МОНИТОРИНГ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА, КУРИРУЮЩЕГО МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
Л.В. Контарь
В теории социального управления мониторинг рассматривается как одно из важнейших, относительно самостоятельных звеньев в управленческом цикле. В рамках мониторинга проводится выявление и оценивание управленческих решений. При этом обеспечивается обратная связь, показывающая соответствие фактических результатов деятельности поставленным целям управленческой деятельности специалиста.
Целью мониторинга управленческой деятельности специалиста является постоянное отслеживание, контроль и регулирование организационно-педагогических, профессиональных, социальных факторов, влияю-48 щих на повышение эффективности деятельности куратора муниципального образования, характеризующихся конкретными критериями и показателями.
Большая часть исследований в области мониторинга управленческой деятельности определяет ее как результат сравнения итогов управления и ресурсов, затраченных на получение этих итогов или создание оснований для обобщения и анализа, получаемой информации об успешности управленческой деятельности специалиста.
Задачи мониторинга - выбор продуктивных технологий и методов
контроля, содержание управленческой деятельности специалиста. Управленческая практика последних лет показывает большой интерес со стороны педагогической общественности к научно обоснованному сопровождению своей деятельности.
Объектом мониторинга управленческой деятельности выступает система профессиональной деятельности специалиста - организатора муниципального образования (условия, организация, содержание и результаты).
Предметом мониторинга управленческой деятельности специалиста является изучение состояния процесса и результатов управленческой деятельности куратора поставленным целям и задачам в нормативно-правовых документах. Это обусловлено тем, что:
1. Условия успешной реализации управления развитием муниципального образования определяются созданием целостной системы содержания и организации деятельности службы кураторов: принятие педагогическим сообществом муниципальной системы целей развития образования в районе, наполнение содержанием всех функций управления, обеспечение научно-методическими, нормативно-правовыми, технологическими, кадровыми и другими ресурсами сопровождения и реализации Приоритетного национального проекта «Образование», Федеральной прог-
раммы «Патриотическое воспитание населения на 2006-2010 гг.», переход на профильное образование в 10-11 классах, построение единого информационного пространства с учетом принципов адаптивного управления; оперативная диагностика и контроль в процессе мониторинговых исследований; консультативная (консалтинговая) деятельность по сопровождению общественных органов управления в районе.
2. Обеспечение качества и эффективности управления развитием образования на муниципальном уровне представляет комплекс: информационное обеспечение кураторской службы; структуры управления; комплексно-целевая программа развития образования в учебном округе; должностной регламент государственной гражданской службы города Москвы; специальный мониторинг развития муниципального образования.
3. Система управления на муниципальном уровне состоит из следующих компонентов: анализа и согласования социальных потребностей личности, семьи, общества и государства; анализа возможностей муниципальной образовательной среды; комплексно-целевой программы.
Мониторинг управленческой деятельности специалиста, курирующего образовательные учреждения в районе, стал актуальной проблемой в системе управления образованием Восточного учебного округа города Москвы.
Нами определены принципы мониторинга управленческой деятельности куратора школьного округа: научность, системность, доступность.
Для определения динамики управленческой деятельности специалиста-
куратора школьного округа нами разработаны и апробированы материалы по мониторингу:
• Дневник куратора школьного округа.
• Образовательный паспорт района.
• Программа сетевого и межведомственного взаимодействия в районе.
• Мультисервисная корпоративная сеть для оперативного управления и обмена информацией в районе, округе.
• Портфолио куратора стало значимым продуктом мониторинга управленческой деятельности специалиста-куратора. Рассмотрим некоторые из них.
В дневнике куратора школьного округа указываются: основные направления деятельности куратора на год; содержание деятельности куратора; циклограмма работы куратора в учебном году; темы месяца; реализация основных направлений деятельности организационно-педагогического отдела; мониторинг управленческой деятельности руководителей образовательных учреждений района; план работы 49 куратора на месяц; содержание работы куратора за неделю; отчет о работе, проделанной за месяц.
