Научная статья на тему 'Обеспечение энергетической безопасности республики Казахстан: проблемы и вызовы'

Обеспечение энергетической безопасности республики Казахстан: проблемы и вызовы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
471
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / РОССИЯ / КАЗАХСТАН / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / КИТАЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тургамбаева А.К., Кульмамирова М.С.

В статье рассматриваются вопросы обеспечения энергетической безопасности республики Казахстан. Показана эволюция понятия «энергетическая безопасность». Рассматриваются вопросы обеспечения энергетической безопасности как для государств-экспортеров, так и для государств-импортеров энергетических ресурсов. Выявлены принципы энергетической безопасности. Авторами определены проблемы обеспечения энергетической безопасности государств мира после мирового экономического кризиса 2008 года. В статье предлагаются решения, позволяющие обеспечить энергетическую безопасность Казахстана как члена Евразийского экономического союза и участника различных проектов, в том числе такого крупного проекта как «Экономический пояс Шелкового пути». Энергетическая безопасность Казахстана рассматривается авторами в контексте обеспечения национальной безопасности страны и предлагается ряд мер, позволяющих обеспечить энергетическую безопасность как республики Казахстан, так и Евразийского экономического союза в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обеспечение энергетической безопасности республики Казахстан: проблемы и вызовы»

Обеспечение энергетической безопасности Республики Казахстан: проблемы и вызовы

Тургамбаева Алия Каирбековна

аспирант кафедры «Стратегическое управление топливно-энергетическим комплексом» РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина

Кульмамирова Маржан Сериковна

Международная школа бизнеса РГУ (НИУ) нефти и газа имени И.М. Губкина

В статье рассматриваются вопросы обеспечения энергетической безопасности республики Казахстан. Показана эволюция понятия «энергетическая безопасность». Рассматриваются вопросы обеспечения энергетической безопасности как для государств-экспортеров, так и для государств-импортеров энергетических ресурсов. Выявлены принципы энергетической безопасности. Авторами определены проблемы обеспечения энергетической безопасности государств мира после мирового экономического кризиса 2008 года. В статье предлагаются решения, позволяющие обеспечить энергетическую безопасность Казахстана как члена Евразийского экономического союза и участника различных проектов, в том числе такого крупного проекта как «Экономический пояс Шелкового пути». Энергетическая безопасность Казахстана рассматривается авторами в контексте обеспечения национальной безопасности страны и предлагается ряд мер, позволяющих обеспечить энергетическую безопасность как республики Казахстан, так и Евразийского экономического союза в целом. Ключевые слова: энергетическая безопасность, энергетическая стратегия, энергетическая политика, Россия, Казахстан, Евразийский экономический союз, Китай.

Энергетическая безопасность является одним из аспектов национальной безопасности, который приобрел особую значимость после нефтяных кризисов 1970-1980-х годов, когда возник целый ряд проблем энергетической безопасности. Стабильное обеспечение энергоносителями стало неотъемлемым условием функционирования экономики любого государства в условиях ограниченности ресурсов и их неравномерного распределения между странами.

В XXI веке энергетическая безопасность вошла в число высших приоритетов стратегий и политики безопасности стран. Потенциальные риски и угрозы, связанные с энергетической безопасностью, обусловлены двумя обстоятельствами: массовым производством углеводородных ресурсов, являющимся важным для современной экономики, и безопасностью их поставок.

Понятие энергетической безопасности не является безусловным новшеством ни в зарубежной, ни в отечественной науке. Известно, что впервые термин «energy security» употреблен в 1940-х годах в США. Тогда американскими юристами и политиками энергетическая безопасность впервые была представлена как часть национальной безопасности страны1 . Интенсивное экономическое развитие США после Второй мировой войны требовало значительного количества энергии и топлива, соответственно. По этой причине проблема надежности поставок энергоносителей быстро оказалась крайне актуальной.

В СССР термин «энергетическая безопасность» не использовался, но само понимание важности обеспечения надежности и бесперебойности снабжения народного хозяйства энергией и топливом, безусловно, существовало. Без практической реализации принципов, сегодня включаемых в понятие энергетической безопасности (индустриализация СССР в 1930-е годы и послевоенное восстановление Советского Союза), развитие новых отраслей промышленности в 1950-1970-е годы могло бы быть невозможным. Попадание СССР в зависимость от конъюнктуры мирового нефтяного рынка с современной точки зрения может быть охарактеризовано как серьезная угроза энергетической безопасности. С начала 1990-х годов понятие энергетической безопасности стало применяться на всем постсоветском пространстве достаточно активно.

