Научная статья на тему 'Международная энергетическая безопасность: проблемы и угрозы'

Международная энергетическая безопасность: проблемы и угрозы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC-ND
6164
926
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ENERGY SECURITY / УГЛЕВОДОРОДНЫЕ РЕСУРСЫ / RESOURCES WARS / РЕСУРСНЫЕ ВОЙНЫ / ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / GLOBAL CHALLENGES / OIL AND GAS POLICY / EXPORTING COUNTRIES / IMPORTING COUNTRIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хлопов Олег Анатольевич

Статья посвящена анализу проблемы определения понятия «международная энергетическая безопасность», ее интерпретации различными участниками международного рынка нефти и газа. В начале XXI в. происходит обострение борьбы за природные ресурсы с усилением военного давления, и необходимы меры по обеспечению стабильности глобальной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International energy security: new problems and threats

The article covers the problem of definition “international energy security” and its interpretation by different actors of international oil and gas market. The beginning of XXIst century we witness the growing struggle for national resources with military pressure, of the necessity to secure stable functioning of the global economy and development.

Текст научной работы на тему «Международная энергетическая безопасность: проблемы и угрозы»

О.А. Хлопов

МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: ПРОБЛЕМЫ И УГРОЗЫ

Статья посвящена анализу проблемы определения понятия «международная энергетическая безопасность», ее интерпретации различными участниками международного рынка нефти и газа. В начале XXI в. происходит обострение борьбы за природные ресурсы с усилением военного давления, и необходимы меры по обеспечению стабильности глобальной экономики.

Ключевые слова: энергетическая безопасность, углеводородные ресурсы, ресурсные войны, глобальные проблемы.

1. Сложности определения понятия «международная энергетическая безопасность»

В современной научной и общественно-политической литературе существует множество понятий и трактовок международной энергетической безопасности, при определении которой большую роль играют национальные условия и политические предпочтения. Несмотря на изобилие исследований и публикаций по проблемам международной энергетической безопасности, не существует единого определения этого столь важного понятия.

Проблема энергетической безопасности возникла в начале XX в. и была вызвана новым этапом промышленной индустриализации, расширением международных рынков возникшими монополиями и вовлечением в индустриальную фазу развития новых национальных экономик.

Экономический подъем, начавшийся после Первой мировой войны, вызвал увеличение спроса на нефть. В 1928 г. сформи-

© Хлопов О.А., 2014

ровался Международный нефтяной картель (МНК), в который вошли восемь транснациональных компаний («семь сестер» - BP, Chevron, Exxon, Gulf, Mobil, Shell, Texaco, а также французская CFP). Этот картель монополизировал разведку и добычу нефти в ведущих нефтяных регионах мира, а также контролировал транспортировку, переработку, хранение и сбыт нефти и нефтепродуктов. Цены на нефть также устанавливались преимущественно этими компаниями, поскольку на долю свободного рынка независимых производителей приходилось всего около 5-10%.

В результате национализации нефтегазовой отрасли в нефтедобывающих странах третьего мира, особенно в 1960-е и 1970-е гг., западные корпорации потеряли право эксплуатировать ресурсы государств-производителей на основе традиционных концессий и лишились контроля над добычей энергоресурсов на Ближнем Востоке, в Северной Африке и Латинской Америке. Сформировавшись в 1960 г. и укрепившись в борьбе с нефтяными западными компаниями, ОПЕК (Организация стран-экспортеров нефти) стала сильнейшим картелем на мировом рынке нефти. К началу 1970-х гг. на долю его членов приходилось примерно 80% достоверных запасов, 60% добычи и 90% экспорта нефти в несоциалистических странах.

Нефтяной кризис 1973 г. был первым энергетическим кризисом и до сих пор считается крупнейшим. ОПЕК снизила объемы добычи нефти не только для того, чтобы повлиять на мировые цены в свою пользу. Одним из его результатов стало вскрытие истинных масштабов зависимости развитых стран от складывающихся на рынке цен на нефть.

В ответ на кризис 1973-1974 гг. европейские страны и США создали Международное энергетическое агентство (МЭА) - первую международную организацию, чьей задачей стало обеспечение энергобезопасности целой группы стран ОЭСР, тогда же и появилась концепция «энергетической безопасности». Таким образом, с образованием МЭА институционализировались две группы стран - страны экспортеров и импортеров нефти.

