проектирования и реализация системы методико-технологической подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства: В материалах X Международной конференции по технологическому образованию школьников «Технологическое развитие в условиях модернизации образования» - М.: МИОО, 2004.
12. Панин М. Морфология рейтинга //Высшее образование в России, 1998, № 1.
13. Попков В.А. Опыт рейтинговой оценки знаний студентов. //Педагогика, 1998. - №8.
14. Практика использования рейтинговой системы оценки знаний студентов /М.М.Гудов, Н.И.Лушенкова, В.И.Миронов, Н.Е.Пухлова //Экономика с.-х. и перераб. предприятий. - 1993. - № 5.
15. Смирнова О.А. Опыт использования метода рейтингового контроля при изучении методики преподавания технологии: Межвузовский сборник научных статей
«Технологическое образование: теория и практика». Вып. 3. - Ульяновск, 2005.
16. Тихомирова Е.С. Рейтинговая система оценки знаний при изучении социологии в ВУЗе //Информационный листок, 1995. - № 4.
17. Устинова Л.Г. Развитие творческого потенциала студентов в условиях рейтинговой технологии обучения: Автореф. дис. ... к.п.н. - Волгоград, 2000.
18. Харитонов Е.А., Харитонова Н.Е., Гималеев М.К., Чайковский Н.К. Рейтинговая система оценки знаний студентов: Актуальные вопросы преподавания при реформировании образовательного процесса: Сб. науч. статей. -Казань, 2001.
19. Шурупов А.Н. Информационно-технологическая модель управления учебным процессом дистанционного образования на основе рейтингов. //Дистанционное образование, 2000. - №2.
СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ
ШКОЛЬНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБОЙ
Л. В. Карпухина,
аспирант кафедры управления развитием школы МПГУ
Тенденция отслеживания качества внутришколь-ного управления научно-методической деятельностью и в частности такой важной корпоративной структурой, как школьная методическая служба, обусловлена появлением новых функций, связанных с регистрацией, лицензированием, аттестацией и аккредитацией школ, их участием в национальных проектах, федеральных конкурсах учреждений, реализующих инновационные программы.
Качество образования и качество управления школой, школьной методической службой, являются важнейшими характеристиками, определяющими конкурентоспособность как отдельных учебных заведений, так и национальных систем образования в целом.
В соответствии с действующим стандартом Международной организации по стандартизации ИСО 84021994г. и 9004-1:1994г. понятие «качество» трактуется как совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.
Мы принимаем утверждение П.И. Третьякова, что высококачественное управление прежде всего должно быть наполнено системными свойствами управления: открытостью, целенаправленностью, целостностью, функциональностью [2].
Механизмом оперативного качественного управления школьной методической службой в условиях реализации принципов личностно-деятельностного, системного, рефлексивного и компетентностного подходов может и должен стать управленческий мониторинг, который мы рассматриваем как систему постоянного отслеживания состояния процесса управления, его целей, содержания, технологий, результатов, условий и эффективности в целом.
Система мониторинга «встраивается» в управляемый объект и действует как один из важнейших методов познания и управленческих механизмов системы школьной методической службы. При этом осуществляются управляющие действия, возникают их результаты, одновременно накапливается ценный опыт прове-
дения мониторинговых процедур с учётом успешности совершаемых действий.
Мы разделяем позицию Т.И. Шамовой в том, что мониторинг является ведущим механизмом управления и реализуется через систему управленческих видов деятельности.
Таким образом, мы формируем содержание управленческих функций, обеспечивающих мониторинг качества управления школьной методической службой:
• информационно-аналитическая: сбор информации и анализ ресурсного обеспечения методической службы; психолого-педагогический анализ на всех уровнях структурной организации; сбор и анализ информации об уровне профессиональной компетентности руководителей; оценка фактических результатов деятельности, факторов и условий, повлиявших на них, в разные интервалы времени;
• мотивационно-целевая: постановка целей мониторинга качества управления методической службой; определение критериев и показателей качества управления методической службой; мотивация участников образовательного процесса на принятие целей управленческого мониторинга;
• планово-прогностическая: планирование мониторинговых исследований, определение циклограммы проведения мониторинга, прогноз возможностей, изменений качества управления методической службой для проектирования оптимального хода развития образовательного процесса;
• организационно-исполнительская: организация мониторинговой деятельности в соответствии с разработанной программой (циклограммой);
• контрольно-диагностическая: контроль за проведением управленческого мониторинга; накопление данных; анализ и оценка результатов;
• регулятивно-коррекционная: принятие и реализация управленческих решений по регулированию и коррекции для приведения управления методической службой в соответствие с требованиями.
Цель оценки качества управления методической службой заключается в выявлении того, насколько характеристики выбранной модели системы школьной методической службы отвечают требованиям эффективности и конкурентоспособности школы в целом.
Взаимосвязь между компонентами управленческого мониторинга осуществляется через структурированный набор показателей качества и логическую цепочку проблемно-ориентированного анализа: результаты - процесс - условия.
Разработанная нами и внедряемая на практике в московской гимназии №1526 система информационного обеспечения мониторинга качества управления школьной методической службой (схема 1) соответ-
ния и непосредственно циклу Шухарта-Деминга, и представлена как процесс, включающий в себя этапы: планирование, осуществление, проверка (изучение), действие.
Формирование структуры показателей качества управления школьной методической службой будет определяться в основном характером стратегии школы и её методической службы, компетентностью их разработчиков. Мы полагаем, что универсальных структур показателей не бывает, как не бывает универсальных, абстрактных управленческих решений. Поскольку управление всегда конкретно, то есть исходит из особенностей целей и состояния управляемого объекта, структура показателей должна отражать условия, в которых существует и действует изучаемый объект.
ОУ
ствует требованиям концепции развивающего управле-
Схема 1. Информационные потоки мониторинга качества управления методической службой, где МС - методическая служба, ОУ - образовательное учреждение
Внешняя информация
Внутренняя информация
II Внутренняя
дг мс
л Руководители МС I I Информаци-I Г онно-I I аналитиче-' ' ская группа
Цели и задачи мониторинга; критерии и показатели качества управления МС; программа проведения мониторинга; отбор методик диагностики
Коррекция процесса управления МС (воздействующая управленческая информация)
Структура мониторинга (диагностическая управленческая информация)
Сбор информации
-*-
Переработка информации Базы данных управленческого мониторинга
*
Оценка информации 4-
План внедрения корректирующих воздействий
Литература
1. Третьяков П.И. Оперативное управление качеством образования в школе. Теория и практика. Новые технологии. - ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2004.
2. Литвиненко Э.В. Квалиметрия управленческой деятельности руководителей образовательных учреждений. - М.: Издательство «Прометей» МПГУ. - 2005.
3. Майоров А.Н. Мониторинг в системе информационного обеспечения управления образованием. Дисс ... д-ра пед.наук: 13.00.01 - СПб. - 2003.
4. Качалов В. А. О взаимосвязи деятельности по управлению качеством в вузах и стандартов ИСО серии 9000 // Стандарты и качество. - 2000 г. - №10.