За прошедшее время энергетический сектор был крайне подвержен изменению под влиянием двух ключевых факторов: первый - мировой финансово-экономический кризис, второй - сланцевая революция в добыче нефти и газа.

Состояние энергетической безопасности означает возможность противодействовать возникающим угрозам и рискам в энергетической сфере либо минимизировать и быстро устранять ущерб, возникающий в результате негативных воздействий. Универсальными для всех экономических системы являются важнейшие принципы энергетической безопасности, а именно:

1. диверсификация энергоносителей и источников энергии;

2. предотвращение неэффективного использования энергии, учет требований к сбережению окружающей среды при условии развития энергетической сферы;

3. возобновляемость запасов энергетических ресурсов. При активном использовании запасов и отсутствии открытия новых происходит сокращение доступности данного вида запасов.

По отношению к энергетической сфере все страны мира можно подразделить на две основные группы: те, кто в достаточной или избыточной мере обеспечен энергетическими ресурсами, и те, кто таковыми не обеспечен. И для данных двух категорий понимание энергетической безопасности, очевидно, будет различаться.

Государства, в достаточной или избыточной степени обеспеченные ресурсами (например, Казахстан, Россия, страны ОПЕК), как правило, реализовывают это как свое конкурентное преимущество и становятся экспортерами энергоресурсов. Для таких государств главными составляющими энергетической безопасности становятся поддержание объемов добычи ресурсов на высоком уровне, мониторинг, разведка и

О

3

ю

5

г 2

см см £

Б

а

2 ©

вовлечение в разработку новых запасов углеводородов, совершенствование технологий и повышение эффективности добычи и транспортировки добытых энергоресурсов - нефти, газа и угля - на целевые рынки, успешная конкуренция на данных рынках с другими поставщиками.

И именно эти страны, в отличие от импортеров, несколько лет назад оказались в гораздо более трудном положении. Конкуренция обострилась до предела, нарушился баланс спроса и предложения, претерпели существенные изменения механизмы ценообразования и контрактования. На текущий момент большинству из них удалось добиться реализации благоприятного для себя сценария развития мировых рынков энергоносителей, на котором поддерживались стабильные цены и дефицит предложения. Вместе с тем, сегодня рынки стали более либерализованными, ориентированными на интересы покупателей, а не на интересы поставщиков. Связь между спросом, предложением и ценой ослабевает, практика заключения стабильных долгосрочных контрактов уступает место спотовому ценообразованию и спекуляции. Также следует отметить и тот факт, что происходит снижение темпов роста ВВП большинства постиндустриальных государств мира, и, следовательно, относительное снижение спроса на энергию, что усугубилось введение в ряде стран политики энергосбережения и развития альтернативных источников энергии.

Таким образом, концепция энергетической безопасности, которая доминировала в течение почти сорока лет после энергетического кризиса 1970-х годов происходила из ситуации относительного изобилия и легкого доступа к ископаемым источникам энергии. Основной угрозой мировой энергетической безопасности считалось прерывание поставок энергоносителей, а залогом успеха являлись стабильные и непрерывные поставки по доступным ценам. Этот девиз подчеркивался практически в любой выработанной в этот период энергетической, геоэнергетической, а следовательно, и геополитической и экономической политики как стран-производителей энергоресурсов, так и стран-потребителей этой энергии. Отличия заключались лишь в позиции этих сторон.

Данный факт сформировал имеющийся на сегодняшний момент контекст общей энергетической политики.

На рубеже 2008-2009 годов появился ряд ключевых факторов, определив-

ших расстановку сил в мировой энергетической плоскости:

■ мировой финансово-экономический кризис;

■ сланцевая революция в добыче нефти и газа.

