Научная статья на тему 'Проблемы обеспечения энергетической безопасности в новых геополитических условиях'

Проблемы обеспечения энергетической безопасности в новых геополитических условиях Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
957
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ВЫЗОВЫ / ГЕОПОЛИТИКА / МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И ЭНЕРГЕТИКА / ЭНЕРГОРЕСУРСЫ / ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЕС / РОССИЯ / КИТАЙ / США / ENERGY SECURITY / ENERGY POLICY / ECONOMIC COOPERATION / CHALLENGES / GEOPOLITICS / GLOBAL ECONOMIC AND ENERGY SECTORS / ENERGY RESOURCES / ENERGY EFFICIENCY / EU / RUSSIA / CHINA / USA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мастепанов Алексей Михайлович

В статье дан анализ проблем обеспечения энергетической безопасности в условиях новых вызовов. Рассмотрены особенности современного этапа мирового развития и их влияние на формирование подходов к обеспечению энергобезопасности. Показано, что в разных странах (в США, ЕС, странах ОЭСР Азии и государствах Ближнего Востока, Китае, Индии) энергобезопасность понимается и трактуется по-разному. Рассмотрены причины подобных различий. Приведена позиция России по этим вопросам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of energy security assurance under new geopolitical conditions

The article covers the issues of energy security assurance when facing new challenges. It considers peculiar features of the current global development stage and their impact on forming approaches to energy security assurance. The paper shows that various countries (USA, EU, Asian OECD countries and Middle East states, China, India) understand and interpret energy security is different ways. The reasons of such differences are reviewed. The Russian position on these issues is specified.

Текст научной работы на тему «Проблемы обеспечения энергетической безопасности в новых геополитических условиях»

УДК 620.9 (100+470+571) А.М. Мастепанов1

ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В НОВЫХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

В статье дан анализ проблем обеспечения энергетической безопасности в условиях новых вызовов. Рассмотрены особенности современного этапа мирового развития и их влияние на формирование подходов к обеспечению энергобезопасности. Показано, что в разных странах (в США, ЕС, странах ОЭСР Азии и государствах Ближнего Востока, Китае, Индии) энергобезопасность понимается и трактуется по-разному. Рассмотрены причины подобных различий. Приведена позиция России по этим вопросам.

Ключевые слова: энергетическая безопасность, энергетическая политика, экономическое сотрудничество, вызовы, геополитика, мировая экономика и энергетика, энергоресурсы, энергоэффективность, ЕС, Россия, Китай, США.

Введение

Развитие современной мировой экономики обусловлено не только сугубо экономическими факторами, но и всей совокупностью социально-экономических, политических и геополитических условий. Именно с этим связан целый ряд новых факторов неопределенности и в развитии мировой энергетики. Важнейшими из них в настоящее время выступают, пожалуй, глобализация и геополитика, где появляются свои новые и новые вызовы. Пример - избрание в США нового президента, сопровождаемое огромным количеством публикаций в СМИ и специализированных изданиях с общим рефреном «Трамп как новый фактор неопределенности в развитии нефтегазовой отрасли».

В одной из работ уже приходилось отмечать, что в условиях развертывания процессов глобализации и либерализации мировой экономики и энергетики произошла определенная трансформация и понятия «энергетическая безопасность» [1]. Понимаемое прежде всего как надежное и бесперебойное снабжение потребителей топливом и энергией в необходимых объемах и требуемого качества по экономически приемлемым ценам, оно приобрело новое - глобальное -измерение, а сама энергетическая безопасность стала одной из самых актуальных составляющих глобальной безопасности. Одновременно энергетическая безопасность является и важней-

шей составной частью всей энергетической политики и национальной безопасности ведущих государств, и одним из основных системных вызовов, с которыми столкнулась современная энергетика. Тем самым энергетическая безопасность выступает одновременно и как техническая, и как экономическая, политическая и философская категория.

Энергетическая безопасность как фактор современного мира

Подобная множественность энергетической безопасности накладывает свои отпечатки как на формирование подходов к ее определению, так и на методы и средства ее обеспечения. Кроме того, в современных условиях понятие «энергетическая безопасность» существенно расширилось, поскольку энергетические аспекты пронизывают практически все стороны человеческой деятельности, и включает в себя безопасность в политической, экологической и инфраструктурной областях, и даже проблемы терроризма и изменений климата, являясь, по мнению ряда специалистов, своеобразным «общественным благом» [2, 3].

К пониманию того, что энергетическая безопасность - глобальная проблема, что решить ее невозможно не то что на односторонней, но даже на двусторонней основе, человечество пришло далеко не сразу, путем осмысления много-

1 Алексей Михайлович Мастепанов - заместитель директора Института проблем нефти и газа РАН, заместитель директора Института энергетической стратегии, д.э.н., академик РАЕН, e-mail: amastepanov@mail.ru

летнего опыта решения проблем энергетической безопасности и в ЕС, и в США, и в других странах и регионах мира2.

Со временем пришло понимание и того, что человечество живет в глобальном взаимозависимом мире, что система энергетической безопасности призвана обеспечить надежность поставок энергоресурсов в общих интересах мировой экономики, в интересах всех стран - и потребителей, и производителей энергоресурсов. Отсюда - понимание того, что эта система должна быть прозрачной, базироваться на международном праве и ответственной политике в отношении спроса и предложения. Так, в документе ЕС «Зеленая книга. Европейская стратегия устойчивой, конкурентоспособной и безопасной энергетики», одобренном Евро-комиссией в ноябре 2000 г., отмечается, что в новом энергетическом ландшафте XXI в. экономические регионы мира зависят друг от друга в плане обеспечения энергетической безопасности и стабильных экономических условий, а также в плане обеспечения действенных мер по противодействию изменению климата3.

Позднее, в 2006 г., в преддверии петербургского саммита «Большой восьмерки» председатель Европейской комиссии Ж.-М. Баррозу сделал следующий, весьма важный вывод: «Энергетическая безопасность - это всемирная проблема, которая требует глобального решения» [5].

Растет понимание и того, что в мировой энергетической сфере отсутствует универсальный, признанный на международном уровне орган, в компетенцию которого входило бы обсуждение и поиск решения самых различных энергетических проблем, в том числе - и проблемы обеспечения глобальной энергетической безопасности. Причем сегодня проблемы национальной, региональной, мировой энергетической безопасности становятся сложнее: ужесточается конкуренция за доступ к энергетическим ресурсам, усиливается государственное регулирование и контроль как на энергетических рынках, так и на маршрутах транспортировки энергоносителей, возрастает степень неадекватной реакции

на угрозы энергетической безопасности со стороны правительств некоторых развитых стран, прежде всего - США.

Обобщая имеющиеся исследования в этой области и применяемую практику решения возникающих проблем, связанных с обеспечением энергетической безопасности, можно сделать вывод, что основными угрозами глобальной энергетической безопасности на современном этапе выступают те самые системные вызовы, которые показаны на рис. 1. Эти вызовы, охватывающие не только всю хозяйственную деятельность человечества, но и ее социально-политические аспекты, определяет глубинную природу основных угроз надежному и бесперебойному энергообеспечению человечества.

Одновременно растет также понимание того, что глобальной угрозой энергетической безопасности является низкая энергоэффективность экономик развивающихся стран, а также чрезмерное потребление энергоемких материальных благ в экономически развитых странах, ведущие к необоснованному росту спроса на энергоресурсы. Что процесс энергообеспечения не должен приводить к негативным последствиям для окружающей природной среды, ее разрушению. Соответственно, проблеме глобальной энергетической безопасности все больше внимания стало уделяться в контексте устойчивого развития экономики и человечества в целом.

