ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ГОСУДАРСТВ В РАМКАХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (ИНСТИТУТОВ)
И.И. Исаков
Кафедра международного права Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
В статье рассматривается энергетическое сотрудничество государств в рамках международных организаций, таких как ООН, Группа восьми, ОПЕК. Проанализирована роль Российской Федерации в рамках энергетического сотрудничества государств на региональном уровне, а также энергетическая стратегия России на период до 2020 г.
Ключевые слова: энергетическое сотрудничество, энергетическая безопасность, энергетические организации (институты), вопросы энергетики.
В последние годы проблема энергетической безопасности вышла на первый план в рамках многосторонних глобальных и региональных международных форумов.
Создание современных международных энергетических организаций (институтов) напрямую связано с проблематикой международной энергетической безопасности, которая в свою очередь была порождена энергетическим кризисом 1970 гг. В настоящее время под воздействием глобализации и либерализации мировых энергетических рынков происходит эволюция существующих институтов и формирование новых международных органов, складываются основы формирования универсальной системы регулирования конъюнктуры мирового рынка энергоносителей. В этой связи важное значение приобретают международно-правовые аспекты, значение которых необходимо для понимания места и роли межгосударственных энергетических организаций в системе создания и поддержания международной энергетической безопасности.
Для определения места международных организаций в формировании и поддержании международной энергетической безопасности были отобраны наиболее влиятельные и значимые международные организации (институты), которые играют лидирующую роль на глобальном и региональном уровнях.
В начале XXI в. отмечается активизация межгосударственного взаимодействия в энергетической сфере на глобальном уровне, что ведет к дальнейшему развитию и совершенствованию институтов и организаций. Универсальной международной организацией, где обсуждаются вопросы энергетики, является ООН. Группа Восьми — весьма интересный межгосударственный институт, куда наряду со странами-импортерами энергоносителей входит и крупнейшая страна — экспортер энергоносителей — Российская Федерация. Также сущест-
вует специализированная ежегодная Международная энергетическая конференция (МЭК), которая после 2000 г. стала называться Международный энергетический форум (МЭФ).
Промышленно развитые страны, являющиеся основными потребителями энергетических носителей, все большую часть которых они вынуждены импортировать, объединены в рамках Международного энергетического агентства (МЭА) в целях проведения общей энергетической политики и межгосударственного регулирования для обеспечения коллективной энергетической безопасности. Ведущие страны — экспортеры нефти, члены ОПЕК, продолжают межгосударственное регулирование в целях поддержания приемлемой для них конъюнктуры мирового рынка нефти.
В последнее время все больше внимания проблемам глобального диалога между потребителями и производителями энергоносителей уделяет ООН, несмотря на то что в соответствии с Уставом ООН глобальные энергетические проблемы не входят непосредственно в ее компетенцию. Однако исходя из общих целей ООН некоторые аспекты этих проблем стали включаться в повестку дня ряда форумов, проводимых под эгидой или в рамках ООН в середине 70-х гг. ХХ в.
После энергетического кризиса середины 70-х гг. ХХ в. промышленно развитые страны-потребители объединились в целях организации единого фронта в отношении контактов с нефтедобывающими странами, входящими в ОПЕК. В результате СССР и другие социалистические страны, а также Франция, отказавшаяся войти в МЭА, оказались вне международного энергетического диалога. Эти государства стали призывать к проведению международной энергетической конференции под эгидой ООН с участием экспортеров и импортеров энергоносителей (расширенный диалог «север—юг») [2. С. 3], хотя США предпочитала обсуждать энергетическую проблематику в рамках узкого диалога (МЭА — ОПЕК). В результате в начале 1976 г. в Париже под эгидой ООН была проведена представительная международная конференция, основное внимание которой было сосредоточено на энергетических, сырьевых и финансово-экономических глобальных проблемах. По ее итогам были образованы постоянно действующие комиссии, которые, однако, не смогли преобразоваться в постоянно действующие органы для формулирования и обсуждения проблем потребителей и производителей энергоносителей по линии проводимого под эгидой ООН широкого и комплексного диалога между богатыми и бедными государствами.
