Научная статья на тему 'Система исполнительного производства России и зарубежных стран'

Система исполнительного производства России и зарубежных стран Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2073
402
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система исполнительного производства России и зарубежных стран»

ка-организации не является единственным способом исполнения решения суда.

Согласно ст. 18 Закона при наличии обстоятельств, препятствующих совершению исполнительных действий, судебный пристав-исполнитель по своей инициативе или заявлению сторон, а также сами стороны вправе обратиться в суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, с заявлением об отсрочке или

о рассрочке его исполнения, а также об изменении способа и порядка исполнения. Возможность изменения способа и порядка исполнения решения суда предусмотрена и действующим ГПК РФ (ст. 203).

Отсутствие денежных средств у должника-организации препятствует исполнению решения суда о взыскании денежной суммы, следовательно, в этом случае есть все основания изменить порядок и способ исполнения решения и передать взыскателю определенное имущество должника.

Примечания

1 Комментарий к части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации для предпринимателей / Под ред. В. Д. Карповича. М., 1995.

2 Вестник Верховного Суда РФ. 1991. № 6.

3 Бюллетень Верховного Суда РФ. 2002. № 15.

В. Ф. Кузнецов СИСТЕМА ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Основой единства системы исполнительного права является единство предмета исполнительно-правового регулирования. Структура и характер исполнительных отношений определяют состав системы исполнительного права, порядок ее построения, расположения институтов. Расположение и объединение правовых норм в исполнительном праве не произвольно, оно обусловливается объективной стороной - предметом правового регулирования. В системе исполнительного права необходимо выделить общую и особенную части.

Нормы общей части исполнительного права, во-первых, служат основой правового регулирования всей системы исполнительных отношений; во-вторых, устанавливают субъекты и виды исполнительных действий; в-третьих, содержат основные положения (принципы) регулирования исполнительных отношений.

Говоря о том, что нормы общей части являются базой правового регулирования, необходимо отметить, что не может быть, чтобы нормы той или иной отрасли права не входили в какой-либо из институтов, так как любая отрасль права представляет собой систему правовых норм, регулирующих качественно однородные общественные отношения.

В общеправовой литературе обосновывается положение о существовании среди общезакрепительных (общих) институтов одного основного института 1.

В основной институт входят такие нормы, которые закрепляют дефиниции общего порядка, выражают принципы отрасли права, характеризуют задачи законодательства и права или соответствующих групп отношений, а также закрепляют ряд

других основных положений. Действительно, если исходить из такого бесспорного факта, что все отраслевые нормы должны быть согласованы и занимать свое логическое место в системе отрасли права, то куда следует отнести нормы, определяющие сферу действия законодательства об исполнительном производстве? Очевидно, к такой правовой общности, которая выполняет в структуре отрасли права общезакрепительную, общеустанавливающую функцию. С.С. Алексеев называет основной институт отрасли носителем ее «души», который выполняет роль наиболее интенсивного звена, «одухотворяющего» всю отрасль единым идейно-теоретическим содержанием, общими политико-правовыми началами1.

В качестве общезакрепительных институтов в исполнительном праве можно выделить: 1) субъекты исполнительного производства; 2) решения, подлежащие принудительному исполнению, и исполнительные документы; 3) сроки в исполнительном производстве; 4) расходы; 5) распределение взысканных сумм между взыскателями; 6) отводы в исполнительном производстве; 7) принудительное исполнение решения; 8) отложение исполнительных действий; 9) возвращение исполнительных документов 2.

М.К. Юков считает, что построение особенной части исполнительного права возможно по нескольким критериям. Так, он выделяет: 1) исполнение решений судебным исполнителем и другими субъектами и 2) исполнение решений в отношении граждан и юридических лиц. Критерием объединения норм исполнительного права в институты могут быть стадии исполнительного производства. Однако и тот и другой варианты построения системы исполнительного права в определенной степени субъективны, произвольны. Кроме того, стадии исполнительного производства не так ярко выделены, как, предположим, стадии в гражданском процессе. Поэтому если в гражданском процессуальном праве формирование институтов в зависимости от стадий гражданского процесса, хотя бы условно, возможно, то строить систему исполнительного права на основе стадий исполнения вообще практически неприемлемо.

Гражданские процессуальные кодексы союзных республик все нормы особенной части исполнительного права разделили на две большие группы: исполнение решений в отношении граждан и исполнение решений в отношении юридических лиц. Такая система также имеет несколько существенных недостатков 3. Если вторую группу норм (исполнение решений в отношении юридических лиц) изложить не в виде отсылок, то неизбежны повторы с разделом «Исполнение решений в отношении граждан».