В 1980-е гг. ОПЕК как международная организация потеряла политический вес в противостоянии с западными компаниями и странами. Тем не менее эта организация остается главным игроком на международном рынке нефти.

В дальнейшем отношение к энергетической безопасности менялось с изменениями представлений о рисках и потенциальных ущербах в связи с нарушениями поставок. В 1970-1980-е гг. энергобезопасность рассматривалась, как правило, с точки зрения инте-

ресов потребителей энергоносителей (в первую очередь нефти) и понималась как обеспечение стабильного и надежного снабжения их энергоносителями по приемлемым для них ценам. Странам-экспортерам традиционно отводилась роль поставщиков и единственных виновников в дестабилизации ситуации на мировых рынках.

В опубликованном докладе МЭА в 1985 г. «Энергетическая политика в области технологий» энергетическая безопасность была определена как «адекватные поставки энергии по разумной цене». Сегодня МЭА определяет энергетическую безопасность как «доступ к достаточной (по объему), надежной и доступной (по цене) энергии»1. Однако здесь просматривается определенная ограниченность подхода, связанная с тем, что данная организация представляет только интересы стран - импортеров топливно-энергетических ресурсов, которые далеко не всегда совпадают с интересами других участников мирового энергетического рынка.

В дальнейшем определения энергетической безопасности трактовались с точки зрения национальной энергетической безопасности того или иного государства или группы стран. Национальная энергетическая безопасность стала определяться как адекватное энергоснабжение для обеспечения нации и ее экономики. Достаточно часто это понятие сводилось просто к энергетической самодостаточности. Такой «государственно-центристский» подход к трактовке энергетической безопасности сохраняется у ряда экспертов до сих пор.

Согласно оценке американских специалистов в сфере энергетики «энергетическая безопасность - обеспеченность доступа к энергетическим ресурсам, необходимым для поступательного развития национальной мощи (государства)»2. При этом для США понятие «энергетическая безопасность» стало идентифицироваться с понятием «энергетическая независимость. Так, например, в США звучали заявления о необходимости отказа от импорта энергоносителей из нестабильных стран, их замене собственными источниками и альтернативной энергетикой.

К началу 1990-х гг. на глобальном уровне выделились три группы акторов (участников), которые могли оказывать определяющее воздействие на состояние международной энергетической безопасности. Это - промышленно развитые страны, объединенные в Международное энергетическое агентство (МЭА), страны-члены ОПЕК и энергетические транснациональные корпорации (ТНК). В то же время они имели прямо противоположные подходы к обеспечению энергетической безопасности и пониманию ее проблем. Со вступлением новых стран в процессы глобализации и эконо-

мической кооперации и усилением экономического роста новых индустриальных стран в начале XXI в. обозначились три группы стран, которые стали активно влиять на глобальную энергетическую политику - страны-экспортеры, страны-импортеры и стра-ны-транзитеры нефти и газа.

Новая расстановка сил на международном рынке углеводородных ресурсов отразилась в современном понимании содержания международной энергетической безопасности.

Президент Кембриджской ассоциации энергетических исследований (CERA) Д. Ергин (автор знаменитого труда «Добыча») дает следующее определение. «Цель энергетической безопасности -обеспечить адекватные, надежные поставки энергии по разумным ценам и таким образом, чтобы не подвергать опасности основные национальные ценности и цели»3. В число десяти ключевых принципов обеспечения энергетической безопасности он включает не только диверсификацию поставок и наличие запасных производящих мощностей, но и стабильность глобального рынка энергоносителей, хорошие отношения США как со странами-производителями, так и с другими крупными потребителями энергоресурсов, многосторонние меры охраны важнейших месторождений и путей транспортировки нефти и газа, международные проекты исследования перспектив мировой энергетики и повышения эффективности энергопотребления.

По мнению экспертов группы Всемирного банка, энергетическая безопасность означает, что «страна может стабильно производить и использовать энергию по разумным ценам в целях: содействия экономическому росту и за счет этого - снижения уровня бедности; непосредственного улучшения качества жизни населения путем расширения доступа к современным услугам в сфере энергетики»4.

