Научная статья на тему 'Энергетическая безопасность ЕАЭС: вызовы и риски'

Энергетическая безопасность ЕАЭС: вызовы и риски Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
253
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЕАЭС / ИНТЕГРАЦИЯ / МИРОВОЕ СООБЩЕСТВО / ЭКОНОМИКА / ГЕОПОЛИТИКА / ВЫЗОВЫ / РИСКИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абакумова М.М.

В статье рассмотрена проблема обеспечения энергетической безопасности ЕАЭС. Проведен анализ энергетического сектора стран-участниц Евразийского Экономического Союза. Выявлены ключевые особенности ЕАЭС. Показаны векторы развития и направления взаимодействия стран ЕАЭС. Изучены и проанализированы основные вызовы и риски, а также пути их преодоления. Определенные перспективы и приоритеты развития интеграционного объединения ЕАЭС. Анализируются основные факторы, влияющие на обеспечение энергетической безопасности как государств экспортеров, так и государств импортеров энергоресурсов интеграционного объединения. Автором анализируются вопросы глобальной энергетической безопасности ЕАЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Энергетическая безопасность ЕАЭС: вызовы и риски»

Энергетическая без* вызовы и риски

Абакумова Мария Михайловна

аспирант факультета «Международный энергетический бизнес», РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина

В статье рассмотрена проблема обеспечения энергетической безопасности ЕАЭС. Проведен анализ энергетического сектора стран-участниц Евразийского Экономического Союза. Выявлены ключевые особенности ЕАЭС. Показаны векторы развития и направления взаимодействия стран ЕАЭС. Изучены и проанализированы основные вызовы и риски, а также пути их преодоления. Определенные перспективы и приоритеты развития интеграционного объединения -ЕАЭС. Анализируются основные факторы, влияющие на обеспечение энергетической безопасности как государств экспортеров, так и государств импортеров энергоресурсов интеграционного объединения. Автором анализируются вопросы глобальной энергетической безопасности ЕАЭС.

Ключевые слова: энергетическая безопасность, ЕАЭС, интеграция, мировое сообщество, экономика, геополитика, вызовы, риски, национальная энергетическая безопасность, интеграция.

Проблема обеспечения энергетической безопасности получила статус «краеугольного камня» не только в рамках отдельной страны, но и всего мирового сообщества. Корнями данный вопрос уходит в 20 век, когда резкое увеличение потребления энергоресурсов в развивающихся странах, в конечном итоге, превратилось в регулятор мирового спроса на природные ресурсы. Изменение числа участников глобального рынка привело к усложнению структуры международных отношений в энергетическом секторе, а также увеличению конкуренции на поставки энергоресурсов. Однако глобальный статус проблема приобрела в современном обществе, так как она затрагивает интересы всего человечества. Рост соперничества и конкуренции между странами с развитой и развивающейся экономикой объясняет возникновение конфликтов в международных отношениях, рисков и угроз для защиты национальной безопасности каждой страны.

Сегодня происходит смещение вектора обеспечения национальной безопасности в сторону международной энергобезопасности. В данном случае международное сотрудничество - гарант национальной безопасности.

Поиск решений указанной проблемы стал чувствительным к различным происходящим в мире явлениям. Проявленный интерес мирового сообщества к данному вопросу позволил обратить особое внимание к способам сохранения и обеспечения национальной внутренней безопасности стран, а также впервые возникло понятие «глобальной энергетической безопасности».

Взаимозависимость государств-импортеров и экспортеров энергоресурсов усилилась, что привело к вопросу обеспечения национальной энергетической безопасности каждого отдельного участника мирового сообщества. В состоянии зависимости государств друг от друга в первую очередь части энергетики имеет смысл создать так называемые сдерживающие международное напряжение факторы для создания благоприятных отношений, в рамках которых появится возможность максимально оперативно реагировать на кризисы, падение добычи, проблемы в торговле или возникновение перебоев с поставками энергоресурсов и предотвращать их. Такой подход способствует благоприятному воздействию на обеспечение как национальной, так и международной энергетической безопасности путем ухода от конкуренции в потреблении и вовлечении участников мировой экономической системы.

