Научная статья на тему 'Мониторинг управленческой деятельности специалиста, курирующего муниципальные образовательные учреждения'

Мониторинг управленческой деятельности специалиста, курирующего муниципальные образовательные учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мониторинг управленческой деятельности специалиста, курирующего муниципальные образовательные учреждения»

МОНИТОРИНГ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА, КУРИРУЮЩЕГО МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Л.В. Контарь

В теории социального управления мониторинг рассматривается как одно из важнейших, относительно самостоятельных звеньев в управленческом цикле. В рамках мониторинга проводится выявление и оценивание управленческих решений. При этом обеспечивается обратная связь, показывающая соответствие фактических результатов деятельности поставленным целям управленческой деятельности специалиста.

Целью мониторинга управленческой деятельности специалиста является постоянное отслеживание, контроль и регулирование организационно-педагогических, профессиональных, социальных факторов, влияю-48 щих на повышение эффективности деятельности куратора муниципального образования, характеризующихся конкретными критериями и показателями.

Большая часть исследований в области мониторинга управленческой деятельности определяет ее как результат сравнения итогов управления и ресурсов, затраченных на получение этих итогов или создание оснований для обобщения и анализа, получаемой информации об успешности управленческой деятельности специалиста.

Задачи мониторинга - выбор продуктивных технологий и методов

контроля, содержание управленческой деятельности специалиста. Управленческая практика последних лет показывает большой интерес со стороны педагогической общественности к научно обоснованному сопровождению своей деятельности.

Объектом мониторинга управленческой деятельности выступает система профессиональной деятельности специалиста - организатора муниципального образования (условия, организация, содержание и результаты).

Предметом мониторинга управленческой деятельности специалиста является изучение состояния процесса и результатов управленческой деятельности куратора поставленным целям и задачам в нормативно-правовых документах. Это обусловлено тем, что:

1. Условия успешной реализации управления развитием муниципального образования определяются созданием целостной системы содержания и организации деятельности службы кураторов: принятие педагогическим сообществом муниципальной системы целей развития образования в районе, наполнение содержанием всех функций управления, обеспечение научно-методическими, нормативно-правовыми, технологическими, кадровыми и другими ресурсами сопровождения и реализации Приоритетного национального проекта «Образование», Федеральной прог-

раммы «Патриотическое воспитание населения на 2006-2010 гг.», переход на профильное образование в 10-11 классах, построение единого информационного пространства с учетом принципов адаптивного управления; оперативная диагностика и контроль в процессе мониторинговых исследований; консультативная (консалтинговая) деятельность по сопровождению общественных органов управления в районе.

2. Обеспечение качества и эффективности управления развитием образования на муниципальном уровне представляет комплекс: информационное обеспечение кураторской службы; структуры управления; комплексно-целевая программа развития образования в учебном округе; должностной регламент государственной гражданской службы города Москвы; специальный мониторинг развития муниципального образования.

3. Система управления на муниципальном уровне состоит из следующих компонентов: анализа и согласования социальных потребностей личности, семьи, общества и государства; анализа возможностей муниципальной образовательной среды; комплексно-целевой программы.

Мониторинг управленческой деятельности специалиста, курирующего образовательные учреждения в районе, стал актуальной проблемой в системе управления образованием Восточного учебного округа города Москвы.

Нами определены принципы мониторинга управленческой деятельности куратора школьного округа: научность, системность, доступность.

Для определения динамики управленческой деятельности специалиста-

куратора школьного округа нами разработаны и апробированы материалы по мониторингу:

• Дневник куратора школьного округа.

• Образовательный паспорт района.

• Программа сетевого и межведомственного взаимодействия в районе.

• Мультисервисная корпоративная сеть для оперативного управления и обмена информацией в районе, округе.

• Портфолио куратора стало значимым продуктом мониторинга управленческой деятельности специалиста-куратора. Рассмотрим некоторые из них.