М.К. Юковым было выдвинуто предложение о построении отрасли права в зависимости от функций. Этот принцип применим не только в гражданском процессуальном праве, но и при построении его вторичных правовых образований.

С учетом этого критерия в качестве дифференцированных институтов, образующих особенную часть исполнительного права, М.К. Юков выделил: 1) обращение взыскания на заработную плату должника; 2) обращение взыскания на иные доходы должника; 3) обращение взысканий на денежные средства организаций; 4) обращения взыскания на вклады граждан; 5) арест имущества; 6) хранение имущества; 7) реализация имущества; 8) исполнение решений, обязывающих должника совершить определенные действия; 9) исполнение решений о восстановлении на работе; 10) гражданские процессуальные права иностранных юридических и физи-

ческих лиц, лиц без гражданства.

Все эти институты можно, в основном по предметному признаку, свести в правовые объединения:

1) исполнение решений путем обращения взыскания на денежные средства должника;

2) исполнение решений путем обращения взыскания на имущество должника;

3) исполнение решений, не связанных с передачей денег или иного имущества4.

Нормы, регулирующие права иностранных юридических и физических лиц,

лиц без гражданства, ни в одно из указанных объединений не входят и остаются в качестве самостоятельного подразделения системы исполнительного права.

Выделение в системе исполнительного права правовых объединений позволяет вывести за скобки ряд общих моментов и тем самым создать интегрированные институты, к которым относятся: 1) защита прав взыскателя, должника и других лиц при исполнении решений; 2) разъяснение решений; 3) отсрочка или рассрочка исполнения решения, изменения способа и порядка исполнения решения; 4) приостановление исполнения; 5) прекращение исполнения.

В таком виде, по мнению М.К. Юкова, представляется система исполнительного права.

Необходимо отметить, что построение общей и особенной частей исполнительного права должно строиться исходя из существования не только двух федеральных законов - «Об исполнительном производстве» и «О судебных приставах», но также с учетом других федеральных законов, и прежде всего - федеральных конституционных законов.

В этой связи В.В. Ярковым выделяются такие разделы в исполнительном производстве: организация работы районного подразделения судебных приставов; субъекты исполнительного производства; исполнительные документы; стадии исполнительного производства; исполнительский сбор; расходы по совершению исполнительных действий; штрафы и иные санкции в исполнительном производстве; обжалование действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя; обращение взыскания на денежные средства и имущество должника-организации; обращение взыскания на денежные средства и иное имущество должника-гражданина; исполнение исполнительных документов по делам неимущественного характера 5.

И.В. Решетникова называет следующие группы исполнительных отношений, связанные с исполнительным производством: сущность исполнительного производства; организация службы судебных приставов; организация работы районного подразделения судебных приставов; субъекты исполнительного производства: исполнительные документы; возбуждение и подготовка исполнительного производства; осуществление исполнительного производства; формы завершения исполнительного производства; исполнительный сбор, расходы по совершению исполнительных действий; ответственность за неисполнение законодательства об исполнительном производстве; обжалование действий судебного пристава-исполнителя; рассмотрение жалоб в судах и участие судебного пристава-исполнителя в судебном разбирательстве; прокурорский надзор в исполнительном производстве.

В особенной части исполнительного производства она выделяет: общие правила обращения взыскания на имущество должника; обращение взыскания на имущество должников-организаций: порядок и методика совершения отдельных видов

исполнительных действий; обращение взыскания на денежные средства и другое имущество граждан; порядок и методика совершения отдельных видов исполнительных действий; исполнение исполнительных документов по делам неимущественного характера: порядок и методика совершения отдельных видов исполнительных действий; распределение взысканных сумм между взыскателями; очередность взыскания; исполнение решений иностранных судов и арбитражей в Российской Федерации и судов России за рубежом 6.

Думается, что указанные группы правовых норм есть институты исполнительного права.

Существуют все основания для выделения таких важных институтов в исполнительном производстве, как сроки в исполнительном производстве 7 и нормы, связанные с обращением взыскания на недвижимое имущество должника.

Интересное предложение по поводу системы высказывает Д.Х. Валеев, который считает, что общая часть исполнительного производства включает:

Основные положения и общие условия совершения исполнительных действий. Определяется законодательство, которое регулирует сферу исполнительного производства; органы принудительного исполнения; перечень исполнительных документов; место и сроки совершения исполнительных действий; стадии исполнительного производства.

Положения о лицах, участвующих в исполнительном производстве. Устанавливается состав субъектов исполнительного производства, их права и обязанности.