В настоящее время государства можно классифицировать в 3 разные группы по отношению к энергоресурсам (экспортеры, импортеры, страны, через территорию которых проходит транспорт энергоресурсов). Стоит отметить, что существует неразрывная взаимосвязь, взаимозависимость в части обеспечения энергетической безопасности между этими категориями стран-участниц. Важно, чтобы поддержание энергобезопасности происходило с трехсторонней гарантией.

В зависимости от роли занимаемой государством в глобальной системе, понятие «энергетической безопасности» может трансформироваться по-разному:

■ для стран-импортеров - переход к созданию комбинированных гарантий поставок;

■ для стран-экспортеров - бесперебойное функционирование ТЭК и экспортные поставки.

Стоит отметить тот факт, что национальная энергетическая безопасность будет обеспечена не в одностороннем порядке, а только при взаимном участии и гарантиях: стабильных поставок (государства-экспортеры), надежных транспортных коммуникаций (при участии стран-транзитных зон), а также спроса (государства-импортеры). Нивелировать риски, разделять ответственность за стабильное и бесперебойное функционирование энергетической сферы страны-участники должны в трехстороннем порядке.

Очевидно, понятие «энергетическая безопасность» представляет собой собирательный характер - невозможно выделить единственную причину или явление, которое оказывает на нее негативное влияние. В результате взаимодействия с акторами внешней и внутренней среды, а также непрерывного технологического прогресса, раз-

© £

Ю

5

9

2 а

8

00

сэ

см

£

Б

а

2 ©

личных изменении в мире в условиях интеграции и формирования единой глобальной экономической площадки возникает огромное количество угроз и всевозможных рисков для стабильной энергетической безопасности.

В данном вопросе нет единой точки зрения на классификацию, так называемых, угроз и рисков для энергетической безопасности. Однако их можно укруп-ненно разделить на следующие группы:

■ геополитические угрозы (намеренное ограничение экспорта, бойкоты, картельные соглашения, энергетические эмбарго);

■ экономические угрозы (отсутствие достаточного количества инвестиций, низкий уровень дифференциации энергоснабжения, нерациональное, расточительно е потребление энергоресурсов и др.);

■ социально угрозы (экстремистская анти-энергетическая деятельность общественных движений, конфликты в рамках трудовых отношений, диверсии и др.);

■ управленческие угрозы (ошибки в процессе принятия управленческих решений, непроработанность решений);

■ юридические угрозы (неэффективность нормативно-правовых актов в области энергетической политики государства, отсутствие законодательной базы, регулирующей обеспечение энергетической безопасности в стране);

■ угрозы экологического (аномальные изменения погодных условий, стихийные бедствия) и техногенного характера (аварии и взрывы на производстве и объектах ТЭК) .

На сегодняшний день число и разнообразие угроз растет в результате приобретения энергетикой комплексного характера, что может вызвать усугубление кризисов на международной арене, а также усилить международное соперничество в рамках реализации национальной политики в области энергетической безопасности. Подобная ситуация может спровоцировать усиление антагонизм и конфронтацию между странами. Однако, несмотря ни на что, основным дестабилизирующим фактором, представляющим опасность для обеспечения надежного, бездефицитного энергоснабжения является экономический. Вместе с тем, в зависимости от ситуации может возрастать относительная важность иных факторов.

Рассмотрим роль Российской Федерации в обеспечении глобальной энергетической безопасности. Позиция России является уникальной в своем роде, являясь одновременно крупным потребите-

лем и экспортером, страна также имеет стратегическое значение транзитной зоны. В связи с этим возрастает и усиливается зависимость, как национальной энергетической безопасности, так и социально-экономического развития страны от уровня стабильности международной энергетической безопасности. Энергетическая безопасность России является ключевой составляющей всей национальной безопасности, что в свою очередь представляет одну из важнейших задач энергетической политики страны. Существующая Концепция внешней политики Российской Федерации рассматривает ключевые цели и определяет приоритетные направления внешней политики РФ для содействия в обеспечении международной энергетической безопасности. В данной концепции закреплено, что «Россия последовательно выступает за укрепление международной безопасности, стабильности на стратегическом и региональном уровнях».1