Согласно документу «Энергетическая стратегия России на период до 2030 года» энергетическая безопасность определяется как «состояние защищенности страны, ее граждан, общества, государства и экономики от угроз надежному топливо- и энергообеспечению. Эти угрозы определяются внешними (геополитическими, макроэкономическими, конъюнктурными) факторами, а также состоянием и функционированием энергетического сектора страны»5.

Концептуальные положения и механизмы обеспечения международной энергетической безопасности активно разрабатываются прежде всего в рамках Международного энергетического агентства, ОПЕК, а также рядом международных организаций ЕС, НАТО, НАФТА, АТЭС.

Сложность в определении международной энергетической безопасности вызвана тем обстоятельством, что, во-первых, энергетическая безопасность является составной частью национальной безопасности отдельных государств. Поэтому проблемы в области энергетики рассматриваются странами с точки зрения своих национальных интересов и экономических приоритетов. В данном случае интересы стран-экспортеров, импортеров и транзитеров могут диаметрально расходиться.

Во-вторых, как и в обеспечении международной безопасности, на глобальном уровне отсутствует единый механизм выработки и принятия консенсусного решения в интересах всех сторон. Отсутствие единого международного арбитра порождает «борьбу каждого против всех» - эгоистические интересы стран превалируют над общими. Эти два обстоятельства находят свое отражение в теоретических концепциях и подходах школы политического реализма и неореализма в теории международных отношений.

В-третьих, участие различных экономических игроков в лице крупных транснациональных компаний, финансовых групп, а также влиятельных международных организаций, таких как ОПЕК, МЭА, группы Всемирного банка и др., усложняет систему мирохозяйственных связей и выработку единых подходов к проблемам международной энергетической безопасности.

Значительный рост объемов международной торговли, увеличение доли экспортно-импортных операций расширили количество участников и масштаб деятельности во всех областях, что привело к формированию и развитию транснациональных корпораций (ТНК).

Таким образом, рассмотрение проблемы международной энергетической безопасности в новых реалиях начала XXI в. может быть полным и адекватным только с учетом интересов основных участников энергетических рынков-производителей (экспортеров) и потребителей (импортеров) и транзитеров, т. е. стран, через территории которых проходит транзит нефти и газа, а также транснациональных участников - ТНК.

В 2010 г. в журнале International Organizations Джозев Колган опубликовал статью, в которой на основании фактов, статистических данных с использованием нового количественного анализа за период с 1945 по 2001 гг. высказал гипотезу, что страны-экспортеры нефти чаще других государств вовлекаются в межгосударственные военные споры, проводят агрессивную внешнюю политику. Исследователь развивает теорию, что в целом страны-экспортеры нефти в большей степени предрасположены к созданию конфликт-

ных ситуаций с использованием оружия, чем обычные государства, не обладающие экспортными объемами нефти. Результаты, по мнению исследователя, свидетельствуют о том, что «революционные правительства» нефтяных государств (ре1го81а1ев) создают дополнительную угрозу международному миру и стабильности и что данная теория противоречит другому общепринятому утверждению, что государства-экспортеры нефти сами являются объектами международной конкуренции за обладание ресурсами со стороны других стран и компаний6.

Данная концепция представляется достаточно спорной, хотя и не лишена основания, особенно если попытаться проанализировать деятельность отдельных стран ОПЕК и их внешнюю политику в контексте «холодной войны» и нашего времени.

Сложность определения понятия международной энергетической безопасности вызвана комплексным составом ее элементов. Одним из самых важных компонентов является национальная безопасность, а также энергетическая безопасность, экономическая безопасность и состояние топливно-энергетического комплекса того или иного государства.

Национальная безопасность исходит из защиты национальных интересов государств, которые де-юре равны, хотя де-факто имеют разный вес и вносят свой «вклад» в международную систему на основе своих военно-политических и экономических потенциалов. Так, в «Энергетической стратегии России на период до 2030 года» отмечается, что энергетическая безопасность является главным стратегическим ориентиром долгосрочной государственной энергетической политики. Вместе с этим документ отмечает, что «энергетическая безопасность является одной из важнейших составляющих национальной безопасности страны»7.