Основания применения мер принудительного исполнения. Кроме собственно оснований применения мер принудительного исполнения, определяются меры принудительного исполнения.

Исполнительский сбор. Расходы по совершению исполнительных действий. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве. Регламентируется порядок взыскания и размер исполнительского сбора; правила взыскания расходов по совершению исполнительных действий, возможность их авансирования; устанавливается ответственность за неисполнение исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия или воздержаться от их совершения, а также ответственность за невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя и нарушение законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве.

Особенная часть, по мнению Д.Х. Валеева, включает:

Обращение взыскания на имущество должника. Определяются особенности обращения взыскания на имущество должника-физического лица, в том числе на денежные средства как в рублях, так и в иностранной валюте; устанавливаются правила ареста имущества должника, оценки, хранения, реализации арестованного имущества и некоторые другие вопросы.

Особенности обращения взыскания на имущество должника-организации. Арест и реализация имущества должника-организации. В рамках данной главы, кроме собственно вопроса о взыскании денежных средств или имущества должни-ка-организации, решается также вопрос о наложении ареста и очередности реализации имущества и мерах по обеспечению исполнения исполнительного документа при обращении взыскания на имущество должника-организации.

В сущности, его предложения 8 в целом совпадают с выводами В.В. Яркова и И.В. Решетниковой.

Заслуживает внимания система исполнительного законодательства Германии9. Правила исполнительного производства сосредоточены в пяти разделах восьмой книги Гражданского процессуального кодекса ФРГ. Он содержит общие положения исполнительного производства, виды исполнительного производства; во втором разделе регулируется принудительное взыскание на денежные суммы должника, иное движимое имущество, затем правила обращения взыскания на другие имущественные права должника и т.д.

Богатый исторический и практический опыт исполнения судебных и арбитражных решений накоплен в США. Исполнительное производство в США на федеральном уровне регулируется Федеральными правилами гражданского судопроизводства (The Federal Rules of Civil Procedure). Процедура исполнительного производства основана на законодательных актах штатов и правилах гражданского судопроизводства конкретного штата. Исполнение базируется на практике и процедуре того штата, в котором действует федеральный окружной суд 10.

Как и в Российской Федерации, в США существуют различные способы исполнения решений в зависимости от категории дела и, естественно, различия в процедуре исполнительного производства.

Для исполнения решений, связанных с возмещением материального вреда, необходим прежде всего исполнительный лист (writ of execution). Его можно получить у клерка в суде, а в некоторых штатах (например, в Нью-Йорке) - у атторнея, уполномоченного шерифом (выборным лицом, выполняющим определенные административные «участковые» функции в своем районе и подчиняющимся губернатору штата) конфисковывать имущество. Для получения исполнительного листа взыскатель направляет клерку определенным образом заполненный запрос на исполнительный лист. Клерк визирует исполнительный лист, ставит печать суда и направляет его либо взыскателю, либо соответствующему маршалу США (при исполнении решения суда на федеральном уровне), либо в комиссариат или офис шерифа (при исполнении решения суда на уровне штата) для исполнения. В последних двух случаях указываются адрес и реквизиты взыскателя.

Если же должник не платит по исполнительному листу добровольно, взыскатель может прибегнуть к принудительному исполнению.

Взыскатель направляет исполнительный лист маршалу США (или шерифу) для наложения взыскания на имущество должника. При этом он предварительно оплачивает услуги по принудительному исполнению в зависимости от установленных законом ставок по данной категории дел. По некоторым из дел услуги оплачиваются по фактическим расходам. Направляя исполнительный лист, взыскатель может дать соответствующие инструкции. Это означает, что в зависимости от формулировки решения суда он иногда вправе выбрать, на какое имущество возложить взыскание. Получив исполнительный лист, маршал (шериф) начинает процедуру исполнения решения.

В Российской Федерации, начиная процедуру принудительного исполнения, судебный пристав-исполнитель согласно ст. 81 Федерального закона от 21.07.97 г. № 119 - ФЗ «Об исполнительном производстве» выносит постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 7 % от взыскиваемой суммы или стоимости имущества.

В США соответствующее должностное лицо штата (сотрудник маршальской службы) налагает арест на имущество должника, которого должно быть достаточно для удовлетворения требований взыскателя и покрытия необходимых расходов, возникших при исполнении данного решения. Арестованное имущество помещается на хранение. Составляется его опись.