Несмотря на наличие ключевой тенденцией в мировой энергетике - глобализации энергетических рынков, сопровождающейся созданием единого энергетического пространства, в настоящее время мировой фокус перемещается региональные рынки энергетических ресурсов, завязанный на принцип обеспечения полномерной экономической и энергетической безопасности стран данных регионов. В то же время ввиду ограниченного промышленного опыта успешного ведения нефтегазового бизнеса на всем цикле разработки углеводородных запасов велика роль крупных инвестиций и инвесторов, благодаря которым активно развивается стратегическая отрасль сырьевого экспортноориентированного государства. Данные факторы объективно способствуют не только укреплению взаимодействия участников мирового энергетического процесса, консолидации их усилий для обеспечения устойчивого, надежного энергоснабжения в условиях нестабильности мировых цен на нефть и роста политической напряженности вокруг отдельных стран-производителей, но поиску компромиссов между приоритетами развития отрасли, формирующей основу бюджета, и сохранения энергетической безопасности при построении взаимоотношений с «донорами» финансовых инвестиционных потоков.

Сегодня государственная политика обеспечения энергетической безопасности Казахстана требует принципиально нового подхода к обеспечению безопасности спроса и развитию собственного топливно-энергетического комплекса. При этом объективная потребность в обеспечении энергетической безопасности Казахстана в отраслях энергетики требует особого внимания к выстраиванию политико-экономических отношений со странами в рамках регионального взаимодействия, промышленный потенциал которых кратно превышает потенциал других стран. В данном случае Казахстану требуется адекватная расстановка приоритетов геополитики с целью сохранения и укрепления собственной энергетической безопасности через целевое привлечение инвестиций в оправданное развитие собственного нефтеперерабатывающего комплекса для обеспечения внутренней энергетической безопаснос-

ти, сочетая ее с возможностью гармонично вписаться к процесс региональной интеграции, балансируя на стыке интересов стран-партнеров для нахождения и достижения собственных стратегических целей в рамках обеспечения внешней энергетической безопасности.

Комплексно рассматривая проблему обеспечения энергетической безопасности Казахстана, важно отметить неизменность ее сущности: обеспечение много-векторности и бесперебойности поставок углеводородов. Казахстан первым в регионе взял на вооружение термин «многовекторная политика», правда в начале 1990-х гг. он больше относился к внешнеполитической ориентации (не к энергоресурсам). Это было обусловлено не только географическим положением страны, располагавшейся в центре региона, но и тем, что при относительно небольшой численности населения территория Казахстана занимала большую площадь. При этом юридически признанные государственные границы, как правило, не совпадали с рельефом местности. Со временем этот термин в основном стал использоваться применительно к экспорту энергоресурсов.

Политика многовекторности поставок углеводородов была поставлена во главу угла с целью снижения зависимости от любого партнера. Так, Казахстан расширил ведущий к границе с Россией трубопровод Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) от месторождения Тенгиз, создал Казахстанско-Каспий-скую транспортную систему, которая соединяется с нефтепроводом Баку-Тбили-си-Джейхан, идущим из Азербайджана в Турцию, и увеличил пропускную способность трубопровода Казахстан-Китай, запущенного в 2005 году.

Безусловно, нужно понимать, что, несмотря на то, что для Казахстана китайское направление остается приоритетным в силу сохранения и, возможно, расширения географии экспортных энергопоставок, а также в связи с получением «легких» кредитных займов и инвестиционных пакетов, Китай рассматривает свою деятельность через призму своего текущего экономического развития и реализации долгосрочных интересов на евразийском пространстве.

В то же время в последние годы все отчетливее проявляется сырьевая зависимость Казахстана к потребностям китайской экономики и его инвестициям.

Реализация китайской энергетической стратегии в Казахстане характеризуется усилением присутствия в перспек-

тивных месторождениях, что подтверждает политику диверсификации источников углеводородных ресурсов. Тем не менее, и в данном вопросе Казахстан сохраняет политический диалог с Западом через трубопроводные проекты.

Спустя 25 лет после изменения геополитической ситуации в Каспийском регионе углеводородный потенциал Казахстана, как одной из богатых нефтью стран региона по-прежнему находится в центре пристального внимания прикаспийских стран и внерегиональных государств. Ключевой задачей для Казахстана выступает наращивание объемов добычи на Кашагане и недопущение падения общего объема экспорта.

Подписание договора о сопряжении ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути является для государств ЕАЭС актом плодотворного взаимодействия с КНР. Невозможно определить сейчас, будет ли найден баланс между интересами в отношении КНР, с одной стороны, и центральноазиатскими странами - с другой.