Однако наряду с этим набирает обороты опасная тенденция политизации энергетических рынков с целью их использования как инструмента геополитики. Мировые рынки энергоресурсов постоянно находятся под сильным воздействием факторов неэкономического характера, что усиливает конфликтный потенциал и недоверие участников рынка друг к другу, заставляет искать альтернативные, зачастую весьма дорогостоящие, пути решения проблем. Красивый в теории принцип диверсификации источников и маршрутов поставок энергоносителей, который лежит в основе многих энергетических стратегий, в реальной жизни провоцирует усиление геополитического соперничества

2 Необходимо, впрочем, отметить, что такое понимание энергобезопасности разделяется далеко не всеми политиками и время от времени ставится под сомнение.

3 Подробнее см. [4].

Системные вызовы верхнего уровня:

• усндсинг Г.100ЙЛЫ10Й Конкуренции;

• обеспечение iлооалыюй энергетической осюпасиостн;

• эффективноеи> использования топлива н энергии (эмергоэффекгнвноегь);

• ожидаемая нивам полна технологических «vue нений;

• вп tpar тан не ро.ш человеческого капитала

как основного фактора экономического ргпвитня;

• необходимость перезола к устойчивому р.ивнтию энергетики

Важнейшие объективные причины

возникновения новых вы joeoe; » Ц » ЩШ ь.

■ цикли чес кое ра ie и п i и е, и провой экономики;

• неравномерность развития основных стран нрегионов;

• новые uiexHалогические изменения, усиливающие роль инноваций в социа:1ьно-)копаыическамразвитии и снижающие влияние многих традиционных факторов роста;

• перемой развитых стран к постиндустриальному тину ра звития;

• развитие глобального уиергетического ландшафта и др.

Основные системные вызовы в энергетической сфере: ■ опережающий, по сравнению с ростом населения, рост энергопотребления; - нарастающая напряженность обеспечения экономики моторным топливом;

• усиление дифференциации между энергопро изводящими и энергопотрейляющими регионами;

• появление новых крупнейших потребителей и импортеров энергоресурсов

Источник: [6].

Рис. 1. Совокупность вызовов, с которыми столкнулась современная энергетика, и важнейшие

объективные причины их возникновения

между странами. В энергетической дипломатии становится практикой выделение целых регионов, имеющих «критическое значение в обеспечении международной энергетической безопасности».

Становление и развитие понятия «энергетическая безопасность» и мер по ее обеспечению

В самом общем виде проблема энергетической безопасности предопределена неравномерным размещением по территории Земли природных топливно-энергетических ресурсов и территориальным несовпадением основных энергопотребляющих и энергопроизводящих стран и регионов в конкретных социально-экономических условиях развития человечества.

Именно отсюда вытекает дефицитность той или иной страны (территории) по топливу и энергии и ее зависимость от стран или регионов, экспортирующих энергоресурсы.

Впервые проблема энергетической безопасности (энергетического благополучия) со всей остротой была осознана в промышлен-но развитых странах с рыночной экономикой в 1973-1974 гг., когда в результате ближневосточного кризиса начала реализовываться тенденция к резкому сокращению экспорта нефти из этого региона в промышленно развитые страны при одновременном быстром росте цен на нефть. В условиях существенной, а для некоторых стран критической, зависимости энерго- и особенно не-фтеснабжения от импорта нефти это привело к крупнейшему энергетическому кризису4.

4 Эти вопросы подробно рассмотрены в целом ряде работ [7-11и других], но поскольку одни из них вышли уже достаточно давно, а другие - небольшим тиражом, то определенные заимствования из них представляются вполне целесообразными для лучшего понимания особенностей современного этапа обеспечения энергетической безопасности.

Благодаря мерам принятым на государственном и межгосударственном уровне, а также на уровне корпораций и бизнеса в целом эта проблема временно была разрешена.

Основными среди принятых в то время мер стали:

- координация энергетической политики, в том числе в рамках специально созданного для этих целей Международного энергетического агентства (МЭА);

- активная энергосберегающая политика в странах-потребителях энергоресурсов;

- широкое вовлечение в энергобаланс собственных, альтернативных импортной нефти энергоресурсов;

- принятие в ряде стран государственных программ по поддержке исследований в области возобновляемых источников энергии, а также активизация использования национальных энергоресурсов.

В числе последних особо следует отметить развитие атомной энергетики, добычу нефти на Аляске и шельфе Северного моря, использование возобновляемых энергоресурсов, а также государственную поддержку в ряде стран угольной промышленности [12].

К числу мер призванных укрепить энергетическую безопасность относилась и диверсификация импорта углеводородного сырья за счет других экспортеров - Мексики, СССР, Африки, Юго-Восточной Азии, а также создание стратегических запасов (резервов) нефти.

В 1970-е годы сформировалось классическое определение энергетической безопасности, данное Мировым энергетическим советом (МИРЭС): энергетическая безопасность - это уверенность, что энергия будет иметься в распоряжении в том количестве и того качества, которое требуется при данных экономических условиях [13].

В 80-е годы ХХ в. основной центр исследований в области энергетической безопасности сместился от МИРЭС к МЭА. Уже в 1985 г. МЭА издает работу по технологической политике в области энергетики [14], в которой энергетическая

5 См., например, [16].

6 См., например, [18, 19] и др.

безопасность определяется как «достаточные объемы поставки энергии по разумным ценам».

Позднее этот тезис был развит Европейской комиссией [15], которая, однако, основной упор в обеспечении энергетической безопасности видела именно в создании стратегических резервов нефти. Однако и определение МЭА, и определение Европейской комиссии было достаточно сложно применить на практике. Что такое - «достаточная» поставка? Что является «существенными потребностями»? Подобные вопросы возникали постоянно5.

Одновременно среди западных специалистов происходит активная дискуссия и по вопросу «разумных цен». Критерий «разумная цена» или «разумная стоимость» требует подробных разъяснений. Примечательно, что в документе «Наши совместные цели», одобренном министрами стран-членов МЭА на конференции 4 июня 1993 г. в Париже, разумная стоимость определялась как цена свободных операций рыночных сил, которые произвели бы «достаточные поставки», которые были бы доступны по этой цене [17].

Тем не менее до середины 1990-х годов ни само понятие «энергетическая безопасность», ни соответствующий термин так и не получили официального признания.

На рубеже XX и XXI веков во взглядах ведущих зарубежных специалистов и исследовательских центров на проблему энергетической безопасности произошли серьезные изменения6, обусловленные тем, что:

- снизилась политизированность проблемы, связанная с глобальным противостоянием двух систем (капиталистической и социалистической);

- появился новый фактор - международный терроризм;

- изменилась энергетическая политика ведущих развитых стран. В условиях превышения предложения энергоресурсов над их спросом и относительно низких цен на топливо и энергию проблема повышения энергоэффективности на многие годы отошла на второй план;

- снизилась дисциплина выполнения принимаемых решений странами-членами ОПЕК.

В этих условиях понятие «энергетическая безопасность» в развитых странах - импортерах энергоресурсов стало все чаще связываться не столько с политикой всесторонней защиты национальной экономики от возможных перебоев в поставках топлива и энергии, сколько с гарантиями получения их из зарубежных источников в обмен на предоставление экспортерам доступа на свои энергетические рынки. Иными словами, усилилось понимание того, что решение проблемы энергетической безопасности находится на путях экономического сотрудничества.