Цели национальной энергетической безопасности государства определяются исходя из того, к какой группе стран оно принадлежит: нетто-потребителям, нетто-производителям или транзите-рам ресурсов.

Исходя из этого, энергетическая безопасность для определенной группы государств (потребителей) означает установление контроля над основными энергетическими производителями и транспортировкой энергоресурсов (для Европы, к примеру, основным вопросом в этой сфере является зависимость от газовых поставок из России и необходимость диверсификации поставщиков).

Говоря об интересах производителей и поставщиков энергоносителей, следует подчеркнуть, что проблема цены на энергоно-

сители сегодня является также составной частью международной энергетической безопасности.

Обзор существующих концепций и определений энергетической безопасности позволяет выделить три основных подхода к решению проблем международной энергетической безопасности. Первый подход (взаимозависимости) предполагает установление определенного структурного экономического баланса между производителями и потребителями энергии, поскольку именно структурные проблемы межгосударственных поставок энергоносителей на основе углеводородов приводят к уязвимости национальных экономик.

Второй подход (институциональный) предполагает анализ эффективности деятельности международных институтов и организаций в обеспечении энергетической безопасности (МЭА, ОЭСР, ОПЕК, группа Всемирного банка).

Третий подход акцент делает на диверсификации поставок в связи с развитием новых технологий, движением в сторону дере-гуляции рынка, международных инвестиций и взаимозависимости в энергетическом секторе, предполагает исследование проблемы доступа к энергии. В данном случае энергетика выступает как сложная система торговых взаимоотношений, где основным источником угроз для экономических и политических систем становится система формирования цен.

Очевидно, что в современных условиях эти три подхода следует не противопоставлять друг другу, а объединять.

2. Система и угрозы международной энергетической безопасности

Система международной энергетической безопасности (в частности, безопасности США и Европы) стала формироваться в 1972 г. как ответная реакция на нефтяное эмбарго арабских стран. Главные задачи такой системы заключались в обеспечении координации политики промышленно развитых стран в случае перерывов в поставках нефти, стимулировании сотрудничества в области энергетической политики и недопущении в будущем ситуации использования нефти как инструмента политического давления.

В современных международных отношениях взгляд на энергетическую безопасность значительно расширился. Под воздействием существенных международно-политических изменений в начале XXI в. при анализе международной энергетической

безопасности выделяют такие взаимосвязанные аспекты, как ресурсный, военно-политический, финансовый, экологический и технологический8.

Как отмечают эксперты в очередном докладе МЭА «World Energy Outlook 2012», сегодня происходит изменение энергетической карты мира, которое может иметь далеко идущие последствия для энергетических рынков и торговли. К наиболее значимым переменным они относят: возрождение нефте- и газодобычи в Соединенных Штатах, отказ некоторых стран от атомной энергетики, быстрое развитие ветровой и солнечной энергетики, рост темпов добычи нетрадиционного газа, успехи Ирака в возрождении своей нефтяной отрасли, а также международные усилия по повышению энергоэффективности экономики9.

В докладе Национального совета по разведке США (NIC) «Глобальные тенденции 2030: Альтернативные миры», опубликованном в декабре 2012 г., отмечается, что «к 2030 г. ни одна страна, включая США и Китай или любую другую крупную страну, не будет мировым гегемоном»10. США к 2030 г. утратят лидерство, но обретут независимость в вопросах энергетики и благодаря крупным запасам нефти и газа даже станут их экспортером.

Согласно прогнозам NIC к 2030 г. спрос на продовольствие в среднем вырастет на 35%, на воду - на 40, на энергоносители -на 50%. В результате некоторые регионы и даже отдельные континенты, в частности Африка и Ближний Восток, будут испытывать серьезную нехватку еды и воды. Новые технологии увеличения добычи углеводородов подорвут контроль со стороны ОПЕК за ценами на «черное золото». Это может привести к коллапсу нефтяных цен и сильнейшему негативному эффекту для экономик, зависимых от экспорта нефти и газа.