Дневник введен в учебном округе в 2004 году. Результаты, полученные за эти годы, показали: - способность квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам по соответствующей должности гражданской службы, необходимых для исполнения должностных обязанностей, обеспечить единство правовых и организационных основ кураторской службы;
- открытость гражданской службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;
- развитие индивидуальных способностей специалиста, самих образовательных систем и педагогической деятельности как социокультурной технологии управления муниципальным образованием;
- выход за пределы собственной профессиональной деятельности: рассмотрение решения проблем других субъектов, сферу их интересов как источник и ресурс собственного школьного округа (кластерный подход).
Образовательный паспорт района введен нами в 2000 году как управленческая технология. Образовательный паспорт включает в себя параметры результативности курируемых учреждений образования:
Программа сетевого и межведомственного взаимодействия в районе отражает направления взаимодействия куратора с образовательными учреждениями, общественными советами, органами власти и местного самоуправления, организациями и структурными подразделениями района. В ней представлен план проведения в районе совместных мероприятий для детей и подростков.
Портфолио куратора школьного округа предназначено для: оценки реализации управленческих действий,
50
Критерий Показатель Примечание
Умение работать с информацией Находит необходимую образовательную информацию для профессиональной деятельности Постоянно
Освоение и активное использование в работе информационно-компьютерных технологий Умеет работать в программах, пользоваться электронной почтой Ежедневно
Коммуникативность Умеет входить в дискуссию, вести диалог, вырабатывать свое мнение, преодолевать сложности и конфликты Постоянно
Компетентность Обладает знаниями в областях, связанных с профессиональной деятельностью, имеет широкий кругозор Постоянно
Умение строить траекторию своего личного и профессионального роста Имеет портфолио, темы самообразования Постоянно
Эффективность сетевого и межведомственного взаимодействия в районе Имеет межведомственную программу развития образования в районе и план ее реализации Один раз в три года, ежегодно проводится корректировка планов реализации программы
Преподаватель XXI
ВЕК
2 / 2007
решений; формирования мотивации к совершенствованию профессиональной деятельности специалиста; учета результатов управленческой деятельности куратора; мотивации к повышению квалификации и самообразованию; формирования объективной самооценки профессиональной деятельности, навыков самоанализа. Портфолио специалиста-куратора состоит из: личной карточки специалиста с полной информацией; девиза профессиональной деятельности; резюме; документов об образовании, квалификации; наград; портфолио работ: разработки программ и планов; реализации социальных проектов в районе; работы с сетевыми организационными структурами в районе; разработки технологий управленческой деятельности; научных статей, печатных работ; подготовки нормативных документов; выступлений; творческих проектов-презентаций по направлениям деятельности специалиста; перспективных проектов; отзывов; анкет о деятельности специалиста, отзывов от организаций и учреждений о проведенных делах и мероприятиях в районе.
Критерии и показатели мониторинга успешной управленческой дея-
тельности куратора школьного округа представлены в таблице.
Освоение мониторинга управленческой деятельности и представленных технологий в работе специалиста-организатора образования в районе будет определять развитие его профессиональной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кальней В.А.,Шишов С.Е. Мониторинг качества образования в школе. - М., 1998. - С. 42-43.
2. Макарова Т.Н. Формирование системы показателей оценки профессиональной деятельности муниципальных органов управления образованием: Авто-реф. - М., 2002.
3. Шарай Н.А., КонтарьЛ.В. Сущностные характеристики профессиональной компетентности как основа готовности специалиста управления образования к решению новых задач - проблемы и перспективы развития профессиональной компетентности организаторов образования: Материалы научно-практической конференции. -М., 2006. - С. 86-88.
4. Живикин В.Н. Инновационные процессы в управлении муниципальной системы образования: Автореф. - Рязань, 2004. - С. 14. 51
5. Словарь специалиста кадровой службы / Под ред. Анисимова. - М., 2001.