Научная статья на тему 'Международное сотрудничество России в сфере энергетической безопасности'

Международное сотрудничество России в сфере энергетической безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1862
499
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГЕТИКА / МЕЖДУНАРОДНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ENERGY / INTERNATIONAL SECURITY / INTERNATIONAL COOPERATION / ENERGY SECURITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чапчиков С. Ю.

В статье рассматриваются некоторые особенности и проблемы развития международного сотрудничества государств в энергетической сфере на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International cooperation of Russia in the sphere of enerqy security

The article deals with some issues and features of development of international co-operation between states in energy sphere.

Текст научной работы на тему «Международное сотрудничество России в сфере энергетической безопасности»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ В СФЕРЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

С.Ю. Чапчиков

Кафедра правового обеспечения управленческой деятельности Международный институт управления МГИМО(У) МИД России просп. Вернадского, 76, Москва, Россия, 119454

В статье рассматриваются некоторые особенности и проблемы развития международного сотрудничества государств в энергетической сфере на современном этапе.

Ключевые слова: энергетика, международная безопасность, национальная безопасность, международное сотрудничество, энергетическая безопасность.

В начале ХХ! века весь мир столкнулся с энергетическими вызовами, продиктованными ускоренным экономическим ростом, увеличением населения на планете, сближением уровня потребления сырьевых ресурсов в развитых и развивающихся странах, исчерпанием и крайне неравномерным распределением энергетических ресурсов, чрезмерной неблагоприятной нагрузкой на окружающую природную среду, процессами глобализации и рядом иных факторов. Все это выдвинуло в международных отношениях на первый план проблему энергетической безопасности.

Энергетическая безопасность определяется в Энергетической стратегии России на период до 2020 г. как состояние защищенности страны, ее граждан, общества, государства, экономики от угроз надежному топливо- и энергообеспечению. Эти угрозы определяются как внешними (геополитическими, макроэкономическими, конъюнктурными) факторами, так и собственно состоянием и функционированием энергетического сектора страны [8]. Мир уже фактически вступил в эпоху, когда надежное энергообеспечение и доступ к энергоресурсам во многом определяют возможности развития той или иной страны, ее экономики и общества.

По прогнозу Организации экономического сотрудничества и развития численность населения на земном шаре к 2030 г. возрастет до 8 млрд человек. Рост мирового ВВП в этот период составит около 3% в год, а промыш-

ленное производство удвоится. Доля объема производства в промышленно развитых странах будет по-прежнему доминировать в мировом ВВП, но на фоне замедляющихся темпов роста экономик этих стран объем производства в развивающихся странах будет расти более высокими темпами [7].

По прогнозам МЭА, к 2030 г. мировое энергопотребление вырастет на 45%, то есть будет увеличиваться в среднем на 1,6% в год, причем более половины объема прироста придется на Китай и Индию [5].

Эксперты при этом отмечают, что уже сейчас мировой энергетический рынок сталкивается с целым рядом проблем, важнейшими из которых являются: высокие и неустойчивые цены на нефть; растущая зависимость многих стран от импорта энергоресурсов; истощение крупнейших месторождений углеводородного сырья и закрытость информации по запасам углеводородов; недостаточность инвестиционных ресурсов, направляемых на освоение новых месторождений и развитие инфраструктуры; политическая нестабильность в ряде добывающих регионов, прежде всего ближневосточном; уязвимость инфраструктуры перед природными и техногенными катаклизмами.

Решение этих проблем требует активного международного сотрудничества. Это сотрудничество уже имеет определенную историю и к настоящему времени опирается на солидную правовую базу, которая содержится в соответствующих международно-правовых актах: декларациях, конвенциях, протоколах, договорах, соглашениях и ряде других документов по обеспечению защиты окружающей среды, экологии, а также снижению негативных последствий деятельности в сфере энергетики [3. С. 63]. Значительную роль в организации сотрудничества играют международные организации. К числу этих организаций следует отнести Международное энергетическое агентство (МЭА), Организацию стран-экспортеров нефти (ОПЕК), Международный экономический форум (МЭФ).