Важным этапом в развитии понятия энергетическая безопасность стало Консультативное совещание «Россия - Европа: Стратегия энергетической безопасности», организованное в Москве 6-7 июня 1995 г. Советом безопасности РФ по инициативе МИРЭС и Московского международного энергетического клуба [20]7. Основное значение этого Консультативного совещания в формировании понимания энергетической безопасности состоит в следующем.

Во-первых, на нем был выработан девиз на будущее - «Безопасность через партнерство»: предотвратить негативное влияние роста зависимости национального энергоснабжения от импорта энергетических ресурсов на уровень энергетической безопасности можно путем перехода от торговли энергоресурсами к сотрудничеству в энергообеспечении на основе взаимного доверия, интереса и твердой политической воли.

Во-вторых, участники совещания были единодушны во мнении о том, что стабильность энергообеспечения и, следовательно, энергетическая безопасность всего европейского континента как в настоящее время, так и особенно в перспективе во многом будет определяться стабильностью и эффективностью финансирования, а также возможностью дальнейшего развития и совершенствования российского ТЭК и темпами перевода экономики России на энергосберегающий путь развития.

И, наконец, на совещании было высказано предложение о создании постоянно действующего консультативного органа по координации политики, направленной на повышение энергетической безопасности на Европейском континенте. Предметами рассмотрения этого консультативного органа, состоящего из представителей высокого уровня заинтересованных государств, могли бы стать создание межгосударственных газо- и электротранспортных магистралей, обеспечение их живучести, прогнозирование и проведение согласованной политики, дальнейшая разработка концепции европейской энергетической безопасности. Такой орган мог бы функционировать при Комитете по энергии ЕЭК ООН либо при МЭА при условии решения вопроса о равноправном участии в этом органе стран - не членов МЭА [20]8.

Отметим также, что много внимания вопросам энергетической безопасности уделялось до 2010 г. и в ходе саммитов Группы семи/Группы восьми (G7/G8). Однако, подтверждая приверженность уже устоявшимся взглядам на эту проблему, лидеры этих ведущих государств мира основное внимание уделяли росту цен на нефть, призывая нефтедобывающие страны «обеспечить транспарентный и стабильный инвестиционный климат, благоприятствующий расширению мощностей по добыче» [8, 11].

Под воздействием глобализации и изменений социально-политической ситуации в мире во взглядах экспертов МЭА происходит своеобразная эволюция самого понятия «энергетическая безопасность». Как отмечается в World Energy Outlook 2009, озабоченности, касающиеся энергетической безопасности, определяемой как доступ к адекватному, посильному и надежному снабжению энергией, возникают время от времени, внося изменения в международную энергетическую систему и новое понимание рисков и возможной цены нарушения энергоснабжения. Таким образом, по мнению МЭА, проблема энергетической безопасности состоит не в отсутствии энергоресурсов, а в обеспечении доступа к этим ресурсам. Соответственно, из это-

7 Взгляды российских специалистов того времени на проблемы энергетической безопасности и пути ее обеспечении приведены в [21].

8 Однако дальше разговоров о создании такого органа дело в то время не пошло. Вновь подобные идеи получили распространение лишь в 2000-е годы, однако в связи с очередным витком роста напряженности во взаимоотношениях с Россией они снова утратили актуальность.

го вытекает обострение мировой конкуренции за права и условия этого доступа.

Причем, если в 70-80-х гг. ХХ в. внимание было сфокусировано на нефти и на рисках, связанных со сверхзависимостью от ее импорта, то в настоящее время озабоченность энергетической безопасностью распространяется и на газ, международная торговля которым постоянно растет, а также на надежность снабжения электроэнергией. Более того, речь идет уже не только о снижении зависимости от одного продавца (экспортера) газа, но и от одного способа его доставки.

Причин изменения подхода к энергетической безопасности несколько: это политическая нестабильность в отдельных регионах планеты, отсутствие общепризнанных регулирующих международно-правовых механизмов, несовершенство инфраструктуры и однобокость географии трубопроводных маршрутов при недостаточно развитой системе морских перевозок природного газа.

Выше уже было отмечено, что понимание глобальности энергетической безопасности, необходимости ее обеспечения на путях международного сотрудничества время от времени ставится под сомнение и разделяется далеко не всеми политиками.

Особенно в этом преуспели в последние годы США. Если еще в начале 2000-х гг. США активно искали внешних партнеров в сфере энергетической политики, примером чего стал и Энергетический диалог Россия - США, то постепенно эта активность стала снижаться. Нарушая тезисы Заявления о принципах глобальной энергетической безопасности, принятого по результатам саммита Группы восьми в Санкт-Петербурге в 2006 г., США и их союзники как будто забыли, что следует соблюдать законные интересы как импортеров энергоресурсов, так и их экспортеров9, и объявляют бойкот иранской нефти, сдерживают имеющимися у них средствами развертывание нефтедобычи в странах с «нехорошими» режимами (Венесуэле, Эквадоре,

Боливии). Тем самым наказывая тех или иных экспортеров нефти по политическим и геополитическим причинам, США в течение целого ряда лет объективно подталкивали уровень мировых цен на нефть вверх, подрывая глобальную энергетическую безопасность.10

В основе таких действий США лежит как своеобразное понимание ими проблем обеспечения энергетической безопасности, о чем будет сказано ниже, так и развитие соответствующих технологий.

Подобная ревизия понятия глобальной энергетической безопасности опирается и на перелом в энергетической философии, связанный с вступлением человечества в эпоху энергетического профицита11, который привел к кардинальным изменениям геополитической ситуации в мире и переходу от политики международного энергетического сотрудничества к политике энергетической самодостаточности основных (или многих) стран-потребителей. Тем самым проблема глобальной энергетической безопасности, стоявшая на повестке дня саммита Группы восьми в Санкт-Петербурге еще в 2006 г., явно отошла на второй план.

Разные страны - разное понимание проблемы

В настоящее время в разных странах проблема энергетической безопасности понимается и трактуется по-разному. И отличия эти вызваны не только тем, что по отношению к энергетическим ресурсам одни государства выступают как их экспортеры, а другие как импортеры. На характер понимания проблемы влияет множество факторов, в том числе и то, что в современных условиях, как было отмечено выше, понятие «энергетическая безопасность» существенно расширилось.

В развитых странах - импортерах энергоресурсов под энергетической безопасностью, как уже было отмечено, понимают прежде всего бесперебойные и устойчивые поставки энергоресурсов для нужд их экономик.

9 В Заявлении сказано: «В связи с глобальным характером этих (глобальных энергетических) проблем и растущей взаимозависимостью между странами-производителями, транзитными странами и государствами-потребителями необходимо развивать партнерские отношения между всеми заинтересованными сторонами в целях укрепления глобальной энергетической безопасности» [22].

10 Подробнее см. [23].

11 Подробнее см., например, [24-26].

При этом с точки зрения общих концептуальных подходов американские и европейские взгляды на энергетическую безопасность схожи. В американских и европейских документах формулируется амбициозная задача кардинального сокращения зависимости от углеводородов и построения в долгосрочной перспективе безуглеводородной экономики. На среднесрочную перспективу ставится решение следующих задач: расширять доступ к углеводородам и географию их поставок; способствовать увеличению добычи углеводородов и выводу на рынок максимального их количества; распространять в мире энергосберегающие технологии. Исходная посылка американских и европейских политиков - снизить зависимость от поставщиков углеводородов и иметь широкую географию поставок [2].