В дневнике куратора школьного округа указываются: основные направления деятельности куратора на год; содержание деятельности куратора; циклограмма работы куратора в учебном году; темы месяца; реализация основных направлений деятельности организационно-педагогического отдела; мониторинг управленческой деятельности руководителей образовательных учреждений района; план работы 49 куратора на месяц; содержание работы куратора за неделю; отчет о работе, проделанной за месяц.

Дневник введен в учебном округе в 2004 году. Результаты, полученные за эти годы, показали: - способность квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам по соответствующей должности гражданской службы, необходимых для исполнения должностных обязанностей, обеспечить единство правовых и организационных основ кураторской службы;

- открытость гражданской службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;

- развитие индивидуальных способностей специалиста, самих образовательных систем и педагогической деятельности как социокультурной технологии управления муниципальным образованием;

- выход за пределы собственной профессиональной деятельности: рассмотрение решения проблем других субъектов, сферу их интересов как источник и ресурс собственного школьного округа (кластерный подход).

Образовательный паспорт района введен нами в 2000 году как управленческая технология. Образовательный паспорт включает в себя параметры результативности курируемых учреждений образования:

Программа сетевого и межведомственного взаимодействия в районе отражает направления взаимодействия куратора с образовательными учреждениями, общественными советами, органами власти и местного самоуправления, организациями и структурными подразделениями района. В ней представлен план проведения в районе совместных мероприятий для детей и подростков.

Портфолио куратора школьного округа предназначено для: оценки реализации управленческих действий,

50

Критерий Показатель Примечание

Умение работать с информацией Находит необходимую образовательную информацию для профессиональной деятельности Постоянно

Освоение и активное использование в работе информационно-компьютерных технологий Умеет работать в программах, пользоваться электронной почтой Ежедневно

Коммуникативность Умеет входить в дискуссию, вести диалог, вырабатывать свое мнение, преодолевать сложности и конфликты Постоянно

Компетентность Обладает знаниями в областях, связанных с профессиональной деятельностью, имеет широкий кругозор Постоянно

Умение строить траекторию своего личного и профессионального роста Имеет портфолио, темы самообразования Постоянно

Эффективность сетевого и межведомственного взаимодействия в районе Имеет межведомственную программу развития образования в районе и план ее реализации Один раз в три года, ежегодно проводится корректировка планов реализации программы

Преподаватель XXI

ВЕК

2 / 2007

решений; формирования мотивации к совершенствованию профессиональной деятельности специалиста; учета результатов управленческой деятельности куратора; мотивации к повышению квалификации и самообразованию; формирования объективной самооценки профессиональной деятельности, навыков самоанализа. Портфолио специалиста-куратора состоит из: личной карточки специалиста с полной информацией; девиза профессиональной деятельности; резюме; документов об образовании, квалификации; наград; портфолио работ: разработки программ и планов; реализации социальных проектов в районе; работы с сетевыми организационными структурами в районе; разработки технологий управленческой деятельности; научных статей, печатных работ; подготовки нормативных документов; выступлений; творческих проектов-презентаций по направлениям деятельности специалиста; перспективных проектов; отзывов; анкет о деятельности специалиста, отзывов от организаций и учреждений о проведенных делах и мероприятиях в районе.

Критерии и показатели мониторинга успешной управленческой дея-

тельности куратора школьного округа представлены в таблице.

Освоение мониторинга управленческой деятельности и представленных технологий в работе специалиста-организатора образования в районе будет определять развитие его профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кальней В.А.,Шишов С.Е. Мониторинг качества образования в школе. - М., 1998. - С. 42-43.

2. Макарова Т.Н. Формирование системы показателей оценки профессиональной деятельности муниципальных органов управления образованием: Авто-реф. - М., 2002.

3. Шарай Н.А., КонтарьЛ.В. Сущностные характеристики профессиональной компетентности как основа готовности специалиста управления образования к решению новых задач - проблемы и перспективы развития профессиональной компетентности организаторов образования: Материалы научно-практической конференции. -М., 2006. - С. 86-88.

4. Живикин В.Н. Инновационные процессы в управлении муниципальной системы образования: Автореф. - Рязань, 2004. - С. 14. 51

5. Словарь специалиста кадровой службы / Под ред. Анисимова. - М., 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.