КНР позиционирует себя в Центральной Азии пока как государство, которое признает российские приоритеты в данном регионе, не пытается подменить или выдавить Россию, тем не менее, плавно и осмотрительно ведет активную пропаганду расширения собственного экономического влияния в Центральной Азии через реализацию проекта «Один пояс -один путь».

Однако (де-факто) экономически КНР (по объемам инвестиций, числу реализованных инфраструктурных и энергетических проектов за последние 15 лет) обошла Россию.

На Республику Казахстан приходится порядка 70% товарооборота между Китаем и всеми центральноазиатскими странами. Увеличение оборота торговли идет за счет открывшейся в 2006 г. на китайско-казахстанской границе трансграничной зоны свободной торговли.

Евразийский проект объективно может стимулировать поиск политических и иных (экономических, энергетических, в сфере безопасности) компромиссов между Россией и Китаем в Казахстане и в целом в регионе Центральной Азии.

Литература

1. Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Прези-

Рис. 1. Прогноз добычи нефти в Казахстане в 2016-2030 годах в разрезе сухопутной и морской добычи, млн.т.2

дентом РФ 30 ноября 2016 года)// Сайт МИД РФ. URL: http://www.mid.ru/ru/ foreign_policy/official_documents// asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/ 2542248

2. http://www.eaeunion.org/

3. https://www.cia.gov/index.html

4. Human Development Reports //http:/ /hdr.undp.org/sites/default/files/ 2016_human_development_report.pdf

5. Евразийский экономический союз в цифрах. Краткий статистический сборник. - 2017.

6. Воробьев В.Я. (2014) Новый шелковый курс. О китайской идее построения «экономического пространства Великого шелкового пути»//Россия в глобальной политике. №3. С. 142-151

7. Караганов С.А. (2015) Евроазиатский выход из евразийского кризиса//Рос-сия в глобальной политике. №4. С.92-104

8. Кнобель А. (2015) Евразийский экономический союз: перспективы развития и возможные препятствия// Вопросы экономики. 2015. №3

9. Хейфец Б. Евразийский экономический союз: новые вызовы для бизнеса/ /Общество и экономика.2015.№6

Ссылки:

1 National Security Art of 1947 Chapter 343; 61 Stat. 496; approved July, 1947.

2 Составлено автором по данным компаний. Анализ RPI

Ensuring energy security of the Republic

of Kazakhstan. Problems and

challenges Turgambaeva A.K., Kulmamirova M.S.

Russian State University of Oil and Gas named after

I.M. Gubkin

The article deals with the issues of ensuring the energy security of the Republic of Kazakhstan. The evolution of the concept of «energy security» is shown. The issues of ensuring energy security both for exporting states and for energy-importing countries are considered. The principles of energy security are revealed. The authors identified the problems of ensuring the energy security of the states of the world after the world economic crisis of 2008. The article suggests solutions to ensure energy security of Kazakhstan as a member of the Eurasian Economic Union and participant in various projects, including such a major project as the «Economic belt of the Silk Road.» The energy security of Kazakhstan is considered by the authors in the context of ensuring national security of the country and a number of measures are proposed that will ensure energy security of both the Republic of Kazakhstan and the Eurasian Economic Union as a whole.

Key words: energy security, energy strategy, energy policy, Russia, Kazakhstan, the Eurasian Economic Union, China. References

1. Concept of foreign policy of the Russian

Federation (approved by the President of the Russian Federation on November 30, 2016) / / Site of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation. URL: http://www.mid.ru/ en/foreign_policy/official_documents// asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/ 2542248

2. http://www.eaeunion.org/

3. https://www.cia.gov/index.html

4. Human Development Reports //http:// hdr.undp.org/sites/default/files/ 2016_human_development_report.pdf

5. Eurasian Economic Union in Figures. A brief

statistical compilation. - 2017.

6. V.Y. Vorobiev. (2014) A new silk course. On the

Chinese idea of ??building «the economic space of the Great Silk Road» // Russia in global politics. No. 3. Pp. 142-151

7. Karaganov S.A. (2015) Euro-Asian exit from the

Eurasian crisis // Russia in global politics. №4. P.92-104

8. Knobel A. (2015) Eurasian Economic Union:

Development Prospects and Possible Obstacles // Issues of Economics. 2015. № 3

9. Heifets B. Eurasian Economic Union: New

Challenges for Business // Society and Economics.2015.№6

О

3

Ю

5

2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.