В США энергетическая безопасность традиционно ассоциируется, прежде всего, с достижением возможно более высокой степени самообеспеченности энергоресурсами, ростом энергоэффективности экономики, освоением нетрадиционных видов энергии и увеличением стратегических нефтяных резервов. Эти стратегические направления практически не меняются в течение всех последних десятилетий.

Энергетическая независимость США со времен энергетического кризиса 1973-1974 гг. является одной из ключевых политических задач любого американского президента. Каждый претендент на этот пост считает необходимым включить в свою предвыборную программу задачу ее усиления.

Необходимость максимально возможной самообеспеченности энергоресурсами в общем виде была озвучена еще в 1973 г. Президентом США Р. Никсоном и прописана в ряде законодательных актов США, принятых в ответ на энергетический кризис 1973-1974 годов.12

Поворотным пунктом эволюции энергетической политики США стало 11 сентября 2001 года. Как отмечает С.С. Дмитриев, на передний план в ней выдвинулись вопросы именно энергетической безопасности. Особую

озабоченность руководства страны вызывал растущий дисбаланс спроса и предложения по жидкому топливу и природному газу, зависимость от импорта которых делает США, по выражению 43-го президента Дж. Буша-младшего, «более уязвимыми для враждебных режимов и террористов» [27].

Взгляды и позиция ведущих специалистов США в сфере энергетики на проблемы энергетической безопасности в годы до сланцевой революции, когда США являлись и прогнозировались крупнейшим и растущим импортером нефти и газа, изложены, например в [28], авторы которой, в частности, ставили перед руководством страны дилемму: с кем «дружить» для обеспечения энергобезопасности США? С Россией или Ираном?

В 2005 г. Конгресс США принял Закон об энергетической политике (Energy Policy Act of 2005), призывающий США играть ведущую роль в решении мировых энергетических проблем и гарантировать адекватные, надежные, доступные поставки энергии по рыночным ценам. В 2007 г. Президент Дж. Буш-младший подписал Закон об энергетической независимости и безопасности (Energy Independence and Security Act - EISA), нацеленный на расширение производства в США возобновляемых видов топлива, уменьшение зависимость от нефти и противостояние глобальному изменению климата [29].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С развитием сланцевой революции и ростом самообеспеченности США нефтью и газом исследования энергетической безопасности американскими специалистами ведется в основном в четырех измерениях (рис. 2) с выделением трех ключевых взаимосвязанных аспектов (геополитического, экономического и природоохранного или экологического) [29]. Геополитический аспект включает такие угрозы и факторы, как геополитические конфликты, политические беспорядки, социальные конфликты, манипуляции энергоснабжением, различные уязвимости в поставках, транспорте и рынках энергоресурсов.

12 Важнейшие из них - Arab Oil Embargo of 1973; Emergency Petroleum Allocation Act of 1973; Energy Policy and Conservation Act of 1975; Energy Conservation and Production Act, 1976; National Energy Conservation and Policy Act, PL 100-12; Comprehensive National Energy Strategy, 1998 и др.

Источник: [29].

Рис. 2. Основные измерения энергетической безопасности

Ко второму - экономическому - аспекту относятся сбои в поставках и скачки цен, рост спроса и увеличение конкуренции, финансовая нестабильность, конфликты по поводу дефицита ресурсов (инвестиций, воды, продовольствия, энергии и т.д.) и др.

К природоохранному (экологическому) аспекту энергетической безопасности отнесены изменение климата и эмиссия парниковых газов, стихийные бедствия, высокая плотность или перемещение населения, вредное воздействие на продовольственные ресурсы, воду, воздух и др.

Как отмечается в [29], «Энергетическая безопасность стала важным элементом поддержания нашего образа жизни». В этой же работе признается, что энергетическая безопасность имеет существенно важное значение для экономического роста и развития человечества, и дается ее целевое определение для различных

групп населения: энергетическая безопасность для потребителей означает адекватные, доступные по цене и надежные поставки энергии, а для производителей означает рост рынков и ресурсов, чтобы продать их на рынках.

21 января 2009 г., сразу же после инаугурации нового Президента США, был принят всеобъемлющий план новой энергии для Америки Оба-мы-Байдена (The Obama-Biden comprehensive New Energy for America plan). Как отметил весной 2010 г. президент Б. Обама, суть энергетической политики страны состоит в «переходе от экономики, работающей на ископаемых энергоносителях и иностранной нефти, к такой, которая опирается на виды топлива, добываемые на территории страны, и экологически чистую энергию» [30]. В реализации подобных стратегических задач особое место отводится нетрадиционным ресурсам углеводородов (сланцево-

му газу и сланцевой нефти) и производству биотоплива [31-33].

Возможными направлениями политики обеспечения энергобезопасности в США специалисты Центра глобальной безопасности Тихоокеанской северо-западной национальной лаборатории (Center for Global Security Pacific North-West National Laboratory, Richland, WA) в 2009 г. считали [29]:

• борьбу с изменением климата;

• инвестиции в фундаментальные исследования, связанные с «чистой» энергетикой, разработку новых технологий и коммерческое внедрение разработок;

• повышение эффективности использования топлива для легковых и грузовых автомобилей;

• стимулирование поставок энергии из национальных источников;

• диверсификацию источников энергии;

• повышение эффективности использования энергии и сокращение ее потребления.

К настоящему времени практически по всем этим направлениям достигнуты значительные успехи.

Вопрос «Что такое энергетическая безопасность?» ставится во многих государственных документах США. Так, в докладе Бюджетного управления Конгресса США (Congress of the United States, Congressional Budget Office) «Энергетическая безопасность в США» (Energy Security in the United States), подготовленном по просьбе председателя комитета Сената по энергетическим и природным ресурсам в мае 2012 г., используется следующее определение: энергетическая безопасность - это способность американских домохозяйств и предприятий приспособиться к перебоям поставок с энергетических рынков. А основная задача правительства в повышении энергетической безопасности состоит в том, чтобы снизить вероятность перебоев с поставками энергии как от внутренних источников, так и с внешних рынков [34].

Дальнейшее развитие подходов к проблеме обеспечения энергетической безопасности нашло отражение в Стратегии национальной безопасности, принятой Президентом США Б. Обамой в феврале 2015 г. (National Security Strategy, February 2015). В этом документе заявлено: «Проблемы украинской и европейской зависимости от поставок российских энергоносителей ставят на повестку дня необходимость расширенного толкования энергетической безопасности, включая коллективные потребности в энергии США, наших союзников, и торговых партнеров, а также важность конкурентных энергетических рынков. Таким образом, мы должны содействовать диверсификации источников энергоресурсов и маршрутов их поставок, а также поощрять развитие местных источников энергоснабжения» [35].13

Поэтому вполне вероятно, что в перспективе США не только еще больше снизят свою активность в части поисков путей обеспечения глобальной энергетической безопасности, поскольку действительно на долгие годы станут энергодостаточной державой и крупнейшим экспортером энергетических технологий, но и встанут на путь ее подрыва. В пользу подобных выводов говорят конкретные действия США в последние годы.