Один из способов изъятия долга в США - наложение взыскания на имущество должника, находящееся у третьих лиц (garnishment), в частности, на заработную плату. Исполнительный лист вручается нанимателю, который обязуется отчислять определенный процент заработной платы до полного погашения долга. Если должник хранит денежные средства на счете в банке, исполнительный лист направляется туда с целью их ареста и удовлетворения требований взыскателя, согласно очередности вынесения судебных решений и определенной квалификации таковых.

Подобные нормы содержатся и в российском законодательстве. Так, ст. 855 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает очередность списания денежных средств с банковского счета, а глава VIII Федерального закона «Об исполнительном производстве» регламентирует распределение взысканных денежных сумм и очередность удовлетворения требований взыскателя. Очевидно, что, как и в США, в Российской Федерации законодатель создал реальную правовую базу для решения этой проблемы на основе практического опыта распределения в рамках исполнительного производства денежных средств должника.

Большой опыт исполнения судебных решений накоплен в Англии. В соответствии с устоявшейся судебной практикой во исполнение судебного решения выдается один исполнительный лист. Участники стадии исполнительного производства в гражданском процессе Англии подразделяются на четыре большие группы:

1) лица, участвующие в исполнительном производстве;

2) суд;

3) органы принудительного исполнения;

4) лица, содействующие проведению исполнительного производства.

Английское процессуальное право устанавливает как срок, в течение которого

должник должен исполнить решение суда, так и срок действия самого исполнительного документа. Срок исполнения может быть указан в судебном решении или приказе или не предусмотрен вовсе, что влечет за собой разницу в порядке предъявления исполнительного документа к исполнению. Если судебное решение или приказ требуют, чтобы должник совершил определенное действие (mandatory order), то в тексте решения или приказа должен быть указан срок, в течение которого предписанные действия обязательны к совершению. Этот срок отсчитывается с момента вручения должнику копии судебного решения или с другого определенного судом

момента 11.

Таким образом, система исполнительного законодательства в зарубежных странах и в России в значительной мере совпадают. Однако США, Германия и Англия накопили огромный опыт, исчисляемый сотнями лет. Российская Федерация в области исполнительного производства его только начинает накапливать. Тем не менее создавать правильную и эффективную систему исполнительного производства необходимо сегодня.

Примечания

1 См.: Алексеев С. С. Структура советского права. М., 1975. С. 146 - 167.

2 См.: Юков М.К. Теоретические проблемы системы гражданского процессуального права: Дис. ... д-ра юрид. наук. Свердловск, 1982. С. 189.

3 Там же. С. 185.

4 Там же. С. 191.

5 См.: Исполнительное производство: Практикум для старш. судеб. приставов: Учеб. пособие / Отв. ред. В.В. Ярков. М., 2000.

6 См.: Пособие по исполнительному производству для судебных приставов-исполнителей: Учеб. пособие / Отв. ред. И.В. Решетникова. М., 2000.

7 См.: Морозова И.Б., Треушников А.М. Исполнительное производство. М., 2002. С. 67.

8 Валеев Д.Х. // Исполнительное производство / Под ред. Я.Ф. Фархтдинова. СПб., 2002. С. 26.

9 См.: Давтян А.Г Гражданское процессуальное право Германии. М., 2000. С. 31.

10 См.: Новосельцев Е.В. Специфика исполнительного производства в США // Бюл. службы судеб. приставов Министерства юстиции Российской Федерации. 2001. № 1. С. 49.

11 См.: Гладышев С.И. Исполнительное производство Англии. М., 2002. С. 60 и др.

О.В. Кузнецова ПРИНЦИПЫ СЕМЕЙНОГО ПРАВА

Для характеристики сущности семейного права недостаточно раскрыть его содержание, необходимо выявить его основные принципы, т.е. объективно обусловленные начала, в соответствии с которыми строится система семейного права, правовое регулирование семейных отношений. Для системы права важно не только то, что закрепляется в праве (содержание предмета правового регулирования), но и то, как это должно делаться (какие начала, идеи должны лежать в основе наиболее эффективного регулирования данных общественных отношений).

Принципы права обусловливаются характером и содержанием общественных отношений, они должны правильно отражать объективные закономерности общественного развития. Система общественных отношений регулируется определенными принципами, которые присущи данной системе права. Это такие ведущие начала, которые влияют не только на создание, формирование правовой системы, но и на реализацию, осуществление правовых норм, придают единую направленность системе права. В этой связи правовые принципы определяются как выраженные в праве исходные нормативно-руководящие начала, характеризующие его содержание, закрепленные в нем основы, закономерности функционирования *, качественные особенности права в целом, его отраслей, институтов, юридических норм 2.

В принципах права отражаются наиболее существенные черты правового регулирования, раскрывается его содержание. Принципы неотделимы от действую-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.