Основные направления нашего сотрудничества с МЭА связаны с основными целями и задачами агентства, сформулированными в Международной энергетической программе, в Программе долгосрочного сотрудничества, а также в документе «Общие цели», одобренном на встрече министров энергетики стран — членов МЭА в 1993 г. В 1994 г. в Москве была подписана Совместная декларация о сотрудничестве в области энергетики между Правительством Российской Федерации и МЭА. Декларация в качестве главной задачи ставит развитие сотрудничества в проведении исследований и разработок, направленных на энергосбережение и энергоэффективность, использование альтернативных источников энергии, создание новых предприятий энергетики.

Основой для конкретного сотрудничества России и МЭА в настоящий момент служит «Меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству в сфере энергетики между Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации и Международным энергетическим агентством до 2010 г.» [9].

ОПЕК, как постоянно действующая организация, включает в себя 13 стран-членов. Россия с 1998 г. в качестве наблюдателя участвует в конференциях ОПЕК. В 2008 г. Россия заявила о готовности стать постоянным наблюдателем в картеле. Россия активно участвует также в заседаниях экспертов, в семинарах и конференциях ОПЕК.

Особая роль в организации международного сотрудничества принадлежит МЭФ, возникшему в 1991 г. В первом форуме приняло участие 25 стран и 9 международных организаций. В настоящее время МЭФ представляет собой механизм неофициальных многосторонних и двусторонних дискуссий и консультаций по актуальным проблемам развития мировой энергетики, рынков и энергетической безопасности с участием руководителей ведомств, отвечающих за энергетическую политику из более чем 70 стран (импортеров и экспортеров), ЕС, а также ОПЕК, МЭА и других международных организаций, включая ООН. Основными целями МЭФ являются укрепление двустороннего диалога и сотрудничества между странами — потребителями и производителями нефти и газа, а также международными организациями в сфере общих интересов; гарантирование продолжения двустороннего диалога, развитие международной энергетики; стимулирование развития отношений между энергетической отраслью и правительствами стран — производителей и потребителей нефти и газа — через активное вовлечение индустрии в деятельность МЭФ и ряд других [6].

Россия с самого начала принимает активное участие в деятельности МЭФ. В 2006 г. Правительство России приняло решение о ежегодном перечислении в бюджет секретариата МЭФ добровольного взноса. Нашим представителям в организации предложено активизировать свое участие в деятельности исполнительного совета МЭФ. Это позволит России как ведущей энергетической державе активнее защищать наши интересы в мировой энергетике и развивать стратегическое сотрудничество с основными странами — потребителями и производителями энергоресурсов, в том числе странами Персидского залива [9].

В международном сотрудничестве в сфере энергетической безопасности предметом острой дискуссии является отношение государств к Энергетической хартии.

Энергетическая хартия 1991 г. представляет собой декларацию намерения поощрять энергетическое сотрудничество между Востоком и Западом, целью которого является обеспечение надежного энергоснабжения европейских государств.

В декабре 1994 г. был подписан Договор Энергетической хартии (ДЭХ), который вступил в силу в апреле 1998 г. Договор был разработан на основе Энергетической хартии 1991 г. В отличие от хартии Договор 1994 г. является юридически обязательным многосторонним соглашением. Это единственное в своем роде соглашение, касающееся межправительственного сотрудничества в энергетическом секторе, охватывающее всю энергетическую производственносбытовую цепочку (от разведки до конечного использования) и все энергетические продукты и связанное с энергетикой оборудование.

Российские представители принимали участие в разработке Договора к Энергетической хартии и ведут работу в рамках этой конференции. Однако ДЭХ не ратифицирован Россией. В июне 1997 г. участники парламентских слушаний в Думе рекомендовали отложить ратификацию.

Основная проблема, связанная с ДЭХ, в том, что правила, установленные хартией, носят односторонне направленный характер, не учитывающий интересов России. Россия считает, что в настоящее время нужно создать универсальные правила, которые будут устраивать всех. В противном случае, отметил в связи с этим Президент РФ Д.А. Медведев, эти правила не будут выполняться. «И мы вместо нормального порядка получим кризисы и дезорганизацию в энергетической сфере, а этого допустить нельзя» [1].