Страны Евросоюза основными угрозами своей энергетической безопасности традиционно считали значительную зависимость от импорта энергоресурсов, а также высокие цены на нефть и их колебания. Соответственно, необходимыми условиями обеспечения энергобезопасности назывались «предсказуемые и стабильные (политические) режимы (в странах-экспортерах энергоресурсов), устойчивая и понятная система налогообложения», отсутствие «несправедливых административных барьеров». Из подобного понимания вытекали и меры обеспечения безопасности: открыть рынки ресурсных стран для инвестиций, снять любые ограничения на экспорт энергоресурсов, предоставить полную информацию о запасах нефти, сделать прозрачным процесс управления государственными

13 Отметим, что администрация нового Президента США - Д. Трампа собирается продолжить оказывать поддержку газотранспортному проекту «Южный газовый коридор», призванному снизить зависимость Европы от поставок российского газа. Как сообщает пресс-служба Президента Азербайджана И. Алиева, такое заявление 22.02.2017 сделала заместитель советника госсекретаря США по энергетической дипломатии Р. Данниган [36].

доходами от продажи энергоресурсов [8]. Одновременно продолжился процесс осознания того, что решение проблемы энергетической безопасности находится на путях экономического сотрудничества.

В целом же в течение последних 20-ти лет основными направлениями стратегии энергобезопасности ЕС были развитие внутреннего энергетического рынка и рост энергоэффективности, увеличение национального производства возобновляемых видов энергии и диверсификация поставок энергоносителей.

Примером подобного подхода к проблеме обеспечения энергетической безопасности является Стратегия энергетической безопасности, представленная в Парламент Великобритании по приказу Ее Величества государственным секретарем по энергетике и изменению климата Э. Дэви в ноябре 2012 года.

Этот документ начинается с признания роли энергии: «Энергия является жизненно важной для качества нашей жизни. Наш комфорт и процветание зависят от энергетической безопасности, поэтому она является одним из моих основных приоритетов... И в ближайшей, и в долгосрочной перспективе Правительство работает над тем, чтобы минимизировать риск любых незапланированных перерывов энергоснабжения, как от суровой погоды, так и от вредоносных атак, технических сбоев или промышленных действий... Наша стратегия энергетической безопасности базируется на конкурентных энергетических рынках в сочетании с эффективным регулированием всей энергетической деятельности» [37]. В нем же даны и шесть основных областей политики, обеспечивающих достижений изложенных выше целей Правительства Великобритании (рис. 3).

Источник: [37].

Рис. 3. Области политики, обеспечивающие энергетическую безопасность

В то же время, как подчеркивается в Стратегии, энергическая среда постоянно меняется, и, следовательно, существует необходимость постоянно пересматривать правительством свою деятельность в области энергетической безопасность. Причем эта деятельность должна осуществляться максимально открыто, чтобы информация об энергетической безопасности, о рисках в этой сфере и действиях правительства по их минимизации и устранению были доступны общественности.

Однако уже после «первой российско-украинской газовой войны» (2006 г.), основной угрозой энергетической безопасности Евросоюза все больше и больше стала считаться зависимость от поставок российских энергоресурсов, особенно природного газа. Как отмечает О.А. Бучнев, анализируя последствия прерывания поставок российского газа в страны Европы из-за «газовых войн» с Украиной и Белоруссией, которые нанесли ощутимый ущерб имиджу России как надежному поставщику энергоносителей, для аналитиков ЕС факт, что все газопроводы РФ идут на Запад, был аксиомой [38, с. 30]14.

Газовый конфликт, в результате которого страны Европы ощутили энергетическую беспомощность, стал поводом к переосмысливанию ситуации. От прекращения поставок газа экономические и политические потери несет не только РФ: такие действия, в случае их повторения, поставят под угрозу имидж правительств стран ЕС. Население этих стран, привыкшее к определенным стандартам жизни, проявило антироссийские настроения, побудило искать иные способы обеспечения энергобезопасности [38, с. 31].

После же кризиса и госпереворота 2014 г. на Украине и нового витка напряженности в отношениях с Россией тезис о необходимости диверсификации поставок газа и снижения зависимо-

сти от России зазвучал с новой силой. Причем речь уже идет о трех стратегиях диверсификации: диверсификации импортных источников природного газа, диверсификации маршрутов поставок природного газа и диверсификации источников энергоресурсов как таковых [39]. В развитие тезиса о диверсификации Евросоюз выдвинул и идею создания Энергетического союза ЕС, подразумевающего, что его члены (страны ЕС) будут вести переговоры с поставщиками энергии единым блоком [39-42]15.

Кстати, эти инициативы Евросоюза о создание странами-потребителями института Единого закупщика газа и о согласовании покупателями контрактов на покупку газа с Еврокомис-сией, министр энергетики России А.В. Новак назвал «откровенно антирыночными» [43].

На развитие процесса осознания того, что решение проблемы энергетической безопасности находится на путях экономического сотрудничества, большое воздействие оказал Энергетический диалог Российская Федерация - Европейский союз16. Этот диалог с первых же дней стал важным инструментом обеспечения энергобезопасности на Европейском континенте при соблюдении жизненно важных интересов как потребителей энергоресурсов (стран ЕС), так и их производителей и экспортеров (России), хотя непосредственно термин «энергетическая безопасность» в ходе совместных работ на первом этапе Энергодиалога и не использовался [8, 46].

Однако все последние годы работа Энергодиалога проходила в довольно сложных условиях, так как уже к середине первого десятилетия 2000-х гг. в позиции ЕС по вопросам обеспечения энергетической безопасности четко обозначились двойственность и непоследовательность подхода к России17.

14 Детальное рассмотрение причин этого конфликта и других проблем в газовых взаимоотношениях между Россией и ЕС не входит в круг задач данной статьи. Отметим лишь, что свою долю ответственности за них несут обе стороны. Подробнее вопросы европейской энергобезопасности и место в их обеспечении России рассмотрены в [7, 11].

15 После 2005-2007-х гг. вопросы обеспечения энергетической безопасности в ЕС все больше и больше стали выходить на наднациональный уровень (до этого времени Европейская комиссия, парламент и Совет ЕС принимали документы, которые регулировали лишь отдельные вопросы энергообеспечения стран-членов). В частности, в 2008 г. Еврокомиссия подготовила Energy Security and Solidarity Action Plan [44], в котором были изложены не только стратегические цели ЕС в области энергетики и обеспечения энергетической безопасности сообщества, но и конкретные задачи и планы в этой области.

16 Энергодиалог был начат в соответствии с договоренностью между Президентом РФ В.В. Путиным, Президентом Франции Ж. Шираком и Председателем Комиссии европейских сообществ Р. Проди, достигнутой на Саммите Россия - ЕС в Париже в октябре 2000 г. Подробнее см. [11, 45].

17 Эта двойственность и непоследовательность подхода к России зародилась еще в конце 90-х годов ХХ века. Однако своего развития она достигла уже на следующем этапе, когда обвинения в «ресурсном национализме», «энергетическом шантаже», «использовании энергоресурсов как оружия», «политических манипуляциях с экспортом энергоресурсов», «угрозе использования поставок энергоресурсов в качестве инструмента политического давления» и т.д. и т.п. достигли апогея. Подробнее см. [8].

С одной стороны, Европейский союз критиковал Россию за ее неспособность полностью удовлетворить растущий спрос на топливо и энергию в Европе, но с другой - все больше и больше стремился ограничить доступ российских энергоносителей на европейский рынок. Более того, в последнее десятилетие, исходя из своего понимания возможностей обеспечения энергетической безопасности, ЕС направил свои усилия на поиск альтернативных внешних источников поставок энергоресурсов и диверсификацию их маршрутов. Российская Федерация также приняла ряд мер по диверсификации направлений поставок своих энергоресурсов.