Основополагающую цель внешней политики РФ Концепция определяет «расширение участия представителей научного и экспертного сообщества России в диалоге с иностранными специалистами по вопросам мировой политики и международной безопасности».2

Российская Федерация активно участвует в интеграционных экономических и политических процессах: является учредителем Евразийского экономического союза (ЕАЭС) наряду с Белоруссией и Казахстаном. Евразийский Экономический Союз был создан на базе Таможенного и Единого Экономического пространства в 2014 году 29 мая, однако официально действовать он начинает с 1 января 2015 года, став последователем ЕврАзЭС. Изначально было 3 страны-участника (Россия, Белоруссия, Казахстан), далее подключилась Армения и Киргизия. На сегодняшний момент статус наблюдателя имеет Молдавия, вероятных новых участников начитывается порядка 8, также активно ведутся переговоры с другими странами (в т.ч. Египтом, Таиландом, Ираном и др.).

Приоритетная задача ЕАЭС - «углубление и расширение интеграции в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС), стабильное развитие, всестороннее технологическое обновление, кооперация, повышение конкурентоспособности экономик государств - членов ЕАЭС и повышение жизненного уровня их населения.

Основной целью создания международного интеграционного экономическо-

го объединения является укрепление экономик стран-участниц, модернизация производственных мощностей и технологий, повышение конкурентоспособности стран на мировом рынке. Однако существенную роль при создании ЕАЭС сыграла также историческая, культурная и географическая общность стран-участниц Союза. Необходимо выделить и геополитический фактор, способствующий созданию биполярного мира.

ЕАЭС представляет собой площадку, гарантирующую свободное перемещение товаров, услуг, инвестиционного капитала, рабочей силы, а также координацию в особенно важных направлениях (промышленности, энергетическом секторе, сельском хозяйстве и транспортировке).

На сегодняшний день на долю Евразийского Экономического Союза приходится около 1/5 (20-25%) доля мировых запасов энергоресурсов (газа, нефти, угля). Географическое положение стран-участниц ЕАЭС дает возможность строить логистические маршруты, как регионального, так и глобального значения. Союз представляет собой одну из крупнейших интеграционных структур. Масштаб и географическое расположение открывает большие перспективы и направления развития перед странами-участниками и потенциальными партнерами Союза.

Важной особенностью данного объединения является исключительно экономический аспект и добровольность участия в союзе. Однако для эффективного функционирования и регулирования взаимодействия стран-участниц необходима наднациональная структура и институты, создание которых позволит сохранять полный суверенитет государств, входящих в ЕАЭС.

Несмотря на то, что в ЕАЭС стремятся включить членов с относительно равным уровнем экономического развития, наличием ресурсной базы, однако потенциал каждого члена Союза сильно разнится. Рассмотри подробнее возможности каждой страны-участницы ЕАЭС.

Россия.

Российская Федерация является ключевым и крупнейшим участником Евразийского Экономического Союза. Территория России занимает 17125 тыс. км2. Численность населения составляет около 150 млн. человек. Основными являются топливно-энергетические ресурсы (нефть, газ, уголь, уран), черные, цветные, благородные металлы, неметаллические полезные ископаемые (в т.ч. соли, фосфориты и др.).

Таблица 1

Основные социально-экономические показатели стран-членов Евразийского Экономического Союза

Страны-участницы ЕАЭС Продолжите ЛЬНОСП. ЖИЛИ] (|| годах) Индекс человеческог о развития ВВП н:1 Душу населения, долл. Уровень бе^ряЯошц ы, %

Россия 65,9 0.804 7742,6 5,8

Казахстан 67,7 0.794 6471,8 5,1

Белоруссия 70,3 0.796 4855.2 12,9

Армения 72,4 0,743 3602,4 37,2

Кыргызская республика 69.1 0,664 995,3 8,2

Казахстан.

Площадь страны составляет более 2700 тыс. км2. Численность населения составляет около 18 млн. человек. Основными природными ресурсами являются нефть, уголь, газ, железная руда, соль, строительные лесоматериалы.

Белоруссия.

