Научная статья на тему 'Система информационного обеспечения мониторинга качества управления школьной методической службой'

Система информационного обеспечения мониторинга качества управления школьной методической службой Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система информационного обеспечения мониторинга качества управления школьной методической службой»

проектирования и реализация системы методико-технологической подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства: В материалах X Международной конференции по технологическому образованию школьников «Технологическое развитие в условиях модернизации образования» - М.: МИОО, 2004.

12. Панин М. Морфология рейтинга //Высшее образование в России, 1998, № 1.

13. Попков В.А. Опыт рейтинговой оценки знаний студентов. //Педагогика, 1998. - №8.

14. Практика использования рейтинговой системы оценки знаний студентов /М.М.Гудов, Н.И.Лушенкова, В.И.Миронов, Н.Е.Пухлова //Экономика с.-х. и перераб. предприятий. - 1993. - № 5.

15. Смирнова О.А. Опыт использования метода рейтингового контроля при изучении методики преподавания технологии: Межвузовский сборник научных статей

«Технологическое образование: теория и практика». Вып. 3. - Ульяновск, 2005.

16. Тихомирова Е.С. Рейтинговая система оценки знаний при изучении социологии в ВУЗе //Информационный листок, 1995. - № 4.

17. Устинова Л.Г. Развитие творческого потенциала студентов в условиях рейтинговой технологии обучения: Автореф. дис. ... к.п.н. - Волгоград, 2000.

18. Харитонов Е.А., Харитонова Н.Е., Гималеев М.К., Чайковский Н.К. Рейтинговая система оценки знаний студентов: Актуальные вопросы преподавания при реформировании образовательного процесса: Сб. науч. статей. -Казань, 2001.

19. Шурупов А.Н. Информационно-технологическая модель управления учебным процессом дистанционного образования на основе рейтингов. //Дистанционное образование, 2000. - №2.

СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ

ШКОЛЬНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБОЙ

Л. В. Карпухина,

аспирант кафедры управления развитием школы МПГУ

Тенденция отслеживания качества внутришколь-ного управления научно-методической деятельностью и в частности такой важной корпоративной структурой, как школьная методическая служба, обусловлена появлением новых функций, связанных с регистрацией, лицензированием, аттестацией и аккредитацией школ, их участием в национальных проектах, федеральных конкурсах учреждений, реализующих инновационные программы.

Качество образования и качество управления школой, школьной методической службой, являются важнейшими характеристиками, определяющими конкурентоспособность как отдельных учебных заведений, так и национальных систем образования в целом.

В соответствии с действующим стандартом Международной организации по стандартизации ИСО 84021994г. и 9004-1:1994г. понятие «качество» трактуется как совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.

Мы принимаем утверждение П.И. Третьякова, что высококачественное управление прежде всего должно быть наполнено системными свойствами управления: открытостью, целенаправленностью, целостностью, функциональностью [2].

Механизмом оперативного качественного управления школьной методической службой в условиях реализации принципов личностно-деятельностного, системного, рефлексивного и компетентностного подходов может и должен стать управленческий мониторинг, который мы рассматриваем как систему постоянного отслеживания состояния процесса управления, его целей, содержания, технологий, результатов, условий и эффективности в целом.

Система мониторинга «встраивается» в управляемый объект и действует как один из важнейших методов познания и управленческих механизмов системы школьной методической службы. При этом осуществляются управляющие действия, возникают их результаты, одновременно накапливается ценный опыт прове-

дения мониторинговых процедур с учётом успешности совершаемых действий.

Мы разделяем позицию Т.И. Шамовой в том, что мониторинг является ведущим механизмом управления и реализуется через систему управленческих видов деятельности.

Таким образом, мы формируем содержание управленческих функций, обеспечивающих мониторинг качества управления школьной методической службой:

• информационно-аналитическая: сбор информации и анализ ресурсного обеспечения методической службы; психолого-педагогический анализ на всех уровнях структурной организации; сбор и анализ информации об уровне профессиональной компетентности руководителей; оценка фактических результатов деятельности, факторов и условий, повлиявших на них, в разные интервалы времени;

• мотивационно-целевая: постановка целей мониторинга качества управления методической службой; определение критериев и показателей качества управления методической службой; мотивация участников образовательного процесса на принятие целей управленческого мониторинга;

• планово-прогностическая: планирование мониторинговых исследований, определение циклограммы проведения мониторинга, прогноз возможностей, изменений качества управления методической службой для проектирования оптимального хода развития образовательного процесса;

• организационно-исполнительская: организация мониторинговой деятельности в соответствии с разработанной программой (циклограммой);

• контрольно-диагностическая: контроль за проведением управленческого мониторинга; накопление данных; анализ и оценка результатов;

• регулятивно-коррекционная: принятие и реализация управленческих решений по регулированию и коррекции для приведения управления методической службой в соответствие с требованиями.

Цель оценки качества управления методической службой заключается в выявлении того, насколько характеристики выбранной модели системы школьной методической службы отвечают требованиям эффективности и конкурентоспособности школы в целом.

Взаимосвязь между компонентами управленческого мониторинга осуществляется через структурированный набор показателей качества и логическую цепочку проблемно-ориентированного анализа: результаты - процесс - условия.

Разработанная нами и внедряемая на практике в московской гимназии №1526 система информационного обеспечения мониторинга качества управления школьной методической службой (схема 1) соответ-

ния и непосредственно циклу Шухарта-Деминга, и представлена как процесс, включающий в себя этапы: планирование, осуществление, проверка (изучение), действие.

Формирование структуры показателей качества управления школьной методической службой будет определяться в основном характером стратегии школы и её методической службы, компетентностью их разработчиков. Мы полагаем, что универсальных структур показателей не бывает, как не бывает универсальных, абстрактных управленческих решений. Поскольку управление всегда конкретно, то есть исходит из особенностей целей и состояния управляемого объекта, структура показателей должна отражать условия, в которых существует и действует изучаемый объект.

ОУ

ствует требованиям концепции развивающего управле-

Схема 1. Информационные потоки мониторинга качества управления методической службой, где МС - методическая служба, ОУ - образовательное учреждение

Внешняя информация

Внутренняя информация

II Внутренняя

дг мс

л Руководители МС I I Информаци-I Г онно-I I аналитиче-' ' ская группа

Цели и задачи мониторинга; критерии и показатели качества управления МС; программа проведения мониторинга; отбор методик диагностики

Коррекция процесса управления МС (воздействующая управленческая информация)

Структура мониторинга (диагностическая управленческая информация)

Сбор информации

-*-

Переработка информации Базы данных управленческого мониторинга

*

Оценка информации 4-

План внедрения корректирующих воздействий

Литература

1. Третьяков П.И. Оперативное управление качеством образования в школе. Теория и практика. Новые технологии. - ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2004.

2. Литвиненко Э.В. Квалиметрия управленческой деятельности руководителей образовательных учреждений. - М.: Издательство «Прометей» МПГУ. - 2005.

3. Майоров А.Н. Мониторинг в системе информационного обеспечения управления образованием. Дисс ... д-ра пед.наук: 13.00.01 - СПб. - 2003.

4. Качалов В. А. О взаимосвязи деятельности по управлению качеством в вузах и стандартов ИСО серии 9000 // Стандарты и качество. - 2000 г. - №10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.