Последним крупным совместным мероприятием России и ЕС в области и энергетической политики, и энергобезопасности стала Конференция «Европа и Евразия: на пути к новой модели энергобезопасности», организованная Международным дискуссионным клубом «Валдай» в Берлине 13 апреля 2015 года.

Одновременно украинские события вновь, хотя и с других позиций, подтолкнули западных политиков к пониманию если не глобальности энергетической безопасности, то необходимости скоординированных совместных действий по ее обеспечению. Это хорошо видно из рекомендаций странам G7 по укреплению энергобезопасности, разработанных американским Институтом анализа глобальной безопасности18 (Institute for the Analysis of Global Security), разработанных в мае 2014 г. [47]. Среди них:

• диверсификация транзитных маршрутов природного газа, особенно снижающих зависимость от Украины, которая зарекомендовала себя ненадежным тран-зитером («Поэтому в интересах Европы поддерживать - а не против - новые коридоры для российского газа, такие как газопровод «Южный поток»»);

• продвижение большой энергетической сделки с Турцией. Странам G7 следует развивать и поощрять грандиозную сделку с Турцией, которая, с одной стороны, поддерживает стремление Турции стать сухопутным мостом для энергоресурсов

Каспия и восточного Средиземноморья, а с другой - подвигает Турцию облегчить транзит танкеров с СПГ через свои проливы;

• необходимость нахождения Европой правильного баланса между стратегиями экологической и энергетической безопасности;

• поощрение межтопливной конкуренции на рынке автомобильного топлива;

• создание мощного ледокольного флота, включая строительство атомных ледоколов, для развертывания будущей коммерческой, включая нефтегазовую, и военной деятельности в Арктике;

• многонациональное сотрудничество в целях подготовки энергетических систем для отражения кибератак и др.

Что касается азиатских стран-членов ОЭСР

(в частности Республики Корея и Японии), то они в основном трактуют проблемы энергобезопасности и меры по ее обеспечению таким же образом, как США и ЕС. В частности, здесь также растет понимание того, что глобальной угрозой энергетической безопасности является чрезмерное потребление энергоемких материальных благ, ведущее к необоснованному росту спроса на энергоресурсы. Однако в качестве основного энергоресурса, который сможет в перспективе обеспечить их энергонезависимость, в Корее и Японии рассматриваются не возобновляемые источники энергии, а газогидраты [48].

Развивающимся странам - потребителям энергоресурсов, особенно самым бедным, необходим доступ к относительно дешевой энергии, нужна уверенность в том, что добыча нефти и газа в мире будет расти, и они смогут всегда приобретать их в необходимых количествах по доступным ценам. Более того, для тех из них, которые вступили в фазу догоняющего развития, в первую очередь для Китая и Индии, дефицит энергоресурсов может перечеркнуть саму перспективу экономического роста и достижение хотя бы минимального уровня благосостояния для своего населения. Отсюда их стремление быстро приспосабливаться к новой

18 В этой же работе имеется и «пугалка»: «Трубопроводы в Китай, Индию и обе Кореи - если бы они были построены - сделали бы треть человечества обязанным России в снабжении энергоресурсами и обеспечили бы России чрезмерную власть на мировой арене» [47, р.12].

зависимости от мировых энергетических рынков, что свидетельствует об отходе от прежнего стремления к самообеспеченности. Растет также понимание того, что глобальной угрозой энергетической безопасности является низкая энергоэффективность их экономик. Соответственно, решение проблем своей энергобезопасности такие страны видят, прежде всего, в международном энергетическом сотрудничестве, которое открывает им не только доступ непосредственно к энергоресурсам, но и к технологиям, позволяющим вовлекать в эксплуатацию местные нетрадиционные источники энергии. В этом плане характерно выступление председателя КНР Ху Цзиньтао на расширенной сессии саммита G8, состоявшегося в 2008 г. в г. Тояко (Япония). В частности, Ху Цзиньтао сказал: «В целях обеспечения глобальной энергетической безопасности нам необходимо разработать и внедрить новую концепцию энергетической безопасности, которая должна базироваться на принципах взаимовыгодного сотрудничества, признания разнообразных форм развития и общей энерго-безопасности»19.

В росте добычи нефти и газа и высоких ценах на них заинтересованы страны-экспортеры энергоресурсов, прежде всего страны Ближнего Востока, которым нужны также стабильные и предсказуемые энергетические рынки, стабильные и/или предсказуемые цены на энергоресурсы, обеспечивающие их эффективный экспорт. Так, Саудовская Аравия, поддерживая развитие сотрудничества между производителями и потребителями энергоресурсов, признает важность поддержания стабильного рынка нефти посредством обеспечения разумных, надежных поставок и борьбы с завышенными ценами на нефть [49, р. 9].

Однако отмеченная выше двойственность позиций ЕС и других стран ОЭСР по вопросам энергетической безопасности проглядывает и в их подходе к энергетической политике

стран-экспортеров нефти и газа. Так, выступая на словах о признании взаимозависимости производителей и потребителей энергоресурсов, против использования энергетики в качестве инструмента политического шантажа, и ЕС, и страны МЭА в целом подвергают обструкции все то, что связано с так называемой «газовой ОПЕК»20. Например, накануне конференции Форума стран-экспортеров газа (GECF) на уровне министров 14-ти стран-участниц GECF, которая прошла в столице Катара Дохе 9-10 апреля 2007 г., в мире поднялась очередная волна осуждения энергетической политики мировых экспортеров энергоресурсов [46].

Что же касается России, то в нашей стране, исходя из того, что энергетическая безопасность является важнейшей составной частью всей энергетической политики и национальной безопасности ведущих государств мира, в целом разделяют общепринятое понимание этой безопасности как надежного и бесперебойного снабжения потребителей топливом и энергией в необходимых объемах и требуемого качества по экономически приемлемым ценам [9, 10]. Однако в последние годы произошло определенное уточнение самого понятия «энергетическая безопасность». Так, в Энергетической стратегии России на период до 2030 г. (ЭС-2030), принятой в ноябре 2009 г., энергетическая безопасность определяется как «состояние защищенности страны, ее граждан, общества, государства, экономики от угроз надежному топливо- и энергообеспечению». А еще несколько лет назад в Энергетической стратегии на период до 2020 года под энергетической безопасностью понималось «...полное и надежное обеспечение населения и экономики страны энергоресурсами по доступным и вместе с тем стимулирующим энергосбережение ценам, снижение рисков и недопущение развития кризисных ситуаций в энергообеспечении страны» [50, 51].

19 Цитируется по [29].

20 Вопрос об объединении стран - экспортеров газа для защиты их коллективных экономических интересов в отношениях со странами-импортерами обсуждается с начала 90-х гг. ХХ века. Идея создания «газовой ОПЕК» была озвучена в 1999 г. на газовом форуме в Париже, однако получила негативную оценку со стороны основных стран - импортеров газа, и особенно крупного европейского экспортера Норвегии. В 2000 г. с аналогичной инициативой выступил Иран, который предложил создать «газовую ОПЕК» регионального масштаба с участием стран Каспийского региона. И эта идея не получила поддержки со стороны России и других каспийских государств. В 2002 г. в рамках саммита СНГ в Алма-Ате было объявлено о намерении России, Казахстана, Туркменистана и Узбекистана образовать Евразийский газовый альянс, в рамках которого эти страны намеревались координировать экспортную политику и наладить совместное управление и эксплуатацию газопроводной системы Средняя Азия - Центр (САЦ). В дальнейшем эти намерения не были реализованы из-за сложности в отношениях между Туркменистаном и Узбекистаном. Подробнее см., например, [11].