По инициативе Российской Федерации обсуждение проблем энергетической безопасности стало одной из приоритетных тем саммита глав государств «Группы восьми» в Санкт-Петербурге (2006 г.) [1]. В 2008 г. на саммите глав государств «Группы восьми» в Токио Президент Российской Федерации Д.А. Медведев призвал лидеров «Группы восьми» подумать над новыми документами в области энергетического диалога.

Выступая на Петербургском международном экономическом форуме 5 июня 2009 г., Президент РФ Д.А. Медведев подчеркнул, что для обеспечения стабильности энергетического рынка «нет другого пути, кроме как взаимодействие производителей и потребителей, скоординированного проведения совместной энергетической политики, причем на основе юридически обязывающих соглашений» [1].

По правовым рамкам международного энергетического сотрудничества Россия направила новые предложения своим партнерам. Они предусматривают такую коррекцию существующих энергетических соглашений, которая учитывает проблемы самых разных стран.

Вопросы обеспечения и поддержания энергетической безопасности поставили правительства ряда стран перед необходимостью формулировки базисных принципов своей энергетической политики с целью защиты национальных интересов.

Примером может служить законопроект Ричарда Лугара «Акт об энергетической дипломатии и безопасности» в США. Основная его идея — необходимость введения «энергетической безопасности» в число основных приоритетов внешней политики США [4].

Свою программу внешней энергетической политики имеет и Россия. Важнейшим направлением энергетической политики страны является международное сотрудничество в области освоения и разработки топливноэнергетических ресурсов. Задача этого сотрудничества — обеспечить повышение эффективности использования энергоресурсов и освоить новые энергетические рынки.

Стратегические интересы России обусловливают необходимость формирования единой энергетической и энерготранспортной инфраструктуры со стра-

нами Европы и Азии и обеспечения недискриминационного транзита энергоносителей [8].

В Энергетической стратегии России на период до 2020 г. подчеркнуто, что Россия в энергетическом сотрудничестве будет добиваться недискриминационного режима внешнеэкономической деятельности в энергетическом секторе, доступности для российских энергетических компаний зарубежных рынков энергоресурсов, финансовых рынков, передовых энергетических технологий, привлечения на взаимовыгодных условиях зарубежных инвестиций [8].

Новым фактором в период до 2020 г. будет являться участие России как крупного поставщика энергоресурсов в обеспечении международной энергетической безопасности.

Ориентиры международного сотрудничества в энергетической сфере, которые сейчас предлагает Россия, сформулированы Президентом РФ в документе «Концептуальный подход к новой правовой базе международного сотрудничества в сфере энергетики (цели и принципы)».

В нем обозначены следующие приоритеты этого сотрудничества.

1. Будущей более устойчивой модели долгосрочного развития требуется современная, адекватная складывающимся условиям мировая система энергообеспечения.

2. Существующие двусторонние договоренности и многосторонние юридически обязательные нормы в области международных энергетических отношений оказались не способны предупреждать и разрешать конфликтные ситуации, что ставит вопрос о необходимости радикального совершенствования правовой основы мировой торговли энергетическими ресурсами.

3. Целесообразно создание нового универсального международного юридически обязывающего документа, сторонами которого, в отличие от существующей системы, построенной вокруг Энергетической хартии, станут все основные страны-производители (экспортеры), транзитеры и потребители (импортеры) энергоресурсов, и который будет охватывать все аспекты глобального энергетического взаимодействия.

4. Новая система правовых актов в области энергетики должна быть: универсальной (применимой к отношениям между любыми странами); открытой (к ней могут присоединиться третьи страны); всесторонней (охватывать все аспекты энергетического взаимодействия); равноправной и недискриминационной (без дисбалансов в пользу отдельных категорий участников); не противоречащей соответствующим обязательствам в других международных документах; эффективной (должна включать действенный общий механизм реализации) [4].

В энергетических взаимоотношениях необходимо руководствоваться опытом выполнения документов Энергетической хартии и подходами, зафиксированными в Декларации и Плане действий «Группы восьми» по обеспечению глобальной энергетической безопасности, одобренными на саммите в Санкт-Петербурге в 2006 г.