По оценке МЭА на конец 2012 г., спрос на нефть в 2035 г. достигает 99,7 млн бар./день, поднявшись со значения 87,4 млн бар./день в 2011 г. Это неуклонное повышение роста потребления нефти происходит в странах с развивающимися рынками, особенно для нужд транспорта в Китае, Индии и на Ближнем Востоке, которое намного перевешивает сокращение потребления в странах ОЭСР11.

Нестабильность в критически важных в энергетическом смысле регионах, таких как Ближний Восток, Венесуэла, Нигерия, Каспийский регион, влияет на систему международной энергетической безопасности. Одновременно разворачивается острая конкурентная борьба среди лидеров развитых (США, Западная Европа, Япония) и развивающихся стран (Китай, Индия, Бразилия)

за свободный доступ к постепенно истощающейся традиционной сырьевой базе.

Анализ показывает, что у основных энергетических игроков в мире стратегии по обеспечению ресурсной безопасности весьма отличаются. Региональные и мировые державы, обладающие серьезными запасами энергоресурсов или претендующие на них, готовы защищать свои экономические интересы, в том числе с применением военной силы.

Как подчеркивает авторитетный российский эксперт С. Караганов, «не случайно чуть ли не главное направление наращивания вооружений растущими державами - военно-морские силы, которые остаются, как и во времена классической геополитики, главным объектом интереса великих держав. Больших войн за главный ресурс будущего - пресную воду - пока нет. Но наметившаяся тенденция к перекрытию верховьев рек, а такая практика особенно опасна для Индокитая и Индостана, может привести к тому, что данная проблема окажется в сфере применения военной силы»12.

При этом повышенное внимание уделяется социально-экономическим аспектам энергобезопасности: последствия глобального экономического кризиса 2008-2010 гг.; повышение спроса на нефть, газ и другие невозобновляемые стратегически важные ресурсы со стороны развивающихся стран (Индия, Китай); растущее население мира, порождающее повышение спроса на воду и продукты питания; изменение климата, что приводит к повышению уровня Мирового океана и наводнениям; рост морской торговли; экономические конфликты (протекционизм, война национальных валют).

Усложняется глобальная цепь поставок. Например, большая часть поставок нефти в экономику США осуществляется по морю. В настоящее время в среднем ежедневно около 47 млн бар. нефти курсирует в танкерах. Российская нефть на 60% транспортируется по трубопроводам и лишь 5% - железнодорожным транспортом, причем эти виды достаточно доступны для террористического вмешательства.

Наконец, актуализируются проблемы повышения эффективности использования энергии ввиду увеличения спроса и сокращения запасов невозобновляемых природных ресурсов, а новые технологии позволяют переходить к использованию нетрадиционных видов энергии, таких как солнечные и ветряные станции, возобновляемые и аккумулируемые источники энергии.

Обозначились угрозы природных аномалий и катаклизмов, техногенных катастроф, которые могут полностью дестабилизи-

ровать глобальный энергетический рынок. Ухудшение экологической среды создает прямую угрозу жизни и здоровью населения, разрушает озоновый слой защиты от ультрафиолетовых лучей, а также стимулирует «парниковый эффект», повышающий среднюю температуру атмосферы и ведущий к необратимым климатическим изменениям.

Возможные решения перечисленных проблем лежат на пути постепенной замены ставшей тупиковой парадигмы непрерывного традиционного экономического роста и увеличивающегося потребления более устойчивым и безопасным развитием разнообразных, многоукладных экономических систем, новым технологическим укладом. Как отмечает в своей книге Робин Шарма, «не снизив потребности, ты никогда не будешь чувствовать себя удовлетворенным. Ты всегда будешь походить на того игрока в Лас-Вегасе, который остается за рулеткой еще на один круг в надежде, что выпадет его счастливый номер. Ты всегда будешь хотеть большего, чем имеешь. Можно ли при этом быть счастливым?»13.

Обеспечение национальной и международной энергетической безопасности в условиях глобализации и усиливающейся конкуренции возможно достичь за счет: а) недопущения применения военной силы для разрешения энергетических конфликтов; б) урегулирования энергетических проблем на основе международного права; в) взаимосвязи энергетической политики в области экспорта, импорта и транзита энергоресурсов, диверсификации рынков сбыта энергоресурсов; г) развития новых форм международного сотрудничества для обеспечения энергетической безопасности и стабильности; д) создания новых механизмов координации действий государств в энергетической сфере, а также в области урегулирования энергетических конфликтов.