В то же время в России считают, что одной из важнейших составляющих энергобезопасности является справедливое разделение рисков между всеми участниками энергетической цепочки, баланс интересов не только производителей и потребителей энергоресурсов, но и транзитных стран, обеспечивающий в конечном итоге устойчивость долгосрочных инвестиционных процессов [43].

Именно подобный баланс интересов обеспечивает модель энергобезопасности, основанная на принципах взаимозависимости и взаимопроникновения. Эта модель, реализуемая путем взаимного обмена активами, неплохо зарекомендовала себя в отношениях России с европейскими, особенно германскими, партнерами в газовой отрасли.

В целом же долгосрочной целью энергетической политики России является соблюдение баланса со всеми главными геополитическими центрами силы: Европой, Китаем и США, развитие сотрудничества с ними. Такой принцип энергетической политики России отражает ее роль как центральной евразийской державы на субконтиненте, влияющей, не в последнюю очередь, на устойчивое развитие человечества.

Место России в системе глобальной энергетической безопасности

С изменением ситуации в мировой энергетике поменялись и взгляды основных западных государств на место России в системе глобальной энергетической безопасности.

Традиционно, с позиций развитых стран-импортеров энергоресурсов, место нашей страны в этой системе определялось ее возможностью обеспечивать растущие поставки энергоносителей на приемлемых для этих стран условиях и по выгодным для них ценам. Так, ЕС - основной импортер российских энергоресурсов - еще в начале 2000-х гг., особенно в преддверии саммита «Большой восьмерки» в Санкт-Петербурге, продолжал настаивать на увеличении поставок нефти и газа из России.

В частности, скорее начать разработку Штокма-новского газового месторождения, чтобы увеличить предложение углеводородов на рынке и тем самым хотя бы немного снизить цены на них [52].

МЭА в число основных требований к России выдвинуло предложения о повышении в стране внутренних цен на газ, об усилении конкуренции между производителями газа и модернизации газотранспортной системы, чтобы уменьшить собственный расход топлива и увеличить его предложение для экспорта в Европу, а также повысить эффективность использования попутного нефтяного газа21.

Несколько позже, уже осенью 2006 г., открыто подверг критике Энергетическую стратегию Российской Федерации еврокомиссар по энергетике А. Пиебалгс. По его словам, «она не способна удовлетворить рост энергопотребления в Европе» [54]. Озабоченность тем, что Россия в будущем не сможет обеспечить на должном уровне экспортные поставки энергоносителей, выразил и глава представительства Еврокомис-сии в РФ М. Франко. По его мнению, прогнозы говорят о том, что добыча энергоносителей в России будет недостаточна, чтобы удовлетворить одновременно и внутренние потребности, и экспортные поставки [55].

Как уже было отмечено, практически до середины первого десятилетия XXI в. активно стремились получить доступ к российским энергоресурсам и США. Фактически последним аккордом в этом направлении стало совместное заявление президентов России и США по итогам переговоров в Лондоне в апреле 2009 г. «Мы также намерены развивать сотрудничество по реализации принципов глобальной энергобезопасности, принятых на саммите Группы восьми в Санкт-Петербурге в 2006 г., в том числе в области повышения энергоэффективности и развития технологий экологически чистой энергии», отмечено в нем [56].

Однако уже к концу первого десятилетия XXI в. именно зависимость от поставок российских энергоресурсов, особенно природного

21 Эти требования несколько позже были сформулированы в виде специального плана действий в газовой сфере, переданного Правительству России в ходе петербургского саммита Группы восьми и озвучены исполнительным директором МЭА К. Мандилем 18 июля 2006 г. в рамках презентации доклада «Оптимизируя российский природный газ» [53].

Неделимость международной энергетической безопасности Взаимозависимость и равная ответственность государств Распределение рисков и баланс интересов

Безопасность спроса и предложения Прозрачность и предсказуемость энергетической политики Поощрение и защита инвестиций

Охрана окружающей среды Суверенитет над национальными природными ресурсами Доступ к энергетическим технологиям

Источник: [57].

Рис. 4. Основные принципы Конвенции по обеспечению международной энергетической безопасности

газа, все больше и больше стала считаться основной угрозой энергетической безопасности ЕС. А сланцевая революция в США свела практически к нулю и потребность этой страны в российских энергоресурсах.

В условиях развертывания процессов глобализации и либерализации мировой экономики и энергетики, повсеместного стремления к энергетической самодостаточности, опирающегося на достижения науки и новейшие технологии, основным вкладом России в формирование глобальной энергобезопасности может стать не столько экспорт энергоресурсов, сколько инициализация ряда рамочных международных соглашений, направленных на создание целостной системы энергетической безопасности.

Своеобразным прообразом или базовым элементом подобной системы, которая должна быть прозрачной, базироваться на международном праве и ответственной политике в отношении спроса и предложения энергоресурсов, можно считать проект Конвенции по обеспечению международной энергетической безопасности, подготовленный российскими экспертами, и в ноябре 2010 г. широко распространенный по дипломатическим каналам. Основные принципы этого документа показаны на рис. 422.

Соответственно, представляется целесообразным, несмотря на все сложности текущего периода, настойчиво продолжать эту работу, используя ранее сделанный задел.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мастепанов А.М. Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 11 / РАН. ИНИОН; отв. ред. В.И. Герасимов. - М., 2016. - Ч. 2. - 744 с. (с.138-144).

2. Денчев К Мировая энергетическая безопасность: история и перспективы. - URL: http:// www.hist.msu.ru/Journals/ NNI/pdfs/Denchev_ 2010.pdf

3. Mandil Cl. Energy Security: the IEA's Perspective. New Orleans, 2007, р. 18. - URL: http:// www. iea. org/rextbase/speech/2007/mandil/ NewOrleans.pdf.

4. Энергодиалог Европейский союз - Российская Федерация. Вектор развития Евросоюза //

22 Подробный анализ проекта Конвенции дан в [8].

Приложение к журналу «Энергетическая политика». - М.: ГУ ИЭС, 2007.

5. Председатель Европейской комиссии Ж.-М. Баррозу: ««Энергетическую безопасность не обеспечить, ««латая дыры» // Известия. 11.07.2006.

6. Мастепанов А.М. Обеспечение энергетической безопасности: поиск решений в условиях новых вызовов//Neftegaz.RU, № 10, 2015. С. 18-29.

7. Энергетика и геополитика / под ред. В.В. Костюка и А.А. Макарова. РАН. М.: Наука, 2011.

8. Энергетические приоритеты и безопасность России (нефтегазовый комплекс) / под

общ. ред. А.М. Мастепанова. М.: Газпром экспо, 2013, 336 с.

9. Энергетическая безопасность России. - Новосибирск: Наука. Сиб. изд. фирма РАН, 1998, 302 с.

10. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Энергетическая безопасность (ТЭК и государство). - М.: Знание, 2000, 304 с.

11. Ресурсно-инновационное развитие России / под ред. А.М. Мастепанова и Н.И. Комкова. -Изд. 2-е, доп. - М.: Институт компьютерных исследований, 2014, 744 с.

