единой энергетической политики.

Для стран экспортеров особенности формирования национальных энергостратегий отличаются от стран-потребителей. Сюда можно отнести следующие факторы:

■ энергетический баланс профицитен;

■ национальная экономика в значительной степени зависит от валютных поступлений в бюджет, полученных за счет экспорта энергоресурсов;

■ в развитии национальной экономики велика вероятность перекоса - «голландская болезнь», «нефтяная игла»;

■ поступления от экспорта направляются в социальную сферу;

■ экспорт энергоресурсов используется как инструмент внешней политики;

■ страны-экспортеры стремятся получить доступ на новые рынки сбыта и расширить свое присутствие на традиционных рынках;

■ приобретение энергетических активов в странах-импортерах;

■ собственные инвестиции в ГРР недостаточны;

■ необходимость привлечения иностранных инвестиций в

© £

Ю

5

Г

9

сч

СП £

Б

а

2 ©

проекты разведки и добычи полезных ископаемых и новые технологии;

■ необходимость обеспечения надежности поставок энергоносителей - сотрудничество со странами транзитерами и создание международных проектов по строительству трубопроводной инфраструктуры;

■ подготовка высококвалифицированных кадров для энергетической индустрии;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ переход на широкомасштабное использование нетрадиционных источников энергии (нефти и газа), например, нефтяные пески и горючие сланцевые породы,но только в том случае если цены и спрос на углеводороды будут расти;

■ необходимо внедрение энергоэффективной и энергосберегающей политики.

В качестве переломного момента в формировании современных теорий энергобезопасности можно выделить нефтяной кризис 1973 года. Это стало не только заслугой стран-экспортеров, которым удалось довольно успешно реализовать «нефтяное оружие» (эмбарго), но и явилось точкой отсчета формирования широкомасштабной системы «безопасного энергоснабжения» стран-импортеров, которая остается актуальной и в нынешнее время.

Таким образом, концепции энергетической безопасности до сих пор остаются ярким примером многовекового противостояния экспортеров и импортеров, которое обретает новые, порой неожиданные, проявления.

Кризисные явления в мировой экономике, к сожалению, продолжаются и затрагивают взаимосвязи между политикой и энергетикой. На наших глазах происходит изменение отношений между геополитикой и энергетикой. Можно наблюдать усиливающуюся конкуренцию между производителями энергоресурсов. Происходит и изменение цели геополитики, ею становится рентабельность добычи энергоресурсов и достижение конкурентных преиму-

ществ. Таким образом, можно наблюдать усиление роли политики в сфере энергетического сотрудничества. Например, происходящий рост напряжения на традиционных рынках нефти и газа нарушают отношения между Европой и Россией в вопросах поставки российского газа. В чем же именно нарушаются эти отношения?

Начать следует с диверсификации поставок газа, а именно замена дешевого российского газа более дорогим газом азиатских и американских производителей. Также следует добавить про жесткую позицию ЕС в отношении эксплуатации проектов газопроводов, которые должны повысить безопасность и устойчивость поставок энергоресурсов в страны Европы. Как пример можно привести проект «Южный поток». На часть партнеров по этому проекту оказывается давление, от них требуется прекратить свое участие в реализации проекта.

Также следует отметить ситуацию в Украине. Можно наблюдать несоблюдение действующих договоров, а именно нежелание Украины оплатить поставку газа.

В нашей стране под влияние санкций попала не только отрасль ТЭК, но и ряд предприятий. Санкции «бьют» по всем и по России и по ее партнерам. Нашим партнерам предлагается приостановить совместные проекты, переделать свои планы, связанные с инвестициями.

В современном мире даже такие меры не будут гарантией преимущества на рынках энергоресурсов. Нефть и газ РФ являются конкурентоспособными. У российских компаний появляются новые рынки сбыта, к примеру, в Азии. Также не стоит забывать о развитии внутреннего рынка энергоресурсов, а также о создании новых технологий.

Со многими перечисленными рисками сталкивается и Россия. Исходя из этого, можно выделить следующие шаги по обеспечению энергетической безопасности в РФ. Для их преодоления целесообразно:

развивать внутреннюю энергетическую инфраструктуру;

повысить доступность и качество энергетических товаров и услуг;

и конечно же необходимо государственное участие в развитии энергетической безопасности.