Позднее проблемы международного энергетического сотрудничества стали формулироваться и обсуждаться в контексте глобальных проблем окружающей среды [1]. Так, например, важными итогами (для развития международного энергетического сотрудничества) известной Конференции ООН по проблемам окружающей среды и развитию 1992 г., проводившейся в Рио-де-Жанейро, стало принятие Рамочной конвенции ООН по изменению климата и решение о создании Комиссии по устойчивому развитию (КУР). В Конвенции было отмечено, что главной причиной изменения климата являются парниковые газы (в первую очередь это продукты сгорания нефти, угля и газа). Было решено в рамках решения экологической проблемы изменения климата развивать междуна-
родный энергетический диалог для перехода к более чистой энергетике, альтернативным видам топлива.
Ожидаемое вступление России в ВТО ставит вопрос о проведении стратегической и экологической оценки разрабатываемых масштабных энергетических проектов.
Обеспечение энергетической безопасности — проблема актуальная и сложная. Именно она была поставлена в центр внимания на встрече «большой восьмерки» в Санкт-Петербурге в июле 2006 г. Энергоресурсы имеют, как подчеркивается в принятом на встрече документе «Глобальная энергетическая безопасность», критически важное значение для улучшения качества жизни и расширения возможностей, открывающихся перед гражданами стран мира как развитых, так и развивающихся. Поэтому обеспечение эффективного, надежного и экологически безопасного энергоснабжения представляет собой вызов для всего человечества. При наличии политической воли международное сообщество в состоянии эффективно решить три взаимосвязанные задачи — энергетической безопасности, экономического роста и экологии («ЗЭ»).
Энергетические и другие сырьевые ресурсы непосредственно не входят в перечень товаров, на которые распространяются правила и нормы ВТО. В то же время в нормативных документах этой организации имеются положения, которые имеют отношение к проблемам энергетической безопасности. Из энергетических организаций глобального уровня, подпадающих под категорию межгосударственных организаций специальной компетенции или отраслевых организаций, следует выделить ОПЕК и МЭА. Россия не является членом ОПЕК или МЭА, но поддерживает активные контакты с обеими организациями, в том числе по проблемам энергетической безопасности.
Многостороннее энергетическое сотрудничество на региональном уровне осуществляется в рамках соответствующих организаций на основе международно-правовой базы. К настоящему времени в рамках Европейского Союза (ЕС) разработан комплекс отраслевых законодательных актов и правовых норм, что позволяет говорить о формировании европейского энергетического права. В ЕС создана институциональная основа для реализации единой энергетической политики, одной из основных целей которой является обеспечение безопасности поставок энергетических ресурсов из внешних источников. Важная роль в достижении этой цели отведена Договору к Энергетической хартии (ДЭХ), реализация которого должна была заложить организационно-правовые основы многостороннего энергетического сотрудничества на евроазиатском пространстве. Важно отметить, что в Хартии и ДЭХ имеются положения, направленные на обеспечение безопасности транзита, детализация которых обсуждается на переговорах по разработке транзитного протокола.
Россия обладает одним из самых больших в мире потенциалов топливноэнергетических ресурсов: на ее территории, занимающей примерно 10% суши Земли, с населением всего 2,6% от мирового, сосредоточено свыше 33% разведанных запасов газа, 13% нефти и 12% угля, а это — стратегическая база для развития взаимовыгодного межгосударственного сотрудничества в сфере энергетики [3. С. 12].
Осуществление энергетической политики Российской Федерации во внешнеэкономической сфере по Указу Президента РФ от 7 мая 1995 г. № 472 «Об основных направлениях энергетической политики и структурной перестройки топливно-энергетического комплекса Российской Федерации на период до 2010 года» должно содействовать:
- взаимовыгодному сотрудничеству Российской Федерации с государствами — участниками Содружества Независимых Государств;
- созданию правовых и экономических условий выполнения обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации;
- расширению взаимовыгодного сотрудничества Российской Федерации с зарубежными странами по освоению их топливно-энергетических ресурсов и продвижению российских экспортеров на новые энергетические рынки.