12. The History of the IEA. Vol. II. Major Policies and Actions. OECD, Paris, 1995.

13. Energy Dictionary / World Energy Council. Paris: Jouve Sl., 1992.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Energy Technology Policy. - OECD, Paris, 1985.

15. Security of Supply. - Energy in Europe, 1990, № 16.

16. The IEA Natural Gas Security Study. - IEA/ OECD, Paris, 1995.

17. Shared Goals. - OECD, Paris, 1993.

18. The History of the IEA. Vol. II. Major Policies and Actions. - OECD, Paris, 1995.

19. Energy Policies of the IEA Countries. 1997 Review. - OECD/IEA, 1997.

20. Россия - Европа: стратегия энергетической безопасности. Материалы Консультативного совещания. - М., 1995.

21. Энергетическая политика России на рубеже веков. Т. 2. Приоритеты энергетической политики: от энергетической безопасности - к энергетической дипломатии. М.: Папирус ПРО, 2001. 792 с.

22. Глобальная энергетическая безопасность. Санкт-Петербург, 16 июля 2006 г. -URL: http://g8russia.ru/docs/11.html

23. Богомолов П. Нефть еще напомнит о ... еврокоммунизме //Нефть России, № 10, 2012.

24. Мастепанов А.М. Энергетический профицит - новая реальность // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. № 1, 2014. С. 5-6.

25. Мастепанов А.М. Перелом энергетической философии. Некоторые направления развития мирового нефтегазового комплекса и их значение для России // Нефть России. № 11-12, 2014. С.17-24.

26. Мастепанов А.М. Мировая энергетика: еще раз о новых вызовах // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. № 11, 2014. С. 4-6.

27. Дмитриев С.С. Энергетическая стратегия Б. Обамы: опора на инновации и технологическое лидерство. - М.: ИМЭМО РАН, 2014. - 162 с.

28. Energy and Security: Toward a New Foreign Policy Strategy / Jan H. Kalicki and David L. Goldwyn (eds.). Washington - Baltimore: Woodrow Wilson Center Press, Johns Hopkins University Press, 2005. 604 p.

29. Carol Kessler and Sean Kreyling. Energy Security: The United States & China. Center for Global Security. PNNL-SA-59630, March 2009. -URL: http://cgs.pnnl.gov/pdfs/EnergySecurity.pdf

30. Нефтяной день независимости Соединенных Штатов//Независимая газета, 02.04.2010.

31. Annual Energy Outlook 2015. With Projections to 2040. April 2015. U.S. Energy Information Administration. Office of Integrated and International Energy Analysis. U. S. Department of Energy, Washington, DC 20585 - URL: http:// www.eia.gov/forecasts/aeo

32. Golden Rules for a Golden Age of Gas. World Energy Outlook. Special Report on Unconventional Gas. OECD/IEA, 2012.

33. National Security Strategy. February 2015. The White House Washington. 35 р.

34. Energy Security in the United States. Congress of the United States, Congressional Budget Office. May 2012. - URL: https://www.cbo.gov/ publication/43133

35.NationalSecurityStrategy 2015. - URL: http:// nssarchive. us/wp-conten t/uploads/2015/02/2015.pdf

36. URL: https://www.gazeta.ru/ business/2017/02/22/10539173.shtml

37. Energy Security Strategy. Presented to Parliament by the Secretary of State for Energy and

Climate Change by Command of Her Majesty. November 2012.

38. Проблемы экономической безопасности Евроатлантического региона / Материалы ситуационного анализа в рамках проекта Евро-атлантическая инициатива в области безопасности (EASI), 29 июня 2010 г. - М.: ИМЭМО РАН, 2010. - 71 с.

39. Hard Truths, Difficult Choices. Recommendations to the G-7 on bolstering Energy Security. Institute for the Analysis of Global Security, 2014.

40. Marie-Claire Aoun. European Energy Security Challenges and Global Energy Trends: Old Wine in New Bottles? // IAI Working Papers. - January 2015.

41. Marco Siddi. The EU'S Energy Union. Towards an integrated European Energy Market? // FIIA Briefing Paper 172. March 2015.

42. Fabio Genoese et al. Energy Union: Can Europe learn from Japan's joint gas purchasing?// CEPSCommentary, December 2014, pp. 1-2.

43. Новак А.В. Энергетика Евразии: путь в будущее (тезисы выступления - Берлин, 13 апреля 2015 г.). - URL:http://www.minenergo. gov.ru/press/ doklady/2216.html

44. Second Strategic Energy Review. An EU Energy Security and Solidarity Action Plan.

COM (2008) 781 final. Brussels, 13.11.2008.

URL: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/ Lex UriServ. do ?uri= C0M:2008:0781:FIN:EN:PDF

45. Энергетический диалог Россия - Европейский союз // Приложение к журналу Энергетическая политика. - М.: ГУ ИЭС, 2001.

46. Картельные опасения // РБК daily. 06.04.2007.

47. Gal Luft. Hard Truths, Difficult Choices. Recommendations to the G-7 on bolstering energy security. Institute for the Analysis of Global Security, may 2014. - URL: http://www.iags.org/G7report.pdf

48. Мастепанов А.М. Газогидраты: путь длиною в 250 лет (от лабораторных исследований до места в мировом энергетическом балансе). - М.: Энергия, 2014. - 272 с.

49. Akhonbay, H. Saudi Arabia's Energy Policy. A Disciplined Approach to Forward-Looking Policymaking / H. Akhonbay [Electronic resource] / Center for Strategic and International Studies.

- URL: http://csis.org/files/publication/120831_ Akhonbay_ SaudiArabiaEnergy_ Web.pdf.

50. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 13 ноября 2009 г. № 1715

- URL: http://www.government.ru

51. Энергетическая стратегия России на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 28 августа 2003 г. № 1234-р / Информационно-правовая система «КонсультантПлюс».

52. Пятый пункт энергетики. Выступление в Париже на нефтегазовом саммите министра торговли Франции Ф. Лооса // Время новостей, 01.06.2006.

53. «Стимуляция диалога». Международное энергетическое агентство предлагает оптимизировать газовую отрасль России // Время новостей, 19.07.2006.

54. ЕС не верит в энергостратегию России // Коммерсант, 01.11.2006.

55. РИА ТЭК. 05.12.2006.

56. Совместное заявление Президента РФ Д.А. Медведева и Президента США Б. Обамы. 1 апреля 2009 года. - URL: http://news.kremlin. ru/ref_notes/168

57. Аверьянов Ю.Т. Основные направления и проблемы обеспечения глобальной энергетической безопасности // Право и безопасность. № 3-4 (43) 2012. С. 14-19.

Поступила в редакцию 27.02.2017 г.

A^. Mastepanov23

PROBLEMS OF ENERGY SECURITY ASSURANCE UNDER NEW GEOPOLITICAL CONDITIONS

The article covers the issues of energy security assurance when facing new challenges. It considers peculiar features of the current global development stage and their impact on forming approaches to energy security assurance. The paper shows that various countries (USA, EU, Asian OECD countries and Middle East states, China, India) understand and interpret energy security is different ways. The reasons of such differences are reviewed. The Russian position on these issues is specified.

Key words: energy security, energy policy, economic cooperation, challenges, geopolitics, global economic and energy sectors, energy resources, energy efficiency, EU, Russia, China, USA.

23 Alexey M. Mastepanov - Deputy Director of the Institute for Oil and Gas Problems RAS, Deputy Director of the Institute for Energy Strategy, Doctor of Economics, member of RAEN, e-mail: amastepanov@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.