Россия выступает за то, что стороны должны осуществлять сотрудничество в сфере энергетики на основе следующих принципов: признание неделимости устойчивой глобальной энергетической безопасности и взаимозависимости всех участников мирового энергообмена; взаимная ответственность стран — потребителей и поставщиков энергоресурсов, а также транзитных государств за обеспечение глобальной энергетической безопасности; признание безопасности предложения (поставок) и спроса (прозрачный и предсказуемый сбыт) в качестве ключевых аспектов глобальной энергетической безопасности; безусловный государственный суверенитет над национальными энергоресурсами; обеспечение недискриминационного доступа к международным энергетическим рынкам, их открытие и развитие их конкурентного характера; охват всех видов энергии и энергоносителей и связанных с ними материалов и оборудования; транспарентность всех сегментов международных энергетических рынков (производства/экспорта, транзита, потребления/импорта); недискриминационное поощрение и защита инвестиций, включая осуществление новых инвестиций во все звенья энергетической цепочки; поощрение взаимного обмена активами энергетического бизнеса в рамках инвестиционной деятельности; обеспечение недискриминационного доступа к энергетическим технологиям и участие в передаче технологий; обеспечение возможности беспрепятственной доставки энергоресурсов на международные рынки, в том числе через транзитные системы; обеспечение технологической надежности всех элементов энергетической инфраструктуры, включая транзитные; обеспечение физической безопасности жизненно важной энергетической инфраструктуры; содействие осуществлению инфраструктурных проектов, имеющих важное значение для обеспечения глобальной и региональной энергетической безопасности; обязательность консультаций и координации энергетической политики и связанных с ней мер, в том числе в области формирования будущей структуры энергетических балансов, диверсификации энергоснабжения, регуляторных документов в области производства, торговли, транзита и потребления энергии, планирования и осуществления инфраструктурных проектов, оказывающих влияние на глобальную и региональную энергетическую безопасность; создание и совершенствование механизмов раннего предупреждения с участием поставщиков, потребителей и транзитных государств; повышение эффективности производства, переработки, транспортировки и использования энергоресурсов за счет инициатив, реализуемых на национальном и международном уровне; стимулирование широкого научно-технического сотрудничества в энергетике, включая вопросы альтернативных и возобновляемых источников энергии, повышения энергоэффективности и энергосбережения во всех звеньях энергетической цепочки; совместная работа по охране окружающей среды, предотвращению новых и борьбе с последствиями происходящих неблагоприятных климатических изменений; терминологическое и понятийное единообразие создаваемых новым документом режимов (в том числе в области транзита) [4].

ЛИТЕРАТУРА

[1] Выступление Медведева ДА. на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума 5 июня 2009 г. URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/4336

[2] Годовой доклад Секретариата Энергетической хартии за 2006 г. URL: http:// www.encharter.org

[3] Ковалев А.А., Шилова Н.Л. Международно-правовые аспекты обеспечения энергетической безопасности // Московский журнал международного права. — 2008. — № 3.

[4] Концептуальный подход к новой правовой базе международного сотрудничества в сфере энергетики (цели и принципы). URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/4336

[5] Мировой энергетический обзор за 2008 год Международного энергетического агентства. URL: http://www.rgwto.com/digest.asp?id=53564&full_mode=1

[6] МЭФ (IEF) — Международный Энергетический Форум. URL: http://Int_En_For.doc

[7] Прогноз развития энергетики до 2030 года (подготовлен компанией «ЭксонМобил»). URL: http://www.energosovet.ru/stat310.html

[В] Распоряжение Правительства РФ «Об Энергетической стратегии России на период до 2020 года» от 28.08.2003 № 1234-р (ред. от 15.06.2009) // Собрание законодательства РФ. — 2003. — № 36. — Ст. 3531.

[9] Яковенко А.В. Российская энергетическая дипломатия и международное энергетическое сотрудничество. URL: http://www.nacep.ru/node/213

INTERNATIONAL COOPERATION OF RUSSIA IN THE SPHERE OF ENERQY SECURITY

S.Yu. Chapchikov

The Department of Legal Support of Administrative Work the International Institute of Administration Moscow State Institute of International Relations — University of the MFA of Russia

76, Vernadskogo av., Moscow, Russia, 119454

The article deals with some issues and features of development of international co-operation between states in energy sphere.

Key words: energy, international security, national security, international cooperation, energy security.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.