Территория государства составляет примерно 208 тыс. км2. Проживает на территории страны 9,5 млн. человек. Нефть, железная руда, бурые угли, сланцы и др. составляют ресурсный потенциал страны.

Армения.

Площадь территории страны занимает около 30 тыс. км2. Численность населения составляет порядка 2,9 млн. человек. Основными природными ресурсами являются цветные и черные металлы, соль, глины, скопления полудрагоценных и поделочных камней.

Кыргызская республика.

Территория страны составляет порядка 300 тыс. км2. Численность населения 6,14 млн. человек. Запасы природных ресурсов - золото, ртуть, уран, редкоземельные металлы, гидроэнергетические ресурсы.

Приведем основные социально-экономические показатели за 2016 год (табл.1).3 ,4

Стоит отметить, что при анализе показателя «индекс человеческого развития» большая часть стран-участниц Союза относятся к категории государств с высоким уровнем развития, за исключением Киргизии - государства со средним уровнем развития. Полученные результаты указывают на то, что уровень развития человеческих ресурсов окажет положительное влияние на увеличение экономического роста и развитие будущего потенциала.

Несмотря на гарантированные исполнения всех договоренностей между странами-участниками (увеличение ВВП, снижение цен на товары и услуги, снятие взаимных торговых ограничений, снижение

издержек, развитие «здоровой» конкуренции), существуют определенные вызовы и риски, негативно влияющие на состояние единства Союза.

Между государствами-членами ЕАЭС существуют значительные разногласия, что в свою очередь накладывает негативный отпечаток на бизнес и способствует появлению ряда рисков для предпринимательской деятельности. Среди них можно выделить наиболее опасные:

• национальный протекционизм,

• торговые и валютные конфликты,

• макроэкономическая нестабильность.

Исходя из существующей идеологии Союза, пик развития - создание единого экономического и валютного союза, далее появится необходимость унифицировать различные области политики (социальной, кредитной, валютной и т.д.), это вызовет необходимость вывода данных функций на наднациональный уровень, что будет способствовать созданию политического союза, проведения единой внешней политики. Это означает - вывести на «аутсорсинг» некоторые суверенные права каждой из стран-участниц, на что пока не готов ни один член ЕАЭС. Даже частичная потеря суверенитета может сыграть с государством злую шутку.

Еще одним риском является стремление к политике протекционизма стран-участниц по реализации или транзиту определенных товаров на всей территории ЕАЭС. Для защиты функционирования своих экономик страны-участницы прибегают к таким методам, как эмбарго (в результате девальвации рубля и дешевизне нефтепродуктов), таможенное регулирование. Подобное явление способствует дестабилизации и подрыву единства и углубления сотрудничества между странами. Данный вопрос является открытым, однако члены ЕАЭС стремятся найти максимально безболезненные решения для существующей проблемы.

Следующей темой разногласия является унификация и гармонизация нало-

говой базы для сохранения «здоровой» конкуренции. В действительности каждая страна исходит из своих личных интересов и существующих параметром развития.

Также стоит отметить, что большинство разногласий происходит в связи с неполным или неправильным пониманием законодательства и системы взаимоотношений (особенно экономических и политических) как внутри ЕАЭС, так и среди отдельных участников. Под удар в первую очередь, попадает малый и средний бизнес они. Очевидно, дальнейшее совершенствование механизмов ЕАЭС должно носить системный характер и быть направлено на решение этих проблем, что принесет ощутимую пользу всем партнерам интеграционного объединения.

Существующие разногласия и недопонимания не всегда несут негативный характер, они способствуют определению будущих перспектив и определению максимально эффективного с точки зрения различных аспектов курса развития.

Основные направления будущего взаимодействия можно определить в следующих сферах:

• создание единого эффективного энергетического рынка

• переход к непротиворечивой политике в области энергетики

• реформирование в рамках законодательств стран-участниц

• расширение сотрудничества и привлечение новых участников

• развитие в области науки и технологий

• создание эффективных способов обеспечения энергетической безопасности союза в целом, а также каждой страны-участницы

• развитие транзитного потенциала и единых каналов сбыта.

На сегодняшний день стратегически важным для стран-участниц ЕАЭС является продвижение евразийской интеграции, прежде всего на Азиатско-Тихоокеанском направлении.