Таким образом, международную энергетическую безопасность можно определить как состояние устойчивости экономических систем различного уровня (мировой, региональной, национальной) в условиях воздействия внутренних и внешних угроз и проблем. Целью функционирования такой системы являются обеспечение доступности и достаточности энергоресурсов по приемлемым условиям и ценам для стабильного функционирования и устойчивого развития политических и социально-экономических систем на глобальном, региональном и национальном уровнях (стран-потребителей, производителей и транзитеров).

Анализ проблем приводит к выводу, что невозможно создать отдельно энергетическую безопасность потребителей и энергетическую безопасность поставщиков. Такой односторонний подход

является недееспособным, так как в эпоху глобализации и интеграции невозможно оставаться полностью независимым, когда спрос и предложение энергоресурсов взаимосвязаны. Поэтому необходима единая международная энергетическая безопасность, что приводит к необходимости формулирования ее как системы.

При этом следует учитывать в равной степени интересы производителей и потребителей энергоносителей при анализе и обеспечении энергетической безопасности. Именно такая идея легла в основу санкт-петербургского саммита С-8 в 2006 г. В ходе дискуссии по энергетической безопасности удалось совместно выявить фундаментальную формулу баланса интересов и равной ответственности поставщиков, потребителей и транзитных стран.

В итоговом документе «Глобальная энергетическая безопасность», принятом на саммите, подчеркивается, что глобальная энергетическая безопасность - это обеспечение устойчивого и бесперебойного снабжения энергетическими ресурсами всех стран мира по ценам, приемлемым как для потребителей, так и для производителей этих ресурсов, с минимальным ущербом для окружающей среды в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития мирового сообщества.

Прошедший после саммита период показал, что этот подход не должен ограничиваться лишь рамками «восьмерки», а должен распространяться на максимально возможное число стран.

Примечания

IEA. World Energy Outlook, 2007. P., 2007. P. 160.

Energy and Security: Toward a New Foreign Policy Strategy / J.H. Kalicki, D.L. Goldwyn (eds.). Washington; Baltimore: Woodrow Wilson Center Press; Johns Hopkins University Press, 2005. P. 9.

Yergin D. Energy security in the 1990s // Foreign Affairs. 1988. Vol. 67. № 1. P. 111. Вопросы энергетической безопасности [Электронный ресурс] // Строительный портал ВесьБетон. URL: http://www.allbeton.ru/upload/iblock/e54/voprosi-energeticheskoy-bezopasnosti-doklad-gruppi-vsemirnogo-banka.pdf (дата обращения: 10.10.2012).

Энергетическая стратегия России на период до 2030 года [Электронный ресурс] // Министерство энергетики Российской Федерации. URL: http:// minenergo.gov.ru/activity/energostrategy/ (дата обращения: 18.11.2012). Jeff D. Colgan Oil and Revolutionary Governments: Fuel for International Conflict // International Organization. 2010. Vol. 64. № 4. P. 661-694. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года [Электронный ресурс].

3

4

5

6

Миронов Н. Мифы и вызовы глобальной энергетической безопасности // Мировая энергетика. 2007. № 3-4.

World Energy Outlook 2012 [Электронный ресурс] // International Energy Agency. URL: http://www.iea.org/publications/freepublications/publication/ Russian.pdf (дата обращения: 01.12.2012).

Global Trends 2030: Alternative World [Электронный ресурс] // Office of the Director of National Intelligence. URL: http://www.dni.gov/files/documents/ GlobalTrends_2030.pdf (дата обращения: 12.12.2012). World Energy Outlook 2012 [Электронный ресурс].

Караганов С. Зачем оружие? [Электронный ресурс] // Россия в глобальной политике. 2012. № 5. Сентябрь/октябрь. URL: http://globalaffairs.ru/number/ Zachem-oruzhie-15719 (дата обращения: 02.12.2012).

Шарма Р. Монах, который продал свой «феррари». М.: София, 2012. С. 154.

8

9

10

11

12

13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.