Так, в Энергетической стратегии России на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2003 г. № 1234-р, предусматривается, что для долгосрочного стабильного обеспечения экономики и населения страны всеми видами энергии необходима научно обоснованная и воспринятая обществом и институтами государственной власти долгосрочная энергетическая политика.
Целью энергетической политики является максимально эффективное использование природных топливно-энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для роста экономики и повышения качества жизни населения страны.
Энергетическая стратегия России на период до 2020 г. является документом, конкретизирующим цели, задачи и основные направления долгосрочной энергетической политики государства на соответствующий период с учетом складывающейся внутренней и внешней ситуации в энергетическом секторе и его роли в обеспечении единства экономического пространства Российской Федерации, а также политического, макроэкономического и научно-технологического развития страны.
Главной задачей настоящего документа является определение путей достижения качественно нового состояния ТЭК, роста конкурентоспособности его продукции и услуг на мировом рынке на основе использования потенциала и установления приоритетов развития комплекса, формирования мер и механизмов государственной энергетической политики с учетом прогнозируемых результатов ее реализации.
Приоритетами Энергетической стратегии являются:
- полное и надежное обеспечение населения и экономики страны энергоресурсами по доступным и вместе с тем стимулирующим энергосбережение ценам, снижение рисков и недопущение развития кризисных ситуаций в энергообеспечении страны;
- снижение удельных затрат на производство и использование энергоресурсов за счет рационализации их потребления, применения энергосберегающих технологий и оборудования, сокращения потерь при добыче, переработке, транспортировке и реализации продукции ТЭК;
- повышение финансовой устойчивости и эффективности использования потенциала энергетического сектора, рост производительности труда для обеспечения социально-экономического развития страны;
- минимизация техногенного воздействия энергетики на окружающую среду на основе применения экономических стимулов, совершенствования структуры производства, внедрения новых технологий добычи, переработки, транспортировки, реализации и потребления продукции.
Главным средством решения поставленных задач является формирование цивилизованного энергетического рынка и недискриминационных экономических взаимоотношений его субъектов между собой и с государством. При этом государство, ограничивая свои функции как хозяйствующего субъекта, усиливает свою роль в формировании рыночной инфраструктуры как регулятора рыночных взаимоотношений.
Таким образом, одним из важнейших элементов политики России является стремление к гармонизации собственных национальных интересов и интересов других субъектов международного сообщества — как нетто-импортеров, так и нетто-экспортеров. Россия демонстрирует готовность увеличивать поставки углеводородов на мировые рынки, способствуя диверсификации источников получения энергоносителей государствами.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Жизнин С.З. Будет ли создана «Энергетическая ООН» // Мировая энергетическая политика. — 2000. — № 8.
[2] Жизнин С.З. Основы энергетической дипломатии: Учебник. В 2 т. — М.: МГИМО, 2003. — Т. 1.
[3] Электроэнергетика России. История и перспективы развития / Под общей ред. А.Ф. Дьякова. — М.: АО «Информэнерго», 1997.
STATE ENERGY COOPERATION WITHIN INTERNATIONAL ORGANIZATION (INSTITUTES)
I.I. Isakov
The Department of International Law Peoples’ Friendship University of Russia
6, Miklukho-Maklaya st., Moscow, Russia, 117198
In our days the energy security problems comes on the first plans at the international and regional conferences. The influences of world energy proceeds to the evolution of existing institutes and new international organ. In this connection, the most value gain international-legal aspects which importance are required for understanding the place and dug the interstate energy organization in the system of maintenance international energy security.
Key words: security cooperation, security safety, the security organizations (institutes), security questions.