Литература

1. British Petroleum -www.bp.com

2. International Energy Agency - http://www.ieaorg/

3. World Bank -www.worldbank.org

4. Бушуев В.В., Громов А.И., Куричев Н.К. Энергетическая стратегия России: на пороге больших перемен // Академия энергетики, №2[52], апрель 2013, с. 24-28

5. Гафуров А.Р. Сущность категории «энергетическая безопасность» и ее место в общей структуре безопасности // Вестник Мурманского государственного технического университета. 2010. №1 С.178-182.

6. Захарова Е.Н., Гурнович Т.Г., Долгиев М.М. Концептуальные основы обеспечения энергетической безопасности региона в условиях формирования инновационной экономики // Вестник Адыгейского го-сударственногоуниверситета. Серия 5: Экономика. 2012. №1 С.42-50.

7. Министерство энергетики Российской Федерации -www.minenergo.gov.ru

8. Овакимян М.С. Перспективы сотрудничества энергетических компаний России и Франции в рамках национальных энергетических стратегий // Вестник МГИМО. 2012. №4 С.255-260.

9. Российское энергетичес-

кое

агентство

www. rosenergo. gov.ru

10. Студеникина Л.А. Энергетическая интеграция Азии и перспективы формирования единого энергетического рынка Азиатского региона // Автореферат, 2006

11. ТЭК и экономика России: вчера, сегодня, завтра (1990-

2010-2030) / под ред. Ю.К. Шафраника. М.: ИЦ «ЭНЕРГИЯ», 2011

The issues of energy security of

the countries Polayeva G.B., Yambarysheva A.A., Mikhaylova A.D.

Russian State University oil and gas

named by I. M. Gubkin The issue of energy security of states today as relevant as ever. The term «energy security» in the economic literature has been used since 1947, in Russia, the concept of «energy security» was used extensively in the early 1990s of the XX century. In 1997 he was signed by the Russian Federation The concept of national energy security, its last revision was made in 2009. At the same time, a single formulation of the term «energy security» in economic-legal acts of the Russian Federation yet. There are many concepts that define energy security. The authors offer their own definition of «energy security.» The authors identified the principles of ensuring the energy security of the defined spheres of energy security. The article shows that the energy security of the countries-exporters of energy and energy-importing countries is

defined differently defined features ensure energy security for the exporting countries and importing countries. The paper analyzes the problem of ensuring the energy security of the Russian Federation. It is noted that there is gradually strengthening the role of policy in the field of energy cooperation. It proposes measures to ensure the security of the RF energy. The researchers said that the crisis in the global economy, unfortunately, continue and affect the relationship between politics and energy. We are witnessing a change in the relationship between geopolitics and energy. All these factors contribute to the energy security of states.

Keywords: energy security, ensuring energy security of the Russian Federation, the principles of energy security, energy-exporting

countries, energy-importing countries.

References

1. British Petroleum - www.bp.com

2. International Energy Agency - http://

www.ieaorg/

3. World Bank - www.worldbank.org

4. Bushuyev V. V., Thunders A I., Kurichev

N. K. Energy strategy of Russia: on the dawn of big changes//Academy of power, No. 2[52], April, 2013, page 24-28

5. Gafurov A R. Essence of category

«energy security» and its place in general structure of safety//the Bulletin of the Murmansk state technical university. 2010. No. 1 of Page 178-182.

6. Zakharova E. N., Gurnovich T. G.,

Dolgiyev M. M. Conceptual bases of ensuring energy security of the region in the conditions of forming of innovative economy//the Bulletin of the Adygei state university. Series 5: Economy. 2012. No. 1 of Page 4250.

7. The Ministry of Energy of the Russian

Federation - www.minenergo.gov.ru

8. Ovakimyan M. S. Prospects of a cooperation of the energy companies of Russia and France within national energy strategies// the Messenger of MGIMO. 2012. No. 4 of Page 255-260.

9. The Russian energy agency -www.rosenergo.gov.ru

10. Studenikina L. A. Energy integration of Asia and prospect of forming of the single energy market of the Asian region//Abstract, 2006

11. Energy industry and economy of Russia: yesterday, today, tomorrow (1990-2010-2030)/under the editorship of Yu. K. Shafranik. M.: ITs «ENERGY», 2011

О

3

Ю

5

r

9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.