Непрерывные процессы интеграции и глобализации толкают государства ЕАЭС к созданию единой программы обеспечения энергетической безопасности, которая позволит контролировать процессы потребления, предложения и доставки, рациональное использование полезных ископаемых, управлять балансом энергоресурсов, а также работать над поисками альтернативных источников энергии, способных удовлетворить спрос.

О £

ю

5

9

2 е

8

Подводя итоги, стоит отметить насколько актуальным на сегодняшний день является вопрос обеспечения энергетической безопасности. Взаимозависимость национальных приоритетов энергетической безопасности государств-участников ЕАЭС требует создания механизма, позволяющего найти и реализовать наиболее оптимальные решения кризисных ситуаций международных отношений в рамках обеспечения энергетической безопасности данного интеграционного объединения.

Литература

1. Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом РФ 30 ноября 2016 года)// Сайт МИД РФ. URL: http://www.mid.ru/ru/ foreign_policy/official_documents// asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/ 2542248

2. http://www.eaeunion.org/

3. https://www.cia.gov/index.html

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Human Development Reports //http:/ /hdr.undp.org/sites/default/files/ 2016_human_development_report.pdf

5. Евразийский экономический союз в цифрах. Краткий статистический сборник. - 2017.

6. Воробьев В.Я. (2014) Новый шелковый курс. О китайской идее построения «экономического пространства Великого шелкового пути»//Россия в глобальной политике. №3. С. 142-151

7. Караганов С.А. (2015) Евроазиатский выход из евразийского кризиса/Россия в глобальной политике. №4. С.92-104

8. Кнобель А. (2015) Евразийский экономический союз: перспективы развития и возможные препятствия// Вопросы экономики. 2015. №3

9. Хейфец Б. Евразийский экономический союз: новые вызовы для бизнеса/ /Общество и экономика.2015.№6

Ссылки:

1 Концепция внешней политики Российской Федерации// Сайт Министерства иностранных дел Российской федерации (электронный ресурс). URL: http:// www.mid.ru/ru/foreign_policy/ official_documents/-/asset_publisher/ CptICkB6BZ29/content/id/2542248 (30 ноября 2016 года), пункт 27

2 Там же, пункт 48

3 https://www.cia.gov/index.html

4 http://hdr.undp.org/

Energy security of the EAEU: challenges

and risks Abakumova M.M.

Russian State University oil and gas named by I. M. Gubkin

The article considers the problem of ensuring the energy security of the EAEU. The analysis of the energy sector of the member countries of the Eurasian Economic Union was carried out. The key features of the EAEU have been identified. The vectors of development and

directions of interaction of the EAEU countries are shown. The main challenges and risks, as well as ways to overcome them, were studied and analyzed. Certain prospects and priorities for the development of the integration association - the EAEU. The main factors affecting the provision of energy security for both the states of exporters and the states of importers of energy resources of the integration association are analyzed. The author analyzes the issues of global energy security of the EAEU. Key words: energy security, EAEC, integration, world community, economy, geopolitics, challenges, risks, national energy security, integration. References

1. Concept of foreign policy of the Russian

Federation (approved by the President of the Russian Federation on November 30, 2016) / / Site of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation. URL: http://www.mid.ru/ en/foreign_policy/official_documents// asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/ 2542248

2. http://www.eaeunion.org/

3. https://www.cia.gov/index.html

4. Human Development Reports //http:// hdr.undp.org/sites/default/files/ 2016_human_development_report.pdf

5. Eurasian Economic Union in Figures. A brief

statistical compilation. - 2017.

6. V.Y. Vorobiev. (2014) A new silk course. On the

Chinese idea of ??building «the economic space of the Great Silk Road» // Russia in global politics. No. 3. Pp. 142-151

7. Karaganov S.A. (2015) Euro-Asian exit from the

Eurasian crisis // Russia in global politics. №4. P.92-104

8. Knobel A. (2015) Eurasian Economic Union:

Development Prospects and Possible Obstacles // Issues of Economics. 2015. № 3

9. Heifets B. Eurasian Economic Union: New

Challenges for Business // Society and Economics.2015.№6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.